Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия
Структурные элементы системы: реальность-общество, отправитель-коммуникатор, сообщение-текст, канал-средство, получатель-массовое общество, эффект-цель. Возможность расширения системы и образования новых элементов и подсистем в связи с усложнением производственно-экономических, социально-географческих факторов и связей. Глава III. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЖУРНАЛИСТА. Политика… Читать ещё >
Содержание
- РАЗДЕЛ I.
- Сущностные характеристики массовой коммуникации. История и методология исследования МК
Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Общество, человеческая деятельность, культура как предметы философского анализа. Основные категории и понятия анализа, принципы исследования социально-исторических процессов в сфере культуры и массовой коммуникации. Необходимость применения системных, комплексных, междисциплинарных подходов. О категории «Новое»
2. Теории средств массовой коммуникации (СМК). Два историко-концептуальных подхода к определению состава понятия «теория массовой коммуникации (МК)». Становление отечественной теории МК. Определения МК. Научные взгляды на МК западных (Н.Винер, В. Шрамм, Г. Лассауэлл, П. Лазарсфельд, Р. Мертон, А. Моль, Ю. Хабермас и др.) и отечественных (Н. Федоров, П. Флоренский, В. Вернадский, М. Бахтин, Ю. Лотман и др.) ученых
3. Интегративная природа коммуникологии. Тема общения и сообщения людей в трудах русских философов. Понятие соборности. Основные взгляды русских философов на истинность, добролюбие, красоту в отношениях между людьми
4. Конец XIX — начало XX века и возникновение учений о массах и психологии масс. Марксистские и немарксистские (Г. Лебон, Г. Тард и др.) взгляды на массы. Развитие концепций о массах и их месте в культурно-коммуникативных процессах учеными середины и конца XX века (А. Молем, Т. Адорно, М. Хоркхаймером, С. Московичи, Ю. Хабермасом)
5. Три трудности в развитии отечественной теории МК. Идеологические и технические причины опережения в области научной разработки теории МК европейскими и американскими учеными. Основные труды отечественных ученых в области аудиовизуальных СМК
Глава II. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СИСТЕМА
1. Структурные элементы системы: реальность-общество, отправитель-коммуникатор, сообщение-текст, канал-средство, получатель-массовое общество, эффект-цель. Возможность расширения системы и образования новых элементов и подсистем в связи с усложнением производственно-экономических, социально-географческих факторов и связей
2. Массы как объект и субъект коммуникации. Основные элементы социокультурного цикла по А. Молю. Диалектика личных и коллективных информационных потребностей и интересов. Два направления циркуляции коммуникативных потоков. Русская философия о соборности как основном пути воспитания нравственной личности
3. Проблема объективности в передаче фактов и сообщений и субъективности их трактовки коммуникатором. Проблема общественного мнения и нравственной индивидуальной позиции коммуникатора. Политическая целесообразность и интересы человеческого сообщества. Коммерческая выгода и духовные интересы человека, его экологическая (в широком смысле) и информационная безопасность
Глава III. НОВОЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ
1. Понятия информации и связанных с ней категорий, классификация информации. Понятие социальной информации и информационной насыщенности сообщения. Две главные точки зрения на понимание сущности информации — атрибутивная и функциональная. Понятия энтропии и негэнтропии. Информация и эволюция
2. Коммуникация как социальное действие. Виды социальных действий по М. Веберу. Коммуникация как социальная реализация информации и умножение новости человеческого события. Коммуникативное действие и его эффективность
3. Как теряется новость
4. Новое как источник негэнтропии информации. Две стороны нового: сущностно-содержательная (человек возвышается) и поверхностно-формальная (человек усредняется). Возникновение и трансформация нового в философском смысле (от новости знания к возвышению сознания)
РАЗДЕЛ II
Коммуникация в информационном обществе
Глава I. КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И СУЩНОСТНАЯ НОВИЗНА КОММУНИКАЦИИ
1. Социальная реализация информации и умножение новости человеческого события
2. Две стороны непредсказуемости и оригинальности информации: новизна и новость, новация и новаторство, сенсационность и «сенсориумума»
Глава II. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НРАВСТВЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ?
1. Традиции и основания нравственной коммуникации. М. Мамардашвили о морали и истине
2. Телевизионная коммуникация: идеалы и реалии, традиции и современность
Глава III. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ: СУЩНОСТЬ И ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
1. Политика и коммуникация: пути взаимодействия, общие и особенные черты, классические и современные формы воздействия на массы
2. Символика и мифология политической коммуникации
3. Языковые игры в политической коммуникации
4. Информационная насыщенность коммуникативного действия и ее зависимость от сущностной стороны нового (его истинности, добролюбия, красоты, нравственности)
РАЗДЕЛ III
Виды текстов и каналов распространения: история и современность
Глава I. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВИДОВ КОММУНИКАЦИИ
1. О первых попытках семиотического подхода к классификации видов коммуникации. Особенности вербальной и визуальной коммуникации. Выделение аудиовизуальной коммуникации из синкретизма мусического и технического первобытного творчества
2. Семиологические подходы к исследованию МК. Понятия знака, значения, кода и текста. Возникновение нового в свете семиотики
3. Работы Вяч. Вс. Иванова, В. Н. Топорова, Ю. М. Лотмана по семиотике МК. Информационная насыщенность текста как результат внешних сигналов и переживания получателя
Глава II. ВЕРБАЛЬНЫЕ (СЛОВЕСНЫЕ) И ВНЕСЛОВЕСНЫЕ ТЕКСТЫ
1. Понятия словесной и внесловесной коммуникации
2. Вербальные (устные и письменные) тексты. Возникновение печатных текстов
3. Визуальные и современные аудиовизуальные тексты. Расширение коммуникативного пространства и ускорение предкоммуникативного времени
Глава III. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЖУРНАЛИСТА
1. Массовая культура и массовая коммуникация
2. Построение коммуникативного действия журналистом
3. Эмоциональное и рациональное в творчестве фотожурналиста
4. Сочетание слова и изображения в фотожурналистике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
- Аристотель. Соч.: В 4 т. — М., 1983. — Т. 4.
- Арутюнова Н.Д. Новое и старое в библейских контекстах.//Слово и культура. В 2-х тт. T. I. M., 1998.
- Афанасьев А.Н. Происхождение мифа, метод и средства его изучения.//Афанасьев А. Н. Древо жизни. М., 1983.
- Багиров Э.Г. Телевидение как процесс. Телевизионный коммуникатор. М., 1978.
- Баллестрем К.Г. Власть и мораль (основная проблема политической этики).//Философские науки. М., 1991, № 7.
- Барт P. Camera Lucida. M., 1997.
- Барт Р. Мифологии. М., 1996.
- Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках.//Русская словесность. Антология. М., 1998.
- Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. Спб., 2000.
- Березин В.М. Теория массовой коммуникации. М., 1996.
- Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. М., 1994, т. 1.
- Бердяев Н. Воля к жизни и воля к культуре.//Слово, 1990, № 1.
- Бир С. Мозг фирмы. М., 1993.
- Бирюков Н.С. Буржуазное ТВ и его доктрины. М., 1977.
- Борев В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. М., 1982.
- Буданцев Ю.П. В контексте жизни. М., 1979.
- Буданцев Ю.П. Нравственные истоки журналистского творчества. М., 2001.
- Буданцев Ю.П. Очерки ноокоммуникологии. М., 1995.
- Буданцев Ю.П. Парадигма массовой коммуникации. М., 2001.
- Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1992.
- Вартанова Е. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М., 1999.
- Валери Поль. Покорение вездесущности.//Культуры. Диалог народов мира. 1986.
- Вебер М. Избранные сочинения. М., 1990.
- Вернадский В.И. Пространство и время в неживой и живой природе. Размышления натуралиста. 4.1. М., 1975.
- Вертов Д. Статьи, дневники, замыслы. М., 1966.
- Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. Спб., 2001.
- Винер Н. Кибернетика. М., 1968.
- Волошин М. Лики творчества. Спб., 1914.
- Гегель. Наука логики. Сочинения. М.-Л., 1929. — Т. 1.
- Гегель. Эстетика: В 4-х тт. — М., 1968. Т. 1.
- Геллер Л. Принцип неопределенности и структура газетной информации.//Слово — мера мира. М., 1994.
- Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х тт., т. 1, М., 1964.
- Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М., 2001.
- Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания. М., 1997.
- Дмитриев А.В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. М., 1996.
- Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 1992.
- Голосов Г. В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995.
- Елфимов Г. М. Возникновение нового. М., 1983.
- Засурский И. Масс-медиа Третьей республики. М., 1999.
- Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.
- Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976.