Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Феномен праздника и его место в русской духовной культуре: На материалах Северо-Западного региона России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Праздничные традиции не раз являлись объектом изучения таких наук, как социология, этнография, фольклористика, философия, искусствоведение и др., однако в последнее время анализу подвергается именно русская традиция в контексте изучения праздников как важнейшего вида духовных ценностей. Эта традиция оказывается в сфере интересов философии культуры и философской антропологии. Глубинными… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Народные праздники как ценности русской духовной культуры
    • 1. 1. Ценности духовной культуры как социальное явление
    • 1. 2. Традиция как ценность и ее место в праздничной культуре
    • 1. 3. Славянские традиционные праздники и ритуалы в контексте русской культуры
  • Глава II. Место праздников в культурной жизни Северо — Западного региона России. т II.I. Культурологические основания феномена советских праздников на материалах Северо — Запада России)
    • II. 2. Культурные и духовно-нравственные особенности карнавальной традиции в г. Санкт- Петербурге и Царском Селе

Феномен праздника и его место в русской духовной культуре: На материалах Северо-Западного региона России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятия праздничной культуры, праздника, ритуала относятся к числу основных в культурологическом знании. Их содержанием выступают традиции духовности. Для современной России жизненно важным становится то, чтобы духовность стала всеобщим смыслом деятельности государства и народа. Следовательно, анализ проблемы духовности, ее реализации в человеческой деятельности, в том числе и праздничной, приобретает как теоретическое, так и практическое значение.

Представляя ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 года В. В. Путин сказал, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели — не только материальные. Не менее важные — духовные и нравственные цели. Необходимо, чтобы духовность стала всеобщим смыслом государственной политики, а государство — механизмом реализации духовности. Поэтому анализ проблемы духовности, ее реализации в человеческой деятельности, в том числе и праздничной становится особенно актуальным.

Как справедливо отмечает современный философ П. С. Гуревич, не только в нашей стране, но и во всем мире в настоящее время происходит антропологический поворот.1 На исходе XX века обнаружился интенсивный запрос на анализ специфически человеческого, потому что прежние попытки обоснования духовных ценностей посредством обращения к абсолютной идее, материальному производству, социальной функциональности и т. п. не привели к желаемому результату.

С конца 80-х гг. XX века отечественная философия культуры и философская антропология все более обращается к вопросам духовно-нравственным. Нравственность, по определению словаря русского языка С. И. Ожегова, — это «духовные и душевные качества, необходимые.

1 Гуревич П. С. Философская антропология. М., 1997.С. 78. человеку". Сегодня формируются основы новых ценностных ориентиров русской культуры и российского общества. Важнейшей задачей становится духовное оздоровление общества. Существенным ресурсом в решении этой задачи является народная традиционная культура. Поэтому обращение к феномену праздника и выявление его места в духовной культуре весьма актуально.

Феномен праздника — один из наиболее устойчивых элементов духовной культуры. Следует особо подчеркнуть, что праздник всегда пронизывал культуру по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Само существование праздника определяется смыслосодержательным полем культуры.

Сегодня при организации праздников широкое распространение получило использование карнавала как формы праздничной культуры. Пристальное внимание к карнавалу обусловлено тем, что в нем осуществляется преемственность народных традиций, что особенно актуально на сегодняшний день, когда набирает силу процесс возрождения праздничной культуры страны.

Степень научной разработанности проблемы.

Праздничные традиции не раз являлись объектом изучения таких наук, как социология, этнография, фольклористика, философия, искусствоведение и др., однако в последнее время анализу подвергается именно русская традиция в контексте изучения праздников как важнейшего вида духовных ценностей. Эта традиция оказывается в сфере интересов философии культуры и философской антропологии. Глубинными характеристиками русской духовности выступают такие ценности как стремление к целостному восприятию мира, к соборности, а также чувство космического. Проблема ценностей является предметом анализа различных областей культурологического и философского знания. Она входит в круг интересов классической антропологии2. Ее актуальность связана в первую очередь с практическими потребностями духовной жизни человека. Изменения, происходящие в духовной сфере, вызывают пересмотр и переосмысление содержания праздников, самого понимания праздничного. Обращение к исследованию феномена праздника, его эволюции в русской культуре способствует выявлению традиционных стереотипов праздничного поведения, традиционных ценностей, национальных основ культуры, что выступает задачей философии культуры.

В исследованиях философов и теоретиков культуры праздник рассматривался по следующим проблемам: праздник и культура (М. М.

3 4 5.

Бахтин, А. Я. Гуревич, В. В. Иванов) — праздник и игра (И.

Хейзинга6) — праздник и смеховая культура (М. М. Бахтин, Д. С.

Лихачев7, Ю. М. Лотман8, А. М. Панченко9, В. Я. Пропп10, Б. А.

Успенский11 и др.). Данные работы содержат ряд методологических выводов и обобщений, с позиций которых ведется изучение праздника как феномена духовной культуры.

Можно выделить обширный пласт литературы социологического характера, где праздник определяется как общественный институт,.

12 отражающий уклад жизни, сферу идеалов, традиции (Я. П. Белоусов, А.

2 См.: Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. М., 2001; Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989 и др.

3 См.: Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

4 См.: Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

5 См.: Иванов В. Дионис и прадионисийство/ Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб., 2003.

6 См.: Хёйзинга Й. Человек играющий.- Homo Ludens: Статьи по истории культуры. М., 2003.

7 См.: Лихачев Д. С. Смех в Древней Руси. J1,1987.

8 См.: Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Бытовые традиции русского дворянства (XVII — нач. XIX в.). СПб., 1998.

9 См.: Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

10 См.: Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М., 2002.

11 См.: Успенский Б. А. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1996.

12 См.: Белоусов Я. П. Праздники новые и старые. Алма-Ата, 1974.

В. Бенифанд13, К. Жигульский14, А. А. Руднев15, Д. М. Угринович16 и др.). В социальной педагогике праздник рассматривается как тип социальной связи, с целью эффективного воздействия на личность (Д. М. Генкин17, А. А. Конович18, Е. В. Руденский19 и др.).

Исследование различных видов праздников в городской культуре.

ЛЛ I нашли отражение в работах А. М. Конечного, Е. Э. Келлер, А. Ф.

22 23.

Некрыловой, О. В. Немиро и др. В этнографической науке праздник предстает как аккумулятор национальных традиций, обрядов и обычаев (А. К. Байбурин24, М. М. Громыко25, В. И. Чичеров26 и др.).

В культурологических исследованиях разработка проблем праздника осуществляется по следующим направлениям: карнавальная культуратипология карнавальной и маскарадной культур в литературных текстахроль праздничной традиции в нравственном и эстетическом формировании личности. При изучении карнавала как формы праздничной культуры классическими являются работы JI. А. Абрамяна, А.Ф.

13 См.: Бенифанд А. В. Праздник: сущность, история, современность. Красноярск, 1986.

14 См.: Жигульский К. Праздник и культура. М., 1985.

15 См.: Руднев В. А. Советские праздники, обряды, ритуалы. JL, 1979.

16 См.: Угринович Д. М. Обряды. За и против. М., 1975.

17 См.: Генкин Д. М. Массовые праздники. М., 1975.

1 Я.

См.: Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М., 1990.

19 См.: Рудепский В. А. Воспитательные функции общения в массовом празднике. JI., 1980.

20 См.: Конечный А. М. Петербургские балаганы // Панорама искусств. 1985. № 5- Конечный А. М. Петербургские народные гуляния на масляной и пасхальной неделях//Петербург и губерния. JI., 1989; Конечный А. М. Раек — народная забава: (О русских народных праздниках и зрелищах) // Декоративное искусство СССР. 1986. № 9.

21 См.: Келлер Е. Э. Праздничная культура Петербурга. СПб., 2001.

22 См.: Некрылова А. Ф. Русские народные праздники, увеселения и зрелища. Конец XVII — нач. XX в. Л., 1988.

23 См.: Немиро О. В. Праздничный город: Искусство оформления праздников: История и современность. Л., 1987.

24 См.: Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Л., 1993.

25 См.: Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991.

26 См.: Чичеров И. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVIXIX веков: Очерки по истории народных верований. Новая серия. М., 1957.

27 См.: Абрамян Л. А. Смех как побочный продукт и движущая сила праздника.

Смех: истоки и функции. СПб., 2002.

Анисимова28, Е. В. Аничкова29, В. П. Даркевича30, А. Ф. Еремеева31, JL Леви-Брюлля32, К. Леви-Строса33, В. И. Лях34, И. М. Снегирева35, А. Я. Флиера36, И. Р. Шароева37, С. Шаумяна38, К. Юнга39 и других.

Данная диссертация представляет собой опыт философского и культурологического исследования феномена праздника и определения его места в русской духовной культуре СевероЗападного региона России.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования — философский и культурологический анализ феномена праздника и выявление его места в духовной культуре. Проанализировать карнавал как форму праздничной культуры с позиций философско-культурологического знания на примере праздничной культуры Северо — Запада России.

В соответствии с целью диссертации ставятся следующие задачи: — обобщить основные подходы к исследованию роли и места духовных ценностей в культуревыявить значение традиционных ценностей в формировании культуры личностипроанализировать содержание и структуру праздника как философско-культурологическую категорию;

•чо.

См.: Анисимов А. Ф. Духовная жизнь первобытного общества. M.-JL, 1996. См.: Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. СПб., Ч. 1.1903. 4.3.1905.

30 См.: Даркевич Е. П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве XI — XVI вв. М., 1992.

31 См.: Еремеев А. Ф. Происхождение искусства: Теоретические очерки. М., 1970.

32 См.: Леви — Брюль JI. Первобытное мышление. JI., 1930.

33 См.: Леви-Строс К. Путь масок: Пер. с фр. М., 2000.

34 См.: Лях В. И. Культурогенез как категория теории культуры// Культурологическое образование: состояние, проблемы, перспективы: Матер.рег. теоретико-метод. конф. Краснодар, 2000. —.

35 См.: Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды.

Ч. 1.М., 1990.

36 См.: Флиер А. Я. Культурогенез в истории культуры // Общественные науки и современность. 1995. № 3.

37 См.: Шароев И. Г. Театр народных масс. М., 1978.

38 См.: Шаумян С. С. Зрелищные формы культуры от истоков до зрелости. Краснодар, 2001.

39 См.: Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. А. А. Юдина. М., Киев, 1997. определить основные функции народного праздникавыявить историческую эволюцию ценностных концепций праздника в русской духовной культурепроанализировать карнавал как механизм коммуникации субъектов культуры, выявить особенности карнавала, объективные закономерности его развития и функционирования на материалах Северо — Запада России.

Объектом исследования выступает праздник как феномен духовной культуры и карнавал как составляющая этого феноменапредметом исследования является выявление культурологических оснований отечественной праздничной культуры на материалах СевероЗападного региона России.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования.

В ходе анализа феномена праздничной культуры использован аксиологический метод, позволяющий исследовать динамику духовного в культурепринципы конкретности, историзма и взаимосвязи. Для понимания рассматриваемой проблемы теоретико-методологическим основанием стали труды М. М. Бахтина40, А. Я. Гуревича41, Д. С. Лихачева42, 10. М. Лотмана43, Й. Хейзинги, раскрывающие разнообразные аспекты теории праздника и карнавала. В диссертации в качестве источников приведены исследования Н. А. Бердяева44, Н. И. Ворониной45, Г. Д. Гачева46, И. А. Ильина47, В. К. Кантора48, К.

40 См.: Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

41 См.: Гуревич А. Я. Ментальность // Опыт словаря нового мышления. М., 1989.

42 См.: Лихачев Д. С. Смех в древней Руси // Избр. р. в 3 т. JI., 1987.

43 См.: Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Бытовые традиции русского дворянства (XVII — нач. XIX в.). СПб., 1994.

44 См.: Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.

45 См.: Воронина Н. И., Николаева Е. А. Уникальные ценности провинциальной культуры. М., 1999.

46 См.: Гачев Г. Национальный космо-психо-логос // Вопросы философии. 1994. № 2.

47 См.: Ильин И. А. Собр.соч. В 10 т.Т.1. М., 1997.

Касьяновой49, И. В. Кондакова50, Н. О. Лосского51, X. О. Ортеги — иГассета52, В. В. Розанова53, Э. В. Соколова54, Г. П. Федотова55 и др.

Научная новизна исследования. В целом диссертационная работа может быть охарактеризована как комплексное философско-культурологическое исследование феномена праздника и определения его места в отечественной духовной культуре. В процессе исследования получены результаты, которые можно квалифицировать как новые: 1. Обоснована продуктивность ценностного подхода к выявлению значения народных праздников в русской духовной культуре ;

2. Определены функциональные особенности праздника, выявлены его историческое место в отечественной культуре;

3. Прослежена эволюция праздника в духовной культуре, как на хронологическом, так и на смысловом уровнях.

4. Рассмотрен советский праздник как «ценностное» основание советской культуры на примере Северо-Западного региона России.

5. Раскрыты особенности карнавала как системы социальных и культурных факторов на материалах г. СанктПетербурга и Царского Села. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Духовность является характеристикой ценностно-смысловой сферы культуры личности и общества, поэтому продукты духовной культуры обладают самоценностью, даже если они не находят своего воплощения в реальной действительности.

48 См.: Кантор В. К. Карнавал и бесовщина // Вопросы философии. 1997. № 5.

49 См.: Касьянов К. О русском национальном характере. М., 1994.

50 См.: Кондаков И. В.

Введение

в историю русской культуры (теоретический очерк). М., 1997.

51 См.: Лосский Н. О. Условия абсолютного добра: основы этики. Характер русского народа. М., 1991.

52 См.: Ортега-и-Гассет X. О. Восстание масс // «Дегуманизация искусства» и другие работы. М., 2002.

53 См.: Розанов В. В. Уединенное. М., 1998.

54 См.: Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Jl., 1989.

55 См.: Федотов Г. П. Судьба и грехи России. М., 2005.

2. Народный праздник и праздничная культура по своему содержанию и роли выступает важным компонентом духовной культуры. Являясь универсальной культурологической категорией, имеющей несомненное социальное значение, праздник в то же время находится в постоянном движении и развитии, представляя собой своеобразную проекцию истории в современность.

3. Советские праздники выступают в качестве ценностного основания советской политической системы.

4. В Северо — Западном регионе России сложилась система карнавальных традиций с присущими ей особенностями.

Теоретическая значимость исследования. Данная работа помогает осмыслить и выявить наиболее значимые механизмы формирования праздничной отечественной культуры. Автором выделены и проанализированы культурологические особенности карнавальной традиции на СевероЗападе России, что вносит существенный вклад отечественную философию культуры.

Практическая значимость исследования.

Актуальность темы

исследования позволяет использовать материалы и выводы диссертации при чтении общих и специальных курсов культурологии, истории и теории культуры, а также при составлении культурнодосуговых программ, предполагающих освоение духовно-практического опыта праздничной культуры.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах и сообщениях автора на межвузовских научно-практических конференциях:

V Пикалевские чтения, СПб.- Пикалево, 27.03.2003 -на научной конференция проф.-препод. состава СПбГАУ и аспирантов 28−31 января 2003 г. Дни Петербургской философии, Санкт-Петербургское философское общество. СПб., 13−15 ноября 2003 г.) — на научной конференции «Навстречу 100-летию СПбГАУ» (СПб., 27−30 января 2004 г.) — на научно-практической конференции «Культура и образование» (СПбГАУ, 25−31 января 2005 г.) — на научной конференции СПбГАУ (СПб., 30−2 февраля 2006 г.).

Структура диссертации обусловлена логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Заключение

.

Проведённое исследование позволило рассмотреть феномен праздника и его место в духовной культуре, как на общетеоретическом так и на исторически конкретном уровне.

Для достижения поставленной цели были намечены ряд основных задач, которые были решены в процессе исследования. Первая задача предполагала обобщение основных подходов в исследовании роли и места духовности в культуре. На основе анализа литературы определено, что духовность есть характеристика ценностно-смысловой сферы личности. Продукты духовной культуры ценны сами по себе, даже если они существуют лишь в воображении людей и не воплощаются в реальную действительность. Определены некоторые важные черты духовной культуры, отличающие от других областей культуры.

При решении второй задачи был дан анализ содержания и структуры праздника как философско-культурологической категории. Праздник — есть основание и форма бытия всякой культуры. Являясь универсальной категорией, обладающей во все времена и эпохи неким единым замкнутым в себе значением, праздник в то же время находится в постоянном движении. Это динамичная структура, развитие которой протекает в общем поле историко-культурной среды, определяющей характер и все многообразие типов праздника. Представляя собой диалогическую проекцию истории в современность, своего рода генетическую ось, на которую нанизаны различные исторические пласты, праздник выступает транслятором и интегратором ценностей, заложенных в духовном опыте своего народа. Черпая материал в гуще народной жизни, праздник адаптирует его к современным условиям.

Рассмотрены основные функции народных праздников, при которых выявлены: передача народных традиций от старшего поколения к молодежи, общение людейвоспитание подрастающего поколенияпередача определенных нравственных норм и правил поведениясовместный активный отдых и вовлечение человека в творческую деятельностьпроявление художественного творчества народа.

Сопоставлено влияние традиций язычества и христианства на формирование русской духовной культуры. Дохристианская русская религия не была примитивным идолопоклонничеством. Вопреки сложившемуся мнению, религия древних славян была, по сути, монотеистична. Языческий пантеон — это персонификация функций Бога, его ипостасей. Наши предки верили в загробную жизнь, но понимание загробной жизни своеобразно, оно отличается от христианского. Древнерусской религии чужда идея устрашения наказанием, «страха божьего». Наказание идет не от Бога, а от самого греха.

Религия занимала очень важное место в жизни наших предков и до принятия христианства. В религии и в мифологии отражается душа народа. Очевидно, что русская духовная культура показала свою несомненную устойчивость к естественным и навязываемым заимствованиям. Россия — во всех отношениях самодостаточная региональная цивилизация, основа бытия которой покоится на мощном фундаменте русской духовной культуры. А одним из важнейших составляющих духовной культуры выступают народные праздники и обряды.

В диссертационной работе была попытка проследить эволюцию праздника в русской духовной культуре, выделены при этом духовные нравственные константы.

Обобщая сказанное, можно выделить несколько методологических положений:

1. Праздники и обряды могут служить глубокой, серьезной основой «оживления» исторических событий, быта, обычаев, опираясь при этом на психологические потребности, жизненные интересы, художественно-эстетические запросы празднующей общности.

2. Народные традиции и фольклор могут стать базой для создания праздничной атмосферы, в которой необходимо постоянное их сочетание с современностью, что наполняет театрализованное действие образной формой, патриотическим содержанием.

3. Использование народных традиций и фольклора в органичном единстве с выбором места и времени театрализованного действия усиливает их эмоциональное воздействие, создает необходимый настрой участников, расширяет круг их общения, стимулирует каналы проявления активности, раздвигая границы праздника.

4. Празднично-обрядовая культура — чрезвычайно динамичное общественное явление, изменяющееся как в результате объективных условий общественной деятельности людей, так и их субъективных мотивов, стимулов, целей деятельности.

5. Деятельность по сохранению праздников и обрядов предполагает в первую очередь передачу через их содержательные элементы традиций, воссоздание истории через поиск документального материала, использование реликвий, включение в действие мемориальных комплексов и памятников архитектуры.

6. Рассматривая праздник в советском социокультурном пространстве, мы выделяем следующие его особенности: официальность, массовость, обращенность в будущее, грандиозность, сакральность и идеальность праздничного пространства. Тем самым глубинные пласты истории быта, надежд и чаяний благодаря праздникам и обрядам осмысляются с социально-психологических, педагогических, философских и культурологических позиций.

При изучении карнавала как формы праздничной культуры и рассмотрении особенностей карнавала на примере СанктПетербурга и Царского Села сделаны следующие выводы:

7. Карнавал — театрально-зрелищная форма праздничной культуры, обладающая специфическими особенностями и выполняющая определенную роль в обществе. Мировоззренческая сущность карнавала, в рамках которого моделируется особая концепция действительности, раскрывается через систему таких категорий, как «карнавальная свобода», «карнавальный смех», «амбивалентность карнавала», «карнавальное поведение», отображающих особенности оценивания, осмысливания и переживания окружающего мира участниками этого праздника.

8. Карнавал как механизм коммуникации субъектов культуры характеризуется универсальностью, поскольку в нем актуализируются множество различных коммуникационных процессов, совокупность которых можно представить в виде структуры, включающей три уровня: автокоммуникация и межличностное общениегрупповая и массовая коммуникациямежкультурная коммуникация, связанная с синхронным взаимодействием существующих в одно время культур и трансляцией социокультурного опыта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. А. Первобытный праздник и мифология. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1983. — 231 с.
  2. Л. А. Смех как побочный продукт и движущая сила праздника// Смех: истоки и функции/ Под ред. А. Г. Козинцева. — СПб.: Наука, 2002. — 245 с.
  3. С. С. Архетипы // Мифы народов мира: Энциклопедия. Гл. ред. С. А. Токарева. В 2-х т. — М.: Сов. энцикл. 1980.
  4. Н.И. Выставка произведений// Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство. Театр, Кино. Оформление улиц и массовых зрелищ. К ретроспективной выставке произведений. Каталог. — Л., 1968. —52 с. + 22 ил.
  5. Ю. Увеселительные заведения старого Петербурга. — СПб. Изд-во «Аврора- СПб», «Стройиздат СПб», 2003.
  6. А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. — М., Л.: Изд-во «Наука», 1996. — 243 с.
  7. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.
  8. М.-Л.: Изд-во «Мысль». 1988. — 240 с.
  9. Е.В. Время петровских реформ. — Л., 1989.
  10. Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. Ч.1.: От обряда к песне.— СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1903.— 392 с.
  11. Е. В. Язычество и древняя Русь. — СПб.: Типогр. М. М. Стасюлевича, 1914. — 386 с.
  12. М.А., Давыденкова А. Г., Осипов И. Д., Стельмашук Г. В. Русская культурология. — СПб.: ЛГУ им. А. И. Пушкина. 2006.327 с.
  13. А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структур.-семант. анализ восточнославянских обрядов/ Рос. АН. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).
  14. СПб.: «Наука», 1993. — 237 с.
  15. Д. Традиционное и современное // Наука и религия. 1969. № 12.
  16. М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М.: Худ. лит., 1990. — 541 с.
  17. М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. —432 с.
  18. Я.П. Праздники новые и старые. — Алма-Ата, 1974. — 200 с.
  19. А. В. Праздник: сущность, история, современность. — Красноярск, 1986. — 173 с.
  20. А. Смех. Собр. Соч. в 5 т.: Введение в метафизику. — СПб., Изд-во М. И. Семенова, 1914.Т.5. — 206 с.
  21. Н. А. Судьба России. — М.: Сов. Писатель, 1990.346 с.
  22. Н.А. Царство духа и царство кесаря. — М.: Республика, 1995. (Загл. сер.: — Мыслители XX века). — 382 с.
  23. П.Г. Художественные средства в юмористическом ярмарочном фольклоре// Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971. — 541 с.
  24. Большая Советская Энциклопедия. В 30-ти т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. — М., Сов. энцикдлопедия, 1974. Т. 15.608 с.
  25. Л. А. Бахтин: диалектика диалога versus метафизика постмодерна // Вопросы философии. 2000. № 1.
  26. Г. Э. Духовность и рациональность. — М.: Знание, 1986. —59 с.
  27. Ф.И. Лекции. Старина и новизна. В 2-х т. — М., 1904.
  28. Ф.И. Предисловие// Якушкин И. И. Русские народные песни. М., 1860.
  29. Д. Ж. Происхождение морали. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981.— 168 с.
  30. А.А. Культурология. Антропологические теории культур.1. М., 1998. —342 с.
  31. В.И. Философские мысли натуралиста. Сборн. к 125-летию со дня рожд./ Предисловие А. Н. Яшина и др. АН СССР. — М.: «Наука», 1988. — 519 с.
  32. И.Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсовконец XIX начало XX в.). — СПб.: Наука. Санкт- Петербургская изд. Фирма, 1994. — 122 с.
  33. Е. В. Тона и обертоны серьезного в философии. М. Бахтина//Вопр. философии. 2000. № 1.
  34. Н. И., Николаева Е. А. Уникальные ценности провинциальной культуры. — М.: Центр творчества, 1999. —108 с.
  35. А. Метаморфозы комического. — М., Искусство, 1976.126 с.
  36. ВыжлецовГ.П. Аксиология культуры. — СПб., Изд-во: Санкт-Петербургского ун-та, 1996. — 150 с.
  37. Г. Национальный космо-психо-логос // Вопросы философии. 1994. № 2.
  38. Г. В. Энциклопедия философских наук. Т. 1.4.1. Логика. Пер. Б. Столпнера, под ред. А. Деборина, Н. Карева. — Изд-во М., Л., Тип. Печатный двор в Ленинграде, 1930. — 368 с.
  39. Д. М. Массовые праздники. — М.: Просвещение, 1975.140 с.
  40. Д. М. Массовые театрализованные праздники и представления. — М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1985. — 86 с.
  41. Д.М. Массовые зрелища и народные представления.1. Л., 1962.
  42. И. Н.Тоталитарное искусство. — М.: Галарт, 1994.269 с.
  43. В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. — Новосибирск: Наука, Сибирск. отд-е, 1990. — 330 с.
  44. Н.С. Основы религиоведения. — СПб, 1994. — 234 с.
  45. И.А., Стельмашук Г. В. Культура как предмет социально-философского познания. — СПб.: ЛГОУ им. А. И. Пушкина, 2004.257 с.
  46. М. Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 54−61.
  47. М. М. Мир русской деревни. — М.: Мол. Гвардия, 1991. —446 с.
  48. М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. — М.: Наука, 1986. — 274 с.
  49. А. Я. Ментальность // Опыт словаря нового мышления. —М.: Прогресс, 1989. С. 454−456.
  50. А. Я. Проблемы средневековой народной культуры.
  51. М.: Искусство, 1981. — 359 с.
  52. А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». — М.: Индрик, 1993. —328 с.
  53. А. Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972.— 320 с.
  54. А. Я. Смех в народной культуре средневековья. // Вопр. лит., 1966. № 6. С201 — 213 с.
  55. П. С. Философская антропология. — М.: Вестник, 1997.443 с.
  56. В. Е. Русский фольклорный театр XVIII начала XX века.1. Л.: Наука, 1980. —С. 31.
  57. А. А. Введение в этику. — М., Изд-во Московскогоун-та, 1985. —208 с.
  58. А.Г. Философия личности и культурно-институциональные процессы: Монография. — СПб.: ЛГУ им. А. И. Пушкина, 2005. — 220 с.
  59. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 2-ух тт. — М.: ОЛМА ПРЕСС, 2002, — 1088 с.
  60. В. П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве XI XVI вв. — М.: Наука, 1992.—344 е., ил.
  61. Декреты Советской власти. — М.: Госполитиздат, 1968. Т. 4. — 686с.
  62. Декреты Советской власти. М.: Госполитиздат, Т. 1.1957.626с.- Т. 2. 1959. — 688 с.
  63. Е.В. Полихрония российских развлечений. Развлекательная культура России XVIII XIX веков. Очерки истории и теории.
  64. СПб., Д. Буланин, 2000. — 520 с.
  65. . С. Социальная культурология. В 2 ч. — М.: АО Аспект-Пресс, 2000.—240с.
  66. А. Ф. Первобытный праздник как производство Радости и оптимизма // Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. — Саранск, 1998. Ч. 2. С. 183−195.
  67. А. Ф. Происхождение искусства: Теоретические очерки. — М.: Мол. гвардия, 1970. — 272 с.
  68. К. Праздник и культура. — М.: Прогресс, 1985.— 336 с.
  69. Н.М. Советская обрядность и духовная культура. — Киев: «Наукова думка», 1980. — 209 с.
  70. А.В. Массовые праздники в системе тоталитаризма// Тоталитаризм как исторический феномен. — М.: Философское Общество СССР, 1989. С.284−301.
  71. А. В. Тоталитаризм «маска толпы» // Тоталитаризм как исторический феномен. — М.: Философское общество СССР, 1989.
  72. Д.К. Восточнославянская этнография. Пер. с нем. / Прим. Т. А. Бернштам и др.- АН СССР. (Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо- Маклая) — М.: Наука, 1991. — 507 с.
  73. .С. Оформление советских карнавалов и демонстраций. — М., 1930.
  74. Г. Созерцание жизни // Избр. соч. в 2-ух тт. — М.: Юристъ, 1996. Т.2. —607 с.
  75. В. Дионис и прадионисийство/ Под общ. ред. В. П. Сальникова. — СПб.: Алетейя: Университет, 2003. — 344 с.
  76. С.Н. Структура культурной традиции: (Методол. анализ игровых аспектов): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.филос.н.: (09.00.01) / МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 1993.
  77. И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.1. / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы.— М.: Русская книга, 1993.Т.1. Кн. 3. — 400с.
  78. И.А. Аксиомы религиозного опыта: Исследование. — М.: ACT, 2002. — 588 с.
  79. В. П. Праздничная культура русского народа как ценностно- адаптационный феномен. — М.: Изд-во «Радетели просвещения»: ОДИ- intern., 1998. — 131с.
  80. М.С. Град Петров в истории русской культуры. — СПб.: АО «Славия», 1996. — 407 с.
  81. М.С. Культура города и пути ее изучения // Город и культура. Сбор. науч. тр. — СПб.: СПбГИК им. Крупской, 1992.
  82. М.С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1996. — 406 с.
  83. М.И. О воспитании коммунистической сознательности.1. М., 1974.
  84. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX начало XX в. Зимние праздники. — М.: Наука, 1973. —351 с.
  85. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники, конец XIX начало XX в. — М.: Наука, 1977.—357с.
  86. М.В. Основы теории и истории культуры. — СПб., изд- во СПБГАУ, 2000. — 122 с.
  87. В. К. Карнавал и бесовщина // Вопросы философии. 1997. № 5.
  88. Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник / Ф. С. Капица. — М.: Флинта, Наука, 2000.216 с.
  89. А.С. Народная культура. — М.: Наука, 1990. — 90 с.
  90. К. О русском национальном характере. — М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994. — 365 с.
  91. Е.Э. Праздничная культура Петербурга: Очерки истории. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001.-320 с.
  92. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Духовность // Педагогический словарь. — М.: Academia, 2001. — 173 с.
  93. И. В. Роль народной праздничной традиции в нравственном и эстетическом формировании личности (опыт применения культурно-исторического подхода). Автореф. дис. канд. истор. наук. — М., 1995. — 24 с.
  94. И.В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк). — М.: Аспект- Пресс, 1997. — 686 с.
  95. А. М. Раек народная забава: (О русских народных праздниках и зрелищах) // Декоративное искусство СССР. 1986. № 9. С. 13−15.
  96. А. М. Петербургские балаганы // Панорама искусств. 1985. № 5. С. 23.
  97. А. М. Петербургские народные гуляния на масляной и пасхальной неделях // Петербург и губерния. — Л.: Наука. Ленинградское отд., 1989.
  98. А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. — М.: Высш. шк., 1990. —208 с.
  99. А. А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Московский рабочий, 1995. — 560 с.
  100. Е. И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (сред, дошкол. возраст): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.01) / Моск. гос. откр. пед. ун-т.- М., 1995.
  101. Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI XVII столетии. — М.: Республика, 2001. — 301 с.
  102. Культура: теории и проблемы. / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др. —М.: Наука, 1995. — 275 с.
  103. Культурология XX век: Словарь. — СПб.: Университ. книга 1997. —640 с.
  104. Культурология: XX век. Энциклопедия. Т.2. — СПб.: Университ. Книга, 1998.— 446 с.
  105. Л.С. Традиции и русская культура// VIII Царскосельские чтения. Межд. научн. практ. конфер. 21−22апреля 2004 года. — СПб., Ленинградский гос. обл. ун т, 2004. T.IX.
  106. В.А. " Древо жизни" — праздник вепсов// Этнография Петербурга- Ленинграда: Материалы ежегодных научных чтений/ Сост. и отв. ред. Н. В. Юхнёва. — Л., 1988. Вып.2.С.17.
  107. Л. С. Социально-эстетическая природа и функции массовых праздников. Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1975. —22 с.
  108. Дж. Начало цивилизации и первобытное состояние человека. 2-ое изд. испр. и доп. по 5-ому англ. изд. 1989 г./ Под ред. Д. А. Коропчевского. — СПб.: М. М. Ледерле, 1896. —370 с.
  109. Леви Брюль Л. Первобытное мышление. — Л.: Атеист, 1930. — 339с.
  110. Леви- Строе К. Первобытное мышление. — М.: Терра — Книжный клуб, Республика, 1999. — 382с.
  111. Леви Строе К. Путь масок: Пер. с фр. — М.: Республика, 2000.339 с.
  112. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В. В. Бычкова. — М.: Рос. Полит, энцикл., 2003.607 с.
  113. Ш. Прогресс нравственности. Пер. с фр. Элеонора Зауэр.— СПб.: Ф. Павленков, 1910.
  114. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна: Пер. с фр. — М., СПб.: Ин-т экспериментальной социологии- Алетейя, 1998. —160 с.
  115. Д. С. Смех в Древней Руси // Избр. р. в 3 т. — Л.: Наука, Ленингр. отдел., 1987.— 295 с.
  116. Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. — Л.: Наука, 1976. —202 с.
  117. Д.С. Петербург в истории русской культуры// Санкт-Петербургские ведомости. 8 апреля 2006 года. СПб., 2006.
  118. А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М.: Учпедгиз. 1957. — 620 с.
  119. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. /2-ое изд., испр./ — М.: Искусство, 1995. — 319 с.
  120. А.Ф. Дерзание духа. — М.: Политиздат, 1988. — 364 с.
  121. Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики, характер русского народа. — М.: Политиздат, 1991. — 368с.
  122. Н.О. Мир как ощущение красоты. —М.: Прогресс-Традиция, 1998. —413 с.
  123. Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII нач. XIX в.). — СПб.: Искусство-СПб, 1998.—414с.
  124. Ю.М., Успенский Б. А. К семиотической типологии русской культуры XVIII века: Матер, науч. конф. —М., 1974.
  125. Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек текстсемиосфера история. — М.: Языки русской культуры: Кошелев, 1996.-XIV.— 447 с.
  126. Ю. М. Поэтика бытового поведения // Избранные статьи. В 3 т.: Т. 1.— Таллин: Александра, 1992. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. — 479 с.
  127. Ю.М. История и типология русской культуры: Семиотика и типология культуры. Текст как семиот. проблема. / Федер. целев. программа «Культура России» — СПб.: Искусство- СПб, 2002. — 765 с.
  128. Лях В. И. Культурогенез как категория теории культуры // Культурологическое образование: состояние, проблемы, перспективы: Материалы регион, теоретико- методолог, конф. — Краснодар, Сов. Кубань, 2000.
  129. А.С. Праздничная культура в современном обществе. Транснациональные проблемы культуры XXI века: Матер. Всерос. науч.-практ. конф., Краснодар, 25 — 27 декабря 2002 г. — Краснодар, 2002.
  130. А. И. Праздник как социально художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. — М.: Наука, 1978.— 392 с.
  131. А.С. Методика организации воспитательного процесса// Педагогические сочинения: В 8 т. / Редкол.: М. И. Кондаков (гл.ред.) и др. — М.: Педагогика, Т.1, 1983. — 366 с.
  132. С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — М.: Изд. Центр «Терра»: Кн. Лавка РТР, 1996. — 271 с.
  133. К.С. Собр.соч. в 5-ти т. — М.: «Гилея», 1995. — 393 с.
  134. В. А. Диалектика материальной и культурной жизни общества. — М., 1966.
  135. Э. С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ. — М.: Мысль, 1983. —284 с .
  136. Э. С. Очерки теории культуры. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1969. — 228 с.
  137. Э. С. Теория культуры в системе общественных наук. Известия Северо- Кавказского научного центра Высшей школы. Сер. Общественные науки. 1976. № 3. С. 23.
  138. Механизмы культуры: Сборн.ст./ АН СССР, науч. совет по историимировой культуры- отв. ред. Б. А. Успенский. — М.: Наука, 1990. — 265 с.
  139. .Б. Площадь и сцена в Москве XVIII. В кн.: Театральное пространство. Матер, науч. конф. — М., 1978.
  140. В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко- педагогического исследования русской духовности). — СПб.: ЦИПКПО, 1996. — 212 с.
  141. В.А. О революциях и патриотизме в истории философствования // IX Царскосельские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция 8−9 апреля 2005 г. Т.2. — СПб., 2005. С.67−68.
  142. К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение// Сборник (Гоголь, Соловьев, Достоевский). — М.: Республика, 1995. —606 с.
  143. В.И. Идея духовности. Фундаментальный принцип практического мировоззрения и государственной политики нового столетия. —М.: ООО «ИПТК „Логос“ ВОС», 2000. — 180 с.
  144. А. Ф. Русские народные праздники, увеселения и зрелища. Конец XVII нач. XX в. — 2- ое изд., доп. — Л.: Искусство, 1988. —215 с.
  145. О. В. Праздничный город: Искусство оформления праздников: История и современность. —J1.: Художник РСФСР, 1987. —230 с, ил.
  146. С. В. Аксиология праздничной культуры в становлении культурологического сознания человека// Культура. Социум. Творчество: Матер, науч. конф. Отв. Ред. Н. Ф. Хилько. — Омск. 2003.
  147. Э. А. Культурная (социальная) антропология. — М.: Академ.1. Проект, 2004.— 479 с.
  148. Ортега-и-Гассет X. О. Восстание масс // «Дегуманизация искусства» и другие работы. — М.: ООО Издательство ACT, 2002. — 509 с.
  149. А. М. Русская культура в канун петровских реформ. — Л.: Наука, 1984. — 230 с.
  150. В.Д. Традиция и общество // Опыт философско-социологического исследования. — М.: Мысль, 1982. — 220 с.
  151. Г. В. Соч.в 24-х т. изд.2-ое. — М., 1923. Т.8. — 266 с.
  152. Повесть временных лет // Под ред. В.П. Андриановой- Перетц. — М.-Л.: Б.и., 1950. —С. 21.
  153. А.А. Символ и миф в народной культуре: Собр. тр. Сост. А. Л. Топоркова. — М.: Лабиринт, 2000. — 479 с.
  154. Праздники, обряды, традиции. — М.: Молодая гвардия, 1979. —159 с.
  155. Праздники народов России: Энциклопедия / М. М. Бронштейн, Н. А. Жуковская, М. Д. Каракетов и др. — М.: РОСМЭН РЕСС, 2002. С. 103.
  156. В .Я. Фольклор и действительность. — М.: Наука, 1976. —325 с.
  157. В.Я. Проблемы комизма и смеха. 2-е изд. — М.: Лабиринт, 2002. —189 с.
  158. В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко- этнографического исслед: Собр. тр. / В. Я. Пропп. — М.: Лабиринт, 2000. — 192 с.
  159. М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. — СПб.: Паритет, 2003. —528 с.
  160. В. А. Игра искусство или искусство — игра?: (Парадокс амбивалентности) / В. А. Разумный. — М.: АПРИКТ, 2000. —200 с.
  161. Я. В. Эстетические проблемы зрелищных искусств.
  162. М.: Искусство, 1979. — 135 с. ¦. ,
  163. Реалистическая философия. Под общ. ред. проф. В. Л. Обухова и проф. В. П. Сальникова. — СПб.: СПбГАУ, СПбУ МВД России, Химиздат, 1999. — 544 с.
  164. И. И. Теология игры и революции. По книге X. Кокса «Обольщение духа». —М., 2000. С. 106−109.
  165. Д.А. Русские народные картинки: В 2-ух тт. — СПб.: Тропа Троянова, 2002. — 341 с.
  166. В.В. Уединенное. (Антология мысли). —М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1998. —911 с.
  167. В. А. Воспитательные функции общения в массовом празднике. — Л.: ЛГИК, 1980. —13 с.
  168. В. А. Советские праздники, обряды, ритуалы.
  169. Л.: Лениздат, 1979. —208 с.
  170. Русская народная словесность. — М.: Просвещение, 1994. — 255 с.
  171. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря: Иллюстрированная энциклопедия/ Авт.: О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. —СПб.: Искусство, 2001.— 672 с.
  172. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред., вступ. Статья И. И. Шангина. — СПб.: Искусство", 2001.667 с.
  173. .А. Язычество древних славян. — М.: «Русское слово» 1997. —823 с.
  174. .А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1987. — 782 с.
  175. В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. Автор, курс: В 3-х ч.
  176. СПб.: Петрополис, 1999. — 288 с.
  177. Салтыков Щедрин М. Е. За рубежом. — М.: Совр. Россия, 1989.314с.
  178. Сборник сценариев театрализованных праздников и представлений.— М,., 1980.
  179. Связующая нить: Праздники, Обряды, Традиции. —М.: Московский рабочий, 1984. —142 с.
  180. И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки. 1990. № 12.
  181. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989. — 350 с.
  182. Н.А. Мифология Петербурга. Очерки. — СПб.: «Норинт», 2000. — 448 с.
  183. И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. —М.: Сов. Россия, 1990. Ч. 1. —160 с- Ч. 2. — 80 с.
  184. А.В. Метатеория социальной коммуникации. — СПб.: Изд-во РНБ, 2001. — 353 с.
  185. В. К. Весенне-летние календарные обряды и праздники русских, украинцев, белорусов. — М., 1979.
  186. Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры. — JL: ЛГИК, 1989. — 183 с.
  187. П. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992.— 542 с.
  188. Социология. Основы общей теории. Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Московичева.—М., 1996.
  189. Г. В. Свобода и правовая реальность// X Царскосельские Чтения. Межд.науч. конф. 25−26 апреля 2006 года. — СПб., 2006. T.IV.
  190. И. В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. М: Политиздат, 1976. —256 с.
  191. Э. Б. Первобытная культура. — М., 1989. — 186 с.
  192. Тейяр де Шарден. Феномен человека: Сб. очерков и эссе. Пер. с фр.— М.: ACT, 2002. — 553 с.
  193. Театрализованные праздники и зрелища 1964−1972. — М.: Искусство, 1976. — 176 с.
  194. Л.Н. В воспоминаниях современников: В 2-ух т.— М., 1955.
  195. В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического / В. Н. Топоров. —М.: Прогресс -Культура, 1995. — 624 с.
  196. В. Н. Праздник // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. / Гл. ред. С. Л. Токарев. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 431.
  197. Традиционная народная культура Вычегодского региона: проблемы и перспективы изучения. Сб. мат. 2-ого регион. Научно-практического семинара (Коряжма, 23−25 декабря 2004 г.)/ Сост., отв.ред. О.Н. Вотинцева- Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова.
  198. Архангельск: Поморский университет, 2005. —78 с.
  199. В.Ю. Словесность в школе: Книга для преподавателей Русской философии.— М., 1999.
  200. В. Символ и ритуал. — М.: Наука, 1983. — 277 с.
  201. Д. М. Искусство и религия. (Теор. очерк.). — М.: Политиздат, 1982. — 287 с.
  202. Д. М. Обряды. За и против. — М.: Политиздат, 1975.175 с.
  203. .А. Семиотика истории. Семиотика культуры. Избр. труды в 3-х т. 2-ое изд. испр. и перер.— М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. Т. 1. — 605 с.
  204. Н.В. Календарная обрядность ижор в 30−50гг. XX в.-Параллели в русской календарной обрядности. Культурное наследие Российского государства. Ин-т истории материальной культуры РАН. — СПб.: ИПК «Вести», 1998. — 127 с.
  205. Г. П. Судьба и грехи России. — М.: ДАРЪ, 2005. — 492 с.
  206. В. Г. Духовность как фактор перестройки// Вопросы философии. 1987. № 3.
  207. В. Г. Душевное и духовное// Философские науки. 1987, № 3- 1988. № 7.
  208. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской. — СПб., Лань, 1998. —443 с.
  209. Философские идеи Людвига Витгенштейна: Сб.ст./ РАН. Ин-т философии. Отв.ред. М. С. Козлова. — М.: ИФРАН, 1996. — 168 с.
  210. Философский энциклопедический словарь.— М.:Инфра-М, 1997.- 684 с.
  211. А. Я. Культурогенез в истории культуры // Общественные науки и современность. — 1995. № 3. С. 137 148.
  212. А. Я. Культурология для культурологов. — М.: Академический Проект, 2000. — 496 с.
  213. А. Я. Социальный опыт как основа функционирования и исторического воспроизводства сообществ // Общественные науки и современность. 2002. — № 1.С.166−183.
  214. А. Я. К изучению проблемы культурной формы. А. Я. Флиер Н.С. Шишова // Культурологическое образование: состояние, проблемы, перспективы: Материалы регион, теоретико- методолог, конф. — Краснодар, 2000. С. 53 58.
  215. Г. Пути русского богословия. — Киев: Христ. благотвор. ассоц. «Путь к истине», 1991. — 599 с.
  216. Фольклор Севера: Региональная специфика и динамика развития жанров. Исследования и тексты / Отв.ред. Н. В. Драникова, А. В. Кулагина. — Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1998. —192 с.
  217. В. Человек в поисках смысла. Сб.: перев. с англ. и нем.
  218. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  219. Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. В 2-х т., перев. с англ. М. Рыклина. —М.: Терра-кн.клуб, 2001. — 323с.
  220. Й. Человек играющий.- Homo Ludens: Статьи по истории культуры. / Научн. коммент. канд. ист.н. Д. Э. Харитоновича.- 2-ое изд., испр./ — М.: Айрис Пресс, 2003.486 с.
  221. Е.Г. Взаимосвязь культуры и традиций. Монография.1. Улан-Удэ, 1995.
  222. К.М. Культурология: Энциклопедический словарь.
  223. Ростов- на Дону, Феникс, 1997. —640 с.
  224. Н. А. Мифология досуга. — М.: Гос. республ. центр русского фольклора, 1998. — 448 с.
  225. Хрестоматия // Сравнительное изучение цивилизаций: Сост., ред. и вступ. ст. Б. С. Ерасов. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 556 с.
  226. К.Э. Живая вселенная// Вопросы философии. 1992.№ 6.
  227. В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI—XIX вв.. —М.: Изд. Академии наук СССР, 1957. — 235 с.
  228. А.Ю. Ижорское и вотское население Ленинградской области: этническая культура и историческая память// VI Царскосельские чтения. Межд. научно-практ. конференция 23−24 апреля 2002 г.Т. 1. — СПб., 2002. — 147 с.
  229. М.З. Ангел под крышами: Стихи. Проза. Статьи и выступления. Письма. —М.: Современник, 1989. — 221 с.
  230. И. И. Русские традиционные праздники. — СПб: «г Искусство, 1997. — 192 с.
  231. Е.Н., Шалинский В. А. Массовая культура в зеркале концепций. —М.: Прометей, 1992. — 40с.1. Г .
  232. И.Г. Театр народных масс. — М.: ГИТИС, 1978. — 195 с.
  233. С. С. Зрелищные формы культуры от истоков до зрелости. —Краснодар: КГУКИ, 2001. — 115 с.
  234. А. Культура и этика. —М., 1973. —288 с.
  235. В.И., Пурынычева Г. М. История русской философии (XI нач. XX вв.). — Йошкар- Ола, 1997. — 345 с.
  236. В. Г. Франсуа Рабле и книга М.Бахтина // Собрание сочинений. В 3 т. —М: Худож. Лит., 1974. Т. 3. —726 с.
  237. Л.А. Генезис русской духовности. — Екатеринбург: УрО РАН, 1998. —399с.
  238. Энциклопедия/ Сост. И науч. ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. — Минск, 2001.
  239. Энциклопедический словарь: Совр. Версия/ Брокгауза Ф. А., Ефрона И. А. — М.: ЭКСМО пресс, 2002. — 667 с.
  240. Энциклопедия праздников. Автор сост. Н. В. Чудакова. — М.: ACT, 1997.—255 с.
  241. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Пер. с англ., ред.
  242. В.В. Зеленского. —СПб.: МЦНКИТ Кентавр и др., 1994. — 136 с.
  243. Юнг К. Г. Архетип и символ. —М.: Ренессанс, 1991.—240 с.
  244. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. Н. А. Юдина. —М.- Киев: ЗАО Совершенство, 1997. — 544 с.
  245. Русские обычаи и обряды: семейные обычаи, календарные обряды, подвижные праздники / Сост. Н. А. Юдина. — М.: Вече, 2005. — 316с.
  246. Юнг К. Г. Человек и его символы. — М.: Серебряные нити, 1997. —368 с.
Заполнить форму текущей работой