Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг цели, задачи и механизм

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сущность предлагаемого метода заключается в том, что вмешательство государства на региональном уровне в процесс функционирования потребительского рынка допускается лишь в двух случаях: наличии существенных проблем рынка и наличии конкретной социальной цели. Не позволяют оперативно реагировать на возникновение проблем на рынке, в частности по причине отсутствия системы мониторинга… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Потребительский рынок как объект государственного регулирования
    • 1. 1. Место и роль потребительского рынка в современной экономической системе
    • 1. 2. Проблемы государственного регулирования в Развитии регионального потребительского рынка
  • 2. Государственное регулирование потребительского рынка на примере предприятий рынка хлеба
    • 2. 1. Характеристика рынка хлеба в России в 2009—2010 годах
    • 2. 2. Анализ заполнения рыночных сегментов предложением
  • 3. Регулирование деятельности рынка хлеба в России
  • Заключение
  • Список литературы

Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг цели, задачи и механизм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Потребительский рынок как объект государственного регулирования

1.1. Место и роль потребительского рынка в современной экономической системе

На основе анализа систем государственного регулирования экономики в зарубежных странах и России, анализа теоретических основ, в частности условий и факторов формирования и функционирования потребительского рынка, в качестве основных выделены следующие принципы построения системы государственного регулирования потребительского рынка, которые служат основой ее эффективности в современных условиях: оптимизация государственного вмешательства; учет интересов всех субъектов хозяйствования; оперативность реагирования на возникновение проблем рынка; социальная направленность регулирующих воздействий[6, c.43].

Существующие подходы к государственному регулированию потребительского рынка, среди которых проектно-плановый и программный, не решают всех его проблем, в частности:

− проектно-плановый метод не позволяет оказать значительного влияния на потребительский рынок по причине незначительности государственной доли в производстве и розничной торговле товарами;

− не решают вопрос оптимизации государственного вмешательства в процесс функционирования рынка, заключающейся в ограничении излишнего вмешательства и оптимальности вводимых регулирующих воздействий;

− не позволяют оперативно реагировать на возникновение проблем на рынке, в частности по причине отсутствия системы мониторинга с соответствующими задачами и показателями и отсутствия типовых процедур принятия решений при возникновении проблемных ситуаций.

Сущность предлагаемого метода заключается в том, что вмешательство государства на региональном уровне в процесс функционирования потребительского рынка допускается лишь в двух случаях: наличии существенных проблем рынка и наличии конкретной социальной цели.

Под существенными проблемами, в данном случае, необходимо понимать следующие проблемы потребительского рынка: несовершенная или недостаточная конкуренция; недопроизводство (дефицит) и низкое качество товаров; завышенный уровень цен на товары; низкий уровень развития торговой инфраструктуры.

Совместное применение проблемно-целевого и программного методов позволяет повысить общую эффективность системы государственного регулирования потребительского рынка, за счет использования следующего двухуровневого подхода к процессу управления:

− долгосрочная перспектива: применение программного метода на федеральном уровне обеспечивает разработку программ развития и установку конкретных целей развития рынка, а на этапе развития и становления рынка — целей по созданию условий для формирования эффективного потребительского рынка;

− краткосрочная и среднесрочная перспектива: применение проблемно-целевого метода регулирования в рамках оперативного управления на уровне региона, ограничивающего государственное вмешательство случаями возникновения существенных проблем в развитии потребительского рынка и отклонения от целевых показателей в случае реализации социально-экономических программ[8, c.43].

Такой контекст применения проблемно-целевого метода регулирования позволит усилить эффект от взаимодействия механизмов рыночного регулирования, гарантированного использованием принципа минимизации вмешательства, и государственного планирования развития, реализующегося в федеральных и региональных программах социально-экономического развития.

Содержание проблемно-целевого метода регулирования регионального потребительского рынка заключается в совокупности следующих этапов (рис.1):

− анализ потребительского рынка региона с целью выявления тенденций и проблем рынка и отклонения от целевых показателей при реализации конкретных социальных программ;

− оценка необходимости государственного вмешательства в процесс функционирования рынка;

− постановка целей и задач регулирования;

− определение наиболее эффективных регулирующих инструментов для устранения проблем рынка в случае необходимости государственного вмешательства с учетом интересов субъектов хозяйствования;

− определение механизма реализации выбранных инструментов;

− контроль исполнения/отказ от неэффективного регулирования.

Необходимо отметить, что наличие проблем еще не означает необходимости государственного вмешательства в функционирование потребительского рынка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. В., Белова Г. Б. Товары и услуги на потребительском рынке Текст / Г. В. Белов, Г. Б. Белова. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2008. — 256 с.
  2. В. И., Хохлов С. Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. А. Персианова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 64 с.
  3. Н.П. Политическая регионалистика: Учебник. — М.: Гардарики, 2008. — 176 с.
  4. А. С. Региональный потребительской рынок. Проблемы теории и практики. / Отв. ред. В. В. Куляшов. — Новосибирск: Сибирское соглашение, 2008. — 364 с.
  5. А. С. Теория региональных рынков: Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, Сибирское соглашение, 2007. — 448 с.
  6. А.К., Зорин С. М. Теоретические аспекты формирования и функционирования потребительского рынка региона // Экономика и управление АПК в ХХI веке. Мат. Всероссийской науч.-практ. конф. Т1. — Ижевск: РИО ИжГСХА, 2004, c.225−231
  7. Л. П., Памбухчиянс В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. М.: ИВЦ Маркетинг, 2006
  8. П. Управление маркетингом. М.: Бином, 2008.
  9. П. Маркетинг Менеджмент: Стратегия и тактика. СПб.: ПитерКом, 2006
  10. Ф. Основы маркетинга.- М.: Прогресс, 2010
  11. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. — СПб.: Перспектива, 2009.
  12. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: ПитерКом, 2004.
  13. Сбытовая политика фирмы: практическое пособие. М.: ВНИИЭС, 2006
  14. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учеб. пособие / Под общ.ред. Соломина А. Н. М: ИНФРА-М. 2007
  15. А.А., Зимина Н. В. Изменения поведения российских потребителей как предпосылка формирования современных форматов розничной торговли // Маркетинг в России и зарубежом. 2004. № 6.
  16. И.А. Управление процессом обслуживания покупателей // Ек.магазин. 2005. № 3.
  17. А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. 2009. № 2.
  18. И. Особенности использования методов маркетинга в торговле // Маркетинг. 2004. № 4.
Заполнить форму текущей работой