Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Адаптация промышленных корпоративных структур России к рыночным условиям хозяйствования: На примере государственной компании фармацевтической промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мировая практика показала, что не существует общепризнанной единой концепции управления, универсальной для всех компаний. Каждая фирма уникальная в своем роде, поэтому ее организационно-управленческая деятельность формируется в зависимости от действия множества факторов (подробно они представлены в работе). Естественно, организационно-управленческая деятельность зарубежных фирм имеет существенные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Корпоративные структуры промышленности — качественно новые образования постиндустриального развития
    • 1. 1. ТНК — производственное ядро глобализации мировой экономики
    • 1. 2. Взаимоперемещения инвестиционных ресурсов — объективное условие расширения мирохозяйственных связей отечественных компаний
  • ГЛАВА II. Адаптация российских крупных промышленных компаний к современным условиям хозяйствования
    • 2. 1. Тенденции развития российских корпоративных структур в 1990—2003 гг.
    • 2. 2. Повышение конкурентоспособности компании — важнейшее условие успешности ее функционирования в рыночной среде
  • ГЛАВА III. Совершенствование организационно-управленческой деятельности отечественных интегрированных корпоративных структур промышленности
    • 3. 1. Апробированные мировой практикой концепции управления, приемлемые для российских компаний
    • 3. 2. Рекомендации по совершенствованию форм и методов управления государственной корпоративной структурой в условиях рыночных отношений

Адаптация промышленных корпоративных структур России к рыночным условиям хозяйствования: На примере государственной компании фармацевтической промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход к рыночной системе хозяйствования остро поставил вопрос о повышении конкурентоспособности как производимых товаров, так и предприятий, отраслей и экономики страны в целом. Изучение этого вопроса показывает, что успешность его решения во многом, если не в решающей степени, зависит от уровня адаптации деятельности крупных корпоративных структур к рыночным условиям хозяйствования. Мировая практика доказала, что национальный капитал развитых стран стал конкурентоспособным, что особенно важно в условиях глобализации, и пробил себе дорогу на мировой рынок только потому, что он базируется на крупных корпоративных объединениях: При этом обращают на себя внимание корпорации, опирающиеся на сложные наукоемкие системы (предприятия химии, спецхимии, материалов,.элементной базы электроникии т.д.).

Анализ ретроспективы и тенденций развития в постсоветском периоде отечественных интегрированных корпоративных структур (ИКС) с позиции их адаптации к современным условиям хозяйствования позволяет констатировать, что их количественные и качественные характеристики далеко неадекватны их экономическому и экспортному потенциалу, что в немалой степени замедляет процесс их равноправного и достойного участия в мирохозяйственных связях.

Сформировавшийся в годы централизованного планирования стереотип: придание приоритетности развитию техники и технологии и второстепенной роли другому элементу производственного процесса. — организации производства и управлению, с переходом к рыночным методам хозяйствования окончательно изжил себя. Современный уровень науки, техники и средствкоммуникаций, общеобразовательный. и профессиональный уровень персонала создали реальные предпосылки для нового качественного развития организационно-управленческой деятельности. Ее регулярное совершенствование, оперативная адаптация к постоянно меняющейся внешней и внутренней среде бизнеса стали одним из важнейших аспектов функционирования современных преуспевающих компаний.

За последнее десятилетие отечественная экономическая наука достаточно обогатилась знаниями в области организационно-управленческой деятельности.

Среди публикаций по указанной тематике, заслуживающей достойного внимания, следует указать труды: Алана А. Тейта, Александрова А. В., Алексеевой М. М., Андрианова В. Д., Булатова А. С., Буренина А. Н., Виханского О. С., Градобитовой Л. Д., Грузинова ВЛ., Даниельса П. В., Даниеса Дж., Долгова С. И., Качалиной JI.H., Кашина В., Кравцовой В. И., Левера В. Ф., Линдерта П., Лукашука И. И., Маури Д., Окрут З. М., Портера М., Постоленко М. Л, Радеба Ли, Родрика Д., Рыбалкина В. Е., ФатхутдиноваР.А., Фишера Г., Шишкова Ю. В. и других.

Рекомендуемые положения в основном предназначаются для-применения корпоративными структурами с частным капиталом. Правда, многое из них может быть взято на вооружение и государственными промышленными компаниями. Однако специфика их системы менеджмента и предназначения — удовлетворять в основном потребности внутреннего рынка (за исключением компаний оборонно-промышленного комплекса) требует дополнительных исследований. Они должны быть, как нам представляется, нацелены на выдачу рекомендаций не только для1 полноправного встраивания в рыночные отношения, но и для расширения своих мирохозяйственных связей и достойного вхождения на внешние рынки.

Практически не исследованы вопросы организационно-управленческой деятельности наукоемких корпоративных структур. Дискуссионными вопросами является степень участия в них государства, формы и методы их взаимосвязи с частными корпоративными структурами и выхода на внешние рынки. Поиску ответов на эти вопросы и посвящено настоящее исследование.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию форм и методов управления государственными научно-производственными структурами в условиях рыночного хозяйствования.

Реализация данной цели в свою очередь обусловила постановку и решение следующих задач:

— изучить предпосылки, требования, формы и каналы расширения мирохозяйственных связей корпоративных структур;

— выявить тенденции развития российских корпоративных структур после перехода на рыночные методы хозяйствования;

— сформулировать принципы, предпосылки и целесообразность формирования отечественных интегрированных корпоративных структур;

— изучить широко апробированные мировой практикой концепции и инструментарий управления интегрированными корпоративными структурами на предмет их приемлемости со стороны отечественных компаний;

— структурировать в соответствии с требованиями программно-целевого подхода формы и методы управления государственной промышленной компанией, функционирующей в условиях рыночных отношений;

— обосновать и выделить меры по совершенствованию системы управления государственным научно-промышленным комплексом, сформированным в результате слияния в него самостоятельно работающих профильных предприятий страны;

— произвести пофакторный учет результатов и затрат и определить экономическую эффективность от применения рекомендуемых мер по совершенствованию управления единым унитарным научно-производственным объединением.

Объектом исследования являются промышленные интегрированные корпоративные структуры зарубежных стран и России с конкретизацией на примере крупнейшего научно-производственного объединения медицинской промышленности, включающего в своем составе 14 фармацевтических предприятий страны.

Предметом исследования является совокупность теоретических и практических аспектов, определяющих формирование эффективной системы организационно-управленческой деятельности крупных компаний, позволяющей достижение ими высокой конкурентоспособности.

Теоретической и методологической базой исследования послужили основные положения теории менеджмента и маркетинга, теории интеграционно-системных преобразований, некоторые положения социологической и психологической наук, результаты научных исследований ведущих зарубежных и отечественных ученых в области стратегического? менеджмента и принятия управленческих решений, а также конкурентоспособности компаний. Теоретические построения основывались: на изучении трансформации и развития мирохозяйственных связей, обусловленных разворачиванием! процесса глобализации мировой" экономики.

Научная новизна исследования. В ходе исследования:

— выявлены тенденции развития российских корпоративных структур в постсоветский период, раскрыты предпосылки и целесообразность, а также сформулированы принципы формирования: новых интегрированных структур-:

— обоснована необходимость повышения конкурентоспособности отечественных государственных промышленных корпораций как важнейшее условие успешности их функционирования в рыночной среде и предпосылка расширения мирохозяйственных связей;

— систематизированы широко апробированные мировой практикой концепции и инструментарий менеджмента с позиций их приемлемости отечественными компаниями;

— разработаны рекомендации — с применением программно-целевого подхода — по совершенствованию форм и методов управления промышленной корпоративной структурой;

— разработаны меры поэтапной реализации адекватной системы управления промышленными компаниями? с конкретизацией применительно к государственному научно-производственному объединению фармацевтической отрасли промышленности;

— произведен пофакторный учет результатов и затрат реорганизациипутем слияния 14 ведущих государственных фармацевтических предприятий в единый г унитарный научно-производственный комплекс и определена экономическая эффективность от применения рекомендуемых мер.

Практическая значимость работы.

Систематизированный инструментарий менеджмента успешно функционирующих зарубежных корпораций, структурированные в соответствии с требованиями программно-целевого подхода формы и методы управления крупной компанией, а также разработанные рекомендации по совершенствованию организационно-управленческой деятельности могут быть востребованы отечественными корпоративными структурами как с частным или смешанным, так и с полностью государственным капиталом при формировании своей конкурентоспособной стратегии и создании реальных предпосылок для занятия достойных позиций на внешних рынках сбыта.

Отдельные положения и рекомендации могут быть использованы в учебно-методических пособиях для освещения тематики конкурентоспособности государственных промышленных компаний, форм и методов управления их стратегическим развитием в условиях конкурентной среды.

Реализация и апробация результатов исследования.

Разработанные в работе положения и рекомендации были отражены в «Концепции реорганизации путем слияния предприятий по производству медицинских иммунобиологических препаратов» и Уставе ФГУП НПО «Микроген», утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации в 2002 году. Некоторые предложения нашли практическое воплощение при формировании и дальнейшем совершенствовании организационной структуры управления НПО. Отдельные идеи, соображения и предложения были обнародованы в цикле передач на телеканале «ТВЦ», посвященному развитию отечественной высокотехнологической промышленности (2003г.). Положения диссертационного исследования были опубликованы в монографии «Конкурентоспособность промышленных корпоративных структур» (М.: «Хлебпродинформ», 2003 г., 7,8 у.п.л.), статье «Новые подходы к управлению производством медицинских иммунобиологических препаратов в России» (журнал «Экономика и финансы», № 18, 2004 г., 0,2 у.п.л) и разделе электронных публикаций Интернет-ресурса «5ballov.ru» (2004г., 1 у.п.л.).

Структура и объем диссертации

.

Работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, включающей 137 трудов отечественных и зарубежных ученых и специалистов и приложения. Диссертация изложена на 153 страницах, содержит 9 таблиц и 5 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное исследование позволило сформулировать следующие обобщения, выводы и предложения.

1. Чтобы не оказаться на обочине избранного мировым экономическим сообществом магистрального пути, ведущим промышленным компаниям России необходимо незамедлительно стать полноправными субъектами международных экономических отношений, тем самым требуется в ускоренных темпах развивать и расширять свои мирохозяйственные связи. Такая возможность может быть предоставлена лишь при условии адекватности функционирования отечественных компаний утвердившимся в мировой практике методам ведения хозяйствования. Тем самым, можно констатировать, что непреложным требованием успешности вхождения отечественных промышленных компаний в мировое экономическое сообщество является их адаптация к рыночным условиям хозяйствования. Но это лишь необходимое условие. Чтобы оно стало бы и достаточным, следует добиться и адекватной конкурентоспособности их продукции не только на внутреннем, но и внешнем рынках. И эти условия в одинаковой мере обязательны для всех промышленных предприятий независимо от форм их собственности на средства производства.

2. Ретроспективный анализ тенденций развития российских промышленных компаний в постсоветском периоде с позиций их адаптации к современным условиям хозяйствования дает основание заключить, что немалое их количество до сих пор переживает переходный период, что не позволяет достичь реальных количественных и качественных характеристик, адекватных их производственному и экспортному потенциалу. Тем самым замедляется процесс равноправного и достойного участия страны в мирохозяйственных связях.

3. Мировая практика убедительно свидетельствует, что национальный капитал развитых стран стал конкурентоспособным и пробил себе дорогу на мировой рынок благодаря тому, что их хозяйства базируются, как правило, на крупных и сверхкрупных интегрированных объединениях. Кроме того, в этих странах корпоративные структуры эффективно регулируются и поддерживаются государством.

4. Следует окончательно отказаться от сформировавшегося в годы директивных форм управления экономикой стереотипа — придавать приоритетность развитию науки и техники и второстепенную роль другому элементу производственного процесса — организации и управлению.

В условиях постоянно меняющейся внешней и внутренней среды менеджмент стал одним из важнейших элементов производственного процесса. От степени его совершенства и возможностей оперативной трансформации для адаптации к интенсивно изменяющимся условиям — во многом зависит успешность функционирования любой фирмы. Находим, что надо согласиться с некоторыми специалистами, которые уровень организации и управления возводят в ранг обобщающего показателя эффективности, оперативности и конкурентоспособности деятельности компаний.

5. Мировая практика показала, что не существует общепризнанной единой концепции управления, универсальной для всех компаний. Каждая фирма уникальная в своем роде, поэтому ее организационно-управленческая деятельность формируется в зависимости от действия множества факторов (подробно они представлены в работе). Естественно, организационно-управленческая деятельность зарубежных фирм имеет существенные различия, что обусловлено воздействием общественных факторов, исторически сложившихся в данных странах. И, в первую очередь, отличительными особенностями экономического, социального и культурного укладов. Поэтому, было бы наивным, рассчитывать на возможность копирования успешно апробированных моделей управления отечественными компаниями. Использование накопленного положительного опыта западных фирм требует тщательного анализа и творческого подхода для приспособления к российской специфике.

Следует, с сожалением, констатировать, что некоторые отечественные исследователии особенно практики при выработке своих рекомендаций в основном ориентируются на действие технико-технологических факторов, оставляя в тени важность влияния человеческого фактора. Без формирования же на производстве, в сфере услуг предпринимательской культуры невозможно достичь желаемых результатов, поскольку в технологии решения поставленных задач игнорируется один из важнейших принципов — комплексность подхода.

В этой связи, в работе предпринята попытка выбора и структурирования некоторых позиций мировой теории и практики затрагиваемой проблемы, перенятое достигнутых результатов которых, по нашему убеждению, может содействовать действующим и вновь формирующимся корпоративным структурам достойно включиться в конкурентную борьбу для полноправного вхождения на мировой рынок.

6. Выбор конкурентной практики во многом обусловлен избранным компаниями методом конкурентной борьбы: ценового или неценового. Формирование стратегических целей и задач компаний предполагает выбор и формулирование основных направлений деятельности ее развития на среднеи долгосрочную перспективу исходя из оценки потенциальных возможностей компании и ее обеспеченности соответствующими ресурсами.

Как указывается в работе, в международном бизнесе принято выделять восемь ключевых позиций, ложащихся в основу выбора компаниями своих целей. Вместе с тем, совершенно очевидно, что в своей практической деятельности компаниям не следует ограничиваться только ориентацией на упомянутые агрегированные позиции, а необходимо прибегать к использованию идругих видов целей, которые они признают в качестве предпочтительных.

Надо признать в качестве аксиомы, что повышение конкурентоспособности должно быть одним из важнейших проблем для любой компании, которая обеспокоена своим будущим. Однако на сегодняшний день наряду с этим российским компаниям надо решать и другую более насущную проблему — реструктуризацию антикризисного менеджмента. Поэтому при разработке своих стратегических мер непременно должны найти место и профилактические — по предотвращению кризисных ситуаций.

7. Сказанное в равной, если не в большей мере адресуется и государственным корпоративным структурам. Это обусловлено тем, что большинство промышленных компаний с государственной формой собственности (за исключением компаний ОПК) практически являются монополистами на внутреннемрынке и не проявляют должной заинтересованности в повышении своей конкурентоспособности. Между тем, их неконкурентоспособность на внешнем рынке может стать предпосылкой для интенсивного роста притока импортной профильной продукции, что значительно затруднит процесс их нормального функционирования. В этой связи достижение этимикомпаниями должной конкурентоспособности является требованием как их выживаемости, так и — успешности своей деятельности.

Следует добавить, что решение этой задачи всецело не может являться заботой самих хозяйствующих субъектов. Как и в случае других качественных изменений, формирование и укрепление национальных корпоративных структур требует активной политики государства и совершенствования форм его участия как на федеральном, так и региональном уровнях.

8. Достижение основной цели диссертационного исследования — разработка рекомендаций по совершенствованию форм и методов управления государственной корпоративной структурой в условиях рыночного хозяйствования, заблаговременно потребовала выбора следующих критериальных требований:

— обеспечение общенациональных интересов в соответствии с предназначением компании;

— соблюдение и приумножение экономических интересов собственника;

— максимизация обеспеченности внутреннего рынка в востребуемой продукции;

— достижение высокой конкурентоспособности продукцииприводящей к максимизации импортозамещения при одновременном расширении экспортной ориентации;

— достижение высокой результативности функционирования компании за счет повышения эффективности управления государственным имуществом в условиях широкоразвернувшейся в экономике страны рыночных отношений.

9. В целях обеспечения возможной универсальности рекомендаций (а именно, не ограничением их применяемости только предприятиями с государственной формой собственности, но и в достаточной степени их приемлемостью для фирм с частным или смешанным капиталом), при разработке мер по совершенствованию организационно-управленческой деятельности интегрированной корпоративной структурой, было признано целесообразным:

— придать, по возможности, предлагаемым рекомендациям характер методических указаний;

— руководствоваться принципами программно-целевого подхода;

— этапизировать технологическую цепочку обоснования и реализации рекомендаций.

10. Традиционно функционирующим и в особенности вновь формирующимся (в порядке объединения или слияния) отечественным государственным интегрированным структурам при совершенствовании своей организационно-управленческой деятельности рекомендуется:

— не отгораживаться от функционирующего в стране механизма управления: экономикой, а «встраиваться» по необходимости и целесообразности в рыночные отношения;

— отказаться от устаревших и не оправдавших себя методов и позиций директивного управления и взять на вооружение прогрессивные методы и формы управления хозяйством, не противоречащие обусловленностью формой собственности;

— одновременно проинвентаризировать преданные забвению (как правило, неоправданно, или следуя течению) подходы, методы, показатели и другие ценные формы управления, которые применялись при централизованных формах планирования и, при целесообразности, восстановить их в своей практической деятельности;

— изучить опыт успешно работающих в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой государственных компаний и перенять их с учетом сформированного в России правового поля и специфики производимой продукции;

— разумно и умело воспользоваться теми преференциями отечественного законодательства, которые дают преимущественные права хозяйствующим субъектам с государственной формой собственности;

— не довольствоваться требованиями достижения и соблюдения конкурентоспособности своей продукции на внутреннем рынке, а добиться возможностей ее продвижения за пределы страны;

— творчески воспользоваться предоставленной возможностью либерализованной внешнеэкономической политики страны и расширить в рамках своих полномочий мирохозяйственные связи фирмы;

— расширить международное не только производственно-экономическое, но и научно-техническое сотрудничество с профильными организациями, активно принимать участие в конференциях, симпозиумах, создаваемых по проблематике фирмы за рубежом;

— стать полноправным или ассоциированным членом федеральных и региональных союзов и ассоциаций производителей и предпринимателей;

— выступать — при необходимости — в порядке законотворческой инициативы перед федеральными и региональными органами представительской власти.

11. Расчет ожидаемой экономической эффективности от реализации предложенных в исследовании мер по ФГУП НПО «Микроген», произведенный на основе пофакторного учета результатов и затрат, показал, что выручка от реализации ежегодно возрастет на 34−43% (при росте издержек на производство продукции, включая коммерческие и управленческие расходы, на 13−15%), что позволит достичь прироста рентабельности продаж по всем предприятиям объединения на 9−12% в год.

12. Одним из важнейших рычагов расширения мирохозяйственных связей корпоративных структур является взаимоперемещение инвестиционных ресурсов. Однако наряду с существенными позитивными последствиями данного процесса некоторые его аспекты вызывают серьезную озабоченность. Это, во-первых, наблюдаемая тенденция в предпочтительности российских инвесторов при вложении своих капиталов за рубежом. Они, как правило, направляются в сырьевые отрасли, а также для создания сбытовой сети и соответствующей инфраструктуры, обслуживающей филиалы и отделения российских предприятий за пределами ее территории. Такая специализация совершенно не вписывается в инвестиционную стратегию государства с мощным производственным и научно-техническим потенциалом, которое в дореформенные годы имела развитые кооперационные связи со странами СНГ и бывшими партнерами по СЭВ.

Во-вторых, чрезмерное проникновение зарубежных ТНК с концентрацией в рамках отдельных отраслей экономики страны, может повлечь за собой серьезные нежелательные последствия. Речь касается посягательств на экономическую безопасность страны-реципиента, чрезмерная открытость экономики которой позволяет переходить пороговые значения иностранного присутствия в той или иной сфере отечественной экономики. В этой связи, мы также считаем, что Правительству РФ надо ввести ограничения на иностранные инвестиции в уязвимых для национальной безопасности отраслях и. сферах деятельности. Это, кроме военной промышленности, в первую очередь отрасли связи, транспорта, энергетики, табачной, вино-водочной и фармацевтической промышленности.

13.Учитывая структуруобразную роль отечественных корпоративных структур, назрела необходимость разработки' и принятия системообразующего законодательного акта об интегрированных корпоративных структурах различных форм, а также подзаконных актов, направленных на установление партнерских отношений между корпорациями и властными структурами.

Государство должно не только активно содействовать повышению эффективности созданных и формируемых корпоративных структур, но и, как образно выражается один из отечественных специалистов, «выращивать собственные транснациональные корпорации, конкурентоспособные в мировом масштабе» .

Назрела также необходимость создания специального государственного органа, несущего всю полноту ответственности за проведение политики государства в области создания и функционирования корпоративных структур. Главными задачами этого органа должны, на наш взгляд, быть: разработка законопроектов по деятельности ИКС и координация деятельности министерств и ведомств, вновь формируемых агентов по рассматриваемой проблеме.

Функционирование упомянутого органа позволит отечественным ИКС (независимо от форм собственности) выйти на качественно новый уровень развития, а также расширить область своей деятельности с перспективой выхода на внешние рынки и, тем самым, превратить ИКС в реальных партнеров государства в разработке и реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международные экономические отношения: Учебник (Под общ. ред. В.Е. Рыбалкина). 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», Дип. академия МИД РФ, 1998. — 368 с.
  2. Р.И. Мировая экономика. — М.: ИНСАН, 1994. 736 с.
  3. Советский энциклопедический словарь, 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1986.- 1600 с.
  4. С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: «Экономика», 1998. — 215 с.
  5. Современные международные экономические отношения. М.: 1985.
  6. С. Рогов. Россия в системе глобальной экономики на пороге XXI века. Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», № 1, 2000.
  7. А. Кокошкин. Современные тенденции развития мировой экономики и некоторые выводы для России. «Общество и экономика», № 3−4, 1999.
  8. Ю.В. Европа и процессы глобализации экономики. «Современная Европа», № 1, 2000.
  9. Henwood D. Wall Street. How it works and for whom. N.Y. 1997.
  10. A.H. Рынки производных финансовых инструментов. М.:1996.
  11. Daniels P.W. and Lever W.F. (ed.). The Global economy in transition, London, 1996.
  12. Г. И. Трудовая миграция между Востоком и Западом. Вторая половина XX столетия. — М.: Институт востоковедения РАН, 1997.
  13. Фишер Георг. Глобализация мирохозяйственных связей: сущность, направления, перспективы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Дипломатическая академия МИД РФ. М.: 2000.
  14. Heidelberg club fur Wirschaft und Kultur. Globalisierung. Der Schritt in ein neunes Zeitalter. Stuttgart, 1997.
  15. С. Ситарян. Актуальные проблемы развития внешнеэкономических связей России. «Общество и экономика», № 3−4, 1999.
  16. А. Тейт. Глобализация — угроза или новые возможности для Европы? Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции.
  17. Россия в меняющемся мире. Институт экономического анализа. — М.: 1997.18. 1999. World Development indicators. World bank.
  18. Мир в 2000 году, приложение ж. «Эксперт».
  19. Le Figarau, janvier 23, 1992.
  20. Sabine Urban (ed.), Europe in the Global Competition. Wiesbaden, 1997.
  21. Мировая экономика и международные отношения. 1989, № 12.
  22. Дж. Новое индустриальное общество. М.: 1999.
  23. Internationale Politik. 1998, № 5.
  24. Д. Глобализация зашла слишком далеко? Вашингтон, 1997.
  25. К. Фон Донаньи. Под игом прибыли? Германский ответ на глобализацию. Штудгарт, 1997.
  26. И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: Спарк, 2000. — 279 с.
  27. З.М. Округ, Р. В. Окрут, Н. И. Шевченко. Современные стратегии ТНК в мировом хозяйстве: вопросы теории и практики транснационализации стран переходной экономики. Москва 1999.
  28. World Investment Report (WIR) 1996, Investment trade and international policy arrangements. UNCTC, UNCTAD — DTCI 1996. — 332 p.
  29. World Investment Report (WIR) 1997, Transnational corporations, market structure and competition policy. UNCTC, UNCTAD — DTCI 1997. -381p.
  30. В.Д. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -296 с.
  31. Л.Д. Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях. М.: Изд-во MF и МО, 1998.
  32. Richard I. Barnet, Roland Е. Muller. Global Reach. The Power of the multinational corporations. Simon and Schuster, New York, 1974.
  33. Д. Международные совместные предприятия и стратегии коммерциализации технологий фирм США. Вестник Санкт-Петерб. Университета. сер. 5 Экономика. — СПб.: 1993. — с. 74−85.
  34. В. Своя фирма за рубежом. Международный институт рыночных исследований. — М.: СП МЛИ, 191−210 с.
  35. П. Экономика мирохозяйственных связей. — Перевод с англ. и общ. редакция Ивановой О. В. — М.: Прогресс, 1992. -520 с.
  36. UNICTAD Dici. World Investment Report, 1996.
  37. З.М. Транснациональные корпорации в борьбе за внешние рынки. М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1989. — 76 с.
  38. В.Д. Опыт транснациональных корпораций и пути к мировому рынку. — М.: Школа международного бизнеса при МГИМО, 1998.-118 с.
  39. Экономический анализ инвестиционных проектов. Перевод с английского под ред. Л. П. Белых. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997, 631 с.
  40. Справочник предпринимателя. Перевод с немецкого под ред. Юккель X. М.: Наука, 1994, 592 с.
  41. Entrepreneurship. Robert D. Hisrich. Boston, MA 2 116, 1992, 255 p.
  42. Э.Г. Ориентиры внешнеэкономической деятельности (национальная экономика и предприятия в системе мирохозяйственных связей). М.: Финансы и статистика, 1998, 208 с.
  43. A.M., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997, 416 с.
  44. Ю.Н., Плотников Ю. Н. Практика внешнеэкономической деятельности. -М.: АО «Бизнес-школа», 1994.
  45. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, JI.E. Миндели. Санкт-Петербург: Изд-во «Наука», 1997, 560 с.
  46. UNCTAD, World Investment Report 2000: Cross-border Mergers and Acquisitions and Development.48. Economist, 1997, Nov.
  47. World Investment Report (WIR) 1998, Trends and Determinants, UNCTAD-DTCI 1998.
  48. Доклад о мировых инвестициях, 1997, Транснациональные корпорации, структуры рынка и политика конкуренции. — ЮНКТАД, издание ООН, 1997. 88 с. 51. «Российский экспортер», № 12, 2000, с. 44−48.
  49. World Investment Report 1995, U.N., N.Y., 1997.
  50. World Investment Report 1995, U.N., 1995.
  51. Taylor I., Wacker W. The 500 year Delta. Oxford, 1997.
  52. Экономика и жизнь, — 1993. № 22.
  53. Э.Д. Мальков. Оценка инвестиционного климата в России. «Внешнеэкономический бюллетень», № 1, 2000.57. «Эксперт», 18 октября 1999, № 39 (203).
  54. В.И. Крылов. Пути восстановления положительного рейтинга России в инвестиционной сфере. «Внешнеэкономический бюллетень» 1/2000.
  55. Россия в цифрах, 1997. — Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат, 1998. — 451 с.
  56. Экономико-политическая ситуация в России. Институт экономики переходного периода, май, 2000 г.
  57. Социально-экономическое положение России. Январь-июль 2000 г., Российское статистическое агентство.
  58. Отчет Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития РФ об иностранных инвестициях в экономику Российской Федерации.
  59. Финансовые известия. — 1998: — № 11.
  60. Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якубин Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России. Российский экономический журнал, 1998 г., № 11−12.74. «Известия», 1998, 21 марта.75. «Независимая газета», 6 марта, 2001 г.
  61. Мировая экономика. Учебно-методическое пособие для дистанционного обучения. РЭА им. Г. В. Плеханова, М. 2001.
  62. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник для вузов. Под ред. Р. И. Хасбулатова, В. М. Попова и др.
  63. И.В. Влияние процессов интернационализации на формирование стратегий международных компаний на мировом рынке. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, РЭА им. Г. В. Плеханова, Москва, 2000.
  64. Деловое планирование. Методы. Средства. Современная практика: Учеб. пособие (под ред. В.М. Попова). — М.: Финансы и статистика, 1997.-368 с.
  65. М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1992. — 896 с.
  66. World Investment Directory. UNCTC, United Nations, New York, 1991.
  67. M.M. Планирование деятельности фирмы. M.: Финансы и статистика, 1997.
  68. В. Своя фирма за рубежом. Международный институт рыночных исследований. — М.: СП МЛИ, 1991.
  69. Дж., Радеба Ли. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. Пер. с англ. М.: Дело, 1998.
  70. В.И. Оффшорный бизнес за рубежом и в России. Налоги, финансы, инвестиции. Никосия — Хельсинки. Изд. «Практик — Ханикомб», 1995.
  71. Выводы относительно ведения учета и отчетности транснациональными корпорациями. ЮНКТАД, издание ООН, 1994. -77с.
  72. А.В. Эволюция форм инвестиционной деятельности в мировом хозяйстве. — М.: Дипломатическая академия МИД РФ, 1997. — 93 с.
  73. Качалина J1.H. Формирование конкуренции и конкурентной среды в условиях России. — М.: «Новый Логос», 2001.
  74. Т. Чем больше крупных корпораций, тем проще государству с ними работать. Финансовые известия. 1996. — № 24.
  75. К. Корпоративное управление в условиях рыночной экономики и экономики переходного периода. Корпоративное управление: владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. -М.: 1996.-с. 23−57.
  76. А.Г. Интеграция промышленного и банковского капитала: современные мировые тенденции и проблемы развития в России. М.: Финансы и статистика, 1997. — 230 с.
  77. А.С. Мировая экономика. М.: «Юристь», 1999.
  78. О финансово-промышленных группах. Федеральный закон № 190-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации № 49, — 04.12.95.
  79. Об иностранных инвестициях РФ. — Федеральный закон РФ № 160-ФЗ. Российская газета № 13, 14.07.99.
  80. В.П. Как выйти на внешний рынок. М.: Международные отношения, 1993.
  81. П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе. Учебное пособие по курсу «Мировая экономика». — М.: Новый юрист, 1998. — с. 176.
  82. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-577 с.
  83. А.Н. Правила рынка: иностранные инвестиции, внешняя торговля, трудовая миграция, конкурентоспособность, дипломатия. — М.: Международные отношения, 1994, 350 с.
  84. В.В. Корпоративные структуры — центры роста отечественного автомобилестроения. — М.: «Машиностроение», 1999.
  85. Г. Л. Конкуренция: анализ стратегии и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996, 321 с.
  86. И. Стратегическое управление: перевод с английского. — М.: Экономика, 1998, 120 с.
  87. К.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи. — М.: Финансы и статистика, 1998. 512 с.
  88. JI.B. Предприятия с иностранным капиталом. Представительства и филиалы фирм. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997, 176 с.
  89. Боумен, Клифф. Основы стратегического менеджмента. М.: ЮНИТИ. Банки и биржи, 1997, 348 с.
  90. Т.С. Психология управления. Управленческая деятельность и управленческое взаимодействие (2-ое дополненное). — М.: Российское педагогическое общество, 2000.
  91. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Под ред. JI.E. Стровского. 2-ое издание, перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 1999, 823 с.
  92. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. -М.: Международные отношения, 1990, 504 с.
  93. M.JI. Внешнеэкономический бизнес в России. Справочник-М.: Республика, 1997.
  94. А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — М.: Информ. изд. Дом «Филинъ», 1997, 272 с.
  95. А.В. Международная экономика. — М.: Международные отношения, 1997. — 415 с.
  96. А.Н. Стратегическое управление деятельностью предприятий в условиях рыночных отношений. Казань, 1995, 192 с.
  97. Оценка бизнеса: Учебник. Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. -М.: Финансы и статистика, 1998, 512 с.
  98. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях: опыт развития и новые явления. — М.: Наука, 1990,194 с.
  99. Р.В. Оценка конкурентоспособности предприятий. — «Дело», № 3−4, 1998.
  100. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учебное пособие. Под ред. д.э.н., проф. Э. Э. Батизи. М.: ИНФРА-М, 1998, 284 с.
  101. Э.А. Управление компанией. М.: Тандем, 1997,345 с.
  102. Е.Д. Предприятия с иностранным капиталом в России. -М.: АО «Финстатинформ», 1995, 108 с.
  103. В.А. Россия и мировой рынок инвестиционного капитала. Тверской университет, 1999.
  104. ЮЛ. Совместное предпринимательство в стратегии транснациональных корпораций США. М.: Экономика, Политика, идеология, 1996. — № 12.-е. 60−67.
  105. С., Садовой JI. Анализ существующего положения и пути развития финансово-промышленных групп. Деловой экспресс. — 1996.-№ 11.
  106. К.Д. Совместное предпринимательство как фактор формирования нового типа внешнеэкономических связей и открытой экономики. М.: МГУ, 1993. — 19 с.
  107. . Финансово-промышленные группы. Коммерсантъ.1996.-№ 89.
  108. Т.Д., Константинов Ю. А. Концептуальные основы формирования в СНГ платежного союза и перехода к рынку. М.: РАН, Отделение экономики, Центр внешнеэкономических исследований, 1998. — 128 с.
  109. А. Финансово-промышленные группы. Коммерсантъ. —1997.-№ 45.
  110. Макаревич JL Правовая база заметно отстает в развитии. Финансовые известия. 1996. -№ 104.
  111. Н.М. ТНК и восточноевропейские страны: опыт взаимодействия. — Совместное предпринимательство в современной мировой экономике. -М., 1991. с. 129−149.
  112. О межгосударственной финансово-промышленной группе «Интеррос». Постановление правительства РФ № 668. — 10.07.95.
  113. К.А. Государственное регулирование внешнеэкономических связей России. М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1995. — 256 с.
  114. Экономика и технология. Межвузовский сборник научных трудов под общей редакцией Князева В. Г., Журавлевой Г. П. и др. — М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1998. — 302 с.
  115. О.С. Стратегическое управление: Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 1999. — 296 с.
  116. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. -416 с.
  117. JI.H. Конкурентоспособный менеджмент. М. — 2002. Изд. 2.- 398 с.
  118. Structure and Organization of Multinational Enterprises — Paris: Organization for Economic Cooperation and Development, 1987, p. 15−16.
  119. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Н. А. Сафронова. -М.: Юристъ, 2001. 608 с.
  120. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с франц. — СПб.: Наука, 1996.
  121. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике / Экономист, 10 1997.
Заполнить форму текущей работой