Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Готовность российской молодежи к военной службе по призыву: социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования проводились на территории всех военных округов РФ в 38 населенных пунктах, на базе воинских частей, районных, городских и областных военкоматов, средних и высших учебных заведений, штабов управления военных округов, родов Вооруженных Сил РФ, ГУВРа, с отофициальные статистические данные Главного Межрегионального Центра обработки и распространения статистической информации Федеральной… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ I. Теоретико-методологические основы социологического анализа готовности молодежи к военной службе по призыву в Вооруженных
  • Силах Российской Федерации
  • РАЗДЕЛ II. Социологический анализ современного состояния, социальных типов и факторов готовности российской молодежи к военной службе по призыву
  • РАЗДЕЛ III. Оптимизация управления процессом формирования готовности российской молодежи к военной службе по призыву в Вооруженных Силах РФ в современных условиях

Готовность российской молодежи к военной службе по призыву: социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, происходящие в российском обществе, модификация его социальной организации, социальных институтов и структур, образцов поведения, непосредственно отражаются на его Вооруженных Силах, которые являются неотъемлемой составной частью всего общества. За прошедшие годы реформ они привели к возникновению ряда социокультурных, социально-политических, социально-экономических, правовых противоречий в системе отношений общества, личности и военной службы1.

Политические издержки переходного периода и отсутствие финансовых средств фактически привели армию к комплектованию по остаточному принципу, к ухудшению условий несения службы, к падению уровня боевой подготовки", о чем заявил Президент России В. Путин2.

Набор призывников в первый призыв 2007 года уже проведен на более короткий срок службы, что сопряжено с рядом нововведений. Особенную тревогу вызывает перспектива решения задачи призыва на военную службу в 2008 году, когда срок службы сократится до 12 месяцев и новобранцев потребуется вдвое больше. Министр обороны РФ А. Сердюков, призвал «максимально снизить напряжение, которое может возникнуть в воинских коллективах в переходный период» комплектования, а также отметил, что решение возникающих в этой области проблем «зависит от многих факторов, необходим комплекс социально-правовых мер, повышение внутренней ответственности командиров и воспитательных органов, а также действенный гражданский контроль"3.

1 См.: Ядов В. А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества. — М.: Academia, 2002. — С. 352−360.

2 См.: Послание Президента Федеральному Собранию РФ // «Российская газета». — 11.05.2006 г.

3 См.: Интервью Министра обороны РФ Сердюкова А. Э. // «Красная звезда». — 11.04.2007 г.

Исходя из этого, возникает необходимость выявления глубинных процессов, лежащих в основе взаимодействия общества и армии. Одной из центральных проблем в этой связи представляется анализ готовности российской молодежи к военной службе по призыву1, анализ ее современного состояния и возможности эффективного управления этим важным социальным феноменом.

В сложившихся условиях актуальность исследования детерминирована следующими противоречиями: во-первых, — период социального развития современной молодежи совпал со временем образования неблагоприятной социальной среды, оказывающей негативное воздействие на процессы социализации и интерио-ризации молодых российских граждан в интересах Вооруженных Сил РФ, что в настоящее время особенно значимо актуализирует потребность российского общества, его Вооруженных Сил в качественном составе призывного контингента, отвечающего современным требованиям к российскому военнослужащемуво-вторых, — происходящий в настоящее время процесс перевода частей и соединений Вооруженных Сил на сокращенный срок службы требует расширения теоретического и эмпирического военно-социологического знания вопросов, касающихся различных сторон готовности личности молодого человека к деятельности в роли военнослужащего по призыву, так как готовить опытных солдат и сержантов непосредственно в войсках придется в два раза меньший срокв-третьих, — при наличии в современных условиях острой потребности развития и определения основополагающих положений социологической концепции готовности молодежи к военной службе по призыву, направлений оптимизации деятельности субъектов управления готовностью российской молодежи к военной службе по призыву, эта проблема недостаточно научно разработана на данном этапе развития российского общества и его Вооруженных Сил.

1 Далее по тексту — ГМ.

Степень научной разработанности проблемы.

В научно-исследовательском аспекте изучение проблемы готовности российской молодежи к военной службе по призыву нашло свое отражение в ряде работ отечественных ученых, представляющих различные области социальных наук.

Весомый вклад в развитие проблемы готовности к социально полезной деятельности внесли военные ученые — представители философской науки1. В большей степени их точка зрения сводится к тому, что готовность представляет «образование» некоторой взаимозависимой целостности в структуре личности человека посредством его целенаправленного социального развития и профессионального совершенствования. Данная социальная характеристика выступает достоверным индикатором социально-психологических, нравственных процессов, происходящих в жизнедеятельности значительной части современного российского2.

В военной психологии исследование закономерностей, психологических механизмов и типологии процесса готовности, адаптации, особенностей его проявления, а также проблемы формирования военно-профессиональной ориентированности учащихся, их психологической готовности к службе в Вооруженных Силах были предметом изучения многих ученых3.

1 См.: БухароваА.С. Профессионализация армии: (Социально-философский анализ): Автореф. дисс. .кацд. филос. наук. М., 1998; Лебедев А. В. Военная готовность государства: философско-социологический анализ: Дисс. канд. Филос. наук. М.: ВПА, 1991; Лутовшов В. И. Соотношение подготовки и готовности молодежи к защите социалистического Отечества (философско-социсшогический анализ): Автореф. дисс. .канд. филос. наук, М.: ВПА, 1990; Пшипонский А. Г. Общественное мнение и его роль в формировании готовности советской молодежи к защите завоеваний социализма: Автореф. дисс— кацд. филос. наук. М.: ВПА, 1986; Погорелое А. Н. Диалектика идеологического и социально — психологического факторов в формировании социальных качеств личности война социалистической армии: Дисс. .кацд. филос. наук. М.: ВПА, 1987; Ушаков А. С. Интернационалистские убеждения как фактор формирования готовности воинов к защите социализмаДисс. .канд филос. наук М.: ВПА, 1990.

2 См.: Петрий П. В. Духовные ценности российского общества и армия: Монография. М.: ВУ, 2001.

3 См.: Лоскутов В. Н. Формирование психологической готовности школьников к службе в Вооруженных Силах СССР: Дисс. канд. психолог, наук. М.: ВУ, 1997; Масютченко В. Мотивационная готовность призывников к службе в ВС РФ: Дисс. .канд. психолог, наук. М., ВА им. М. В. Фрунзе, 1986; Фурманец Б. И. Психологическая готовность к деятельности авиаинженера и ее формирование у курсантов: Дисс.. канд. психолог, наук. М.: ВПА, 1990; Чинаев А. Ю. Формирование психологической готовности боевых расчетов к несению боевого дежурства: Дисс.. кацд. психолог, наук. М.: ВПА, 1991.

Однако в силу своей специфичности, в психологии готовность, как правило, рассматривалась в качестве установки, бдительности, направленности, настроенности, адаптивного потенциала. Тем не менее, большинство авторов придерживаются мнения, что готовность к деятельности представляет собой особое сложное психическое состояние личности, которое обеспечивается выраженным положительным отношением к выполняемой деятельности, определенной устойчивостью к негативным факторам осуществления этой деятельности, а также реализацией индивидуальных характеристик подготовленности.

Существенные концептуальные знания о готовности российской молодежи к военной службе по призыву также внесли другие ученые: представители исторической, военно-педагогической, политической наук.

В военной социологии разработкой проблемы готовности к социально-полезной деятельности занимались исследователи: В. И. Веремчук (Социализация курсанта в процессе обучения в высшем военно-морском учебном заведении: Дис. канд. социол. наук, М.: ВУ, 1999), С. В. Лобанов (Военно-профессиональная ориентация в условиях трансформации российского общества: Дис. канд. социол. наук. Пермь, 2001), А. П. Мурачев (Военно-профессиональная ориентация молодежи в системе формирования готовности к службе военнослужащими по контракту (социологический анализ): Дис. канд. социол. наук. М.: ВУ, 1997), И. И. Санжаревский (Профессиональная готовность военного летчика и ее формирование в авиационном училище ВС России в современных условиях (социологический анализ): Дис. канд. социол. наук. М.: ВУ., 1995), В. В. Шалупенко (Военно-профессиональная готовность выпускников высших военно-учебных заведений МО РФ: сущность, состояние, пути формирования: Дис. канд. социол. наук. М.: ВУ, 2005).

Как видно из названий работ, непосредственно тема готовности молодежи к военной службе по призыву за последние пятнадцать лет на диссертационном уровне в военной социологии не разрабатывалась. Тем не менее, отдельные положения, касающиеся сущности, структуры, факторов формирования го.

6 Диссертация В. Масликов товности к социально полезной деятельности и путях оптимизации в вышеперечисленных трудах определенным образом совпадают с поисками автора.

Анализ научных трудов вышерассмотренных авторов показывает, что как социальное явление, готовность российской молодежи к военной службе по призыву разносторонне была исследована в рамках соответствующих частных социологических теорий. Однако некоторые причины, а именно — то, что в настоящее время требует уточнения определение понятия «готовность российской молодежи к военной службе по призыву" — - не изучены ее современное состояние, структура, факторы, типы, остаются открытыми вопросы ее оптимизации в современных условиях, обосновывают объектно-предметную область исследования и актуализируют это исследование следующим содержанием:

1. За последние годы произошли серьезные изменения в вопросах воспитания молодежи, формирования ее ценностных ориентиров, в том числе и отношения к ВС РФ, в формах и характере ее институциализации. Эти изменения не нашли отражения в рамках изучения готовности современной российской молодежи к военной службе по призыву.

2. В течение последних пятнадцати лет готовность молодежи к службе в ВС РФ социологами рассматривается в значительно большей степени как готовность к профессиональной деятельности — службе в ВС РФ по контракту1. Готовность российской молодежи к военной службе по призыву в постсоветское время не изучалась на том уровне, на котором проводились исследования по готовности воинов-контрактников, следовательно, требует особого внимания, так как является составной частью мобилизационной и боевой готовности Вооруженных Сил РФ, как в настоящем, так и в обозримом будущем России.

Кроме того, проведенный анализ научных работ говорит о том, что при изучении этой проблемы, необходимо обратить внимание на структуру го.

1 Мурачев АЛ. Военно-профессиональная ориентация молодежи в системе формирования готовности к службе военнослужащими по контракту (социологический анализ): Дис. канд. социол. наук. М.: ВУ, 1997; Шалупенко В. В. Военно-профессиональная готовность выпускников высших военно-учебных заведений МО РФ: сущность, состояние, пути формирования: Дис. канд. социол. наук. М.: ВУ, 2005. товности современной молодежи к военной службе по призыву, ее состояние, факторы, типы, методики ее социологического изучения, следует выявить социологическое определение понятия готовности молодежи к военной службе по призыву, раскрыть вопросы государственного, военного и общественного управления формированием готовности российской молодежи к военной службе по призыву.

Таким образом, причина недостаточной разработанности проблемы готовности российской молодежи к военной службе по призыву, совместно со значительной современной актуальностью проблемы обусловили потребность изучения готовности российской молодежи к военной службе по призыву современной наукой.

В соответствии со сказанным, объектом исследования является готовность молодежи к военной службе по призыву в Вооруженных. Сил ах Российской Федерации.

Предмет исследования — состояние, структура, социальные типы и факторы, детерминирующие готовность молодежи к военной службе по призыву, основные направления повышения эффективности деятельности органов военно-социального управления в данной сфере.

Цель исследования — проанализировать состояние, структуру, современные типы готовности российской молодежи к военной службе по призыву, изучить социальные факторы, детерминирующие ее формирование, сформулировать основные направления оптимизации управления процессом формирования готовности данной категории граждан к военной службе по призыву в современных условиях.

Достижение цели исследования потребовало решения следующих научных задач:

1. Теоретико-методологического анализа понятия «готовность российской молодежи к военной службе по призыву».

2. Исследования современного состояния готовности молодежи к военной службе по призыву и социальных факторов, детерминирующих формирование изучаемого социального явления.

3. Описания основных современных социальных типов готовности молодежи к прохождению военной службы по призыву.

4. Разработки основных направлений деятельности органов управления по оптимизации готовности российской молодежи к военной службе по призыву и выработка практических рекомендаций по комплектованию Вооруженных Сил РФ военнослужащими по призыву.

Основная гипотеза исследования.

Особенности социализационного процесса современного молодого поколения не способствуют формированию высокого уровня готовности российской молодежи к военной службе по призыву. Частные гипотезы:

1. Готовность российской молодежи к военной службе по призыву представляет собой социальное явление, состоящее из двух структурных элементов — предрасположенности и подготовленности, наличие и качество которых позволяет молодежи воспринимать службу в Вооруженных Силах РФ по призыву как социальный императив.

2. Наиболее значимыми социальными факторами, влияющими на формирование готовности российской молодежи к военной службе по призыву, являются социальные детерминанты процесса социализации молодежи в малых социальных группах.

3. Управление процессом формирования и развития готовности российской молодежи к военной службе по призыву в настоящее время не позволяет результативно и полномасштабно проводить мероприятия по ее оптимизации на территории всей Российской Федерации и не является эффективным и адаптированным к современным условиям. лений, положения теории структурно-функционального анализа, сравнительно-исторический метод исследования социальной структуры и социальных процессов в обществе и другие концептуальные положения классической и современной отечественной и зарубежной социологии. В работе использованы основные положения диспозиционной и статусно-ролевой теорий личности, а также базисные положения социологии управлении, военной социологии, социологии молодежи.

Основными методами создания эмпирической базы исследования, учитывая специфику объекта и задачи исследования, явились опрос, контент-анализ документов, и статистических данных ряд других методов эмпирического сбора социальной информации.

Эмпирическую базу исследования составили: нормативные документы, регламентирующие организацию и функционирование деятельности органов государственного, общественного и военного управления, связанную с проблемой готовности российской молодежи к военной службе по призыву (Конституция РФ, Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный Закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61 ФЗ, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76 ФЗ, Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26 февраля 1997 года № 31 ФЗ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы». (Приказ министра обороны РФ 1999 года № 500), а также ряд инструкций, директив, положений и приказов органов государственного, военного и общественного управлениярезультаты авторских социологических исследований, проведенных в 2005;2006 году1,.

1 Исследования проводились на территории всех военных округов РФ в 38 населенных пунктах, на базе воинских частей, районных, городских и областных военкоматов, средних и высших учебных заведений, штабов управления военных округов, родов Вооруженных Сил РФ, ГУВРа, с отофициальные статистические данные Главного Межрегионального Центра обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики (ГМЦ Росстата), ВЦИОМа, МО РФ, данные исследований Социологического центра Вооруженных Сил РФ, исследования Фонда «Общественное Мнение», аналитического центра Юрия Левады и других государственных и общественных органов статистики, а также данные интернет-опросов ряда социологических и общественных сайтов1- результаты социологических и социально-психологических исследований отечественных и зарубежных ученых, материалы научно-практических конференций, монографическая литература и официальные сведения средств, А массовой информации по изучаемой проблеме .

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается: теоретико-методологическим обоснованием содержания, социальной структуры и типологии готовности российской молодежи к военной службе по призывуприменением научно обоснованной социологической методики изучения исследуемого явления и методов сбора эмпирических данныхкорректным применением математико-статистических методов обработки и анализа данных социологического исследованиясравнением эмпирических данных и рекомендаций исследования с результатами других социологических и военно-социологических исследований. ветственными работниками администраций отдельных населенных пунктов. Общий объем выборки — 1640 человек. Организационная помощь при проведении исследования была оказана Социологическим центром ВС РФ.

1 Сайт В1ШОМ http://www.wciom.ru/: Сайт Фонда «Общественное мнение» http://bd.fom.ru/report/map/d062113 Сайт ООО «Рамблер Интернет Холдинг» http://polls.rambler.ru/result.html?rubric=117&id=845: Сайт Национального института демографических исследований flNED) http://demoscope.ru/weeklv/2006/0247/barom01.php: Сайт Социологический клуб ГОРОД, http://www.gorod.org.ru/: Сайт Военкомат.1Ш http://www.voenkomat.ru/.

2 Сайт аналитического центра Юрия Левады http://www.levada.ru: Сайт Гомельского Государственного Университета http://www.gsu.unibel.bv/pages/IAS/dni.htm: Сайт «Учительская газеты» http://www.ug.ru/03.10/pg3.htm#top#top корректным применением математико-статистических методов обработки и анализа данных социологического исследованиясравнением эмпирических данных и рекомендаций исследования с результатами других социологических и военно-социологических исследований.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании направлений и предложений органам государственного, общественного и военного управления по формированию готовности молодежи к военной службе в Вооруженных Силах РФ по призыву в современных условиях. Используя аналитический и статистический материал исследования в практической деятельности, ответственные органы государственного, военного и общественного управления будут иметь возможность повысить результативность своей деятельности в рассматриваемой области. Теоретико-методологический, содержательный материал, исследовательский инструментарий может использоваться в научно-исследовательской, учебно-педагогической и практической деятельности государственных, военных, общественных и научных кадров.

Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

.

Проведенный социологический анализ готовности российской молодежи призывного возраста к военной службе по призыву в современных условиях позволяет выйти на определенный уровень теоретических обобщений и практических рекомендаций по оптимизации процесса формирования ГМ.

В ходе изучения объекта исследования и анализа его предмета — состояния, структуры, типов готовности российской молодежи к военной службе по призыву, а также социальных факторов и путей ее формирования в современных условиях, настоящая диссертационная работа достигла поставленной цели.

При этом был решен комплекс намеченных задач: проведен теоретико-методологический анализа понятия «готовность российской молодежи к военной службе по призыву" — изучены и описаны социальные факторы, детерминирующие формирование изучаемого социального явления, а также современное состояние готовности молодежи к военной службе по призыву как социального явленияопределенны и детализированы основные современные социальные типы готовности молодежи к прохождению военной службы по призыву, выявлена их распространенность в исследуемой среде;

Разработаны основные направления деятельности органов управления по оптимизации готовности российской молодежи к военной службе по призыву и выработаны практические рекомендации по комплектованию Вооруженных Сил РФ военнослужащими по призыву.

Теоретико-методологический анализ позволил обосновать основные подходы к пониманию сущности готовности российской молодежи к военной службе по призыву как интегральному состоянию предрасположенности и подготовленности молодых людей, подлежащих призыву в Вооруженные Силы РФ, к военной службе, детерминированному их социально-психологическими и физическими качествами и современными условиями российского общества.

В результате диссертационного исследования подтвердилась основная гипотеза автора о том, что особенности социализационного процесса современного молодого поколения не способствуют формированию высокого уровня готовности российской молодежи к военной службе по призыву.

Однако полученные эмпирические данные позволяют утверждать, что наиболее значимыми социальными факторами, влияющими на формирование готовности российской молодежи к военной службе по призыву, совместно с социальными детерминантами процесса социализации молодежи в малых социальных группах являются факторы, детерминируемые потребностями двух низших ступеней в «иерархии человеческих потребностей» Маслоу — «внутренними». Так выяснилось, что только «угроза для жизни» и «боязнь унижений» занимают более четверти — 26,2% - всех страхов молодежи относительно военной службы по призыву.

Как объект социологического исследования, готовность российской молодежи к военной службе по призыву является достаточно самостоятельным, специфическим, в познавательном плане, важным и интересным явлением в силу того, что общественная значимость и функциональное наполнение ГМ выражается в наиважнейших основных характеристиках, таких как:

1. Созидательной, гражданской активности молодежи.

2. Мобилизационной готовности Вооруженных Сил РФ, обороноспособности всего государства, при котором обеспечиваются его устойчивое, стабильное существование.

Проведенное социологическое исследование в целом подтвердило выводы некоторых предшествующих работ в данной области, в частности, данные, представленные начальником социологического центра ВС РФ капитаном 1 ранга JI.B. Певень по итогам работы в 2006 году: «Результаты социологических исследований по изучению изменения массового сознания личного состава Вооруженных Сил, показали возросший уровень готовности военнослужащих к выполнению своего воинского долга по защите Отечества.

В целом, социально-психологический настрой всех категорий военнослужащих в настоящее время оценивается как удовлетворительный. Он отличается достаточной устойчивостью и управляемостью по сравнению с прошлыми годами, что позволяет Вооруженным Силам в основном качественно выполнять стоящие перед ними задачи"1.

Однако результат проведенного социологического исследования также выявил ряд факторов, образующих сопротивление процессу формирования в первую очередь, таких компонентов готовности молодежи к военной службе по призыву, как начальная военная и физическая подготовленность. Низкий уровень развития этих компонентов существенно влияет на готовности российской молодежи к военной службе по призыву и подтверждает гипотезу о сравнительно невысоком уровне современной ГМ.

Также важное практическое значение имеет факт подтверждения частной гипотезы о том, что на формирование ГМ недостаточно эффективно влияет группа таких внешних факторов, как социально-политические, социально-экономические, социально-организационные, СМИ.

1 Сайт Министерства обороны РФ. http://www.tnil.ru/849/13 812/13803/index.shtml.

Причины слабого влияния этой группы факторов особенно явно выражаются в актуализации следующих проблем:

1. Отсутствие необходимого системного, комплексного подхода к процессу формирования всех компонентов ГМ, в первую очередь к деятельности по сохранению здоровья и развитию физической культуры молодых людей, востребованной при прохождении военной службы по призыву и повышению начальной военной подготовленности молодежи.

2. Недостаточная информационно-пропагандистская поддержка деятельности по формированию и развитию ГМотсутствие систематизированной работы по борьбе с пацифистскими, антиармейскими и антигосударственными течениями в информационной деятельности СМИ.

3. Длительный период отсутствия начальной военной подготовки в школьных учебных программах, недостаточно уверенная деятельность по восстановлению НВП как обязательного предмета обучения.

4. Наличие факта неуставных взаимоотношений в Вооруженных Силах РФ, недостаточно эффективная борьба с его проявлениями, а также проблема его гипертрофированного резонанса в общественной и, в частности, в молодежной среде.

Таким образом, анализ результатов проведенного социологического исследования, результатов исследований некоторых социологических фондов и организаций, ряда документов, касающихся темы готовности российской молодежи к военной службе по призыву и опыта достижения оптимальной готовности молодежи к военной службе в странах ближнего зарубежья и зарубежных странах, имеющих наиболее развитые и боеспособные вооруженные силы, показали, что проблемы ГМ носят сложный комплексный характер, факторы сопротивления ГМ обнаружили свою силу на всех уровнях социального управления этим процессом.

Исходя из чего, нами предложен комплекс предложений и практических рекомендаций органам государственного, общественного и военного управления и общественным организациям.

В связи с вышесказанным, рационально предложения и практические рекомендации рассмотреть в следующем порядке:

1. Государственное управление, для которого предлагается:

Департаменту молодежной политики РФ рекомендовать разработать программу формирования готовности российской молодежи к военной службе по призыву.

В составе Департамента молодежной политики РФ создать структуру управления процессом формирования готовности российской молодежи к военной службе по призыву с разветвленной системой органов во всех регионах России, максимально используя имеющиеся силы и средства, действующие в интересах ГМ.

Государственной Думе РФ в законе «О государственной молодежной политике» определить одним из направлений молодежной политики необходимость формирования готовности молодежи к военной службе по призыву. В «Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 года, № 1760-р, в пункт 4 («Приоритетные направления государственной молодежной политики»), а также в Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года № 5090−1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» рекомендуется внести дополнения о деятельности конкретных структур управления (предложенных на стр. 141 настоящей диссертации) по формированию готовности молодежи к военной службе по призыву. А также по примеру опыта таких стран, как Германия, Швейцария, нормативно закрепить положение о том, что мужчина, не прошедший службу в армии по призыву, контракту или на офицерских должностях, не может быть избран в законодательные органы и не может быть принят на госслужбу.

В «Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года, № 1760-р, в пункт 4 («Приоритетные направления государственной молодежной политики»), а также в Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года № 5090−1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» внести дополнения о деятельности по формированию готовности российской молодежи к военной службе по призыву.

Комитету Государственной Думы Федерального Собрания РФ по физической культуре, спорту и делам молодежи:

• создать нормативно правовую базу патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Разработать научно обоснованный нормативно-правовой механизм взаимосвязи и взаимодействия субъектов патриотического воспитания, определить место, роль, социально-правовой статус, задачи и функции каждого органа и организации как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом их специфики, а также изменений, произошедших в стране за последние годы;

• в Дни воинской славы России перед призывом ВС (- день победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. Ледовое побоище- - день победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве- - день Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией- - день Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941;1945 годов) у призывной молодежи добровольно принимать нормативы их физической готовности к службе, а сдавшим вручать знаки ГТО и предоставлять право выбора определенных условий, льгот и бонусов при прохождении военной службы по призыву;

• возродить на государственном уровне военно-спортивную игру «Зарница» путем создания в составе Департамента молодежной политики РФ штаба по организации этой игры, закрепив его организационно-штатные репюнальные подструктуры. Мероприятия по подготовке и проведению «Зарница» должны быть поэтапными и круглогодичными, с привлечением максимального количества всех граждан призывного возраста России путем трансляции на государственном телеканале, некоторых радиоканалах и в прессе динамики игры и финала, который может проходить по образцу ставшей популярной телеигры «Умники и умницы». По итогам игры члены команд и лидеры в номинациях должны получить существенные бонусы и льготы при прохождении и окончании военной службы по призыву от государства и ряд оговоренных социально-экономических призов от общественных организаций, представители которых должны присутствовать при оценке участников, что позволит дать рекламу общественным организациям, придерживающимся государственного взгляда на проблему военной службы по призыву, наладить с ними взаимодействие. Прохождение военной службы победителями игры отслеживать и пропагандировать как эталон успешного гражданина под лозунгом — «Готов к службе, — готов к жизни», «Кто Родине не служил, гражданином не был», и т. д.

Министерству образования РФ разработать комплекс мер по формированию у учащихся общеобразовательной школы элементов готовности к военной службе по призыву путем усиления в школьных программах всех гуманитарных дисциплин и НВП, физической культуре, акцента на военно-патриотическое воспитание и обучение, используя такие методы и формы обучения и воспитания, как учебно-полевые сборы, двусторонние тактические учения в виде военной игры, продолжительные походы и др., в зависимости от местных условии и типа учебного заведения.

Департаменту молодежной политики РФ по примеру некоторых экономически развитых стран, создать ряд других комплексных целевых государственных программ, направленных на повышение престижа военной службы по призыву и Вооруженных Сил. Учесть, что наибольший успех у молодых людей имеют те программы, которые помогают им получить хорошее образование1. Разработать адаптированную под современные потребности молодежи систему льгот и бонусов, предоставляемых государством военнослужащим запаса. По примеру опыта таких стран, как Германия, Швейцария, нормативно закрепить положение о том, что мужчина, не прошедший службу в армии по призыву, контракту или на офицерских должностях, не может быть избран в законодательные органы и не может быть принят на госслужбу.

Активизировать информационно-пропагандисткую деятельность, как по патриотическому воспитанию, так и в целом по вопросам готовности молодежи к военной службе по призыву. В этих целях:

• добиться распространения вещания НТК «Звезда» на региональном рынке вообще, а в течении 3−5 лет объем аудитории довести до уровня, соответствующего первой пятерке вещающих станций, активно стимулировать военно-патриотические программы на других телерадиоканалах;

• рекомендовать всем печатным молодежным изданиям (от вузовских до федеральных) регулярно выделять полосы под публикации военно-патриотического направления, организовывать взаимодействие с военными организациями, по итогам года награждать и популяризировать отличившиеся издательства;

• создать условия и возможности для более широкого участия средств массовой информации в пропаганде патриотизма, увеличить долю государственного заказа на производство качественных фильмов, песен, монументов и другой социально-культурной продукции отражающей задачи ГМ организациями культуры, искусства и средствами массовой информации;

• сделать возможным доступность посещения кинотеатров, демонстрирующих военно-патриотическую продукцию, информационных ресурсов архивов, музеев, библиотек для молодежи, преподавательского состава и работников СМИ путем минимализации стоимости их посещения для них;

1 Давыдов В. Как Джоны надевают погоны // Красная звезда. — 2005. — 23.11.

• в силу динамичного распространения Интернета среди молодых россиян (на сегодня около 22% постоянных пользователей в РФ)1, более активно продвигать сайты военно-патриотической направленности, организовать взаимодействие с администрацией лояльных сайтов и контроль за сайтами, оказывающими сопротивление процессу ГМ;

• организовать строгий контроль за субъектами массовой коммуникации, пропагандирующими безнравственные и антигосударственные ценности, дискредитирующими и девальвирующими патриотические идеи в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства.

2. Рекомендации, предназначенные для органов военного управления, (Главное управление кадров МО РФ, Главное управление воспитательной работы ВС РФ, Управление по вопросам государственной гражданской службы МО РФ, Направление по взаимодействию МО РФ с органами законодательной и исполнительной власти).

Организовать тесное взаимодействие с государственными и общественными субъектами управления, ответственными или заинтересованными в формировании готовности российской молодежи к военной службе по призыву. Разработать, согласовать и утвердить с ними комплексную программу по формированию ГМ как составную часть программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы».

Закрепить показавшие свою эффективность мероприятия по формированию ГМ в комплексных (перспективных) планах воспитательной работы на учебный год.

Дни открытых дверей части проводить не реже, чем раз в квартал по согласованию и при содействии органов исполнительной власти субъектов РФ.

Постоянно проводить на базе воинских частей подготовку молодежи к военно-патриотическим, военно-спортивным мероприятиям. Как показал.

1 Сайт исследовательского холдинга ROMIR Monitoring http://rmh.ru/products/readymade/monitoring-internet/ экспертный опрос, данные мероприятия имеют обоюдную положительную направленность — молодежь получает необходимые военно-технические навыки, военно-патриотическую, психологическую, физическую подготовку, а воинские части при поддержке местных органов исполнительной власти (обеспечении ГСМ, другими видами довольствия) имеют возможность «лишний раз» заняться военно-профессиональной подготовкой военнослужащих.

По примеру экономически развитых стран создать специальное «Учебное командование», или социально-психологическую службу, которая, кроме обучения военнослужащих, будет заниматься также подготовкой к службе гражданской молодежисоздать специальные школы при войсковых частях для подготовки молодежи к службе. В таких школах офицеры кадровые и запаса будут проводить занятия с потенциальными солдатами по специальной программе. Занятия должны быть максимально компьютеризованы, включать тренировочные полевые занятия. Выпускники таких школ должны иметь определенные бонусы и льготы при выборе условий военной службы.

Учитывая потребности современной молодежи, необходимо на территории воинских частей организовать образовательные центры, в которых солдаты параллельно с несением воинской службы будут получать начальное профессиональное образование, и овладевать рабочими специальностями, проходить дистанционное обучение, используя возможность Интернета.

Следует активно использовать рекламу в создании привлекательного образа военной службы по призыву, учитывая иностранный опыт. Создать специальные службы под управлением Министерства Обороны, в компетенцию которых должны входить разработка, изготовление и распространение рекламной продукции. Военная рекламная деятельность должна носить разветвленный характер. Ею должны заниматься как в органах управления видов ВС, (специальные отделы), так и в воинских соединениях и частях, в которых проведение рекламной работы возложено на офицеров отдела воспитательной работы.

При призыве граждан на военную службу, в военкоматах призывной комиссии рекомендуется оценивать уровень готовности призывников по 18-ти бальной шкале (согласно предложенной структуре ГМ), что поможет при распределении юношей в наиболее престижные и ответственные рода и виды войск, а также определит наименее готовых к военной службе по призыву. Для наименее готовых призывников продолжительность службы оставить 1,5 года (при переходе на годовой срок службы). Первый период службы определить как подготовительный и лечебно-оздоровительный (для чего внести в Государственную Думу РФ на рассмотрение законопроект).

Большинство суждений респондентов определяет основным фактором сопротивления готовности российской молодежи к военной службе по призыву отсутствие дисциплины, «дедовщину» в ВС РФ. В связи с чем, необходимо ужесточить меры борьбы с данным проявлением девиации, повысить контроль и меры ответственности за неуставные взаимоотношения в ВС, допустить воздействие гражданского контроля и предпринять меры по разоблачению и наказанию за ложную информацию о фактах издевательств в Вооруженных Силах.

3. Рекомендации для субъектов общественного управления следующие:

РОСТО является одним из основных, прямо предназначенных обеспечивать готовность молодежи к военной службе по призыву общероссийских добровольных, самоуправляемых общественных объединений1. Он создан в форме общественной организации, осуществляющей свою деятельность на основе Конституции и законодательства РФ. Радикальное совершенствование системы работы этой организации требует провести ряд первоочередных мероприятий по оптимизации ее деятельности:

Структурная, организационно-штатная и методическая оптимизация управления. Суть этих мероприятий заключается в необходимости периодически определять потребности главного заказчика — МО РФ и непосредст.

1 См. Устав Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация — РОСТО (ДОСААФ)" — http://rosto-dosaaf.ru/sv7/ венного объекта деятельности — молодежи, в соответствии с чем строить дальнейшую деятельность.

• Участвовать в выполнении федеральных государственных, региональных и местных программ, мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан, подготовке молодежи к защите Отечества, регулярно предоставляя отчет о проделанной работе и динамике изменения индикаторов компонентов готовности молодежи к военной службе по призыву в ответственном районе;

Наладить тесное взаимодействие в деятельности по формированию готовности российской молодежи к военной службе по призыву с системой образования, культуры, СМИ, ВС РФ, другими элементами государственной структуры и социальными институтами в целях повышения продуктивности своей деятельности, на принципах взаимозаинтересованного сотрудничества.

Общественным организациям, заинтересованным в вопросах формирования готовности молодежи к военной службе по призыву установить тесное сотрудничество и помощь в научно-теоретическом обеспечении-активизации исследований в сфере ГМ, организовать использование результатов разработок в практической деятельности путем отбора, контроля и поддержки тематических научных работ.

Общественным организациям, заинтересованным в вопросах формирования готовности молодежи к военной службе по призыву выработать программы деятельности по организации и проведению военно-патриотического воспитания гражданпредусмотреть по примеру экономически развитых стран систему поощрений, значимых для молодежи, участникам запланированных мероприятий (ценные призы и гранты, беспроцентные ссуды .).

Перечисленные рекомендации являются основными, но не полными в комплексе мероприятий по формированию готовности молодежи к военной службе по призыву. Планомерное их осуществление позволит решить проблему оптимизации ГМ и восстановления ее на адекватном современным угрозам безопасности государства уровне. А также укрепит здоровье у молодежи и будет стимулировать ее заниматься спортом, повысит ответственность у родителей, у общественных организаций и у государства в физическом и патриотическом воспитании будущих защитников Родины, повысит боеспособность ВС, даст экономию средств в военном бюджете.

Разработанная в диссертации концептуальная модель формирования готовности российской молодежи к военной службе по призыву, факторная интерпретация этого явления, ее категориальный аппарат, теоретические принципы и идеи, содержащиеся в диссертации, нуждаются в дальнейшем динамическом уточнении и развитии.

Исходя из принципов и идей, сформулированных в диссертации, целесообразно продолжить исследование аномийных фактов, возникающих в социальном действии российской молодежи в отношении военной службы по призыву, причин их возникновения и способов их преодоления. А для этого необходимо углубленное изучение и проведение дальнейших эмпирических исследований динамики состояния ГМ и факторов, ее определяющих.

Использованный в диссертации подход служит основанием для дальнейшего углубления исследовательской деятельности в области готовности российской молодежи к военной службе по призыву.

В качестве конкретной проблемы для диссертационных исследований представляет интерес рассмотрение социального явления готовности российской молодежи к военной службе по призыву с точки зрения устойчивости или надежности его основных компонентов.

Постоянно, по прошествии определенного отрезка времени, происходит значительная смена социальных приоритетов, меняются взгляды на традиционные нормы и ценности. В современное нам время эти временные дистанции заметно сжимаются. Учитывая это, а также то, что готовность российской молодежи к военной службе по призыву является одним из наиболее важных для России социальных явлений, особый интерес, по мнению автора, в качестве проблемы для дальнейших диссертационных исследований представляет Форсайт-исследование (Foresight) готовности российской молодежи к военной службе по призыву.

Суть этого исследования должна будет заключаться в разработке и применении системы методов экспертной оценки стратегических перспектив инновационного развития готовности российской молодежи к военной службе по призыву, выявлении критических положений и технологических прорывов, способных оказать максимальное воздействие на российское общество и Вооруженные Силы РФ в среднеи долгосрочной перспективе. Целью предполагаемого Форсайт-исследования будет определение возможного будущего готовности российской молодежи к военной службе по призыву, создание желаемого образа ее будущего и определение стратегий достижения оптимального состояния готовности российской молодежи к военной службе по призыву. В предполагаемом Форсайт-исследовании целесообразно будет выделить научный блок, структурный, или «отраслевой» блок, сценарный и макросоциальный.

В целом, перспективы дальнейшего исследования готовности российской молодежи к военной службе по призыву связаны с совместными усилиями представителей гуманитарных, общественных, естественных наук по изучению закономерностей, тенденций процессов готовности российской молодежи к военной службе по призыву в целях создания благоприятных условий для морального и физического развития молодежи, а также повышения мобилизационной готовности Вооруженных Сил РФ и обороноспособности всего государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  2. Налоговый кодекс РФ. Статья 217 п. 29.
  3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
  4. Положение «О воинском учете» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 года № 1541).б. Положение «О подготовке граждан РФ к военной службе» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 года № 1441).
  5. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. N 422 «О государственной программе „Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 2010 годы“».
  6. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации: Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 1 от 27.09.96 г.
  7. Приказ Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. № 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Силах РФ солдатами, матросами, сержантами и старшинами».
  8. Приказ Министра обороны РФ от 30 августа 2000 г. № 455 «О проведении конкурса на лучшую подготовку граждан РФ к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу»
  9. Приказом Министра обороны РФ от 03.05. 2001 г. № 202 «Об итогах подготовки граждан по военно-учетным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации в учебных организациях РОСТО».
  10. Приказ Министра обороны РФ № 315 от 22.09.95 г. «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в ВС РФ».
  11. Приказ Министра обороны РФ от 26 января 2000 г. № 50 «Об утверждении Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооружённых Силах РФ».
  12. Положение «О подготовке граждан РФ к военной службе» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 года № 1441).
  13. Уголовный кодекс РФ. Статья 328.
  14. Уголовный кодекс РФ. Глава 33. Статьи 331 352.
  15. Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26 февраля 1997 года№ 31 ФЗ.
  16. Федеральный Закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61 ФЗ.
  17. Федеральный закон. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, .» от 28.03.1998 г.
  18. Армейские вопросы, вып. 1, СПб., 1893.
  19. В.Г. Научное управление обществом. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.-С. 389.
  20. В.Г. Социальная информация. М., 1994. С.10−16.
  21. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. С. 24.
  22. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4.
  23. М. Муштра не нужна никому // Учительская газета. 2003. -16.12.
  24. В.Ф. Социологическое сопровождение воспитательного процесса военнослужащих. М.: ВУ. 2000.
  25. П. Детсайт на информационной войне // Военно-промышленный курьер. 2006. — 9−15.08.
  26. А.С. Профессионализация армии: (Социально-философский анализ): Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1998.
  27. В., Кулагин А., Чупров В. Ваше мнение? Прикладные социологические исследования по проблемам молодежи. М., 1967.
  28. М. Избранные произведения / Под общ. ред. Ю. Н. Давыдова. М., 1990.
  29. А. Г. Процесс принятия решения, стр. 57.
  30. В.И. Социализация курсанта в процессе обучения в высшем военно-морском учебном заведении: Дис. канд. социол. наук, М.: ВУ, 1999.
  31. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи/ Бублик JI.A., Анд-рюшенко Е.Г., Ковалев В. В. /Под ред. Средина Г. В.- М., 1983.
  32. М.С. К познанию армии. //Военный сборник. 1914. № 1.
  33. М.А. Некоторые проблемы подготовки Вооруженных Сил к локальным войнам // Военная мысль. 2000. № 1.
  34. ГАРФ, ф. 9552, оп. 2, д. 703, л. 187.
  35. Е.В., Захарова Е. В., Тихонравов Ю. В. Теория управления. С. 13 21.
  36. И.В. Социально-психологический аспект новой системы комплектования российской армии по контракту. // М., Военно-социологические исследования 2005. — № 3. С. 20.
  37. В. Как Джоны надевают погоны // Красная звезда. 2005. — 23.11.
  38. В. НВП: какой ей быть? // Учительская газета. 2005. — 26.04.
  39. Д. Г., Грабовский И. В. Отношение российской молодежи к военной службе по контракту // Военно-социологические исслед. 2004. № 3.
  40. А.А., Ситников, А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров. М.: РАУД993.
  41. К., Ефимов И. Об эффективности военно-патриотического воспитания молодежи // Социологические исследования. -1983. № 3. С. 121−125.
  42. Д.А. Милютина. Т. I. М., 1947. 45 с.
  43. М.И. Мужают юноши в строю. М.: ДОССАФ СССР, 1986.- С. 230.
  44. М.И., Кандыбович J1.A. Психологические проблемы готовности к деятельности.- Минск, 1976.
  45. Э. Метод социологии. Киев-Харьков, 1899. С. 23.
  46. JI.B. Развитие социально-психологической адаптивности юношей к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации: Афтореф. дис.. канд. психолог, наук. М., 2004.
  47. В. Почему воинская служба пугало для молодежи // НВО. — 2006. -8 сент.
  48. JI.H. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза. Вопросы психологии 1998. № 2.
  49. Г. Проблема социологии // Западно-европейская социология XIX -начала XX века / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1996. С. 415−435.
  50. В.Н. Основы социального управления. М., 2001. 206 с.
  51. С.Н., Лисовский В. Т. Молодежь о себе и своих сверстниках (социологическое исследование). Л., 1969.
  52. М. С. Человеческая деятельность, М., 1974. С. 46—49.
  53. Г. Д. Деятельность государственных и общественных организаций г. Москвы по подготовке юношей допризывного и призывного возраста к военной службе в 1981—1991 годы: дис. канд. историч. наук. М.: ВПА, 1997.
  54. Книга притчей Соломоновых, 22:6. М., 2004.
  55. Кон И. С. Молодежь // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995, С. 421.
  56. Кон И. С. Юность как социальная проблема // Бой идет за человека / Отв. Ред. Лисовский В. Т. Л., 1965.
  57. А. Д. Новобранца нужно сначала вырастить // НВО. 2005. — 25 июля.
  58. А.И. Социология: учебник. М., 2004. С. 439.
  59. О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул, 1998.
  60. О. Типы людей. / пер. с англ. Ю. Ю. Ступак. М., 2005. С. 23.
  61. В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. М., 2001. С. 588.
  62. А.В. Военная готовность государства: философско-социологический анализ: Дис. .канд. Филос. наук. М.: ВПА, 1991.
  63. Г. А. Опыт критико-исторического исследования законов искусства и ведения войны. Спб., 1869. С. 16 — 44.
  64. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Стр. 13.
  65. Т. В. Социология молодежи. СПб, 1996. С. 32.
  66. . Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2006. 69 с.
  67. С.В. Военно-профессиональная ориентация в условиях трансформации российского общества: Дис. канд. социол. наук. Пермь, 2001.
  68. В.Н. Формирование психологической готовности школьников к службе в Вооруженных Силах СССР: Дис. канд. психолог, наук. М: ВУ, 1997.
  69. В.И. Соотношение подготовки и готовности молодежи к защите социалистического Отечества (философско-социологический анализ): Автореферат дис. канд. философ, наук, — М.: 1990.
  70. B.C. Потребности и педология социальной деятельности. Наука, 1983. — С. 136.
  71. А.В. Военно-техническая подготовка молодежи в 1961—1991 годах (историографический анализ) // Вестник Военного университета. 2005. № 1.
  72. Н.Д. Факторы внутреннего влияния на поведение потребителей. \ Ломоносовские чтения Студенты. Том № 2 2003.
  73. В. Мотивационная готовность призывников к службе в ВС РФ: Дис. .канд. психолог, наук. М., ВА им. М. В. Фрунзе, 1986.
  74. Д. Пределы роста. М., 1988.
  75. И.В. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами кулыурно-досуговой работы: дис. канд. педагогич. наук. М.: ВУ, 2003.
  76. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 323.
  77. Н.П. Стратегия. Кн. 1. — С. 53−54.
  78. Т.В. Эволюция концепции национальной безопасности России (середина XIX конец XX века): историко-социологический анализ: Дис. канд. социол. наук. М.: ГА ВС, 1999.
  79. А.П. Военно-профессиональная ориентация молодежи к службе военнослужащих по контракту (социологический анализ): Автореф. дис. канд. социол. наук. М.: ВУ, 1997.
  80. Общество и молодежь / Сост. Кобецкий В. Д. М., 1968- Лисовский В. Т. Эскиз к портрету. Жизненные планы, интересы, стремления советской молодежи (по материалам социологических исследований). М., 1969.
  81. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведова М., 1980.
  82. Г. И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация // Социологические исследования. 2002. № 7.
  83. М.Н. Великий русский реформатор фельдмаршал Д.А. Милютин. -М.: Animi Fortitudo, 2005. 197 с.
  84. Т. Американская социологическая мысль: тексты. М., 1994. С. 448−464.
  85. Л.В. Проблемы профессионализации ВС России: дис. .канд. филос. наук, М.: ГАВС, 1992.
  86. П.В. Духовные ценности российского общества и армия: Монография. М.: ВУ, 2001.
  87. А.Г. Общественное мнение и его роль в формировании готовности советской молодежи к защите завоеваний социализма: дис. канд. филос. наук. М.: ВПА, 1986.
  88. Платон. Диалоги. Сократ, Менексен. — М., 2000. — 238 с.
  89. Ю.П. «Профессионально-педагогическая направленность мастера производственного обучения». JI 1987.
  90. А.Н. Диалектика идеологического и социально психологического факторов в формировании социальных качеств личности война социалистической армии: Дис.. .канд. филос. наук. М.: ВПА, 1987.
  91. А.И. Фактор человеческий // Российская социологическая энциклопедия / Под общей ред. Осипова Г. В. М., 1998.
  92. В. Политические технологии как фактор формирования имиджа ВС РФ: дис. канд. политич. наук. М.: ГАВС, 1993.
  93. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. ГЛрошевского-2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990. С. 201−202.
  94. B.JI. Военное воспитание. М., 1908. С. 12−17.
  95. JI.M., Матвеева Н. А. Жизненные силы студентов в контексте формирования современной российской интеллигенции // Человек кулыуры: Статьи, тезисы сообщений по актуальным проблемам гуманитарных исследований. Бийск., 2000.
  96. М.И. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. М., 2004.
  97. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В. А. Ядова. JL, 1979.
  98. И.И. Профессиональная готовность военного летчика и ее формирование в авиационном училище ВВС России в современных условиях (социологический анализ): Автореф. дис. канд. социол. наук, М.: ВУ, 1995.
  99. А.С. Социальные технологии в системе управления военной организацией. М.: ВУ. 1997.
  100. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. -М.: Высшая школа, 1990. 5 с.
  101. Словарь иностранных слов. Спб. 1994. — 78 с.
  102. М. Четыре загадки дела Андрея Сычева // Известия. -1996. -16 февр.
  103. П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Институт социологии. М., 1994. С. 104. С. 29−35, 89.
  104. Социологический энциклопедический словарь. / Отв. ред. Осипов. Г. В. М., 1995.
  105. Столетие военного министерства. 1802−1902. СПб., 1911. т. III. 255с.
  106. Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Информационный бюллетень ССА. Вып. 1. Серия: переводы и рефераты. М., 1968. С. 65.
  107. Ю.В. Социальное управление и молодежь. М., 1969.
  108. Д.Н. Экспериментальные основы исследования установ-ки//Психологические исследования. М., 1966.
  109. А.С. Интернационалистские убеждения как фактор формирования готовности воинов к защите социализма: Дис. .канд филос. наук. М.: ВПА, 1990.
  110. С.С. Социология. М.: Наука, 1994 — 256 с. С. 51.
  111. .И. Психологическая готовность к деятельности авиаинженера и ее формирование у курсантов: Дис. канд. психолог, наук. М.: ВПА, 1990.
  112. Г. Состояние и перспективы развития вооруженных сил ФРГ // Зарубежное военное обозрение. 2002. № 12.
  113. В. Основы социологии. М., 1997. С. 173.
  114. Хьелл JL, Зиглер Д. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахама Маслоу. М., 2003. — 211 с.
  115. ЦГАВМФ, ф. 17, оп. 2, д. 83, л. 1−28.
  116. А.А. Педагогические основы формирования у студентов педвузов готовности к военно-патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы: дисканд. пед. наук. М.: ВПА, 1986.
  117. А.Ю. Формирование психологической готовности боевых расчетов к несению боевого дежурства: Дис. канд. психолог, наук. М.: ВПА, 1991.
  118. В.В. Военно-профессиональная готовность выпускников высших военно-учебных заведений МО РФ: сущность, состояние, пути формирования: Дис. канд. социол. наук. М.: ВУ, 2005.
  119. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Дом педагогики, — 2000. С. 9.
  120. А.Э. «Психологическая подготовка к педагогической деятельности» Калуга, КГПУ, 1998.
  121. Ю. Китайская классическая книга перемен. Мн., 2000. — Чжан 76.
  122. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии// Маркс К. Соч. 2-е изд. С. 308.
  123. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Отв. ред. Е. Г. Слуцкий. С Пб., 2004. С. 64−83. Ле-викова С. И. Молодежная субкультура. М., 2004. С. 27−48.
  124. В. А. Социальный тип личности // Коммунист. 1988. — № 10. — С. 101.
  125. В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. Л., 1979.
  126. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии.- М., 1975.
  127. В.А. Социальная идентификация личности. М., 1994. С. 42−59.
  128. Cooly С. Human nature and social order. N.Y., 1962.114. «Daily News» or 15.02.1877.
  129. Dubois C. The peoples of alor. Minneapolis, 1944. P. 3−5.
  130. James V. Wertsch. Voices of the Mind. Cambridge, Mass., Harvard Univ. Pr., 1991.
  131. Kohlberg L. Stage and seguence: The cognitive-developmental approach to socialization // Handbook of Socia- lization Theory and Reseach. Ed. by D. Goslin. Chicago, 1969. P. 374−480.
  132. Sarnoff, I. Psychoanalytic theory and social attitudes. Pub. Opin. Quart., 1960. P. 251−279.
  133. Sorokin P. The Crisis of Our Age. N.Y., 1941. P. 24−30,129−154. в. Интернет ресурсы.
  134. Сайт Общественной палаты Российской Федерации http://www.oprf.ru/rus/members/appearaiices/article-277.htiTil
  135. Сайт Министерства обороны РФ. http://www.mil.ru/849/13 812/13803/index.shtml
  136. Сайт Федеральной службы государственной статистики. http://www.perepis2002.ru/
  137. Сайт ВЦИОМ http://www.wciom.ru/
  138. Сайт «Кремль.ORG». Политическая экспертная сеть. http://www.krem 1.org/ media/103 075 166
  139. Сайт аналитического центра Юрия Левады, http://www.levada.ru/
  140. Сайт Фонда «Общественное мнение», http://bd.fom.ru/
  141. Сайт исследовательского холдинга ROMIR Monitoring http://rmh.ru/products/readvmade/monitoring-internet/
  142. Сайт Национального института демографических исследований (INED) http://demoscope.ru/weekly/2006/0247/barom01.php
  143. Сайт Социологический клуб ГОРОД, http://www.gorod.org.ru/:
  144. Сайт РОСТО (ДОСААФ), http://rosto-dosaaf.ru/sv7/
  145. Сайт информационного агентства «Жахон» при МИД РУ. http://jahon.mfa.u2/modules.php?op=modload&-name=News&-file=article&-sid=5252
  146. Официальный сайт Гомельского Государственного Университета (IAS Gomel State University) http://www.gsu.unibel.bv/pages/IAS/dni.htm
  147. Сайт Луганской областной государственной администрации.15. http://oda.lg.ua/ua/news/newsshow.php?newsid=1179
  148. Сайт радиостанции «Эхо Москвы» http://echo.msk.ru/programs/peTsonalno/41 427/index.phtml
  149. Официальный сайт И. Н. Панарина http://www.panarin.com/
  150. Сайт научно-методического центра кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОИ РФ. http://www.teacher-edu.ru/wmc/standarts/sschool/1 074 843 384
  151. Сайт газеты «Известия», http://main.izvestia.ru/forum/board31/topicl2657
  152. Сайт клуба «Юный десантник». http://vdvkids.narod.ru/
  153. Сайт центра психологии и бизнес-технологий «Сигма». http://www.utssoft.com/ru/func/tests/samples/tpsl.html
  154. Сайт РИА «Новости». http://www.vz.rU/news/2006/4/15/30 127.html
  155. Сайт газеты «Известия», http://main.izvestia.ru/forum/board31/topicl2657
  156. Сайт BoeHKOMaT.RU http://www.voenkomat.ru/
  157. Сайт информационного сервера в помощь призывнику, http://www.nosoldat.ru/
  158. Сайт ВВС Russian.com http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/
  159. Сайт Christian Science Monitor http://www.csmonitor.com/2006/0616/p06s01-woeu.html
  160. Сайт DW-World. De Deutsche Welle, http://www.dw-world.com
Заполнить форму текущей работой