Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование системы поддержки малого бизнеса в регионе: на примере Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на принимаемые меры, до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному развитию. Большие трудности связаны с кредитованием малого бизнеса, который, как правило, не имеет надежного залогового обеспечения. Также административные барьеры (лицензии, разрешения, сертификаты, проверки и пр.), в которых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Малый бизнес как основа развития рыночной экономики
    • 1. 1. Теоретические аспекты формирования и развития малого бизнеса
    • 1. 2. Роль и зцачение государственной поддержки малого бизнеса в развитии региональной экономики
  • Глава 2. Современное состояние и тенденции развития малого бизнеса в Республике Дагестан
    • 2. 1. Основные факторы, определяющие динамику развития малого бизнеса в регионе
    • 2. 2. Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии региона
    • 2. 3. Оценка проблем, препятствующих развитию малого бизнеса в регионе
  • Глава 3. Основные направления совершенствования системы поддержки малого бизнеса в экономике Республики Дагестан
    • 3. 1. Региональная модель совершенствования системы государственной поддержки малого бизнеса
    • 3. 2. Усиление финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Республике Дагестан

Совершенствование системы поддержки малого бизнеса в регионе: на примере Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сегодня, в связи с мировым финансово-экономическим кризисом, когда реализация крупных инвестиционных проектов осложняется, именно развитие малого и среднего предпринимательства становится важнейшим фактором развития экономики, сокращения безработицы, повышения реальных доходов населения, формирования среднего класса, общественно-политической стабильности.

Развитие предпринимательства позволит не только поддержать, но и увеличить темпы прироста ВВП, снизить инфляцию, быстро модернизировать промышленность и осуществить переход от ресурсоориентированной к инновационной экономике.

Малый бизнес дает значительный' социально-экономический эффект, уменьшает расходы бюджета на трудоустройство граждан, обеспечивает поддержание социальной стабильности, решает проблемы преодоления' бедности. Опыт развитых стран показывает, что с помощью именно малых организаций возможны позитивные сдвиги в экономической стабилизации и развитии экономики. Доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет от 60 до 70%. В России на долю малого бизнеса приходится не более 16% ВВП. Удвоение ВВП в нашей стране невозможно без комплексной, целенаправленной поддержки и развития малого предпринимательства.

Несмотря на то, что в последнее время малый бизнес стал объектом особого внимания со стороны Правительства Российской Федерации, его положение в регионах остается сложным.

В Республике Дагестан развитие малого предпринимательства имеет особенно важное значение, что обусловленохпецификой развития региональной экономики. Наличие в экономике незаполненных ниш, неспособность крупного производства приспосабливаться к потребностям рыночной экономики, отсутствие государственных финансовых возможностей поддержки сложившегося производственного сектора, наличие большого количества высококвалифицированного незанятого населения, сложившиеся веками народные производства и промыслы и ряд других условий предполагают необходимость активного развития малого предпринимательства. Однако потенциал малого бизнеса в республике задействован все еще недостаточно: не выработаны концептуальные подходы к разработке основ его функционирования и политики поддержки с учетом специфики региона и отраслей экономики.

Несмотря на принимаемые меры, до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному развитию. Большие трудности связаны с кредитованием малого бизнеса, который, как правило, не имеет надежного залогового обеспечения. Также административные барьеры (лицензии, разрешения, сертификаты, проверки и пр.), в которых заинтересованность чиновников не снижается. Негативным фактором в развитии предпринимательства и цивилизованного рынка остается несовершенство судебной системы, слабо защищающей от коррупции и криминала как предпринимателятак. и потребителя-. Но наиболее существенным фактором, снижающим эффективность малых предприятий, является налоговаясистема, которая зачастую делает малый бизнес невыгодным.

Существующая система государственной поддержки малого бизнеса в республике не обеспечивает ощутимых результатов развития этого сектора экономики и реального позитивного влияния на экономику. А в условиях кризиса поддержка малого и среднего бизнеса должна быть одним из приоритетов в работе органов власти. Изложенные обстоятельства и определили актуальность и практическую значимость диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В западной экономической теории введение в предпринимательство и его развитие связывают с именами Р. Кантиль-она, А. Тюбо, Ф. Кэне, А. Смита, Ж.-Б. Сэя, а затем К. Маркса, Й. Шумпетера, А. Маршалла, Ф. Хайека, Л. Мизеса, И. Кирцнера, М. Вебера, В. Зомбарта, П. Друкера и других исследователей. Эти ученые и возглавляемые ими школы определили основные моменты и характеристики предпринимательства — несение риска и экономической неопределенности (Р. Кантильон), революционная смена факторов производства (Ж.-Б. Сэй и Й. Шумпетер), организация практической реализации новаторской идеи (П. Друкер).

Проблеме развития предпринимательских организаций, как важнейших хозяйствующих субъектов в рыночной экономике посвятили свои работы и многие российские ученые, такие как А. Каминка, А. Петражецкий, А. Агеев, А. Бусигин, В. Радаев, Ю. Осипов и др.

Исследования малого бизнеса как сектора рыночной экономики в России начались во второй половине 80-х годов XX в., о чем свидетельствуют работы таких авторов, как М. Лапусты, В. Рубе, В. Афанасьева, А. Колесникова, А. Чепуренко, В. Голиковой, О. Шестоперова, А. Авиловой, А. Виленского и др.

Широкий спектр вопросов государственной поддержки малого предпринимательства рассмотрен в научных трудах современных ученых: Баженова Ю. К., Воронина С. Н., Вольского А. С., Старостина Ю. Л., Ясина Е. Н. и др.

Также проблемам предпринимательства в условиях рыночного хозяйствования посвящены работы дагестанских ученых-экономистов Алиева В. Г., Ахмедуе-ва А.Ш., Гамидовой M.G., Мудуева Ш. С., Магомедова М. А., Сулейманова Н. М., Шабанова М. Г., Колыванова В. Ю: и др.

Отмечая ценность научноговклада отечественных и зарубежных ученых в исследование проблем малого бизнеса, следует отметить, что региональные проблемы формирования малого бизнеса еще недостаточно изучены. Следовательно, необходимо обобщение существующих исследований с целью выработки собственных рекомендаций, направленных на совершенствование поддержки малого предпринимательства на региональном уровне.

Актуальность проблемы и недостаточная изученность особенностей формирования малого бизнеса на региональном уровне предопределили выбор темы, позволили сформулировать цель и задачи диссертационной работы.

Цель исследования состоит в выявлении факторов, определяющих развитие малого бизнеса в регионе, и разработке на этой основе главных направлений совершенствования системы поддержки малого бизнеса с учетом региональных особенностей Республики Дагестан.

Реализация поставленной цели потребовала постановки и решения следующих задач: обобщить теоретические взгляды исследователей на экономическую сущность предпринимательства и бизнесаизучить существующие критерии идентификации малого и среднего бизнесапроанализировать роль государственной поддержки малого бизнеса в развитии рыночной экономикивыявить основные факторы, влияющие на формирование малого бизнеса в регионеопределить роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии региона и специфические региональные факторы, которые влияют на его состояниевыявить тенденции и существенные факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса в Республике Дагестанг. разработать модельсовершенствования системы государственной поддержки малого бизнеса в республикеобосновать перспективные мероприятия по финансовой поддержке субъектов малого бизнеса в республике.

Объектом исследования являются малые организации (фирмы) различных видов экономической деятельности, функционирующие в условиях региональной экономики.

Предметом исследования выступает совокупность теоретических, методологических и практических вопросов формирования системы поддержки малого бизнеса и повышения ее эффективности с учетом региональных особенностей.

Методологической и теоретической основой исследования являются труды российских и зарубежных экономистов, посвященные проблемам становления и развития малого бизнеса, а также Программы, стратегии регионального развития и другие материалы, по малому предпринимательству. Достоверность исследования подтверждается использованием статистических материалов Росстата и его регио.

1 нальных подразделений о состоянии малого бизнесафедеральных и региональных нормативно-правовых актованалитических материалов Национального института системных исследований проблем предпринимательствафедеральных программ поддержки малого предпринимательстваа также статистических данных полученных автором. В диссертационном исследовании использованы методы сравнительного анализа, статистической обработки данных, оценки количественных и качественных показателей исследуемых процессов и другие общенаучные методы.

Эмпирической базой исследования послужили данные статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики России (Росстат) и государственного комитета по статистике Республики Дагестанофициальные данные и отчеты Министерства экономического развития и торговли Республики Дагестан, Комитета Правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынкарезультаты анкетных опросов руководителей малых предприятий Республики Дагестан, проведенных автором: .

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном исследовании теоретических и практических проблем формирования и развития малого бизнеса в Республике Дагестан' с учетом региональных и отраслевых особенностей, а также разработке комплекса рекомендаций, направленных на поддержку и стимулирование развития малого бизнеса в регионе. С учетом этого научная новизна проведенного исследования, заключается в следующем: а) по специальности «Региональная экономика».

— выявлены особенности организации и функционирования малого бизнеса в Республике Дагестан, к которым следует отнести: преимущественное развитие малого бизнеса в оптовой и розничной торговле, общественном питании и строительствесосредоточение основной совокупности предприятий малого бизнеса в городах;

— на основании результатов опроса предпринимателей выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса в Дагестане и предложены меры по снижению их воздействияпредложен комплекс рекомендаций по совершенствованию развития малого бизнеса с учетом региональных особенностей, способствующих эффективной адаптации предприятий малого бизнеса к требованиям рынка за счет информационного обеспечения субъектов малого бизнеса, развития таких форм интеграционного взаимодействия малых и крупных предприятий как субконтрактакция и франчайзинг, расширения доступа к источникам финансовых средств, снижения налогового бремени особенно относительно малых инновационных предприятийпредложен коэффициент бюджетной эффективности для рационального управления бюджетными потоками, в условиях недостаточности в регионе бюджетных ресурсов для финансирования развития малого бизнесаб) по специальности «Предпринимательство» уточнено понятие «малого бизнеса», сущностным содержанием которого является его размер, устанавливаемый на основе показателей численности работников, активов или оборота капиталаи выявлены основные критерии отнесения организаций к малымпредложена классификация факторов внешнего и внутреннего воздействия, определяющих динамику развития малого бизнеса в регионе. К числу внутренних факторов, которые оказывают значительное влияние на эффективность и достижение экономической устойчивости, относятся уровень менеджмента и маркетинга в малом бизнесе, состав и квалификация персонала, состояние материально-технической базы и технология, качество товара (услуги), особенности внутрипроизводственных отношений в малом бизнесе. Среди факторов внешнего воздействия основными являются: экономические факторы, такие как состояние экономической конъюнктуры в регионеинфраструктурные факторы (инфраструктура поддержки малого предпринимательства, банковская сеть) — уровень и качество государственного регулированиясоциальные факторы, т. е. традиции, характерные для данного региона и выражающиеся в отношении населения к институтам частной собственности, предпринимательства, образовательный уровень населенияприродно-географические условияраскрыты варианты совершенствования финансовой поддержки субъектов малого бизнеса, ориентированные на привлечение частного капитала при снижении бюджетных затрат.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Малый бизнес — динамичная форма хозяйствования, которой присущи гибкость и умение чутко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. Эффективное развитие малого бизнеса способствует формированию среднего класса, укреплению демократии и институтов гражданского общества, а также решению важных социальных (удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, снижение безработицы, создание источников доходов для населения и т. д.) и экономических задач (формирование нормальной конкурентной среды, привлечение частного капитала и внешних инвестиций, наполнение бюджетов различных уровней и.т.д.).

2. Факторы, влияющие на развитие малого бизнеса в регионе, подразделяются по критерию внешнего и внутреннего воздействияэффективное развитие экономики региона во многом определяется умелым использованием этих факторов. •.

3. В условиях финансового кризиса малый бизнес является одним из важных условий устойчивого развития региона, дает значительный социально-экономический эффект, уменьшает расходы бюджета на трудоустройство граждан, обеспечивает поддержание социальной стабильности, решает проблему рационального использования ресурсного потенциала.

4. Республика Дагестан обладает значительными возможностями для развития малого предпринимательства: низкий уровень занятости экономически активного населения, незавершенность производственного цикла основных производств, традиции в сфере народных художественных промыслов, благоприятные условия для развития индустрии туризма и массового отдыха.

5. На основании проведенного опроса предпринимателей выявлены основные проблемы, испытываемые субъектами малого бизнеса в Республике Дагестан. Большие трудности связаны с кредитованием малого бизнеса, который, как правило, не имеет надежного залогового обеспеченияизбыточные административные барьерынесовершенство судебной системы, отсутствие квалифицированных кадров в малом бизнесе и т. д. Существует недостаток финансовых средств для реализации принятых программ поддержки малого бизнеса.

6. Предложенная модель совершенствования существующей системы государственной поддержки малого бизнеса в Республике Дагестан предполагает комплексное воздействие на законодательную, налоговую, финансовую систему, информационную поддержку и управление персоналом.

7. Наиболее перспективными источниками финансирования малого бизнеса в республике являются микрокредитование, венчурное финансирование, кредитная кооперация, субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам, особенно инвестиционного характера.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Выводы и предложения диссертационного исследования могут быть использованы региональными органами власти при совершенствовании законодательной базы в исследуемой области, разработке соответствующих целевых программ и обосновании стратегических направлений социально-экономического развития региона с использованием потенциала малых предприятий. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курсов «Микроэкономика», «Современное состояние экономики России», «Экономика и управление», «Малый бизнес», а также при подготовки в бизнес-инкубаторах специалистов для малого бизнеса.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и получили одобрение на региональных научно-практических конференциях: «Малое предпринимательство: проблемы и пути развития» (Махачкала, 2006), «Малый бизнес в экономике Дагестана и в развитии межрегиональных связей» (Махачкала, 2007). Основные выводы исследования докладывались на совещании в Комитете Правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка. Даны конкретные рекомендации по обеспечению ускоренного развития малого предпринимательства с учетом региональных особенностей в соответствующее управление Минэкономики РД, что подтверждается соответствующей справкой о внедрении.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 1,4 п. л.

Объем и структура диссертации. Работа отражает цель и задачи исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 132 наименований отечественных и зарубежных источников, 5 приложений. Наглядность изложения материалов диссертации обеспечена 12 таблицами и 10 рисунками. Общий объем диссертационной работы составляет 152 страницы.

— Результаты исследования позволяют выделить особенности функционирования малого бизнеса в республике:

Дагестан является трудоизбыточным регионом, и здесь пока сохраняется естественный прирост населения. Большинство промышленных предприятий, колхозов и совхозов Дагестана на сегодняшний день развалились или простаивают. В республике фактически негде трудоустроиться, кроме как нагосударственной службе или в бюджетных организациях. Единственным выходом остается открыть-свое дело.

Сочетание уникальных памятников истории, архитектуры и археологии с великолепием природных ландшафтов и благоприятным климатом демонстрируют большие возможности Дагестана для развития туристической отрасли. Географические и климатические условия Дагестана позволяют производить лучшие сорта винограда. Если в доперестроечные годы в республике собирали до 380 тысяч тонн в год с 70 тысяч га виноградников, то сейчас их площади уменьшились и в 2007 году было собрано 110 тысяч тонн винограда. Соответственно необходимо возрождение виноградарства в Дагестане и инвестирование именно в АПК.

Состояние малого бизнеса в Республике Дагестан характеризуется следующими показателями, зарегистрировано свыше 50 тысяч субъектов малого предпринимательства, из них более 14 тысяч малых предприятий, около 40 тысяч индивидуальных предпринимателей, из которых до 8 тысяч — крестьянско-фермерские хозяйства. В целом распределение по районам и городам республики достаточно неравномерно и характеризуется преобладанием количества малых предприятий и предпринимателей на городских территориях.

Развитие малого бизнеса требует решение существующих проблем: усиление финансово-кредитной системы поддержки, и обеспечение доступа, малому бизнесу к финансовым ресурсам из всех источниковсоздание льготных~условий использования субъектами малого предпринимательства государственных ресурсовформирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательстваустранение существующих административных барьеровоблегчение налоговой нагрузки на малое предпринимательство особенно относительно инновационных малых предприятий.

В республике криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим нормальному развитию малого бизнеса. Существуют реальные угрозы личной безопасности предпринимателей и членов их семей.

При отсутствии действенного законодательного и судебного регулирования, у предпринимателей низкий уровень доверия к структурам, призванным защищать их интересы. Следствием этого является то, что основная часть предпринимателей предпочитает решать свои проблемы вне правового поля.

Менее развитой сферой малого предпринимательства в Республике Дагестан являются научная сфера и научное обслуживание. Хотя во всем мире именно в ней происходит создание новых продуктов и технологий, без которых невозможен динамичный экономический рост. Такие: предприятия: должны, стать неотъемлемым элементом при организации и осуществлении внедренияинновационных разработок и решений на всех этапах организации-: и функционирования1 бизнеса. Необходима государственная поддержкаинновационных программ на базе университетов. Поскольку «генераторами идей могут быть научные базы университетов-плюс малый-бизнес». В Дагестане имеются НИИ, университеты, лаборатории, которые. могут способствовать развитию малого бизнеса, и на основе деятельности которых, малым, предприятиям может быть предоставлена возможность использовать-инновационные разработки-.

Выходом из данной" ситуации явилось бы открытие в Республике— Дагестан инновационно-технологических центров (технопарков) на базе уже существующих предприятий, и научно-образовательных учрежденийрасполагающих необходимой для проведения научных исследований инфраструктурой... Основным условием успешной: реализациицелевых программ поддержки^ малого бизнеса является их своевременное и полное финансовоеобеспечение. Однако принятыев республикекомплексные программы, не обеспечиваются финансированием в полной мере.

Поскольку средств хватает не всегда для выполнения^ стоящих задач,. надо постоянно решать, как эти средства рационально распределить между различными направлениями для получения наибольшей пользы. И оценивать, то, как использовались средства в процессе, реализации выбранного направления с тем что имеем в результате завершения (т.е. каково воздействие на экономику республики). Одним из показателей оценкиэффективности программ развития' и поддержки малого бизнеса может быть коэффициент бюджетной эффективности — соотношение суммы, налогов уплаченнойв бюджет и, бюджетные средства, выделенные нафинансирование.

— Модель совершенствованиясистемы государственной поддержкималого бизнеса предполагает реализацию следующих основных мероприятий:

В законодательной сфере: принятие необходимых нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих предпринимательскую деятельность (формирование благоприятной правовой среды). Необходимо принятие закона «О противодействии коррупции в Республике Дагестан», препятствующего вступлению должностных лиц и государственных служащих в коррупционные сделки;

В области финансовой политики: в целях расширения возможностей доступа малых предприятий (в том числе начинающих) к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, необходимо организовать: Республиканский фонд содействия кредитованию субъектов малого предпринимательстваФонд содействия венчурным инвестициям в малые предприятия в научно-технической сфересубсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам, займам и лизинговым платежам субъектам малого предпринимательства. Также необходимо увеличить бюджетные вложенияв программы, поддержки малого предпринимательства;

В сфере налогообложения: снижение налогового бремени, особенно-относительно малых инновационных предприятий (поскольку основной проблемой малого бизнеса предпринимателями отмечена высокая налоговая нагрузка). Ведь от налоговой политики зависит устойчивость малых предприятий и рост’ихколичества. Предоставление налоговых преимуществ малым предприятиям способствовало бы повышению их вклада в развитие реального сектора экономики;

В качестве основных направлений развития системы информационного обеспечения малого предпринимательства необходимо: сформировать информационную базу данных о существующих и вновь открывающихся малых предприятиях, постоянно обновлять базы данных по всем аспектам бизнеса, распространять информационно-справочные пособия для малых предприятий. Также обеспечение МПпроизводственной сферы информацией о новых технологиях, инновациях, о новой продукции, появившейся на российском и международном рынке;

В области подготовки кадров: обеспечение малых предприятий лучшими образовательными и учебными программамирасширение сети образовательных учреждений по подготовке предпринимателей и консультационного сопровождения их деятельностиобеспечение функционирования системы переподготовки и повышения квалификации специалистов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере поддержки малого бизнеса.

Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса в изложенных выше направлениях позволит, на наш взгляд, существенно ускорить развитие малого бизнеса и поднять его роль в решении экономических и социальных задач республики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  3. Федеральный .закон от 22.07.2008 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».
  4. Законопроект от 17.09.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)».
  5. Постановление Правительства Республики Дагестан № 150 от 12. сентября 2005 г. «О республиканской целевой программе развития малого предпринимательства в Республике Дагестан на период до 2010 года».
  6. Постановление Правительства РД № 55 от 1 апреля 2002 г. «Об утверждении положения о Комитете Правительства Республики Дагестан по развитию предпринимательства и потребительского рынка».
  7. Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Дагестан. Одобрена постановлением Правительства Республики Дагестан от 27.09. 2002 г.
  8. Сборник нормативно-правовых актов Российской Федерации Республики Дагестан регламентирующих деятельность субъектов малого предпринимательства. — Махачкала.: Лотос, 2006.
  9. Сборник законов РФ. С изменениями и дополнениями. -М.: ЭКСМО, 2008.¦".. -''137 .11 .Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  10. А.Ш., Гамидова М. С. Предпринимательство в регионе: опыт и. проблемы развития. Махачкала: Издательство «Юпитер». 2000.
  11. З.Аничкин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом: — М-: Финансы и статистика, 2001.
  12. Н.Г. Малое предпринимательство в:России и в промышленно развитых странах. М.: Анкил, 2000.
  13. В.Г. Основы эффективной экономики. Махачкала: ИГГЦ ДГУ, 1996.1 б. Анищенко А. В. Управление малым бизнесом. М.: Вершина, 2006.
  14. М.А. Финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства в составе рыночной инфраструктуры. // Экономические: науки-- 2007.-№ 10- С. 61−63. •
  15. А.Ш., Аджиева Д. А., Гамидова М. С. Проблемы и пути развития: малого предпринимательства в: Дагестане. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2004. — № 2. С. 65−72.
  16. Багиев Г. Л-Маркетинг. М-: Экономика- 1999: ' --. • -. , '' «*. 'Л, ¦
  17. Г. Л., Асаул А. И. Организация предпринимательской деятельности. — СПб.: Издательство СПб ГУЭФ, 200 Г. 21 .Байдавлетов Р. Малый бизнес и новое общество. // Бизнес обозрение:.— 2004. № 03−04. С. 42.
  18. Д.К. Основные мероприятия по выходу экономики Республики Дагестан из депрессивного состояния. // Российское предпринимательство. -2008:-№ 3. С. 149−152.
  19. Н.В. Роль малого бизнеса в решении проблем-занятости- // Российское предпринимательство. -2008. № 1. С. 148−152-
  20. Т.С., Чернявский А. Г. Маркетинг: Учебное пособие. Таганрог: Издательство ТРТУ, 1999.
  21. Г. А. Основы стратегического анализа деятельности промышленного предприятия. СПб, 1996.
  22. Е., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса// Вопросы экономики. -2002. -№ 7. С. 109−118.
  23. В.Д. Камаева., Е. Н. Лобачева. Экономическая теория. — М.: Юрайт-Издат. 2006.
  24. А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики 1996 — № 7.С.30−38.
  25. В.В. Экономика России. -М.: Юристъ, 2001.
  26. Ю.А. Административная реформами проблемы малого бизнеса. // Региональный вестник молодых ученых. 2005. — № 2. С. 30−33.
  27. Выдержки> из Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года. // Промышленный маркетинг. 2007. — № 3−4. С. 9−13.
  28. Т.Ю. Роль и место стратегического анализа внешнего окружения в формировании конкурентных преимуществ малого предприятия.// Вестник Самарского государственного. экономического университета. 2008. — № 2. С. 16−19.
  29. В.Я., Швандер В. А. Курс предпринимательства. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  30. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2001.
  31. П. Венчурное финансирование. // www.cfin.ru
  32. А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. Эффективность поддержки малого предпринимательства. // Вопросы экономики. 2002. -№ 7. -С. 127−139.
  33. Р.Д., Гильярди Ю. А. Совершенствование взаимодействия малого и крупного бизнеса как фактор инновационного развития экономики России. // Российское предпринимательство. 2008. — № 3.
  34. И.К. Малые предприятия в региональной инфраструктуре. // Российское предпринимательство. -2008. № 6. С.14−16.
  35. А.А. Проблемы развития* малого бизнеса в современных условиях. // Экономические науки. 2008. — № 7. С. 272−275.
  36. П. Рынок: как выйти в лидеры. М.: Прогресс. 1992.
  37. JI.A. Малый бизнес и предпринимательство в Российской экономической системе. // Московский государственный институт коммерции, 1999.
  38. Т.И. Факторы и условия, определяющие функционирование малого бизнеса в воспроизводственном процессе России. // Вестник Самарского госу- дарственного экономического университета. 2008. — № 7. С. 41−46.
  39. В.Г. Банки и малое предпринимательство: противоречивое единство и пути совместного развития.// Банковское дело. 2005.- № 1. С. 12.
  40. А., Колесникова JT. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения^// Вопросы экономики. 1996.- № 7. С. 46−58.
  41. JI.A. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Новый Логос, 2000.
  42. А.И. Совершенствование специальных налоговых режимов. // Налоговая политика и практика. 2005. — № 9. С. 15−28.
  43. В.И. Пути развития малого бизнеса в Российской Федерации. // Российское предпринимательство. 2008. — № 2. С. 129−134.
  44. Кузнецова 3. Малое предпринимательство в странах с переходной экономикой: пути стимулирования. // Предпринимательство. 2007. — № 10. С. 106 116.
  45. ЛапустаМ.Г. Предпринимательство. -М.: Инфра-М, 2008.
  46. ЛапустаМ.Г., Старостин А. Л. Малое предпринимательство. М.: Инфра-М, 2002.
  47. Е.А. Проблема развития венчурного бизнеса в России. // Российское предпринимательство. 2008. — № 7. С. 72−75.
  48. М.М. Максимцова., М. А. Комарова. Менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  49. С.И. Экономика малого бизнеса: Учебное пособие. — Мн.: Книжный Дом, 2004.
  50. Малая экономика в суперсистеме рыночного хозяйства России // Вестник Финансовой академии. 2003. — № 3. С. 24−30.
  51. Малое предпринимательство России. 2007. Стат. Сборник / Росстат РФ. М.: 2007 г. С.И.
  52. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
  53. Малое предпринимательство: проблемы и пути развития (материалы научно-практической конференции). — Махачкала, 2006.
  54. Малому бизнесу в Дагестане мешает обилие проверяющих. // www.regions.ru
  55. Малые и средние предприятия. Управление и организация. М.: Международные отношения, 2002.61 .Малый бизнес в экономике Дагестана и в развитии межрегиональных связей (материалы научно-практической конференции). Махачкала, 2007.
  56. Малый бизнес Санкт-Петербурга. СПб.: Петроцентр, 2005.
  57. Малый и средний бизнес основа социально-экономического развития России в XXI веке. Тезисы выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э. С. Набиуллиной на Всероссийском форуме, 26 мая 2008 г. // www.nisse.ru
  58. А. Налоги предпринимателя. // Современный предприниматель. 2007. — № 3. С. 66−73.
  59. Микрокредит в странах с переходной экономикой. Программа развития местной экономики и занятости. // www.nisse.ru
  60. Мониторинг административных барьеров развития малого предприни- ма-тельства. Раунд 6. Центр экономических и финансовых исследований и разработок. 9 июня 2007 г.
  61. Мониторинг ситуации в секторе малого и среднего бизнеса в Республике Дагестан. Махачкала: Издательство «Лотос», 2006.
  62. Н.И. Системные исследования финансовых проблем малого бизнеса. // «Финансы и кредит». 2008. — № 11.
  63. Н.Г. Направления развития налогообложения малого бизнеса. // Региональный вестник молодых ученых. 2006. -№ 2. С.34−37.
  64. А. Перспективы развития малого предпринимательства в России. // Вопросы экономики. 2002. -№ 7. С. 109−118.
  65. А.В. О малом бизнесе в России. Учебное пособие. М.: Международный университет (в Москве), 2003.
  66. Ю.М. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. -М.: 1992.
  67. Основы инновационного предпринимательства/ Под ред. д.э.н. проф. Л. Г. Матвеевой. Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
  68. Практический маркетинг и PR для малого бизнеса. Издательство: «Нева», 2004.
  69. Предпринимательство. -М.: Юнити, 2005.
  70. Предпринимательство. М.: Юнити-Дана, 2002.
  71. Развитие и поддержка-малого бизнеса (опыт Венгрии и уроки для России) // Вопросы экономики. 2002.- № 7. С. 109−118.
  72. С.П. Малое предпринимательство против административных барьеров.//Российское предпринимательство.- 2008:-№ 9: С. 4−8'.
  73. И.В. Малый бизнес: анализ и решения. // Региональный вестник, молодых ученых. 2004. — № 1. С. 49−52.
  74. Россия в цифрах, 2008. Стат. Сборник / Росстат. М.: 2008.85:Рубе В. А. Малый бизнес: история, теория, практика- — М.: ТЕИС, 2000:
  75. Рыночное предпринимательство: теоретические основы и практика регулирования. М.: Институт международного права и экономики, 1994. .
  76. Семериков J1.A. Российское малое предпринимательство: — на пороге вступления: во всемирную торговую организацию-//Российское предприни- ма-тельство. 2008. — № 9. С. 9−13.
  77. П.Д. Государственная поддержка — важное условие успешного развития малого бизнеса в России.// Вестник Самарского государственного экономического университета. -2007. № 12. С. 133−137.
  78. Сирополис Н: К. управление малым1 бизнесом. Mi: Дело, 2006.
  79. Словарь терминов современного предпринимательства. / Под ред. Морковкина В. В. М.: ACT: Астрель, 2002.91 .Сметанин С. И. История предпринимательства в России. М.: Логос- 2004.
  80. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Политиздат. 1937.
  81. Социально-экономические основы формирования гражданского общества в Дагестане (материалы научно-практической конференции).-Махачкала: Издательство «Юпитер», 2006.
  82. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 2002 году. -Махачкала: Дагестанстат, 2003.
  83. Е. Опыт поддержки, проблемы становления и развития малого и.среднего бизнеса. //Предпринимательство. 2006. — № 4. С. 104−109.
  84. Стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса. // Предпринимательство. 2007. — № 4. С. 8−14.
  85. Стратегия 2020: от экономики «директив» к экономике «стимулов». М.: Доклад ООО «Деловая Россия», 2008.143
  86. Стратегия развития малого предпринимательства в Республике Дагестан на среднесрочную и долгосрочную перспективу и- механизм ее реализации. — Махачкала: «Лотос», 2006.
  87. Сэй-Ж.Б. Трактат политической экономии.-М., 1896.
  88. Тезисы выступления Министра экономического развития РФ Э.С. Наби-ул- линой на Всероссийском форуме, 26 мая 2008 г.
  89. Е.О. Роль интеграции в развитии традиционного-и инновационного: малого бизнеса: //Российское предпринимательство. 2008. — № 2. С. 41−44.
  90. К.А. Повышение* мобильности предприятий малого бизнеса на рынке труда. // Российское предпринимательство. -2008. № 5. С. 40−44.
  91. Условия и факторы развития малого предпринимательства в Республике Дагестан- — Махачкала, 2007. .
  92. B.IG. Малое* предпринимательство в Российской федерации: проблемы и перспективы. -М.: Наука, 2000.
  93. Л. 0< структуре малого- бизнеса и особенностях его мотивации: // Вопросы: экономики.- 2002--№ 7. С. 147−151.
  94. Е.А. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятий. // Вопросы экономических наук. 2006. -№ 4. С. 160:
  95. Т. П Экономика Франции: Традиции и новейшие тенденции. — М.: «Российская.политическая энциклопедия» (РОССПЭН). 2002.
  96. Чистякова М: К., Шёстаков Р. Б. Россия на пороге ВТО: перспективы для российского малого бизнеса- // Вестник Самарского государственного экономического университета- 2007. — № 12. С. 153−151'.
  97. М.Г. Малый бизнес — ключ к развитию общества. // Народы Дагестана. 2006. — № 4. С. 14−18.
  98. М.Г. Малый бизнес Дагестана. // Бизнес Дагестана (информационный сборник). 2005, Махачкала.
  99. М.Г. Основы бизнес-планирования. Махачкала: Издательство «Лотос», 2005.
  100. И.К. Организация предпринимательской деятельности. — Таганрог: Издательство ТРТУ, 2004.
  101. Р.Б. От государственного капитализма к малому предпринимательству: каким будет базис инновационной и социально-ориентированной экономики России. // Российское предпринимательство. -2008. № 6. С. 4−8.
  102. Г. Г. Структурные преобразования в экономике Республики Дагестан. — Махачкала, 1998.
  103. А.В. Проблемы учета и контроля в сфере малого бизнеса. // Российское предпринимательство. 2008. — № 2. С. 45−49.
  104. А.И. Источники формирования финансов малых и средних предприятий.//Банковское дело. -2007.- № 4. С.44−47.
  105. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 1982.
  106. А.С. Малый бизнес и местные бюджеты. //Финансы. 2005.-№ 5. С. 34−35.
  107. Экономика США. М.: Издательский дом «Питер». 2003.
  108. Экономико-правовые механизмы поддержки и развития субъектов малого предпринимательства в странах Америки и Азии. Учебное пособие. Изд-во Кольского НЦ РАН, 2005.
  109. Экономическая энциклопедия. М.: Экономика, 1999.
  110. Энциклопедический словарь предпринимателя. СПб.: Алга-фонд, АЯКС. 1992.-С. 137−138.
  111. И.Б. Развитие инновационного характера малого предприятия. //Российское предпринимательство. 2008. — № 2. С. 124−128.
  112. Bolton Committee report. 1971.
  113. Brooksbank R. Defining the Small Business: a New Classification of Company Size // Entrepreneurship and Regional Development. 1991. — № 3. -P. 17−31.
  114. Drucker P.F. Innovation and entrepreneurship. N.Y., 1986.
  115. Official Journal of the European Union, 2003.
  116. Vely H.A.F. The Development process of the Personally Managed Enterprise. European Foundation for Management Developments. 10th Seminar of Small Business. 1980.-P. 1−21.129. www.dagbusiness.ru130. www.nisse.ru131. www.rcsme.ru132. www.mb.kubangov.ru
  117. Финансовый результат деятельности малых организаций по округам1. РФ
  118. Удельный вес показателей по федеральным округам, %
  119. Показатели Годы ЦФО СЗФО ЮФО ПрФО УФО ДВФО
  120. Источник: На основе данных статистических сборников: Малое предпринимательство в России: М.: Росстат РФ, 2005 г., 2006 г., 2007 г.
Заполнить форму текущей работой