Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социокультурные суперсистемы и флуктуация обществ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оригинальность социологического воображения Сорокина проявилась при анализе тенденций изменения социума, которые до него мыслились как «прогрессивное» восхождение от «низшего» к «высшему» (Конт, Маркс и др.). Ученый предложил принципиально иной подход. По его мнению, изменения в обществе и его подсистемах (экономике, политике, науке, общественных отношениях) в конечном счете обусловлены… Читать ещё >

Социокультурные суперсистемы и флуктуация обществ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оригинальность социологического воображения Сорокина проявилась при анализе тенденций изменения социума, которые до него мыслились как «прогрессивное» восхождение от «низшего» к «высшему» (Конт, Маркс и др.). Ученый предложил принципиально иной подход. По его мнению, изменения в обществе и его подсистемах (экономике, политике, науке, общественных отношениях) в конечном счете обусловлены характером флуктуаций.

Флуктуация — случайные колебания, отклонение какой-либо социокультурной реалии от своих обычных, средних параметров.

В культуре человечества Сорокин выделяет множество различных по величине культурных систем, к которым социолог относит язык, науку, философию, религию, искусство, этику, право. Когда эти системы утверждаются, они реализуются в поведении и образе жизни их носителей. При этом они изменяются, будучи подверженными флуктуациям. Кроме этих систем есть еще более обширное культурное единство, обозначенное Сорокиным как социокультурные суперсистемы.

Социокультурная суперсистема — обширные социокультурные образования, различающиеся по качеству своих доминирующих ценностей: религиозные или идейные, чувственные, интегральные.

Соответственно, социокультурные суперсистемы определяют характер культуры, в которой люди живут. Исторически известны чувственная, идейная {религиозная) и интегральная культуры, динамично развивающиеся и периодически сменяющие друг друга. Исходя из принципа свободы от оценочных суждений нет «низших» и «высших» культур.

Переход от одного типа социокультурной суперсистемы к другому носит весьма сложный характер, ибо точно временные параметры флуктуационного цикла определить невозможно, но общая направленность изменений предполагает прохождение ряда последовательных этапов: дезинтеграция социокультурного порядка — кризис — гибель общества или мобилизация сил — новый социокультурный порядок.

По мнению ученого, все экономические, политические, социальные реалии, типы личностей и групп необходимо анализировать именно в контексте процесса периодической смены друг друга трех известных до сих пор социокультурных суперсистем. Так, например, в Европе с VI по XII в. главенствующей была религиозная суперсистема, согласно ценностям которой экономика, политика, право, мораль, философия, искусство были подчинены теологии. Высшей правдой считалась религиозная истина. Начиная с XVI и вплоть до XX в. в Европе утверждается и доминирует чувственная суперсистема, акцентирующая такие ценности, как благосостояние, комфорт, наслаждение, популярность, жажда власти и славы, — все это детерминирует преобладающий тип личности, образ социальных групп, характер институтов. Начиная с XX в. на смену чувственной культуре идет культура интегральная, утверждающая в качестве доминирующей ценности «бесконечное разнообразие, состоящее из чувственного, рационального и надрационально-сверхчувственного аспектов»[1].

  • [1] Сорокин П. Социологические теории современности. М.: ИНИОН, 1992. С. 37.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой