Основы управления персоналом.
Большой тест.
Ответы на вопросы
Контролировать, т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отдельным распоряжениям. Основная цель Политики управления персоналом — получить максимальную отдачу через построение системы, которая: Организовывать, т. е. строить двойной — материальный и социальный организм предприятия; Мотивирует каждого работника к достижению целей, обусловленных стратегией… Читать ещё >
Содержание
1. Управление персоналом как система и вид деятельности. Персонал предприятия как объект управления. Политика управления персоналом. Технология управления персоналом. Цель и задачи управления персоналом. Менеджеры по персоналу и менеджеры руководители. Распределение времени типового отдела по управлению персоналом; структурно диагностическая модель управления персоналом; внешние и внутренние факторы управления персоналом; стиль управления предприятием и персоналом; их взаимосвязь
2. Ориентировочная основа в управлении персоналом: Люди в модели управления персоналом. Понятие стратегии управления персоналом; отличие лидера от руководителя; обеспечение взаимосвязи оплаты труда с конечными результатами; особенности нового управленческого мышления. Основные задачи менеджера по персоналу: основные направления работы менеджера по персоналу; профконсультационная деятельность менеджера по персоналу; профессиограмма и психограмма их взаимосвязь и отличие; повышение устойчивости трудового коллектива; адаптация работников на предприятии.
4. Жизненные стадии и циклы развития организации: понятие стадий и циклов развития, их взаимосвязь и отличие; анализ существующих стадий и циклов развития организации. Взаимосвязь управления персоналом со стадиями и циклами развития организации. Место службы управления персоналом в структуре организации: подчиненность руководителю по администрированию; достоинства и недостатки; подчинение общему руководству организации; достоинства и недостатки; подчиненность высшему руководству; достоинства и недостатки.
5. Основные подходы к управлению персоналом: экономический подход; условия эффективности; особые затруднения; основные принципы коцепции; органический подход; условия эффективности; особые затруднения; основные принципы концепций; гуманистический подход; организационная культура; условия эффективности; особые затруднения; основные принципы концепции.
6. Информационные, квалификационные и социальные аспекты деятельности менеджера по персоналу: информационное обеспечение управления персоналом: виды информации, каналы поступления информации; тестирование; виды тестов; показатели качества тестов; опросы; их значение в информационном обеспечении управления персоналом; автоматизированные системы управления персоналом; квалификационные требования к работнику, занимающему должность менеджера по персоналу; социальное развитие коллектива.
7.Концепция управления персоналом: теория «человеческого капитала»; концепция В. Пети; трактат Г. Беккера; подсчет экономической эффективности образования; концепция «Анализ человеческих ресурсов». Анализ издержек; измерение индивидуальной стоимости работника. Стохастическая позиционная модель; матрица переходов.
8. Анализ кадрового потенциала: особенности оценки персонала; источники оценки, их особенности; оценка деятельности руководителей; возможные ошибки; виды оценки (комплексная, локальная, пролонгированная, экспрессивна); аттестация персонала; организация аттестации; рекомендуемая переодичность аттестации; метод экспертных оценок; характеристика деловых и личностных качеств и ее значение для успешной аттестации.
9. Подбор персонала. Особенности подбора кадров в современных условиях. Подбор кадров как функция управления; психологический аспект подбора кадров; психограмма; черты личности. Методы изучения личности при подборе кадров (изучение жизненного пути; изучение мнения коллектива; изучение ближайшего окружения; ситуационный подход; самооценка). Установление профессиональной пригодности; потенциальная и реальная профессиональная пригодность; преодоление личных недостатков; профессиональная стажировка.
10. Особенности расстановки и перемещения кадров: психологическая специфика расстановки кадров; изучение результатов деятельности в новой должности; работа с кадровым резервом; формирование резерва на выдвижение; основные опорные качества; два аспекта коллективного мнения; планирование деловой карьеры; образованность; характер; активность жизненной позиции; реалистичность жизненных планов.
11. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала: особенности подготовки и переподготовки персонала: подготовка резерва на выдвижение; подготовка вне предприятия; переподготовка в структуре предприятия; индивидуальная и групповая подготовка; особенности воспитательной работы в трудовом коллективе; повышение квалификации и профессиональный рост персонала; типовые пакеты информации; типовые трудовые пути.
12. Кадровая политика: политика организации; кадровая политика в широком и узком смысле; кадровая стратегия; типы кадровой политики; пассивная, реактивная; превентивная; активная; открытая и закрытая кадровые политики; цель кадровой политики; аспекты формирования кадровой политики; этапы построения кадровой политики (нормирование, программирование, мониторинг персонала); кадровые мероприятия и кадровая стратегия; кадровые мероприятия для открытой и закрытой кадровой политиуи.
13. Методы поддержания работоспособности персонала: работоспособность (потенциальная, реальная); повышение производительности и нормирование труда; методы нормирования труда; определение «плавающего тарифа» нормирование управленческого труда; обеспечение качества труда. Разработка программ стимулирования труда: структура заработной платы; материальные поощрения и их виды; роль социальных программ; нетрадиционные способы мотивации.
14. Формирование управленческих команд: команда как организационная форма коллективного управления: командный менеджмент; делегирование полномочий; управленческая команда; суть и миссия команды; командная подотчетность. Типология и факторы формирования команд: типы команд; факторы влияющие на образование команды; формы внутрикомандного культурного контекста. Этапы командообразования; траектория развития групп. Эффектность управленческих команд. Интегративная модель процесса формирования команд. Методы формирования команд. Подходы к формированию команд.
15. Методы командной работы менеджера по персоналу: организация и проведение мозгового штурма; морфологический метод; синектика. Философская основа мозгового штурма. Аналогии; виды аналогий. ТРИЗ и ее применение в деятельности менеджера по персоналу. Необходимые условия жизнеспособности любой системы. Идеальные системы. Тенденции развития систем. Правила генерации решений в трудных ситуациях. Курс РТВ. Алгоритм ТРИЗ. Метод «моделирования маленькими человечками». Метод «шаг назад от идеального результата»
Список литературы
- Веснин, В.Р. Управление персоналом: теория и практика / В. Р. Веснин. — М: Проспект: Велби, 2007. — 688 с.
- Егоршин, А.П. Управление персоналом / А. П. Егоршин. — Нижний Новгород: Нижегородский ин-т менеджмента и бизнеса, 2007. — 1091 с.
- Каменская, В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности: Учебное пособие. — М.: Изд. ВЛАДОС — ПРЕСС, 2005.
- Кишкель, Е.Н. Управленческая психология. — М.: Высшая школа, 2002.
- Управление персоналом организации / А. Я. Кибанов. — М.: Инфра-М, 2008.
- Шепель В.М. Управленческая психология. — М.: 2002.
- Юкаева В.С. Управленческое решение: Учебное пособие. — М.: ИД «Дашков и К° «, 2005.