Коммуникативно-речевая ситуация как основа развития умений в говорении при обучении РКИ: 1 сертификационный уровень
Диссертация
Изучение иностранного языка приобретает всё более ярко выраженную практическую направленность. Современная трактовка владения неродным языком связана, прежде всего, с умением осуществлять речевое общение в реальных ситуациях, в соответствии с нормами поведения и речевого этикета, принятыми в данном сообществе. Успешность речевого общения во многом зависит от способности общающихся воздействовать… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ РКИ
- 1. 1. Коммуникативная методика обучения РКИ
- 1. 1. 1. Коммуникативность — ведущий принцип современной методики обучения РКИ
- 1. 1. 2. Коммуникативно-деятельностный подход к обучению РКИ
- 1. 1. 3. Коммуникативный акт в качестве основной единицы общения
- 1. 1. 4. Коммуникативно-речевая ситуация и коммуникативный акт
- 1. 2. Коммуникативно-речевая ситуация как методическая категория
- 1. 2. 1. Процесс формирования структуры коммуникативно-речевой ситуации
- 1. 2. 2. Тема и текст в коммуникативно-речевой ситуации
- 1. 2. 3. Базовые компоненты коммуникативно-речевой ситуации
- 1. 2. 4. Коммуникативно-речевая ситуация — ведущий компонент учебного процесса
- 1. 2. 5. Учебно-речевая ситуация
- 1. 3. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции -главная цель коммуникативно-ориентированного обучения
- 1. 1. Коммуникативная методика обучения РКИ
- Выводы
- Глава II. МОДЕЛИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ
- 2. 1. Предэкспериментальная часть
- 2. 1. 1. Модель и моделирование коммуникативно-речевой ситуации в учебных заданиях
- 2. 1. 2. Фреймовый подход к обучению
- 2. 2. Экспериментальная проверка эффективности обучающей модели, направленной на развитие умений в говорении (1 сертификационный уровень)
- 2. 2. 1. Методический эксперимент
- 2. 2. 2. Разведывательный эксперимент
- 2. 2. 3. Структура и содержание оюучающей модели на примере темы «Едем в Москву»
- 2. 2. 4. Постэкспериментальный срез
- 2. 1. Предэкспериментальная часть
Список литературы
- Азимов Э. Г., Щукин А. И. Словарь методических терминов. СПб., 1999.
- Алейников А. Г. Модель речевой деятельности // Речевое общение: цели, мотивы, средства. М., 1985.
- Амосов И. И. Моделирование сложных систем. Киев, 1968.
- Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб., 2001.
- Артемьева С. Э., Дождикова Е. В. и др. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителя. М., 1993.
- Арутюнов А. Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. М., 1990.
- Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1990.
- Арутюнова И. Д. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992.
- Арутюнова И. Д. Логический анализ языка. Язык речевых действий. М., 1994.
- Асмолов А. Г., Леонтьев А. И. Основные принципы психологической теории деятельности и современной психологии. М., 1983.
- Барботько В. Г. Общая теория дискурса. Дисс. Краснодар, 1998.
- Бахтин М. М. Проблехмы творчества Достоевского // Серия «Бахтин под маской: маска 4-я». М., 1994.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.
- Бердичевский А. Л. Современные тенденции в обучении иностранному языку в Европе // РЯЗР. 2002.№ 2. С. 60−65.
- Библер B.C., Марковина И. Ю., Сорокин Ю. П. Текст как явление культуры. М., 1989.
- Богин Г. И. Концепция языковой личности. Автореферат диссертации. М., 1982.
- Болдырева С. И. Факторы, регулирующие выбор стратегии и тактики речевого поведения // Когнитивно-прагматические аспекты лингвистических исследований. Калининград, 2001.
- Борисова И. Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург, 1996.
- Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. Екатеринбург, 2001.
- Бухбиндер В. А. Устная речь как процесс и как предмет обучения // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / Под ред. В. А. Бухбиндера. Киев, 1980.
- Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевой ситуации при обучении устной речи на иностранном языке. М., 2001.
- Вахтель Н. М. Модели чисто русских речевых актов // Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 1. Воронеж, 2000. С. 46.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
- Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999.
- Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М., 1990.
- Верещагин Е. М. Тактико-ситуативный подход к речевому поведению (поведенческая ситуация «угроза») // Русистика. Берлин, 1990. № 1.
- Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик. М., 1999.
- Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993.
- Воловик А. В. Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам. Автореферат диссертации. М., 1988.
- Вохмина Л. Л. Единицы обучения при коммуникативном подходе // Русский язык за рубежом. 1988. № 6.
- Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1982. Т. 2.
- Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного. М., 1984.
- Гак В. Г. К проблеме соотношения между структурой высказывания и структурой ситуации // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М., 1969.
- Гак В. Г. Вопросы национально-культурной специфики языкового поведения // Когнитивно-прагматические аспекты лингвистических исследований. Калининград, 2001.
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2000.
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М., 2004.
- Гаспаров Б. М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996.
- Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М., 1992.
- Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. М., 2001.
- Головина Л. В. Речевое общение: цели, мотивы, средства. М., 1985.
- Гончаренко В. В., Шингарева Е. А. Фреймы для распознавания смысла текста. Кишинев, 1984.
- Гордон Д., Лякофф Дж. Постулаты речевого общения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 5. М., 1985.
- Государственный образовательный стандарт по русскому языку. Базовый уровень. 1 сертификационный уровни. М-СПб., 1999.
- Гудков Д.Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения. М., 2000.
- Дейк Т. А., ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
- Дейк Т. А., ван, Кинч В. Стратегия понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. № 23.
- Долинин К. А. Интерпретация текста. М., 1985.
- Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.
- Живая методика для преподавателя русского языка как иностранного. М., 2005.
- Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. М., 1998.
- Жинкин Н. И, Залевская А. А. Речь как проводник информации. М., 1982.
- Жинкин Н. И., Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М., 1999.
- Забавников Б. Н. К проблеме структурирования РА (речевого действия) // Вопросы языкознания. 1984. № 6.
- Залевская А. А. Проблемы организации внутренней лексики человека. Калинин, 1977.
- Звегинцева В. А. Смысл и ситуативность как признаки предложения. М., 1976.
- Земская Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М., 1981.
- Зимняя И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976.
- Зимняя И. А. Речевая деятельность и речевое поведение в обучении иностранным языкам // Сборник научных трудов. Вып. 242. М., 1984.
- Зимняя И. А. Вербально-коммуникативная функция в восприятии и порождении текста// Сборник научных трудов. Вып. 243. М., 1985.
- Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранных языках. М., 1985.
- Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. М., 1989.
- Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
- Изаренков Д. И. Обучение диалогической речи. М., 1986.
- Изаренков Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. № 4.
- Иссерс О. С. Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.
- Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2002.
- Каменская О. Л. Текст и коммуникация. М., 1990.
- Капитонова Т. И. Щукин А. Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. М., 1987.
- Карасик В. И. Язык социального статуса. М., 2002.
- Карасик В. В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004.
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
- Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М., 1989.
- Кибрик А. А. О некоторых видах знания в модели естественного диалога//Вопросы языкознания. 1991. № 1.
- Кибрик А. А. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания. 1994. № 5.
- Кибрик А. Е. Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах. М., 1987.
- Клюев Е. В. Речевая коммуникация. М., 1998.
- Когнитивно-прагматические и художественные функции языка. М., 2000.
- Колесов В. В. Жизнь происходит от слова. СПб., 1999.
- Колкер Я. М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения русскому языку. М., 2004.
- Колшанский В. Г. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1985.
- Колшанский В. Г. Контекстная семантика. М., 1980.
- Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста. М., 2002.
- Коммуникация и образование: Сборник статей. СПб. 2004.
- Костомаров В. Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавания русского языка иностранцам. М., 1976.
- Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность. Человек. Сознание. Коммуникация. М., 1998.
- Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М., 2001.
- Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.
- Крысин Л. П. Социологические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989.
- Кубрякова Е. А. Коммуникативный аспект речевой деятельности. М., 1986.
- Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003.
- Культура русской речи и эффективность обучения. М., 1996.
- Лакофф Дж. Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.
- Лапидус Б. А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе. М., 1986.
- Латышева А. Н. Учебники русского языка и фреймовый подход к обучению инофонов // Мир русского слова. 2004. № 3.
- Лебедева JI. Б. Слово о словах // Логический анализ языка: культурные концепты. М., 1991.
- Леонтьев А. А. О речевой ситуации и принципе речевых действий // Русский язык за рубежом. 1968. № 2.
- Леонтьев А. А. Язык, речь и речевая деятельность. М., 1969.
- Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
- Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.
- Львова С. И. Язык в речевом общении. М., 1992.
- Любимова Н. А. Лингвистические основы обучения. СПб., 2001. Юб. Ляпон М. В. Оценочная ситуация и словесное само моделирование // Язык и личность. М., 1989.
- Макаров. М. Л. Коммуникативная структура текста. Тверь, 1990.
- Макаров М. Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь, 1998.
- Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М., 2003.
- Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1979.
- Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку. М., 1990.
- Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г. Методика преподавания РКИ. М, 1990.
- Михальская А. К. Основы риторики. М., 2001.
- Московкин Л. В. Методологические аспекты лингводидактики и методики обучения языку. СПб., 2002.
- Мудрик A.B. Соотношение категорий общения с другими педагогическими категориями // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980.
- Нгуен Динь Луан. Интегративно-когнитивный подход к формированию умений общения. М., 1998.
- Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М., 1988.
- Носонович Е. В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. № 1.
- Никифоров C.B. Ситуация общения и информационная структура текста // Текст как объект лингвистического анализа и перевода. М., 1984.
- Общение. Текст. Высказывание. М., 1989.
- Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия // Методика и психология обучения иностранным языкам. М., 1991.
- Орлова Н. В. Коммуникативная ситуация речевой жанр — языковая личность // Жанры речи. Саратов, 1999. Т. 2. С. 227−235.
- Пассов Е. И. «Метод обучения» как категория методики // Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности. — Воронеж, 1980.
- Пассов Е. И. Теоретические основы обучения иноязычному говорению. Воронеж, 1983.
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1985.
- Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989.
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М., 1991.
- Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного общения. М., 2000.
- Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. М., 1998.
- Полат Б. С. Обучение в сотрудничестве // ИЯВШ, 2000. № 1.
- Попова Т. И., Юрков Б. Б. Уровень коммуникативной компетенции как объект тестирования // Преподаватель. 1996. № 4.
- Попова Т. И. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте. СПб., 2002.
- Практическая методика преподавания русского языка на начальном этапе. М., 1990.
- Программа по русскому как иностранному. 1 сертификационный уровень. Общее владение. М-СПб., 1999.
- Прохоров Ю. Б. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М., 1996.
- Рахманов И. В. Обучение устной речи на иностранном языке: (Учебное пособие для педагогических институтов). М., 1980.
- Ришар Ж. Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М., 1998.
- Русский язык как иностранный: Методика обучения русскому языку: Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. И. П. Лысаковой. М., 2004.
- Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Выпуск 7. СПб., 2004.
- Седов К. Ф. структура устного дискурса и становление языковой личности. Грамматические и прагматические аспекты. Саратов, 1998.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
- Скалкин В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М., 1981.
- Скалкин В. Л. Ситуация, тема и текст в лингвистическОхМ аспекте // Русский язык за рубежом. 1983. № 3.
- Скалкин В. JI. Обучение диалогической речи. Киев. 1989.
- Соколов Э. В. Понятия, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.
- Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М., 1985.
- Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Общение. Текст. Высказывание. М., 1989.
- Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович А. М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.
- Степанов Ю. С. Альтернативный мир. Дискурс. Факт и принцип причинности //Язык и наука конца 20 века. М., 1995.
- Стерников И. А. Коммуникативный подход к слову и обучение лексике // Языковая системность при коммуникативном обучении. М., 1988.
- Стернин И. А, Модели описания коммуникативного поведения. Воронеж, 2000.
- Стернин И.А. Коммуникативное поведение как предмет изучения и обучения // Русистика и современность: л ингво культурология и межкультурная коммуникация. СПб., 2002.
- Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2003.
- Сурыгин И. А. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб., 2000.
- Сухих С. А. Языковое общение и его единицы. Калининград, 1986.
- Сухих С. А. Языковая личность в диалоге // Личностные аспекты языкового общения. Калинин, 1988.
- Сухих С. А., Зеленская В. В. Прагмалингвистическое моделирование коммуникативного процесса. Краснодар, 1998.
- Тарасов Е. Ф. Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.
- Тарасов Е. Ф. Тенденции развития психолингвистики. М., 1987.
- Тарасов Е. Ф. Культура. Общение. Текст. М., 1988.
- Тарасов Е. Ф. Межкультурное общение новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996.
- Тарасов Е. Ф., Сорокин Ю. А. и др. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М., 2000.
- Тер-Минасова. С. Г. «Слова, слова, слова.» Язык, культура, межкультурная коммуникация // Мир русского слова. 2000. № 2.
- Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Научно-методический бюллетень. Красноярск, 1998. № 3.
- Тюрина Г. А. Фреймовый способ организации лексики в практическом курсе русского языка как иностранного. М., 2000.
- Ушакова Т. Н. и др. Речь человека в общении. М., 1989.
- Фарисенкова JI. В. Уровни коммуникативной компетенции в теории и практике. М., 2000.
- Фарисенкова JI. В. Методические основы единого учебника русского языка для студентов-нефилологов // Мир русского слова. 2002. № 2.
- Формановская Н. И. О смысловой объемности текста с коммуникативно-прагматической точки зрения // Русский язык за рубежом. 1988. № 5.
- Формановская Н. И. Размышления о единицах общения // Русский язык за рубежом. 2000. № 1.
- Формановская Н. И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М., 2002.
- Формановская H. И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. М., 2002.
- Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. Саранск, 1993.
- Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М., 1989.
- Шабес В. Я. Событие и текст. М., 1989.
- Шаклеин В. М. Лингвокультурная ситуация и исследование текста. М., 1997.
- Шатилов С. Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся. Л., 1985.
- Шкатова Л. А. Речевая культура и моделирование социального взаимодействия // Когнитивно-прагматические аспекты лингвистического исследования. Калининград, 2001.
- Штульман Э. А. Методический эксперимент в системе методов исследования. Воронеж, 1976.
- Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов. М., 1990.
- Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учебное пособие для вузов. М., 2003.
- Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теории и практика. М., 2004.
- Brovvn G. Speakers, Listeners and Communication: Explorations in Discourse Analysis. Cambridge- NY, 1995.
- Dijk T.A. van (ed.) Handbook of discourse analysis. L., 1985.
- Dijk T.A. van Discourse as Social Interaction. L., 1997.
- Habermas J. Vorstudien und Ergaenzungen zur Theorie des kommunikativen Handels. Suhrkamp, Frankfurt a. M., 1989.
- Hansen D. Die Kommunikationssituation als Kriterium fuer die Klassifikation von Sprachhandlungen // Sprachgermanistik in Skandinavien- Akten des nordischen Germanistiktreffens in Goteborg 5−8 Juni 1989. Goteborg, 1993. S. 57−69.
- Kommunikativfunktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989.
- Leech G. N. Principles of Pragmatics. London- N. Y., 1983.
- Linguistics in Context: Observation and Understanding, ed. Debrorah Tannen, Norwood, N. Y.: Ablex, 1988.
- Schiffrin D. Discourse Markers. Cambridge, 1987.
- Steiner E. H., Veltman R. (Eds.) Pragmatics, Discourse and Text: Some Sistematically Inspired Approaches. Norwood, 1988.