Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения средствами информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Непрерывный процесс модернизации образования, имеющий глобальный характер, в современных условиях проявляет четкую тенденцию все более широкого использования информационных технологий. Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам информатики и информационным технологиям, показывает, что в настоящее время основные усилия в развитии образования направлены на создание… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
    • 1. 1. Сущность и структура профессионально важных качеств педагога
    • 1. 2. Структурно-функциональные компоненты деятельности педагога в условиях применения информационных технологий
    • 1. 3. Модель формирования профессионально важных качеств будущих педагогов профессионального обучения средствами информационных технологий
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)
    • 2. 1. Содержательный компонент формирования профессионально важных качеств будущих педагогов профессионального обучения
    • 2. 2. Организационно-технологический компонент формирования профессионально важных качеств будущих педагогов профессионального обучения средствами информационных технологий
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию профессионально важных качеств будущих педагогов средствами информационных технологий
  • Выводы по второй главе

Формирование профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения средствами информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Современный мир, и Россия в том числе, уже вступил в эпоху, когда многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства. Существенные перемены во всех сферах человеческой жизни, новые модели деятельности в связи с изменившимися социально-экономическими условиями требуют от специалистов соответствующего уровня подготовки, отвечающего запросам информационного общества. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильностиудовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. На Государственном совете по образованию от 24 марта 2006 года отмечено, что сегодняшнее состояние образования, с одной стороны, предопределяют необходимость завершения к 2010 году выдвинутых ранее модернизационных задач, а с другой, -позволяют ставить более амбициозные цели: выход на новые горизонты инновационного развития отечественного образования и обеспечение его конкурентоспособности, что, в свою очередь, гарантирует конкурентоспособность страны на международном уровне. России жизненно необходима система образования, позволяющая адекватно встретить вызовы цивилизации XXI века, сохранить и укрепить нашу конкурентоспособность как одного из ведущих государств. Вышеуказанное подчеркивает актуальность исследования на социально-педагогическом уровне, обусловленную социальным заказом общества на обеспечение качества профессионального образования, отвечающего потребностям современного рынка труда и требованию международных стандартов, что необходимо для успешного вхождения России в единое информационное пространство, т. е. на подготовку квалифицированных, конкурентоспособных, компетентных, творческих и мобильных специалистов.

Непрерывный процесс модернизации образования, имеющий глобальный характер, в современных условиях проявляет четкую тенденцию все более широкого использования информационных технологий. Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам информатики и информационным технологиям, показывает, что в настоящее время основные усилия в развитии образования направлены на создание соответствующей материально-технической базы, освоение информационных технологий, внедрение их в образовательный процесс. Однако информатизация общества вносит существенные изменения в содержание педагогической деятельности. Умение использовать компьютерную технику, информационно-телекоммуникационные технологии, базы данных и знаний, владение методологией, принципами и методикой использования информационных технологий обучения становятся необходимыми качествами современного педагога независимо от его специализации. Информационные технологии формируют информационную культуру педагога, способного решать задачи профессиональной деятельности в контексте основных направлений модернизации образования. Изменения в характере и содержании труда педагогов, обусловленные информатизацией общества, потребовали реализации новых, адекватных подходов к организации образовательного процесса. Квалификационные требования специалиста подразумевают функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, что требует усвоения студентами стандартного набора знаний, умений и навыков. На данном этапе развития общества этого явно недостаточно. Преобладающий в современном профессиональном образовании компетентностный подход напрямую связан с идеей комплексной подготовки индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, и как носителя определенных профессиональных качеств. Выявление перечня профессионально важных качеств (ПВК) педагогов, обусловленных переходом к информационному обществу, и их формирование становится одной из актуальных задач всей образовательной системы на научно-теоретическом уровне.

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с необходимостью выявления комплекса педагогических условий, способствующего эффективному формированию профессионально важных качеств будущих педагогов профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий.

Проблеме выявления сущности и структуры профессионализма и развитию профессионально важных качеств педагога в процессе профессиональной подготовки посвящено достаточно работ. В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения вопросов, связанных с подготовкой учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Однако процесс совершенствования профессионального мастерства и компетентности педагогов как условие повышения качества образования значительно отстает от постоянно усложняющихся требований информационного общества. Информационные технологии в современных условиях становятся одним из важнейших инструментов формирования потребностей, интересов, взглядов и ценностных установок, воздействия на мировоззрение человека, выступают механизмом воспитания и обучения и, в целом, являются средством формирования профессионально важных качеств специалиста. Вместе с тем, использование потенциальных возможностей информационных технологий как средства формирования ПВК в процессе подготовки студентов в вузе к профессиональнойдеятельности в настоящее время изучено недостаточно.

Вышеуказанное позволяет констатировать, что в теории и практике профессионального образования в последние годы обострились противоречия между стремительно возрастающими темпами информатизации образования, усилением технической базы, увеличением числа программно-педагогических средств, широким применением компьютерных информационных технологий в процессе обучения и недостаточной изученностью возможностей внедряемых информационных технологий как средства формирования профессионально важных качеств педагогов.

На основании выделенного противоречия, анализа философской, психолого-педагогической литературы и опыта профессиональной подготовки педагогов была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в уточнении содержания профессионально важных качеств педагога профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий и поиске путей их эффективного формирования.

Вышеизложенное определило тему исследования: «Формирование профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения средствами информационных технологий».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать модель формирования профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения в области информатики, вычислительной техникиХ и компьютерных технологий средствами информационных технологий.

Объект исследования: подготовка педагога профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий в вузе.

Предмет исследования: процесс формирования профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий средствами информационных технологий.

Гипотеза исследования включает совокупность следующих предположений:

1. Профессионально важные качества будущего педагога профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий являются совокупностью квалификационных требований к профессии и дополнительных содержательных характеристик, вытекающих из места и роли педагога профессионального обучения в современном образовании информационного общества.

2. Процесс формирования профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий будет эффективен при реализации следующего комплекса педагогических условий:

— расширена функциональность средств информационных технологий по прямому и дополнительному — дидактическому — назначению;

— структурировано содержание компьютерной подготовки для решения двух групп задач: локальных и сквозных;

— осуществлена преемственность профессиональной компьютерной подготовки студентов, предполагающая особую взаимосвязанную организацию всех видов практик (квалификационная, технологическая, педагогическая, преддипломная).

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:

1. Уточнить сущность и структуру профессионально важных качеств педагога на основе анализа психолого-педагогической литературы, нормативных документов.

2. Проанализировать структурно-функциональные компоненты деятельности педагога в условиях применения информационных технологий.

3. Обосновать комплекс педагогических условий эффективного формирования профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения средствами информационных технологий в процессе компьютерной подготовки в вузе.

4. Разработать и апробировать в ходе опытно-экспериментальной работы модель формирования профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий средствами информационных технологий.

Теоретико-методологическая основу исследования составляют фундаментальные работы в области системного подхода к подготовке специалистов (В.П. Беспалько, Б. С. Гершунский, B.C. Леднев и др.) — концептуальные идеи профессионального образования будущего педагога (О.А. Абдуллина, P.M. Асадуллин, С. Я. Батышев, А. В. Брушлинский, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. З. Рахимов, Г. М. Романцев, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Ф. Ш. Терегулов, Е. В. Ткаченко, Э. Ш. Хамитов, В. Д. Шадриков и др.) — основные положения компетентностного подхода (В.И. Байденко, А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской и др.) — научные подходы исследования профессионально важных качеств (Н.В. Кузьмина, Н. В. Кухарев, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.) — работы в области теории и методики использования информационных технологий в образовательном процессе (С.А. Бешенков, А. Г. Гейн, Б. С. Гершунский, А. П. Ершов, А. А. Кузнецов, Н. В. Макарова, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Б. Я. Советов, А. Ю. Уваров, Е. К. Хеннер и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: теоретические (анализ научной психолого-педагогической и учебно-методической литературымоделирование) — эмпирические пролонгированное включенное наблюдениесобеседованиеизучение нормативного, учебно-методического обеспечения образовательной программы специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)" — опросные (анкетированиетестированиеранжированиеэкспертная оценка) — констатирующий и формирующий педагогические экспериментыметоды математической статистики.

Исследование проводилось в три этапа, на каждом из которых в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы применялись соответствующие методы.

На первом этапе (1998;2001) — поисково-диагностическом (констатирующем) — изучалось состояние проблемы в теориианализировалась философская, психолого-педагогическая литература по проблемевыявлялась сущность и структура профессионально важных качеств педагогаанализировались структурно-функциональные компоненты деятельности педагога в условиях информатизации образованияизучались особенности подготовки педагогов профессионального обучениявыдвинута рабочая гипотеза, определены последующие задачиразрабатывались понятийный аппарат и программа исследования, учебно-методические комплексы по компьютерным дисциплинамобоснована и разработана модель формирования профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения средствами информационных технологий в процессе компьютерной подготовкиосуществлялся констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2002;2006) — теоретико-экспериментальномпроводился формирующий этап эксперимента: проверялась гипотеза, в учебный процесс внедрялись разработанные учебно-методические комплексы, уточнялось, корректировалось содержание занятий, апробировалась модель формирования профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения средствами информационных технологий в процессе компьютерной подготовкиразрабатывался и применялся критериально-диагностический аппарат определения уровня сформированности профессионально важных качеств будущих педагогов профессионального обучения.,

На третьем этапе (2007;2008) — обобщающем — была завершена экспериментальная работа, осуществлялась проверка и обработка результатов исследования, проводилось обобщение, систематизация, описание полученных результатов, оформлялось диссертационное исследование.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы». В исследовании приняли участие студенты и преподаватели Института профессионального образования и информационных технологий Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, а также преподаватели учреждений НПО (профессиональные лицеи № 1-, № 64, профессиональное училище № 63 и др.), СПО (Уфимский государственный колледж радиоэлектроники, Башкирский строительный колледж, Уфимский профессионально-педагогический колледж и др.). В качестве экспертов при выявлении ПВК будущего педагога профессионального обучения выступали профессорско-преподавательский состав БГПУ им. М. Акмуллы, слушатели курсов повышения квалификации Центра информатизации образования Башкирского института развития образования, а также потенциальные работодатели — руководители базовых предприятий и учреждений, где студенты проходили практику.

Научная новизна работы заключается в том, что:

— на основе профессиографического и структурно-функционального анализа деятельности педагогов уточнено понятие профессионально важные качества будущего педагога профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий, представленные как интегративные характеристики субъекта педагогической деятельности, складывающиеся из ключевых компетенций и профессионально значимых личностных качеств;

— разработана модель формирования профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий средствами информационных технологий, реализующая комплекс педагогических условий (бифункциональность средств ИТ, бисодержательность компьютерной подготовки, бипреемственность в организации и содержании практик);

— выявлено влияние компьютерных информационных технологий, используемых в образовательном процессе, на формирование профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в конкретизации сущности и структуры профессионально важных качеств будущего педагога, которые рассматриваются как интегративные характеристики субъекта педагогической деятельности, складывающиеся из ключевых компетенций и профессионально значимых личностных качеств;

— в дополнении перечня ПВК для педагогов профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий;

— в определении комплекса педагогических условий эффективного формирования профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий средствами информационных технологий;

— в обосновании теоретических основ дидактического обеспечения процесса формирования профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения в области информатике, вычислительной техники и компьютерных технологий (уточнены цели обученияраскрыто содержание компьютерной подготовкисформулированы критерии отбора содержания учебных дисциплинметодов, форм и средств обученияизучены взаимосвязи между формируемыми профессионально важными качествами и информационными технологиями).

Практическая значимость исследования заключается в экспериментальном подтверждении эффективности использования информационных технологий как средства формирования профессионально важных качеств будущих педагогов профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологийпроектировании и внедрении в учебный процесс непрерывной, сквозной системы компьютерной подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

На защиту выносятся:

1. Профессионально важные качества будущего педагога профессионального обучения представляют собой интегративные характеристики субъекта педагогической деятельности, складывающиеся из необходимых квалификационных требований (ключевых компетенций) и профессионально значимых личностных качеств педагога в современном информационном обществе.

2. Модель формирования профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения, включающая целевой, содержательный, организационно-технологический, результативно-рефлексивный компоненты.

3. Дидактическое обеспечение, в котором успешно реализованы бифункциональность средств информационных технологий, бисодержательность компьютерной подготовки и бипреемственность в организации и содержании практик, благодаря чему достигается более высокий уровень сформированности обоих компонентов профессионально важных качеств будущих педагогов профессионального обучения: квалификационных требований (ключевых компетенций) и профессионально значимых личностных качеств педагога.

Достоверность научных результатов и выводов исследования обеспечивается методологией исходных теоретических положенийретроспективным анализом и учетом состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практикеприменением комплекса методовисследования, соответствующих его целирепрезентативностью полученных экспериментальных данныхпроверкой результатов исследования на различных этапах эксперимента количественным и качественным анализомподтверждением выдвинутой гипотезы исследования его результатамиобработкой результатов исследования методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на Международных научно-практических конференциях: «Психолого-педагогические аспекты профессионального образования молодежи (начальное, среднее и высшее)» (Пенза, 2002), «Наследие М. Акмуллы: взгляд через века» (Уфа, 2006), «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, 2007) — «Новые информационные технологии в образовании» (Екатеринбург, 2007) — «Цивилизация знаний: инновационный переход к обществу высоких технологий» (Москва, 2008) — Всероссийских «Новые обучающие технологии» (Уфа, 1999), «ЭВТ в обучении и моделировании» (Бирск, 2001), «Информатизация образовательного пространства: опыт, проблемы, перспективы» (Уфа, 2007) — межрегиональной научно-практической конференции «Развитие региональной образовательной среды «РОИС-2007» (Санкт-Петербург, 2007) — IV региональной научно-практической конференции «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» (Екатеринбург, 2006) — республиканских научно-практических конференциях «Проблемы и перспективы укрепления здоровья школьников и педагогов в образовательном процессе» (Уфа, 2002), «Проблемы и перспективы информатизации образования Республики Башкортостан» (Уфа, 2005), «Информатизация образования: опыт, проблемы и перспективы» (Уфа, 2006).

Материалы исследования, учебно-методические разработки автора внедрены в образовательный процесс Института профессионального образования и информационных технологий Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы при подготовке педагогов профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий, а также других специальностей (Прикладная информатика, Информационные системы и технологии) — Уфимского профессионально-педагогического колледжаспециальностей «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», «Многоканальные телекоммуникационные системы» и «Сети связи и системы коммутаций» Уфимского государственного колледжа радиоэлектроникиа также при подготовке по профессии «Оператор ЭВМ» в профессиональном училище № 63, профессиональных лицеях № 1, № 64 г. Уфа.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (226 наименований) и 7 приложений, содержит 11 таблиц, 18 рисунков. Объем диссертационной работы — 171 страница.

Выводы по второй главе

В этой главе показана реализация опытно-экспериментальной работы по апробации разработанной модели формирования профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и информационных технологий. При реализации содержательного компонента данной модели методом экспертных оценок выделены 23 профессионально важных качества, которые в дальнейшем сгруппированы по компонентам педагогической деятельности и адаптированы для педагогов профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий.

Особенность этих профессионально важных качеств заключается в том, что каждое из них интегративно, т.к. объединяет в себе множество более узких и конкретных показателей (знаний, умений, навыков, личностных свойств), через которые оно проявляется. Подробное рассмотрение содержания профессионально важных качеств в структуре компонентов деятельности педагога профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий дало возможность разработать критерии оценки уровня сформированности данных качеств.

При реализации организационно-технологического компонента модели формирования ПВК обоснованы особенности использования компьютерной подготовки для формирования профессионально важных качеств будущих педагогов профессионального обучения: на основе анализа учебного плана, рабочих программ и содержания компьютерных дисциплин предложена классификация информационных технологийвыявлена взаимосвязь информационных технологий и изучаемых компьютерных дисциплинвыявлена взаимосвязь компьютерных дисциплин и компонентов деятельности педагогов.

Обобщенная структурная схема этих отношений, представляющая процесс формирования профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения средствами информационных технологий во время компьютерной подготовки студентов, позволила в дальнейшем разработать банк вопросов и заданий ' для определения уровня сформированности ПВК будущего педагога.

На основе анализа учебного плана специальности 30 500.06 — «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)» выделены этапы формирования профессионально важных качеств будущих педагогов: подготовительный, основной и завершающий. При реализации процесса формирования ПВК будущих педагогов профессионального обучения на подготовительном этапе стадия диагностики начального уровня компьютерной подготовки показала, что испытуемые были примерно равноценны по возрасту, успеваемости, социальному происхождению, типу школ, окончание которых предшествовало поступлению в университет и уровню сформированности профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения в области информатика, ВТ и КТ. На стадии адаптации студента к условиям учебной деятельности в вузе и стадии активизации учебной деятельности в контрольной группе занятия у студентов осуществлялось в рамках традиционного обучения, а в экспериментальной группе был введен экспериментальный фактор — авторская программа дисциплины «Практикум по профессии „Оператор ЭВМ“». Основной этап формирования ПВК показан на примере дисциплины «Базы данных и управление ими».

При реализации результативно-рефлексивного компонента модели формирования ПВК предложена система определения уровня сформированности профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения по компонентам педагогической деятельности, которая представлена совокупностью оценок качества обучения, практической деятельности и самостоятельной работы студента, самооценки студентов и обеспечена диагностическим инструментарием в виде банка тестовых заданий, анкетных опросов, анализа продуктов деятельности.

Проведенная в ходе опытно-экспериментальной работы диагностика уровня сформированности ПВК будущих педагогов профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий выявила положительную динамику их развития у студентов контрольной и экспериментальной групп. Однако сравнение средних значений по критерию Стьюдента на уровне значимости 0,05 показало, что уровень сформированности ПВК экспериментальной группы на 2−5 курсах значимо отличается от уровня сформированности студентов контрольной группы (t2K = 4,97, t3K = 2,97, t4ic = 2,67, t5K = 3,45, t^ 0, o5 = 1,68), что подтвердило эффективность разработанной модели формирования профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения средствами информационных технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как известно, качества личности влияют на профессиональную деятельность специалиста, а каждая профессия, в свою очередь, требует от него преобладания некоторых качеств, являющихся профессионально важными для данной профессии, выделение которых из всей совокупности должно быть научно-обоснованным. При выявлении сущности и структуры профессионально важных качеств педагога и путей их формирования были рассмотрены акмеологический, деятельностный, компетентностный исследовательские подходы.

Проведен структурно-функциональный анализ деятельности педагогов в условиях применения информационных технологий и уточнено содержание профессионально важных качеств педагога профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий. Теоретически и экспериментально обоснована модель формирования профессионально важных качеств будущих педагогов средствами информационных технологий в процессе компьютерной подготовки в педагогическом вузе. Разработан и применен измерительный инструментарий определения уровня сформированности ПВК будущих педагогов профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий.

В результате проведенной исследовательской работы были сделаны выводы и получены следующие основные результаты:

1. Профессионально важные качества будущего педагога профессионального обучения представляют собой интегративные характеристики субъекта педагогической деятельности, складывающиеся из необходимых квалификационных требований (ключевых компетенций) и профессионально значимых личностных качеств педагога в современном информационном обществе.

2. Изменения в содержании гностического, проектировочного, конструктивного, коммуникативного и организаторского компонентов профессиональной деятельности педагогов, обусловленные внедрением в образовательный процесс информационных технологий, требуют формирования новых профессионально важных качеств: владеть научными и профессиональными знаниями в области информационных технологийориентироваться в программном обеспечении (обучающие, контролирующие и тренировочные системы, системы для поиска информации, моделирующие программы, инструментальные средства познавательного характера, инструментальные средства универсального характера, инструментальные средства для обеспечения коммуникаций) — применять и адаптировать его к предметной областипроводить различные типы и виды занятий, организовывать проектную и исследовательскую деятельность с использованием информационных и телекоммуникационных технологий и др.

3. Предложенный комплекс педагогических условий, обеспечивающий бифункциональность (информационные технологии, являющиеся средством профессиональной деятельности используются как дидактические средства в учебном процессе при подготовке будущих специалистов), бисодержательность (содержание компьютерной подготовки структурировано с целью решения сквозной задачи формирования профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий через решение локальных, частных задач в рамках образовательных программ отдельных компьютерных дисциплин), бипреемственность (преемственность в организации квалификационной, технологической, педагогической и преддипломной практик по горизонтали и по вертикали), позволяет эффективно формировать профессионально важные качества будущего педагога профессионального обучения в процессе компьютерной подготовки в вузе.

4. Модель формирования профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения, отражающая целевой (формирование ПВК), содержательный (перечень ПВК будущего педагога профессионального обучения), организационно-технологический (этапы, педагогические условия, формы и методы обучения с использованием ИТ), результативно-рефлексивный (диагностический инструментарий, уровни сформированности ПВК) компоненты, в конечном итоге позволила осуществить подготовку выпускника с высоким уровнем сформированности ПВК.

5. Предложенная система определения уровней сформированности профессионально важных качеств как совокупность оценок качества обучения, практической деятельности и самостоятельной работы студентов, обеспеченная диагностическим инструментарием в виде авторского банка тестовых заданий, оригинальных анкетных опросов, детализированным анализом продуктов деятельности, позволила определить общий уровень сформированности ПВК будущего педагога профессионального обучения и сформированность профессионально важных качеств гностического, проектировочного, организаторского, конструктивного, коммуникативного компонентов деятельности.

6. В ходе экспериментальной работы выявлена динамика развития профессионально важных качеств будущих педагогов профессионального обучения в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий контрольной и экспериментальной групп, констатирующая более высокий уровень сформированности ПВК студентов в экспериментальной группе. Проведенное исследование подтвердило эффективность использования компьютерных информационных технологий не только как инструмента обучения, но и в качестве средства формирования профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения.

Таким образом, полученные результаты диссертационного исследования дают основание сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной модели формирования профессионально важных качеств будущих педагогов профессионального обучения средствами информационных технологий.

Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное исследование не исчерпывает всего круга проблем, связанных с формированием профессионально важных качеств будущих педагогов профессионального обучения в области информационных технологий, т.к. компьютерные информационные технологии находятся в динамичном развитии. Мы считаем, что выполненная работа может явиться основой для дальнейших исследований в этой области. Актуальным представляется продолжение исследования в направлении детализации содержания профессионально важных качеств педагогов профессионального обучения различных специализаций, создания альтернативных методов и методик диагностики уровня сформированности профессионально важных качеств, разработки вариативных сквозных задач в рамках компьютерных дисциплин и создании интегративных курсов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.А. Диагностика педагогических способностей Текст. / Н. А. Аминов. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 80 с.
  2. , A.JI. Знания или компетенции Текст. / A.JI. Андреев // Высшее образование в России. 2005. — № 2. — С. 3−11.
  3. , A.JI. Компетентностная парадигма в образовании Текст. / A.JI. Андреев // Опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. — № 4. — С. 19−27.
  4. , Т.И. Дидактические условия формирования профессионально важных качеств личности у будущих юристов в вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Анисимова Тамара Ивановна. -Казань, 2003.-224 с.
  5. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст.: учебно-методическое пособие / С. И. Архангельский. — М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
  6. , P.M. Научно-методические основы модульной технологии образовательного процесса в вузе Текст. / P.M. Асадуллин [и др.]. / М-во образования РФ, Башк. гос. пед. ун-т. Уфа: Изд-во БГГГУ, 2005. -116 с.: табл.
  7. , P.M. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества Текст. / P.M. Асадуллин, Э. Ш. Хамитов, B.C. Хазиев. Уфа: Китап, 2001. — 263 с.
  8. , P.M. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности Текст.: автореферат дис.. доктора пед. наук: 13.00.08 / Асадуллин Раиль Мирваевич. М., 2000. — 38 с.
  9. , A.M. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / A.M. Атаян. Владикавказ, 2001. — 177 с.
  10. , А.П. Формирование информационно-профессиональнойкомпетентности будущего учителя средствами информационных технологий библиотеки Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. П. Базаева. Челябинск, 2005. — 192 с.
  11. , В.И. Компетенции в профессиональном образовании Текст. / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11. -С. 3−13.
  12. , Н.А. Формирование профессйонально-педагогической компетентности у будущих инженеров Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Банько Наталья Анатольевна- ВГПУ. Волгоград, 2002.-27 с.
  13. , А.В. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла Текст.: практическое руководство для психологов, педагогов, студентов и школьников / А. В. Батаршев. М.: ТЦ «Сфера», 2002. — 96 с.
  14. , И.М. Статистическая обработка результатов психолого-педагогических исследований Текст.: учебное пособие / И. М. Баянов, С. М. Усманов. Уфа, БИРО, 2001. — 136 с.
  15. , А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство Текст. / А. С. Белкин. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2004.- 171 с.
  16. , А.С. Педагогическая компетентность Текст.: Учебное пособие / А. С. Белкин, В. В. Нестеров. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», — 2003 .-188 с.
  17. , И.Д. Инженерная компетентность специалиста: теория практика формирования Текст.: монография./-И.Д. Белоновская. М.: ЗАО «Дом педагогики», 2005. — 241 с.
  18. , B.JI. Педагогическая культурология: Курс лекций Текст.: учебное пособие / В .Л. Бенин. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. — 515 с.
  19. , Л.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения Текст. / Л. В. Беспалов // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 41−45.
  20. , В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) Текст. / В. П. Беспалько. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. 352 с. -
  21. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология: Курс лекций Текст.: учебное пособие для студентов вузов / Б.М. Бим-Бад- Университет Российской акад. образования. М.: Изд-во УРАО, 2003. — 205 с.
  22. , А.А. Как становятся великими или выдающимися (о новой области человекознания — акмеологии) Текст. / А. А. Бодалев. — М.: Изд-во института Психотерапии, 2003. 286 с.
  23. , Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды Текст. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во Ин-т практической психологии- Воронеж:. НПО МОДЭК, 1997. -349 с.
  24. , В.А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление Текст.: Монография / В. А. Болотов. Волгоград: Перемена, 2001. — 290 с.
  25. Боровиков, В.П. STATISTICA: Статистический анализ и обработка данных в среде Windows Текст. / В. П. Боровиков, И. П. Боровиков. М.: Филинъ, 1997.-608 с.
  26. , Ю.С. НИТ в организации мониторинга педагогических систем Текст. / Ю. С. Брановский, Е. Ю. Диканский // Педагогическая информатика. 2002. — № 2. — с. 31−36.
  27. , Г. Д. Готовность мастера производственного обучения к педагогической деятельности: теория, методика, практика Текст. / Г. Д. Бухарова, Г. Н. Жуков // Вестник ОГУ. 2002. — № 2. — С. 57−63.
  28. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст.: метод, пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. -207 е.: ил.
  29. , Н. Кибернетика и общество Текст. / Н. Винер- пер. с англ. Е. Г. Панфилова. М.: Тайдекс Ко, 2002. — 184 с'.
  30. , В.В. Оценка и анализ эффективности применения информационных технологий в образовании Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. В. Вихман. Новосибирск, 2004. — 132 с.
  31. , А.В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Вишнякова Анжелика Владимировна. Оренбург, 2002. — 23 с.
  32. , Я.В. Влияние информационных технологий на повышение качества обучения старшеклассников математике Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Я. В. Ворохобина. -Карачаевск, 2006. -178 с.
  33. , JI.C. Психология: (Все основные работы ученого) Текст. / JI. Выготский. -М.: Эксмо-Пресс, 2002. 1008 с. (Мир психологии)
  34. , Т.В. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / Т. В. Габай. М.: Академия, 2003. — 240 с.
  35. , Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования Текст. / Г. И. Гайсина. М.: Прометей, 2002.-316 с.
  36. , А.С. Образование и образованность гражданина всовременном мире Текст. / А. С. Гаязов. М.: Наука, 2003. — 256 с.
  37. , Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  38. , Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: Теория, методология, практика Текст.: учебное пособие / Б. С. Гершунский. -М.: Флинта: Наука, 2003. 765 с.
  39. , Б.С. Философия образования для XXI века Текст. / Б. С. Гершунский. — М: Педагогическое общество России, 2002. 512 с.
  40. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования Электронный ресурс. // Российское образование: федеральный портал / Режим доступа: http ://www. edu.ru/db/portal/spe/archiv. htm
  41. , Г. С. Информационные технологии Текст.: учебник для сред, проф. образования / Г. С. Гохберт. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.
  42. , B.C. Культура педагогического общения Текст.: книга для учителя / B.C. Грехнев. М.: Просвещение. 1990. — 144 с.
  43. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: т. 1−4. -М.: Рус. яз., 1981. Том 2. 779 с. — с. 303.
  44. , Е.В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Е. В. Данильчук. Волгоград, 2003. — 354 с.
  45. , А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма Текст. / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: РАУ, 1993.-32 с.
  46. , Е.Ю. Комплексное и.спользование средств информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного педагогического образования Текст.: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. Ю. Диканский. Ставрополь, 2003. — 193 с.
  47. Диссертационные исследования в системе психолого-педагогическихзнаний (состояние и проблемы) Текст. / Высшая аттестационная комиссия Минобразования РФ. М., 2002. — 85 с.
  48. , Е.Ю. Формирование профессионально значимых качеств будущего педагога в условиях студенческого педагогического отряда Текст.: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. Ю. Дмитриева. -Челябинск, 2007. 184 с.
  49. , Л.И. Адаптивные методические системы в подготовке студентов вуза в условиях информатизации образования Текст.: автореф. дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Долинер Леонид Исаевич. -Екатеринбург, 2004. 49 с.
  50. , Л.И. Проблемы внедрения информационных и коммуникационных технологий в обучение Электронный ресурс. // Информационные технологии в образовании: конгресс конференций // Режим доступа: http://ito.edu.rU/2003/III/2/III-2−1523.html
  51. , Ю.Н. Организация информационного производства Текст.: учеб. пособие / Ю. Н. Дрешер. М.: ФАИР — ПРЕСС, 2005. — 248 с.
  52. , В.Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин. 2-е изд., расш., доп. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
  53. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / К.М. Дурай-Новакова.-М., 1983.-465 с.
  54. , Л.Я. Формирование профессионально важных качеств социального педагога в учебно-воспитательном процессе колледжа Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. Я. Елисеева. Москва, 2005.-259 с.
  55. , С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя Текст.: кн. для учителя / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
  56. , А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества Текст. / А. П. Ершов // Коммунист. 1988. — № 2. — С. 82−92.
  57. , А.П. Концепция информатизации образования Текст. /
  58. A.П. Ершов // Информатика и образование. 1988. — № 6. — С. 4−8.
  59. , В.И. Педагогическое творчество учителя Текст. /
  60. B.И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  61. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции от 29.12.2004) Электронный ресурс. // Права человека в России. -Опубликовано 23.01.2005. Режим доступа: http://www.hro.org/docs/rlex/edu
  62. , И.Г. Информационные технологии в образовании Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 192 с.
  63. , Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход Текст.: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер,
  64. A.M. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: МПСИ, 2005. — 216 с.
  65. , Э.Ф. Психология профессий Текст.: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. М.: Академический проект, 2003. — 336 с.
  66. , Э.Ф. Психология профессионального образования: схемы, таблицы, комментарии, упражнения Текст.: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, Н. Н. Гордеева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. -215 с.
  67. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2003.-№ 5.-С. 34−42.
  68. , И.А. Педагогическая психология Текст.: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2004. -384 с.
  69. , B.C. Непрерывная компьютерная подготовка педагога профессионального обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 /
  70. B.C. Зияутдинов. Липецк, 2005. — 172 с.
  71. , И.Я. Формирование информационной компетенции будущего учителя предметника в педагогическом вузе Текст. /
  72. И .Я. Злотникова // Педагогическая информатика. — 2004. — № 1. — С. 4045.
  73. , Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема Текст. / Д. И. Зюзин. М.: Издательство «Наука», 1978. — 165 с.
  74. , В.А. Межпредметные связи и информатика Текст. / В. А. Извозчиков, А. М. Слуцкий. Спб., 1992. — 51 с.
  75. , В.А., Школа информационной цивилизации: «Интеллект-XXI». Над чем думать, что знать и что делать директору школы Текст. // В. А. Извозчиков, Е. А. Тумалева. М.: Просвещение, 2002.-109 с.: ил.
  76. , И.И. Структуры процесса учения Текст. / И. И. Ильясов. -М., 1986.-200 с.
  77. Информатика Текст.: учебник. 3-е перераб. изд./ Под ред. Н. В. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 768 с.
  78. Информационно-статистический сборник основных показателей деятельности учреждений образования Текст. // Уфа: «Издательство «Диалог», 2005. — 76 с.
  79. Информационные технологии Текст.: учеб. пособие / под ред. И. А. Коноплевой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 304 с.
  80. Информационные технологии Текст.: курс лекций /Н.Б. Хохлова. -М.: ПРИОР, 2005. 192 с.
  81. , А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление специалиста Текст. / А. Б. Каганов. Минск, 1983. — 111 с.
  82. , В.Г. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие /
  83. В.Г. Казанская. СПб.: Питер, 2005. — 366 с.:ил. — (Краткий курс)
  84. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан-Калик, Никандров Н. Д. М.: Педагогика, 1990. — (Б-ка учителя и воспитателя). — 144 с.
  85. , Ф. Тесты оценки личности, склонностей и интеллекта Текст.: [пер. с англ.] / Ф. Картер. СПб.: Питер, 2005. — 207 е.: ил. (Практическая психология)
  86. , Н.В. Информационная компетентность учителя как условие эффективности управления образовательным процессом Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Кисель. Калуга, 2002. — 178 с.
  87. , Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях Текст.: учеб. пособие / Е. А. Климов. М.: МГУ, 1995. — 223 с.
  88. , Е.А. Психология профессионала Текст. / Е. А. Климов. -Москва Воронеж, 1996. — 400 с.
  89. , Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст.: учебное пособие для вузов / Е. А. Климов. 2-е изд., испр. — М.: Academia, 2005. — 302 с.
  90. Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 Текст. // Директор школы. 2002. — № 1. — С. 97−126.
  91. , В.В. Дидактический принцип как структурный элемент научного обоснования обучения Текст. / В. В. Краевский // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. -Челябинск: ЧГПИ, 1985. С. 3−12.
  92. , В.В. Место и функции методологии педагогики в научно-методическом обеспечении модернизации образования Электронный ресурс. // Интернет-журнал «Эйдос». 2003. — 07 ноября. http://www.eidos.ru/journal/2003/0711−04.htm.
  93. , В.В. Общие основы педагогики Текст.: учеб для студ. высш. пед. учеб. зав. / В. В. Краевский. -М.: Академия, 2003. 255 с.
  94. Крайг, Грэйс. Психология развития Текст. /Г. Крайг- пер. с англ.-под общ. научн. ред. А. А. Алексеева. 7-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2003. — 992 с.
  95. Краткий педагогический словарь Текст. М.: Секаче В.: Ин-т общегуманит. исслед., 2005- 181 с.
  96. , М.В. Экспертные оценки в образовании Текст.: учеб пособие для студ. фак. дошк. образования / М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.
  97. , В. А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития Текст.: учеб. пособие / В. А. Крутецкий [и др.]. -М.: Прометей, 1991. -.112 с.
  98. Крэйн, Уильям. Теория развития. Секреты формирования личности Текст. / У. Крэйн. 5-е междунар. изд. — СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2002.-512 с.
  99. Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности Текст. / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 51.
  100. , О.А. Формирование профессионально-значимых качеств информатика-экономиста Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. А. Кудряшов. Ставрополь, 2004. — 223 е.: — ил.
  101. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Э. И. Кузнецов. М., 1990. — 277 с.
  102. , А.А. Академический учебник и образовательный стандарт нового поколения Текст. / А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина // Информатика и образование. — 2008. № 1.-е. 3−6.
  103. , А.А. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа) Текст. / А! А. Кузнецов [и др.] // Информатика и образование. 2005. -№ 1. — С. 15−25. — № 2. — С. 3−11.
  104. , Н.В. Акмеологическая теория повышения подготовкиспециалистов образования Текст. / Н. В. Кузьмина. М., 2001. — 144 с.
  105. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1970. — 115 с.
  106. , Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 183 с.
  107. , Н.В. Профессионализм личности’преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. — М.: Высш. школа, 1990.-119 с.
  108. , Н.В. Профессионализм педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. СПб., 1993. — 263 с.
  109. , Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. Текст. / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев. Гомель: ГГУ, 1976. — 57 с.
  110. , Н.В. Способности, одаренность, талант учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Знание, 1995. — 32 с.
  111. , Н.В. Формирование педагогических способностей Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. — 98 с.
  112. , Н.В. На пути к профессиональному совершенству Текст.: кн. для учителя / Н. В. Кухарев. М.: Просвещение, 1990. — 159 с. -(Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
  113. , Л.Н. Алгоритмизация в обучении Текст. / Н. Л. Ланда М., 1966.-340 с.
  114. , М.П. Методика преподавания информатики Текст.: учеб. пособие для вузов по специальности 30 100 «Информатика / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер- под общ. ред. М. П. Лапчика. -М.: Академия, 2001. 622 е.: ил. — (Высшее образование)
  115. , М.В. Что такое ИКТ компетентность студентов педагогических университета и как ее формировать Текст. / М. В. Лебедева, О. Н. Шилова // Информатика й образование. — 2004.3.-С. 96−100.
  116. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А.Н. Леонтьев-М., 1975.
  117. , М.В. Организация обучения студентов-технологов средствами информационных технологий Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / М. В. Лилье. Н. Новгород, 2006. — 161 с.
  118. , М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие Текст. / М. И. Лукьянова. — М.: ТЦ Сфера, 2004. 144 с.
  119. , Н.В. Компьютерное делопроизводство Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Н. В. Макарова, Г. С. Николайчук, Ю. Ф. Титова. СПб.: Питер, 2004. — 411 е.: ил.
  120. , Н.В. Методология обучения новым информационным технологиям Текст. / Н. В. Макарова. М.: Высшая школа, 2000. — 462 с.
  121. , В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств Текст.: дис.. доктора психологических наук: 19.00.03 / В. Л. Марищук — Ленинград, 1982. -351 с.
  122. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М., 1996.-308 с.
  123. , А.К. Психология труда учителя Текст.: книга для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  124. Д.Ш. Модель школы на основе информационно-коммуникационных технологий Текст. / Д. Ш. Матрос // Вестник ЧГПУ.
  125. Серия 10. Новые информационные технологии. 2001. — С. 39−41.
  126. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения Текст. / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  127. Методы системного педагогического исследования Текст.: учеб. пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. -208 с.
  128. , JI.M. Психология развития конкурентоспособной личности Текст. / JI.M. Митина. Москва-Воронеж, 2002. — 400 с.
  129. , JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / JI.M. Митина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. -320 с.
  130. , JI.M. Учитель как личность и профессионал Текст. / JI.M. Митина. М.: Дело, 1994. — 216 с.
  131. , И.А. Образовательные информационные технологии Текст.: учеб. пособие. Часть 1. Обучение. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004 — 162 с.
  132. , Э.Ф. Развитие информационной компетентности студента в образовательном процессе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Э. Ф. Морковина. Оренбург, 2005. — 212 с.
  133. , А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение Текст. / А. В. Мудрик. М., — 1986. — 160 с.
  134. , Г. М. Управление системой подготовки педагогических кадров в регионе Текст.: учебно-методическое пособие / Г. М. Мухамедьянова [и др.]- под. ред. А. С. Гаязова. Уфа: Министерство образования РБ, 2003. — 108 с.
  135. , А.Я. Инновации в образовании Текст. / А. Я. Найн. -Челябинск: ГУ ПТО адм. Челяб. области, Челяб. фил. ИПО МО РФ, 1995.-288 с.
  136. , А.Я. Развитие профессионально значимых качеств будущихспециалистов физической культуры Текст.: учеб. пособие спецкурса по выбору / А .Я. Найн, O.JI. Назарова, В. И. Кондрук. Челябинск: ГУФК, 2005.-151 с.
  137. , Р.С. Психология Текст.: [учеб. для высш. пед. учеб. заведений]: в 3-х кн. / Р. С. Немов. 5-е изд. — М.: ВЛАДОС. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2005. — 687 с.
  138. , Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности Текст.: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
  139. Образование на рубеже веков Текст.: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / редкол.: P.M. Асадуллин, А. С. Гаязов, Т. М. Аминов и др. — Федеральное агентство по образованию РФ, Башк. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. Уфа: Вагант, 2007. — 424 с.
  140. Общая и профессиональная педагогика Текст.: учеб. пособие / Авт.-сост.: Г. Д. Бухарова, Л. Н. Мазаева, М. В. Полякова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. — 296 с.
  141. Общая психология Текст.: словарь / ред. А. В. Петровский. М. — СПб.: Rer Se- Речь, 2005. — 250 с. — (Психологический лексикон: ПЛ: энцикл. словарь)
  142. , A.M. Информационно-педагогическая компетентность преподавателя вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / A.M. Оробинский. Ростов-на-Дону, 2001. — 172 с.
  143. Основы педагогического мастерства Текст."/ под ред. И. А. Зязюна. -М., — 1989.-301 с.
  144. Оценка качества подготовки выпускников основной школы поинформатике Текст. /А.А.Кузнецов, Л. Е. Самовольнова, Н. Д. Угринович. -М.: Дрофа, 2000.-48 с.
  145. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. Г. Рындак. М.: Высш. шк., 2006. — 495 с.
  146. Педагогика профессионального образования Текст. / под ред. В. А. Сластенина. М: Академия, 2004. — 368 с.
  147. Педагогика: теории, системы, технологии Текст.: учеб. для студентов высш. и сред. учеб. заведений / под ред. С. А. Смирнова. — 6-е изд., перераб. М.: Академия, 2006. — 512 с.
  148. Педагогическая энциклопедия Электронный ресурс. // http ://www. otrok.ru/teach/enc/index.php
  149. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. редактор Б.М. Бим-Бад. М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2003. — 528 е.: ил.
  150. , А.В. Психология Текст.: учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 4-е изд., стер. — М.: Academia, 2005. — 501 с.
  151. , К.К. Проблемы способностей Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972.-312 с.
  152. , К.К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. — 256 с.
  153. , Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования Текст. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М., Издательство: Академия, 2007. — 365 с.
  154. , В.Н. Межпредметные связи информатики в условиях морского лицея Текст. / В. Н. Пономарев // Педагогическая информатика. 2004. — № 2. — С. 25−29.
  155. , М.Ю. Формирование информационной компетентности в профессиональной подготовке будущих инженеров: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Порхачев Михаил Юрьевич. Екатеринбург, 2006.-24 с.
  156. , М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления Текст. / М. М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2002.-350 с.
  157. Потеев, М. И Информационные технологии в образовании: Введение в специальность Текст.: учебное пособие / М. И. Потеев. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2004. — 196 с.
  158. Профессиональная педагогика Текст.: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С .Я. Батышева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
  159. Профессиональное образование в Республике Башкортостан: основные итоги за 2004 год Текст. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005. -72 е., рис., табл., схем.
  160. , Н.С. Психология труда и человеческого достоинства Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Академия, 2003. — 480 с.
  161. Психология личности в трудах отечественных психологов Текст. / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2002. — 476 с.
  162. Психолого-педагогическая диагностика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. заведений / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М.: Academia, 2005.-319 с.
  163. , Е.М. Мониторинг качества формирования профессионального потенциала студентов вуза с использованием информационных технологий Текст. / Е. М. Разинкина // Информатика и образование. 2005. — № 11. — С. 124−125.
  164. , А.З. Педагогическая технология творческого развития Текст.: Методическое пособие / А. З. Рахимов. — Уфа: Творчество, 2003. 140 с.
  165. , А.З. Творческое мышление. Психологическая теория и технология творческого развития Текст. / А. З. Рахимов. Уфа:1. Творчество, 2005. 224 с.
  166. , А.А. Практическая психодиагностика личности Текст.: учебное пособие / А. А. Реан. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. — 224 с.
  167. , И.В. О понятийном аппарате информатизации образования Текст. / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2002. — № 12. -С. 2−6- 2003. -№ 1. — С. 2−9- 2003 — № 2. — С. 8−14.
  168. , И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования Текст. / И. В. Роберт. М.: «Школа-Пресс», 1994. — 205 с.
  169. , И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) Текст. / И. В. Роберт. М.: ИИО РАО, 2007. — 234 с.
  170. , Е.И. Личность учителя: теория и практика Текст. / Е. И. Рогов. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
  171. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2006. — 713 е.: ил.
  172. , В.Г. Методологические основы образования Текст. / В. Г. Рындак. Оренбург, 2000. — 192 с.
  173. , В.А. Психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в подготовке специалистов в высшей школе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. А. Садыкова. Казань, 2005. — 189 с.
  174. , П.В. Методические средства профессиональной подготовки государственных служащих в области информационных технологий с учетом межпредметных связей Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / П. В. Самолысов. Орел, 2003. — 197 с.
  175. , Г. К. Альтернативные педагогические технологии Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ шк. технологий, 2005. — 219 с.
  176. , В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. /В.В. Сериков, В. А. Болотов // Педагогика. 2003.10.-С. 8−14.
  177. , В.А. Организация и методика профессионального обучения Текст.: учебное пособие / В. А. Скакун. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.-336 е.: ил.
  178. , В.А. Введение в педагогическую аксиологию Текст.: учебное пособие для студентов вузов / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. 187 с.
  179. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки учителя. М.: Просвещение, 1976.-160 с.
  180. Словарь практического психолога Текст. / Сост. С. Ю. Головин. -Минск, М.: Харвест- ООО «Изд-во ACT», 2003. 800 с.
  181. , И.П. Теория профессионального образования. Текст. / И. П. Смирнов. М., 2006. — 320 с.
  182. , И.П. Человек. Образование. Профессия. Личность Текст. / И. П. Смирнов. М., 2002. — 432 с.
  183. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-304 с.
  184. , О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникационной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / О. Г. Смолянинова. СПб., 2002. — 504 с.
  185. , Б.Я. Информационные технологии Текст.: учеб. для вузов / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. М.: Высш. шк., 2003. — 263 е.: ил.
  186. Содержание и технологии современного педагогического образования Текст. / под ред. Э. Ш. Хамитова, P.M. Асадуллина — М-во образования РФ — Башк. гос. пед. ун-т. Уфа: БГПУ, 2002. — 108 с.
  187. , М.И. Профессиональные способности педагога:
  188. Акмеология воспитания и обучения Текст. / М. И. Станкин. М.: МПСИ, Флинта, 1998. — 368 с.
  189. , А.В. Информационные технологии как средство формирования профессионально значимых качеств студентов технического колледжа Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 /
  190. A.В. Суркова. М., 2002. — 193 с.
  191. , В.А. Введение в анализ информационных технологий Текст.: учеб. для вузов по направлению 511 900 «Информ. технологии» /
  192. B.А. Сухомлин- Высш. компьютер, шк. МГУ. М.: Горячая линия -Телеком, 2003. — 427с.: ил.
  193. , Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения Текст. / Н. Ф. Талызина. М., 1969. — 300 с.
  194. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. -М.: Изд-во МГУ, 1975. 141 с.
  195. , С.В. Развитие профессионально важных качеств педагогов-психологов в процессе обучения в вузе Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / С. В. Тарасов. Самара, 2004. — 211 с.
  196. , М.В. Защищенные информационные технологии. Проектирование и применение Текст. / М. В. Тарасюк. М.: COJIOH-Пресс, 2004.-192 с.: ил.
  197. Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя Текст.: коллективная монография / Шиянов Е. Н., Морозова О. П., Сластенин В. А. и др. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. -546 с.
  198. , Ф.Ш. Материя и её сознание Текст. / Ф. Ш. Терегулов. — М.: Народное образование, 2002. 304 с.
  199. , Е.В. Основные тенденции модернизации профессионального образования Текст. / Е. В. Ткаченко // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. -Екатеринбург, 2006. — С. 12−21.
  200. , Е.В. Современные проблемы профессионального образования в условиях рыночной экономики Текст. / Е. В. Ткаченко // Образование и наука: Изв. Урал, отделения РАО. 2004. — № 1 (25). -С. 70−77.
  201. , В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщение и рекомендации) Текст.: учебное пособие /
  202. B.А. Трайнев, И. В. Трайнев. — 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. — 280 с.
  203. , А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании Текст. / А. П. Тряпицына, Н. Ф. Радионова // Вестник ВГПУ. 2004. — № 1 (06) — С. 45−49.
  204. , О.В. Современные информационные технологии в формировании коммуникативной компетентности студентов Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Уруймагова. Владикавказ, 2005.- 198 с.
  205. , P.M. Культура педагогического общения Текст.: учеб. пособие / P.M. Фатыхова- М-во образования РФ, Башк. гос. пед. ун-т. — Уфа, 2003.-130 с.
  206. , В.А. Инновационные технологии’в управлении качеством образования Текст.: учебное пособие / В. А. Федоров, Е. Д. Колесова / под. ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. — 176 с.
  207. , JI.O. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы Текст. / JI.O. Филатова. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. — 192 с.
  208. , Э.Ш. Актуальные проблемы развития университета в условиях модернизации системы образования Текст.: доклад ректора ун-та проф. Э. Ш. Хамитова / Э.Ш. Хамитов- Башк. гос. пед. ун-т. — Уфа: БГГГУ, 2002.-31с.
  209. , Э.Ш. Актуальные задачи профессионального педагогического образования Текст. / Э. Ш. Хамитов, P.M. Асадуллин // Учитель Башкортостана. 2002. — № 3. — С. 6−9.
  210. , Э.Ш. Контингент гуманитарного вуза Текст.: теория, подходы, практика формирования: монография / Э.Ш. Хамитов- научный ред. К.Ш. Ахияров- Челябинский гос. пед. ун-т, Башкирский гос. пед. ин-т. Челябинск, 1999. — 211с.
  211. , Е.К. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения Текст. / Е. К. Хеннер, А. П. Шестаков // Информатика и образование. 2004. — № 12.-С. 5−9.
  212. , Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя Текст.: метод, пособие / Г. И. Хозяинов. М.: Высш. шк., 1988. — 168 е.: ил.
  213. , АВ. Ключевые компетенции Текст. / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 5. — С. 55−60.
  214. , B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях Текст. / B.C. Черепанов. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  215. , М.В. Основы информационных технологий Текст. / М. В. Черняков, А. С. Петрушин. Издательство: Академкнига, 2007. -408 с.
  216. , Н.В. Метод проектов при изучении Word Текст. / Н. В. Шахова // Информатика и образование. 2002. — № 1. — С. 37−40.
  217. , JI.A. Формирование профессионализма будущих экономистов средствами новых информационных технологий Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / JI.A. Шипулина. Ставрополь, 2004. -199 с.
  218. , JI.A. Подготовка педагога профессионального обучения на основе интеграции педагогических и информационных технологий Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / JI.A. Шкутина. Караганда, 2002. — 390 с.
  219. , В.Э. Дидактические многомерные инструменты : Теория, методика, практика Текст. / В. Э. Штейнберг. — М.: Народное образование, 2002. 304 с.
  220. , В.М. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов Текст. / В. М. Шуман // Сов. педагогика.1973.-№ 3.-С. 75−84.
  221. , В.Д. Двухступенчатая система подготовки специалиста Текст. / В. Д. Щадриков // Высшее образованиё в России. 2004. — № 2. -С. 4.
  222. , В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход Текст. / В. Д. Щадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С- 26−31.
  223. , В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст.: уч. пособие / В. Д. Щадриков. М.: Логос, 1998. — 320 с.
  224. , А.И. О подготовке студентов будущих учителей к исследованию педагогических явлений Текст. / А. И. Щербаков // Психология труда и личности учителя. — Л., 1977. С. 124−131.
  225. Энциклопедия профессионального образования Текст.: в 3 т-ах / рук. автор, кол. С. Я. Батышев. М.: АПО, 1999. — Т 1. — 568 с.
  226. International Society for Technology in Education (ISTE). JCSE Online. Published quarterly online with an annual print compendium. Retrieved August 12, 2002 (http://www.iste.org/sigcs/community/jcseonline/index.html).
  227. Mitteilung der Komission: «Die Rolle der Universitat in Europa des Wissens» // Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ). Под науч. ред. В. И. Байденко. М., 2004.
Заполнить форму текущей работой