Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизм управления конкурентными преимуществами предприятия в условиях нестабильной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна работы. Наиболее существенными, содержащими научную новизну результатами, являются следующие: уточнены понятия конкурентоспособности и конкурентного преимущества предприятия. Отличительной особенностью понятия конкурентоспособности предприятия является его рассмотрение в конкретный момент времени, а определение конкурентного преимущества охватывает и отдельные сравниваемые… Читать ещё >

Содержание

  • 1. глава. Теоретические основы исследования конкурентных преимуществ предприятия и управления ими в условиях нестабильной экономики
    • 1. 1. Понятие конкурентного преимущества и конкурентоспособности предприятия
    • 1. 2. Влияние факторов на конкурентные преимущества предприятия в условиях нестабильной экономики
    • 1. 3. Методический подход к разработке системы управления конкурентными преимуществами предприятия
  • 2. глава. Анализ конкурентной позиции промышленных предприятий
    • 2. 1. Характеристика существующих методик и приемов оценки конкурентных преимуществ предприятия
    • 2. 2. Методический подход к анализу конкурентных преимуществ предприятия
    • 2. 3. Анализ конкурентных позиций машиностроительных предприятий и их конкурентных преимуществ
  • 3. глава Совершенствование механизма управления конкурентными преимуществами предприятия в условиях нестабильной экономики
    • 3. 1. Разработка модели управления конкурентными преимуществами предприятия
    • 3. 2. Формирование стратегии управления конкурентными преимуществами предприятия
    • 3. 3. Формирование организационных связей между подразделениями в условиях функционирования механизма управления конкурентными преимуществами предприятия

Механизм управления конкурентными преимуществами предприятия в условиях нестабильной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования Положение, в котором находится Россия выдвигает на первый план решение проблемы повышение конкурентоспособности отечественной экономики.

В конце 1998 года по уровню конкурентоспособности Россия находилась на 127 месте из 180 стран, оцениваемых Всемирным экономическим форумом. За последние четыре года ситуация в стране мало изменилась, хотя идея повышения конкурентоспособности России была включена в «Концепцию национальной безопасности Российской Федерации» от 10 января 2000 года.

Перспективы развития национальной экономики связаны, в первую очередь, с повышением конкурентоспособности ее хозяйствующих субъектов и, в первую очередь, отрасли машиностроения, потери которой в ходе экономических реформ оказались наиболее существенными. Успех решения задач по выявлению конкурентных преимуществ и повышению конкурентоспособности машиностроительных предприятий в большой мере зависят от уровня проработки теоретических и прикладных вопросов.

Вопросы анализа конкурентных преимуществ, выбора конкурентных стратегий и другие аспекты конкурентоспособности предприятий исследованы зарубежными учеными, такими как И. Ансофф, Г. Ассэль, Ф. Вирсема, X. Вютрих, В. Винтер, Т. Йенер, Б. Карлофф, Д. Лавлок, Ж. Ламбен, Т. Коно, М. Мескон, Д. Миллер, Б. Нейлбафф, М. Портер, М. Треси и др. Однако, зарубежный опыт не может оставаться неизменным для российских предприятий, так как для России характерна нестабильность экономического развития, отсутствует опыт эффективного управления конкурентными преимуществами.

В отечественной литературе рядом авторов исследованы вопросы, касающиеся методов оценки и анализа конкурентоспособности предприятий. (Г.Л. Азоев, Ю. П. Анискин, В. В. Винокуров, О. С Виханский, А. П. Градов,.

Е.П. Голубков, М. Ермолов, П. С. Завьялов, И. В. Максимова, В. Медынский, Н. Моисеева, О. Г. Туровец, Р. А. Фатхутдинов и др.).

Однако, ряд методологических и практических вопросов, связанных с совершенствованием управления конкурентоспособностью и конкурентными преимуществами в условиях нестабильной экономики, продолжает оставаться недостаточно исследованным и разработанным.

Это делает актуальным разработку основных составляющих механизма управления конкурентными преимуществами предприятия.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является исследование теоретических вопросов в области обеспечения конкурентных преимуществ предприятий, разработка рекомендаций и методических положений по совершенствованию управления конкурентными преимуществами предприятия в условиях современной российской экономики. Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:

— разработать теоретические основы исследования конкурентных преимуществ предприятия;

— выявить факторы разных уровней, влияющих на достижение предприятием конкурентных преимуществ;

— охарактеризовать влияние нестабильной экономики на достижение предприятием конкурентных преимуществ;

— проанализировать существующие методики и приемы оценки конкурентных преимуществ предприятия;

— разработать методический подход к анализу конкурентных преимуществ;

— провести анализ конкурентных позиций машиностроительных предприятий и их конкурентных преимуществ;

— разработать механизм управления конкурентоспособностью и конкурентными преимуществами предприятия в условиях нестабильной экономики.

Предмет и объект исследования. Объектом исследования является группа машиностроительных предприятий различных форм собственности. Предметом — процесс управления конкурентными преимуществами предприятий в современных условиях российской экономики. Подробно исследовались особенности управления конкурентными преимуществами на предприятиях: ОАО «Рудгормаш», ЗАО «Тяжмехпресс», ГУЛ «Турбонасос».

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой диссертационной работы является концепция социально-ориентированной, регулируемой государством рыночной экономикиобщенаучные принципы системного подходанаучные труды отечественных и зарубежных специалистов в области анализа конкурентоспособности предприятий, стратегического управления. В исследовании широко использовались методы системного и сравнительного анализа, системного проектирования, теории вероятности, а также компьютерные технологии обработки информации. Изучались статистические материалы и эмпирические данные, полученные в результате конкретных исследований.

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые документы Минэкономики РФ, официальные публикации Воронежского областного комитета госстатистики, аналитические материалы по оценке конкурентоспособности отечественных предприятий и их конкурентных преимуществ, результаты экспертного опроса специалистов по оценке конкурентоспособности продукции и путям ее повышения, информационные ресурсы сети Интернет.

Научная новизна работы. Наиболее существенными, содержащими научную новизну результатами, являются следующие: уточнены понятия конкурентоспособности и конкурентного преимущества предприятия. Отличительной особенностью понятия конкурентоспособности предприятия является его рассмотрение в конкретный момент времени, а определение конкурентного преимущества охватывает и отдельные сравниваемые характеристики предприятия, и общую рыночную позициюуточнена совокупность внешних и внутренних факторов предприятия, влияющих на достижение им конкурентных преимуществпредложена методика оценки конкурентных преимуществ и выявления недостатков предприятия, отличающаяся использованием метода комплексного сравнительного анализаразработан механизм управления конкурентными преимуществами предприятия, позволяющий на основании использования его элементов, методов и инструментов достигать и удерживать долгосрочные и краткосрочные конкурентные преимуществапредложен методический подход к разработке системы управления конкурентоспособностью предприятия, содержащий основные требования к процессу управления конкурентными преимуществами и его содержаниеразработана модель управления конкурентными преимуществами предприятия, ориентированная на решение стратегических задач управления, отличающаяся возможностью выявления силы воздействия конкурентного преимущества и негативного фактора на результирующий показатель деятельности предприятияпредложена комбинированная стратегия управления конкурентными преимуществами, основанная на сочетании стратегии внедрения новшеств и стратегии немедленного реагирования, что особенно актуально в условиях нестабильной экономической ситуации.

Практическая значимость работы. Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что предложенная в нем методика анализа конкурентных преимуществ предприятия обеспечивает возможность однозначной оценки достигнутого на предприятии уровня конкурентоспособности предприятия, позволяет выявить резервы его повышения, связанные с выявлением конкурентных преимуществразработанный механизм управления конкурентными преимуществами предприятия позволяет управлять конкурентоспособностью предприятия, что ведет к своевременному выявлению конкурентных преимуществ и разработки оптимальной стратегии по их поддержанию.

Разработанные автором методические положения и рекомендации по управлению конкурентными преимуществами предприятия внедрены на ряде машиностроительных предприятий г. Воронежа и в учебном процессе, что подтверждено соответствующими актами внедрения. Отдельные положения диссертации нашли практическое применение и отражение в госбюджетных НИР ГБ 96.25 «Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования предприятия в переходный период» и ГБ 2001.25 «Экономика, организация производства и управление на предприятиях», выполняемых на кафедре экономики, производственного менеджмента и организации машиностроительного производства. Научно-методические материалы используются в учебном процессе при подготовке студентов-экономистов, что подтверждается актами о внедрении.

Апробация работы. Основные теоретические и методические положения диссертационной работы докладывались автором и обсуждались на ряде международных и Всероссийских научно-практических конференций. Среди них: Всероссйская конференция «Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах» (Воронеж, 2001), международная научно-практическая конференция молодых ученых и аспирантов «Предприятия России в транзитивной экономике» (Ярославль, 2002), Всероссйская молодежная научно-практическая конференция «Антикризисное управление в России в современных условиях» (Москва, 2002), научно-практические конференции и семинары профессорско-преподавательского состава Воронежского государственного технического университета.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1. Определения понятий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентные преимущества предприятия».

2. Механизм управления конкурентными преимуществами предприятия.

3. Методика оценки конкурентных преимуществ предприятия в условиях нестабильной экономики.

4. Модель управления конкурентными преимуществами предприятия на базе расчета силы влияния негативного фактора и конкурентного преимущества на результирующий показатель.

5. Процедура формирования комбинированной стратегии управления конкурентными преимуществами.

Публикации результатов исследования. Автором опубликовано 16 работ по теме диссертации, в том числе в центральной печати. В работах, написанных в соавторстве и приведенных в конце авторефереата, соискателю лично принадлежит: в работе /9/ дано обоснование актуальности проблемы, определены направления снижения рискав работе /11/ предложен алгоритм формирования методики оценки конкурентных преимуществ предприятияв работе /12/ разработаны подходы к управлению конкурентными преимуществами в условиях действия негативных факторовв работе /13/ осуществлено формирование схемы комплексной оценки потенциала предприятияв работе /14/ дано обоснование выявленных методических подходов.

Структура и объем работы.

Цель и задачи исследования

определили структуру диссертационной работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и девяти приложений. Основное содержание работы изложено на 187 страницах, включая 29 рисунков и 42 таблицы.

1 Теоретические основы исследования конкурентных преимуществ предприятия и управления ими в условиях нестабильной экономики.

Все выводы, вытекающие из данного сравнительного анализа, дают возможность определить позицию предприятия по отношению к главному конкуренту и выявить истинную силу и перспективы конкурирующей предприятия. На основании этих данных вырабатывается программа действий предприятия по отношению к данному конкуренту.

Заключение

.

Проведённые теоретические и практические исследования управления конкурентными преимуществами предприятия позволили сделать следующие выводы:

1. Исследование понятийного аппарата позволило соискателю выработать собственные определения конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия. Конкурентоспособность предприятия — это такое состояние предприятия в определенный момент времени, которое обеспечивает ему сопоставимые с конкурентом возможности для достижения поставленной цели, а конкурентное преимущество предприятия — это совокупность необходимых ресурсов, умений и навыков, характеризующих внутренний потенциал предприятия, характеризующих внутренний потенциал предприятия при котором оно превосходит конкурента по всем или некоторым параметрам и находит отражение в улучшении экономических показателей деятельности предприятия. Таким образом, два этих понятия неразрывно связаны между собой.

2. Для формирования конкурентных преимуществ соискателем были изучены отдельные их виды и предложена классификация конкурентных преимуществ по важнейшим критериальным признакам, таким, как характер источника, место возникновения, характер динамики, срок действия, сфера проявления и другие.

3. С целью достижения и удержания конкурентных преимуществ предприятия соискателем выявлена совокупность факторов, которую можно представить в виде трех групп, учитывающие влияние внешней, внутренней среды предприятия и среды непосредственного окружения. При этом внешняя среда определена как нестабильная.

4. Соискателем обоснована необходимость создания обособленной системы управления конкурентными преимуществами, определено ее содержание и требования к ее построению: открытость, инновационная подвижность, гибкость, адекватность. Разработан механизм управления конкурентными преимуществами предприятия, приводящий в действие систему управления ими. Центральным звеном этого механизма являются совокупность его элементов, включающих в себя субъект управления, охватывающий функциональные подразделения, и объект управления, который составляет процесс управления конкурентными преимуществами предприятия.

6 Определены сущность и содержание процесса управления конкурентными преимуществами предприятия Процесс управления включает в себя ряд этапов, состоящих из отдельных стадий, и заканчивается получением определенного результата.

7. Анализ методик оценки конкурентных преимуществ позволил соискателю сделать вывод о том, что все методики условно можно разделить на две большие группы, оценивающие их либо через конкурентоспособность предприятия, либо через оценку потенциальных возможностей предприятия на перспективу без предварительной оценки конкурентоспособности.

8. Для использования в практической деятельности машиностроительных предприятий предложена методика оценки конкурентных преимуществ предприятия в условиях нестабильной экономики, обеспечивающая всесторонний анализ ситуации на предприятии, воздействие внешней среды, анализ существующих конкурентных преимуществ с целью выработки решения по управлению конкурентными преимуществами. Для расчета интегрального показателя конкурентоспособности предложено использовать метод рангового рейтингования. Методика внедрена в работу ОАО «Рудгормаш», что подтверждено актом о ее внедрении на предприятии.

9. Автором проведен анализ конкурентной позиции ОАО «Рудгормаш», ДП «Турбонасос», ЗАО «Тяжмехпресс», который позволил сделать вывод, что управление на этих предприятиях не сориентировано на формирование конкурентных преимуществ. Не выполняются основные функции управления конкурентными преимуществами: анализ, оперативное и стратегическое планирование достижения и удержания конкурентных преимуществ. На предприятиях также отсутствует системный подход к управлению конкурентными преимуществами и не разработан механизм управления ими.

10. Соискателем сделан вывод о том, что управление конкурентными преимуществами должно основываться на анализе взаимодействия конкурентных преимуществ и негативных факторов и на выработке решения по их оптимальному соотношению. С этой целью в качестве одного из инструментов механизма управления конкурентными преимуществами, предлагается модель управления ими, учитывающая силу воздействия конкурентных преимуществ и негативных факторов и ориентированная на выработку стратегических решений.

Модель управления конкурентными преимуществами внедрена в работу ОАО «Алюминий черноземья», что подтверждено актом о ее внедрении на предприятии.

11. В целях совершенствования процесса формирования стратегии управления конкурентными преимуществами диссертантом разработана и апробирована процедура выбора стратегии управления. Для этого определена последовательность формирования стратегии управления конкурентными преимуществами предприятия, включающая ряд этапов: анализ текущей стратегии управления конкурентными преимуществами предприятия, расчет сил конкурентных преимуществ и негативных факторов, анализ способности предприятия к созданию конкурентных преимуществ, определение критериев выбора стратегии управления, формирование набора возможных для анализируемого предприятия стратегий управления конкурентными преимуществами, прогнозирование результатов от внедрения с учетом анализа рисков, принятие итогового управленческого решения по выбору стратегии и сокращении «разрывов» между общим руководством и научно-техническим специалистами. На этапе прогнозирования для выбора конкурентной стратегии с учетом влияния нестабильной внешней среды соискатель предлагает воспользоваться теорией статистических игр.

Соискателем разработана комбинированная стратегия управления для ЗАО «Тяжмехпресс» на основе предложенного методического подхода к формированию стратегии управления конкурентными преимуществами.

Практическая значимость процедуры выбора стратегии управления конкурентными преимуществами подтверждена актом внедрения в работу ОАО «ВЭКС Воронежский экскаватор».

12. Для функционирования механизма управления конкурентными преимуществами предприятия диссертантом предложено рационализировать организационные связи между подразделениями.

Учитывая нестабильную экономическую среду, соискатель рекомендует оргструктуру управления предприятием разделить на постоянную и переменную части, что позволит повысить адаптивность и гибкость системы управления при выборе стратегии при достижении и удержании конкурентных преимуществ предприятия. Автором предложена организационная структура управления и разработана карта управленческой процедуры для ЗАО «Тяжмехпресс».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адаева JI. Организация повышения конкурентоспособности
  2. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы.- М.: ОАО «Типография „НОВОСТИ“, 2000. 256с.
  3. Н. Проектирование систем управления // Консультант Директора, 1999. № 3. — С. 10−14.
  4. М.П. Учет враждебности рынка при осуществлении внешнеторговой деятельности // Менеджмент в России и за рубежом, 2000. -№ 5.-С. 36−44.
  5. О.С. Сущность и типология стратегий // Консультант Директора, 2000. № 11. — С. 5 -11.
  6. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком, 1999.-416 с.
  7. Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов.- М.: ИНФРА-М, 1999. 804 с.
  8. В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления, 1998. № 4. — С. 112−116.
  9. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. 3-е изд., перераб. — М. Финансы и статистика, 1994. — 288с.
  10. B.C. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Маркетинг и менеджмент, 2000. № 4. — С.8−12.
  11. В.И. Анализ конкурентоспособности фирмы // Менеджмент в России и за рубежом. № 5, 2001.
  12. О., Каким курсом пойдет Россия в XXI век? // Проблемы теории и практики управления, 1998. № 5. — С. 5−11.
  13. К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ.- Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. -175 с.
  14. А.А. Маркетинг малого предприятия: Практическое пособие. Киев: ВИРА-Р, 1998. — 384 с.
  15. J 15. Букреев A.M. Организационно-экономический механизм антикризисного управления: теория и практика. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 164с.
  16. Н.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. — М.: ИНФРА М, 2000.- 392с.
  17. В. Азиатский дефолт: испытания для антикризисного менеджмента // Проблемы теории и практики управления, 2000. № 1. — С. 63−67.
  18. Д.Д., Кислякова Н. А. Менеджмент: практические занятия и деловые игры. М.: Элит, 2000. — 272 с.
  19. Ю., Шеффер У. На пути к активному управлению с помощью показателей // Проблемы теории и практики управления, 2000. № 5. -С. 107−111.
  20. Е.А., Нещадин А. А., Липсиц И. В. и др. Российские предприятия: трудный поиск конкурентных стратегий // ЭКО. 1998. -№ 11.- С. 24−46.
  21. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 160 с.
  22. X. Управление бизнес-единицами: децентрализация предпринимательства // Менеджмент в России и за рубежом, 1999. № 4. — С. 18−26.
  23. О.С. Стратегическое управление М.: Гардарика, 2002.-296 с.
  24. Н. Тендер! Тендер? Тендер.// Содействие, 2000. № 5. -С. 57−59.
  25. Х.А., Винтер В. Б. Конкурентоспособность глобальных предприятий // Проблемы теории и практики управления.№ 3- 1995.
  26. П. Страны с переходной экономикой: состояние и перспективы роста // Проблемы теории и практики управления, 2001. № 2. — С. 18−23.у/27. Гайдар Е. П. Аномалии экономического роста: Учебн. пособие для вузов. М.: „Издательство Магистр“, 1997. — 229с.
  27. М. и др. Конкурентоспособность на микро-, мезо-и макроуровневом измерениях // РЭЖ. 1998.- № 3.- С.67−77
  28. И.Н. Менеджмент: Учебник 3-е изд.- - М.: Банки и биржи, 1997.-501с.
  29. А.Н. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг, 1999. № 2. — С. 56−64
  30. Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг в России и за рубежом, 1999. № 2. — С. 27−43.
  31. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Финпресс, 1998. 416 с.
  32. В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. М.: МНИИПУ, 1998. — 176 с.
  33. Т., Шаповалов Г. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве // Экономист, 1999. № 6. — С. 66−73.
  34. JI.B. Методы оценки конкурентоспособности продукции // Методические основы организации конкурентоспособного производства: Материалы конференции Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999. — Т. 2. — С. 52−55.
  35. Т.В. Реструктуризация как фактор повышения конкурентоспособности промышленных предприятий // Методические основы организации конкурентоспособного производства: Материалы конференции. -Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999. Т. 2. — С. 7−9.
  36. И., Титова Н. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции // Маркетинг. — 1997. № 1. — С. 20−34.
  37. Т.П. Управление маркетингом. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. — 334с.
  38. Т.П., Ходимчук М. А. Системы искусственного интеллекта в разработке корпоративных маркетинговых стратегий // Маркетинг в России и за рубежом, 2000. № 5. — С. 26−36.
  39. О.А. Технология управленческих работ в машиностроении. М.: Машиностроение, 1987.- 192с.
  40. М.Д., Херрманн А. Ориентация на клиента ключевой фактор успеха предприятия // Маркетинг и менеджмент, 2000. — № 6. -С. 8−16.
  41. П. Менеджмент: стратегия и тактика СПб.: Питер, 1 999 560 с.
  42. Дракер Питер Ф. Управление, нацеленное на результаты: пер. с англ.- М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.- 200с.
  43. Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями. США.
  44. Н.О. Почему необходимо оценивать конкурентоспособность фирмы // Как продать ваш товар на внешнем рынке / под ред. Савинова Ю. Л. М.: Мысль, 1990.
  45. B.C. Стратегическое управление в контексте организационного развития // Менеджмент в России и за рубежом, 1999. № 8. -С.З- 13.
  46. Завьялов П. С Роль маркетинга в решении проблемы конкурентоспособности российских товаропроизводителей // Маркетинг, 1996. № 6. -С. 20−34.
  47. П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей и пути их решения // Маркетинг, 1997. № 8. -С. 21−30.
  48. В.И. Сбыт станков в СНГ и оценка их конкурентоспособности // Маркетинг в России и за рубежом, 2000. № 1.- С. 78−81.
  49. И., Ильясова П. Институциональные рамки концепции современного стратегического управления // Консультант Директора, 2001. № 2. — С.17−19.
  50. И.У. Роль миссии организации в разработке стратегии ее развития // Консультант Директора, 1998. № 23. — С. 25−29.
  51. Индийский гений // Эксперт, 2000. № 38. — С. 72−73.
  52. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью / Под ред. С. Г. Светунькова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000 — 468 с.
  53. Т. Отраслевая структура, рыночная стратегия и успех предприятия. СПб.: ИКФ „Альт“
  54. B.C. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия. Диссертация канд. экон. наук., Москва, 2000.
  55. О.В. Составляющие конкурентоспособности товара// Методические основы организации конкурентоспособного производства: Материалы конференции. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1997. — 288с.
  56. Т.М., Каретников М. В. Конкурентоспособность фирм. Челябинск: Издательство ЧГТУ, 1996. — 288 с.
  57. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 1991.
  58. Ю.Ю. Оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий на этапе принятия решения // Менеджмент в России и за рубежом, 2000 № 5. — С. 73−83.
  59. Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях // Вопросы экономики, 1998. -№ 9.-С. 46−65.
  60. М.И. Конкурентные стратегии: учеб. пособие. СПб. —284с.
  61. Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров // Маркетинг в России и за рубежом, 2000. № 3. — С. 45−59.
  62. Т. Стратегия и структура японских предприятий./ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. — 384 с.
  63. A.M. Управление конкурентоспособностью фирмы // Методические основы организации конкурентоспособного производства: Материалы конференции. — Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999. Т. 2. — С. 32.
  64. Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ.- Под ред. О. А. Третьяк, JI.A. Волковой, Ю. Н. Контуревского СПб.: Питер, 1999. -896 с.
  65. Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я. СПб.: изд-во."Питер» 1999,496с.
  66. С., Рожков И. Долгосрочное планирование рынков в системе управления компанией // Проблемы теории и практики управления, 2000.-№ 2.-С. 78−84.
  67. Дж. Хозяйственная стратегия: разработка, осуществление, контроль // Проблемы теории и практики управления, 2001. № 1. — С. 92−93.
  68. Ламбен Ж-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива./ Пер с фр. СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
  69. В.Г., Соколов В. Г. Стратегическое управление на предприятии // Содействие, 2000. № 3−4. — С. 14−16.
  70. И.В. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг, 1996. № 3. — С.33−39.
  71. Маркетинг: Учебник / Под ред. А. Н. Романова М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560 с.
  72. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. Москва-Новосибирск: ИНФРА-М, 1999. — 288 с.
  73. С.А., Касилов В. П. Стратегический маркетинг на российских предприятиях // ЭКО, 1999. № 10. — С. 71−75.
  74. А., Черный Е. Акционерная компания «Алмазы России-Саха»: прогноз развития в условиях рыночных преобразований // Проблемы теории и практики управления, 1997. № 2. — С. 15−29.
  75. В.Г., Ильдеменов С. В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства / Под ред. В. А. Ирикова М.: ЮНИТИ, 1999. — 414 с.
  76. Международный маркетинг. / Н. И. Перцовский, И. А. Спиридонов, С.В.Барсукова- под ред. Н. И. Перцовского.-М.: Высшая школа, 2001.-239с.
  77. Н.Х., Альберт Н., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 2000. — 704с.
  78. Н.М. Стратегия и тактика управления инновационной деятельностью в производственных социально-экономических системах (ПСЭС) // Консультант Директора, 2000. № 14. — с. 2−11.
  79. Т., Раше К. Конкурентные преимущества глобальных компаний как результат прямых инвестиций // Проблемы теории и практики управления, 2001. № 2. — С. 74−81.
  80. Н. Оценка конкурентоспособности брэнда ВРЕМЯ // Содействие, 2000. № 1. — С. 24−27.
  81. В.В., Гурова И. В. Роль маркетинговых исследований в разработке стратегии выведения нового продукта на рынок // Маркетинг в России и за рубежом, 1999. № 4. — С. 78−91.
  82. J 83. Организация управления промышленным производством. / Козлова О. В., Александров Л. А., и др.- Под ред. Козловой О. В., Каменицера С. Е. М.: Высш. Школа, 1980. — 399с.
  83. Л.В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 623 с.
  84. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М.: Изд-воМГУ, 1994
  85. Основы предпринимательской деятельности: Маркетинг: Учебное пособие / Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1999. — 240 с.
  86. Основы стабильного экономического роста: Учебн. пособие по экономической теории / Под Ред. В. И. Боровикова. Воронеж: изд-во ВГТУ, 1998.- 456с.
  87. Оценка конкурентоспособности продукции // Родионова JI.H. Кантор О. Г. // Маркетинг№ 1, 2000. С.63−77.
  88. А. Люди и организация: технология усовершенствования компаний // Консультант Директора, 2000. № 3. — С. 70−73.
  89. Р. Нам по силам помочь предприятиям стать рентабельнее // Содействие, 1999. № 8 — С. 25−26.
  90. А.В. Обоснование системы критериев выбора конкурентной стратегии // Методические основы организации конкурентоспособного производства: Материалы конференции. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999. -Т. 5.-С. 45−47.
  91. J 92. Попов В. Н. Организационно экономический механизм объединения: (на примере научно-производственного концерна).Воронеж: ВГУ, 1994. 176с.
  92. С.А. Корпоративная стратегия в системе прогрессивного менеджмента // Консультант Директора, 1998. № 2. — С. 4−7.
  93. С.А. От анализа глобального рынка к стратегии конкретного предприятия // Консультант Директора, 1998. № 6. — С. 9−15.
  94. С.А. Продуктово-маркетинговая стратегия как «волшебный ключ» к успеху // Консультант Директора, 1998. № 12. — С. 12−15.
  95. С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 4.- М.: ИНФРА-М, 1999. -344 с.
  96. М. Э. Конкуренция / Пер. с англ. М. Вильяме, 2000.495 с.
  97. М. Э. Международная конкуренция / Пер. с англ.- Под ред. В. Д. Щетинина М.: Международные отношения, 1993. — 1229 с.
  98. Портфель конкуренции и управления финансами М.: СОМИНТЕК, 1996. — 623 с.
  99. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: методология исследования. Выпуск 2 / под ред. Когута А. Е. СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
  100. Российский статистический ежегодник.
  101. Ритвельдт Д, Качалин В. Сравнительный анализ эффективности предприятий как инструмент стратегического планирования // Проблемы теории и практики управления, 2000. № 3. — С. 40−44.
  102. С. Россия в системе глобальной экономики на пороге XXI века // Проблемы теории и практики управления, 2000. № 1. — С. 7−15.
  103. В.Н. Организация производства как фактор конкурентоспособности предприятия // Методические основы организации конкурентоспособного производства: Материалы конференции. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999.-Т. 1.-С. 7−8.
  104. JI.H., Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в Росси и за рубежом, 2000. № 1. — С. 63−77.
  105. Н.А. Отечественные и импортные товары с точки зрения покупателя // Оптовик Черноземья, 2000. № 3 — С.З.
  106. Россия в XXI веке: процветание или прозябание? // Проблемы теории и практики управления, 1999. № 1. — С. 8−14.
  107. И. Укрощение строптивой матрицы // Маркетолог, 2000.-№ 1. С.20−22.
  108. Э. Управление ресурсами — как фактор стратегического успеха // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 6 — с. 102−107.
  109. И.П., Шивцова А. Б. Основы менеджмента: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999. 107с.
  110. А., Дайан А., Урсе Р. Академия рынка: Маркетинг. М.: Дело, 1995. у 113. Организация производства и управление предприятием: Учебник / Туровец О. Г., Бухалков М. И., Родионов В. Б. и др.- Под ред. О. Г. Туровца. -М.: ИНФРА М, 2002. — 528с.
  111. J 114. Ожегов С. И., Шведова М. Ю. Толковый словарь Русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. -4-е издание, доп. М.: Азбуковник, 1998.- 944с.
  112. Э., Шмидт С. Исследование стратегических процессов в организациях // Проблемы теории и практики управления, 2000. № 5. — С. 99−106.
  113. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности. М.: Новое знание, 2001.- 704с.
  114. А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия // Проблемы теории и практики управления, 2000.-№ 6.-С. 78−86.
  115. В. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: ИНФРА-М, 2001.
  116. В.Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 2. М.: ИНФРА-М, 1999. -240 с.
  117. .А. Управление маркетингом: 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 13. М.: ИНФРА-М, 1999. — 336 с.
  118. М.П. Политика бизнеса и корпоративное планирование // Консультант Директора, 1998. № 13. — С. 13−19.
  119. М.П. Стратегия бизнеса // Консультант Директора, 1998. -№ 6.-С. 23−26.
  120. У. Восточно-азиатский финансовый кризис // Проблемы теории и практики управления, 1998. № 6. — С. 14−23.
  121. Н.А. Системный подход к планированию бизнеса // Консультант Директора, 2000. № 13. — С. 17−24.
  122. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / Пер. с англ.- Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.
  123. Н.Н. Планирование и его роль управлении предприятием // Консультант Директора, 2000. № 5. — С. 2 -16.
  124. Н.Н. Управление финансами: Учеб. пособие. М. Финансы и статистика, 2000. — 496с.
  125. Н.Н. Стратегический анализ корпорации по производству информации // Консультант Директора, 2000. № 8. — С. 10−21.
  126. Н.Н. Формирование стратегии развития организации // Консультант Директора, 2000. № 2. — С. 14−18.
  127. Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 4. -С. 104−109.
  128. Управление организацией / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 1998.- 669 с.
  129. Факторы экономического роста России (материалы семинара РАН) // Проблемы теории и практики управления, 1999. № 5. — С. 48−55.
  130. Р.А. Стратегический менеджмент. М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 1999. — 416 с.
  131. П. Сбалансированная система показателей как средство для управления предприятием //Проблемы теории и практики управления, 2000.-№ 4.-С. 108−113.
  132. Чан Р. С. Будущее Азии в глобализованном мире // Проблемы теории и практики управления, 2000 № 4. — С. 50−62.
  133. К. Методологические вопросы разработки стратегического плана // Консультант Директора, 1999. № 5. — С. 14−15.
  134. Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами /Пер. с англ. СПб.: Бизнес-Микро, 1999. — 288 с.
  135. П.З. Достижение конкурентных преимуществ во внешней торговле // Маркетинг в России и за рубежом, 1999. № 4. — С. 101−105.
  136. И. Теория экономического развития. М.: 1982.
  137. К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона // Маркетинг в России и за рубежом, 2000. № 5. — С. 92−111.
  138. К.В. Стратегическое управление затратами // Консультант Директора, 2000. № 15. — С. 12−15.
  139. Экономическая энциклопедия / Институт РАН- Под ред. JI. И. Абалкин М.: Экономика, 1999. — 1055 с.
  140. А.Д. Конкуренция: теория и практика. М.: Акалис, 1996.-452 с.
  141. Т.Т. Конкурентоспособность товаров и производителей продукции // Стандарты и качество, 1997. № 2. — С. 43−44.
  142. Экономика предприятия / Под ред. проф. Н. А. Сафронова. М.: «Юристь», 2000. — 584с.производства. Автореферат диссертационной работы. Пенза, 2000.
  143. Agrawal J., Kamakura W.A. Country of origin: A competitive advantage? // International Journal of Research in Marketing, 1999. № 16. — P. 255−267.
  144. Brandenburger A.M., Nalebuff B.M. Co-opetition.-N.Y.: Double-day, 1996.
  145. J.R., Paul G.W., «Marketing Management: Strategies & Programs», McGraw-Hill, New-York, 1996
  146. G., Massingham L. «Marketing Management», Heinemann, London, 1994.
  147. Li Y., Deng Sh. A methodology for competitive advantage analysis and strategy formulaton: An example in a transitional economy // European Journal of Operational Research, 1999. № 118 — P. 259−270.
  148. Ch.H., Weinberg Ch.B. «Marketing Challenges: Cases and Exercises», Wiley, New-York, 1993.
  149. Moore J.F. The Death of Competition. N.Y.: Harper Business, 1996.
  150. Porter M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. -N.Y.: Free Press 1980- Idem. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. — N.Y.: Free Press.- 1985.
  151. Treacy M., Wiersema F. The Discipline of Market Leaders. Reading (Mass.), 1995.
  152. The essence of corporate strategy/ Davis V, Diveney C, 1996.
Заполнить форму текущей работой