Особенности адаптации к учебной нагрузке школьников 8-9 лет с различным психотипом
Диссертация
По данным факторного анализа морфофункциональных показателей, установлено, что содержание факторов у представителей различных психотипов существенно отличается. Так, у школьников с уравновешенностью нервных процессов ведущие факторы состояли из полного спектра изучаемых групп морфологических и функциональных параметров. У представителей «крайних» психотипов, при сохранении числа ведущих факторов… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (обзор литературы)
- 1. 1. Теоретические положения адаптации организма к условиям профессиональной деятельности (медико-биологический аспект)
- 1. 2. Особенности морфофункционального статуса детей младшего школьного возраста
- 1. 3. Факторы, обусловливающие функциональное состояние детей младшего школьного возраста
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация исследования
- 2. 2. Методы исследования
- ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ В ДИНАМИКЕ ДВУХ ЛЕТ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
- 3. 1. Динамика физического развития школьников 7−9 лет
- 3. 2. Особенности функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем школьников 7−9 лет
- 3. 3. Физическая подготовленность и физическая работоспособность школьников 7−9 лет в динамике двух лет обучения
- ГЛАВА 4. ВЛИЯНИЕ МОДЕЛИ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 8−9 ЛЕТ С
- РАЗЛИЧНЫМ ПСИХОТИПОМ
- 4. 1. Обоснование применения модели учебной нагрузки
- 4. 2. Особенности психофизиологического статуса школьников 8−9 лет
- 4. 3. Взаимосвязь некоторых показателей морфофункционального статуса до и после воздействия учебной нагрузки
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абрамова, Т.Ф. Возможности использования пальцевой дерматоглифики в спортивном отборе Текст. / Т. Ф. Абрамова, Т. М. Никитина, H.H. Озолин // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 3. — С. 10−15.
- Агаджанян, H.A. Механизмы регуляции сердечной деятельности в покое у спортсменов высокой квалификации Текст. / H.A. Агаджанян // Физиология человека. 1993. — Т. 19. -№ 1. — С. 58.
- Алферов, А.Д. Психология развития школьников: Учеб. пособие для вузов Текст. / А. Д. Алферов. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 384 с.
- Амосов, Н.М. Алгоритм здоровья Текст. / Н. М. Амосов. — М.: ACT- Донецк: Сталкер, 2005. 219, [5] с.
- Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем Текст. / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 402 с.
- Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы Текст. / П. К. Анохин. М.: Наука, 1980. — 200 с.
- Антропова, М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности Текст. / Антропова, M.B. — М., 1968. — 251 с.
- Антропова, М.В. Реакции основных физиологических систем организма детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке Текст. / М. В. Антропова // Физиология человека. — 1983. № 5. — С. 18−24.
- Антропова, М.В. Изменения психофизиологических и вегетативных показателей у старшеклассников в процессе дифференцированного обучения Текст. / М. В. Антропова, JT.M. Кузнецова, Г. В. Бородкина // Физиология человека. 1991. — Т.15, № 5. — С. 116−124.
- Ю.Антропова, М. В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования Текст. / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, J1.M. Кузнецова, Г. В. Бородкина // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 26−31.
- П.Антропова, M.B. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся Текст. / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Г. В. Бородкина // Здравоохранение РФ. 1997.-№ 3.-С. 29−33.
- Арестова, О.Н. Влияние компьютеризации эксперимента на валидность психодиагностических методик Текст. / О. Н. Арестова // Психологический журнал. 2002. — Т.11, № 6. — С.86−93.
- Аршавский, И. А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология: Руководство по физиологии Текст. / И. А. Аршавский, под ред. В. Н. Никитина. — JL, Наука, 1975. С. 5−67.
- Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития (основы негэнтропийного онтогенеза) Текст. / И.А. Аршавский- М.: Наука, 1982. 270 с.
- Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте Текст. / И. В. Аулик. М.: Медицина, 1990. — 191 с. — Библиогр. 190 192.
- Ахутина, Т.В. Особенности внимания у младших школьников по данным компьютерного исследования Текст. / Т. В. Ахутина, З. А. Меликян, H.H. Низнайко // Вестник московского университета. Серия. 14. Психология. — 1999.- № 4. -С. 36−48
- Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании Текст. / Б. А. Ашмарин. М., 1978. — 223 с.
- Баевский P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации Текст. / P.M. Баевский // Вестник АМН СССР. 1989. -№ 8. — С. 73−78.
- Баевский, P.M. Возрастные особенности сердечного ритма у лиц с разной степенью адаптации к условиям окружающей среды Текст. / P.M. Баевский, А. П. Берсенева, Ж. В. Барсукова // Физиология человека. 1985. — Т.11, № 2.-С. 208.
- Баевский, P.M. Диагностика донозологичская Текст. / P.M. Баевский, В. П Казначеев // БМЭ. 3-е изд. — М. 1978. — Т. 7. — С. 252−255.
- Безобразова, В.Н. Развитие системы кровообращения у детей Текст. / В. Н. Безобразова, С. Б. Догадкина, Г. В. Кмить, Л. В. Рублева, А. Н. Шарапов // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2004. — Т.90, № 8. — С. 364.
- Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов Текст. / Под общ. ред. C.B. Белова. М.: Высш. шк., 2001. — 487 с.
- Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека Текст. / Ф. Б. Березин. Л.: Наука, 1988. — 269 с.
- Березный, Е.А. Практическая кардиоритмография Текст. / Е. А. Березный, Рубин A.M. С.-Пб: НПО «Нео», 1997. — 126 с.
- Бернацкая, H.A. Зависимость адаптации детей к школьному обучению от типа учебного заведения Текст. / H.A. Бернацкая, Савченко H.H. // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2004. — Т.90, № 8. — С. 352 — 353.
- Бернштейн, H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности Текст. / H.A. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 166 с.
- Берсенева, А.П. Принципы и методы массовых донозологических обследований с использованием автоматизированных систем: Автореф. дис. д-ра биол. наук. Текст. / А. П. Берсенева Киев. 1991. — 35 с.
- Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка Текст. / Битянова, М.Р. М, 1997.
- Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения Текст. / Г. М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990.- 140 с.
- Бреслав, И.В. Факторы, определяющие паттерн дыхания Текст. / И. В. Бреслав // Успехи физиологических наук. 1985. — Т. 16, № 3. — С. 32−51.
- Бугров, В.Г. Особенности процесса адаптации к школе детей первого года обучения Текст. / В. Г. Бугров // Педагогические инновации по педагогике, физической культуре и туризму: Сб. науч. ст. ЧЦ УО РАО. Челябинск, 2001.-С. 13−15.
- Булгакова, Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов Текст. / Н. Ж. Булгакова. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 152 с.
- Бундзен, П.В. Автоматизированная система «ОФИС»: оценка состояния здоровья и назначение физических упражнений Текст. / П. В. Бундзен, Р. Д. Дибнер, Л. Н. Лисицына, М. Г. Осетинский // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 8. — С. 24−27.
- Быков, Е.В. Спорт и кровообращение: возрастные аспекты. Учеб.-метод. пособие для тренеров, преподавателей, врачей, студентов Текст. / Е. В. Быков, А. П. Исаев, С. Л. Сашенков. Челябинск: Изд-во ООО «Интерполиарт и К», 1998. — 64 с.
- Быков, Е.В. Методические подходы к оценке и коррекции состояния здоровья учащихся с позиций учения о функциональных системах Текст. / Е. В. Быков, А. П. Исаев, A.B. Ненашева, H.A. Кирасирова // Вестник ЮУрГУ. 2001. — С. 43−45.
- Быков, Е.В. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся общеобразовательных учреждений нового типа Текст. / Е. В. Быков, А. П. Исаев // Физиология человека. 2001. — Т.27, № 5. — С. 75−81.
- Быков, E.B. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем Текст. / Е. В. Быков, А. П. Исаев, A.B. Ненашева, С. А. Личагина, A.M. Мкртумян // Теория и практика физической культуры. -2003.-№ 7.-С. 51−54.
- Вайнруб, Е.М. Основные принципы гигиенического нормирования учебной и трудовой нагрузки школьников: Автореф. дис.. док. мед. наук Текст. / Е. М. Вайнруб. Днепропетровск, 1971. — 45 с.
- Васильева, P.M. Особенности физической работоспособности в разных зонах мощности у детей 7−15 лет Текст. / P.M. Васильева, Д. П. Букреева,
- B.Д. Сонькин // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. -2004. Т. 90, № 8. — С. 357.
- Виру, A.A. Текст. / A.A. Виру // Успехи физиологических наук. 1980. -Т.11, № 4. — С. 27−46.
- Волков, В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. — 1993. № 5−6.1. C. 41.
- Волков, В.Н. Функциональный контроль и принципы оценки тренированности в спорте Текст. / В. Н. Волков, Т. В. Гавриш, И. В. Гавриш. Челябинск, ЧГПУ: Из-дательство «Факел», 1998. — 230 с.
- Выготский, JI.C. Собр. соч.: В 6 т. / Гл. ред. A.B. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982 1984. — Т. З: Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. — М., 1983. — 367 с.
- Гайнанова, Н.К. Оценка уровня умственной работоспособности первоклассников при адаптации к учебным нагрузкам Текст. / Н. К. Гайнанова, P.M. Беликова // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2004.1. Т.90, № 8. С. 351.
- Гайтон, А. Физиология кровообращения. Минутный объем крови и его регуляция: Пер. с англ. Текст. / А. Гайтон. М., 1969. — 472 с.
- Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания Текст. / П. Я. Гальперин, C.JI. Кабыльницкая. М., 1974. — С. 33 — 39, 87 — 94.
- Гладышева, A.A. Биологические ритмы в становлении соматических и функциональных признаков у школьников 8−17 лет Текст. / A.A. Гладышева // Тезисы докладов IX научной конференции по возрастной физиологии и биохимии. М., 1969. — Т.1. — С. 220.
- Горизонтов, П.Д. Гомеостаз, его механизмы и значение Текст. / П. Д. Горизонтов // Гомеостаз. М., 1981. — С.5−34.
- Гринене, Э. Особенности динамики некоторых вегетативных функций у младших школьников в процессе учебного года Текст. / Э. Гринене // Физиология человека. 1978. — Т.4, № 4. — С. 708−711.
- Гринене, Э. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма у школьников в 7−12 лет Текст. / Э. Гринене, В.-Ю. Вайткявмюс, Э. Марачинскене // Физиология человека. 1982. — Т. 8, № 6. — С. 957.
- Громбах, С.М. Первичная профилактика нервно-психических нарушений // Психогигиена детей и подростков Текст. / С. М. Громбах. М., 1985. — С. 208.
- Гублер, Е.В. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях Текст. / Е. В. Гублер, A.A. Генкин. -Л.: Медицина, 1973.- 140 с.
- Гужаловский, A.A. Проблема «критических» периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания Текст. / A.A. Гужаловский // Очерки по теории физической культуры. М.: ФиС, 1984. — С. 211−223.
- Гужаловский, A.A. Проблемы теории спортивного отбора Текст. / A.A. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 8. — С. 24−25.
- Дембо, А.Г. Спортивная кардиология: Руководство для врачей Текст. /
- A.Г. Дембо, Э. В. Земцовский. Л.:Медицина, Ленингр. отд-ние, 1989.-460 с.
- Дзизинский, A.A. Толерантность к физической нагрузке и особенности ее гемодинамического обеспечения у здоровых людей в зависимости от типа гемодинамики / A.A. Дзизинский, Б. А. Черняк, С. Г. Куклин // Кардиология.- 1984. -№ 1.- С. 68−72.
- Дзугаева, С.Б. Проводящие пути головного мозга человека (в онтогенезе) Текст. / С. Б. Дзугаева. М., 1975. 255 с.
- Димитриев, Д.А. Личностная тревожность и вегетативная регуляция сердечного ритма у школьников Текст. / Д. А. Димитриев, Н. В. Хураськина, С. Ю. Владимирова, Е. М. Красавцева // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2004. — Т.90, № 8. — С. 412.
- Додонова, Л.П. Конституциональная обусловленность показателей физического развития детей Текст. / Л. П. Додонова // Гигиена и санитария, 1994.-№ 9.-С. 21 -22.
- Долгова, В.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности Текст. / В. И. Долгова, A.A. Напримеров, Я. В. Латюшин: Рос. гос. пед. ун-т.- СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2002. 165 с.
- Дорожанова, К.П. Оценка физического развития, как важнейший раздел контроля за процессами роста и состояния здоровья отдельного ребенка и коллектива Текст. / К. П. Дорожанова // Гигиена и санитария. — 1977. -№ 10. С. 77−92.
- Дорохов, Р.Н. Компьютерное соматотипирование Текст. / Р. Н. Дорохов,
- B.А. Левченков. Смоленск, 1993. 36 с.
- Дорохов, Р.Н. Методика соматотипирования детей и подростков Текст. / Р. Н. Дорохов, В. Г. Петрухин. Малаховка, 1991. — 30 с.
- Дубилей, В.В. Физиология и патология системы дыхания у спортсменов Текст. / В. В. Дубилей, П. В. Дубилей, С. Н. Кучкин. М. 1991. — 144 с.
- Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов. — М.: Владос, 1998.-480 с.
- Епифанова, В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учебник для мед. вузов Текст. / В. А. Епифанова. М.: Медицина, 1999. -304 с.
- Жукова, Е.А. Острота зрения, зрительное воспрятие и факторы, влияющие на них, у младших школьников Текст. / Е. А. Жукова: Автореф. дис.. канд. биол. наук: 03.00.13: защищена 16.06.2004 / Жукова Евгения Александровна. Киров, 2004. — 20 с.
- Зайцева, В.В. Зачем учиться физкультуре Текст. / В. В. Зайцева. М.: Вентана-Графф, 2002. — 40 с.
- Ильин, Б.Н. Физическое развитие детей и подростков разных национальностей в СССР Текст. / Б. Н. Ильин // Гигиена и санитария -1986.-№ 5-С. 44−47.
- Ильин, Е.П. Изучение физиологической природы свойства силы нервной системы по возбуждению Текст. / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. -1979.-№ 2.-С. 78.
- Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания: (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). Учеб. пособие Текст. / Е. П. Ильин. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
- Ильин, Е.П. Дифференциальная психология (возможности человека и свойства нервной системы): Учеб. пособие Текст. / Е. П. Ильин. — Челябинск, 1999.-324 с. Библиогр. 302−318.
- Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. — (Мастера психологии). — 544 с.
- Инькова, А.Н. Нормы лабораторных и функциональных показателей здорового человека Текст. / А. Н. Инькова. Ростов н/Дону: «Феникс», 2001.-96 с.
- Иржак, Л.И. Функциональные пробы для оценки легочного дыхания Текст. / Л. И. Иржак, П. В. Поляков, Е. М. Осколкова // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 3. — С. 76−80.
- Исаев, А.П. Спортивная борьба Текст. / А. П. Исаев, Л. М. Куликов, В. А. Колупаев // Сборник информационных материалов. Вып. 1. — М.: ЦНИИС, ВНИИФК, 1990.-С. 17−21.
- Исаев, А.П. Функциональные критерии гемодинамики в системе тренировки спортсменов (индивидуальность, отбор, управление) Текст. / А. П. Исаев, C.JI. Сашенков, И. А. Волчегорский. Челябинск, -1993. -170 с.
- Исаев, А.П. Информационный переход. Проблемы и перспективы Российского образования и здравоохранения Текст. / А. П. Исаев, Е. В. Быков, A.C. Аминов, Р. У. Гаттаров // Валеология. 2000. — № 4. — С. 4.
- Исаев, А.П. Стратегии адаптации человека Текст. / А. П. Исаев, С. А. Личагина, Т. В. Потапова. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2003. — 248.
- Искакова, Э.Б. Умственная работоспособность и характеристика вегетативного реагирования на умственную нагрузку детей с различной подвижностью нервных процессов: Автореф. дис.. канд. биол. наук Текст. / Э. Б. Искакова. Казань, 1991. — 20 с.
- Казаков, В.И. Генетические маркеры физической работоспособности человека Текст. / В. И. Казаков, В. А. Рогозин, И. Б. Назаров // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 12. — С. 34 — 36.
- Казначеев, В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения Текст. / В. П. Казначеев, P.M. Баевский, А. П. Берсенева. Л.: Медицина, 1980. — 208 с.
- Казначеев, В.П. Адаптация и конституция человека Текст. / В. П. Казначеев, C.B. Казначеев. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1986. -120 с.
- Казначеев C.B. Использование конституционального подхода при оценке состояния здоровья Текст. / C.B. Казначеев, C.B. Удалова // Физиология человека. 1986. — Т. 12, № 3. — С. 489−494.
- Калюжная, P.A. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков Текст. / P.A. Калюжная. М.: Медицина, 1973. — 328 с. — Библиогр.: С. 316−326.
- Камилова Р.Т. Влияние социально-гигиенических факторов и условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития // Гиг. и сан. 2001. — № 6. — С. 52−54.
- Камилова, Р.Т. Влияние социально-гигиенических факторов и условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития Текст. / Р. Т. Камилова // Гигиена и санитария 2001. — № 6. — С. 52−54.
- Кардашенко, В.Н. Сравнительная оценка физического развития детей 8−11 летнего возраста Текст. / В. Н. Кардашенко, Т. Ю. Вишневецкая // Гигиена и санитария 1988. — № 4. — С. 81−82.
- Кардашенко, В.Н. Физическое развитие один из важнейших показателей здоровья детей и подростков Текст. / В. Н. Кардашенко, Е. П. Стромская, Л. П. Варламова // Гигиена и санитария. — 1980. — № 10. — С. 33−35.
- Карпенко, A.B. Использование статистических характеристик сердечного ритма для оценки умственной работоспособности Текст. /A.B. Карпенко // Физиология человека. 1986. — Т. 12, № 3. — С. 426.
- Карпман, В.Л. Сердечно-сосудистая система и транспорт кислорода при мышечной работе Текст. / В. Л. Карпман. М., 1985. — 32 с. — ISBN [?].
- Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине Текст. / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. М.: Физкультура и спорт, 1988.-208 с.
- Кеткин, А.Т. Антропометрические показатели и физическая работоспособность Текст. / А. Т. Кеткин, Н. Т. Варламова, В. Г. Евдокимов // Физиология человека. 1984. — Т. 10,№ 1. — С. 112−116.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса Текст. / Л.А. Китаев-Смык. М., 1983.
- Кмить, Г. В. Функциональное состояние миокарда детей 6−11 лет в процессе развития и адаптации к учебной нагрузке Текст.: Автореф. дис.. канд. биол. наук/ Г. В. Кмить. -М., 1992. 18 с.
- Козак, Л.М. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста Текст. / Л. М. Козак, Л. Г. Коробейникова, Г. В. Коробейников // Физиология человека. — 2002. — Т.28, № 2.-С. 35−43.
- Кокорева, Е.Г. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма удетей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением зрения. Автореф. дисс. к.б.н. Текст. / Е. Г. Кокорева. Челябинск, 2002. — 20 с.
- Комплексный доклад «О санитрано-эпидемилогической обстановке в Челябинской области в 2000 году» Текст. / Центр Госсанэпидемнадзора в Челяб. Обл.- Под. Ред. А. П. Гаврилова. Челябинск, 2001. — 129 с.
- Комплексный доклад «О санитрано-эпидемилогической обстановке в Челябинской области в 2001 году» Текст. / Центр Госсанэпидемнадзора в Челяб. Обл.- Под. Ред. А. П. Гаврилова. Челябинск, 2002. — 119 с.
- Корниенко, И.А. «Биологическая надежность», онтогенез и возрастная динамика мышечной работоспособности Текст. / И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин // Физиология человека. 1999. — Т.25, № 1. — С. 98−108.
- Корниенко, И.А. Связь энергетики скелетных мышц у мальчиков 6−11 лет с развитием соматотипологических характеристик Текст. / И. А. Корниенко, Р. В. Тамбовцева, В. Д. Сонькин, Т. В. Панасюк // Физиология человека. 1996. — Т.22, № 6. — С. 10−16.
- Кривогорский, Е.Б. Динамика физического развития и физической работоспособности детей в зависимости от их функциональной готовности к обучению в школе Текст. / Е. Б. Кривогорский, Т. А. Сапешко // Гигиена и санитария. 1980. — № 3. — С. 26−29.
- Криворучко, Т.С. Особенности изменений в физическом развитии городских и сельских школьников Текст. / Т. С. Криворучко // Гигиена и санитария. 1971. — № 12. — С. 39−44.
- Крюкова, A.A. Особенности методики исследований физиологических параметров детей и подростков Текст. / A.A. Крюкова, Т. В. Абрамчук // Гигиена и санитария — 1984. № 10. — С. 73.
- Кузнецова, O.B. Спектральный анализ показателей респираторно-гемодинамической системы у девочек 8−11 лет в покое и при умственной нагрузке Текст. / О. В. Кузнецова, В. Д. Сонькин // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2004. — Т.90, № 8. — С. 377.
- Кучма, В.Р. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков Текст. / В. Р. Кучма, М. И. Степанова // Здоровье населения и среда обитания.- 2002. -№ 2.-С. 1−4.
- Кучма, В.Р. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников Текст. / В. Р. Кучма, H.H. Суханова, H.A. Катечкина, С. А. Каренина // Гигиена и санитария. 1996. — № 1. — С. 27−28.
- Лаврентьев, В.В. Значение игры в работе с детьми Текст. / В. В. Лаврентьев // Начальная школа. 1999. — № 5. — С. 84−87.
- Лапач, С.Н. Статистические методы в медико-биологических исследованиях с использованием Excel Текст. / С. Н. Лапач, A.B. Чубенко, П. Н. Бабич. Краснодар.: МОРИОН, 2001. — 408 с.
- Лисицын, Ю.П. Теоретико-методологические проблемы концепции общественного здоровья Текст. / Ю. П. Лисицын // Общественные науки и здравоохранение. М.: Наука, 1987. — С.48−62.
- Лищук, В.А. Технология повышения личного здоровья Текст. / В. А. Лищук, Е. В. Мосткова. М., 1999.
- Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии Текст. / А. Р. Лурия / Предисл. Е. Д. Хомская. М.- Академия, 2002. — 381 с.
- Лусканова, Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении Текст. / Н. Г. Лусканова. М., 1993.
- Малов, Ю.С. Параметры гомеостаза показатели здоровья человека Текст. / Ю. С. Малов // Клиническая медицина. — 1999. — Т.77, № 3. — С. 5660.
- Матвеева, H.A. Взаимосвязь показателей, характеризующих состояние здоровья школьников Текст. / H.A. Матвеева, Ю. Г. Кузмичев, Е. П. Усанова, В. П. Улитина, М. М. Шульц, В. М. Сморкалова // Гигиена и санитария. 1983. — № 3. — С. 59−61.
- Мачинская Р.И., Дубровинская Н. В. Функциональная организация полушарий мозга при направленном внимании у детей 7−9 лет Текст. / Р. И. Мачинская, Н. В. Дубровинская // Журнал высшей нервной деятельности. — 1996.-Т. 46, № 3.-С. 45.
- Мачинская, Р.И. Динамика электрической активности мозга у детей 5−8 лет в норме и при трудностях обучения Текст. / Р. И. Мачинская, И. П. Лукашевич, М. Н. Фишман // Физиология человека. 1997. -Т.23, № 5. -С. 5.
- Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессовым и физическим нагрузкам Текст. / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. М.: Медицина, 1988. — 256 с.
- Мерлин, B.C. Очерк теории темперамента Текст. / B.C. Мерлин. -Пермь, 1973.-С.21.
- Минцер, О.П. Методы обработки медицинской информации / О. П. Минцер, Б. Н. Угаров, В. В. Власов Киев: Вища школа. — 1982. — 160 с.
- Минцер, О.П. Клиническое прогнозирование Текст. / О. П. Минцер, Ю. Т. Цуканов. — Киев: Здоровья, 1983. — 144 с.
- Модин, А.Ю. Результаты функциональных проб с задержкой дыхания у здоровых мужчин в положении лежа и стоя Текст. / А. Ю. Модин // Физиология человека. 1998. — Т. 24, № 5. — С. 132.
- Мозолевская, H.B. Психофизиологический анализ состояния здоровья школьников младших классов Текст. / Н. В. Мозолевская // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2004. — Т.90, № 8. — С. 386.
- Морфология человека: Учеб. пособие Текст. / Под ред. Б. А. Никитюка, В. П. Чтецова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — С. 76−87.
- Москатова, А.И. Влияние генетических и средовых факторов на развитие моторных способностей Текст. / А. И. Москатова. М., 1983. — 39 с.
- Мотылянская, P.E. Физическая культура и возраст Текст. / P.E. Мотылянская, Л. И. Стогова, Ф. А. Иорданская: Под. Общ. Ред. P.E. Мотылянской. М.: Физкультура и спорт. 1967. — 280 с.
- Муравьев, A.B. Сравнительная информативность показателей функционального состояния организма спортсменов Текст. / A.B. Муравьев, Л. Г. Зайцев, М. И. Симаков, Е. П. Сулоев // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 9. — С. 25−29.
- Погадаев, Г. И. Настольная книга учителя физической культуры Текст. / Г. И. Погадаев. М.: ФиС, 2000. — 496 с.
- Ненашева, A.B. Физиологическое обоснование программы сохранения и укрепления здоровья учащихся младшего школьного возраста: Автореф. дисс.. канд. биол. наук. Текст. / A.B. Ненашева. — Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2001.-22 с.
- Никитюк, Б.А. Конституциональные аспекты интегративной антропологии Текст. / Б. А. Никитюк // Интегративная биосоциальная антропология. М., 1996. — 220 с.
- Никитюк, Б.А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма Текст. / Б. А. Никитюк. М., 1978. — 144 с.
- Никитюк, Б.А. Адаптация, конституция и моторика Текст. / Б. А. Никитюк // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 1. — С. 4042.
- Никифоров, Г. С. Психология здоровья / Г. С. Никифоров, В. А. Ананьев / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000.
- Никольская, И.М. Психологическая защита у детей Текст. / И. М. Никольская, P.M. Грановская. СПб.: Речь, 2000. — 507 с.
- Оганов, Р.Г. Дифференцированный подход к разработке физиологических нормативов и его значение для профилактической кардиологии Текст. / Р. Г. Оганов // Кардиология. 1984. — № 4. — С. 52.
- Озолинь, П.П. Адаптация сосудистой системы к спортивным нагрузкам Текст. / П. П. Озолинь. Рига: Зинатня, 1984. — 132 с.
- Озолинь, П.П. Изменения силы сокращения скелетных мышц при задержке дыхания Текст. / П. П. Озолинь, Л. Э. Мангуса, Я. Я. Мартинсоне. // Физиология человека. 1990. — Т. 16, № 1. — С. 158−160.
- Онищенко, Г. Г. Национальный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в РФ в 1993 году» / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. 1995. — № 1. — С. 38−56.
- Павлова, В.И. Представления об адаптации и стрессорном повреждении организма: Учеб. пособие Текст. / В. И. Павлова. Челябинск: ЧГПИ, 1992. -28 с.
- Попова, Т.В. Психофизическая регуляция: Учебное пособие Текст. / Т. В. Попова. — Челябинск, 2000. — 59 с.
- Психическая напряженность в деятельности Текст. / Под ред. Л. Г. Дикой, А. Н. Занковский. М., 1989. — С. 5 -14.
- Психология. Словарь Текст. / Под общ. Ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психология здоровья Текст. / Ред. Г. С. Никифоров. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2000. — 504 с.
- Рагозин, А.Н. Информативность спектральных показателей вариабельности сердечного ритма Текст. / А. Н. Рагозин // Вестник аритмологии. 2001. — № 22. — С. 37−40.
- Ратанова, Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности Текст. / Т. А. Ратанова. М.: Московский психолого-социальный ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1999. — 128 с.
- Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие Текст. / Е. И. Рогов. М., 1995. — 529 с.
- Рысь, Ю.И. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов Текст. / Ю. И. Рысь, В. Е. Степанов, В. П. Ступницкий. М.: Академ. Проект: Изд-во науч.-образоват. лит. РЭА: Екатеринбург: Деловая кн., 1999. — 302 с.
- Савиций, H.H. Биофизические основы кровообращения и клинические методы изучения гемодинамики Текст. / H.H. Савиций. Л., 1974. — 311 с.
- Сальников, В.А. Спортивная деятельность и способности // Теория и практика физической культуры Текст. / В. А. Сальников. — 2001. № 10. — С. 24−28.
- Семкин, A.A. Физиологическая характеристика различных по структуре движения видов спорта. Механизмы адаптации Текст. / A.A. Семкин. -Минск, 1992.-191 с.
- Сергиенко, Л.П. Генетические маркеры быстроты обучения двигательным действиям человека Текст. / Л. П. Сергиенко, В. П. Кореневич // Функциональная морфология. Новосибирск, 1984. — С. 210.
- Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения Текст. / Г. Н Сериков. Курган: Зауралье, 1997. — 464 с. — Библиогр.: С. 427−460.
- Сиваков, В.И. Теоретико-методическое обоснование психического состояния школьников в процессе физического воспитания и спорта: Монография Текст. / В. И. Сиваков. Челябинск: ЧГПУ, 2001. — 170 с.
- Сироткина, Т.С. Статистическое моделирование и прогнозирование: Учебное пособие Текст. / Т. С. Сироткина, А. Н. Хорин. М.: ВЗФЭИ, 1995. -78 с.
- Сиротюк, A.JT. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практ. руководство для учителей и родителей Текст. / A.JT. Сиротюк. — М.: Сфера, 2000. (Практ. психология). — 123 с.
- Скрипалев, B.C. Адаптация к экстремальным ситуациям. Образование граждан мира: Тезисы докладов конференции 2−5 ноября 1999. Текст. / B.C. Скрипалев Москва, С. 59 — 60.
- Словарь физиологических терминов / АН СССР, отделение физиологии. Всесоюзн. физиол. общество им. И. П. Павлова: Отв. ред. О. Г. Газенко. — М.: Наука, 1987.-446 с.
- Солодков, A.C. Адаптивные возможности человека Текст. / A.C. Солодков // Физиология человека. 1982. — Т.8., № 3. — С. 445 — 450.
- Солодков, A.C. Адаптивные морфофункциональные перестройки в организме спортсменов Текст. / A.C. Солодков, Ф. В. Судзиловский // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 7. — С. 23.
- Солодков, A.C. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник Текст. / A.C. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. — 520 с.
- Сонькин, В.Д. Энергетика оздоровительных упражнений Текст. / В. Д. Сонькин // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 2. — С. 3239. — Библиогр.: 38−39.
- Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. для вузов Текст. / Э. Я. Степаненкова. М.:1. Академия, 2001. 365 с.
- Ступаков, Г. П. Концепции здоровья человека Текст. / Г. П. Ступаков. -М., 1999.-С. 48.
- Ступаков, Г. П. Методологические основы диагностики и коррекции донозологических форм экологически обусловленных изменений в организме человека Текст. / Г. П. Ступаков // Гигиена и санитария 2001. -№ 5. — С. 12−16.
- Судаков, К.В. Системная оценка физиологических функций человека на рабочем месте Текст. / К. В. Судаков // Вестник РАМН. 1997. — № 4. — С. 18−24.
- Сухарев, А.Г. Методика социально-гигиенического мониторинга детского и подросткового возраста Текст. / А. Г. Сухарев // Здоровье населения и среда обитания. 2002. — № 2. — С. 4−10.
- Сухарев, А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков Текст. / А. Г. Сухарев // Гигиена и санитария. 2001. — № 5. — С. 43−44.
- Сухарев, А.Г. Методика донозологической диагностики состояния здоровья школьников / Материалы IX Всерос. съезда гигиенистов и сан. врачей Текст. / А. Г. Сухарев, P.M. Баевский. М., 2001. — Т.2. — С. 497 498.
- Тарасова, Г. В. Факторный анализ и моделирование для прогнозирования показателей здоровья населения России (методические подходы) Текст. / Г. В. Тарасова, А. П. Гаврилова // Вопросы статистики. 1990. — № 6. — С. 88 -90.
- Тен, A.M. Лактатдегидрогеназная и креатинфосфокиназная активностькрови при интенсивных мышечных нагрузках Текст. / A.M. Тен, JI.B. Земскова // Ученые записки Тарт. Ун-та. Тарту, 1987. — С. 51−55.
- Трухина, С.И. Факторы, влияющие на формирование школьных трудностей у первоклассников Текст. / С. И. Трухина, Е. В. Четверикова, О. В. Тулякова // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2004. — Т.90, № 8.- С. 408.
- Узунова, А.Н. Физическое развитие детей Текст. / А. Н. Узунова, О. В. Лопатина, М. Л. Зайцева. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. мед. акад., 2002. -184 с.
- Улащик, B.C. Прогнозирование в медицине: общие положения Текст. / B.C. Улащик // Здравоохранение. 2000. — № 7. — С. 3.
- Учебное пособие по медицинской статистике Текст. / Под ред. Е. Я. Белицкой. Л.: Медицина, 1972. — С. 175.
- Фарбер, Д.А. Физиология школьника Текст. / Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. М.: Педагогика, 1990. — 64 с.
- Фарфель, B.C. Двигательные способности Текст. / B.C. Фарфель // Теория и практика физической культуры. 1977. — № 6. — С. 31.
- Физиология мышечной деятельности: Учеб. для ин-тов физ. культуры Текст. / Под ред. Я. М. Коца. М.:ФиС, 1982. — 347 с.
- Физиология развития ребенка Текст. / Под. ред. В. И. Козлова, Д.А. Фарбер- науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — 296 с.
- Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) Текст. / Под ред. A.A. Баранова и JI.A. Щеплягиной. М.: Изд-во РАМН, 2000. — 605 с.
- Фомин, H.A. Физиологические основы двигательной активности Текст. / H.A. Фомин, Ю. Н. Вавилов. М.: Физкультура и спорт, 1991. — С. 41−58.
- Фомин, H.A. Возрастные особенности физического воспитания Текст. / H.A. Фомин, В. П. Филин. М.: Физкультура и спорт, 1972.
- Хамаганова, Т.Г. Соотносительная роль наследственных и средовых факторов в развитии детей и подростков Текст. / Т. Г. Хамаганова, Е. В. Уварова // Гигиена и санитария. 1981. — № 10. — С. 25−28.
- Хачатрян, Т.С. Методические подходы к изучению комплексного влияния факторов среды на состояние здоровья детей Текст. / Т. С. Хачатрян // Гигиена и санитария 1982. — № 7. — С. 5−10.
- Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие Текст. / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 480 с.
- Хоружев, А.Г. Критерии нормы и патологии функционального состояния и физической подготовленности человека в постнатальном онтогенезе от 3 до 65 лет: Автореф. дис.. докт. биол. наук Текст. / А. Г. Хоружев.1. Челябинск, 1994. 50 с.
- Хризман, Т.П. Движения ребенка и электрическая активность мозга Текст. / Т. П. Хризман. М.: Педагогика, 1973.
- Хрипкова, А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам Текст. / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, В.В. Алферова- Под ред. А. Г. Хрипковой и М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
- Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер Текст. М.:Просвещение, 1990. — 319 с.
- Худолей, О.Н. Изменение ритма сердечных сокращений у 8−11-летних детей под влиянием занятий физическими упражнениями Текст. / О. Н. Худолей // Теория и практика физ. культуры. 1984. — № 9. — С. 29.
- Целыковская, Н.Ю. Социально-гигиенические факторы и здоровье детей Текст. / Н. Ю. Целыковская // Гигиена и санитария 2001. — № 2. — С. 58−60.
- Черкашов, A.M. Диагностика и тактика лечения сколиозов у детей и подростков Текст. / A.M. Черкашов // Медицинская помощь 1994. — № 4. -С. 32−35.
- Чистикин А.Н. Дерматоглифика и конституция человека Текст. / А. Н. Чистикин, Н. Я. Прокопьев, JI.C. Тупицина, В. А. Бузмаков // Иероглиф. 2001. Т.4, № 19. — С. 623−624.
- Шадриков, В.Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. -М., 1994.-317 с.
- Шварц, В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора Текст. / В. Б. Шварц, C.B. Хрущев. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 151 с.
- Шибкова, Д.З. Электронная модель мониторинга физического развития и состояния здоровья школьников Текст. / Д. З. Шибкова, O.A. Скворцова, П. А. Байгужин // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2004. — Т. 90, № 8.-С. 349.
- Ширманова, О.В. Эмоциональная напряженность учителя и студента: взаимосвязь физиологических и психологических показателей Текст. / О. В. Ширманова // Психологический журнал. 2002. — Т.23, № 2. — С. 87−99.
- Щедрин, A.C. Тип мышечной работоспособности и оценка адаптивных реакций человека Текст. / A.C. Щедрин // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 46 — 47.
- Язвиков, В.В. Состав мышечных волокон смешанных скелетных мышц как фактор конституции человека Текст. /В.В. Язвиков, В. Г. Петрухин // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 1. — С. 38−40.
- Яковлев, Г. М. Типы кровообращения здорового человека: нейрогуморальная регуляция энергетического метаболизма в условиях основного обмена / Г. М. Яковлев, В. А. Карлов, М. Н. Дьяконов, В. Е. Дикань // Физиология человека. 1991. — Т. 17, № 4. — С. 88 -104.
- Ямпольская, Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения Текст. / Ю. А. Ямпольская // Гигиена и санитария, 1996.-№ 1.-С. 24−26.
- Ямпольская, Ю.А. Научные основы стандартизации исследований и оценки физического развития детей и подростков в Росии Текст. / Ю. А. Ямпольская // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 5. — С. 10.
- Akselrod S., Gordon, Ubel F.А. et al. Power spectrum analysis of heart rate fluctuation // Science. 1981. № 213. — P. 220−222.
- Astrand P.-O. Experimental studies of physical working capacity in relation to sex and age // Copenhagen: Munksgaard, 1952. 171 p.
- Brignole M., Menozzi C. Methods other than tilt testing for diagnosingneurocardigenic syncope // PACE. 1997. — № 20. — P. 806−809.
- Chwilla D., Brown C., Hagoort T. The N400 as a function of the level of processing // Psychophysiol. 1995. — V. 32. — P. 274.
- Cripps T.R., Malic M., Forelli T.G. et al. Prognostic value of reduced heart rate variability after myocardial infarction: clinical evaluation of a new analysis method // Br. Heart J. 1991. — № 65. — P. 14−19.
- Development of coordinated movement: Dynamic, relational and multi-leveled children: Aspects of coordination and control, 1986. P. 125−137.
- Ewing D.J. Noninvasive evaluation of heart rate: The time domain // Clinical autonomic disorders / Ed. P. A. Low.-Boston etc.: Little Brown and Co., 1993. -P. 297−315.
- Farber D.A. Principles of structural and funxtional brain organization in ontogenesis. Main stages of its formation // Developing brain and cognition. -Amsterdam: Suyipublications, 1993.-P. 156−168.
- Fei L., Camm A.J., Malik M. Short- and long-term assessment of heart rate variability for postinfarction risk stratification // Eur Heart J. 1995. — № 16. — P. 444.
- Friedman D., Vaughan H., Erienmeyer-Kimling L. Stimulus and response -related components of the late positive complex in visual discrimination tasks // Electroenceph. Clin. Neurophysiol. 1978. — V. 45. — P. 319.
- Genetic and developmental factors in spontaneous attention: a study of norma twins // Psychiatry Res, 1997. V. 71 (3). — P. 163−174.
- Kenny R.A. et al. Head up tilt: A useful test for investigating unexplained syncope // Lancet. 1989. — № 1. — P. 1352−1355.
- Linzer M., Yang E.H., Estes III M. et all. Diagnosing syncope. Part 1 // Ann Intern Med. 1997. — № 126. — P. 989−996.
- Malliani A., Lombardi P., Pagani M. Power spectrum analysis of heart rate variability: a tool to explore neural regulatory mechanisms // Br. Heart J. 1994. -№ 71.-P. 1−2.245.
- Ritter W., Simson R., Vaughan H. Effect of amount of stimulus information processed on negative event-related potentials // Elcctroenceph. Clin. Neurophysiol., 1988. V. 69. — P. 224.
- Riva D. Cerebeltar lesions in children: effects on neuropsychological functions // XXXIII International Congress of Physiological Sciences, 1 UPS. Abstracts. -St.-Peterburg, 1997.-L067.03.
- Shaffer D.R. Developmental psycology. Childhood and adolescence. N-Y-L. ITP: An. Intern. Thomsom. Publ. Comp. 1996. P. 235.
- Skinner J.S., McLellan T.H. The transition from aerobic to anaerobic metabolism // Rcs.Quart.Exerc.Sport. 1980. — № 1. — P. 234−248.
- Task Force of the Euopean of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Heart Rate Variability. Standarts of Measurements, Physiological Interpretation, and Clinical Use. Circulation. 1996- 93:1043−1065.
- Thomas K., Nelson C. Agc-relatcd changes in the electrophysiological response to visual stimulus novelty: A topographical approach // Electroenceph. Clin. Neurophysiol. 1996. — V.98. — P. 294.
- Whipp B.J. Ventilatory control during exercise in humans //Ann. rev. physiol. -1983. V. 45. — P. 393−413.
- Whipp B.J. The control of breething in man. Manchester, 1987. — 122 p.
- Weyandt L.L., Willis G.W. Executive fanctions in school-aged children: potential efficacy of tasks in discriminating clinical groups // Develop. Neuropsychol, 1994.-Vol. 1.