Психологическое знание в системе субъектно-ориентированного обучения студентов
![Диссертация: Психологическое знание в системе субъектно-ориентированного обучения студентов](https://westud.ru/work/4862159/cover.png)
Диссертация
Студенты и старшеклассники разделили функцию восприятия между телом и душой в зависимости от того, что является предметом восприятия: если материальный предмет, то воспринимает тело, если же предмет вызывает какие-то переживания, эмоционально значим, то восприятие осуществляет душа. Интересное уточнение, в этой связи, внес один пятиклассник: «Душой чувствуешь, в не видишь». У некоторых… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ЖИТЕЙСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
- 1. Природа психологического знания
- 2. Проблема житейского психологического знания в проекции различных теоретических подходов
- 2. 1. Специфика обыденного познания
- 2. 2. Теоретические подходы к изучению житейской психологии
- 3. Житейская психология в русских народных пословицах
- 4. Онтогенез житейского психологического знания
- 4. 1. «Теория ума» — основные понятия и достижения
- 4. 2. Онтогенез социальных представлений о душе (эксперимен- 59−72 тальное исследование)
- 1. Психологическое знание как система категорий
- 2. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы психологического 84−93 знания
- 3. Взаимодействие научной и житейской психологии
- 1. Субъектно-ориентированный подход в обучении психологии: по- 99−111 становка проблемы
- 2. Логико-психологическое обоснование построения курса «Введе- 111−134 ние в психологию»
- 3. Организация субъектной активности студентов в процессе изуче- 134−149 ния курса «Введение в психологию»
- 1. Проблема диалектического мышления в психологии
- 1. 1. Понятие диалектического мышления
- 1. 2. Диалектическое мышление как теоретическое мышление
- 1. 3. Диалектическое мышление, отождествляемое с диалектичностью процесса познания
- 1. 4. Подход Ж. Пиаже к проблеме диалектического мышления
- 1. 5. Оперирование противоположностями как этап в филогенетиче- 159−162 ском или онтогенетическом развитии мышления
- 1. 6. Диалектическое мышление как стадия пост-формальных опера- 162−168 ций
- 1. 7. Операциональный подход к проблеме диалектического мышле- 168−171 ния
- 2. Особенности развития мышления в студенческом возрасте
- 3. Развитие диалектического мышления студентов в процессе изучения субъектно-ориентированного курса «Введение в психологию»
- 3. 1. Организация и проведение исследования
- 3. 2. Результаты констатирующего исследования
- 3. 3. Результаты контрольного эксперимента
- 1. Проблема знания и мышления в психологии
- 1. 1. Диалектика знания и мышления
- 1. 2. Знание и мышление в процессе формирования понятий
- 1. 3. Знание и продуктивное мышление
- 1. 4. Знание и мышление: проблема компетентности
- 2. Экспериментальное исследование особенностей психологических 214−215 знаний студентов, изучавших субъектно-ориентированный курс «Введение в психологию»
- 2. 1. Исследование теоретического применения студентами психо- 216−228 логических знаний
- 2. 2. Особенности практического применения студентами психоло- 229−236 гических знаний: объяснение смысла пословиц
- 2. 3. Особенности практического применения студентами психоло- 236−243 гических знаний: интерпретация ситуаций
- 2. 4. Изучение академической успешности студентов эксперимен- 244−246 тальной и контрольной групп
- 3. Житейские и научные психологические знания студентов в процессе субъектно-ориентированного обучения
- 3. 1. Проблема взаимоотношения житейских и научных понятий в 247−258 процессе обучения
- 3. 2. Экспериментальное исследование житейских и научных пси- 258−264 хологических знаний студентов в процессе субъектноориентированного обучения
- 4. Психологическое знание как средство самопознания студентов: проблема личностного знания
- 4. 1. Особенности самосознания в юношеском возрасте
- 4. 2. Экспериментальное исследование особенностей самосознания 268−281 студентов в зависимости от моделей обучения психологии
Список литературы
- Абрамова Г. С. Проблемы изучения курса психологии студентами пединститута//Вопр. психологии. 1990. № 2. С. 185−187.
- Абрамова Г. С. Психология в метафорах и образах. Вологда. 1996. 54 с.
- Абрамова Г. С. Практическая психология. М., 1997. 368 с.
- Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М., 1989. 248 с.
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психол. журнал. 1985. Т. 6. № 5. С. 3−22.
- Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976. 245 с.
- Аганисян В.М. Развитие творческого мышления студентов-педагогов // Вопр. психологии. 1982. № 6. С.82−100.
- Агеев B.C., Донцов А. И. Ближайшее будущее психологии (Рецензия на книгу Psychologie de demain a Sous la direction de P. Fraisse) // Вопр. психологии. 1985. № 2. С.172−173.
- Агудов В.В. Место и функции «структуры» в системе категорий материалистической диалектики. М. 1979. 189 с.
- Алексеев Н.А. Осознание логической структуры теоретического знания и мышления как условие их эффективного формирования у студентов: Авто-реф. дис. канд. психол. наук. М., 1982. 16 с.
- Анализ развивающегося понятия / Под ред. А. С. Арсеньева, В. С. Библера, Б. М. Кедрова. М., 1967. 339 с.
- Андреев И.Д. Диалектическая логика. М., 1985. 367 с.
- Андронов В.П. Некоторые психологические проблемы исследования профессионального мышления / Психологические вопросы формирования профессионального мышления: Межвуз. сб. научных трудов. Саранск. 1984. С.5−12.
- Анисимов О.С. Особенности мыслительных операций студентов в условиях применения схематических изображений: Автор.: дис.. канд. психол. наук. М., 1984. 16 с.
- Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопр. психологии. 1982. № 2. С. 14−27.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психологии. 1989. № 1. С. 92−99.
- Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психол. журнал. 1994. Т. 15. № 1. С.60−80.
- Бассин Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно психологической закономерности //Вопр. психологии. 1872. № 3. С.105−104.
- Батищев Г. С. Противоречие как категория диалектической логики. М., 1963. 118 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Берне Р. Я-концепция и воспитание. М., 1986.
- Библер B.C. Понятие как процесс // Вопр. философии. 1965. № 9. С. 4756.
- Библер B.C. Научное понятие как «точка роста» категориальной системы / Проблемы диалектической логики. М., 1969. С. 136−143.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.1. М./Г.2. 1979.
- Богомолов А.С. О разрешении противоречий как способе образования понятий / Проблемы теории познания и логики. Мат. XIV Межд. фил. конгрессу. Вып. 2. М., 1968. С. 56−67.
- Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985. 368 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959. 170 с.
- Борисова JI.H. Динамика интеллектуального развития взрослых и ее зависимость от уровня развития их образования. Автор: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1990. 16 с.
- Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопр. психологии. 1990. № 6. С.9−17.
- Боярчук В.К. Методика преподавания психологии в вузе. Ростов н/Д., 1982. 67 с.
- Брунер Д. Процесс обучения / Пер. с англ. М., 1962. 84 с.
- Брунер Д., Олвер Р., Гринфилд П. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971.
- Брушлинский А.В. Проблема психологии субъекта. М., 1994. 108 с.
- Брушлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности. Психол. журнал // 1994. Т. 15. № 3. С. 17−27.
- Бубер М. Я и Ты //Два образа веры. М., 1995. С.15−93.
- Васильев И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М., 1980.192 с.
- Васильева Е.М. Профессиональное самопознание студентов педвуза. Липецк. 1992. 128 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. 200 с.
- Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1. С. 15−48.
- Введение в философию: Учебник для вузов в 2-х частях. Ч. 1 / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1989. 367 с.
- Ведин Ю.П. Сущность и структура знания. Рига. 1972. 98 с.
- Ведин Ю.П. Познание и знание. Рига. 1983. 166 с.
- Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М., 1998.
- Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте //Вопр. психологии. 1987. № 4. С. 135−139.
- Веракса Н.Е. Принцип научности в преподавании психологии / Актуальные проблемы методики преподавания психологии в педвузе и в школе: Сб. науч. тр. М., 1990. 143 с.
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопр. психологии. 1990. № 4. С. 5−14.
- Веракса Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников: Дис. .докт. психол. наук. М., 1991. 359 с.
- Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопр. психологии. 1994. № 3. С. 122−129.
- Вертгаймер М. Продуктивное мышление / Пер. с нем. М., 1987. 336.
- Войшвилло Е.К. К анализу развития знания // Вопр. философии. 1971. № 8. С. 15−27.
- Выготский Л.С. Генетические корни мышления и речи // Естествознание имарксизм. 1929. № 1. С. 106−134.
- Выготский JI.C. Структурная психология / Основные течения современной психологии. M.-JL, 1930. С. 84−125.
- Выготский JI.C. Предисловие к книге А.Ф.Лазурского «Психология общая и экспериментальная/ Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 1. / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М., 1982. С.63−77.
- Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения / Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 1. / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М., 1982. С.78−98.
- Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса / Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 1. / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М., 1982. С.291−436.
- Выготский Л.С. Мышление и речь / Собр. соч.: В 6-ти т. Т.2. / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1982. С.5- 361.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Собр. соч.: В 6-ти т. Т.4 / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1983. С.5−328.
- Выготский Л.С. Педология подростка / Собр. соч.: В 6-ти т. Т.4 / Под ред.Д. Б. Эльконина. М., 1984. С.5−242.
- Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Собр. соч.: В 6-ти т. Т.4 / Под ред.Д. Б. Эльконина. М., 1984. С.243−385.
- Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 1. С. 56−68.
- Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996. № 1. С.5−19.
- Гегель Г. В. Ф. Кто мыслит абстрактно? / Работы разных лет. Т.2. М., 1970.442 с.
- Гегель Г. В. Ф. Наука логики / Собр. соч. Т.2. М., 1971. 247 с.
- Гаевская В.А. Особенности мыслительных функций студентов педагогического вуза: Автореф: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1976.16 с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965.
- Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информационно-методические материалы по курсу «Общая психология»: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1986. 272 с.
- Гельфман Э.Г., Холодная М. А., Демидова Л. Н. Психологические основы конструирования учебной информации (Проблема интеллектоемких технологий преподавания) // Психол. журнал. 1993. Т. 14. № 6. С.35−45.
- Героименко В.А. Личностное знание и научное творчество. Минск. 1989. 267 с.
- Гинецинский В.И. Введение в методику преподавания психологии: Курс лекций. Л., 1983. 75 с.
- Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики: Опыт педагогической когитологии. Л., 1989. 266 с. 7 5. Г ин един с кий В. И. Предмет психологии: дидактический аспект. М., 1994. 280 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988. 320 с.
- Гордеева О.В. Представления Л.С.Выготского о самосознании и марксизм //Психол. журнал. 1996. Т. 17. № 5. С.42−55.
- Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х томах. Т.2. М., 1965. 285 с.
- Горский Д.П. применение диалектической логики к изучению процессов мышления // Диалектика и логика. Формы мышления. М., 1962. С.5−41.
- Горская Т.Д. О типологии диалектических противоречий в познании // Вопр. философии. 1981. № 11. С. 133−136.
- Гресс Н.П. Особенности мыслительной деятельности студентов в работе с учебными текстами (на материале физики): Автореф.: Дис. канд. психол. наук. М., 1971. 16 с.
- Гурова Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления // Вопр. психологии. 1986. № 2. С. 126−137.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 424 с.
- Давыдов В.В. Основные понятия современной психологии / Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. 240 с.
- Давыдов В.В., Радзиховский Л. А. Теория Л.С.Выготского и деятельност-ный подход в психологии // Вопр. психологии. 1981. № 1. С. 67−80.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск. 1992.113 с.
- Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1969.
- Диалектика в науках о природе и человеке. Эволюция материи и ее структурные уровни. М., 1983. 360 с.
- Диалектическое противоречие / Под ред. Б. М. Кедрова. М., 1979. 343 с.
- Дильтей В. Описательная психология // История психологии (10-е -30-е г. г. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1992.364 с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. М., 1982. 178 с.
- Дружинин В.Н., Гребенюк Г. А., Самсонова Е. Ю. Исследование психосемантических репрезентаций общих умственных способностей // Психол. журнал. Т.14. № 3. 1993. С.47−55.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. 150 с.
- Жуков А.В. Объективная фразеология в русском языке // Семантико-грамматические характеристики фразеологизмов русского языка. JL, 1978. С. 67−90.
- Зинченко В.П., Мамардашвили М. К. Об объективном методе в психологии //Вопр. философии. 1977. № 7. С.109−125.
- Зинченко В.П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983.
- Зинченко В.П. Проблема «образующих» сознания в деятельностной теории психики // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1988. № 3. С. 25−35.
- Зинченко В.П. От классической к органической психологии // Известия Академии педагогических и социальных наук. М., 1991. Вып.1. С. 8−38.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек, развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994. 304 с.
- Зинченко В.П. Мир образования и/или образование мира // Мир образования. 1996. №№ 3,4.
- Знаков В.В. Понимание как проблема психологии мышления // Вопр.психологии. 1991. № 1. С.18−26.
- Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Психол. журнал. 1985. Т.6. № 3. С. 11−29.
- Иванов В.И. Человеческая деятельность-познание-искусство. Киев. 1977.
- Ильенков Э.В. Идеальное //Философская энциклопедия. М., 1962. Т.2. С. 221.
- О.Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1974. 271 с.
- П.Ильенков Э. В. Учитесь мыслить смолоду. М., 1977. 74 с. 112. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить // Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. С. 284−312.
- З.Калмыкова З. И. Развивает ли продуктивное мышление система обучения
- B.Ф.Шаталова? // Вопр. психологии. 1987. № 2. С.71−80.
- Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988. 244с.
- Кедров Б.М. О природе научного понятия // Вопр. философии. 1969. № 8.1. C. 12−24.
- Кедров Б.М. Противоречивость познания и познание противоречия // Диалектическое противоречие. М., 1979. С. 40−78.
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987. 176 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. 367 с.
- Копнин П.В. Философские идем В.И.Ленина и логика. М., 1969. 483 с.
- Коптева Н.В. О структуре учебников по психологии // Вопр. психологии. 1989. № 5. С. 106−111.
- Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1. С.33−48.
- Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания. Ярославль. 1979.80 с. 123 .Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М., 1971. 255 с.
- Коул М. Культурные механизмы развития // Вопр. психологии. 1995. № 3. С.5−20.
- Кравцов Н.И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. М., 1977.
- Краткий психологический словарь. М., 1985. 431 с.
- Крипнер С., Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии //Психол. журнал. 1993. Т. 14. № 2. С. 113−125.
- Крымский С.Б. Научное знание и принципы его трансфорвации. Киев. 1974. 126 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., 1971. 111 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психологическое знание и учитель // Вопр. психологии. 1983. № 3. С. 51−61.
- Курсанов Г. А. Диалектический материализм о понятии. М., 1963. 384 с.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986. 368 с.
- Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. Л., 1925.
- Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. 384 с.
- Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии // История психологии (10-е-30-е г. г. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М&bdquo-
- Левченко Е.В. Субъективные ожидания студентов и методика преподавания психологии // Вопр. психологии. 1991. № 2. С. 80−86.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
- Лосев А.Ф. Философия имени // Из ранних проиведений. М., 1990. С.7
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. 272 с.
- Лунысов А.И. Сравнительные оценки тематики курса «Общая психология» студентами и преподавателями педагогических институтов // Вопр. психологии. 1986. № 2. С. 85−91.
- Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., 1984. 82 с.
- Максимов Л.К. К вопросу о развитии теоретического мышления студентов // Психологические вопросы формирования профессионального мышления: Межв. сб. науч. трудов.Саранск. 1984. С. 44−50.
- Мальцев В.И. Очерк диалектической логики. М., 1964. 189 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.214 с.
- Менчинская Н.А. Некоторые вопросы психологии применения учащимися знаний на практике // Вопр. психологии. 1955. № 1. С.87−100.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989. 224 с.
- Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Пси-хол. журнал. 1995. Т.16. № 1. С.3−18.
- Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Пси-хол. журнал. 1995. Т.16. № 2. С.3−13.
- Мышление: Процесс, деятельность, общение / Отв. ред. А. В. Брушлинский. М., 1982. 287 с.
- Наумов П.А. К вопросу об усвоении знаний по психологии // Вопр. психологии. 1972. № 4. С. 137−141.
- Немов Р.С. Общие основы психологии. М., 1995. 576 с.
- Орлов А.Б. К проблеме диалектической парадигмы в советской психологической науке //Вопр. психологии. 1988. № 1. С. 131−136.153,Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991.
- Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М., 1996.235 с.
- Петреико В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
- Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении.
- Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления // В о пр. психологии. 1965. № 6. С. 18−32.
- Пиаже Ж. Избранные психологические произведения / Пер. с фр. М., 1969. 659 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология для индустриально-педагогических техникумов. М., 1973- 265 с.
- Подгорецкая Н.А. Исследование приемов логического мышления у взрослых. М., 1980. 149 с.
- Полани М. Личностное знание. М., 1985. 368 с.
- Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. 487 с.
- Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. М., 1979. 232 с.
- Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань. 1977. 296 с.
- Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965. 532 с.
- Радзиховский Л.А. Деятельность: структура, генезис, единицы анализа // Вопр. психологии. 1983. № 6. С.121−127
- Радзиховский Л.А. Дискуссионные проблемы марксистской теории в современной психологической науке // Вопр. психологии. 1988. № 1. С. 121 131.
- Радзиховский JI.A. Логический анализ и проблема понимания в психологии //Вопр. психологии. 1989. № 5. 99−106.
- Рейноутер Д. Это в ваших силах. М., 1992 .239 с.
- Ретер Д. Способность к обучению у взрослых // Вопр. психологии. 1985. № 1. С.56−66.
- Розенталь М.М. Принципы диалектической логики. М., 1960. 478 с.
- Розин В.М. Научные интерпретации предмета психологии (от парадигмы естественнонаучной к гуманитарной ?) //Психол. журнал. 1991. Т. 12. № 2. С. 5−15.
- Ронзин Д.В. Взаимоотношение знаний и мышления в процессе решения учебных задач. Автореф.: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1979. 16 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. 147 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии М., 1976.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. T.l. М., 1989 488 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2. М., 1989 328 с.
- Рубцов В.В. Правомерно ли противопоставлять два пути образования понятий? / Тезисы международной конференции «Культурно-исторический подход: Развитие гуманитарных наук и образования» М., 21−24 окт. 1996. С. 135−138.
- Ружгис П. Культура и интеллект: кросскультурное изучение имплицитных теорий интеллекта // Вопр. психологии. 1994. № 1. С. 142−146.
- Русский пословицы и поговорки, сборник под ред. Е. П. Аникина. М., 1988.
- Савина Е.А.О некоторых новых подходах к преподаванию психологии в педвузе // Психология познавательной деятельности учащихся и студентов
- Межв. сб. научных трудов. М., 1990. С.142−147.
- Савина Е.А. Какое психологическое знание сегодня нужно учителю? // Гуманитарные проблемы глазами молодых ученых. Т. 1. / Мат. Конф. Молодых ученых ОГПИ. Орел, 1994. С.118−128.
- Савина Е.А. Особенности представлений детей 5−10 лет о душе // Вопр. психологии. 1995. № 3. С.21−27.
- Савина Е. А .К вопросу о методике преподавания субъектно-ориентированного курса «Введение в психологию» // Вопросы методики преподавания в средней и высшей школе / Межв. сб. научн. трудов. Саранск. 1995. С.3−8.
- Савина Е.А. Введение в психологию: структурно-диалектический курс / Учебное пособие для преподавателей. Орел., 1996. 103 с.
- Савина Е.А. Введение в психологию. М., 1998.191 .Савина Е. А. Знание и мышление в преподавании психологии. Орел, 2000.
- Савина Е.А. Представления о душе у детей и юношества // Человек, № 2, с. 123−128, 2000.
- Садовский Г. И. О диалектике и эклектике в теории понятия // Вопр. психологии. 1976. № 1. С. 10−27.
- Секей Л. Продуктивные процессы в обучении и мышлении // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965. С. 366−386.
- Секей Л. Знание и мышление // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965. С.343−365.
- Селиванов В.В. Современные проблемы психологии познания (российско-французский коллоквиум) // Психол. журнал. 1994. Т. 15. № 3. С. 173 175.
- Семенов И.Н. Душа//БСЭ. Т. 8. М., 1972. С. 554.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопр. психологии. 1983. № 2. С.35
- Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. 440 с.
- Сеченов И.М. Избр. произведения в 2-х томах. Т. 1. М., 1952. 772 с.
- Сильдмаэ И. Знание. Таллин. 1987. 95 с.
- Славская К.А. Процесс мышления и актуализации знаний // Вопр. психологии. 1959. № 3. С. 26−35.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1986. № 6. С. 14−22.
- Слободчиков В.И. Развитие субъектной реальности в онтогенезе. Авто-реф.: Дис. в форме доклада. докт. психол. наук. М., 1994. 32 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебн. пособие. М., 1995. 384 с.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966. 423 с.
- Соболева О.В. О понимании мини-текста, или пословица век не сломится //Вопр. психологии. 1995. № 1. С. 46−52.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
- Старостин Б.А. Параметры развития науки. М., 1980. 243 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 284 с.
- Страбахина Т.Н. О соотношении структурных, операциональных и энергетических характеристик мыслительных процессов Автореф.: Дис.. канд. психол. наук. М., 1980. 16 с.
- Субботский Е.В. Некоторые особенности представлений детей о психике человека // Вопр. психологии. 1986. № 5. С.45−53.
- Субботский Е.В. Представления ребенка о соотношении телесных и психических явлений // Вестник МГУ. Сер.14. Писхология. 1985. № 2. С.38−50.
- Сыркина Е.К. Насыщение курса психологии фактически материалом //
- Вопр. психологии. 1956. № 4. С. 144−153.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. 373 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. 344 с.
- Тульвисте П. Существует ли специфически детское вербальное мышление Вопр. психологии. 1981. № 5. С. 34−42.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
- Терехина А.Ю. Представление структуры знаний методами многомерного шкалирования. Автореф.: Дис.. докт. психол. наук. М., 1987. 38 с.
- Тимохина А.В. О перестройке преподавания психологии в педвузе // Вопр. психологии. 1989. № 1. С. 181−182.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984. 272 с.
- Тихомиров O.K., Знаков В. В. Мышление, знание и понимание // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1989. № 2. С. 6−16.
- Требования к знаниям и умениям школьников. М., 1987. 176 с.
- Туленов Ж.Т. Диалектическое мышление и пути его формирования // Формирование диалектического мышления. Ташкент. 1983. С. 13−16.
- Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах, упражнениях. Самара. 1994. 278 с.
- Тутунджян О.М. Психологическая концепция А.Валлона. Ереван. 1966. 246 с.
- Феруччи П. Кем мы можем быть.СПб.1990. 111 с.
- Философия в вопросах и задачах / Под ред. Г. В. Платонова, Н. В. Хорева. М., 1977. 184 с.
- Философия Гегеля и современность / Отв. ред. Л. И. Суворов. М., 1973. 431с.
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. авт. коллектива. М., 1883. 840 с.
- Фихте И.Г. Ясное как солнце сообщение.Попытка принудить читателей к пониманию. М., 1937. 120 с.
- Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990. 447 с.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1989. 240 с.
- Формирование творческого мышления в процессе преподавания философии/Под ред. В. И. Шишкиной. М., 1983. 272 с.
- Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. М., 1990. 559 с.
- Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. С.-Петербург. 1995. С.419−655.
- Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. М., 1972.
- Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М. Д980. 831 с.
- Харичева Г. И. Формирование логических приемов мышления у студентов. Автореф.: Дис.. канд. психол. наук. М., 1975. 16 с.
- Хасанов М.Х. Роль новых категорий и методов в развитии диалектического мышления // Формирование диалектического мышления. Ташкент. 1983. С. 16−23.
- Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. Томск. 1983. 190 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М. Томск, 1997.
- Чистякова Г. Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте
- Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 245. Чудновский В. Э. К проблеме соотношения «внутреннего» и «внешнего» в психологии // Психол. журнал. 1993. Т. 14. № 5. С.3−12.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Шмелев А.Г., Похилько В. И. Экспериментальный подход к построению базисного семантического словаря личностных черт // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1985. № 3.
- Штейнмец А.Э. Пособие для самостоятельной работы по общей психологии: Учебное пособие. Смоленск. 1986. 80 с.
- Штерн В. Персоналистическая психология // История зарубежной психологии (30−60-е гг. XX в.). Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1986 С.186−198.
- Шубинский B.C. Формирование диалектического мышления школьников. М., 1979. 48 с.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1987. 349 с.
- Эрдниев П.М. Метод противопоставления на уроках арифметики в первом классе. М., 1966. 136 с.
- Эткинд A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. № 6. С.20−40.
- Юревич А.В. К анализу исследований каузальной атрибуции в зарубежной социальной психологии. Вопросы психологии. 1986. № 5. С.168−175.
- Юревич А.В. Социально-психологический анализ нучного и обыденного объяснения. Автореф.: Дис. докт. психол. наук. М., 1993. 32 с.
- Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. М., 1985. 80 с.
- Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопр. психологии. 1989. № 6. С. 5−13.
- Якиманская И.С. Проблема педагогической психологии в трудах С.Л.Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. С. 128−145.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированногообучения // Вопр. психологии. 1995. № 2. С. 31−42.
- Ярошевский М.Г. Предмет психологии и ее категориальный строй // Вопр. психологии. 1971. № 5. С. 110−121.
- Ярошевский М.Г. О категориальном анализе развития психологического познания // Вопр. психологии. 1973. № 3. С. 15−31.
- Ярошевский М.Г. Логика развития науки и онтогенез творчества ученого //Вопр. психологии. 1981. № 4. С.137−145.
- Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.
- Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопр. психологии. 1985. № 6. С. 14−26.
- Ярошевский М.Г., Гургенидзе Г. С. Послесловие к 1-му тому Собраний сочинений Л.С.Выготского / Под ред. А. Р. Лурия и М. Г. Ярошевского. М., 1982. С. 437−458.
- Ярошевский М.Г. Л.С.Выготский: поиск принципов построения общей психологии // Вопр. психологии. 1986. № 6. С.96−107.
- Anderson, C.W., & Smith, E.L. (1987). Teaching science. In V. Richardson-Koehler (Ed.) Educators' handbook: A research perspective (pp. 84−111). New York: Longman.
- Anderson, R.C., Spiro, R.J., & Anderson, M.C. (1978). Schemata as scaffolding for the representation of information in connected discourse. American Educational Research Journal, 15 (3), 433−440.
- Arlin P.K. Cognitive development in adulthood: a fifth stage? // Developmental psychology. 1975. № 11. P. 606−605.270.Buck-Morse
- Broughton J. Development of concepts of self, mind, reality, and knowledge // New directions for child development. 1978. № 1. P.75−100.
- Butterworth G. Towards an ecology of mind // Paper presented at the BPS Developmental Section Conference. Cambridge University. September, 1991.
- Basseches M. Dialectical schemata: A framework for empirical study of the development of dialectical thinking // Human Dev. 1980. P. 400−421.
- Basseches M. Dialectical thinking and adult development. Norwood. N.J.: Ablex. 1984. 257 p.
- Champagne, A.B., Gunstone, R.F. &Klopfer, L.E. (1985). Effecting changes in cognitive structures among physics students. In L.H.West & A.L.Pines (Eds.) Cognitive structure and conceptual change (pp. 163−186). New York: Academic Press.
- Churchland P.M. Folk psychology and explanation of human behavior. In J.D.Greenwood (ed.). The future of folk psychology. Cambridge: Cambridge University Press. 1991. Pp. 68−95.
- Commons M.I., Richards F., Kuhn D. Metasystematic reasoning: A case for a level of systematic reasoning beyond Piaget’s stage of formal operations // Child Dev. 1982. № 53. P.1058−1069.
- Commons M.L., Richards F.A., Armon C. (Eds.) Beyond formal operations: Late adolescent and adult cognitive development.N.Y.: Praeger. 1984. 278 p.
- Derry, S. J. Learning strategies for acquiring useful knowledge. In.: B.F.Jones, L. Idol. Dimensions of thinking and cognitive instruction. 1990. Pp.347−377.
- Flick, U. Everyday knowledge in social psychology, / Flick, U. The psychology of the social. Cambridge University Press, 1998. Pp. 41−59 281 .Glaser R. Education and thinking: The role of knowledge // Amer. Psychologist. 1984. V. 39. P. 93−104.
- Gopnik A., Graf P. Knowing how you know: Young children’s ability to remember the source of their beliefs // Child Development. 1988. V.59. pp. 136 671.
- Harris P.L. The work of the imagination. In A. Whiten (ed.) Natural theories of mind. Oxford: Blackwell. 1991.pp. 26−46.
- Johnson C.N., Wellman H.M. Children’s developing conceptions og the mind and brain // Child Development. 1982. Vol. 53. № 1. P. 222−234.
- John-Steiner V.P., Wardekker W. Spontaneous and scientific concepts: Issues of semantic mediation in educational practices // Abstracts П-nd Conference for Socio-cultural research. Geneva. Sept. 11−15. 1996. P. 14 .
- Johnson C.N. Acquisition of Mental Verbs and the Concept of Mind // Language development. V.l. Syntax and Semantics. Hillsdale New Jersey. 1982. P. 445−478.
- Kosok, M. (1976). The systematisation of dialectical logic for the study of development and change //. Human Development. Vol.19 (6), pp.325−350.
- Keil F.C. Constraints on knowledge and cognitive development // Psychol. Rev. 1981. V. 88. P. 187−227.
- Keil F.C. Semantic and conceptual development. Cambrige. MA: Harvard University Press. 1979.
- Kramer D.A. Post-formal operations? A need for further conceptualization // Human Dev. 1983. V. 26. P. 91−105.
- Kramer, D.A. (1989). A developmental framework for understanding conflict resoltion process. In: J.D.Sinnott (Ed.). Everyday problem solving: Theory andapplication (pp. 138−152). New Yprk: Praeger.
- Leekam S. Children’s understanding of mind/ In Bennet M. (ed.) The development of social cognition: Child as a psychologist. London, England, UK: Guilford Press. 1993. pp. 26−61.
- Markova, I. (1982). Paradigm, Thought and Language. Chicherter: Wiley.
- Metacognition (Core readings) / Edited by T.Nelson. Allyn and Bacon. USA. 1990. 436 p.
- Moliner, P., Tafani, E. Attitudes and social representations: A theoretical and experimental approach // European Journal of Social Psychology. 1997. V. 27, pp. 687−702.
- Nussbaum, J. & Novick, S. (1982, April). A study of conceptual change in the classroom. Paper presented at the annual meeting of the National Association for Research in Science Teaching, Lake Geneva, IL.
- Pascual-Leone J. Growing into human maturity towards a metasubjective theory of adult stage // Commons. Richards. Armon. Beyond formal operation: Late adolescent and adult cognitive development. Praeger Press. N.Y. 1982.
- Perner J. Understanding the representational mind. Cambridge. MA: MIT Press. 1991.
- Piaget J. Dialectical Thinking. Norwood. 1972.
- Ргетаск, D. and Woodruff G. Does the chimpanzee have a theory of mind? // Behavioral and Brain Sciences. 1978. V. 1. pp. 515−26.
- Posner, G.J., Strike, K.A. Hewson, P.W. & Gertzog, W.A. (1982). Accomodation of a scientific conception: Toward a theory of conceptual change. Science education, 66 (2), 211−227.
- Rigel K.F. Dialectical operations: The final period of cognitive development // Human Development. 1973. V. P. 346−370.
- Riegel K.F. The dialectics of human development // Amer. Psychologist. 1976. V. 31. P. 689−700.
- Riegel K.F. Foundation of dialectical psychology. N.Y. Acad. Press. 1979. 199c.
- Roth, K.J. Developing Meaningful Conceptual Understanding in Science. In.: B.F.Jones, L. Idol. Dimensions of thinking and cognitive instruction. 1990. Pp. 139−175.
- Savina E. Every-day and scientific psychology: is their meeting possible in the process of education? // Abstracts: Second Conference for Socio-cultural research. Geneva. Sept. 11−15. 1996. P.156.
- Savina E. Teaching of psychology: how improve the use of the scientific knowledge in students? // Abstracts: Fifth European Congress of Psychology. Dublin, 6−11 July 1997. P.158.
- Savina E. Soul: what does it mean for a little child // Abstract: YIII European conference on Developmental Psychology. Rennes, France. 3−4 Sept. 1997. P. 79−80.
- Savina, E. Soul: What does it mean for Russian children? // International Journal of Children’s Spirituality. Vol. 6, No. 1, 2001. Pp.55−65.
- Wimmer H., Perner. Beliefs about beliefs. Representations and constraining function of wrong beliefs in young children’s understanding of deception // Cognition. 1983. V. 13. 103−28.
- Wellman H.M. The child’s theory of mind. Cambridge, MA: Bradford Books / MIT Press. 1992. 360 p.
- Wierzbicka, A. Soul and Mind: Linguistic Evidence for Ethnopsychology and Cultural History. American Anthropologist. 1989. Vol. 91. N.l. pp. 41−58.
- Wierzbicka, A. Understanding cultures through their key words. Oxford University Press. 1997.