Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие рынка туристских услуг современного мегаполиса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснованность и достоверность результатов исследования, выводов и рекомендаций обеспечивается: использованием в качестве теоретической и методической основыдиссертации фундаментальных исследований и. прикладных работ ведущих отечественных и зарубежных отечественных и зарубежных экономистов по проблемам развития рынка туристских услуганализом и обобщениемфедеральных и региональных законов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования и развития рынка туристских услуг
    • 1. 1. Процедурно-методические аспекты анализа источников информации по туризму
    • 1. 2. Сущность и современные подходы к изучению рынка туристских услуг
    • 1. 3. Современные подходы к классификации факторов, формирующих рынок туристских услуг
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Методические аспекты совершенствования системы туристских услуг Самарского мегаполиса
    • 2. 1. Предпосылки становления и развития рынка туристских услуг
  • Самарского мегаполиса
  • -2.2 Направления оценки факторов, влияющих на рынок туристских услуг Самарского мегаполиса
    • 2. 3. Математическая модель прогнозирования развития рынка туристских услуг в современном мегаполисе
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Механизм устойчивого функционирования и развития рынка туристских услуг Самарского мегаполиса
    • 3. 1. Методика управления развитием туристской отрасли в мегаполисе
    • 3. 2. Структурирование основных показателей современного рынка туристских услуг Самарского региона

Развитие рынка туристских услуг современного мегаполиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время сфера туризма играет. важную роль в мировой" экономике: Под ее влиянием произошло интегрирование ряда отраслей! в единый экономический комплекс по оказанию туристских услуг. Современное российское общество медленно, но верно осваивает рыночную модель социально-экономического развития. Зачастую мы идем методом проб и собствен-, ных ошибок, а иногда полностью копируем западноевропейские экономические матрицы. В этой связи особую актуальность приобретают научные разработки, суммирующие опыт развития в тех или иных отраслях экономики и социальной сферы.

Продолжающиеся рыночные преобразования в России объективно корректируют экономическую систему в целом и ее составные, в частности. Еще несколько десятилетий назад, ни о каком рынке туристских услуг в России не могло быть и речи. Однако сейчас он стал уже некой развивающейся объективной реальностью, с которой приходится считаться и, которую нужно исследовать научными методами познания. Туристская индустрия в России меняется коренным образом. Изменяются способы формирования и продажи туристских услуг, их качественные и количественные характеристики.

Вместе с тем, нельзя не заметить, что современное состояние рынка туристских услуг в России характеризуется неравномерностью регионального развития, несостыковками различных составляющих его организационной структуры. Это отчетливо проявляется, в реальной практической деятельности туристских предприятий, осуществляющих свою-деятельность в крупных, региональных центрах — мегаполисах. ' • '.

В России мегаполисом традиционно принято называть город' с населе-: нием свыше (или около) одного миллиона человек. Как правило, таковым является областной центрструктурирующий всю систему экономических отношений, в том, или ином, конкретном регионе Российской Федерации., И в этом смысле большинство индустриально развитых регионов страны являют ся своего рода мегаполисами. Именно такого рода региональные центры определяют направления и темпы движения социально-экономического развития страны в целом.

Мегаполисы обладают развитой социальной" структурой, в которой представлена и бизнес-элита, и, так называемый, средний класс, и интеллигенция, и молодежь. Такая развитая структура является устойчивой базой для интенсивного развития многих экономических институтов, каковым, в частности, является и рынок туристских услуг.

В настоящее время города-миллионники являются основными поставщиками и потребителями туристских услуг, и, если еще полтора десятилетия назад на туристском рынке доминировали исключительно столичные туроператоры, то сегодня уже можно говорить и о формировании в регионах собственной туриндустрии.

Интересно отметить, что социологический мониторинг, проводимый в период общероссийских выборов, свидетельствует о том, что статистика таких городов как Новосибирск, Самара, Казань, Уфа повторяет общероссийскую. Это лишний раз позволяет утверждать, что изучение тех или иных процессов (социальных, экономических, политических и др.) в мегаполисах, как в капле воды, отражает общероссийские тенденции и в экономике и в социальной сфере.

На данный момент Самарский регион еще не занял своей ниши на международном рынке туризма, где конкуренция в этой сфере очень высока. Специфика развития туризма в Самаре обусловлена именно тем, что в советское время этот город относился к типу «закрытых городов». В этой связи сфера туризма в регионе была в значительной степени деформирована даже на фоне других российских региональных центров. Практика предоставления «услуг для внутреннего пользования» эхом отзывается и сегодня. Помимо всего, приходится констатировать факт отсутствия в регионе многолетней статистической и вообще какой-либо цельной аналитической информации по туризму. Это, в свою очередь, в значительной степени затрудняет анализ 4 экономического развития сферы туризма в регионе и разработку стратегии туристской (соответственно, инвестиционной) привлекательности, мегаполиса. Лишь в последние годы ситуация с формированием некоего статистико-аналитического банка данных по туризму в Самаре начинает выравниваться: И все эти материалы, конечно же, требуют всестороннего экономического анализа.

Следует отметить, что сама система анализа и прогнозирования развития туристского рынка, нуждается в дальнейшей разработке. Она должна учитывать, в том числе, и региональные и отраслевые особенности. Сегодня еще недостаточно исследованы факторы, формирующие количественные и качественные показатели объема туристских услуг. А туристская индустрия не рассматривается как сложная самоорганизующаяся система, интегрирующая и другие отрасли экономики.

В этой связи особую актуальность приобретают как теоретические аспекты изучения специфики рынка туристских услуг в региональных центрах, так и анализпрактики взаимодействия конкретных составляющих этого рынка, сложившихся в современных мегаполисах.

Степень разработанности проблемы. Вопросам развития отечественной и зарубежной теории и практики туризма посвящены научные исследования А. Ю. Александровой, И. Т. Балабанова, Н. С. Барчуковой, Е. В. Вавиловой, Л. П. Воронковой, В. Г. Гуляева, А. П. Дуровича, И. В. Зорина, В. А. Исаева, Г. А. Карповой. В. А. Квартальнова,. Ф. Котлера, М. А:Морозова,.

B.Б.Сапруновой, В: С. Се нина, Н. Б. Черных, А. Д. Чудновского,.

• 1 ' V •.

C.А.Щербаковой и др.

Вместе с тем, при наличии значительного числа публикаций: общего характера, ощущается нехватка работ, посвященных конкретным проблемам развития рынка туристских услуг в различных регионах: России. Представляется, что именно практика1 анализа реального" состояния рынка туризма на местах должна лежать в основе любых обобщений. Определенный пробел в этом смысле заполняют сравнительно недавно защищенные диссертации 5.

Ю.В. Петриченко (г. Челябинск), Л. Г. Сидорова (г. Рыбинск), H.H. Агеевой (г. Москва), A.B. Киналь (г. Санкт-Петербург), JI.A. Араповой (Санкт-Петербург).

Приходится констатировать, что современный туризм. Самарского региона в целом и его составляющие не стали объектом пристального внимания исследователей. В настоящее время имеется лишь одна монография [102], посвященная развитию сферы гостеприимства в Самарском регионе и несколько десятков научных статей посвященных различным (главным образом, социо-культурным) проблемам развития туризма в Самаре [24]). Что касается экономических аспектов сферы туризма Самарского мегаполиса, то они практически не исследовались. Отсутствие комплексных работ по тематике диссертационного исследования делает эту работу актуальной.

Целью диссертационного исследования является разработка концептуальных положений, методических аспектов и практических рекомендаций по совершенствованию составляющих рынка туристских услуг современного Самарского мегаполиса как единой цельной, развивающейся в пространстве и во времени, системы.

Реализация поставленной цели диссертационного исследования логически предопределила необходимость решения следующих задач: разработать процедурно-методические аспекты анализа источников информации по туризму в российском мегаполисеобобщить и систематизировать существующие методологические подходы к анализу базовых составляющих рынка туристских услугструктурировать факторы, влияющие на формирование и развитие рынка туристских услугвыявить предпосылки становления и условия формирования современного рынка туристских услуг Самарского регионаоценить влияние факторов, влияющих на развитие рынка туристских услуг Самарского мегаполиса;

— сформировать математическую модель прогнозирования. развития рынка туристских услуг в современном, мегаполисе;

— разработать методику управления развитием туризма в мегаполисе- — структурировать, основные показатели, влияющие на развитие рынка туристских услуг в мегаполисе;

— дать практические рекомендации развития рынка туристских услуг Самарского мегаполиса.

Объектом диссертационного исследования является рынок туристских услуг мегаполиса.

Предметом исследования — факторы, условия, показатели, определяющие становление и развитие рынка туристских услуг Самарского региона.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные исследования ведущих отечественных и зарубежных экономистов. 1.

В процессе исследования были использованы общенаучные методы, методики экономико-статистического анализа информации, социологические методы исследования и другие методики, позволяющие отследить динамику развития составляющих рынка туристских услуг мегаполиса.

Обоснованность и достоверность результатов исследования, выводов и рекомендаций обеспечивается: использованием в качестве теоретической и методической основыдиссертации фундаментальных исследований и. прикладных работ ведущих отечественных и зарубежных отечественных и зарубежных экономистов по проблемам развития рынка туристских услуганализом и обобщениемфедеральных и региональных законов, концепций, целевых программ, нормативно-правовых актоврегулирующих деятельность предприятий, занимающихся предоставлением туристских услуг в российской Федерацииматериалов федеральных органов статистикиматериалов Всемирной* Туристской Организации, числовых данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, результатов социологического исследованияотчетных показателей предприятий сферы-услугприменением в ходе исследования системного подхода и общенаучных методов, экономико-статистического анализа информации, позволяющих отследить динамику развития составляющих рынка туристских услуг мегапо- ¦ лисаапробацией результатов исследования на международных и всероссийских научно-практических конференциях, конференциях и семинарах, проводимых на базе Самарской академии государственного и муниципального управления", Самарской государственной академии культуры, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, отражением основных результатов диссертационной работы в публикациях автора.

Научная новизна исследования заключается в том, что работа явля-, ется первым комплексным научным исследованием по экономике туризма Самарского мегаполиса.

К научным результатам, определяющим новизну диссертационного исследования, относятся: впервые собран и обобщен весь в настоящее время доступный статистический материал (в том числе неопубликованный), отражающий динамику развития рынка туристских услуг в Самарском регионеструктурирована и мотивирована процедура анализа источников информации по экономике туризмауточнены характеристики экономической категории «туристская услу < га», определена ее специфика, сформулировано новое определение турист- ' ской услуги- • ' скорректировано понятие «рынок туристских услуг" — расширена и структурирована классификация понятийных элементов рынка туристских • услугсведены в единую систему объективныеи субъективные факторы, влияющие на формирование рынка туристских услугисследованы, в исторической перспективе условия возникновения и развития основных составляющих туристской индустрии Самарывыявлены особенности современного мегаполиса, как системного поставщика туристских услугисследована динамика основных показателей деятельности фирм на туристском рынке Самарского регионавведено понятие «коэффициент востребованности туристской услуги» и предложена формула его расчетарассчитан коэффициент корреляции между основными показателями деятельности туристских фирм и уровнем жизни населения Самары, а так же между основными составляющими туристского бизнеса и выручкой от оказания туристских услугспрогнозирован ожидаемый объем выручки от реализации туристских услуг в Самарском мегаполисесформулированы практические рекомендации по развитию туризма в Самарском регионе.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в формировании новых методических приемов анализа базовых составляющих рынка туристских услуг современного мегаполиса, которые, в свою очередь, позволяют точнее оценить и спрогнозировать тенденции его развития на ближайшую перспективу.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что материалы диссертационного исследования могут быть использованы при написании обобщающих работ по экономике Самарского региона, а также, в процессе подготовки специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма.. ,.

Апробация результатов исследования. Результаты научных исследований докладывались на IX и X научной конференции студентов и аспиран9 товСамарского муниципального института управления (Самара, 2008, 2009 гг.), .на XXIV Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (Москва- 2009 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития» туризма в регионах России" .(Самара, 2009 г.), на Всероссийской^ научно-практической конференции «Туризм в контексте культур и цивилизаций» (Санкт-Петербург, 2010 г.).

Основные выводы диссертации опубликованы в монографии «Рынок туристских услуг Самарского мегаполиса» (Самара, 2009, в соавторстве с A.B. Богачевым), а также в десяти статьях (в т. ч. одна в журнале «Вестник Самарского государственного экономического университета», две в журнале «Вестник Самарского муниципального института управления», включенных в Перечень ВАК Минобразования России ведущих рецензируемых научных журналов и изданий). Общий объем публикаций превышает 12 п.л.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников (149), а также 17 приложений, включающих таблицы и диаграммы основных количественных показателей сферы туризма. Объем работы составляет 221 лист, в том числе 186 листов основного текста, 35 листов приложений.

Выводы по главе.

Подводя краткие итоги" настоящей, главы, необходимо отметить следующее.

В настоящее время организация управления сферой туризма в Российской Федерации включает в себя трехуровневую систему органов, состоящую из федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Каждый уровень власти наделен своей компетенцией в управлении туризмом, однако полномочия этих органов, наделенных государственно-властными полномочиями таковы, что они не в состоянии активизировать развитие отрасли и оказать поддержку субъектам предпринимательской деятельности. а.

Общее руководство туристской отраслью осуществляет Правительство РФ. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральное агентство по туризму при министерстве спорта, туризма и «молодежной политики, которое осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

На областном уроне, в частности в Самарской области, управление сферой туризма находится в ведении Департамента развития туризма при министерстве спорта, туризма и молодежной политики, осуществляющего разработку и реализацию региональной политики в сфере туризма, прогнозирование развития туризма в Самарской области, определение экономических механизмов и методов государственного управления развитием туризма в регионе.

Подводя итоги исследования выездного направления туризма Самарского региона, необходимо отметить следующее:

— ведущую роль в этом сегменте рынка туристских услуг продолжают играть туристические фирмы. Их количество с 2005 по 2009 гг. то увеличивается, то уменьшается;

— количество фирм-турагентов в Самаре в 14 раз превышает число фирм-туроператоров;

— рост количества проданных путевок в период е 2005 по 2009 гг. составил более 200%-. '. • ,.

— спрос на отдых в России в этот же период увеличился в 3 раза;

— самыми популярными направлениями остаются Татарстан, Краснодарский край, Ульяновская область, Ставропольский край, Санкт-Петербург, Башкортостан, Москва;

— средняя стоимость туристической путевки на отдых в России составила 13 тыс. руб.;

— востребованность туристских услуг (согласно коэффициенту востребованности) по России с 2005 по 2009 гг. ежегодно увеличивалась в среднем на 1,2%- '•'••¦> ' ¦. ." ¦•-'.

— с 2005 по 2009 гг. спрос на туры в Болгарию увеличился в 40 раз, в Италию — в 13 раз, в Египет — в 8 раз, в Испанию и на Кипр — в 7 раз, в Таиланд — в 6 раз, в Турцию — в 1,5 раза;

— рост популярности именно этих направлений напрямую связан с появлением прямых чартерных рейсов из Самары;

— востребованность туристских услуг (согласно коэффициенту востребованности) по странам дальнего зарубежья с 2005 по 2009 гг. ежегодно увеличивалась в среднём на 1,8%;

— темп роста выручки. от оказания туристских услуг в 2009 г. по отношению к 2005 г. составил 117,3%- ' /.

— согласно коэффициенту попарной корреляции наибольшая зависимость наблюдается между, ростом денежных доходов населения и количеством выехавших за рубеж туристов. В целом статистика основных показателей деятельности турфирм г. Самарь1 указывает на положительную динамику (рост) развития выездного туризма в регионе. Среди прочих мегаполисов Приволжского федерального —. .165' округа РФ по этим показателям Самара уступает только Казани.

Подводя краткие итоги исследования современного состояния въездного и внутреннего туризма, необходимо отметить следующее: :.

— эти направления имеют определенные перспективы развитиякоторые определяются, прежде всего, мощным природно-рекреационным и культурным потенциалом, выгодным экономико-географическим положением, наличием предприятий размещения и развлечения;

— спрос на эти направления, главным образом, летний (68%);

— жители Самарского мегаполиса предпочитают семейный отдых (54,3%);

— большим спросом пользуются базы отдыха, расположенные рядом с водными ресурсами (41,1%);

— высокие цены на туристский отдых в области сдерживают развитие внутреннего и въездного туризма;

— большинство туристов, отдохнувших на территории Самарской области, остается недовольными организацией отдыха и комплексом предоставляемых услуг (54,1%);

— большинство жителей предпочитает отдыхать в других регионах РФ (41,5%) и странах дальнего зарубежья (34,5%);

— в Самаре наблюдается нехватка высококвалифицированных специалистов сферы обслуживания туристов;

— неразвиты элементы инфраструктуры местного туристского: рынка: крайне мало отелей звездного (по европейской шкале) класса и комфортабельного транспорта для групповых перевозок и предприятий сети быстрого питания;

— согласно коэффициенту попарной корреляции наибольшая положительная связь наблюдается между ростом денежных доходов населения и увеличением количества отдельных составляющих рынка туристских услуг (турфирм, гостиниц, предприятий питания, санаториев) Самарского мегаполиса;

— наблюдается взаимосвязь между увеличением выручки от оказания туристских услуг и увеличением количества гостиниц, санаториев, предприятий ' 166. питания и турфирм в Самарском регионе.

Туризм в Самарской области планомерно развивается, так как Самара продолжает оставаться центром деловой, финансовой, политической, научной, духовной и культурной жизни Поволжья. Все это оставляет надежды на то, что перспективы внутреннего и въездного туризма в регионе все-таки имеются. Залогом того является нетривиальная история становления и развития туризма в Самарском крае.

На основании рассмотренной динамики основных показателей деятельности туристских фирм методом экстраполяции была рассчитана ожидаемая выручка от реализации туристских услуг в регионе на 2010 год.

В 2010 г. можно ожидать выручки в объеме 1 358 597 тыс. руб., а в 2011 г. — 1 522 058,5 тыс. руб. По прогнозу в 2010 году количество желающих отдохнуть на территории Самарского края — 66 204 человек.

Исследования современного состояния самарского рынка туристских услуг показал, что существует достаточно проблем, которые сдерживают развитие туризма в Самарской области. В числе таковых назовем следующие:

— отсутствие необходимой нормативно-законодательной базы и, как следствие, отсутствие гибкой системы стимулирования (в том числе налоговых льгот) туристских предприятий, занимающихся въездным туризмом;

— относительная обособленность субъектов туристского рынка и низ. кий уровень их кооперации;

— отсутствие единой системы позиционирования туристского продукта Самарской области и брендинга как одной из его необходимых составляющих;

— значительный рост стоимости предложений на внутреннем рынке (достигшей международного уровня) при низком качестве обслуживания;

— высокий уровень изношенности основных элементов инфраструктуры: аэропорт, железнодорожные станции, автовокзалы, речные порты. Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог, отсутствие автобусного парка, специализированных стоянок, используемых в туристских целях- ' - недостаток гостиниц и других средств размещения;

— неблагоприятная экологическая обстановка в некоторых городах области;

— отсутствие качественного медицинского обслуживания прибывающих туристов;

— невысокий уровень подготовки туристских кадров;

— несформированное информационное пространство.

Кроме того, к числу внешних неблагоприятных факторов, сдерживающих развитие туризма, относят разного рода экономические кризисы, дефолты, резкие скачки курса национальных валют.

Следует также отметить трудности научного анализа рынка туристских услуг, связанные с тем, что государственная статистика цифровых показателей этой сферы экономики ведется лишь последние четыре года.

Но, несмотря на названные проблемы и трудности, надо констатировать положительную динамику основных показателей туриндустрии Самарского региона. Число предприятий туристского комплекса, количество проданных туров, количество лиц, занятых в этой сфере, и другие показатели за последние годы увеличились многократно. Законы рынка таковы, что в убыток себе работать никто не будет. А, следовательно, в Самаре сегодня этот бизнес прибыльный, то есть выгодный.

В Самарской области имеются все возможности для развития и выездного, и въездного, и внутреннего туризма. Представляя собой центр деловой, финансовой, политической, научной, духовной и культурной жизни Поволжья, Самарская губерния имеет уникальный потенциал развивать наиболее перспективные виды туризма во всех имеющихся формах, что позволяет существенно разнообразить предложение и повысить конкурентоспособность туристского продукта. Однако следует приложить немало сил для того, чтобы весь этот потенциал начал эффективно работать.

В настоящее время сфера туризма играет важную роль в мировой экономике. Под ее влиянием произошло интегрирование ряда отраслей в единый экономический комплекс по оказанию туристских услуг. Наибольшее воздействие на туристскую индустрию в России оказали рыночные преобразования. Они изменили способы формирования и продажи туристских услуг, их качественные и количественные характеристики, позволившие индустрии туризма выйти на новый уровень развития.

Для понимания проблем развития туризма в региональных центрах Российской Федерации необходимо осознать механизмы функционирования составляющих (т.е. подсистем) рынка туристских услуг в мегаполисах, поскольку сегодня именно города-миллилонники являются своего рода локомотивами развития рыночных отношений в стране.

Рынок туристских услуг — это система экономических отношений производителей и потребителей разнообразных туристских услуг, характерной чертой которой является взаимодействие составляющих ее элементов, а целевой функцией выступает гармонизация социально-экономических интересов этих элементов.

Вся система рыночных отношений в туризме складывается на основе разного рода факторов (условий, предпосылок). Представляется, что факторы, влияющие на формирование и развитие рынка туристских услуг, могут быть сведены к двум базисным основаниям: объективному и субъективному.

В самом общем виде объективные факторы формирования можно объединить в четыре основные группы: экономические факторы, факторы социальной сферы, политические и культурные факторы.

Субъективные факторы определяются непосредственными возможностями и склонностями индивида к приобретению туристской услуги. В самом общем виде их можно свести к пяти базовым (уровень информированности, индивидуальные особенности личности, финансовые возможности, наличие свободного времени, наличие (состав) семьи): ' ' ,.

Всеэти факторы влияют на. развитие (или* неразвитие)•как выездного так и внутреннего регионального. Говоряо выездном туризме Самарского регионашеобходимо-констатировать следующее: — -. .

— ведущую роль в. этом сегменте рынка-туристскиху слуг продолжают играть туристические фирмы;

— количество фирм-турагентов в Самаре в 14 раз превышает число фирм-туроператоров;

— рост количества проданных путевок в период с 2005 по 2009 гг. составил 22,9%;

— спрос на отдых в России в этот же период увеличился в 3 раза;

— востребованность туристских услуг (согласно коэффициенту востребованности) по России с 2005 по 2009 гг. ежегодно увеличивалась в среднем на 1,2%-. ' V.

— спрос на туры в страны дальнего зарубежья увеличился на 135%;

— востребованность туристских услуг (согласно коэффициенту востребованности) по странам дальнего зарубежья с 2005 по 2009 гг. ежегодно увеличивалась в среднем на 1,8%;

— темп роста выручки от оказания туристских услуг в 2009 г. по отношению к 2005 г. составил 117,3%;

— согласно коэффициенту попарной корреляциинаибольшая зависимость наблюдается между, ростом денежных доходов населения и количеством выехавших за рубеж туристов. — '•'" ¦'.

В целом статистика основных показателей деятельности турфирмг. Самары указывает на положительную динамику (рост) развитиявыездного туризма врегионе. Среди прочих мегаполисов Приволжского федеральногоокруга РФ по этимлюказателям Самара уступает только Казани. " !

Исследование современного состояниявъездного' и внутреннего туризма позволяет отметить следующее: .

— эти направления имеют определенные. перспективы-развития, которые.

171. • •• '. '.V — определяются, прежде всего, мощным природно-рекреационным и культурным потенциалом, выгодным экономико-географическим положением, наличием предприятий размещения и развлечения;

— спрос на эти направления, главным образом, летний (68%);

— высокие цены на туристский отдых в области сдерживают развитие внутреннего и въездного туризма;

— большинство туристов, отдохнувших на территории Самарской области, остается недовольными организацией отдыха и комплексом предоставляемых услуг (54,1%);

— большинство жителей предпочитает отдыхать в других регионах РФ (41,5%) и странах дальнего зарубежья (34,5%);

— согласно коэффициенту парной корреляции наибольшая положительная связь наблюдается между ростом денежных доходов населения и увеличением количества отдельных составляющих рынка туристских услуг (турфирм, гостиниц, предприятий питания, санаториев) Самарского мегаполиса;

— наблюдается взаимосвязь между увеличением выручки от оказания туристских услуг и увеличением количества гостиниц, санаториев, предприятий питания и турфирм в Самарском регионе.

Исследование современного состояния самарского рынка туристских услуг показал, что существуют факторов, сдерживающих развитие туризма в Самарской области. К таковым в частности относятся:

— отсутствие необходимой нормативно-законодательной базы и, как следствие, отсутствие гибкой системы стимулирования (в том числе налоговых льгот) туристских предприятий, занимающихся въездным туризмом;

— относительная обособленность субъектов туристского рынка и низкий уровень их кооперации;

— отсутствие единой системы позиционирования туристского продукта Самарской области и брендинга как одной из его необходимых составляющих;

— значительный рост стоимости предложений на внутреннем рынке (достигшей международного уровня) при низком качестве обслуживания;

— высокий уровень изношенности основных элементов инфраструктур ры: аэропорт, железнодорожные станции, автовокзалы, речные порты. Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог, отсутствие автобусного парка, специализированных стоянок, используемых в туристских целях;

— недостаток гостиниц и других средств размещения;

— неблагоприятная экологическая обстановка в некоторых городах области;

— отсутствие качественного медицинского обслуживания прибывающих туристов;

— невысокий уровень подготовки туристских кадров;

— несформированное информационное пространство.

Тем не менее, рынок туристских услуг Самарского мегаполиса продолжает развиваться, о чем свидетельствуют приведенные ранее количественные и качественные показатели динамики этого рынка. Темпы роста отдельных составляющих туриндустрии региона различные, иногда крайне низкие, но суммарная составляющая указывает на рост.

Россия в целом и Самарский регион как часть этого целого медленно, но неуклонно продвигаются по пути к цивилизованному рынку и, в частности, к цивилизованному рынку туристских услуг. Но, как справедливо отметил академик РАН B.C. Степин, «цивилизованный рынок возникает не сразу. Этот процесс занимает длительный исторический период ' и сопряжен с возникновением гражданского общества».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Звездная болезнь// Самарское обозрение.- 2001.-15 октября. •
  2. Александрова АЛО. Международный туризм. М., 2002. — 470 с.
  3. Г. В. История Самарского края для экскурсоводов. — Самара: Издательство AHO «ИА ВВС»: AHO «Ретроспектива», 2006.
  4. Г. В. На простор речной волны. Пароходства дореволюционной Самары // Дело. 1998. — № 27. — 29 сентября.
  5. Г. В. Развитие экскурсионного дела в Самаре // Вопросы СКСиТ. 2007. — Вып. 2. — Самара: «СМИУ», 2007.
  6. Г. В. Создание волжского пароходного дела в 1815 — 1842 гг. при поддержке губернаторской власти // «Речной транспорт». 1997. — № 1.-С. 32−33.
  7. Алексушин Г. В-, Барышев A.A., Литвинцева О. М., Шафшул-лина Л. Ш. Самарская ретроспектива. Самара, 2003. — 200 с.
  8. Аналитическая записка: «О деятельности туристских' фирм на территории Самарской области в 2007 году» // Самарастат, Отдел сбора и обработки статистической информации по отраслям, оказывающим услуги. Ф. Р-2521. Оп." 57. Д. 488. / V-
  9. Аналитическая записка: «О деятельности туристских фирм на территории Самарской области в 2008 году» // Самарастат, Отдел сбора и об. 174 ' ' «•'работки статистической информации по отраслям, оказывающим услуги. Ф. Р-2521. Оп. 57. Д. 489.
  10. Аналитическая записка: «О деятельности туристских фирм на территории Самарской области в 2009 году» // Самарастат, Отдел сбора и обработки статистической информации по отраслям, оказывающим услуги. Ф. Р-2521. Оп. 57. Д. 490.
  11. В. Чартерова дюжина / Дело. 2008. — № 20(729). — С. 30−32.
  12. М.К., Стовер Г. Р. Совершенствование инструментария управления реализацией федеральных целевых программ инновационной направленности. Уфа: УГАТУ, 2009. 218 с.
  13. О. «Дурной сон» самарских гостиниц // Суббота. — 1998. -10 января.
  14. Афанасьевский B. JL, Краснов С. Б. Реклама как явление культуры // Философия культуры: сборник научных статей. Самара: Издательство «Самарский университет», 1996. — 128 с.
  15. И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2002. — 176 с.
  16. О.В. Экономика туризма. М.: Дашков и К, 2004. — 269 с.
  17. Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. М.: Прогресс, 1986. — 325 с.
  18. Г. А., Богачев A.B. Самарские гостиницы начала XX века // Вопросы СКСиТ. 2007. — Вып. 2. — Самара: Изд-во «СМИУ», 2007. •
  19. М.Г., Богачев A.B. Развитие инфраструктуры, туристской индустрии г. Самара // Вопросы СКСиТ. 2006. — № 1. — Самара: Изд-во «СМИУ», 2006.-С. 58.
  20. A.B. Процедурно-методические аспекты археологического датирования (на материалах поясных наборов Среднего Поволжья V-VTII вв.). -Самара, 1992. 207 с.
  21. A.B. Историко-культурный потенциал Самарского «края как важнейший ресурс регионального туризма // Самарская область как объект историко-культурного и экологического туризма: Самара: «СМИУ», 2005.
  22. A.B., Дерипаска Е. В. Историография туризма Самарского края (к постановке проблемы) // Вопросы СКСиТ. 2008. — Вып. 3. — Самара: Изд-во «СМИУ», 2008.
  23. A.B. Самарское краеведение: археологические эпохи. Самара, 2008. — 164 с.
  24. A.B. Самара: археология города (к постановке проблемы) // Муниципальное управление в России. Самара: СМИУ, 2005. — С. 19−23.
  25. B.C., Орловская В. П. Экономика туризма. М.: «Академия», 2005.- 192 с.
  26. Большая экономическая энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2008. — 816 с.
  27. В.И. О специфике методологического анализа научного познания // Методологические проблемы развития науки и культуры. — Куйбышев: Изд-во КГУ, 1976.
  28. М.С. Организация и управление движением на железнодорожном транспорте. М.: Маршрут, 2003. — 334 с.
  29. Ю.В. Чаепитие по-красноярски // Краеведческие записки: выпуск X. — Самара: Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина, 2003.
  30. A.A. Развитие кинематографии Самарской губернии заг1898−1917 годы»// Краеведческие записки. 1996. Выпуск VIII. — Самара, 1996.-С. 119−133.
  31. О.В., Фадеева Е. В. Развитие турагентского бизнеса (на примере турагенств Самары) // Вопросы СКСиТ. — 2006. Вып. 1. — Самара: Изд-во «СМИУ», 2006. ' '
  32. Е.В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. .
  33. Л.П. История туризма. М.: МПСИ, 2001.176
  34. Глобалистика: Энциклопедия / под ред. И. И. Мазура. М.: ОАО «Радуга», 2003. — 1328 с.
  35. Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии). Т. Т. 1851−1920 гг. Самара, 2000. — 307 с.
  36. Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии). Т. II. 1851−1920 гг. Самара, 2000. — 387 с.
  37. К.П. Самара в конце XVIII начале XX вв. (краеведческая картотека) // Классика самарского краеведения. Антология. Вып. 3. -Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. -431 с.
  38. В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 304 с.
  39. А., Демидова И. Мелодии старой Самары (книга для любителей российской истории). Самара, 1992. — 108 с.
  40. E.JI., Юликов Л. И. Менеджмент: учебное пособие. — Изд-во Академия, 2007. 288 с.
  41. Э.Л. Сказание о первых самарцах: Очерки по истории Самары 1586−1680-х годов. Самара: «АртМаркет», 1991. — 74 с.
  42. А.П. Маркетинг в туризме. Минск: Новое знание, 2001. —496 с.
  43. И. Куда исчезли дешевые «горящие» туры? Некоторые любят погорячее / Российская газета. 14 августа 2008. — № 172 (4729). — С. 22.
  44. Закон «Об основах туристской деятельности в РФ»: ФЗ от 3 декабря 1996 года.
  45. Закон Самарской области об утверждении Областной целевой программы «Развитие туризма в Самарской области» на 2004−2008 годы. Принят Самарской губернской думой 24 февраля 2004 года.
  46. А.Б. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2007.272 с.
  47. И.В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Справочник.
  48. М.: Финансы и статистика, 2000. — 216 с.
  49. Г. И., Ильина E.H., Мошняга Е. В. и др. Основы туристской деятельности. М.: Советский спорт, 2004. — 164 с.
  50. Н.В. Ботанические ресурсы природоведческих экскурсий по г. Самара // Вопросы СКСиТ. 2006. Вып. 1. — Самара: Изд-во «СМИУ», 2006.- 168 с.
  51. В.А. Экономика регионального туризма // Менеджмент туризма: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2004.
  52. История международного аэропорта «Курумоч». URL: http: // www. siair. ru /airport / history/.
  53. Итоги реализации областной целевой программы «Развитие туризма Самарской области» на 2004−2008 годы// http:// www.samararegiontour.ru
  54. В.Г., Неверова B.JI. По улицам старой Самары. Куйбышев: Кн. изд-во, 1988. — 126 с.
  55. A.A., Устина H.A. Самарский регион как объект спортивного туризма // Самарская область как объект историко-культурного и экологического туризма. — Самара: СМИУ, 2005.
  56. Г. А., Воронцова М. Г. Экономика современного туризма. М.: «Герда», 1998. — 405 с.
  57. В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2004. — 456с.
  58. Т. Ностальгия по лету / Навигатор. 22 сентября 2008 г. -№ 37 (711).-С. 19.
  59. Я.А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики»). М: Государственное учебно-педагогическое издательство НАРКОМПРОСА РСФСР, 1940.
  60. Комитет по социальному развитию, культуре, молодежной политике, туризму, физической культуре и спорту Электронный ресурс.: Городская дума, 2010 Режим доступа: http://gorduma.samara.ru/komitets/social/
  61. Конев В. А. Человек в мире культуры. Самара, 1996. — 95 с.
  62. Н. В Самару придет Mariott // Дело. — 2001. — 17 июля.
  63. Ф., Основы маркетинга. Краткий курс: пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильям'с», 2008. 787 с.
  64. Л.И. Фестиваль на Волге // Самарский краевед: Исто-рико-краеведческий сборник. Ч. 2. — Самара: Кн. изд-во, 1991. С. 47−55.
  65. Кузнецова Л. В'. Музеи Самарской области: ресурс или потенциальный партнер культурного туризма? // Самарская область как объект историко-культурного и экологического туризма. — Самара: «СМИУ», 2005.
  66. Куйбышевская железная дорога. URL: http: // branch.rzd.ru / wps / portal / branch? STRUCTUREID = 712.
  67. M.E. Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках. -М., 2002.
  68. Культура, туризм и отдых в Самарской области в 2005 году: статистический бюллетень / Самарастат. — Самара, 2006.
  69. Культура, туризм и отдых в Самарской области в 2006 году: статистический бюллетень / Самарастат. — Самара, 2007.
  70. Культура, туризм и отдых в Самарской области в 2008 году: статистический бюллетень / Самарастат. Самара, 2009.
  71. Культура, туризм и отдых в Самарской области в 2009 году: статистический бюллетень / Самарастат. Самара, 2010. С. 34.
  72. Курс экономической теории / под ред. Чепурина М. И., Киселева Е. А. -Киров: АСА, 2003.
  73. A.C., Джаладян Ю. А. Основы туризма. М.: Кнорус, 2008.
  74. Е.В. Туристские информационные ресурсы г. Самара: путеводители и фотоальбомы // Вопросы СКСиТ. — 2007. Вып. 2. — Самара:1. Изд-во «СМИУ», 2007.
  75. Д.С. Прошлое будущему. Л.: Наука, 1985. — 570 с.
  76. С.М., Соловьева И. К. Туристский бизнес в Самаре: все ли так безоблачно, как кажется? // Вопросы СКСиТ. 2006. — Вып. 1. — Самара: Изд-во «СМИУ», 2006. — Вып. 1.
  77. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.-415 с.
  78. К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции // Соч. Т. 1.
  79. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. М., 2002. — 288с.
  80. М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. -288 с.
  81. О.В. Петр Алабин: грани таланта. — Самара, 2004. — 122с.
  82. A.A. Перспективы и проблемы развития выездного туризма Самарского региона // Состояние и перспективы развития сервиса в Поволжье. Повол. регион, науч.-практич. конф.: тез. док. Самара, 2002.
  83. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: АЗЪ, 1994.-928 с.
  84. Г. А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2000. — 254 с.
  85. Положение о Федеральном агентстве по туризму Электронный ресурс.: RussianTourism, 2009 Режим доступа: http://www.russiatourism.ru
  86. В.Ю. Организация и проведение туристских походов. -М.: Профиздат, 1987.-224 с.
  87. И.А. Анализ внутреннего направления туризма Самарского региона // Вестник СМИУ. 2009. — Вып.8. — С. 57 — 60.
  88. И.А., Пелых Г. В. Кейтеринг в Самаре // Вопросы СКСиТ. — Самара: СМИУ, 2008.
  89. И.А. Транспорт в структуре туризма современного мегаполиса (на примере г. Самары) // Материалы десятой научной конференции студентов и аспирантов: сб. статей. — Самара: Изд-во «СМИУ», 2009.
  90. И.А. Туристские фирмы на рынке туристских услуг Самарского региона // Вопросы СКСиТ. 2008. — Вып.З. — Самара: Изд-во «СМИУ», 2008.
  91. И.А., Семина О. Н. Проблемы и перспективы развития современного рынка туристских услуг Самарского региона // Вопросы СКСиТ. 2008. — Вып.З. — Самара: Изд-во «СМИУ», 2008.
  92. Развлечения в Самарской области. Буклет Департамента развития туризма Самарской области. Самара, 2007.
  93. A.A. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. — 416 с.
  94. O.A., Богачев A.B. Организация физической культуры и спорта // Вопросы СКСИТ. 2006. — Вып. 1. — Самара: Изд-во «СМИУ», 2006. -С. 61−64.
  95. А.Э., Пшеничных Ю. Л. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. — СПб-: Питер, 2007. С. 40. •
  96. P.A. История развития туризма, гостеприимства и экскурсионного дела в Самарском крае. — Самара: СМИУ, 2008. 184 с.
  97. P.A. К вопросу истории развития гостиниц и средств размещения в Самаре и Самарской области // Государственное и муниципальное управление России. История и современность: сборник научных трудов.-Самара: СМИУ, 2004. ,
  98. P.A. К истории развития туризма* и гостеприимства в Самаре в 20-е годы XX века // Вопросы СКСиТ. 2006. — Вып. 1. Самара: Изд-во «СМИУ», 2006.
  99. Савинкова-Р.А. Туризм и развитие гостиничного дела в Самарской области // Учебный, воспитательный и научные процессы в вузе: Материалы российской научно-методической конференции. Самара, Изд-во «Новая техника», 2003 .
  100. Самараинтур. URL: http://www.samaraintour.m/menu541html-.
  101. России: Самарский областной комитет государственной статистики, 2007.
  102. Самарский статистический ежегодник. Самара: Госкомстат России: Самарский областной комитет государственной статистики, 2008.
  103. Самарский статистический ежегодник. Самара: Госкомстат
  104. России: Самарский областной комитет государственной статистики, 2009. j
  105. Социально-экономическое положение города Самары в 2007 г. -Самара: Отдел Росстатистики г. Самара, 2008.
  106. В.Б. Туризм: Эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89, 1997.
  107. А. Наличие отсутствия // Дело. 1997. — 9 сентября.
  108. B.C. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2003.
  109. Д.Ю. Развитие рынка туристских услуг — Новосибирск, 2006.
  110. C.B. Потенциал экологического туризма Самарской области // Самарская область как объект историко-культурного и экологического туризма. Самара: СМИУ, 2005.
  111. Современный экономический словарь / под ред. Б.А. Райзенбер-га. М.: ИНФРА-М, 2003. — 480 с.
  112. В.Н., Веревкин A.B. Туристское событие: от Куликова поля до Битвы Тимура и Тохтамыша // Краеведческие записки. Вып. X. — Самара: Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина, 2003.
  113. B.C. Рынок и культура: опыт российских реформ // Философия, общество, культура: сб. науч. статей, посвященный 70-летию профессора В. А. Конева. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. — 392 с.
  114. Стратегия социально-экономического развития Самарской обласIти на период до 2020 года. Самара: ООО «Издательский дом «Агни», 2006.
  115. Существующее состояние сферы туризма в РФ // Туризм: право и экономика. 2009. — № 2(25). — С. 6−15.
  116. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области URL: http: www. samarastat. ru / digital / region 13 / osnpokaz / 09раздел. htm
  117. H.A. Туристское пространство Самарской Луки и историко-культурное наследие в развитии регионального туризма. Самара: Изд-во «СМИУ», 2006. — 144 с.
  118. Трудовой кодекс Российской Федерации. 2009.
  119. Туризм, гостеприимство, сервис: словарь-справочник / под ред. Л. П. Воронковой. М.: Аспект Пресс, 2002. — 367 с.
  120. Туризм на пути в лучший мир // Туризм: проблемы, практика, перспективы. 2009. — № 5. — С. 14−17.
  121. Туристский рынок Самарской области. URL: http: // www. old. samregion. ru.
  122. Федеральная служба государственной статистики. Ожидаемаяпродолжительность ' жизни при рождении. URL:"http://www.gks.ru/freedoc/2008/demo/osn/05−08.htm.
  123. И.А. Перспективы создания в Самаре экскурсий аэрокосмической направленности // Вопросы СКСиТ. 2006. Вып. 1. — Самара: Изд-во «СМИУ», 2006.
  124. И.А. Применение стратегического планирования в туристском бизнесе на примере туристских фирм г. Самары // Вопросы СКСиТ. Самара: Изд-во «СМИУ», 2008, вып.З.
  125. И.А., Павлов О. В. Управление бюджетом туристической фирмы в длительном периоде // Вестник Самарского муниципального института управления. 2004. № 2. — Самара: Изд-во «СМИУ», 2004.
  126. Финансовые отчеты ООО «ТА «Восток-Запад» за период с 2005 по 2008 гг.
  127. Функции и задачи Департамента Электронный ресурс.: Аппарат Правительства Самарской области, 1997−2009 — Режима доступа: ihttp://www.old.samregion.ru
  128. Харрис Г.,» Кац. K.M. Стимулирование международного туризма в-XXI веке. -М.: Финансы и статистика, 2000.
  129. JI.B. Культурная и общественно-политическая жизнь // История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. XX век (1918−1998). -М.: Наука, 2000.
  130. JI.B. Народное образование и культурная жизнь // История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. XX век (1918−1998).-М.: Наука, 2000.
  131. JI.B. Наука, образование, культурная жизнь // История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. XX век (19 181 998). -М.: Наука, 2000.
  132. Т.В. Теоретические основы гостеприимства. — М.: Флинта: МПСИ, 2008.
  133. Н.Б. Технология и организация туроператорской и тура-гентской деятельности. — М.: Советский спорт, 2005. — 256 с.
  134. Что ждет гостиничный бизнес Самары? // Дело. 2008. — № 13. —1. С. 23.
  135. Чудновский А. Д Управление индустрией туризма России в современных условиях / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. М.: КНОРУС, 2007.
  136. Г. Ф. История туризма. -МН.: «Экоперспектива», 1999, -168 с. t
  137. С.А. Международный туризм: экономика и география. М.: Финансы и статистика, 2007.- 144 с. i ' *
  138. Экономика и организация туризма: международный туризм / подред. И. А. Рябовой. М.: КНОРУС, 2007. — 576 с.
  139. Экономическая энциклопедия регионов России. Самарская область. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — 284 с.
  140. Этнографические парки, музеи под открытым небом // Парки ми185ра. -М., 1990.-186 с.
  141. Г. А. Экономика и статистика туризма. — М.: Издательство РДЛ, 2007. 480 с.
Заполнить форму текущей работой