Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимодействие информационных, инфо-коммуникативных и жанровых характеристик в эволюции региональных медиа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лейбин В. М. Роль информационно-коммуникационных технологий в изменении отношений между воображаемым, символическим и реальным // Вопр. философии. 2011. № 6.С. 93−102. научных знаний (журнальная научно-популярная периодика, публикации отделов науки и вузов центральной и региональной печати). Формируется журналистский корпус научных обозревателей, успешно реализующих основные функции… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ПАРАДИГМА КАК ОСНОВА ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖУРНАЛОВ АДЫГЕИ
    • 1. 1. Сущность конвергенции коммуникативных практик
    • 1. 2. Интегративные элементы в журнальном процессе
  • 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНФО-КОММУНИКАТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КАК ДОМИНАНТА ЭВОЛЮЦИИ ЖУРНАЛОВ
    • 2. 1. Предпосылки взаимодействия информационно-коммуникативной интеграции и дифференциации
    • 2. 2. Информационно-коммуникативная дифференциация на ранних этапах эволюции журналов (до 1940-х гг.)
    • 2. 3. Интеграционные и дифференцирующие явления в журнальном процессе середины ХХ-начала XXI вв
    • 2. 4. Ведущие тенденции интеграции и дифференциации в эволюционном процессе журнальных медиа

Взаимодействие информационных, инфо-коммуникативных и жанровых характеристик в эволюции региональных медиа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Журнал как феномен привлекает всё более разностороннее внимание в медиаведении. В данной тенденции усматривают своеобразие новейшего периода, начала XXI1 века, и его связь с давними тенденциями, в связи с чем выявляется общее и особенное в различных видах журналов (Ламосова 2010, Стебловская 2010, Чепкина 2011, Якимова 2011), а также в различных национальных традициях (Мелентьев 2011). Региональный материал в указанном плане обладает особыми объяснительными возможностями.

В силу этого актуальность избранной проблематики определяется единством трех аспектов. Во-первых, интерес к проблеме обостряется ввиду взаимодействия отечественных и зарубежных тенденций в журнальном процессе (Хорольский 2011; ср.: Ledbetter 2011, 27). Во-вторых, для регионального журнала как феномена актуальны специфика дизайна и новых полиграфических процессов (Бойков 2010, Сундуков 2011), что соотносится и с развитием интернет-журналов (Марченко 2011). В-третьих, остается насущным для теории и практики проявление в журнальном дискурсе различных закономерностей общефилологического характера (Бунчук 2011, Крюкова 2011, Кузьмина 2010, Марущак 201, Павлов 2011, Потсар 2011, Самигулина 2011, Терентьева 2011). Причем познание журнала как медиафеномена взаимообусловливается с раскрытием художественных, эстетических категорий (Кайда 2008, Курбанов 2011). В данном контексте возникают и актуализируются особые проблемы: выяснение «портрета» читателя журнала (Бусленко 2005), усиление рефлексивности журналиста.

1 Романова В. Н. Нижегородский городской журнал начала XXI века // Вестник Воронежского гос. ун-та. 2011.№ I.C.8−19.

Рыбалко 2009). Опора на информационно-коммуникативную парадигму позволяет систематизировать связь между феноменом журнала и категоризацией как внешнего, так и внутреннего мира.2.

Специального внимания в указанном плане заслуживает Юг России (Бусленко 2009), как регион, показательный для информационно-коммуникативного взаимодействия. Актуальность привлекаемых проблем усиливается растущим вниманием к другим подсистемам данного регионального пространства, например, к газетам (Меретукова 2011, Кидакоева 2011). По недавним обобщениям (см. особенно: Меретукова 2011), недостаточная реализация в Адыгее современных мировых стандартов медийной деятельности объясняется комплексом причин. Важнейшие среди них носят историко-культурный и профессионально-личностный характер. Адыгейская культура относится к младописьменным культурам, не имевшим собственной письменности на национальном языке до революции, следовательно, не обладает столь значительным опытом медиакоммуникации и традиций национального журнализма, как центральные регионы. Определенное влияние на качество прессы оказывает отсутствие собственных национальных журналистских кадров.

При этом требует объяснения и актуализирует указанную проблематику относительно прочное положение в Адыгее научных изданий. Начиная со второй половины XX века, когда наука претерпела качественные изменения, начался новый этап формирования научной тематики в СМИ. В это время происходит активное развитие научно-технической и научно-популярной журналистики, формируются периодические издания вузов и многочисленных научных сообществ, складывается система популяризации.

2 Лейбин В. М. Роль информационно-коммуникационных технологий в изменении отношений между воображаемым, символическим и реальным // Вопр. философии. 2011. № 6.С. 93−102. научных знаний (журнальная научно-популярная периодика, публикации отделов науки и вузов центральной и региональной печати). Формируется журналистский корпус научных обозревателей, успешно реализующих основные функции научно-популярной журналистики — информирование и создание общественного мнения о мировоззренчески важных и практически актуальных достижениях науки. Через популяризацию достижений науки население приобщается к знаниям, ему прививаются навыки самостоятельного научного мышления, формируется его мировоззрение. Люди знакомились с научной информацией в основном в СМИ, которые также претерпели радикальные изменения благодаря новым способам сбора и передачи информации. По мнению теоретика постиндустриального общества Д. Белла, «осевым принципом» нынешнего жизнеустройства становится теоретическое знание. Оно имеет «грандиозное значение для всех аспектов жизни. Кардинально новое сейчас — это кодификация теоретического знания и его ключевая роль в инновациях, как в сфере о создания новых знаний, так и в сфере производства товаров и услуг».

Однако сегодня, несмотря на явные признаки того, что и Россия уверенно входит в постиндустриальный период своего развития, наблюдается сужение научной тематики в повестке дня (agenda setting) отечественных СМИ. Это означает, что 1) медиа не ставят себе задачу усиливать интерес общества к рациональному объяснению и преобразованию действительности, то есть к науке и промышленности- 2) медиа не считают технологические и научные, проблемы достойными внимания, ставят их на нижние уровни системы общественных приоритетов- 3) медиа не относят к важнейшим проблемам современности проблему развития науки и.

33 Bell, Daniel (1999), The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. New York. P. 189. технологий. Следствием такого положения становится непрестижность научной деятельности.

Поэтому, казалось бы, информационно-коммуникативная сфера и, прежде всего, СМИ должны осознать крупномасштабность этих перемен и активно участвовать в данном процессе. Особенно это важно в том случае, когда значимость информации, а тем более научной, многократно возрастает.4 Так, собственно, и происходило. Во второй половине XX в. достаточно быстро сформировалась система СМИ, освещавшая проблемы науки, популяризации научных знаний. Однако на рубеже XXI века в российской прессе от созданной медийной системы внедрения в массовое сознание достижений научно-технического прогресса практически ничего не осталось. В 90-е годы прошлого века наступил глубокий системный кризис СМИ, причем более всего от него пострадала научная журналистика. Именно на это время пришлось закрытие отделов науки и образования в ведущих изданиях центральной и региональной прессы, приостановление выпуска научно-популярной периодики, изданий общества «Знание» и т. д. .

Некоторые исследователи отмечают, что «в горниле перемен погибла и стала немощной и сама журналистика».5 Отметим, что на информационном рынке возникли медийные продукты, совмещающие в себе различные, ранее несовместимые, типологические характеристики. Основная задача специальных изданий преобразуется в задачу постановки проблем отрасли и содействие их решению, к которым относится и формирование ее имиджа.

4 Сама журналистика подвержена влиянию социума, и ее отношение к естественнонаучной и отраслевой тематике суть результат развития самого общества. Она автоматизировалась, укрепилась в самостоятельном статусе и стала выполнять важнейшие общественные функции: накапливать, хранить и, главное, передавать информацию, контактируя с аудиториейвыполнять функцию социального управления, воздействуя на сознание и поведение аудитории (регламентируя, контролируя, оценивая) — объединять членов общества в единую информационную структуруанализировать знания массовой аудиториимоделировать картину мирапропагандировать все, что достойно развитияреализовывать идеологические функциинаконец, развлекать — см.: Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001. С. 138.

5 Мурзин Д. А. Феномен корпоративной прессы, 2005. С. 13.

Специальные журналы должны взять на себя, как наиболее значимую и основную свою функцию, ответственность за обсуждение социально-отраслевых проблем, направленных на перспективное развитие отражаемой журналами сферы экономики, науки или культуры".6 Таким образом, изменения, которые произошли и происходят в системе СМИ, требуют не только объяснения причин, их породивших, но и четкого знания механизмов функционирования периодического издания, условий формирования его тематической структуры, конкретизации целеполагания и воздействия на общественность в быстро изменяющемся обществе. Следует прояснить истинные причины утраты лидирующих позиций центральной печати в популяризации научных знаний, осмыслить усиление роли региональной прессы в реализации информационной функции СМИ. Актуальным также является выявление основных закономерностей функционирования системы корпоративной периодики, ее сегодняшних типологических характеристик, изучение структуры конкретных изданий, философии корпораций, издающих собственную периодику, круга авторов и специалистов, читательской аудитории.

Научные сообщества и учреждаемые ими журналы страдают от недостаточного финансирования. Решение этих и других, без сомнения, актуальных задач может стать дополнительным и необходимым ресурсом привлечения внимания к проблемам российской науки, формирования корпоративного мышления, способствовать повышению престижа научного знания.

Эмпирической базой исследования являются региональные и национальные журналы Адыгеи, включая издания на русском и на.

6 Акопов А. И. Специальные журналы. Методология. История. Типология. Дисс.. д. ф. н. Киев, 1991. С. 5. адыгейском языкахпри определении эмпирической основы опорными стали материалы архивов.

Объектом исследования выступает журнальное пространство Адыгеи. Журнал как феномен при этом соотносится с газетой и другими СМИ на основе системно-полевого подхода. Согласно одной из познавательных традиций (Федотова 2009; Штепа 2008 и др.), кроме полярно противостоящих явлений, существуют переходные, совмещающие, например, свойства журнала и газетыи в объектном пространстве рассматриваются издания, обладающие существенными признаками журнала, но жестко не отграничиваемые от смежных феноменов. Таковы два СМИ, включенные в журнальный отдел классического труда Б. М. Городецкого «Периодика Кубанско-Черноморского края: 1863−1925» (переизданного в 2010 г. в адаптированном к современному уровню виде по инициативе профессора Ю.В. Лучинского). Это издание «Знание — сила» (двухнедельный орган, публиковавшийся с 1918 г. «при сотрудничестве Майкопского учительского союза»), и бюллетень «Советская Адыгея» (орган Адыгоргбюро РКП/б/, вышел один номер, с солидными объемом, моделью и тиражом, в Краснодаре в 1925 г.).

Предмет исследования — интеграция и дифференциация информационных, коммуникативных, жанровых характеристик в журнальном пространстве Адыгеи.

Исследование ограничено хронологическими рамками первой половины 1920;х — начала 2000;х годов, причем особое внимание уделено совершенно неисследованным материалам 2009;2011 гг.

Цель диссертационной работы — обобщить и охарактеризовать основные направления эволюции журнального пространства Адыгеи.

Цель осуществляется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

• охарактеризовать конвергенцию коммуникативных практик в журнальном процессе;

• выявить и систематизировать интегративные элементы в исследуемом информационном пространстве;

• определить предпосылки взаимодействия между интеграцией и дифференциацией в эволюции журнального процесса Адыгеи;

• • соотнести интегративные и дифференцирующие тенденции в информационном, коммуникативном и жанровом аспектах.

Степень изученности избранной проблематики неравномерна. С одной стороны, на журнальное пространство Адыгеи распространяются те историко-теоретические достижения, которые связаны с именами З. Ю. Хуако и X. Беретаря, чьи труды на сегодняшний день являются основным научным фундаментом для описания и анализа информационного пространства Адыгеи. Благодаря X. Беретарю и 3. Хуако история адыгейской печати со времен её основания представлена энциклопедически. С другой же стороны, журналы в этом плане исследованы значительно слабее газет. И в целом по адыгейским медиа нет таких обобщающих трудов на современной теоретической основе, которые выполнены на материале, например, СМИ Тюменской области (см. труды Ю.Л. Мандрики). Общие позиции исследования основываются на работах российских ученых по теории и практике журналистики: Б. И. Есина, A.B. Западова, Я. Н. Засурского, ЕА. Корнилова, Ю. В. Лучинского, С. Я. Махониной, Р. П. Овсепяна, Е. И. Пронина, Е. П. Прохорова, В. В. Тулупова, А. И. Станько, В. В. Ученовой, М. В. Шкондина и других ученых. Исследование региональных журналов как с позиций типологии, так и в других аспектах велось исследователями из различных сфер — книговедения, библиографии, информатики, теории журналистики, соответствующих отраслевых профессий. Однако эти работы немногочисленны, в соответствии со своими задачами фрагментарны, они не охватывают всю совокупность периодики и привязаны к определенным, достаточно ограниченным отрезкам времени.

Методологической основой служит единство двух общенаучных принципов, определяемых в ситуации «поиска новой методологии в журналистике». Во-первых, это принцип системности, обоснованный М. В. Шкондиным и его научной школой. Во-вторых, в единстве с системностью в работе использована информационно-коммуникативная парадигма исследования медийных феноменов и процессов.

Методы и приемы исследования носят комплексный характер. При характеристике журнальных материалов опорным служит контекстологический анализ. С необходимостью привлекается типологический подход, который позволяет объективно отразить ситуацию в информационном пространстве и на рынке печати, корректно определить структуру содержания и внешний облик печатного органа соответственно выбранному типу, который становится сегодня инструментом маркетинга на этапах сегментирования рынка и позиционирования на нем нового издания.

На защиту вынесены следующие положения:

1. В журнальном пространстве Адыгеи взаимосвязаны характеристики, типичные для региональных медиа, и глубоко специфичные черты. Они отличают объект, во-первых, от журнального процесса соотносительных регионов (Кубань, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Дагестан), во-вторых, от газетного процесса Адыгеи. Эта особая взаимосвязь, объяснимая.

7 Антропова В. В. Современный медиадискурс в аспекте лингвокультурологии: поиск новой методологии в журналистике //Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. М., 2010. С.398−399. на основе информационно-коммуникативной парадигмы, по-разному проявляется в различные периоды развития адыгейских медиа. Определяющей чертой журнального пространства является доминанта культурного и научного контента. Она сказывается не только в информационных характеристиках таких изданий (от майкопского «Знание — сила» 1918;1919 гг. до современных «Литературной Адыгеи» и «Вестника АГУ»), но также в моделях изданий и в их реализации.

2. Для исследуемого пространства принципиальна конвергенция, как взаимодействие коммуникативных практик. Она проявляется в системе векторов. Наиболее характерно взаимное воздействие журнальной и смежных (книжной, газетной) сфер коммуникации. Принципиально также, что журнальное пространство оказывается благоприятным для связи между строго-научной и публицистической подачей материала. Конвергенция собственно-научной и научно-публицистической коммуникативных практик с эволюцией журнального пространства нарастает. Обычно этот вектор конвергенции наиболее связан с одной из рубрик (разделов) журнала, например, в «Вестнике АГУ» — в рубрике «Искусствоведение».

Различные виды и векторы конвергенции представлены в изданиях неодинаково, чем подтверждается избирательность как системная характеристика. Для рассматриваемого пространства показательно сочетание типов познания и нехарактерна конвергенция разноязычных коммуникативных практик (в одном издании почти не встречаются сочетания адыгейских и русских текстов).

3. В журнальном пространстве активно взаимодействует интеграция и дифференциация определяющих характеристик: информационных, коммуникативных, жанровых. Это взаимодействие типично для различных периодов развития. Оно по-разному проявляется у тех или иных изданий.

Репрезентативна эволюция журнала «Литературная Адыгея». В советский период он определялся как литературно-художественный, сейчас — как литературно-художественный и общественно-политический журнал. Этому сопутствует значительное жанровое обогащение, в т. ч. использование жанровых форм, совмещающих аналитическое и имиджевое начало. Показательна дифференциация коммуникативных характеристик, меняющая подсистемы в общей системехарактерно выделение приложений в самостоятельные журналы — так независимым изданием становится в начале 2010;х гг. детский журнал «Жъогъобын» («Созвездие»), долгое время выходивший в виде вкладыша к «взрослому» изданию «Зэкъошныгъ» («Дружба»).

4. В исследуемой системе издания охвачены сложным единством отношений взаимодополнения и частичного дублирования. В эволюции научного журнала расширению контента показательно сопутствует структурное сужение: если в «Филологическом вестнике» были рубрики «Критика и библиография», «Научная жизнь», то из возникшего на его основе «Вестника АГУ» они исключены. Интеграция в одном направлении, т. е. обобщение в одном издании филологии и наук об искусстве, органично соединяется с дифференциацией в другом. Критико-библиографические материалы в этом сложном единстве становятся более обширными в ином издании — журнале «Литературная Адыгея».

Научная новизна работы состоит в двух основных взаимосвязанных результатах. Во-первых, журнальный процесс Адыгеи, ранее не подвергавшийся специальному исследованию, охарактеризован как сложное эволюционирующее целое, в котором общие закономерности региональных медиа сочетаются с глубокой спецификой. Во-вторых, выявлены закономерности организации журнального пространства репрезентативных изданий, прежде всего «Литературной Адыгеи» и «Вестника Адыгейского государственного университета».

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о конвергенции и интеграции в медиасфере. Конвергенция раскрывается как система взаимосвязанных проявлений, представленных в различных коммуникативных практиках: в журнальной периодике и в книгоизданиив научной, литературно-художественной и публицистической сферах. На этой основе теоретизируются интегративные элементы, значимые для журнального процесса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что анализ специфики адыгейского журнального пространства может использоваться редакциями журналов при совершенствовании редакционной модели. Полученные результаты могут быть также применимы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по региональной журналистике в процессе обучения будущих бакалавров и магистров по соответствующим направлениям и программам, причем учитывается особый дидактический потенциал журналов, обоснованный, в частности, Г. М. Соловьевым.

Апробация работы. Основные теоретические положения, выводы и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, были представлены на международных, общероссийских и региональных научно-практических конференциях.

По теме исследования опубликовано. научных работ, в том числе 2 статьи — в издании, рекомендуемом ВАК РФ для представления результатов диссертационных исследований по соответствующим отраслям знания, включая филологические науки.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух исследовательских глав, Заключения и Библиографического списка, включающего 235 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Реализация положений, вынесенных на защиту, позволяет подытожить основные результаты исследования.

1. Опора на информационно-коммуникативную парадигму позволяет систематизировать аспекты общего и особенного в журнальном процессе. Рост конвергенции коммуникативных практик закономерно связан с интегративными элементами в изданиях. Учет конвергенции позволяет отнести истоки журнального процесса в Адыгее к концу 1910;х гг. и показать, что у известных изданий 1925 г. были такие предшественники, как двухнедельное издание «Знание — сила», выходившее в 1918;1919 гг. при сотрудничестве с Майкопским учительским союзом.

Динамика адыгейских журналов репрезентирует специфику региональных медиа, но при этом обладает внутренним своеобразием.

2. Наиболее общая характеристика исследуемого журнального процесса принципиальный рост значимости регионального журнала как феномена. Эта тенденция роста детерминирована взаимодействием трех основных причин, неявно, но тесно связанных друг с другом. Во-первых, увеличивающаяся активность региональных властных и деловых элит привела к появлению и укреплению местной прессы, которая способна обеспечить информационную поддержку в реализации как политических, так и коммерческих проектовместная пресса воспринимается региональными элитами как канал влияния на аудиторию. Во-вторых, на росте значимости региональных журналов парадоксально сказывается снизившаяся покупательная способность населения: средний читатель вынужден делать выбор в пользу лишь одного издания (причем сравнительно недорогого) из прежнего более широкого журнального набора, чаще выбирается именно региональное издание. В-третьих, пересмотр идеалов сильного централизованного государства повлек за собой переключение интересов аудитории с общефедеральных на региональные.

3. Наряду с вышеотмеченными более общими характеристиками, системно значимы и более частные: тенденция к вхождению в общемировое информационное пространство, которая подтверждается в журнальном процессе пока еще редкими проявлениями (привлечение авторов из адыгских диаспор и освещение соответствующих тем, причем с опорой на зарубежные СМИ) — и появляющиеся единичные негосударственные журналы.

4. Рассматриваемые журналы подтверждают ту установку, согласно которой полиэтничность российского общества требует признания права каждого народа на историю своей родины, на свой язык, свою культуру. Поэтому в целом журнальная подсистема Адыгеи двуязычна: региональные журналы способствуют межнациональному сотрудничеству и выходят как на государственном для субъекта федерации языке (преимущественно коренной национальности), так и на языке межнационального общения. В Адыгее журналы выходят на двух государственных языках — на адыгейском и на русском. Контент журналов в целом обладает высокой обобщенностью и в то же время конкретностью, чему также способствуют элементы интеграции. Авторы пишут на самые разные темы, связанные с культурой, наукой, политикой, экономикой, реформамипри этом доминантной следует считать проблему повышения общеобразовательного и культурного уровня народа.

5. Определенные разделы (рубрики) исследуемых журналов нацелены на системное аналитическое представление межнациональных проблем, национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. При этом интегративные элементы обеспечивают определенную полифонию: в журнальном пространстве звучат различные точки зрения, чему сопутствует корректная полемика.

6. Доминанта эволюции исследуемых журналов — взаимодействие между интеграцией и дифференциацией. Оно проявляется в трех основных характеристиках: коммуникативных, информационных, жанровых. Интегративность определялась в материале изначально: с первых лет развития журнального процесса издания соединяли разноплановый, почти неограниченный контент и ориентировались практически на все аудиторные группы. С этим было связано и привлечение самых разнообразных журнальных жанров — то есть модель журнала предполагала жанровую интеграцию. На дальнейших этапах развития, особенно с 1950;х гг., с интеграцией активно взаимодействовала дифференциация. Контент в различных журналах становился специфичным. Узнаваемость издания росла. В этом проявлялись и особенности коммуникативных установок, своеобразие контактов с читателем — вплоть до Интернет-версий и интерактивности у определенных современных изданий. У таких журналов, как «Адыгея», позднее «Литературная Адыгея», и другие, формировалась «своя» аудитория. Отчасти такую информационно-коммуникативную дифференциацию сопровождали и жанровые различия.

7. В исследуемом материале подтверждается установка, вообще характерная для региональной периодики и ранее выявленная, в частности, в газетных медиа Адыгеи, Это формирование имиджа региона. Данная установка явно, а чаще косвенно нацелена на расширение экономических, культурно-национальных, политических связей региона в условиях глобализации. В современных журналах, особенно в «Литературной Адыгее», всё более разнообразны способы позитивного позиционирования республики, прежде всего ее культурных традиций, национальной этики, установок на бесконфликтность. Такой установке соответствует динамика жанрового наполнения, Выявленная в первой главе конвергенция коммуникативных практик в данном ракурсе проявляется как рост имиджевых элементов в жанрах очерка, статьи, интервью.

8. В материалах журналов, особенно в статьях определенных авторов, проявляется достаточно новая тенденция, согласно которой медиа эпохи постмодерна конструируют образ реальности. Это относится прежде всего к ее социокультурным аспектам. В таких подсистемах намечается новый диалог с. читателем, насыщаемый интертекстом, аллюзиями, особой знаковостью, в том числе символьностью. Этому сопутствует использование соответствующих жанров. Часть журнальной аудитории приобщается таким образом к современным культурным кодам.

9. Наиболее значимыми (по отчасти условной системе признаков) к настоящему времени являются в исследуемом пространстве два журнала: «Литературная Адыгея» и «Вестник Адыгейского государственного университета». При том, что их аудитория частично совпадает, журналы специфически соотносятся между собой. Это соотношение определяется как единство двух разноплановых векторов: частичной взаимодополнимости и частичной итеративности (совпадений контента). Можно полагать, что последний вектор неявно способствует усилению определенных установок у читателя — прежде всего установки на высокий статус национальной культуры.

10. Таким образом, рассматриваемое журнальное пространство отражает сложную систему связей между развитием национальной культуры, экономическим и политическим укреплением самостоятельности регионов. Показательно, что определенные подсистемы рассмотренной журнальной периодики отличается публикациями малых форм, трансформацией жанров в сторону облегченности. При несомненной широте охвата это направление журналистики прибегает к публикациям небольших объемов, отдает предпочтение информационным жанрам, нежели аналитическим. Перестройка, период гласности открыли возможность сотрудничать с зарубежными организациями.

11. Характерными особенностями развития современной системы региональных журналов явилась продолжающаяся дифференциация и трансформация отдельных типологических признаков (читательская аудитория, издающий орган, программа издания и т. д.) и стремление ряда изданий охватить максимально широкую читательскую аудиторию. В ряде случаев это приводит к размыванию программы издания, создает дополнительные трудности для определения его места в типологической системе. При этом подчеркнем, что в годы революции и гражданской войны происходят существенные изменения в журнальных медиа сочетаются с сохранением основных типов журналов.

12. Необходимость проведенного исследования подтверждена его результатами. Учитывая почти полное отсутствие специальных работ об адыгейских журналах, следует подчеркнуть, что полученные в диссертации данные позволяют соотнести как специфику рассмотренных изданий, так и их соответствие общим тенденциям развития региональных медиа в России. В диссертации выявлены предпосылки возникновения адыгейских журналов. В деятельности первых журналов было много проблем, не было условий для реализации четкой программы, однако эти издания подготовили почву для дальнейшего развития журналов.

Функционирование журнальных медиа сталкивается с целым рядом проблем, которые касаются, в основном, не интернет-версий журнала, а периодики, издающейся в бумажном варианте. Так, журналам приходится существовать либо на средства спонсоров, либо на деньги издающих организаций. Как первый, так и второй вариант имеют свои недостатки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Д. А. Типология социальных стилей потребления информации. Доклады центра эмпирических политических исследований СПбГУ. Вып. 1 / Д. А. Авдиенко / Под ред. Г. П. Артемова. — СПб., 2001.
  2. , А.И. Специальные журналы. Методология. История. Типология: дис.. д. филолог, наук / А. И. Акопов. Киев, 1991.
  3. , А.И. Методика исследования типологического исследования периодических изданий: (На примере специализированных журналов) / А. И. Акопов / Отв. ред. М. Т. Мезенцев. Иркутск, 1985.
  4. , А.И. Некоторые вопросы журналистики: История, теория, практика / А. И. Акопов. Ростов — н/Д., 2002. — 367 с.
  5. , А.И. Периодические издания / А. И. Акопов. Ростов-н/Д., 1999.
  6. , А.И. Российские специальные журналы 1917−1932 гг. Формирование типологической системы / А. И. Акопов. — Ростов-н/Д., 1994.
  7. , А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии / А. Н. Алексеев // Вестник МГУ. 1998. — № 3
  8. , А.П. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства / А. П. Андреев. -М., 1981. — 148 с.
  9. , A.A. Деловая пресса Черноземья / A.A. Андреева, Э. А. Худякова. — Воронеж, 1998.
  10. , М.Е. Социологическая информация в российских масс-медиа / М. Е. Аникина // Вестник МГУ. Сер. 10: Журналистика. — 2011.-№ 1. С.55−69.
  11. , Т.В. Пресса в региональной политике: дисс.к. полит. наук / Т. В. Артемова. Саратов, 1999.
  12. , Е.В. Моделирование процесса массовой коммуникации / Е. В. Ахмадулин // Методы исследования журналистики. — Ростов н/Д., 1984.-С. 39−46.
  13. , Е.В. Основы теории журналистики. Учебн. пос. / Е. В. Ахмадулин. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д.: Издательский центр „МарТ“, 2008. — 320с.
  14. , Е.В. Системная модель журналистики как исследовательская парадигма / Е. В. Ахмадулин // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: Мат. научн.-практ. конф. Воронеж, 2003. — С. 4−7.
  15. , Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции / Г. П. Бакулев М.: Аспект Пресс, 2005.
  16. , В.В. Государственные средства массовой информации: кризис продолжается / В. В. Бакшин // Журналистика 2003. Обретения и потери, стратегии развития. — 4.1. — М., 2003.
  17. , Д. А. Профессионально-журналистские издания и руководство печатью в первые годы Советской власти / Д. А. Барабохин // Журналистика. Наука. Образование. Практика. Л., 1971.
  18. Х.Я. Умар Берсей — просветитель адыгейского народа / Х. Я. Беретарь // Учёные записки. АНИИ. — Т 1. —Майкоп, 1957.
  19. , Ф.Б. Типологические изменения гуманитарных журналов после 1995 года / Ф. Б. Бешукова // Вестник АТУ. 2008. Вып.6(34). -С.100−106.
  20. , Л.Е. Российский политический дискурс и концептуализация становящегося политического пространства / Л. Е. Бляхер // ПолисЮ, 2002.-№ 3.
  21. , К. Советские журналы / К. Боголюбов // Журналы в СССР.-М., 1958.
  22. , Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации / Н. Н. Богомолова. М., Аспект Пресс, 2008.
  23. , H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения / H.H. Богомолова. — М.: Изд-во МГУ, 1991.
  24. Бодуэн де Куртенэ, И. А. Об отношении русского письма к русскому языку / И. А. Бодуэн де Куртенэ СПб.: Обновление школы, 1912. — Электронный ресурс.
  25. , В. Развитие полиграфии после кризиса. Итоги 2010 г. Прогноз на 2011 г. / В. Бойков / Полиграфия. 2010. — № 10. С.26−28.
  26. , М. В. Книжный шрифт / М. В. Большаков, Г. В. Гречихо, А. Г. Шицгал. М.: Книга, 1964.
  27. Большая Советская энциклопедия. — Т.9. — М., 1972.
  28. , А.Г. Типология журналов переходного периода / А. Г. Бочаров // Журнальная периодика России. М., 1996.
  29. , А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов / А. Г. Бочаров // Вестник МГУ. Сер. 11. -Журналистика, 1973. № 3. — С. 32−33.
  30. , Ю.П. В контексте жизни. Системный подход и массовая коммуникация / Ю. П. Буданцев — М., 1979.
  31. , О.М. Техника презентации рекламируемого объекта в рекламном тексте / О. М. Бунчук / Вестник Челябинского гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. 2011. — № 8 (223). — С. 19−22.
  32. , Н.И. Журналистика Юга России: трансформативные процессы /Н.И. Бусленко // Европейские масс-медиа: глобальные ирегиональные аспекты. Краснодар- Катовице: КубГУ- Ун-т Силезии. 2009. — С.13−21.
  33. , Н.И. Социологический портрет читателя „Дона“ / Н. И. Бусленко // Журналистика: Избр. труды. Ростов н/Д: Ростиздат, 2005.-С. 65−78.
  34. , A.A. Национальные издания Удмуртии / A.A. Вахрушев // Региональная журналистика и актуальные проблемы современности: Материалы первых Северо-Западных чтений / Отв. ред. А. Д. Кривоносов. СПб., 2003.
  35. , К. Товарные знаки: создание, психология, восприятие / К. Веркман. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.
  36. , К.В. Средства массовой информации постсоветской России: особый путь вдоль проторенной дороги / К. В. Ветров. М.: Кн. и бизнес, 2004.-301 с.
  37. , С.М. Районная печать: исторический и современныйопыт организации работы: Автореф. дис.к. филолог, наук / С.М.1. Виноградова. М., 1977.
  38. , О.И. Региональная пресса как средство формированияполитической и экономической культуры: Автореф. дис. к. филолог, наук / О. И. Власов. — Екатеринбург, 1999.
  39. , O.A. Методика типологического анализа периодической печати / O.A. Воронова, JI.JI. Реснянская, И. А Руденко. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  40. , Ю.Я. Русская экспериментальная поэтическая книга 1910 гг. / Ю. Я. Герчук // Искусство книги. Вып. 10. — М.: Книга, 1987.
  41. , Ю.А. Основы журналистики / Ю. А. Головин // Учебная программа для студентов по специальности „Журналистика“. М.: МГУКИ, 2003.
  42. , A.A. Массовая информация в России: От первой газеты до информационного общества / A.A. Грабельников. М., 2001.
  43. , A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий / A.A. Грабельников. М., 2001.
  44. , A.A. Средства массовой информации постсоветской России / A.A. Грабельников. М., 1996.
  45. , М.Н. Политические коммуникации и коммуникационное измерение политики / М. Н. Грачев // „Новая“ Россия: политическое знание и политологическое образование. Материалы межвузовской научной конференции. -М., 2000.
  46. , Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования / Б. А. Грушин М., 1987.
  47. , Б.М. К вопросу об экономическом развитии дореформенной Адыгеи / Б. М. Джимов // УЗ. Т. IX. Майкоп, 1969. — С. 225 -249.
  48. , И.М. Информационное пространство России: Структура, особенности функционирования, перспективы эволюции / И. М. Дзялошинский. М., 2001.
  49. , A.B. Массовая коммуникация: пределы политического влияния / A.B. Дмитриев, В. В. Латынов М., 1999.
  50. Н. Поговорим о типографике / Н. Дубина // КомпьюАрт. -М., 2000.
  51. Журналистика: краткий словарь / Б. Н. Лозовский. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004. — 116 с.
  52. Журналы России / Под ред. М. И. Шостак. М., 2003.
  53. Журнальная периодика России. М., 1996.
  54. Закон РФ от 21.12. 1991 „О средствах массовой информации“. — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.m/online/base/?req=doc-base=LAW-n=9029
  55. Закон СССР от 12.06.1990 „О печати и других средствах массовой информации“. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr0856.htm.
  56. Законодательство о средствах массовой информации: Учебно-практические материалы / Ред. сост. А. Г. Рихтер. — М., 1999.
  57. , И.И. Медиополитическая система / И. И Засурский // Вестник Моск. ун-та. — Сер. 10. Журналистика. 2001. — № 1.
  58. , Я.Н. Средства массовой информации постсоветской России / Я. Н. Засурский, E. J1. Вартанова, И. И. Засурский, A.B. Раскин, А. Г. Рихтер. М., 2002.
  59. , И.И. Масс-медиа второй республики / И. И. Засурский. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
  60. , И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы / И. И. Засурский. М., 2001.
  61. , Я.Н. Журналистика в переходный период / Я. Н. Засурский // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 1997. — № 5.
  62. , У.С. Гъэсэныгьэм фэбэнагь / У. С. Зекох // Зэкъошныгь (Дружба). Майкоп, 1971. — № 2. — С. 37−38.
  63. , У.С. Умар Берсей просветитель адыгейского народа / У.С. Зекох//УЗАНИИ.-Майкоп, 1957.-Т. 1.-109с.
  64. , JI.M. Коммуникативистика и средства информации / JIM. Землянова -М., 2004.
  65. , JI.M. Современная американская коммуникативистика / JI.M. Землянова. М., 1995.
  66. В.А. Возникновение и развитие письма / В. А. Истрин. М.: Наука, 1965.
  67. История мировой журналистики / А. Г. Беспалова, Е. А. Корнилов, А. П. Короченский. М.- Ростов-н/Д.: Издательский центр „МарТ“, 2003.-432 с.
  68. Кандинский^ В^н0 духЪвном в. искусстве / В. В. Кандинский. — М. Архимед, 1992. *. .. Каир, А. Эстетика искусства шрифта / А. Каир. — М-:-Книга, 1979. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество м культура / М. 'Кастел^^ 2000.
  69. , Л.В. Печать русской православной церкви / Л. В. Кашинская.-М.: МГУ, 1996. ' ¦ .- ¦ Л-.---'.: ¦
  70. , З.Ш. Первые национальные адыгейские газеты, специфика становления 7 З. Ш. Кидакоева // Научные труды факультетай^налйстшш':КубГУ. Краснодар: КубГУ, 2011. -С. 173−177. ''. ¦
  71. Книговедение: Энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1981 ,
  72. Кондратов, П^В ^ёстная .пресса: теория и практика перестройки / П. В. Кондратов. — Новосибирск- 1989.
  73. , В.П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая М., ¦ 1997,' .-: / .
  74. Корнилов, — Е. Д-: Журналистика на рубеже тысячелетий /Е.А. Корнилов. Ростов-н/Д., 1999. ч, : — • • * ч т • -
  75. , Н.П. Имиджевая функция журналистики / Н: П. Кравченко // Медийные стратегии современного мира. Краснодар: КубГУ, 2010.-С. 29−30.
  76. , C.JI. Экономика текста в неклассической философииискусства Ницше, %Батай, Фуко, Деррида / C.JI. Кропотов. —* е Г -'' ^ *¦ „I1. Екатеринбург-' 1999.
  77. , Е.И. Культура языкового самосознания личности / Е. И. Крюкова // Лингвистика: традиции и современность. — Ростов н/Д.: ПИ ЮФУ, 2011. С.54−55.
  78. , H.A. Интертекстуальность современных СМИ: тенденции развития / H.A. Кузьмина // Медиадискурс: новые явления и новые подходы: кол. мон. / Отв. ред. H.A. Кузьмина. — Омск: ОмГУ, 2010. — 262 с.-С. 8−45.
  79. , B.C. Деловая пресса России / B.C. Кулев. М., 1996.
  80. Культурное строительство Адыгеи (1922−1937): Сб. документов и материалов / Под ред. А. О. Хоретлева. Майкоп, 1958.
  81. , С.Р. Художественно-публицистические особенности творчества В. Астафьева //Вестник ПГЛУ. Пятигорск, 2011. —№ 1. -С. 179−181.
  82. , Э.А. Научно-популярный журнал как тип издания / Э. А. Лазаревич // Вестник МГУ. Серия Журналистика. — 1979. № 1.
  83. , В.В. Путь к книге: Воспоминания художника / В. В. Лазурский. М.: Книга, 2011.
  84. , Г. В. Основы творческой деятельности журналиста / Г. В. Лазутина. М., Аспект-пресс, 2003.
  85. , Н.В. Еегиональные женские журналы в медийном пространстве Северного Кавказа / Н. В. Ламосова // Культурная жизнь Юга России. Краснодар, 2010. — № 3. — С.74−75.
  86. , Т.Ю. Паблик Рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура / Т. Ю. Лебедева. — М., 1999. 169 < ' .
  87. , B.M. Роль информационно-коммуникационных технологий в изменении отношений между воображаемым, символическим и реальным / В. М. Лейбин // Вопр. философии. — 2011. — № 6. — С. 93 102. '' •
  88. , А.Ф. Знак: Символ: Миф / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск. унта, 1982.
  89. , Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст -семиосфера — история / Ю. М. Лотман. — М.: Языки русской культуры, 1996.
  90. Лу, М. Женская печать: эволюция типологической структуры вУусловиях реформирования общества / М. Лу. М., 1998. N
  91. , Ю.Н. Коммуникативные механизмы социальной регуляции / Ю. Н. Лубченков. М., 2002.
  92. , Ю.В. Типологическая трансформация прессы США в процессе медийной глобализации // Американский ежегодник. М.: РАН, 2010.-С.85−88.
  93. , М. Понимание медиа: внешнее расширение человека / М. Маклюэн. -М.- 2008.
  94. Марущак, -А.В.Категория автора в публицистических текстах-, ' чк“ •. >периода „перестройки“ / A.B. Марущак // Коммуникация всовременном мире. Ч. 1. Воронеж: ВГУ, 2011. — С. 82−83.
  95. , Н.Г. К вопросу о классификации речевых жанров Интернет-коммуникации / НХ. Марченко // Проблемы современной филологии. Ростов н/Д.: ПИ ЮФУ, 2011. — С.153−160.ч
  96. , A.A. История развития журналистики и печатных СМИ Молдовы / A.A. Мелентьев // Акценты. 2011. Вып.1−2 (96−97). — С. 40−42.1 •
  97. Мелентьев- A.A.» Система печатных СМИ Молдовы: исследование медиаситуации в стране и" особенности функционирования молдавской прессы: Автореф. дис.. к. филол. наук / A.A. Мелентьев. Воронеж, 2011. — 22 с.
  98. , Б. Гражданская война слов / Б. Менцель. СПб., 2006.
  99. , Б.А. Системные и функциональные аспекты типологии современной газетной периодики (на материале адыгейских. медиа): Автореф. дис.. к. филол. наук / Б. А. Меретукова. Краснодар, 2011.-24с.. ,
  100. Методика типологического анализа периодической печати. — М., 1995.
  101. Методологические основы изучения региональной печати. — М.:4 t ' 1. Изд-во Моск. ун-та- 1993.• * т f ' *
  102. , Б.Я. Соотношение содержательных и формальных структур печатного издания: Автореф. дис. .докт. филолог: наук / Б .Я. Мисонжников. СПб., 2001. — С. 22.
  103. , Ю.А. Республиканская пресса в национальном измерении / Ю. А. Мишанин // Региональная журналистика и актуальныепроблемы современности. Материалы первых -Северо-Западных чтений / Отв. ред.- АД.Кривоносов. — СПб., 2003.
  104. , А. Теория Информации’и эстетическое восприятие / А. Моль -М., 2006.
  105. , М.М. Массовая коммуникации в современном, мире: методология анализа и практика исследований / М. М. Назаров. — М., 1999.
  106. О партийной и советской печати: Сборник документов. — М.: Изд. «Правда», 1954.
  107. , Р.П. Журналистика национальных регионов Российской Федерации / Р.П. г Овсепян // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. 1998. — № 2. ,
  108. Основы журналистики: Учебник для вузов / С. Г. Корконосенко. -М.: Аспект Пресс, 2004. 287 с.
  109. , Ю.М. Человек и время в поэзии, прозе, публицистике. — М.:
  110. Лит. Россия, 201 i. 304 с.
  111. Периодическая печать на пороге электронной эры: Матер/ науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» (17−18 марта 1999 г., Санкт-Петербург) / Отв. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2000.
  112. Перспективы развития региональной прессы / Л. Л. Реснянская, Л. Г. Свитич, И. Д. Фомичева, A.A. Ширяева // Вестн. Моск. ун-та. Серия
  113. . М., 1996. — № 3.1 '
  114. Петров-Водкин, К. Пространство Эвклида / К. Петров-Водкин. М.: Азбука, 2000.
  115. , А.Н. Цвет в фотопублицистике и газетном дизайне / А. Н. Пирожков // Средства массовой информации в современном мире: Тезисы научно-практической конференции. — СПб.: СПбГУ, 1997. '
  116. Покровский, 1у13- .Русско г адыгейские торговые связи / М.В.1 *
  117. Покровский.— Майкоп. 1957.
  118. Положение народного образования в Адыгейской обЛасти // Известия ОЛИКО. Краснодар, 1925. — Вып. IX.
  119. , К. Логика и рост научно знания / К. Поппер. М.: 1983.
  120. , Н. А теперь.о другом / Н. Постан / В кн.: Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. Хрестоматия. — М., 2000.
  121. , А.Н. Речевое пространство личности в масс-медиа / А.Н.г
  122. Потсар // СМЙ в публичной сфере. М.: МГУ, 2011.
  123. , Г. Г. Теория и практика коммуникации / Г. Г. Почепцов. -М., 1998.
  124. , Е. Печать и-общественное мнение / Е. Пронин — М.: МГУ, к «< *1971.
  125. , Е.П. Журналистика’и демократия / -Е.П.Прохоров М.,&bdquo- I2003.
  126. , Х.А. Адыги до Великой Октябрьской революции // Адыгейская автономная область. Посвящается 25-летию автономииг Г '
  127. Советской Адыгеи. Майкоп, 1947. — С. 16 -74.- «
  128. Л.О. Гносеологические вопросы семиотики* / Л. О. Резников. Л., 1964. — 124 е.,
  129. , Л.Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. — М., 1996. i v J
  130. Романова, В'.ЩН^кегородсюга- городской журнал начала XXI века // Вестник Воронежского гос. ун-та. — 2011. — № 1. — G.8−19. •
  131. Российские региональные СМИ. Информационный потенциал и коммуникативные технологии: Сб. ст. — Омск, 2000. — 229 с. *
  132. , Э. Тщюграфика / Э. Руд ер. М.: Книга, 1982.
  133. Русско-адыгейские торговые связи. Сб. документов / Под. ред. М. В. Покровского и А. О. Хоретлева. — Майкоп, 1957.
  134. , О.М. Рефлексивность журналиста как субъекта массово-коммуникативной системы // I-формат: журналистика провинции. — Ставрополь: СГУ, 2009. С. 122−130.ч
  135. , Ф.Г. Восприятие и интерпретация смысла в дискурсе:с * {синергетический аспект // Когнитивная лингвистика и вопросы языкового сознания. — Краснодар: КубГУ, 2011. С.234−235.
  136. Система средств, массовой информации России: Учебное пособие1 'для вузов / Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова *и др.- под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2003. — 259с.
  137. , А.П. Средства массовой информации в политических технологии / А.Ц.-.Ситников, М. В. Гундарин. — М., 1994.
  138. , Г. В. Оценочный потенциал насмешки в текстах СМИ // Слово. Мысль. Душа. Краснодар: КубГУ, 2008. — С.326−330-«
  139. , И.С. Материалы научно-популярного. журнала по естествознанию, ответ на вызовы этике социальной ответственности
  140. Слово. Нравственность. Закон. 4.2. — Краснодар: КубГУ, 2009. -С.28−30.. '
  141. А.Й. ТТблитолбгия. Политическая теория. Политическиетехнологии/А.И. Соловьев. М.', 2001. — С. 393−394.
  142. Средства массовой информации постсоветской России. / Под ред. Я. Н. Засурского. -М., 2002.
  143. Стебловская, ¦ С. Б. Логические основания исследования аксиологического поля журналов для подростков / С. Б. Стебловская //Вестник МГУ. Сер.10: Журналистика, 2010.-№-1. С.138−153.
  144. , В.Е. Региональная локальная периодика / В. Е. Стяжкин. -М., 1996. ,
  145. , A.C. Дизайн российских журналов: история, теория, практика: Автореф. дис.. к.филол.наук / A.C. Сундуков -Воронеж, 2011. — 22 с.
  146. Терентьева, Л.В. .Язык и стиль газетной публицистики / Л. В. Терентьева. Самара: СамГУ, 2011. — 159 с.
  147. , Ф.Р. Педагогическая деятельность Умара Хапхаловича Берсея / Ф. Р. Тешева // Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики. — Вып. 1. — Майкоп: «Качество», 1996. — 218 с.
  148. Типологическое развитие журналистики. Ростов-н/Д., 1993.
  149. Типология периодической печати. М., 1995.
  150. Типология периодической печати. М., 2007.
  151. Толковый словарь русского языка XX столетия. Языковые изменения / Под ред. Г. Н. Скляревской. СПб., 1998. ч
  152. , В.В. Теоретический и практический, аспекты типологии1 Iпечатных периодических изданий. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.relga.ru/
  153. , В.В. РегиональныеСМИ как фактор демократизации российского общества / В. В. Тулупов. — Электронный ресурс. -- Режим доступа: http://www.relga.ru.•Тулупов" — реклама, типология / В.
  154. Тулупов.—Воронеж, 1996. .
  155. , В.В. Моделирование в журналистике. — Воронеж, ВГУ, 2010.-144 с.
  156. В.В. Реклама: палитра жанров / В. В. Ученова, С. А. Шомова, Т. Э. Гринберг и др. — М., 1996.
  157. Теории информационного общества. Пер. с англ. / Ф. Уэбстер. — М., 2004. ' /.'
  158. В.А. Б.В. Грозневский / В. А. Фаворский // Искусство книги / М.: Книга. 1961. — Вып. 2.
  159. Фомичева, и аудитория: теоретические проблемы и опыт изучения горрдской аудитории СМИ и пропаганды / И. Д. Фомичева. М., 1976. — 158 с. ¦ й —
  160. , И.Д. Центральная и местная пресса //. Российские региональные рьщки лодписки. Вь1боры-93 / И. Д. Фомичева. Вып. 4.-М., 1994. л ' .: ' '
  161. , А. X. Адыгские просветители / А. Х. Хакуашев. — Нальчик, 1978−219с.
  162. , Н.В. Научное издание как феномен журнального процесса рубежа ХХ-ХХ1 веков!: взаимосвязь моделеобразующих признаков: Автореф. дис.. канд. филол. наук/Н.В. Харин. — Краснодар, 2006. -24С. -
  163. , А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее (XIX -нач. XX) / A.O. Хоретлев. Майкоп, 1957.
  164. , В. Журналистика и комму никативистика:неизбежность конвергенции. Попытка постановки проблемы- / В.
  165. Хорольский // Акценты. 2008. -№ 5−6. — С. 49.
  166. Хорольский, В. В,. Современные теории массовой коммуникации на
  167. Западе /В. Хорольский. -ВГУ-2011. 104 с. I : —
  168. , З.Ю. Краткая газетная энциклопедия: 11ериодика Адыгеи.1905−1996 / З. Ю. Хуако. Майкоп: Адыг. кн. изд-тво. -164с.
  169. Хуако, З.Ю. JVI^tpiTO Энциклопедия / З. Ю. Хуако. —
  170. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-BQ., 2003. — 606 с.
  171. , З.Ю. От письменности к книжной культуре /{З.Ю. :Хуако--Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2008. — 248с.
  172. , З.Ф. Модель региональной * журналистики: партиципаторская- или либеральная? / З. Ф. Хубецова // СМИ в4 «» 4 и (современном гаире А^од-ред.'В^И.Конькова. СПб., 2000.
  173. , Э.В. Дискурсивные» практики конструирования биографического нарратива в развлекательной журнальной: прессе / Э. В. Чепкина // Медиа. Демократия, рынок. 4.2. — СПб.: СПбГУ, 2010. — С.21'8−223.1
  174. , В. А. Абхазско-адыгские языки / В. А. Чирикба // Языки Российской Федерации и Соседних Государств. Энциклопедия. В 3 т.-Т. 1.-М.: Наука, 1998.
  175. Шаги к рассвету П-} Адыгские писатели просветители XIX века: Избранные произведения. — Краснодар. — 360с.
  176. , А.К. Абхазо-адыгские языки / А. К. Шагиров //.Языки мира. Кавказские языки. — М., 1999.
  177. Шахбазян, .М. Д. Церковная проповедь как парадигма русской религиозно-философской публицистики / М. А. Шахбазян // Вестник АТУ. Серия «Филология и искусствоведение». — 201 Г. — Вып.1. -С.58−63.
  178. , А.Г. Русский типографский шрифт / А. Г. Шицгал. М.: Книга, 1974.
  179. , М.В. Системная типологическая модель СМИ / М. В. Шкондин. М., 2002.
  180. , М.В. Средства массовой информации: системныехарактеристики /МЛЗ. Шкондин. М., 1995.
  181. , С.А. Политическая' коммуникация: социокультурные тенденции и механизмы / С. А. Шомова. М., 2004. — С.55.
  182. , С.А. Политический шахматы. Паблик: -Рилейшнз как интеллектуальная игра/С.А. Шомова.-М., 20 031.: «- •
  183. , С.А. Политическая коммуникация: 'социокультурные тенденции и механизмы / С. А. Шомова. -М., 2004. Шостак, М.И. Система’журнальной периодики /, М. И. Щостак // Журналы России. М., 2003.,. •.. • /
  184. , В.И. Научно-популярная и отраслевая проблематика в средствах массовой информации: генезис и тенденции: Монография / В. И. Штепа. М.: МГУ, 2009. — 244 с.
  185. , A.C. Организация работы редакции, ж^нала: '.Учебн. пособие / A.C. Щербаков. М., 1987.
  186. Ф.И. Цветной текст -в искусстве книги: автореф. дис. .к. искусствоведен^йя, / Ф-И. Юрьев.-М., 1975.
  187. , С.И. Вузовский журнал на рынке Якимова //
  188. Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. — М.: МГУ, 2011. С.368−369.
  189. Якобсон, К Вйпой<�жащсущБюсти языка / Р. Якобсон // Семиотика. -М.: Радуга, 1983.: .
  190. Источники на иностранном языке:
  191. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: -A .?entum in. Social Forecasting.-N.Y.: Basic Books, 1973. -'.л-- .'CV. X
  192. DeFleur M.L. Ball-Rokeach S.J. Theories of Mass Communication. L., 1989. P. 163−217.179
  193. Gerbner G: .Mass^Media-iand Human Communication Theory. In: Dance F.E.X. (ed.) — -Hum&n-.GO N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1967. V: / '. • ' ' ^
  194. InnisH. A. The Biasof Communication. Torontdi^^l^'/inhis'-H^A1. The¦¦¦ /: Empire: andVCoinmimic^ti^ '*'-,'
  195. Janowitz M- Thev*Stddy ' of M In: International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol.3 N.Y.: Macmillan and Free Press, 1968. PP. 41−53. V--'H:'-: ' '¦
  196. Kahn PL, Wiener A. One Hundred Technical Innovations Likely in the Nextr.-Thiirt^SfM --Year, 2000. Work in Progress / Ed. By D. Bell. Boston, 1968.
  197. Ledbetter A.M. etc. Attitude Toward Online Social -Connections // Communication Research. 201−1.-№ 1. -P.27−53.
  198. McQuail D2 Mass^Communication Theory: An Introduction- -Beverly Hills, 1987: .v.
  199. Theodorson S.A., Theodorson A.G. Modern Dictionary of Sociology. N.Y.: Cassell, 1969. V
  200. Thompson J^B.Tdeology and Moden Culture. Oxford: Polity Press, 1990.p.219. ' • - -» •. — ¦ ¦1. Архивные материалы: —. :218. 83. Г АРА. ф.127^ Оп. 1. Д. 8. Лл. 58, 59, 136. 84. ТАРА. ф. Р-1127. Д. 52. Л. 27: 85: Ш:П5^-17: — > У, •
  201. Адыгее//Псалъ.- -М., 1924. (па'адыг. яз.). .-Лу'220. .Адыгейская автономная область // Псалъ. М., 1924. (:на адыг. яз.).
  202. , И. Октябрьская революция и черкесы Адыгеи / Й.' Барон // СоветскаяАдыгёя:^ .-Краснодар, 1925.232 233
  203. Бурнышев,.:А. В.'Культура, рожденная Октябрем. — Майкоп, 1958. (архивн. мат.:'ГАРА, — 127. Д. 50, Л. 145−148).
  204. Из истории адыгской письменности // Псалъ.?^ 1924. (на адыг. яз.). «'¦ '""•' г :-., •'•'
  205. Информационный^ отчет Адыгейского ОБОНО за 1922−23 учебный год. Майкоп^!у.,'.¦'
  206. Информационный отчет Адыгейского ОБ0НО?'за-- 1922−23> учебный год. Майкоп, 1923. •¦¦^¦Ч. КУх^'
  207. Народное образование в АЧАО // Советская Адыгея. --Вып. 1.- Краснодар^!^
  208. Отчет Общества изучения Адыгейской автономной, области за 1925 год. Краснодар, 1926. -/: ЧГ'/-' V
  209. Планы работы сектора истории за 1951 1960 гг., ГАРА. Ф. Р-1 127. Оп. 1 ., Д. 8. Лл.^!, 23, 26, 31, 34, 35, 69, 71, 72. .'
  210. Причина возникновения Бжедугской, .революции: // Псалъ. — Краснодар, 1926. Вып. 1. (на адыг. яз.) (архив1ь мат.: 8. ГАРА. Ф. Р-21. Оп. 1 Д. 1. Л. 327). ¦ .- ¦.¦
  211. Сшохов, С.Х.1|з-.эпистолярнр^ наследия // Вестник АГУ Майкоп, 1'99&--Вып-1^
  212. , О.Д. Национальная, печать и этнос // СМИ в современном мире / Под ред, В. И. Конькова:., — и1. Гос. архив РА. (ГАРА). Ф. Р-21. Оп. 1. Д- 1- Л. 287.
Заполнить форму текущей работой