Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-экономический механизм кадрового обеспечения рыночных реформ в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплексный анализ взаимосвязей динамики развития системы профессионального образования и кадрового обеспечения экономики позволяет сделать вывод о необходимости дифференцированного подхода к диагностике кадрового обеспечения экономических преобразований в России по различным категориям субъектов рынка труда. На первый план здесь выступает кадровое обеспечение предпринимательской деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Трудовой потенциал и его воспроизводство на современном этапе
    • 1. 1. Человек как субъект экономической жизни и особенности его трудового поведения в условиях рыночной экономики
    • 1. 2. Трудовой потенциал — понятие, виды и особенности
    • 1. 3. Современное состояние кадрового обеспечения экономики России
  • Глава 2. Анализ кадрового обеспечения экономических преобразований в России
    • 2. 1. Кадровое обеспечение предпринимательской деятельности
    • 2. 2. Обучение кадров, занятых управлением
  • Глава 3. Организационно-экономический механизм кадрового обеспечения рыночных реформ в России
    • 3. 1. Влияние изменения условий функционирования организации на качество подготовки рабочей силы
    • 3. 2. Организационно-экономический механизм кадрового обеспечения экономики в условиях формирования новой парадигмы национального образования

Организационно-экономический механизм кадрового обеспечения рыночных реформ в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема обеспечения экономических преобразований в России достаточно остра по отношению ко всем факторам производства, но особое значение она приобретает, когда речь идет о трудовом потенциале страны. От того, насколько активно проявляют себя граждане в экономической жизни общества, зависит успешность рыночных преобразований в России.

Задача адаптации населения к реалиям экономических реформ встала перед государством и обществом в начале 90-х годов XX века. Тогда на первый план вышли проблемы социально-психологической адаптации населения к изменениям в социально-трудовой сфере, перехода от всеобщей и обязательной занятости к занятости свободно избранной, но не гарантированной. Трансформация моделей экономического поведения работодателя и наемного работника практически обеспечила переход к рынку труда в современной России. Однако экономическая активность граждан и ее уровень, соответствующий потребностям экономического роста, сами по себе еще не обеспечивают качественных трансформаций трудового потенциала общества в условиях корректировки приоритетов экономических преобразований в стране. Сегодня речь идет не о темпах реформ, а о применении вектора их направленности в сторону обеспечения стабильного социально-экономического развития. Соответствующим образом должны быть скорректированы модели экономической и трудовой активности всех участников экономических преобразований в стране, а таковыми сегодня являются практически все субъекты социально-трудовых отношений. Поэтому формирование у наемных работников, предпринимателей, государственных чиновников таких знаний, умений и профессиональных навыков, которые соответствовали бы одновременно особенностям их трудовой деятельности и потребностям экономических преобразований в стране, является одной из важнейших для российского общества и государства задач на современном этапе их развития.

Кадровое обеспечение экономики, а тем более с точки зрения перспектив ее преобразования сегодня в России, не может быть признано достаточным. Об этом свидетельствуют достаточно широкие масштабы структурной безработицы, порождаемой несоответствием профессионально-квалификационных характеристик незанятого населения с требованиями вакантных рабочих мест. Кроме того, качественный уровень предпринимательского корпуса и управленческих кадров остается ниже, чем это объективно необходимо для обеспечения экономических преобразований в стране. Все это подтверждает необходимость возможно более быстрого решения проблем кадрового обеспечения экономических преобразований в России.

К настоящему времени в трудах отечественных и зарубежных ученых и практиков проблема воспроизводства трудового потенциала общества и его взаимосвязи с кадровым обеспечением экономики уже нашла определенное освещение. В числе авторов, внесших значительный вклад в разработку данной проблемы, следует назвать таких ученых, как Журавлев П. В., Зуев В. М., Иоффе М. Я., Карташов С. А., Корсак К., Костин JI.A., Кулапов М. Н., Одегов Ю. Г., Половинко B.C., Пономаренко Б. Т., Руденко Г. Г., Супян В., Чипсова JI.C., Эрроу К. Однако в работах названных авторов речь по преимуществу идет о кадровом обеспечении различных подсистем общества — экономики, социальной сферы, в том числе на уровне предприятия, региона, отрасли, народного хозяйства страны в целом. Проблема же кадрового обеспечения экономических преобразований пока остается недостаточно исследованной, что, на взгляд автора, порождает и невысокий уровень ее практического решения.

Для того, чтобы экономические преобразования в России отвечали интересам всех слоев общества, необходима реализация новых подходов к формированию трудового потенциала, в том числе с учетом изменившихся условий функционирования как отдельно взятых предприятий и организаций, так и экономики страны в целом. Одним из главных направлений решения названной проблемы может стать трансформация механизма кадрового обеспечения экономики в условиях новой парадигмы национального образования.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании процессов формирования трудового потенциала общества с позиций кадрового обеспечения экономических преобразований в России и разработки механизма кадрового обеспечения экономических реформ.

В соответствии с названной целью в ходе исследования решались следующие задачи: выявить роль и значение человека, как субъекта экономической жизни с позиций возможного управления формированием модели его трудового поведенияустановить взаимосвязи между моделями экономического и трудового поведения человека, формированием его трудового потенциала и трудового потенциала организации и обществаисследовать существующий механизм воспроизводства трудового потенциала с позиций кадрового обеспечения экономикипроанализировать кадровое обеспечение экономических преобразований в России дифференцировано по группам субъектов рынка труда: управленческие кадры, представляющие государственную властьпредприниматели (работодатели) — наемные работникивыяснить механизм влияния изменений внутренней и внешней сред бизнеса на процесс формирования различных видов трудового потенциала и качества подготовки рабочей силыразработать механизм кадрового обеспечения экономики в условиях новой парадигмы национального образования. Объектом исследования является трудовой потенциал России и система формирующих его факторов.

Предметом исследования является механизм кадрового обеспечения экономических преобразований в России.

Теоретико-методологическую основу исследования составили диалектический метод и системный подход к изучаемым закономерностям и процессам, а также труды российских и зарубежных ученых по проблемам экономики труда, рынка труда, управления персоналом, организации и экономики профессионального образования. Использовались методы логического и сравнительного анализа, экспертных оценок, структурного и функционального анализа, математической статистики.

Информационную базу исследования составили материалы Государственного комитета по статистике РФ, Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ, а также сведения, публикуемые в периодических научных изданиях и средствах массовой информации.

Научная новизна диссертации состоит в обосновании и разработке организационного механизма кадрового обеспечения экономических реформ в России.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем и представленные к защите, состоят в следующем: определена специфика формирования трудового потенциала человека на современном этапе научно-технического прогрессавыявлен механизм формирования стратегий образовательного поведения экономически активных граждан в условиях функционирования рынка трудаустановлены закономерности и особенности процесса формирования трудового потенциала в рамках общества, организации и на уровне отдельного индивидуума в условиях экономических преобразований в Россииобоснованы теоретические подходы к анализу процесса воспроизводства трудового потенциала общества с позиций кадрового обеспечения экономики и во взаимной увязке с развитием системы профессионального образованияпроанализированы динамика развития и структура системы профессионального образования в России, установлены роль и социально-экономическое значение каждой ее ступениосуществлена комплексная диагностика проблем кадрового обеспечения экономических преобразований в России дифференцировано по группам субъектов рынка труда: предпринимателям (работодателям), руководителям (в том числе представляющим государственную власть), наемным работникам (в том числе временно незанятым) — реализован подход к решению проблемы повышения качества подготовки рабочей силы с позиций учета того влияния, которое оказывают изменения во внешней и внутренней средах бизнеса на формирование трудового потенциала работника и организации, а в конечном итоге — и общества в целомразработан организационный механизм кадрового обеспечения экономических преобразований в России в условиях трансформации парадигмы национального образования. Практическая значимость результатов исследования обусловлена тем, что внедрение предложений автора по формированию организационного механизма кадрового обеспечения экономических преобразований в России позволит: повысить уровень обоснованности государственных программ в области профессионального образования, в частности при определении масштабов и направлений предоставления населению образовательных услуг на безвозмездной основеобеспечить руководителей предприятий и организаций методической базой для активного внедрения программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации наемных работников в практику повседневной кадровой работыконкретизировать направления государственной политики в области модернизации системы национального образования.

Реализация и апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были использованы в работе аналитического управления Аппарата Государственной думы Российской Федерации при подготовке ряда информационно-аналитических документов, а также в парламентских слушаниях по проблемам совершенствования образования (июнь 2000 г.) и научной конференции по проблемам развития науки (ноябрь 2000 г.).

Научно-исследовательский и учебный Центр оборонных проблем Академии военных наук включил ряд положений диссертации в аналитический отчет «Исследование, анализ и разработка системы формирования базы данных по государственным контрактам на создание объекта интеллектуальной собственности, а также по сметам финансирования приоритетных направлений», а также предполагает их дальнейшее использование при выполнении плановой научно-исследовательской работы «Государственное управление распоряжением правами государства на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».

Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации использовал результаты диссертации в процессе реализации тематического плана ВНИЦ на 2001 год по приоритетному направлению «Создание информационной системы учета и контроля объектов интеллектуальной собственности».

Теоретические положения диссертации докладывались и были одобрены на XIV Международных Плехановских чтениях (Москва-Ташкент, апрель 2001 года), на ежегодной сессии Академии труда и занятости и прошедшей в ее рамках научно-практической конференции «Система управления трудом в современной экономике России» (Воронеж, сентябрь 2001 года).

Публикации. По теме диссертации автором опубликованы две работы общим объемом 0,5 пл., в которых лично автору принадлежит 0,3 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, литературы и приложений. Содержание диссертации изложено на 167 страницах и включает 18 рисунков и 13 таблиц. Список использованной литературы содержит 151 наименование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования процессов формирования трудового потенциала общества и выявления степени и механизма их влияния на кадровое обеспечение экономических преобразований в России, автор пришел к следующим выводам:

1. Человек является ключевой фигурой в рамках любой экономической системы и в связи с этим выступает производителем и, одновременно, потребителем создаваемых им духовных и материальных благ. Поэтому степень участия трудоспособных граждан в экономической жизни общества детерминирует уровень его развития. В результате развития современных технологий процесс формирования трудового потенциала человека практически полностью переместился в рамки экономической подсистемы общества, что обусловлено также процессами глобализации. Экономическое поведение человека в этих условиях обусловлено реалиями рынка труда, требующего от каждого индивидуума осознанных действий по формированию конкурентноспособной рабочей силы. Важным направлением достижения устойчивого положения наемного работника в сфере труда и сохранения гарантий занятости является постоянное совершенствование профессионально-квалификационных характеристик индивидуальной рабочей силы с позиций конъюнктуры внешнего и внутреннего рынка труда. Названное совершенствование не менее актуально и значимо для предпринимателей (работодателей), от профессионализма которых зависит не только их личный успех, но и стабильность предприятия (организации). Именно поэтому принципиально важным с позиций кадрового обеспечения экономики является процесс перехода от модели экономического поведения человека к стратегии его образовательного поведения. Можно выделить следующие разновидности названной стратегии: максимальная, рациональная, минимальнаяпри этом каждая из них детерминирует положение представителей различных субъектов рынка труда (предприниматели и наемные работники) в сфере занятости. Одновременно происходит увязка экономических и социальных интересов общества, государства и индивида в процессе формирования трудового потенциала.

2. Категория трудового потенциала, как в сущностном, так и в понятийном аспекте, претерпела существенные изменения за последнее десятилетие. Это обусловлено переходом к принципиально иному типу экономической модели, а также деилогизацией экономической теории и практики. В связи с этим трудовой потенциал может трактоваться как явление внеисторическое. органически присущее экономике любого типа. Однако поскольку в рамках трудового потенциала интегративно переплетается способность к труду и мера ее реализации, то в каждый конкретный момент экономической истории страны он будет представлен совокупностью населения. При этом особое значение приобретает различение понятия «трудовой потенциал» применительно к отдельно взятым работнику, организации или обществу в целом, так как система управленческих воздействий, обеспечивающих формирование трудового потенциала на каждом обозначенном уровне, будет существенно отличаться одна от другой. Однако базовой, терминообразующей категорией следует признать «трудовой потенциал работника», так как именно она является основой для существования трудового потенциала организации и общества. Трудовой потенциал работника, рассматриваемый как совокупность психофизиологической, социально-личностной и профессионально-квалификационной подсистем, определяет модель его экономического и трудового поведения, а также результативность его трудовых усилий. Поэтому объективно необходимой и актуальной становится согласованность управленческих воздействий, исходящих от органов государственной власти и администрации организаций и направленных на формирование и эффективное использование трудового потенциала работника.

С позиций эффективного функционирования экономики на первый план выходит категория «кадровый потенциал», охватывающая фактически занятое население, т. е. работников, входящих в состав кадров конкретных предприятий и организаций. Исключение из состава кадрового потенциала временно не занятого населения или безработных обусловлено тем, что экономическая система общества в данный момент времени не признала необходимости их участия в производстве товаров и услуг, а достижение конкретных социально-экономических результатов общественного развития осуществлено без их трудового участия. 3. Кадровое обеспечение достижения оптимальных темпов и пропорций социально-экономического развития страны возможно лишь в условиях расширенного воспроизводства ее трудового потенциала. При этом, в условиях преобладания негативных тенденций в динамике демографических показателей, для современной России особое значение приобретает качественный аспект расширенного воспроизводства трудового потенциала, важнейшим фактором которого становится профессиональное образование. Поэтому оценить состояние кадрового обеспечения экономики страны с позиций перспектив дальнейших преобразований, призванных обеспечить экономический рост и социальную стабильность, возможно на основе комплексного анализа современной системы образования.

Профессиональное образование как система включает в себя общеобразовательную подготовку, все ступени собственно профессионального образования, а также различные формы повышения квалификации и переподготовки. В современной России в рамках практически каждого элемента системы профессионального образования существует свой комплекс проблем, однако следует отметить единые: снижение уровня доступности образования, что порождено резким снижением уровня жизни большинства населения страны и недостатком государственного финансированиянесовпадение содержания учебных программ с потребностями рынка труда, что приводит к невостребованности части трудового потенциала общества, падению престижа образования, нарушению соотношения между уровнем образования и величиной трудового дохода.

Неблагоприятным аспектом названных проблем следует считать то, что их наличие соседствует с относительно положительной динамикой общих показателей развития системы российского образования. Так, за период 1992;2000 годов произошла стабилизация и прекратилось снижение числа образовательных учреждений начального профессионального образования и численности учащихся в них, сократились темпы снижения численности выпускниковквалифицированных рабочих. Число учебных заведений среднего профессионального образования сократилось за указанный период на 2,7%, а численность учащихся — на 4%, что вполне может быть объяснено динамикой численности молодежи в возрасте 14−18 лет. Наиболее благоприятными выглядят тенденции развития высшего образования, в системе которого в период 1992;2000 годов отмечался рост числе вузов, численности обучаемых в них студентов и выпускников. Однако следует подчеркнуть, что отмеченная положительная динамика была достигнута за счет негосударственных вузов, а это значит, что выявленные ранее негативные социальные аспекты развития системы образования получили импульс к обострению. Кроме того, современный уровень обеспеченности экономики страны дипломированными специалистами по столь «модным» профессиям как «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Правоведение» уже превысил все рациональные рамки, что существенно усугубило проблему трудоустройства молодых специалистов — выпускников вузов.

4. Комплексный анализ взаимосвязей динамики развития системы профессионального образования и кадрового обеспечения экономики позволяет сделать вывод о необходимости дифференцированного подхода к диагностике кадрового обеспечения экономических преобразований в России по различным категориям субъектов рынка труда. На первый план здесь выступает кадровое обеспечение предпринимательской деятельности, так как именно предприниматель является ключевой фигурой рыночной экономики, инициирующей бизнес и обеспечивающей занятость наемных работников. Хотя образовательный уровень большинства российских предпринимателей достаточно высок (около 72% из них имеют высшее образование), многие из них нуждаются в получении дополнительных знаний, формировании специфических трудовых умений и навыков. Эта проблема могла бы быть успешно решена в рамках системы послевузовского образования, однако сдерживающим фактором здесь становится содержание учебных программ и качественные характеристики профессорско-преподавательского состава, не всегда соответствующие реальным потребностям рынка. В результате, по оценкам экспертов, спрос на бизнес-образование удовлетворяется в России на 5−7%, в Москве — на 15−20%. Поэтому требуется формирование принципиально новой системы подготовки и переподготовки предпринимательских кадров, ориентированной на развитие творческих способностей предпринимателя в зависимости от его принадлежности к конкретному бизнес-слою, возраста обучаемого. При этом система профессиональной подготовки предпринимательских кадров не должна ограничивать круг обучаемых только собственниками и руководителями предприятий и организаций. Целесообразно расширить рамки толкования термина «предпринимательская деятельность» на более широкий круг работников организации — менеджеров среднего и низового звеньев управления, а в перспективе — на весь персонал, входящий в кадровое ядро организации. Это позволит сформировать и развить предпринимательскую компоненту в деятельности наемных работников, что существенно увеличит конкурентные возможности организации. Следует учитывать, что ведущая роль в механизме профессиональной подготовки предпринимательских кадров должна принадлежать самой бизнес-среде, выступающей платежеспособным потребителем образовательных услуг, что позволит перераспределить финансовые ресурсы государства в пользу решения тех проблем кадрового обеспечения экономических преобразований в России, которые могут быть профинансированы только из государственного бюджета.

5. Достаточно специфическим представляется решение проблем совершенствования обучения кадров, занятых управлением, в том числе государственных служащих. Эффективность деятельности менеджера, работающего в органах государственной власти, во многом определяет методы и результативность экономических преобразований в России. Численность и состав государственных служащих, занятых в органах государственной власти на федеральном и местном уровне, имеет свои особенности, касающиеся половозрастной структуры работников. Традиционно более высокие должности на государственной службе занимают мужчины средней и старшей возрастных групп. Однако в настоящее время эта тенденция сглаживается, а также происходит перераспределение структуры государственных служащих по стажу работы, имеющемуся уровню образования, профилю профессиональной подготовки. Вместе с тем, в развитии кадрового потенциала государственной службы существует ряд отрицательных тенденций, связанных с ослаблением требований к претендентам на занятие вакантных должностей в органах управления, их низкой подготовкой именно к управленческой деятельности, отсутствием кадрового резерва профессионалов и высокой текучестью кадров. Поэтому необходим качественный переход к более совершенной системе подготовки государственных служащих, основанной на их сертификации. Именно сертификация позволит диагностировать и объективно оценить профессиональные, деловые и личностные качества государственного служащего, а также степень его соответствия занимаемой должности. Порядок проведения процедуры сертификации и оформления ее результатов необходимо должным образом алгоритмировать и формализовать с помощью системы профессиональных стандартов.

Организация процесса профессиональной подготовки и переподготовки управленческих кадров, базируясь на системах сертификации и стандартизации, должна дополняться специальными методиками обучения, учитывающими необходимость выработки таких умений и навыков, которые обеспечат эффективность деятельности менеджеров высшего звена в условиях экономических преобразований в России.

6. Рыночная экономика заведомо не может эффективно функционировать, если модель трудового поведения наемных работников не соответствует ее реалиям. Поэтому государство должно предпринимать меры по социально-психологической адаптации к изменениям, произошедшим в сфере труда и занятости в связи с осуществляемыми рыночными преобразованиями, тех работников, чья модель трудового поведения сформировалась во времена плановой экономики, то есть в условиях полной и гарантированной занятости населения. Именно граждане данной категории с наиболее высокой степенью вероятности становятся временно незанятыми (безработными). Их профессиональная подготовка и переподготовка своим предназначением имеет повысить уровень конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда, обеспечить их включение в систему реальной занятости. Особенностью профессионального обучения незанятого населения является то, что масштабы и структура подготовки должны (в гораздо большей степени, чем по иным видам и направлениям профессионального образования) быть ориентированы на сегодняшние потребности локального рынка труда конкретного населенного пункта. Именно поэтому приоритеты в структуре профессиональной подготовки безработных граждан должны быть смещены в пользу рабочих профессий, по которым в ряде регионов России уже ощущается дефицит кадров. Профессиональное обучение по рабочим профессиям особенно актуально для безработной молодежи, в том числе подростков в возрасте 14−17 лет, так как на плечи именно этой группы населения ляжет основная трудовая и демографическая нагрузка в будущем.

Представляется необходимым привлечение к участию в программах профессионального обучения безработных предприятий и организаций, которые могли бы организовать обучение на рабочих местах как в превентивном порядке (для работников, которых предстоит уволит в связи с сокращением объемов производства или приближающейся процедурой банкротства), так и для работников, которые направлены органами государственной службы занятости для трудоустройства, но чьи профессионально-квалификационные характеристики не в полной мере соответствуют требованиям рабочих мест. Это позволит снизить расходы государственных средств, направляемых на активную политику занятости, но не поколеблет механизма ее осуществления.

Основная задача профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения — повышение их конкурентоспособности и профессиональной мобильности с целью трудоустройства посредством представления гражданам различных образовательных услуг исходя из потребностей работодателей и прогнозов развития рынка труда. 7. В последние 10−12 лет испытывающие финансовые затруднения работодатели не уделяли достаточного внимания повышению профессиональной квалификации своих работников. Программы обучения работников на предприятиях ориентированы в основном на получение первичной квалификации, практически отсутствуют программы, связанные с подготовкой работников высших квалификаций. Недостаточное внимание уделяется мотивации работников по повышению профессионально-квалификационного уровня, отсутствуют специалистыорганизаторы внутрифирменного обучения, имеющие специальную подготовку;

В этой связи встает задача последовательного формирования внутрипроизводственной системы обучения и повышения квалификации кадров, содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве по следующим направлениям: а) в области создания механизмов государственного воздействия на качество кадров: ввести порядок государственной аккредитации предприятий и организаций в органах по труду и занятости субъектов Российской Федерации на право присвоения общероссийских квалификаций в соответствии с требованиями ЕТКСорганизовать систему сертификации персонала в Российской Федерации, что позволит повысить качество и конкурентоспособность рабочей силыпереработать ЕТКС и КС в части повышения уровня требований к работнику, поэтапному сближению в наименованиях и классификации профессий и видов работ с принятыми в ЕСосуществить систему мер государственного воздействия на предприятия в целях внедрения систем полного контроля качества, производительности, гуманизации труда и др. б) в области совершенствования системы финансирования подготовки персонала на предприятиях предусмотреть определение нормативов минимальных ежегодных затрат работодателей на подготовку и переподготовку персонала. в) в области создания инфраструктуры развития кадрового потенциала предприятий и организаций: разработать Федеральную программу содействия развитию персонала на производстве до 2005 годаорганизовать на предприятиях массовую переподготовку и сертификацию рабочих, специалистов, руководителей по профессиональным стандартам, соответствующим международным требованиям.

8. Сформулированные в диссертации предложения по совершенствованию профессионального образования различных групп и категорий экономически активного населения могут быть сведены в рамки единого организационно-экономического механизма кадрового обеспечения рыночных преобразований в России. Этот механизм в обязательном порядке должен учитывать те изменения условий функционирования предприятий и организаций, которые порождены социально-экономическими реформами в стране.

Глобализация экономики и постиндустриальные тенденции ее развития, внедрение новых информационных технологий существенно изменили внешнюю и внутреннюю среды бизнеса. Это породило волну изменения требований к качествам работников, причем не только к их профессионально-квалификационным характеристикам, но и к уровням их профессиональной и социальной мобильности. В зависимости от этих уровней, а также от принадлежности работников к конкретным функциональным группам, возможен переход от механистической модели управления к интрапренерству, осуществляемый в условиях трансформации корпоративной культуры организации. Эти изменения коснутся, по преимуществу, кадровой политики организации и внутрифирменных программ профессиональной подготовки.

Во внешней же среде бизнеса основное внимание должно быть уделено разработке новой парадигмы национального образования, реализация которой призвана обеспечить кадровую составляющую экономических преобразований в России. Поскольку названные преобразования базируются на демократизации общественной жизни, то в рамках смены парадигмы национального образования необходим переход от ее адаптационного типа к гуманистическому. На практике это должно трансформироваться в усиление роли и значения в управлении образованием различных общественных структур, таких как: общественные организации учащихся и их законных представителей, попечительские советы образовательных учреждений, региональные и отраслевые фонды поддержки образования, профессиональные союзы работников системы образования, общественные научные и педагогические организации работников системы образования. Корректировка приоритетов управления профессиональным образование на основе принципов гуманистической парадигмы национального образования позволит усовершенствовать механизм его финансирования. Должны быть расширены источники финансирования деятельности образовательных учреждений в зависимости от их подчиненности, формы собственности образовательного учреждения, его отраслевой принадлежности. Особое значение при этом приобретут целевые государственные программы поддержки конкретных сегментов рынка образовательных услуг. В результате финансирование образовательных программ окажется ключевым инструментом организационного механизма кадрового обеспечения экономических преобразований в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Х., Олегов Ю. Г. Управление трудовым потенциалом в условиях регулируемой рыночной экономики. -Ташкент: Мехнат, 1991.
  2. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.
  3. Г. Предприятие будущего: структура, методы и стиль руководства. -М.: Международные отношения, 1997.
  4. А.Г., Безденежных В. М. Высшее образование и рынок труда: обзор европейских тенденций. М.: Изд-во ВАВТ, 1994.
  5. А.Г., Гретченко А. И. Рынок труда и профессиональное образование. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1998.
  6. Н. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  7. С.Н., Мамаева В. Ю. Введение в экономическую психологию. Омск, Изд-во ОмГУ, 1998.
  8. С.А., Зуев В. М. Кадры экономистов в условиях рынка. -М.: Экономика, 1992.
  9. Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.: ЮНИТИ, 1997.
  10. Г. Человеческий капитал. Главы из книги // США: Экономика, политика, идеология, 1993, № 11.
  11. JI.C., Сидоров В. А. Качество работы: роль человеческого фактора. М.: Экономика, 1990.
  12. Т., Тапилина В. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы. // Социологические исследования, 2001, № 6.
  13. С.С., Горелов Н. А., Красковский Ю. В. Кризис и труд: реструктуризация предприятий. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУЭФ, 1999.
  14. В.Б. Управление персоналом организации в процессе нововведений. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000.
  15. Н. Учитесь учиться! // Персонал, 1998, № 2.
  16. В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа. //Социологические исследования, 1994, № 10.
  17. В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристь, 1998.
  18. X. Менеджмент в подразделениях фирмы: Предпринимательство и координация в децентрализованной компании. М.: ИНФРА-М, 1996.
  19. О.С., Наумов А. Н. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс: Учебник для вузов. М.: МГУ, 1995.
  20. Водачек JL, Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: Экономика, 1989.
  21. В.П. Воспитательное воздействие на личность: многоуровневая модель. Пенза, 1998.
  22. В.К. Развитой социализм: труд и НТР. Очерки теории труда. М.: Политиздат, 1984.
  23. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование.- М.: Дело, 2000.
  24. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. -2-е изд., доп. М.: МНИИПУ, 1997.
  25. А.А., Сорокин В. В. Российский директор в рыночной экономике. М.: Экономика, 1996.
  26. Государственная поддержка предпринимательства: концепция, формы и методы. М.: Центр комплексных социальных исследований и маркетинга, 1995.
  27. М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М.: Дело ЛТД, 1993.
  28. Л., Ковалева Н. Подготовка управленческих кадров в сфере инновационного менеджмента. // Человек и труд, 2001, № 5.
  29. Губернаторы России: Краткий биографический справочник. М., 1996.
  30. В.В. Организационно-экономические основы развития предпринимательства в трансформационный период. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата экономических наук, М., 2001.
  31. Л.С. Трудовой потенциал общества и социальная политика. М: Наука.
  32. Г. Управление персоналом. М.: БИНОМ, 1997.
  33. В.В., Половинко B.C. Управление персоналом научно-производственных организаций. М.: Информ-знание- Омск: Изд-во «Наследие», Диалог-Сибирь, 2001. I
  34. В.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: СПбГУЭФ, 1999.
  35. В.А., Кибанов, А .Я., Одегов Ю. Г., Пихало В. Т. Управление персоналом.- М.: Академия, 2000.
  36. О.С., Половинко B.C. Экономическое поведение работников на рынке труда. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001.
  37. П.В. Глобализация процесса труда. / Сб. «Российская экономика в условиях глобализации мирового хозяйства». М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2001.
  38. П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Персонал. Словарь понятий и определений. М.: Экзамен, 2000.
  39. Закон Российской Федерации «Об образовании», 2-е изд.- М.: Изд-во «Ось-89», 2001.
  40. В.М. Человеческий фактор современного производства и роль образования в его формировании. // Экономический вестник, 2000.
  41. Ю.И. Последипломное образование управленческих кадров в современных условиях. М.: Луч, 1993.
  42. П. Человек и производство. // Экономист, 2001, № 1.
  43. Известия Академии труда и занятости, 1999, № 3−4.
  44. Интеллектуальный капитализм.//Персонал, 2000, № 5.
  45. Как работают японские предприятия. М.: Экономика, 1989.
  46. Л. Каждому по способности.//Персонал, 1998, № 3.
  47. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. -М.: Экономика, 1991.
  48. И. Экономическая маргинализация и формирование трудового потенциала. // Человек и труд, 2001, № 2.
  49. С.А., Одегов Ю. Г. Рынок труда: проблемы планирования и управления (на примере г. Москвы). М.: Финстатинформ, 1998.
  50. JI.B. Обучение персонала: современные тенденции и проблемы./ сб. научных трудов «Экономика и труд». Омск: Изд-во ОмГУ, 2001.
  51. А.И. Экономическая психология. М.: Экономика, 1987.
  52. В.В., Руденко Г. Г. Внутренний рынок труда в условиях трансформации корпоративной культуры фирмы. М.: М-Мега, 2001.
  53. Д. Инновационная деятельность как форма труда и развития бизнеса. // Человек и труд, 2001, № 2.
  54. О., Околелых И. Качество занятости может стать ограничителем экономического роста. // Человек и труд, 2000, № 9.
  55. М. Капиталистическая интеграция в сфере образования. // Вопросы экономики, 1984, № 7.
  56. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.
  57. Корпоративная культура: опыт, проблемы и перспективы развития. М., 2001.
  58. К. КПД выпускника. // Персонал, 1998, № 3.
  59. К. В XXI век с новой парадигмой национального образования. // Персонал, 2000, № 1.
  60. Н.В. Количественная оценка содержательности труда. -М.: Экономика, 1987.
  61. А.И. Трудовые организации: структура функций, поведение. М.: Наука, 1991.
  62. Круден, Герман Дж., Шерман, Артур У. Зарубежный опыт управления персоналом: в 3 ч./ Пер. с англ. Н. П. Володиной и др. М.: Изд-во РАГС при Президенте РФ, 1998.
  63. М.Н., Кармишина О. Н. Контроллинг образования: проблемы и пути их преодоления. / сб. материалов международной научной конференции «Трансформация экономики в Центральной Европе». Клайпеда: Изд-во Клайпедского ун-та, 2001.
  64. В., Удовиченко В., Опалева В. Образование как фактор стабильности и национальной безопасности.//Экономика Украины, 1998, № 1.
  65. И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. М.: УЦ «Перспектива», 1997.
  66. А., Рыкова Е., Гринько В. Профобразование и рынок труда: прямая зависимость. // Человек и труд, 2000, № 8.
  67. В. Компания на рубеже веков: от механистической модели управления к интрапренерству.//Персонал, 2001, № 5.
  68. М.И., Куработа М. Б. Современные персонал-технологии. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.
  69. Э. Контроллинг как система мышления и управления. М.: Финансы и статистика, 1993.
  70. Мерсер Д. IBM: управление в самой преуспевающей корпорации мира. М.: Прогресс, 1991.
  71. М.Х., Альберт А., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1992.
  72. Мир за неделю, 2000, № 16.
  73. П. От старых форм к новым реалиям в управлении.// Персонал, 2001, № 6.
  74. Модели и методы управления персоналом./ Под ред. Е. Б. Моргунова.- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.
  75. Я. «Тойота». Методы эффективного управления. М.: Экономика, 1989.
  76. Е.Б. Управление персоналом: исследования, оценки, обучение.- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
  77. А. Сделано в Японии / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
  78. С. Управление человеческими ресурсами. М.: Инфра-М, 2000.
  79. Р. Повышение качества трудовых ресурсов. // Человек и труд, 2001, № 9.
  80. Население и трудовые ресурсы: Справочник / Сост. А. Г. Новицкий -М.: Мысль, 1990.
  81. А. Экономический рост и кадровый потенциал России. // Человек и труд, 2000, № 10.
  82. Д., Девис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. СПб.: Питер, 2000.
  83. Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналом. М.: Финстатинформ, 1997.
  84. Ю.Г., Руденко Г. Г., Митрофанов Н. Г. Рынок труда и социальное партнерство. М.: Хронограф, 1998.
  85. С.М. Моделирование профессиональной деятельности как элемент кадровой политики. М.: Информ-Знание, 1999.
  86. А.С. Трудовой потенциал в системе управления производством. М. Изд-во МГУ, 1983.
  87. Е. Управление в квадрате.// Персонал, 1998, № 2.
  88. О.Ю. Маркетинг-менеджмент рынка труда. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000.
  89. Постановление Правительства РФ «О Государственном плане подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2000/2001 2002/2003 учебных годах» № 598 от 16 августа 2000 г.
  90. М.Л., Филиппов А. В., Якутии Ю. В. Менеджмент, маркетинг, персонал. М.: АКДИ, 1997.
  91. Л.А. Адаптация человека в переходной экономике: модификация стратегий, ценностей, норм // Общество и экономика, 1998. № 7,8.
  92. Ф. Дж. ИБМ. Взгляд изнутри: человек, фирма, маркетинг. М.: Прогресс, 1990.
  93. Российское предпринимательство: социальный портрет. М., 1994.
  94. Г. Г., Волковский А. В. К вопросу о структуре трудового потенциала. // Известия Академии труда и занятости, 2001, № 3−4.
  95. Г. Г., Волковский А. В. Трудовой потенциал понятие и особенности проявления. /Тезисы докладов XIV Международных Плехановских чтений. — М.: Ташкент: Изд-во Рос. экон.акад., 2001.
  96. Г. Г. Внутренний и внешний рынки труда: механизм сбалансированного развития. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1999.
  97. Г. Г. Опыт формирования российского рынка труда. / сб. «Актуальные проблемы усиления социальной направленности экономики России (вопросы теории и практики)». М.: Изд-во РАГС при Президенте РФ, 1999.
  98. Г. Г. Финансово-кредитное регулирование социальной политики государства. / сб. научных трудов «Экономика современной России: проблемы развития». М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1998.
  99. В.З. Управление персоналом в условиях цикличного развития производства. М.: Альтекс, 2000.
  100. А.К., Зайцев Г. Г., Лигиманова Н. В., Дягилева Н. В. Управление персоналом организации.- Санкт-Петербург: Питер, 2001.
  101. В.А. Общие проблемы науки в России. Сб. Пути преодоления невостребованности науки в России. М.: Изд-во Государственной Думы РФ, 1999.
  102. Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й. Х. Управление по результатам / Пер. с финского. М.: Прогресс, 1993.
  103. Э.Р., Сотникова С. И. Маркетинг рабочей силы: социально-экономический анализ. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  104. Г. П., Чижова Л. П. Трудовой потенциал страны. М.: Знание, 1982.
  105. Д.С. Управление производительностью / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.
  106. М.И., Баландин И. Ю., Титов А. И. Трудовой потенциал социалистического общества. -М.: Экономика, 1987.
  107. Г. Э. Социальная экономика плюс социальная организация труда. // Человек и труд, 2001, № 7.
  108. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.: Инфра-М, 1996.
  109. Л. Новые подходы к подготовке кадров для малых предприятий. // Человек и труд, 2000, № 12.
  110. Современная российская экономика. Словарь-справочник. М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.
  111. Г., Смолян Г. Человеческий потенциал (размышления о содержании понятия) // Человек, 1997, № 5.
  112. А., Вишневская Л. Перестать готовить безработных. // Человек и труд, 2000, № 6.
  113. Социологические исследования, 1995, № 3.
  114. Г., Лылова О. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодежи. // Вопросы экономики, 1998, № 1.
  115. Д.А., Долан Э. Г. Введение в бизнес / Пер. с англ. — Ижевск: Странник, 1991.
  116. В. Профессиональное образование в США: тенденции развития //Человек и труд, 2000, № 1,2.
  117. В. США: сфера труда на пороге XXI века. // Человек и труд, 2000, № 12- 2001, № 1.
  118. .М. Система управления трудом в развитом социалистическом обществе. -М.: Экономика, 1983.
  119. B.JI. Опыт эмпирического исследования экономического поведения. //Вестник МГУ. Серия 6. Экономика, 1994, № 3.
  120. Технология управления социально-экономическим развитием муниципального образования. М.: Изд-во рос. экон. акад.- Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 2001.
  121. Л.А., Баринов В. А. Кадровое обеспечение научно-технического прогресса. М.: Наука, 1991.
  122. Н., Деванна М. А. Лидеры реорганизации: из опыта американских корпораций. М.: Экономика, 1990.
  123. М. Социальные издержки реформ. // Экономист, 2001, № 7.
  124. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: Флинта, 1998.
  125. А.И. Социальное измерение государственной кадровой политики. // Человек и труд, 2001, № 7.
  126. М.В. Социология управления: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998.
  127. Указ Президента РФ «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» № 774 от 23 июля 1997 г.
  128. Управление организаций: Учебник для вузов / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 1998.
  129. Управление персоналом/ Под ред. С. И. Самыгина.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  130. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  131. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под научной ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М.: МГУ, 1997.
  132. Управление персоналом организации/ Под ред. А.Я. Кибанова- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Инфра-М, 2001.
  133. Управление трудовыми ресурсами: Справочное пособие. Под. общ. ред. Костина Л. А. М.: Экономика, 1987.
  134. П. Экономический образ мышления. М.: Дело, 1992.
  135. Ф. Пагубная самонадеянность (ошибки социализма). М.: Новости, 1992.
  136. К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства. М.: ИНФРА-М, 1996.
  137. М. О подходе к изучению вопросов профессиональной подготовки и переподготовки граждан. // Вопросы статистики, 1996, № 8.
  138. Финансовые известия, 1995, 27 апреля.
  139. К.В., Махутов Н. А. Перспективы научно-технического развития России./ сб. Пути преодоления невостребованности науки в России. М.: Изд-во Государственной думы РФ, 1999.
  140. Д. Прогноз воспроизводства человеческого капитала -необходимый элемент экономической стратегии. // Человек и труд, 2001, № 3.
  141. С.В. Управление персоналом современной организации, М.: 1997.
  142. Р. Японские методы управления производством. М.: Экономика, 1988.
  143. Шредер Герменн А. Руководить сообразно ситуации. М.: СП «Интерэксперт», 1994.
  144. Эксперт, 1999, № 15, 19 апреля.
  145. Экономика и жизнь, 1999, № 9.
  146. Экономика и жизнь, 2000, № 25.
  147. К. Информация и экономическое поведение. //Вопросы экономики, 1995, № 5.
  148. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.
  149. Allan A.Gibb. Training the Trainer for Small Business. Durham Vniversity. Business School, Small Business Centre.
  150. Handwoerterbuch fuer Personalwesen. Hamburg, 1991.
Заполнить форму текущей работой