Диагностика и формирование когнитивно-моторных и когнитивно-интеллектуальных компонентов способностей одаренных детей и выявление их взаимосвязи
![Диссертация: Диагностика и формирование когнитивно-моторных и когнитивно-интеллектуальных компонентов способностей одаренных детей и выявление их взаимосвязи](https://westud.ru/work/4518890/cover.png)
Диссертация
Гуманизация и демократизация образования, перестройка учебного процесса на основе его глубокой дифференциации, невозможны без целостного понимания интеллектуальной и психомоторной деятельности школьников. При организации и совершенствовании системы непрерывного образования, как показывает передовой опыт, необходимо опираться на знания индивидуальных особенностей учеников, направлять процесс… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СПОСОБНОСТЕЙ
- 1. 1. Генезис представления о способностях в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 2. Развитие представления об одаренности в зарубежных и отечественных исследованиях
- 1. 3. Содержание некоторых аспектов структуры способностей
- 1. 3. 1. Структура познавательных способностей
- 1. 3. 2. Основные составляющие структуры психомоторных с пособностей
- 1. 4. Анатомо-физиологические и психические особенности развития детей младшего школьного возраста как факторные условия успешности формирования способностей
- 1. 5. Психологические условия формирования способностей школьников
- 1. 5. 1. Методологические аспекты и принципы формирования психомоторных способностей
- 1. 6. История изучения взаимосвязи психомоторных и интеллектуальных способностей в обучении и воспитании подрастающего поколения
Список литературы
- Аверина И. С., Трубников В. И. Анализ корреляционной структуры процесса запоминания. В кн.: Новые исследования в психологии. М., 1984, № 2. С.-31.
- Алиев X. М. Этюды о саморегуляции. М: Молодая гвардия, 1990.
- Ананьев Б. Г. Воспитание внимания школьника. М. Л.: Из-во АПН1. РСФСР, 1964.
- Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическаядиагностика // Вопросы психологии, 1968, № 6
- Ананьев Б. Г. О взаимосвязи в развитии способностей и характера //
- Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М: Из-во АПН РСФСР, 1956.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М: Наука, 1977.
- Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемыспособностей. М., 1962, с. 15−32 8 Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы. Учен. зап. ЛГУ, 1959, № 265
- Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства удетей. М: Просвещение, 1964. 1Q Анастази А. Психологическое тестирование // Под ред. К. М. Гуревича,
- В. И. Лубовского. Т.2. М., 1982. с. 366. 11. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М:
- Медицина, 1975 12 Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. 13. Анфимов 3. Н. Воспитание у учащихся внимания на уроке. В сб: Урокв начальной школе. М: из-во АПН РСФСР, 1951.
- Аутогенная тренировка. М., 1967.
- Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981. с. 96
- Богоявленская Д. Б., Ильясов И. И. Психологические условия длядифференцированного обучения одаренных детей // Вопросы психологии, 1987, № 6. с. 72−73
- Бодалев А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемыспособностей // Вопросы психологии, 1984, № 1. 26 Болтунов А. П. Измерительная шкала ума. Л., 1928
- Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологическойдиагностике. Киев: Наукова думка, 1989. 28 Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. с. 285.
- Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственномумоделированию // Дошкольное воспитание, 1982, № 3. с. 46−52
- Верджерио П. О благородных нравах и свободных науках. В кн.:
- Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сб. текстов. 4.2. Саратов, 1988.
- Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментаотное формированиевнимания. М: Московский университет, 1974
- Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М: Просвещение, 1986.-с. 19.
- Геллерштейн С. Г. Развитие восприятия времени под влияниемспециальных упражнений // Материалы совещания по вопросам психологии АПН РСФСР. 1957. — С. 206.
- Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и еговоспитании. М., 1938. с.206
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Подред. А. М. Матюшкина. М., 1965. с. 433−456 46 Голубева Э. А. Комплексное исследование способностей. // Вопросы психологии, 1986. — № 5.
- Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.
- Дидро Д. Собрание сочинений. М. Л., 1935, Т.2. — с. 237, 275
- Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания //
- Психологическая наука в СССР. М., 1959, Т.1. 5Q Дружинин В. Н. Ситуационный подход к диагностике познавательных способностей. В кн.: Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов, 1989.
- Дружинин В. Н. Тестирование познавательных способностей прирешении практических задач. В кн.: Развитие и диагностика способностей. М., 1991.
- Дьяченко О. М. Проблема развития способностей // Вопросыпсихологии, 1996, № 5. с. 98−100
- Завалишина О. Н. Психологическая структура способностей. В кн.:
- Развитие и диагностика способностей. М., 1991.
- Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышленияучащихся.// Вопросы психологии, 1990. № 6.
- Заика Е. В. Соотношение объема кратковременной памяти и точностивоспроизведения движений // Психологический журнал, 1993, Т. 14, № 3 -с. 126
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М: Педагогика, 1986. -с15−18
- Зинченко В. П. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
- Калмыкова 3. И. Обучаемость и принципы построения методов еедиагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975. с. 10−29
- Киреенко В. И. Психология способностей к изобретательнойдеятельности. М: Из-во АПН РСФСР, 1959
- Клименко В. В. Психомоторные способности юного спортсмена. Киев:1. Здоровья, 1987.
- Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека.
- Л: Из-во ЛГУ, 1960, Т.2. 66 Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1−2, М., 1982. 67. Конвенция о правах ребенка. В сб.: Права ребенка. М.: Новая волна. -1999.-С. 128.
- Коссов Б.Б. Познавательные процессы у спортсменов. Сенсорнаяоснова спортивного мастерства. М.: ВНИИФК, 1973. — Т.2. 72 Коссов Б. Б. Проблемы психологии восприятия. — М.: Высшая школа, 1971.
- Коссов Б.Б. Психологический контроль в спортивной борьбе // Научноспортивный вестник. № 5. — М.: Высшая школа, 1975.
- Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников.1. М: Просвещение, 1968
- Крутецкий В. А. Психология: учебник для уч-ся пед. училищ. М:
- Просвещение, 1986. с. 211, 249 76 Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л:
- Лейтес Н. С. О психофизиологических основах активности // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1975, вып. 1.-е. 14−36 82 Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., 1960. с. 215
- Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии, 1988, № 4.-с. 98−107
- Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М: Знание, 1984.-с. 6, 12
- Лейтес Н. С. Способности, труд, талант. М., 1961
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.-е. 280 87. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. с. 304 88 Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, № 1,-с. 7−17
- Ломов Б. Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М:1. Наука, 1984.
- Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 5-ти т. М., 1979.
- Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 5-ти т. М., 1979.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
- Ляудис В. Я. Память в процессе развития. М., 1976.
- Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросыпсихологии, 1989, № 6. с. 29−33
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-с. 208
- Матюшкин А. М., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросыпсихологии, 1982. № 4. с. 88−89. 102 Менчинская Н. А. Проблемы учения и развития. — В кн. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978
- Методики психодиагностики в спорте // В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов идр. М: Просвещение, 1990.
- Мифы народов мира, В 2-х т. // Гл. ред. С. А. Токарев. М: Российскаяэнциклопедия, Олимп, 1997.
- Озеров В. П. Актуальные вопросы оценки двигательных навыков иуспеваемости школьников по физическому воспитанию // В сб.:
- Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста". Кишинев, 1984. 106 Озеров В. П. Исследование сенсорного компонента спортивных способностей у юных атлетов-многоборцев. Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 1976. с. 24
- Озеров В. П. Методические рекомендации по развитию психомоторныхкачеств у студентов на занятиях по физическому воспитанию. Кишинев: КПИ им. С. Лазо, 1986.
- Озеров В. П. Психологические критерии отбора способныхлегкоатлетов-многоборцев // В сб.: Тезисы докладов III Всесоюзной конференции по проблемам юношеского спорта. М., 1973.
- Озеров В. П. Психологические основы диагностики и формированияпсихомоторных способностей у школьников и студентов. Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 1993. с. 38
- Озеров В. П. Психологические основы диагностики и формированияпсихомоторных способностей у школьников и студентов.// Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва, 1993.
- Озеров В. П. Психомоторное развитие спортсменов. Кишинев: Штиинца, 1983
- Озеров В. П. Развитие психомоторных способностей у школьников //
- Материалы республиканской конференции: «Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста». Изд-во «Штиинца», Кишинев, 1979.
- Озеров В. П. Теоретические аспекты диагностики и формированияпсихомоторных способностей у учащейся молодежи // Материалы республиканской научно-практической конференции по физической культуре и спорту. Оргеев, 1991.
- Озеров В. П. Формирование психомоторных способностей у студентов //
- Материалы съезда общества психологов СССР. Москва, 1989.
- Озеров В. П., Медведева Н. А., Майорова Д. А., Озеров Т. Л., Ярцева Т.
- Озеров В. П., Пашкова Ю. А. Некоторые концептуальные подходы кизучению когнитивных способностей.// Материалы научной конференции: «Университетская наука региону. Региональные проблемы образования». Ставрополь, 1998, 204с.- стр. 19−23.
- Озеров В. П., Соловьева О. В. Изучение динамики познавательныхспособностей учащихся в процессе традиционного и экспериментального развития // В сб.: Теоретические и прикладные проблемы психологии. Ставрополь, 1997. с. 85−86.
- Павлов И. П. Полное собрание сочинений. 2-е изд. Т. З. Кн. 1,2. М. Л., 1951.-c.27
- Педагогическая энциклопедия. М., 1965, Т.2
- Перепелица А. Д. Музыкальная культура и кризис эмоций // Вопросыпсихологии, 1990, № 3. С. 121−122.
- Петровский А. В. Психология о каждом и каждому о психологии. М:
- Издательство РОУ, 1996. с. 328. 132 Платонов К. К. Личностный подход в понимании психосоматических взаимодействий. — В сб.: Роль психологического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. М., 1972.
- Платонов К. К. Проблемы способностей. М: Наука, 1972
- Познавательные процессы и способности в обучении // Под ред. В.Д.
- Шадрикова. М., 1973 и 1976.
- Ратанова Т. А. Обучение младших школьников тонким двигательнымразличиям на уроках физкультуры // Вопросы психологии, 1990, № 2 -с. 82−84
- Роговин М. С. Современная когнитивная психология и проблемамышления. В кн.: Мышление: процесс, деятельность, общение. М., 1982.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. // Гл. ред. В. В.
- Давыдов. М: Большая российская энциклопедия, 1993. с. 608.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М: Учпедгиз, 1940, с.537−538
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. М: Педагогика, 1989, Т.2.-С. 122
- Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии, 1960, № 3. с. 108
- Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и принципиальные вопросыпсихологической теории // Тезисы докладов. Вып.З. М., 1959.
- Рудик П. А. Психология. — М.: ФиС, 1958. — с. 501.
- Рудик П. А. Психология спорта. М.: ФиС, 1967. 146 Рудик П. А. Психология. М.: ФиС, 1974.
- Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологическихразличий. М: Наука, 1979
- Сергиенко Л. П., Кореневич В. П. Взаимосвязь чувствительностикинестетического анализатора и психомоторики человека // Вопросы психологии, 1990, № 2. с. 132.
- Сеченов И. М. Избранные философские и психологическиепроизведения. М., 1947. с.416
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск:1. Харвест, 1997. с. 800.
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М: изд. АПН
- РСФСР, 1961.-с. 419 152 Теплов Б. М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. с.32
- Теплов Б. М. Способности и одаренность. Избранные труды в 2-х т., Т.1., 1. М., 1985.-с. 461
- Уманский Л. И. Психология организаторских способностей.
- Автореферат дис. докт. психол. наук. М., 1968
- Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах. М: Прогресс, 1987. -с. 495.
- Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М: Просвещение, 1991.-е. 53.
- Чуприкова Н. М. Время реакций и интеллект: почему они связаны (одискриминативной способности мозга) // Вопросы психологии, 1995, № 4 с. 65
- Шадриков В. Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность».
- Психологический журнал. Т.4. № 5, 1983
- Шадриков В. Д. О структуре познавательных способностей. //
- Психологический журнал, 1985, Т.6, № 3.
- Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант. В кн: Развитие идиагностика способностей. М., 1991. с. 9.
- Шадриков В.Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: развитиеи диагностика. М: Педагогика, 1990. с. 69.
- Шкаликов В. П., Шадриков В. Д. Взаимосвязь обучения и развития впроцессе освоения профессиональной деятельности. // Психологический журнал, 1984, Т.5, № 5.
- Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования.1. М&bdquo- 1926. с.404
- Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоениязнаний. М: Просвещение, 1996 166 Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., 1981.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М: Просвещение, 1983. с. 304.
- Ярошевский М. Г. Идеи Б. М. Теплова о переживании как феноменекультуры // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — с. 63−75.
- Cattel J. McK. The time of perception as a measure of differences in intensity.-Philos. St., 1902, p. 19.
- Ehrlich S., 1975. Apprentissage et memoire chez l’homme. Paris, P.U.F.
- Piaget J., Jnhelder В., 1966. La psychologie de l’enfant. Paris, P.U.F.
- Schiltz J. H. Das autogene training. Stuttgart, 1966.
- Schliemann H. Hlisstadt und Land der Trojaner. Leipzig, 1881.
- Woodwortn R.S., Schlosberg H. Experimental Psychology. N.Y., 1963.