Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Институциональные условия формирования малого предпринимательства в экономике переходного периода: На материалах РСО-Алания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другой вид — это небольшие по размеру предприятия, но функционирующие на базе сложной (детализированной) кооперации внутри производства, исходным пунктом организации которой выступает не вид деятельности, а орудие труда. Такие предприятия всегда находятся в тесных кооперационных связях с другими звеньями общественного производства и по существу являются обособившимися звеньями единого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Малое предпринимательство как объект исследования экономической теории
    • 1. 1. Экономическое содержание и институциональные предпосылки развития малого предпринимательства в экономике переходного периода
    • 1. 2. Роль и значение малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой
    • 1. 3. Малое предпринимательство в переходной экономике России: состояние, противоречия, перспективы
  • Глава 2. Государственное регулирование малого предпринимательства в стратегии рыночной трансформации российской экономики
    • 2. 1. Основы формирования и развития системы государственного регулирования малого предпринимательства
    • 2. 2. Опыт государственной поддержки малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой
    • 2. 3. Формирование, развитие и институциональное совершенствование системы государственного регулирования в переходной экономике России
  • Глава 3. Институциональные условия формирования малого предпринимательства в экономике переходного периода в PCO Алания
    • 3. 1. Социально-экономические рамки становления малого предпринимательства в РСО-Алания
    • 3. 2. Совершенствование институциональных условий формирования малого предпринимательства в РСО-Алания

Институциональные условия формирования малого предпринимательства в экономике переходного периода: На материалах РСО-Алания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Переход к рыночной системе хозяйствования предполагает изменение институционального поля на всех уровнях взаимодействия экономических субъектов. Если на первом этапе реформирования российской экономики доминирующая роль в процессе рыночной трансформации принадлежала макроинсти-туциональным преобразованиям, нацеленным на создание главных рыночных институтов, то для современного периода развития экономики характерно преобладание микроинституциональных источников развития экономической системы. Постепенное перерастание центра тяжести институциональных преобразований на микроуровень создает устойчивую базу для экономического роста, как в отдельных регионах, так и по России в целом. Институциональные преобразования являются необходимым условием для развития малого предпринимательства.

Именно малое предпринимательство формирует необходимую для рыночной экономики конкурентную среду, придает ей должную гибкость, осуществляет более эффективное управление финансами и производством, кадрами, материальными потоками и сбытом.

Стремясь к изменению рыночной ситуации в выгодном для себя направлении посредством инновационной деятельности, предприниматель не только создает новые блага и технологии, но и изменяет сложившуюся рыночную среду, модифицируя старые и создавая новые ее институты — рынки, формы и способы конкуренции, способы координации ресурсов и организационные формы предпринимательства.

Борьба за лучшие результаты хозяйствования заставляет малые формы предпринимательства постоянно заботиться о расширении и обновлении ассортимента производимых благ, придании им новых потребительских свойств. В результате появляются возможности для оптимизации потребительского выбора а, следовательно, и роста общественного благосостояния.

Множество создающихся малых предприятий и соответственно рабочих мест предоставляет возможность вовлечения огромной массы социально незащищенных людей в производственный процесс, расширяя тем самым совокупный спрос и способствуя социальной интеграции общества, что в свою очередь содействует демократизации отношений управления и собственности и ведет к преодолению социально-классовой замкнутости, обеспечивая социальный прогресс общества.

Основной смысл предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования состоит в их способности реагировать на потенциальный источник выгоды. В условиях конкурентного взаимодействия субъектов рыночного хозяйства, деятельность предпринимателя в рамках малого предприятия реализуется в стремлении к созданию для себя лучших условий хозяйствования путем обретения конкурентных преимуществ, что в основном достигается благодаря созданию соответствующих институциональных условий развития малого предпринимательства как в России в целом, так и в РСО-Алания в частности.

Степень разработанности проблемы.

Исследованию проблем формирования и развития малого предпринимательства уделяется большое внимание в трудах отечественных и зарубежных ученых. Среди них выделим труды, в которых разработаны фундаментальные положения о роли и специфике малого предпринимательства, исследуется проблематика институциональной трансформации малых форм хозяйствования, а также механизмы государственной поддержки данного сектора экономики в переходный период. К ним относятся: А. Смит, М. Кантильон, Ф. Найт, Ж. Б. Сэй, И. Тюнен, Й. Шумпетер, П. Ф. Друкер, Дж. Гелбрейт, ЛИ. Абалкин, А. И. Агеев, ТА. Алимова, А. О. Блинов, Л. С. Бляхман, А. Е. Бусыгин, С. Ю. Глазьев, А. А. Шулус и др.

Вместе с тем до сих пор практически отсутствует системный анализ теории формирования институциональных условий развития малого предпринимательства в переходной экономике, выявленная тенденция к снижению количества малых предприятий и социально-экономических результатов их деятельности показала недейственность форм и методов государственной поддержки малого предпринимательства. Несомненная значимость условий формирования малого предпринимательства в решении огромного спектра проблем в российской переходной экономике и отдельных ее регионов, несовершенство институциональных условий развития малого предпринимательства обусловили выбор темы настоящего исследования, ее структуру и круг поставленных в ней задач.

Целью исследования является выявление основных тенденций и перспектив формирования институциональных условий развития малых форм предпринимательства в экономике переходного периода и разработке направлений их перспективного развития в РСО-Алания.

Сформулированная цель определила постановку и решение следующих задач:

• уточнить теоретические характеристики сущности категорий «предпринимательство», «бизнес», «малое предпринимательство», «малое предприятие»;

• исследовать институциональные условия формирования малых форм предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой;

• проследить эволюцию развития малого предпринимательства в России и PCO-Алания и проанализировать характер влияния на него внешних и внутренних факторов;

• проанализировать сложившиеся формы, механизмы и институты реализации государственной политики в отношении малого предпринимательства в России и PCO-Алания;

• показать перспективные направления развития малых форм предпринимательства в России и в PCO-Алания;

• определить. основные институциональные условия развития малых форм предпринимательства в PCO-Алания.

Объектом исследования является деятельность субъектов малого предпринимательства в России и PCO-Алания в условиях современных институциональных преобразований.

Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования институциональных условий развития малого предпринимательства в переходной экономике.

Теоретической и методологической основой исследования являются разработки зарубежных и российских исследователей, законодательные и нормативные документы Российской Федерации и PCO-Алания, материалы периодической печати по проблемам развития малого предпринимательства.

Методологическую основу диссертации составляют: системный, комплексный, логический, структурно-функциональный подходыметоды экономико-статистического анализа, сравнительного анализа, макроэкономического анализа.

В качестве эмпирического материала в диссертации были использованы статистические публикации национальных статистических служб ряда европейских стран, данные Госкомстата России и PCO-Алания, материалы всероссийских съездов, конференций представителей малых предприятий, министерства экономики PCO-Алания.

Научная новизна результатов исследования заключается:

• в методологическом плане в работе развиваются положения об экономическом содержании и соотношении категории «предпринимательство», в контексте связи с понятиями «бизнес», «малое предпринимательство», «малое предприятие»;

• обоснована необходимость институционального подхода к изучению условий формирования малого предпринимательства, что позволило выявить природу, признаки, функции и особенности проявления институциональных условий формирования малого предпринимательства в переходной экономике;

• уточнены понятия категорий «институциональная среда», «институциональные соглашения», как формы проявления институционализации и раскрыто их содержание;

• разработана классификация институциональных условий формирования малого предпринимательства по основным признакам с целью систематизации институциональных преобразований и обеспечение диагностики и мониторинга их осуществления;

• в рамках институциональных условий уточнены и систематизированы внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние малого предпринимательства;

• разработаны предложения по совершенствованию институциональных условий развития малых форм предпринимательства в PCO-Алания на основе выявленных недостатков сложившихся форм, механизмов и институтов реализации государственной поддержки малого предпринимательства в России и PCO-Алания.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что были разработаны концептуальные подходы к анализу институциональных условий развития предпринимательства в условиях переходного характера экономики, содержащиеся в диссертации выводы и обобщения позволяют определить основные направления, принципы и механизмы государственного регулирования малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данный в ней анализ институциональных условий развития малого предпринимательства в рыночной экономике и сформулированные предложения по их совершенствованию могут оказаться полезными для повышения эффективности малого предпринимательства и экономического развития, как отдельных регионов, так и России в целом. Практические рекомендации соискателя могут быть использованы при разработке региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства.

Полученные в диссертационной работе научные результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки теоретических и практических проблем малого предпринимательства и институциональных условий его развития, а также для совершенствования структуры, содержания и методики преподавания ряда экономических дисциплин высшей школы.

Апробация результатов исследования. Основные результаты и выводы диссертационного исследования докладывались на кафедре экономической теории СКГМИ, межвузовских и внутривузовских научно-практических конференциях, посвященных проблемам экономического развития регионов.

По теме диссертации опубликовано семь научных работ общим объемом 1,9 печатных листа.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях рыночной трансформации экономики Российской Федерации малые организацонно-экономические формы хозяйствования в различных сферах народного хозяйства рассматриваются в качестве обязательного условия оптимизации саморазвития предприятий и перевода инерционной в своей основе региональной экономики в режим инновационного развития на основе освоения новых способов производственно-финансовой деятельности.

Недооценка роли малого предпринимательства, его технико-производственных и соционально-экономических возможностей, по мнению автора, приобретает в современных условиях характер крупномасштабного стратегического просчета.

В настоящее время институциональная структура предпринимательства РФ и PCO-Алания в частности, находятся на стадии трансформации, а система под держки малого предпринимательства, обеспечивающая создание благоприятной среды для его формирования, полностью не сформирована. В работе обоснована необходимость институционального подхода к изучению условий формирования малого предпринимательства, что позволило выявить природу, признаки, функции и особенности проявления институциональных условий формирования малого предпринимательства в переходной экономике. Институциональные условия формирования малого предпринимательства — совокупность правил и механизмов, принуждающих субъектов малого предпринимательства к исполнению этих установленных правил и норм.

Институциональные условия формирования малого предпринимательства включают следующие обязательные элементы: институт, правила, специальных гарантов правил.

Разработана классификация институциональных условий формирования малого предпринимательства. Введено и раскрыто понятие категории «институциональная среда», которая включает наиболее общие политические, экономические и социальные правила, определяющие общие границы поведения предпринимательских субъектов. Введено и раскрыто понятие категории «институциональные соглашения», представляющие собой договоренности субъектов малого предпринимательства относительно их согласованных действий по поводу предмета хозяйственной деятельности. Обоснована необходимость придания институциональным условиям предпринимательства системного свойства, выводящего малое предпринимательство на синергический уровень развития.

Осознание социально-экономической значимости, незащищенности малого предпринимательства и связанную с этим необходимость его государственного регулирования очевидны. Поэтому для осуществления действенных, эффективных мер стимулирующих развитие этого сектора экономики необходимо понять экономическую сущность, природу самого понятия «малое предпринимательство».

В научной литературе до сих пор отсутствует однозначное определение сущности малого предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, социологи, правоведы и др.) по-разному трактуют содержание этого термина, сообразуясь с поставленной целью исследования и накопленными знаниями.

Разномыслие в толковании содержания термина малого предпринимательства свидетельствует не только об однозначности экономической, социальной, финансовой роли предпринимательской деятельности в рыночной экономике, но и об открытости малого предпринимательства как системы хозяйствования.

Использование историко-экономического подхода позволило определить малое предпринимательство как экономическую категорию. По мнению автора, малое предпринимательство как сектор экономики представляет собой единство двух сторон общественного производства: социально-экономической, представленной производственными отношениями и организационно-технической, представленной производительными силами, т. е. совокупностью материально-вещественных элементов производства, рабочей силы и форм организации производства.

Изучая проблемы масштабов предпринимательства, можно сделать вывод, что экономическая мысль середины IX и XX вв. повсеместно прогнозировала трансформацию мелкого производства в крупное по мере развития производительных сил. Однако дальнейшая эволюция в ходе научно-технического прогресса самого характера общественного производства (а также критериев отнесения производственной деятельности к малому бизнесу) показала, что этот прогнозируемый процесс не является всеохватывающим, а малый бизнес способен не только выжить, но при определенных условиях и укрепить свои позиции. К числу таких условий относится, прежде всего, способность того или иного малого бизнеса (мелкого производства в том числе) принимать черты характерные для предпринимательства.

Следует отметить, что предпринимательская деятельность в ходе экономического развития также эволюционировала и приобретала при этом более сложные социальные и организационные формы, охватывая все большее число процессов, а также субъектов хозяйственной деятельности вне зависимости от ее масштабов.

Доминирующей тенденцией современного производства стала кооперация небольших специализированных предприятий, которая приобретает все большие масштабы и разнообразие форм (субподряд в промышленности, франчайзинг в торговле и услугах, венчурного бизнеса, совместного выхода на внешние рынки и т. п.).

В контексте анализа экономической сущности малого предпринимательства исключительно важно иметь в виду, что именно формы организации производства и его отраслевая принадлежность становятся объективной основой образования предприятий различных размеров.

Мелкое производство в качестве особого размерного уклада характеризует организационно-техническую сторону производства, а малое предпринимательство относится к его социально-экономическому измерению.

Всю совокупность небольших форм предпринимательства можно подразделить на два вида.

Один из них представлен предприятиями, представляющими роль простейшего звена общественного разделения труда, выступающего в качестве обособленного субъекта хозяйствования. Наиболее широко данный вид предприятий представлен в сфере торговли, услуг и посреднической деятельности. Конституирующим их признаком является простая кооперация, основанная на разделении видов деятельности между работниками предприятия. Ведя замкнутую по отношению к общественному производству деятельность, такие предприятия играют ограниченную экономическую роль, а замещение любого из них не отражается на ходе общественного воспроизводственного процесса. Именно по этой причине, на наш взгляд, а не своему размеру, эти предприятия могут быть названы мелкими. Между тем простота организации делает их доступной формой предпринимательства, а сами мелкие предприятия становятся питательной почвой для развития предпринимательства.

Другой вид — это небольшие по размеру предприятия, но функционирующие на базе сложной (детализированной) кооперации внутри производства, исходным пунктом организации которой выступает не вид деятельности, а орудие труда. Такие предприятия всегда находятся в тесных кооперационных связях с другими звеньями общественного производства и по существу являются обособившимися звеньями единого производственного цикла. Чаще всего это высокотехнологичные, глубоко специализированные производства, обеспечивающие более благоприятные условия для снижения издержек производства и роста производительности труда. Оставаясь экономически самостоятельными, они фактически включены в единый производственный комплекс, производя отдельные детали и узлы, ведя научные и конструкторские разработки. Не случайно подавляющая часть таких предприятий прямо или косвенно находится в сфере притяжения крупных хозяйственных единиц. Такое положение, несомненно, выгодно крупным корпорациям, поскольку без дополнительных вложений капитала они втягивают в свою орбиту мелкие предприятия, по существу, на положении производственных участков. Мелкие же предприятия в рамках такого сотрудничества получают устойчивый рынок сбыта и могут рассчитывать на помощь от корпорации.

Столь существенное изменение природы и роли небольших предприятий заставляет рассматривать их в качестве особого вида предприятий, которые и следует называть малыми предприятиями. Малое предприятие — это уже не мелкое производство с характерным для него стихийным, зависящим от складывающихся рыночных условий характером деятельности, производственной обособленностью и концентрацией предпринимательской функции у собственника.

Малое предприятие — это тесно кооперированное с другими производственными ячейками экономики звено общественного разделения труда, в котором предпринимательская функция реализуется посредством объединения интересов всех участвующих в ее осуществлении сторон. Малое предпринимательство, следовательно, в современных условиях превращается в особый сектор экономики, играющий существенную роль в поддержании ее стабильного и динамичного развития.

Автором выделены следующие виды макроэкономического эффекта развития малого предпринимательства в переходной экономике:

• создание новых рабочих мест при том же объеме инвестиций (за счет меньшей стоимости рабочих мест), что позволяет сократить расходы государства, связанные с ростом безработицы, увеличить налоговые поступления;

• развитие конкурентной среды за счет увеличения числа центров принятия хозяйственных решений;

• улучшения удовлетворения потребностей на рынках товаров, работ и услуг в связи с оперативной реакцией малых предприятий на спрос потребителей, в том числе на товары мелкосерийного производства, индивидуальные работы и услуги;

• ускорение развития депрессивных регионов, районов и зон, малых городов и поселков, где отсутствуют сырьевые месторождения и вторичное сырье;

• развитие экспорто-ориентированного производства продуктов, отличающихся уникальным качеством или невысокой ценой;

• расширение внешнеэкономических связей региона за счет создания совместных предприятий с зарубежными партнерами, особенно в отраслях, не требующих крупных капиталовложений (услуги, образование, агропромышленный комплекс, транспорт и др.);

• разработка и создание научно-инновационной продукции, в том числе силами специалистов, высвобожденных из государственных научно.

Ш исследовательских институтов, конструкторских бюро и т. д.;

•- трудоустройство лиц, малоим неконкурентоспособных на рынке труда (женщины с детьми, молодые специалисты, пенсионеры, инвалиды и т. д.);

• уменьшение средней дальности перевозок грузов и экологической нагрузки на территорию в связи с рассредоточением производства.

Государственное регулирование малого предпринимательства является целенаправленной деятельностью государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов, обеспечивают достижение поставленных целей, соответствующих существующему этапу развития экономики и регламентируют хозяйственные отношения.

Устойчивыми принципами государственного регулирования малого предпринимательства в отдельных отраслях, секторах экономики являются: программно-ф целевой подходкоординация федерального, регионального и местного уровнейсубсидиарность.

Общие рамки государственного регулирования малого предпринимательства в России и PCO-Алания определяются: переходным характером экономики, т. е. незавершенностью процесса формирования рынков труда, капитала, земли, других факторов производствапреобладанием добывающей промышленности и торговли, при низкой доле перерабатывающей промышленности и наукоемких производств и услуг в ВВПсуществованием режима авторитарной демократии с присущим ему хроническим противостоянием представительной и исполнительной ветвей власти, с одной стороны, и законодательной власти — с другойстагнацией или незначительным ростом сектора малого бизнеса.

Анализ опыта государственной поддержки малого бизнеса в странах с развитой экономикой позволяет сделать вывод о том, что общая стратегия оказания управленческой помощи направлена на: придание институциональным условиям предпринимательства системного свойства, выводящего малое предпринимательство на синергический уровень развитияупрощение процедуры при регистрации новых предприятийповышение уровня деловой управленческой квалификации при помощи краткосрочного и долгосрочного консультирования до и во время создания нового предприятия, проведения различных курсов обучения, бизнес школ, бизнес семинаровоказание представительских и юридических услугразработка определенной системы, с помощью которой можно обеспечить гарантии на случай дефицита финансовых средств, налаживание контактов между инвесторами и нуждающимисяизыскание возможностей лучшего распределения затрат на социальное обеспечение новых предприятийрасширение возможностей региональных программ для усиления конкретной роли малых предприятий в развитии отсталых районов страныобеспечение к венчурному финансированию посредством обеспечения доступа к технологии в области электроники и полного владения рыночной информациейусиление сотрудничества между малыми предприятиями при помощи организации мероприятий по обмену опытом и информациейтехническую помощь в области решения проблем передачи технологии, доступа к служебным помещениям и т. д.- оказание помощи в установлении контакта между инвесторами и нуждающимисяулучшение доступа малого предпринимательства к государственным контрактам по поставкам.

В диссертации на основе фактического материала отмечается, что малые предприятия в республике не дают достаточного, ощутимого вклада в республиканский бюджет, в виде налоговых поступлений, незначительно участия малого предпринимательства, республики в создании республиканского валового внутреннего продукта, сектор малого предпринимательства не оказывает существенного влияния на снижение уровня безработицы. По мнению автора, данное состояние малого предпринимательства в России и в PCO-Алания в частности обусловлена неразвитостью, несовершенством институциональных условий малого предпринимательства.

В Российской Федерации и ее субъектах институциональная система все еще эклектична и не обладает выраженным доминированием рыночных институтов над институтами прежней административно-командной экономики.

При благоприятном проведении институциональных преобразований во всех сферах экономики, в том числе в сфере малого предпринимательства Россия, имеет реальные шансы создать современную рыночную систему в полном объеме уже в ближайшее время.

В работе отмечается, что развитие малого предпринимательства определяется * формированием и качеством институциональных условий, предполагающих проведение экономической либерализации, приватизации и развитием конкуренции, четкое определение прав собственности, правовое обеспечение малого предпринимательства.

Основным условием либерализации экономики, как известно, является ее разгосударствление, ликвидация централизованного распределения ресурсов.

В диссертации отмечается, что приватизация в РФ и ее субъектах проходила в русле интересов региональных номенклатурных групп, а также руководителей предприятий.

Анализ хода и результатов приватизации в PCO-Алания позволяет сделать вывод о неоднозначности ее итогов.

Анализируя правовое поле в качестве важнейшего институционального условия развития малого предпринимательства в диссертации отмечается, что вся система щ) институциональной рыночной организации основывается на принципах строго определения прав собственности и уверенности в их соблюдении в хозяйственной практике. Соблюдение прав собственности являются исходными предпосылками осуществления предпринимательства.

Хотя правовая база для осуществления предпринимательской деятельности в стране уже создана, однако об объективной системе его правового регулирования говорить преждевременно. Повсеместно встречающиеся пробелы в нормативном регулировании, внутренняя его противоречивость ведут к распространению спекулятивных форм предпринимательства и экономическим злоупотреблениям со стороны субъектов хозяйствования и власти. Сегодня слабость институтов правовой системы привело к широкому распространению в среде предпринимателей правового нигилизма и использованию неправовых методов работы.

Определенный интерес представляет в работе рассмотрение социальных институтов для развития конкурентной среды в сфере малого предпринимательства. По мнению автора, они включают в себя, прежде всего, появление института новой системы мотивации и отказ от управленческой психологии, которая была присуща для командно-административной системы. В системе социальных предпосылок конкуренции особое значение должны занять институт качественной подготовки и переподготовка трудовых ресурсов для малого предпринимательства.

Серьезным упущением в институциональных преобразованиях является отсутствие научно обоснованной классификации институциональных условий.

В этой связи автором в работе предлагается классификация институциональных условий формирования малого предпринимательства по основным признакам.

В качестве критериев классификации институтов условий в работе приводится следующая их совокупность.

По характеру содержательных задач различают институты политические (государство, органы управления), экономические (налоги, собственность и др.), действующие в духовной сфере (образование, культура) и др.

По критерию организации институты условий разделяются на формальные (деятельность которых зафиксирована нормами, предписаниями, инструкциями и т. д.) и неформальные (регулируемые через обычаи, социальные отношения и т. д.).

По форме влияния различают институты условий прямого воздействия, вынуждающие субъекты малого предпринимательства принимать решения, основанные на предписаниях государства, и институты косвенного воздействия, представляющие собой систему стимулирующих условий для самостоятельного выбора формы действий.

По группам основных институтов условий в работе выделены институты гражданского права, политических прав, экономических прав, социальных прав, культурных прав, которые прямо или опосредовано, влияют на формирование малого предпринимательства. В работе дается характеристика и другим институциональным условиям, качественно воздействующим на малое предпринимательство.

В заключении автор отмечает и приходит к выводу о необходимости системного подхода к формированию институциональной среды условий, обладающей свойством синергии и создающей комплексные возможности развития малого предпринимательства на качественно новом уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества // Экономика и жизнь, 1991, июль № 29.
  2. Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. // Вопросы экономики, 1997, № 6.
  3. А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М.: Наука, 1991.
  4. Т., Буев В., Голикова В., Долгопятова Т. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей. // Вопросы экономики, 1994, № 11.
  5. Т., Буев В., Голикова В., Евсеева И. Формирование информационной среды малого бизнеса. // Вопросы экономики, 1994, № 11.
  6. Н., Половинкин П., Сахарнов Ю. Предпринимательство как стратегический фактор экономического развития. Спб.: Изд-во Спб У ЭФ, 1996.
  7. В.Н. Экономика инновационной деятельности в малых организационных формах. М.: Изд-во РАГС, 1997.
  8. А., Баткилина Г., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение. //Вопросы экономики, 1997, № 4.
  9. В. Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости // Российский экономический журнал. 1996.- № 8−9.
  10. В. «Анатомия» малого отечественного бизнеса. //Российский экономический журнал. -1994. № 3.
  11. В. Малый бизнес с большими бицепсами. На нем держится экономика ВеликобританииУ/Деловой вторник.№ 187.
  12. А. М Малые предприятия : статус и организационно правовые формы // Хозяйство и право. — 1991.- № 5.
  13. С. Франчайзная система в США. //ЭКО. 1992. — № 3.
  14. Л., Плышевский Б. Развитие малых предприятий в России. // Вестник статистики. 1995.-№ 9.
  15. А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики.//ЭКО. 2000. № 8.
  16. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994.
  17. А. Техническая поддержка малого и среднего бизнеса: опыт Запада// Мировая экономика и международные отношения. 1994.- № 12.
  18. А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.:"Ось-89″, 1998.
  19. А.О. Малое предпринимательство и большая политика. //Вопросы экономики. 1996. — № 7.
  20. А.О. Государственная политика поддержки малого предпринимательства. //Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 2.
  21. А.О. Малый бизнес поможет обустроить Россию. //Бизнес и политика. 1996.-№ 2.
  22. А.О. Парадигмы развития малого предпринимательства в России. //Бизнес. -1996.-№ 3.
  23. А.О. Малое предпринимательство в современной модели рыночного хозяйства в России. //Проблемы прогнозирования. 1996. — № 1.
  24. А. Региональные фонды и другие финансовые институты поддержки предпринимательства//Вопросы экономики, 1994.-№ 11.
  25. Л.С. Предпринимательство основа социально-экономического развития общества, //Вестник Санкт-Петербургского университета. — Вып. 3. -1992.
  26. A.B. Предпринимательство: Основной курс. М., 1999 г.
  27. В.М., Виленский A.B. Российское малое предпринимательство и система его государственной поддержки: перспективы развития. //Проблемы прогнозирования. 1996. — № 4.
  28. В.М., Виленский A.B. Кредитование малого предпринимательства.//Вопросы экономики. № 4.
  29. П., Заславский С. Объединение малых и средних предприятий //Вопросы экономики. 1994, № 11.
  30. Л., Самбурова Е. Предпринимательство в России: региональные различия. //Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 2.
  31. М.М., Поканова Т. Н. Как помочь мелкому бизнесу России // ЭКО. 1996, № 12.
  32. Введение в рыночную экономику. / Под ред. Лившица А. М.: Высшая школа, 1994.
  33. А. Государственная политика Японии по отношению к малым и средним предприятиям/ОКО. 1992, № 6.
  34. А. Этапы развития малого предпринимательства в России //Вопросы экономики. 1996, № 7.
  35. С.Н., Чернышева JI.A., Пименов H.A. Малые формы хозяйствования. М., 1991.
  36. JI. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса //Вопросы экономики. 1996, № 7.
  37. В.П. Экономика и предпринимательская деятельность. Ростов н/Дону, 1994.
  38. М., Виленский А. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса.//Российский экономический журнал. 2000. № 1.
  39. Е.В. Основы предпринимательства. М.: Вестник, 1996.
  40. А. А. Певзнер А. Г. Новое о малых предприятиях. М., 1990.
  41. Э. О концепции развития малого предпринимательства // Вопросы экономики. -1991. -№ 8.
  42. Государственная политика поддержки малого предпринимательства в России в 1992—1995. //Предпринимательство в России. 1996, № 2.
  43. Государственная поддержка предпринимательства: концепции, формы, методы (аналитический обзор). М., 1995.
  44. Государственная помощь малому бизнесу в Великобритании //Предпринимательство в России. 1995, № 3−4.
  45. Государственная поддержка предпринимательства: концепция, формы и методы. М, 1995.
  46. Э.П. Малая экономика как фактор формирования общесоюзного рынка. М., 1991.
  47. Гражданский кодекс Российской Федерации. Москва 1999.
  48. В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2000.
  49. В., Васецкий Н. Налогообложение малых предприятий, запуталось в противоречиях.//Деловой мир. 1997. — № 4.
  50. Г. Мелкий бизнес в Великобритании //МЭиМО. 1992. № 3.
  51. А.П. Предпринимательство и бизнес. М., 1995.
  52. Д. Дэниеле, Ли X. Радеба. Международный бизнес. М.: ДелоЛтд, 1994.
  53. З.Л. Организационно-экономические основы развития предпринимательства в регионе (на материалах PCO-Алания). Автореферат. Владикавказ. 2000.
  54. Т. и др. Роль законодательства в регулирования я становлении малого бизнеса в России //Вопросы экономики. 1994, № 11.
  55. Доклад «О состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке». -М.: ГКРП, 1996.
  56. В.А. Венчурный капитал и инновации: 1999. М.: ЦИСН, 1999.
  57. A.A. Предпринимательство в конце 20 века, м.: 1992.
  58. Г. Поддержка инновационного предпринимательства //Экономист, 1996, № 5.
  59. H.H., Борсученко З. И. Формы предпринимательства за рубежом. Серия: Рыночная экономика Киев, 1991.
  60. Л.А. Роль малого бизнеса в ускорении научно-технического прогресса. Новые тенденции в политической жизни и экономическая безопасность России. М. Издательство РУДН. 1998.
  61. Е. Методологические вопросы анализа развития малого предпринимательства и его места в экономике страны. //Вестник статистики. -1995.-№ 9.
  62. Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 года.
  63. Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 6 июня 1995 года.
  64. Закон РФ «О финавсово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г.
  65. Закон РФ «Об упрещенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 года.
  66. Законодательное обеспечение в России: экономическое досье /Гл.ред.Высоцкий С. М., 1994.
  67. Закон и бизнес. Сб. в 3-х тт. /Сост.Безреев Н. К. Ива-ново, 1994.
  68. Законодательство об иностранных инновациях России и стран ближнего зарубежья. М, 1993.
  69. .К., Зацепин Ю. М. Инвестиционная поддержка малого предпринимательства. М.: Советский спорт, 1997.
  70. Н. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики.//Российский экономический журнал. 1995.- № 12.
  71. Н.М., Скляр. Новое о малых предприятиях России. М.: Триада, 1996.
  72. Информация о социально-экономическом положении России. М., 1997.-№ 2.
  73. Инфраструктура малого предпринимательства в научно-технической сфере. / Под общей ред. Евдокимова Ю. А., Козлова Г. В., Пимошенко Ю. П. М., 1996.
  74. .Н. Малые формы хозяйствования. М.: Экономика, 1991.
  75. .Н. Под прессом большого бизнеса. Положение мелкого и среднего предпринимательства. М., 1985.
  76. М., Каретникова Т. Малый бизнес и проблемы его развития.-Челябинск, 1995.
  77. А. Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения //Вопросы экономики. 1996, № 7.
  78. Ю. Системное моделирование организации управления регионом: методологический аспект. //Проблемы теории и практики управления. 1996.
  79. С. Большие секреты малого бизнеса/Юбразование и Бизнес № 23 от 20 июня 2000 г.
  80. А. Поддержка государством малого бизнеса в Японии. //Человек и труд. 1994. № 2.
  81. В. Региональные приоритеты развития частного сектора.//Экономисг. 1995.-№ 8.
  82. В., Орлова Д. Перспектива развития малого бизнеса (на примере Белгородской области). //Экономист. -1996. № 6.
  83. А. Б., Пименова А. Л. Введение в предпринимательство. Спб.: Политехника, 1995.
  84. Л.Н., Зубарев В. М. Зарубежный опыт государственного воздействия на деятельность малых и средних предприятий //Материалы семинара «Новые формы производственно-хозяйственных организаций в системе управления». М., 1990.
  85. ЛапенковВ.И. Экономика малого бизнеса. М.: МАИ. — 1994.
  86. В. Толмачева А. Проблема становления предпринимательства в условиях перехода к рынку // Малый бизнес, рынок и общество .- 1992.- № 1−2.
  87. Г. В. Малые предприятия России//Вопросы статистики. 1999. № 2
  88. Малое предпринимательство России в 1995 году. М.: Госкомстат РФ, 1996.
  89. Малое предпринимательство в Кабардино-Балкарской Республике в 1996 году. М.: Госкомстат КБР, 1996.
  90. Малое предпринимательство в Кабардино-Балкарской Республике в 1997 году. М.: Госкомстат КБР, 1998.
  91. Малое предпринимательство в Кабардино-Балкарской Республике в 1998 году. М.: Госкомстат КБР, 1999.
  92. Малое предпринимательство в Кабардино-Балкарской Республике в 1999 году. М.: Госкомстат КБР, 2000.
  93. Малое предпринимательство в Кабардино-Балкарской Республике в 2000 году. М.: Госкомстат КБР, 2001.
  94. Малое предпринимательство заявляет о себе (по материалам: Первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий). //Российский экономический журнал. № 3. — 1996.
  95. К. Малое предпринимательство усиливает общественную активность // Российский экономический журнал .- 1996.- № 7.
  96. Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. М.: КОНСЭКО, 1998.
  97. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад. РАРМП. М.: Русслит, 1996.
  98. Малый бизнес России: Адаптация к переходным условиям //Предпринимательство в России. 1995, № 1−2.
  99. Малое предпринимательство в России: (по данным Государственного комитета по статистике). //Бизнес и политика. 1996. — № 2.
  100. Малые предприятия: новое в государственной политике. //Экономика и жизнь. 1996.- № 3.
  101. Малый бизнес в России: оценка ситуации: (Из доклада Российской ассоциации малого предпринимательства). //Общество и экономика. 1996. — № 9−10. № 11−12.,
  102. В.Д. Малый бизнес в производстве и в сфере услуг. //ЭКО. 1996. № 12.
  103. О.В., Балацкий Е. В. Особенности малого предпринимательства в России.//Проблемы прогнозирования. 1999. № 2.
  104. Международное предпринимательство: Анализ зарубежного опыта. М., 1992.
  105. И., Побеленная Л. Приоритеты государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне (по результатам экспертного опроса).
  106. Консультант малого бизнеса. 1996. — № 1.
  107. Московский Закон «Об основах малого предпринимательства» наш комментарий с позиции федерального законодательства //Предпринимательство в России. 1995, № 2.
  108. П., Фосенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна // Российский экономический журнал. 1993.- № 1.
  109. С.М., Степанова М. П. Японский опыт возрождения и современная Россия. //Деньги и кредит. 1992. -№ 8.
  110. А. Малое предпринимательство в рыночном интерьере России // Диалог.- 1995.-№ 2.
  111. Новости Малого Бизнеса. Электронный журнал. Выпуск № 44 от 02.11.98
  112. Обсуждение проекта Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса на 1996−1997 гг. // Предпринимательство в России. 1995, № 3−4.
  113. А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы.//Вопросы экономики. 1997.- № 4.
  114. Основы предпринимательского дела /Под ред.Ю. М. Осипова. М., 1996.
  115. М. Создание малых предприятий. М.: 1991.
  116. Ю.В., Мисько О. Н. Введение в бизнес. Л. 1991.
  117. С. Организационные формы малых предприятий в восточноевропейских странах // Проблемы теории и практики управления. -1994.-№ 1.
  118. П., Савченко В. Проблема определения экономической сущности и содержания предпринимательства. // Вестник МГУ. Серия 6, Экономика. -1996. № 2.
  119. Постановление Совета Министров РСФСР № 406 «О мерах по под держке и развитию малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 года.
  120. Постановление Правительства РФ № 268 «О Фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции» от 1 апреля 1993 года.
  121. Постановление Правительства РФ № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 года.
  122. Постановление Правительства РФ № 65 «О Фонде содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере» от" 3 февраля 1994 года.
  123. Постановление Правительства РФ № 409 «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994 -1995 г. г.» от 29 апреля 1994 года.
  124. Постановление Правительства РФ № 912 «О Совете по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации» от 12 августа 1994 года.
  125. Постановление Правительства РФ № 1319 «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации» от 1 декабря 1994 года.
  126. Постановление Правительства РФ № 1322 «О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд» от 1 декабря1994 года.
  127. Постановление Правительства РФ № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 24 декабря 1994 года.
  128. Постановление Правительства РФ № 1434 «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от 29 декабря 1994 года.
  129. Постановление Правительства РФ № 48 «О Программе содействия формированию финансово-промышленных групп» от 16 января 1995 года.
  130. Постановление Правительства- РФ № 224 «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности» от 7 марта1995 года
  131. Постановление Правительства РФ № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 29 июня 1995 года
  132. Постановление Правительства РФ № 1045 «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» от 28 октября 1995 года
  133. Постановление Правительства РФ № 1184 «О Федеральном Фонде поддержки предпринимательства» от 4 декабря 1995 года.
  134. Проект Федеральной программы развития лизинга в Российской Федерации на 1996 2000 годы. — М.: 1996.13 7. Программа «Малый бизнес»: Бизнес-план /Пер.В довина В .К. М. 1993.
  135. В.С. Азбука предпринимательства. М., 1993.
  136. В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность //Вопросы экономики. 1996, № 7.
  137. Развитие малых предприятий. Информационно-статистический бюллетень. -М.: Госкомстат РФ, 1995. № 10.
  138. Развитие малых и средних предпринимательских структур и проблема занятости. // Под ред. Чепуренко А. Ю. М., 1995. — 120 с.
  139. И. Мелкое предпринимательство в промышленности США (обзор) // Проблемы теории и практики управления. 1990, № 6.
  140. И.И. (рук. авт. кол.) Обзор. Мелкий бизнес и эффективность американской экономики//Научно-аналитический обзор. М., 1990.
  141. .А. Предпринимательство и рынок. М., 1991.
  142. .А. Основы бизнеса: уч. пос. М., 1996.
  143. Режим лицензирования видов деятельности //Предпринимательство в России. 1996, № 2.
  144. Реструктуризация собственности и контроля в промышленности //Предпринимательство в России. 1995. № 3−4.
  145. Речмен Дэвид Дж. Современный бизнес. / В двух томах. -М. Республика, 1995.
  146. Ю.А. Малый бизнес в мировой экономике. М., 1994.
  147. Ю.А. Развитие малого бизнеса в странах с переходной экономикой. М., 1996.
  148. Ю. Мировая практика определения критериев предприятий малого бизнеса//Бизнес. 1996.- № 8−9.
  149. Ю. Концепция развития малого бизнеса в России // Социально -политический журнал. 1994.- № 11−12.153.- Ровенский Ю. А. Стратегия развития предпринимательства. М.: Электроника, 1996.
  150. Российская экономика в 1996 году: тенденции и перспективы. // Подред. Гайдара Е. Т. М.: РАН, АНХ, 1997.
  151. JI.H. Предпринимательство в рыночной экономике. Тюмень, 1994.
  152. Ф.М., Апишев A.A. Возрождение предпринимательства в России. Майкоп, 1992.
  153. Россия в цифрах. М.: Госкомстат России, 1999.
  154. Рынок. Предпринимательство. Менеджмент //Русинов Ф.М. и др. Нальчик, 1996.
  155. П. Жигулина на Ю.// Социальный аспект малого бизнеса .- 1994.-№ 9.
  156. В. Феномен предпринимательства (экспериментальный спецкурс). / Российский экономический журнал. 1995. — №№ 9−10. -1996.-№№ 1−2.
  157. В., Шулус А. Феномен государственного предпринимательства. // Российский экономический журнал. 1997.-№ 1.
  158. Социально-экономическое положение в Кабардино-Балкарской Республике в 1998 г. Госкомстат КБР.
  159. И. К классификации форм господдержки малого предпринимательства.// Российский экономический журнал. 2000. № 1.
  160. A.C. Эффективность малого бизнеса. М., 1990
  161. Социально-экономическое положение в Кабардино-Балкарской Республики в 1999 г. Госкомстат КБР. Нальчик.
  162. Социально-экономическое положение в Кабардино-Балкарской Республике в 2000 г. Госкомстат КБР. Нальчик.
  163. Совершенствование налоговой системы важнейший аспект развития частного предпринимательства//Предпринимательство в России. 1996. № 2.
  164. Современный бизнес. В 2-х тт. /Под ред. Певзнера Я. Х. М., 1995.
  165. Социально-экономическое положение в Кабардино-Балкарской Республике в 1997 г. Госкомстат КБР. Наьчик.
  166. В. Малый бизнес по-британски//Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 9.
  167. Социально-экономическое положение в Кабардино-Балкарской Республике в 1996 г. Госкомстат КБР. Нальчик
  168. Социально-экономическое положение России. М.: Госкомстат РФ, 1995.-№ 12.
  169. А. Малый и : средний бизнес: новые подходы государства к поощрения экспорта // Внешняя торговля. 1995.- № 2−3.
  170. А. Возможности малого бизнеса// Внешняя торговля. 1995.- № 8.
  171. В. Культура и становление цивилизованного рынка в России //Вопросы экономики. 1995, № 7.
  172. Стэнворт Джон. Франчайзинг, в малом бизнесе. / Под ред. Павловой JI.H.-М.-ЛОНИТИ, 1996.
  173. В.А. История российского предпринимательства. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс». 1997.
  174. Сэй Д.-Б. Трактат политической экономии. М., 1986.
  175. Тенденции развития малого бизнеса //Предпринимательство в России. 1995, № 1.
  176. Е. Государственное предпринимательство: организационно-правовые формы //Вопросы экономики. 1995, № 12.
  177. Туган-Барановский М"И. Социальные основы кооперации. M., 1989.
  178. Указ Президента РФ № 1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» от 30 ноября 1992 г.
  179. Указ Президента РФ № 2096 «О создании финансово-промышленных груш в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 года.
  180. Указ Президента РФ № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 года.
  181. Указ Президента РФ № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей- на территории Российской Федерации» от 8 июля 1994 года.
  182. Указ Президента РФ № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от17 сентября 1994 года.
  183. Указ Президента РФ № 563 «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» от 6 июня 1995 года
  184. Указ Президента РФ№ 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финавсово -промышленных групп» от 1 апреля 1996 года.
  185. Н. Лизинговый аспект столичной системы поддержки малого предпринимательства. //Российский экономический журнал. 1996. — №№ 11−12.
  186. И. Внешнеэкономическая деятельность малых предприятий // Вопросы экономики. 1992.- № 3.
  187. В.В. Проблемы финансирования малого и среднего бизнеса // Финансы. 1993.-№ 2.
  188. Финансовые и институциональные проблемы российского малого предпринимательства (материалы между нар. сем.). М., 1996.
  189. Л. Природа малого бизнеса и ее влияние на специфику менеджерской деятельности// Малый рынок, бизнес и общества.- 1992.- № 1−2.
  190. Формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. М., 1994.
  191. С. Государственное регулирование в. современной смешанной экономике. // Вопросы экономики. 1996. — № 11.
  192. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело. М.: Прогресс-Универс, 1992.
  193. А. Курс предпринимательства., -. M/. Международные отношения, 1993.
  194. Т. Малый бизнес в Канаде. //Деньги и кредит. 1992. — № 3.
  195. М. Социально-экономическое содержание инноваций на предприятии. //Вестник МГУ. Сер.6. — Экономика, — 1995.- № 1.
  196. А. Роль малого бизнеса в экономике Южной Африки. //Человек и труд. -1994.- № 8.
  197. А. В. Избранные труды. М. 1991.
  198. А. Проблемы малого предпринимательства. //Власть. 1995. — № И.
  199. А. Проблема финансирования в Российском малом бизнесе. //Вопросы экономики. 1996. — № 7.
  200. Е.А. Методические аспекты формирования комплексного плана-прогноза социально-экономического развития региона областного ранга в условиях у развития рыночных отношений. //Вестник Академии. 1996.
  201. Ф. Малое предпринимательство // Экономист.- 1994.- № 11.
  202. Ф. Государственная поддержка малого предпринимательства // Экономист.- 1995.-№ 10.
  203. Ф. Россия: новый этап приватизации. // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 4.
  204. О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России.//Вопросы экономики. 2001. № 4.
  205. А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах.// Вопросы экономики. 2001. № 4.
  206. А. Мелкие и средние предприятия в народном хозяйстве ФРГ. // Российский экономический журнал. 1993. — № 3.
  207. А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. 1996 — № 56.
  208. А., Малухов К., Трофимова И. Малое предпринимательство заявляет о себе // Российский экономический журнал. 1996. — № 3.
  209. H.A. Малый бизнес в условиях рынка// Деньги и кредит.- 1992.-№ 1.
  210. И. Теория экономического развития. М., 1982.
  211. Экономика. // Под ред- Булатова. М.: БЕК, 1996.
  212. Экономика и бизнес. (Теория и практика предпринимательства). //Под ред. Камаева В. Д. М.: МГТУ Баумана, 1993.
  213. Экономика и организация предпринимательства. // Под ред. Пенькова Б. Е. -М.: РАГС, 1996.
  214. Энциклопедический словарь предпринимателя. / сост. С. М. Синельников, Т. Г. Соломоник, Р. В. Янборисова. Спб.: 1992.
  215. Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США.//Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 5.
Заполнить форму текущей работой