Исторически возникновение социологии было обусловлено глобальным мировоззренческим переворотом, связанным с кризисом идеалистических философских систем и зарождением позитивизма как общей парадигмы научного, философского и даже обыденного мышления. Применительно к пониманию общества этот переворот заключался в отказе от традиционного для философии противопоставления «мира природы» и «мира свободы» — то есть сферы действия естественнонаучных закономерностей и сферы человеческой духовности, идей и идеалов, которая постигается методами философского умозрения. Бурное развитие наук естественно-математического цикла как бы обнаружило слабину спекулятивно-философских построений и упрощенных идеологем. В этой обстановке не могла не возникнуть мысль о том, что изучение общества должно строиться в полной аналогии с естественнонаучным, «позитивным» изучением природного мира, и необходимо создание лишенной претензий на универсализм частной, позитивной науки об обществе которая имела бы эмпирический базис и стояла бы в одном ряду с физикой, химией, биологией.
Таким образом, социология уже изначально по опреде-лению должна была заявить о себе как качественно иной тип знания об обществе. Такой она и предстает в трудах великих социологов классического периода своего развития — О. Конта. Г. Спенсера, М. Вебера, Э. Дюркгейма.
Современный — постклассический — этап развития социологии характеризуется значительно большей широтой диапазона подходов к интерпретации социальных феноменов и методологии исследования: от теоретических изысков в духе постмодена до статистической обработки данных опросов и анкетирований в эмпирической социологии.
1.Понятие социального института
Институт (от лат institutum — «становле-ние) — понятие, используемое в большинстве социологичесских теорий для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Мы пользуемся понятием «социальный институт» в том случае, если рассматриваем крупные группировки формальных ролей. Так, понятие «институт материального производства» подразумевает не конкретную социальную организацию одного из предприятий, а комплекс норм, реализующихся во множестве социальных организаций, предприятий, выпускающих материальную продукцию.
Среди социологов широко распространена точка зрения, что «институт» — одна из базисных дефиниций, выражающих самую сущность упорядоченной социальной жизни. Традиция такого подхода идет еще от Г. Спенсера, считавшего, что изучение институтов есть изучение строения и развития общества, анализ возникновения, роста, изменений, сломов, а следовательно, оно и составляет сущность социологии как науки. Институционалисты (в части Т. Веблен) выдвинули исследование институтов в качестве главной задачи всех общественных наук. Разрабатывая понятие института, представители этого направления трактовали его как группу людей, объединенных какими-либо идеями для выполнения каких-либо функций, а в формализованном, категориальном виде — как систему социальных ролей, организующую систему поведения и социальных отношений. Как и многие другие базовые научные понятия «институт» трактуется в литературе широко и неопределенно. Тем не менее, в качестве определяющей черты институционального взаимодействия можно отметить организованность, а важнейшими элементами институциональной структуры считать социальные нормы, роли, ожидания.