Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие системы негосударственных пенсионных фондов в социально-экономической безопасности России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Позволило автору сформировать состав индикаторов и определить значимость вклада индикатора в развитие негосударственных пенсионных фондов. Для анализа вклада автор использовал метод экспертных оценок. Автором разработана анкета с обоснованием задачи экспертов по ранжированию индикаторов экономической безопасности последовательно по мере убывания их пенсионных фондов. По мнению автора, весь состав… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. 1. Теоретические основы категорий экономической и социальной безопасности: сущность, факторы, эволюция
    • 1. 2. Роль и место системы негосударственных пенсионных фондов в обеспечении социально-экономической безопасности
    • 1. 3. Методологические подходы к анализу системы негосударственных пенсионных фондов в целях повышения социально-экономической безопасности
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА II. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
    • 2. 1. Анализ влияния внутренних и внешних угроз развития негосударственных пенсионных фондов
    • 2. 2. Анализ развития системы негосударственных пенсионных фондов России
    • 2. 3. Формирование модели выбора оптимальных вариантов негосударственного пенсионного обеспечения для категорий трудоспособного населения
  • Выводы по главе II
  • ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
    • 3. 1. Разработка состава и пороговых значений индикаторов безопасности системы негосударственных пенсионных фондов
    • 3. 2. Методические рекомендации по оценке негосударственных пенсионных фондов в системе социально-экономической безопасности России
    • 3. 3. Направления минимизации внутренних и внешних угроз развития пенсионной системы России
  • Выводы по главе III

Развитие системы негосударственных пенсионных фондов в социально-экономической безопасности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность выбранной темы исследования. Проблема безопасности российского общества приобрела чрезвычайную актуальность в последние десятилетия. При этом выделяются следующие ее различные аспекты: демографический, экономический, социальный, духовный, экологический, информационный и т. д. Вместе с тем, очевидно, что на первый план вышла проблема именно социально-экономической безопасности, как совокупности вышеперечисленных видов безопасности, угрожающих стабильности российского общества, отдельного гражданина и в целом государства.

Социально-экономическое развитие выступает критерием конкурентоспособности на отечественном и мировом рынке, а также основой благополучия граждан страны и ее безопасности.

Эффективное пенсионное обеспечение является одним из основных факторов экономической безопасности государства. От решения задачи формирования эффективной системы пенсионного обеспечения зависит не только формирование достойного уровня и качества жизни населения, но и решение проблемы по завершению индустриализации страны и созданию тем самым условий для перехода к постиндустриальной модели развития и безопасности экономики и общества.

В настоящее время государство решает проблему обеспечения устойчивого функционирования пенсионной системы путем ее реформирования, которая должна отвечать современным экономическим условиям и, в конечном итоге, призвана обеспечить достойный жизненный уровень и безопасность гражданам России.

Система негосударственного пенсионного обеспечения и негосударственные пенсионные фонды, как ее составная часть, работают одновременно как на экономику нашей страны, являясь поставщиками долгосрочных финансовых ресурсов, так и на интересы ее граждан. Поэтому сегодня существенно возрастает роль негосударственных пенсионных фондов.

Однако развитие институтов пенсионной системы сталкивается с проблемами как экономического, так и социального характера. В настоящее время российская демографическая ситуация характеризуется низким уровнем рождаемости и старением населения, что сопровождается смещением соотношения лиц трудоспособного возраста и пенсионеров в сторону последних. Поэтому в среднесрочной перспективе государство столкнется с тем, что лица пенсионного возраста будут составлять весьма существенную долю экономически активного населения, и именно от наличия платежеспособного спроса со стороны данной категории граждан будет во многом зависеть успешное функционирование российской экономики.

Кроме демографических проблем, развитие пенсионной системы сталкивается и с общеэкономическими ограничениями, в частности, на рынке труда: растущей долей неформальной занятости и нерегистрируемых выплат работникам.

В этих условиях особое значение приобретает эффективное развитие накопительного компонента пенсионной системы, а также добровольного пенсионного обеспечения, призванного, в частности, противостоять демографическим вызовам.

Низкая степень участия населения в процессе самостоятельного формирования пенсии обусловлена в первую очередь отсутствием четких гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и резервов, во вторую — отсутствием понимания необходимости проявления активности в данном вопросе и перенос данной проблемы на государственную ответственность и заботу.

Вышеуказанные проблемы усугубляются растущими обязательствами правительства по повышению пенсий гражданам. Поэтому альтернативой 4 государственному пенсионному обеспечению может и должно стать участие работников и работодателей в программах негосударственного пенсионного обеспечения, что предполагает добровольную уплату взносов в негосударственные пенсионные фонды, а при достижении пенсионного возраста получение выплат в соответствии с пенсионными схемами.

Таким образом, формирование адекватной и реально работающей системы пенсионного обеспечения, частью которой является негосударственное пенсионное обеспечения и негосударственные пенсионные фонды, является залогом экономической безопасности страны.

Основным направлением развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения видится в принятии мер, направленных на активное вовлечение граждан в пенсионные программы, повышение степени доверия таким финансовым институтам, как негосударственные пенсионные фонды, а также к российской пенсионной системе в целом.

Степень разработанности проблемы. Проблема экономической безопасности нашла широкое отражение в научных работах многих российских и зарубежных ученых, к наиболее выдающимся из них можно отнести научные труды Л. И. Абалкина, А. И. Архипова, С. А. Афонцева, И .Я. Богданова, В. О. Богомолова, С. Ю. Глазьева, А. Е. Городецкого,.

A.И. Илларионова, А. В. Колосова, В. В. Криворотова, Е. А. Олейникова,.

B.C. Панькова, В. К. Сенчагова, А. И Татаркина, Н. Д. Эриашвили, К. Мордока (С. Mordoch), X. Маковски (Н. Macovski). Г. Пуарсона.

Анализ проблем отечественной пенсионной системы, обоснование методов повышения её эффективности, а также проблемы реформирования российского пенсионного рынка представлены в работах С. Агапцова, С. Афанасьева, Ю. Воронина, Е. Гонтмахера, М. Дмитриева, М. Захарова, А. Куртина, А. Кондратьева, Т. Малеева, В. Михальчука, В. Ройка, В. Самаруха, Д. Стиглица, А. Соловьева и др.

Хотя в трудах и российских, и зарубежных исследователей определены место и роль пенсионной системы в экономике и обществе, в 5 них недостаточно отражено использование потенциала негосударственных пенсионных фондов в укреплении социально-экономической безопасности граждан и государства, что в целом негативно влияет на экономическую безопасность России. Это определило постановку проблемы, цели и задачи исследования.

Целью диссертационной работы является разработка концептуальных положений по развитию системы негосударственных пенсионных фондов и методических основ оценки их роли в обеспечении социально-экономической безопасности России.

Для реализации поставленной цели в ходе диссертационного исследования ставились и решались следующие основные задачи:

• выявить содержание и сущность категории социально-экономической безопасности, рассмотреть ее в эволюции философских, социальных науках и определить ее место в системе экономических наук;

• исследовать экономическую и социальную значимость негосударственных пенсионных фондов в системе безопасности страны, определить их роль и место в развитии российской экономики;

• определить методологические подходы к анализу системы негосударственных пенсионных фондов в обеспечении экономической безопасности государства;

• проанализировать влияние внутренних и внешних угроз развития системы негосударственных пенсионных фондов;

• дать оценку состояния негосударственных пенсионных фондов, определить роль пенсионной системы в укреплении социально-экономической безопасности страны;

• разработать модель выбора оптимальных вариантов негосударственного пенсионного обеспечения для различных категорий трудоспособного населения;

• предложить состав и пороговые значения индикаторов безопасности системы негосударственных пенсионных фондовб.

• разработать методические рекомендации по оценке системы негосударственных пенсионных фондов в социально-экономической безопасности России;

• предложить направления минимизации внутренних и внешних угроз развития пенсионной системы России.

Объектом исследования является безопасность функционирования социально-экономической системы России.

Предметом исследования выступает развитие системы негосударственных пенсионных фондов в обеспечении социально-экономической безопасности России.

Теоретическую основу исследования составили положения теории пенсионного обеспечения, теории экономической безопасности. В диссертационном исследовании использовались труды отечественных и зарубежных экономистов в области социальной защиты и пенсионного обеспечения, фундаментальные положения о развитии экономической безопасности, а также правовые законодательные и нормативные акты в области пенсионного и социального обеспечения, экономической безопасности.

Общей методологической основой исследования являются ретроспективный анализ социально-экономических процессов, методы исследования закономерностей развития пенсионного обеспечения в системе социально-экономической безопасности. Достоверность теоретических выводов достигаются применением общенаучных и специальных методов и приемов: системного и сравнительного анализа, метода экспертных оценок, факторного анализа, экономико-статистических методов.

Информационная база исследования. Правовой основой работы явились данные Федеральной службы государственной статистики, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федеральной службы по финансовым рынкам, Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, результаты 7.

Министерства финансов Российской Федерации, результаты социологических исследований, прогнозные показатели социально-экономического развития страны.

Научная новизна диссертации состоит в разработке теоретических положений и методических основ развития системы негосударственных пенсионных фондов в повышении социально-экономической безопасности России, включающей: обоснование состава внутренних и внешних угроз, индикаторов и их пороговых значений социально-экономической безопасности, влияющих на развитие пенсионной системымодель выбора оптимальных вариантов негосударственного пенсионного обеспечения для различных категорий трудоспособного населенияметодику оценки негосударственных пенсионных фондов в системе экономической безопасностиразработку мероприятий по минимизации угроз развития системы негосударственных пенсионных фондов.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором, выносимые на защиту обладающие научной новизной, содержащие приращение научных знаний в исследуемой области, состоят в следующем:

• Сформулировано и обосновано авторское определение социально-экономической безопасности страны, под которым следует понимать такое состояние экономики и различных ее институтов, когда экономическая система способна безболезненно реагировать на возникающие внутренние и внешние угрозысуществует возможность поддерживать приемлемые значения заранее задаваемых индикаторов экономической безопасности, а также созданы условия устойчивого социально-экономического развития и воспроизводства, при котором обеспечивается гарантированная защита интересов граждан, хозяйственных субъектов, общества и государства в условиях быстро изменяющейся среды.

• Дано авторское определение системы негосударственных пенсионных фондов как института пенсионной защиты, являющегося 8 внутренним механизмом социально-экономической безопасности государства и граждан. Негосударственный пенсионный фонд представляет собой некоммерческий социально-финансовый институт, являющийся внутренним стабилизатором социально-экономической безопасности государства, нацеленный на повышение достойного качества и уровня жизни граждан при наступлении пенсионного возраста и являющийся дополнительным источником инвестирования национальной экономики. Доказана роль исследуемых институтов в укреплении экономической безопасности России.

• Выявлена взаимосвязь социально-экономических и макроэкономических показателей с внутренними и внешними факторами развития пенсионной системы, позволяющая сформировать индикаторы угроз социально-экономической безопасности развития негосударственных пенсионных фондов.

• Разработана модель выбора оптимальных вариантов негосударственного пенсионного обеспечения для различных категорий трудоспособного населения.

• Предложена схема взаимодействия угроз и индикаторов, влияющих на развитие системы негосударственных пенсионных фондов, обеспечивающих социально-экономическую безопасность на различных иерархических уровнях экономики, определены пороговые значения индикаторов выделенных угроз.

• Разработана методика оценки негосударственных пенсионных фондов в системе социально-экономической безопасности государства.

• Предложены мероприятия по минимизации угроз развития системы негосударственных пенсионных фондов в обеспечении социально-экономической безопасности России.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении объекта экономических исследований, дальнейшем развитии недостаточно глубоко разработанного в отечественной экономической науке направления, совершенствовании методологического и понятийного аппарата. 9.

Исследование направлено на выявление внутренних и внешних угроз негосударственных пенсионных фондов, определение их индикаторов, а также механизма повышения пенсионной защиты населения России.

Практическая значимость исследования заключается в авторской разработке методических положений развития системы негосударственных пенсионных фондов России, в целях повышения социально-экономической безопасности страны.

Основные материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплин «Экономическая безопасность», «Инфраструктура национального рынка». Результаты работы могут быть положены в основу дальнейших исследований проблем пенсионного обеспечения. Результаты исследования могут оказаться полезными для участников негосударственных пенсионных фондов (предприятий, физических лиц), руководства фондов и его учредителей, государственных и общественных организаций.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались автором и обсуждались на 15-м Всероссийском студенческом семинаре «Проблемы управления» (Москва, 2007), на 13-ой Всероссийской научно-практической конференции: «Актуальные проблемы управления — 2008», 24-ой Всероссийской научной конференции для молодых ученых и студентов «Реформы России и проблемы управления» (Москва, 2009), 17-м Всероссийском студенческом семинаре «Актуальные проблемы управления» (Москва, 2009 г.), 15-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управлениямодернизация и инновации в экономике» (Москва, 2010) и 26-й Всероссийской научной конференции молодых учёных «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, 2011).

Результаты диссертационного исследования внедрены и используются Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и Негосударственным пенсионным ю фондом «Стройкомплекс».

Публикации. Тематика и содержание исследования отражены в 7 научных публикациях общим объемом 1,9 п.л. (авторские -1,6), в т. ч. 2 научные работы в периодических изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (147 наименований), приложений. Общий объем диссертации составляет 157 страниц текста, включающего 15 рисунков, 16 таблиц.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III.

В соответствии со структурой формирования угроз все внешние внутренние угрозы социально-экономической безопасности, влияющие на развитие системы негосударственных пенсионных фондов, автор классифицирует следующим образом: социальные и демографические угрозы, финансовые, организационно-правовые и информационные угрозы.

Все выделенные угрозы безопасности автор рассматривает на различных иерархических уровнях национальной экономики: макро-, мезо-, микроуровень, где предлагаются индикаторы для каждого уровня.

Обозначив основные угрозы пенсионной системы, определив основные индикаторы вышеперечисленных угроз, автором предложен механизм обеспечения социально-экономической безопасности деятельности негосударственных пенсионных фондов:

1. разработка концепции социально-экономической безопасности в сфере негосударственных пенсионных фондов;

2. определение программы социальной и экономической защиты интересов личности в системе негосударственного пенсионного обеспечения;

3. оценка внешних и внутренних угроз пенсионной системы;

4. выбор индикаторов и установление их пороговых значений;

5. правовое обеспечение социально-экономической безопасности негосударственного пенсионного фонда.

Определение основных угроз, влияющих на развитие фондов,.

134 позволило автору сформировать состав индикаторов и определить значимость вклада индикатора в развитие негосударственных пенсионных фондов. Для анализа вклада автор использовал метод экспертных оценок. Автором разработана анкета с обоснованием задачи экспертов по ранжированию индикаторов экономической безопасности последовательно по мере убывания их пенсионных фондов. По мнению автора, весь состав исследуемых индикаторов целесообразно разбить на две группы. Первый набор индикаторов относится к основным макроэкономическим показателям, влияющим на образование фонда и развитие его деятельности. Вторая группа — это индикаторы, характеризующие саму деятельность фонда. Вторая группа позволит оценить эту деятельность для потенциальных участников пенсионной системы, с целью выбора соответствующего фонда, для обеспечения их социально-экономической безопасности и пенсионной защиты в будущем.

Анализ, проведенный автором во второй главе, и объединенный состав индикаторов социально-экономической безопасности государства и конкретных участников пенсионной системы позволил автору определить пороговые значения перечисленным индикаторам. Набор индикаторов и определение их пороговых значений позволяет оперативно осуществлять сравнительный анализ социально-экономического положения фондов, с точки зрения их безопасности и безопасности участников пенсионного рынка. Кроме того, сбор информации для их получения с периодичностью раз в месяц или квартал, обеспечивает возможность организации оперативного мониторинга, с целью выявления угроз и разработки мероприятий по устранению или минимизации обозначенных угроз.

Автором предложены методические подходы к оценке негосударственного пенсионного фонда с позиции безопасности страны и конкретного гражданина, включающие следующие составляющие: оценка потенциальных участников пенсионного рынкавыделение проблем оценки надежности фондавыделение основных этапов оценки негосударственных.

135 пенсионных фондов в системе социально-экономической безопасности государстваметодика оценки фондов и меры по минимизации угроз безопасности их развития.

В качестве примера методики оценки негосударственных пенсионных фондов автором использованы методические рекомендации, предложенные Институтом экономики УрО РАН, связанные с обеспечением экономической безопасности страны и регионов. В основе методики лежат методы индикативного анализа. Методика рассмотрена применительно к системе негосударственных пенсионных фондов. Также автором использована методика, основанная на рекомендациях НП НАПФ и «Эксперт РА». В соответствии авторской методикой все предлагаемые индикаторы группируются по отдельным индикативным блокам, которые помещены в два крупных блока:

1. способность негосударственных пенсионных фондов к устойчивому росту. Включает в себя пять сфер деятельности: социальную, инвестиционную, финансовую, информационную и организационную безопасность;

2. обеспечение приемлемого уровня существования НПФ в различных регионах страны. Включает в себя сферу уровня жизни населения, сферу рынка труда, демографическую безопасность.

Методика оценки социально-экономической безопасности негосударственного пенсионного фонда отражает влияние деятельности фонда на экономику страны и дает возможность оценить полное и своевременное выполнение Фондом своих текущих и будущих обязательств по действующим договорам негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования для укрепления социально-экономической безопасности страны в целом и отдельного гражданина.

На основе анализа состояния и оценки перспектив развития пенсионной реформы, а также выявленных проблем в системе пенсионного обеспечения, автором разработаны меры по минимизации угроз.

136 безопасного развития пенсионной системы. Для этого автором выделены основные элементы пенсионного рынка, влияющие на реализацию пенсионной системыопределены основные препятствия и угрозы, сдерживающие повышения эффективности ее функционированияа также разработаны предложения по модернизации каждой составляющей с целью достижения результатов обеспечения социально-экономической безопасности страны и отдельного гражданина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате теоретико-методологического исследования и анализа системы негосударственных пенсионных фондов в обеспечении социально-экономической безопасности России были разработаны концептуально-методические положения развития пенсионной системы. При этом научными результатами являются следующие положения:

1. Сформулировано и обосновано авторское определение социально-экономической безопасности страны на основе исследования теоретических основ различных философских, социальных и экономических категорий безопасности.

Анализ теоретических основ различных философских, социальных и экономических категорий безопасности позволили автору сформировать собственное представление о данном понятии. Социально-экономическая безопасность включает в себя разнообразные виды безопасности и является предметом различных сфер социально-экономического знания. Каждая отрасль научного знания имеет собственное представление о безопасности, ее источниках, факторах, угрозах, которое в комплексе позволяет увидеть всю систему проблем теоретического и практического характера, относящихся к явлению безопасности.

Понятие социально-экономической безопасности относится не только к интересам государства, но и к интересам отдельной личности и общества в целом. Только сохранение уклада и территории гарантирует удовлетворение физиологических потребностей населения, необходимых для его сохранения и воспроизводства, а также социальных потребностей, без которых невозможно всестороннее развитие личности, общества и государства. Иными словами, объектами национальной безопасности, как и субъектами цели национальной экономики, является население.

2. Дано авторское определение негосударственного пенсионного фонда как института пенсионной защиты, являющегося инструментом социально-экономической безопасности государства и граждан.

Укрепление экономических и социальных основ безопасности государства предполагает всестороннее совершенствование внешнеэкономических и внутриэкономических механизмов ее обеспечения.

К основным направлениям реализации внутриэкономических механизмов автор относит: расширение рыночных преобразований в экономикесочетание децентрализованных начал и рыночных инструментов в управлении экономикойнакопление стратегических запасов и резервовподдержание высокого качества жизни граждан.

Негосударственный пенсионный фонд является социально-финансовым институтом, дающим гражданам возможность самим позаботиться о своем будущем благосостоянии, не рассчитывая на поддержку государства. В появлении негосударственных пенсионных фондов проявляется социальная направленность рыночных преобразований. В этом заинтересованы работодатели, работники, предприниматели и государство. Социальный характер институтов пенсионной системы обусловливается тем, что они затрагивают интересы, проблемы благополучия и социально-экономической безопасности сегодняшних, и завтрашних пенсионеров, следовательно, всего общества, его стабильности и безопасности, поступательного и гармоничного развития.

Негосударственный пенсионный фонд представляет собой некоммерческий социально-финансовый институт, являющийся внутренним стабилизатором социально-экономической безопасности государства, нацеленный на повышение достойного качества и уровня жизни граждан при наступлении пенсионного возраста и являющийся дополнительным источником инвестирования национальной экономики. По мнению автора, создание трехуровневой системы пенсионного обеспечения, где негосударственным пенсионным фондам отводится полноценное место,.

139 смягчает социальную нагрузку на общество, и активы негосударственных пенсионных фондов становятся долговременным и стабильным источником формирования инвестиционных ресурсов страны.

3. Выявлена взаимосвязь социально-экономических и макроэкономических показателей с внутренними и внешними факторами развития пенсионной системы, позволяющая сформировать индикаторы угроз социально-экономической безопасности развития негосударственных пенсионных фондов.

Анализ показателей социально-демографических угроз позволил автору выявить следующие проблемы для дальнейшего развития пенсионной реформы, в частности для негосударственных пенсионных фондов:

— падение реального уровня жизни населения и как следствие отсутствие возможностей для формирования достойной государственной и дополнительной негосударственной пенсии;

— установленная величина прожиточного минимума позволяет работодателям выплачивать низкие заработные платы работникам, что негативно сказывается на привлечении средств в негосударственные пенсионные фонды;

— рост безработицы влияет в сторону уменьшение пенсионных взносов на пенсионное обеспечение, а также увеличивает расходы государства на выплату государственных пенсий;

— демографический кризис последних лет в будущем приведет к снижению численности активного населения по сравнению с растущим числом лиц нетрудоспособного возраста (пенсионеров), что приведет недостатку перечислений пенсионных взносов для выплат государственной пенсии.

Анализ рынка пенсионных институтов России показал сокращение численности фондов, а также их неравномерное территориальное расположение, а в большинстве, отсутствие данных пенсионных институтов в регионах России, позволило автору выявить значительные региональные.

140 диспропорции в развитии рынка пенсионных услуг, и как следствие, усиление проблемы социально-экономической безопасности страны и личности.

Анализ деятельности фондов показал, что в настоящее время основные финансовые вложения НПФ осуществляются по негосударственному пенсионному обеспечению. Ежегодно наращивание средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений стабильно увеличивается.

Проведенный анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов позволил автору сделать вывод о недостаточной социально-экономической защите большей части трудоспособного населения, и, как следствие, снижение уровня их социально-экономической безопасности в будущем.

Основным направлением развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения автор видит в принятии мер, направленных на активное вовлечение граждан в пенсионные программы, повышение степени доверия таким финансовым институтам, как негосударственные пенсионные фонды, а также к российской пенсионной системе в целом. Если не принимать мер, направленных на стимулирование добровольных пенсионных накоплений и резервов, то в ближайшее время величина коэффициента замещения составит не более 15−17% от средней заработной платы, а к 2020 г. -10% (согласно данным ПФР).

Низкая степень участия населения в процессе самостоятельного формирования пенсии обусловлена в первую очередь отсутствием четких гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и резервов, во вторую — отсутствием понимания необходимости проявления активности в данном вопросе и перенос данной проблемы на государственную ответственность и заботу.

4. Разработана модель выбора оптимальных вариантов негосударственного пенсионного обеспечения для различных категорий трудоспособного населения.

Автором предложена расчетная модель негосударственного пенсионного обеспечения для различных категорий трудоспособного населения. Данная модель доказывает необходимость участия вышеуказанных групп в дополнительном пенсионном обеспечении, а также возможность правильно сориентироваться в выборе негосударственного пенсионного фонда, для доходного вложения своих средств, в целях формирования будущей пенсии, тем самым обеспечивая себе безопасное и достойное существование при выходе на пенсию.

На основании расчетов негосударственной пенсии по различным пенсионным схемам автор подтверждает важность критериев, влияющих на размер будущей пенсии: периодичность участия в негосударственном пенсионном обеспечении граждан в зависимости от пола и возраста, нахождение пенсионных взносов в накопительном периоде, размер начисляемого инвестиционного дохода на счета участников.

Проанализировав результаты рейтинговых агентств, автор пришел к выводу о необходимости систематизации информации основных показателей деятельности по всем фондам России, в целях проведения целостного анализа рынка пенсионной системы, что в дальнейшем позволит потенциальным вкладчикам осуществить взвешенный и обоснованный выбор фонда для дальнейшего формирования пенсионной составляющей.

5. Разработан состав индикаторов и определены их пороговые значения социально-экономической безопасности системы негосударственных пенсионных фондов.

Доказав важность пенсионного обеспечения в историческом и настоящем периодах необходимо определить место и роль негосударственных пенсионных фондов в системе экономической безопасности страны. Причем рассматривать данную взаимосвязь целесообразно на разных уровнях национальной экономики. На макроуровне взаимосвязь негосударственных пенсионных фондов и экономической безопасности осуществляется с позиции влияния основных.

142 макроэкономических показателей на деятельность вышеуказанных структур, причем рассматривая макроэкономические показатели, автор выделяет круг внешних угроз развития пенсионных институтов. На микроуровне автор рассматривает влияние индикаторов, характеризующих деятельность самих пенсионных институтов.

6. Предложены мероприятия по минимизации угроз развития системы негосударственных пенсионных фондов в целях укрепления социально-экономической безопасности России.

В соответствии с методологией исследования социально-экономической безопасности негосударственных пенсионных фондов при разрешении проблем, рассмотренных автором в предыдущей главе можно выделить следующие основные этапы оценки негосударственных пенсионных фондов в системе социально-экономической безопасности государства.

Оценка внутренних и внешних угроз социально-экономической безопасности страны на современном этапе развития и функционирования.

Оценка состояния негосударственных пенсионных фондов, деятельность которых влияет на социально-экономическую безопасность страны в целом и социальную защиту отдельной личности.

Формирование мероприятий на базе полученных оценок по минимизации внешних и внутренних угроз.

Разработка методических основ развития негосударственных пенсионных фондов на перспективу.

Анализ состояния и оценка перспектив развития пенсионной реформы позволил автору выделить основные элементы рынка негосударственных пенсионных фондов, влияющие на развитие пенсионной системы, определить основные препятствия и угрозы, сдерживающие повышения эффективности ее функционирования, а также разработать предложения по совершенствованию каждой составляющей с целью обеспечения социально-экономической безопасности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 29.04.1996 года № 608 //
  2. Российская газета. 1996. № 89
  3. О Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства1. РФ. 2008. № 47
  4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 года № 537 // Российская газета. 2009. № 88
  5. Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17.12.1997 года № 1300 (в ред. от 10.01.2000) // Российская газета. 1997. № 247
  6. Федеральный закон «О безопасности» № 2446−1 (от 05.03.1992 г.)
  7. Федеральный закон от 07 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (ред. от 09.05.2005).
  8. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в1. Российской Федерации»
  9. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об инвестировании средств накопительной части трудовой пенсии» (принят1. ГД ФС РФ 26.06.2002) —
  10. Постановление Правительства РФ от 02.04.2003 N 190 (ред. от 27.12.2004) «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестированиясредств пенсионных накоплений».
  11. Международная экономическая безопасность: Резолюция 40/173 Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.1985 года // Генеральная Ассамблея ООН 119-е пленарное заседание
  12. Абалкин JI.И. Стратегический ответ России на вызовы нового века
  13. Л.И. Абалкин. М.: Экзамен. 2004, 606 с.
  14. Л.И. Экономическая безопасность России : угрозы и ихотражение / Л. И. Абалкин // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4−13
  15. A.B. Теоретические аспекты экономической безопасности России в условиях глобализации / A.B. Арискина // Социально-экономическая реальность и политическая власть: Сборник научных статей. № 2. М. — Ставрополь: «Век книги-3», 2006. 248 с.
  16. Аристотель. Политика// Соч. M., 1983. — Т.4.
  17. А. И. Экономическая безопасность : оценки, проблемы, способы обеспечения / А. И. Архипов, А. Е. Городецкй, Б. И. Михайлов //
  18. Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 36−44.
  19. А.Б. Социально-экономическая безопасность в системе национальной безопасности/ Проблемы современной экономики, № 3 (31), 2009 г.
  20. С .А. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности / С. А. Афонцев // Россия XXI век. 2001. № 2. С. 38−48.
  21. C.B. Построение системы управления рисками для повышения экономической безопасности / C.B. Басалай // Микроэкономика, № 2. 2009. С. 70−80
  22. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. Москва:
  23. Прогресс-Традиция, 2000.- 384 с.
  24. Н.В. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности / Н. В. Бекетов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, № 8. 2009. С. 30−32
  25. O.A. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности / O.A. Бельков // Безопасность. 1994, № ЗС. 91−94.
  26. И. Я. Экономическая безопасность России : теория и практика / И. Я. Богданов. М.: ИСПИ РАН, 2001.352 с.145
  27. Е.М. Макросистемы экономической безопасности : факторы, критерии и показатели / Е. М. Бухвальд, Н. Г. Гловацкая, С. Г. Лазуренко // Вопросы экономики. 1994. № 12. 147 с.
  28. Бюллетень БЭА № 50 «Регулирование негосударственных пенсионных фондов: сопоставление российской практики и мирового опыта».1. Декабрь 2003 года
  29. Бюллетень БЭА № 62 Негосударственные пенсионные фонды в
  30. России: текущее состояние, проблемы и пути развития
  31. А.Н. Россия и СНГ: вызовы глобализации и стратегия евразийской интеграции / А. Н. Быков. М.: ИМЭПИ РАН, 2005 С. 53−54.
  32. A.B. К вопросу об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации (декларации и реальность) / A.B. Вахрамеев // Социально-гуманитраные знания № 1, 2001.
  33. Г. С. Концептуальные аспекты экономической безопасности России / Г. С. Вечканов // Социальные технологии и современноеобщество. СПб, 2003 год.
  34. Ю.И. Внешнеэкономический аспект экономическойбезопасности Российской Федерации / Ю. И. Владимиров, A.C. Павлов //
  35. Безопасность. 1994. № 3. С. 60−65
  36. А. В. Система жизненно важных интересов
  37. Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования / A.B. Возжеников, A.A. Прохожев. М.: РАГС, 1998. 185 с.
  38. A.B. Национальная безопасность России / A.B.
  39. . М. : РАГС, 2002.
  40. С.Ю. Россия: стратегия, экономика, безопасность / С.Ю.
  41. . М. : Дело, 2000. 440 с.
  42. С.Ю. Экономическая безопасность / С.Ю. Глазьев
  43. Политическая энциклопедия. В 2 т., т. 1., М.: 1999.
  44. Д.В. Основы экономической безопасности государства : курс лекций: учебно-методическое пособие / Д. В. Гордиенко. М.: ИНФРА-М, 2009. 224 с.
  45. А. Эпоха потрясений. Проблемы и перспективы мировой финансовой системы / А. Гринспен. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 520 с.
  46. O.A. Экономическая безопасность организации : учебное пособие / О. А. Грунин, С. О. Грунин. СПб.: Питер, 2002. 160 с.
  47. Н.С. Экономическая безопасность регионов России / Н. С. Гуськов, В. Е. Зенякин, Загашвили B.C. Экономическая безопасность России / B.C. Загашвили. М. :Гардарика, 2004. 114 с.
  48. М.И., Урсул А. Д. Основы обеспечения безопасности России: уч. пособие. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003
  49. Г. А., Дробот В. Н. Экономическая безопасность России в условиях глобализации http ://tombraider6 .narod.ru/lib/tt/trudy chlenovrfovypuskl l/razdel4 .globalnyejproblemy.drob.html
  50. B.C. Экономическая безопасность России. / B.C. Загашвили. М. :Юристъ, 1997. 240 с.
  51. М.Ю. О целях и ходе проведения пенсионной реформы// Пенсия, 2002, № 7.
  52. В. А. Общность критериев экономической и государственной безопасности / В. А. Иванченко // Экономист, № 5. 1996. С. 29−38.
  53. Институциональные аспекты экономического развития / Под ред. В. С. Автономова, С. А. Афонцева. М.: ИМЭМО РАН, 2007.
  54. Инфраструктура национального рынка: учебное пособие /Л.Д. Абрамова, Л. Н. Добрышина, Л. Ю. Михалевич. М.: ГУУ, 2011. 98 с.
  55. А.И. Критерии экономической безопасности / А. И. Иллирионов // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 35−58.
  56. T.B. Влияние глобализации на обеспечение экономической безопасности России: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. Саратов, 2005.
  57. КейнсДж.М. Общая теория занятости, процента и денег.
  58. Избранное. / Дж.М. Кейнс. М.: ЭКСМО, 2008. 960 с.
  59. Р.В. НПФ- новый участник рынка обязательногопенсионного страхования// Пенсионные фонды и инвестиции, 2004 № 3(15)
  60. Концепция международной экономической безопасности, Доклад Генерального секретаря ООН. Документ ООН А/42/314. 4 июня 1987 г.
  61. Колосов А. В Экономические предпосылки безопасности в сфере финансовых услуг / A.B. Колосов. М.: ГУУ, 2008. 134 с.
  62. A.B. Экономическая безопасность финансовойдеятельности / A.B. Колосов. М.: ГУУ, 2009,127 с.
  63. Комплексная методика диагностики экономической безопасности территориальных образований Российской Федерации (вторая редакция) / А. И. Татаркин, A.A. Куклин, А. Л. Мызин и др. Екатеринбург: УрО РАН, 2001. 70 с.
  64. В.В. Пенсионная система индивидуальной специализации: В. В Коровкин. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. — 496 с.
  65. C.B. Национальная и международная безопасность: концептуальные основы / C.B. Кортунов. М.: ГУ ВШЭ, 2007. 397 с.
  66. Т.Е. Экономическая безопасность / Т. Е. Кочергина.
  67. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 445 с.
  68. Кричевский А. Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего
  69. Шеллинга. М.: ИФ РАН, 2009.- 199с.
  70. И. А. Богданов И.А. Управление безопасностью и безопасность бизнеса: Учебное пособие (Высшее образование) Инфра-М, 2011
  71. В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: учебное пособие для студентов вузов / В. В. Криворотов, A.B. Калина, Н. Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 351 с.
  72. В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов — М.: Высш. шк., 1989. — С. 160−185 (гл. III «Шеллинг»). — 480 с.
  73. Е.И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность/ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 239 с.
  74. E.H. Научный доклад «Безопасность и справедливость как смысл стратегии развития России в XXI веке»// Навигут. 2008. -№ 2.
  75. E.H. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства / Е. И. Кузнецов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 383 с.
  76. В.В. Шеллинг — М.: Мысль, 1976. — 199 с. — (Мыслители прошлого). — 40 000 экз.
  77. С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. М. ЮНИТИ-ДАНА. 2006. 223 с.
  78. Н.В., Добрышина Л. Н. Внутренние механизмы обеспечения экономической безопасности государства // ЭПОС, М.: МАЭиП, 2012.№ 1
  79. Н.В. Необходимость обеспечения стабильности договорных отношений в системе негосударственного пенсионного обеспечения // Вестник Университета, М.: ГУУ, 2011. № 21.
  80. Н.В. Итоги развития чилийской пенсионной системы индивидуальной капитализации // Материалы 26-й Всероссийской научной конференции молодых учёных «Реформы в России и проблемы управления"1. М.: ГУУ, 2011.-0,2 п.л.
  81. Н.В. Меры по реформированию пенсионной системы РФ в условиях кризиса// Материалы 24-ой Всероссийской научной конференции для молодых ученых и студентов «Реформы России и проблемыуправления» «. М.: ГУУ, 2009.
  82. Н.В. Направления и перспективы развития инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов 13-ой Всероссийской научно-практической конференции: «Актуальные проблемыуправления 2008». — М.: ГУУ, 2008.
  83. Н.В. Проблемы развития пенсионного бизнеса в России // Тезисы 15-го Всероссийского студенческого семинара «Проблемыуправления». М.: ГУУ, 2007.
  84. Г. А. Безопасность организации : учебное пособие / Г. А.
  85. Минаев. М.: Университетская книга, Логос, 2008. 368 с.
  86. А.И. Международная экономика / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. СПб.: Питер, 2008. 464 с.
  87. М.В. Экономическая глобализация и проблемы национальной безопасности / М. В. Николаев // Проблемы современной экономики № 1, 2005.
  88. Е. А. Экономическая и национальная безопасность / Е. А. Олейников. М. Экзамен, 2005. 768 с.
  89. Основы социальной работы / под ред. П. О. Павлова. М.: ИНФРА, 2009. — 560с.
  90. B.C. Экономическая безопасность : мирохозяйственный и внутренний аспект / B.C. Паньков // Внешнеэкономические связи. 1992. № 8. С. 5−18.
  91. Пенсионные деньги на фондовом рынке// Рынок ценных бумаг, 2003.-№ 20(251)
  92. Пенсионное обеспечение в России: Учебное пособие/ Под ре. Проф. Еруслановой. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.-608 с.
  93. В.Ф. Безопасность: теория, парадигмы, концепция, культура/В.Ф. Пилипенко. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005. 192 с.
  94. Платон. Диалоги/ Пер. с древнегреческого. М., 1986. 436 с.
  95. Проблемы обеспечения экономической безопасности сотрудничества РФ с иностранным государствами // Научно-практическая конференция ФГУП «Рособоронэкспорт». М.: ФГУП «Рособоронэкспорт», 2005.
  96. A.A. Общая теория национальной безопасности : учебник / А. А. Прохожев, A.B. Возжеников, Н. В. Кривельская и др.. 2-е изд. М.: РАГС, 2005. 344 с.
  97. И.Р. Философия нестабильности / И. Р. Пригожин // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 46−52.
  98. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в Российской Федерации / под ред. И. Г. Выговская И.Г. // Социальное и пенсионное право.- 2009.- N 1.- С.4−11.
  99. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в Российской Федерации / под ред. И. Г. Выговская И.Г. // Социальное и пенсионное право.- 2009.- N 1.- С.4−11.
  100. Право социального обеспечения: Учебное пособие / под ред. В. А. Ершов. М.: ГроссМедиа, 2009. — 549с.
  101. М.В. Семейная политика в России XX в.: историко-социальный аспект // Обществ. науки и современность. 2004. — N2. — С. 166 176.
  102. Д.Ю. Экономическая безопасность и глобализация / Д. Ю. Родин // Вестник университета. М.: ГУУ. № 16, 2010.
  103. И.Б. Концепция развития реального сектора национальной экономики в условиях глобализации / И. Б. Родина. М.: Граница, 2007. 200 с.
  104. В.Д. Пенсионная система России: результат пенсионной реформы 2002 года и пути формирования цивилизованных пенсионных институтов// Социальный вестник, № 3, 2006
  105. Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: дис. д-р.экон. наук: 08.00.01. Воронеж, 2003. 327 с.
  106. В.А. Безопасность лозунги, теория и политическая практика / В. А. Рубанов // РЭЖ. 1991. № 17. С. 31−41.
  107. Э.А. Страхование как механизм повышения эффективности системы обеспечения экономической безопасности России: дис. д-р.экон. наук: 08.00.05. Ставрополь, 2010.
  108. H.H. Философия безопасности: учеб. Пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
  109. В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России / В. А. Савин // Международный бизнес России. 1995. № 9. С. 14
  110. Сборник материалов комитета по пенсионным технологиям НА НПФ. Под ред. A.A. Берга. Выпуск 3 Обязательное пенсионное страхование. М.: — 2003 г.
  111. В.К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России / В. К. Сенчагов // Вопросы экономики № 8, 2001. С. 64−79.
  112. B.K. Экономическая безопасность России / В. К. Сенчагов // ЭКО. 2007. № 5. С. 2−21
  113. Н.В. Обеспечение экономической безопасности страны / Н. В. Сигидова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 8.
  114. Социальная безопасность: Учебное пособие/ С. И. Самыгин, A.B. Верещагина, Г. И. Колесникова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К" — Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2011. — 360 с.
  115. О. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России // Вопр. экономики. 2000. — N 3. — С. 131−136.
  116. Т.В. Социальное обеспечение пожилых людей, вышедших на пенсию // Социальное и пенсионное право. 2009. — N 1. — с.7−16.
  117. Социальная политика: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.272с.
  118. Социальная работа / под ред. Е. И. Холостова. М.: Дашков и К, 2009. — 860с.
  119. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: Научно-практическое пособие / под ред. Г. Б. Челнокова. -М.: Проспект, 2009. 496с.
  120. Социальное управление / А. И. Гомола. М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 176с.
  121. А.К. Актуарное обоснование вариантов развития пенсионной системы// Пенсия, 2005, № 11.
  122. А.К. Актуарный прогноз развития пенсионной системы в условиях пенсионной реформы// Пенсия, 2005, № 8.
  123. А.И. Социально-экономическое положение предпосылка безопасности страны / А. И. Страхов // Экономист, № 1. 2003.
  124. В.JI. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы /В.Л. Тамбовцев // Вестник МГУ сер. 6. Экономика. 1995. — № 3. — С. 3
  125. А.И. Мировой финансовый кризис и возможности реального сектора российской экономики // Экономическая наука современной России. 2010. № 1.
  126. С.Э. Роль социального страхования в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в круглогодичной загруженности курорта // Туризм: право и экономика. 2009.- N 2. — С.5−16.
  127. И.Н. Региональные аспекты социальной политики Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. -2008.-N1.- С.5−7.
  128. Л.И., Протасов В. Д. Мониторинг социально-экономической безопасности: методические основы/ Сборник научных трудов. Серия «Экономика», 2002 г.
  129. А.Д. Обеспечение безопасности через устойчивое развитие // Безопасность Евразии. 2001. № 1.
  130. А.Д., Урсул Т. А. «Устойчивое» будущее и новый образ науки // Государственная служба. 2004. № 6.
  131. A.A. Интеграция и экономический рост. М. — ИД «Грааль, 2003. — 424 с.
  132. В.В. Государство как объект глобальной и региональной безопасности// Власть. 2008. — № 12.
  133. А.Г. Концептуальные основы обеспечения безопасности негосударственных объектов экономики / А. Г. Шаваев. М.: Академия экономической безопасности, 1994. 281 с.
  134. В. А. Шагенович. Философия безопасности в контексте гуманитарного миропонимания глобальных проблем. Сборник научных докладов Социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
  135. Глобализация и социальные изменения: материалы научной конференции 2006.
  136. А.Е., Афонцев С. А., Плаксин С. М. Структурные альтернативы социально-экономического развития России // Вопросы экономики. 2008. № 1
  137. Шарихин, А Е. Безопасность как философская категория// Безопасность. 1994. № 6.
  138. В.В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия / В. В. Шлыков. СПб.: Алетейя, 1999. 144 с
  139. Й.А. Теория экономического развития / Й. А. Шумпетер. М.: ЭКСМО, 2008. 864 с.
  140. Экономическая безопасность: учебное пособие / Терёшина Н. П., Лапидус Б. М., Кожевников P.A., Межох З. П. М.: МИИТ, 2001. 54 с.
  141. Экономическая безопасность: учебное пособие для студентов вузов / В. А. Богомолов, Н. Д. Эриашвили, E.H. Барикаев и др.. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 295 с.
  142. Экономическая безопасность как объект регионального исследования / А. И. Татаркин, O.A. Романова, A.A. Куклин и др. // Вопросы экономики. 1996. № 6. С. 78−89.
  143. Экономическая безопасность России: материалы круглого стола // Социально-политический журнал № 5, 1997. С. 31−58.
  144. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / В. К. Сенчагов, Б. В. Губин, В. И. Павлов и др. 2-е изд. М.: Дело, 2005. 896 с.
  145. Экономическая безопасность Российской Федерации: учебник для вузов, ч.1. / под ред. C.B. Степашина. СПб.: Лань, 2001. 608 с.
  146. Экономическая безопасность хозяйственных систем: учебник / Колосов A.B., Кушлин В. И., Фоломьев А. Н. и др. М.: РАГС, 2001. 446 с.
  147. Е.В.Эченикэ. Российская пенсионная система. Европейская социальная хартия. Аналитический вестник Аналитического управления Совета Федерации № 33, 2002 г.
  148. Р.Г. Социальная безопасность России в период стабилизации. М.: РНЦ РАК, 2005
  149. Economic Issues and National Security / К. Knorr, F.N. Trager, C.A. Murdock. Kansas: University Press of Kansas, 1978. 340 p.
  150. Frans A. M. Alting von Geusau National economic security: perceptions, threats, and policies / A. M. FransAlting von Geusau, J. Pelkman. -Tilburg, The Netherlands.: John F. Kennedy Institute, 1982. 253
  151. Lippmann W. U.S. Foreign Policy: Shield of the Republic / W. Lippmann. New York, Johnson Reprint Corp., 1972. 177 p.
  152. Machovski H. Ost-West Handel: Entwicklung, Interessenlagen, Aussichten // AusBlitik u. Zeitgeschichte. / H. Machovski. Bonn. 1985. № 5. P. 518.
  153. Maull H. Raw material, energy and Western security. L., 1984
  154. Murdoch C.A. Economic factors as objects of security & vulnerability / C.A. Murdoch, K. Knorr, F.N. Trager // Economics issuies& national security. Lawrence, 1997, P. 67−98.
  155. Zadeh L.A. Fuzzy sets as a basis for a theory of possibility // Fuzzy Sets and Systems. 1978. — Vol.1, № 1.
  156. Economics and National Security: Issues and Implications for U.S. Policy / K.N. Dick, E.D. Lomax, W.H. Cooper (et al.) // CRS report for Congress.1 562 011. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/natsec/R41589.pdf (дата обращения 06.05.2011).
  157. Sheila R.R. Economic Security is National Security / R.R. Sheila // Symposium on National Security .-National Defense University, 1997. URL: http://www.emotionreports.com/downloads/pdfs/ESiNS.pdf (дата обращения 07.07.2011).
Заполнить форму текущей работой