Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление инновационными процессами в системе образования Республики Калмыкия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Упрощенное понимание двуязычия лишь как средства коммуникации без овладения или хотя бы подробного знакомства со всем богатством этнокультурного наследия приводит к пренебрежению им и недооценке того места и той роли, которую культура и обычаи калмыцкого народа могли бы играть в общественной жизни республики. Над этносом нависла угроза полной утраты национальных традиций, исчезновения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные тенденции развития региональной системы образования Республики Калмыкия
    • 1. Современное состояние образовател ьной системы Калмыкии
    • 2. Инновационные особенности образовательного процесса
    • 3. Социологические проблемы управления системой образования на региональном уровне
  • Глава 2. Динамика инновационных процессов в системе образования Республики Калмыкия
    • 1. Диагностические особенности исследования инновационных процессов в системе образования
    • 2. Мониторинг состояния инновационных процессов в национальной системе образования
    • 3. Определение эффективности управления инновационными процессами

Управление инновационными процессами в системе образования Республики Калмыкия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Республика Калмыкия, являясь одним из субъектов Российской Федерации, наравне с другими регионами реализует программу социально-экономического и национально-культурного возрождения. Приоритетным направлением этой программы является сохранение родного языка. Калмыцкий язык — язык нации, составляющей этническую основу республики, перестал выполнять многие свои социальные функции в силу искусственной деформации и перекосов, возобладавших в национальной политике в годы культа личности и застоя, когда провозглашался единый советский народ и русский язык объявлялся общим для всех народов. Тринадцатилетняя депортация калмыцкого народа в отдаленные районы Сибири, Дальнего Востока, Севера нанесла невосполнимый урон культуре народа. На сегодняшний день ситуация с калмыцким языком сложилась критическая: язык находится на грани исчезновения. 98/* калмыцких детей не владеют родным языком. Поэтому для преодоления пренебрежительного отношения к родному языку среди коренного населения необходимо повысить мотивацию в изучении родного языка, усилить потребности в его знании и использовании — в первую очередь через национальную школу. «Закон о языках народов Российской Федерации», «ГосударствейМя программа развития калмыцкого и других языков в Калмыцкой АССР на период до 2000 года» предусматривает различные меры социальной, экономической и правовой защиты языка и обеспечивает условия его развития. Эти и другие положения вышеупомянутых законов легли в основу Концепции развития национального образования Республики Калмыкия.

Актуальность проблемы настоящего исследования обусловлена прежде всего тем, что многообразные и сложные процессы общественного развития сегодняшней Республики Калмыкия и практика создания национальной системы образования все настойчивее требуют как осмысления теоретических проблем развития образования, так и более пристального изучения проблемы научного управления этим процессом и поиска новых подходов, которые обеспечили бы дальнейшее развитие системы управления образованием.

Исходя из того, что на современном этапе реформирования экономической, политической, социальной систем признаны достижения этносоциологии, этнопсихологии, этнопедагогики, мы обязаны учитывать и наличие национального компонента в управлении образованием. Республика Калмыкия развивает свою образовательную систему, опираясь на те идеи и технологии, которые позволяют полно раскрыть национальную и региональную специфику образования, культурно-исторические, психологические и ментальные особенности калмыцкого народа.

В настоящее время с увеличением свободы в системе образования в организационно-управленческом, содержательном, методическом плане возникла потребность в уточнении теоретических и практических принципов содержания образования. Условия такого многонационального региона, как Республика Калмыкия, требуют жестко учитывать фактор полиэтнического состава учащихся в одном образовательном учреждении. В условиях реального многообразия культур содержание образования не может ограничиваться только национальным компонентом. Следовательно, в содержании образования необходимо учитывать присутствие компонентов, обеспечивающих равноправие в культурном диалоге представителей различных национальностей. Этот подход будет реализован при пересмотре роли управления в сфере образования и совершенствовании его форм и методов. Под управлением понимается целенаправленная деятельность всех субъектов, которая обеспечивает становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие школы, системы в целом.

162. с. 1.68).

Таким образом, необходимо разработать стратегию управления национальной образовательной системой, которая соответствовала бы социальному заказу, зависящему ог конкретной этнической ситуации в школе, регионе, от направленности ценностных установок субъектов образовательного процесса.

Актуальность проблемы данной диссертации заключается в том, что <- ч создана система мониторинговых исследований, позволяющая определить (новыё подходы в управлении, обеспечивающие развитие образования.

Цель исследования заключается в проведении системного социологического анализа основных тенденций развития региональной системы образования, в глубоком и всестороннем осмыслении опыта управления инновационными процессами.

Объект исследования — процесс развития региональной системы образования.

Предмет исследования — механизм управления инновационными процессами в системе образования Республики Калмыкия.

Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о том, что управление инновационными процессами региональной системы образования в изменяющихся экономических и социальных условиях может быть осуществлено при выполнении следующих условий:

• привлечении общественных и властных структур к развитию образования на основе интеграции разнообразных требований к образованию;

• создании концепции регионализации образовательной системы, отршающей п^ршективные тенденции социально-экономического развития региона, основанной на информационной обратной связи главных субъектов образовательного процесса.

В соответствии с целью и гипотезой исследования ставились следующие задачи:

1, Определить основные подходы к управлению и социальные условия развития региональной образовательной системы, исходя из современных положений теории педагогических и развивающихся систем и изучив состояние социологических, социально-психологических, социально-педагогических исследований по проблемам регионализации и управления образовательной системой.

2. Разработать методики мониторинговой диагностики инновационных процессов в системе образования Калмыкии.

3. Определить эффективность управления инновационными процессами, перспективы управленческой деятельности в сфере регионального образования.

Методологическая основа исследования — системный подход, теории социологии управления, социологии образования, основные теоретические положения педагогического менеджмента, этносоциологии, психологии управления.

Теоретические основы исследований.

Социология управления. Проблемы управления начали особенно интенсивно разрабатываться в XX веке и обычно связываются с именами Ф. Тейлора, Г. Форда, А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Черча, которые наряду с решениемтехнико — экономических проблем обстоятельно проанализировали и некоторые социальные аспекты управления. В 60 — 70-е годы в отечественной науке активизировался поиск и это нашло отражение в работах Д. М Гвишиани, а также в исследованиях В. Г. Афанасьева, H.H. Лебедева, Ю. А. Тихомирова, В, М Шепеля и других ученых Первым глубоким анализом системы управления были исследования академика В. Г. Афанасьева, который предложил рассматривать следующие функции управления: выработка и принятие решения, планирование, организация, регулирование, учет и контроль, которые образуют управленческий цикл. В 80 -90 -е годы появился ряд работ, в которых анализируется деятельность руководителя и его взаимоотношения с подчиненными (Н.Д ^расо^ский, О. М. Омаров, В. К. Тарасов, А. В, Филиппов и другие).

Социология образования. Основы этой науки были заложены Эмилем Дюркгеймом и Максом Вебером, которые исследовали социальные функции образования, связь его с экономическими и политическими процессами, а также рассмотрели процессы обучения с социологической точки зрения.

Значительный фактический и методический ¿-материал влияния образования на динамику социальной структуры общества содержатся в работах H.A. Аитова, И.В. Бестужевав-Лады, Л. Н, Когана, М. Н. Руткевича, Ф. Р. Филиппова, В. Г. Харчева. В 70 — 90-е годы социология образования расширила свою сферу: исследования проблем средней школы и учительства были проведеныЛ.Г. Борисовой, Ф. Г. Зиятднновой, A.M. Гендиным. Роль профессионального образования рассматривали A.A. Овчинников, Д. Л. Констатиновский, В. Э. Шерега и другие.

В последние годы опубликованы работы, посвященные анализу функционирования и структурных особенностей отдельных сторон образования. Вышел целый ряд публикаций по проблемам управления и эффективности образования. К сожалению, проблема управления национальной системой образования еще не нашла должного места в научном поиске. Эта проблема требует специального изучения и анализа.

Конкретизируя понятие инновационные процессы в системе образования автор обратился к анализу взятой предметной области. В течение последних лет появилось несколько работ, посвященных изучению социологических проблем управления инновационными процессами в системе образования. Назовем их авторов: Н. Ю. Григорьева, М. Н. Ждановских, А. И. Левко, Г. Н. Сейтмеменова, Т. А. Панкова, О. В. Степанов, Л. Я. Хоронько.

Различным аспектам управления педагогическими системами было уделено внимание в работах К. Ангеловски, Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязйиского, В. И. Зверевой, В. А. Караковского, В. Ю. Кричевского, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, Р. Х. Шакурова, Т. И. Шамовой и других. Психологические проблемы управления рассматривались Г. М. Андреевой, В. В. Бойко, И. П. Волковым, Л. Д. Кудряшовой, В. П. Симоновым и другими.

Вопросы методологии, методики и техники этносоциологических исследований, конкретного изучения социальных проблем, связанных с этнической спецификой, даны в работах Ю. В. Арутюняна, Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гумилева, JIM, Дробижевой, B.C. Кондратьевой, A.A. Сусоколова.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1994 -1996 годы) осуществлялся анализ научной и методической литературы и опыта практических исследований в школах республ ики. С целью изучения актуальности создания национальных классов проводилось ежегодное анкетирование социума. Выявив результативность инновационной деятельности по открытию национальных классов, были внесены предложения по коррекции путей ее дальнейшего совершенствования.

На втором этапе (1996;1998 гг.) было продолжено теоретическое исследование проблемы на основе лонгитюдных исследований (анкетирование, тестирование учащихся) с целью определения, в частности, уровня школьной мотивации, отношения учеников к новым образовательным программам. Изучались управленческие аспекты регионализации системы образования Калмыкии.

На третьем этапе (1998; 1999 гг.) была разработана система социальных показателей эффективности управления инновационными процессами в системе образования Калмыкии, которая была апробирована в ходе социологического мониторинга. На основе анализа всех исследований были разработаны рекомендации по совершенствованию управления системой образования.

Научная новизна Работа выполнена на междисциплинарном уровне, на стыке социологии управления, социологии образования, этносоциологии, социальной психологии. С этих позиций проведен системный социологический анализ управленческих проблем регионального образования, разработана система боциологической диагностики эффективности управления инновационными процессами.

Теоретическое значение исследования. Социологические проблемы управления системой образования в научной литературе освещены недостаточно полно. А вопросы управления региональной системой образования практически не рассматривались социологами. Диссертация в известной степени восполняет пробелы в разработке указанной проблемы в теории социологии управления и социологии образования, В работе осмысливаются кардинальные изменения, которые реально происходят в национальной системе образования. Сделана попытка проанализировать отношение социума к процессам реформирования образования.

Практическая значимость работы. Выполненная работа представляет собой одну из попыток анализа развития национально-регионального образования. Преломление общетеоретических положений в образовательной системе дает возможности:

— выявления закономерностей и путей постепенного перехода системы образования ог авторитарного стиля управления к демократическому;

— проведения социологического мониторинга для совершенствования механизма управления инновационными процессами;

— использования системы социальных показателей эффективности управления на всех уровнях управления образованием.

Выводы и результаты исследовательской работы могут использоваться при подготовке и чтении учебных курсов «Социология», «Социология управления», «Социология образования» для студентов педагогических факультетов университета и преподавателей в системе повышения квалификации работников образования.

Структура работывведение, две главы, заключение, приложения, список литературы.

Заключение

.

Для понимания современной ситуации в системе образования Республики Калмыкия необходимо рассмотреть те побудительные причины, которые сделали для Калмыкии проблему возрождения и развития национальных школ делом первостепенной важности, фактической основой для перспективного развития этноса-и даже существования его как самостоятельной культурной общности.

Поскольку роднойязык является основой для формирования личности с осознанной национальной самоидентификацией, необходимо преодолеть ограниченность использования. родного языка, и особенно — в сфере образования. Раннее << обрусение" учащихся калмыцкой национальности норой вызывается и нежеланием родителей обучать своих детей языку их предков, поскольку в сложившейся ситуации практической пользы это знание не приносит.

Упрощенное понимание двуязычия лишь как средства коммуникации без овладения или хотя бы подробного знакомства со всем богатством этнокультурного наследия приводит к пренебрежению им и недооценке того места и той роли, которую культура и обычаи калмыцкого народа могли бы играть в общественной жизни республики. Над этносом нависла угроза полной утраты национальных традиций, исчезновения нравственноэтических понятий, системы ценностей, определяющих взаимоотношения этносов с окружающим миром людей и природы.

Среди последствий неэффективного управления инновационными процессами в системе образова^ря республики выделим следующие:

1. Общей проблемой ||я всей системы образования является недостаточное финансирование и неудовлетворительное материально-техническое обеспечение, едва позволяющие школе продолжать свою деятельность, порой даже на чистом энтузиазме ее работника?, не подкрепленном ни какими материальными стимулами. С материальнотехническое обеспечение не позволяет внедр! систему образования республики в достаточном количестве и должного качества инновационные информационно-обучающие технологии,.

2, По тем же причинам остро стоит проблема явного недостатка новых научно-методических комплексов, на разработку которых часто не хватает средств.

3, Педагогические коллективы не имеют финансовых средств для ознакомления с новыми тенденциями в образовании, с нововведениями, разработанными в передовых образовательных учреждениях, приобретения' новых учебно — методических комплексов, обучения педагогов на курсах повышения квалификации.

4, Чрезвычайно слаба полиграфическая база системы образования и высоки цены на типографские услуги. Без принятия срочных мер, многие ценные идеи могут остаться воплощенными лишь в авторской рукописи,.

5, Недостаточно еще разработано содержание местных, региональных компонентов образования как в смысле их соотношения, так и в смысле их содержательной наполненности.

6, Не создана система мониторинга инновационных процессов в системе образования республики (отсутствуют целостные психолого-педагогические исследования, не хватает специалистов в области социологии, .психологии, менеджмента образования.

Авторы Концепции возрождения и развития национальной системы образования осознают важность управленческого, финансового, научно-методического обеспечения функционирования и развития системы. 'Констатацией вышеуказанных фактов нельзя ограничить подходы к этому вопросу. Эффективность управления, на наш взгляд, определяется научным и методическим сопровождением. В качестве некоторых из таких путей можно выделить следующие:

1. Для повышения качественного уровня инновационных процессов в содержании образования и новых образовательных технологий необходимо пересмотреть мотиващгонную сферу. Наши исследования показали, что педагоги-новаторы, в первую очередь, ориентированы на самореализацию, самосовершенствование творческих способностей. Используя эти побудительные мотивы, необходимо создавать новые механизмы морального поощрения (общественное признание, одобрение) в виду отсутствия материального стимулирования.

2. Следует ускорить разработку, выпуск и скорейшее распространение новых у чебников, наглядных и учебнометодических пособий,.

3. Для педагогических классов, лицеев, педагогического колледжа, университета должны быть разработаны различные варианты программ и учебнометодических пособий, но народной педагогике, учитывающие особенности калмыцкого народа и адаптированные к современным условиям жизни этноса.

4. Для повышения мотивации к изучению родного языка и лучшего его усвоения следует:

— привести содержание и структуру учебной деятельности обучаемых в более полное соответствие с требованиями современной школы, с потребностями обучаемых,.

— последовательно реализовывать принцип преемственности речевого развития по годам и этапам обучения,.

— совершенствовать структуру учебной деятельности и приведение ее в строгое соответствие с дидактическими, психологическими, социолингвистическими закономерностями формирования и развития речевых умений и навыков.

5. Для развития и упрочения внщши межрегиональных образовательных связей, для преодоления тенденций замкнутости педагогического эксперимента, его изолированности от внешнего образовательного процесса необходимы информационные банки передового педагогического опыта, обмен учителями-стажерами и опытом национального строительства с монголоязычными народами.

6. Залогом высокого научного уровня предоставляемых школам учебно-методических материалов и, соответственно, высокого качества образования должно стать теснейшее сотрудничество школы с высшими и средними учебно-методическими учреждениями. Речь идет не только о подготовке новых кадров для национальной школы, но и, в особенности — о переподготовке уже практикующих учителей для работы в новой модели национального образования.

Таким образом, основной задачей управления инновационными процессами национальной системы образования является разработка управленческой стратегии, организационно и юридически регулирующей деятельность в сфере образования.

Основными направлениями в развитии управления инновационными процессами в национальной системе образования должны стать:

1. Сохранение и развитие научного потенциала системы образования.

2. Интеграция ученых и исследователей сферы образования, направленная на обновление, развитие национальной системы образования,.

3. Переход к новым формам управления, способам управляющего воздействия в системе управления развитием образования.

4. Обеспечение потребностей образовательной практики в теоретико-прикладных аспектах управления, ознакомление с новыми теоретическими основами современного педагогического менеджмента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. И, Пути повышения учительского мастерства в современных условиях ¦— Педагогика 1998 .№>3 с 66 69
  2. И. Реформа образования в Латинской Америке, Обзор четырех десятилетий. Ж. Перспективы. Вопросы образования, 1993, .№ 3 с. 113−127
  3. Актуальные проблемы социологии управления («круглый стол») ж. СоцисЛ998, Ш2> с. 98−107
  4. Ю.С. Организация управления образованием в США. Социально-политический журнал, 1998, №>3, с. 179−193
  5. H.A. Модели управления образованием и стили преподавания. -Вопросы педологии, 1994, № 2, с. 88−99
  6. АнгеяовсШК. Учителя и инновации. М, 1991 г.
  7. Арутюнян Ю. В, Дробижева Л. М., Сусоколов A.A., Этносоциология-М 1998
  8. Ю.В., Дробижеава Л, М., Кондратьев B.C., Этносоциология цели, методы и некоторые результаты исследования. -М, 1984
  9. Афасижев Т. И, Тхакушинов А. К., Гуманитаризация образования, // Социс, 1995, № 5,с. 110 413
  10. БайдаловаО.В, Альтернативное образование: проблемы и перспективы, сб. Молодежь и социальное управление -Волгоград, 1993
  11. Е.П. О национально-государственном образовании в России. -^.Педагогика, 1998, № 3, с. 30−34
  12. Бестужев-Лада Й.В., К школе XXI века. Размышления социолога. &trade-М, 1988
  13. Бестужев Лада И. Народное образование: экспертное мнение, — ж.1. Социс, 1998, № 10
  14. Биркенбиль в., Как добиться успеха в жизни, М, 1993
  15. Биркенбиль В., Молитвенник для шефа-М, 1993
  16. Болотин Н. С, Козлова О. Н, Социология и образование, -ж. Социс, 1997, № 3 с.93−105
  17. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М 1991
  18. У.С. Социальный портрет учителя Республики Саха, -ж.Социс, 1998, № 8.
  19. Бром л ей ГО.В. Этносоциологические процессы: теория, история, современность. -М. 1987
  20. Д.М., Данилов Д. А., Намсараев С. Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Уде, 1993
  21. У. Менеджмент в организации. -М, 1997
  22. П. Десять заповедей творческой личности. М, 1990
  23. И. А. Административно-государственное управление как наука. Социс., 1994,№ 4.
  24. В. Принципы японского управления.-М,-1992
  25. В.Р. Менеджмент для всех. -М, 1994
  26. X. Менеджмент в подразделениях фирмы. М. 1996
  27. И. Общество, культура, социология. М. 1984
  28. О.С., Наумов ДМ, Менеджмент. М, 1996
  29. Внутреннее школьное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций. -М, 1995
  30. Виутреннее управление: вопросы теории и практики. М, 1991
  31. Возрождение народов Российской Федерации и формирование национальной системы образования. Информационный бюдлютень, ~М, 1992
  32. Волков Ю. Г, Мостовая И. В., Социология.-М, 1998
  33. Г. Л. Конфликты в школе.Социс, 1994, № 3
  34. Вудкокк М, Тренеис Д. Раскрепощенный менеджер. -М1991
  35. ВульфсонБ.Л., МальковаЗ.А., Сравнительная педагогика. М, 1996
  36. Выбор Калмыкии. Элиста, 1995
  37. Н.С. Взаимосвязь теории с практикой как условие управления учебным процессом, сб. Теория и практика педагогического управления в школе. М ., 1989
  38. Л.Ф., Золотых Л. К. Психологическая диагностика в педагогическом управлении, -сб. Теория и практика педагогического, управления в школе. -М., 1989
  39. A.B. Управление школой как воспитательной системой, Владимир., 1993
  40. Д. М. Организация и управление М, 197 243.Гегярлт, 1997, № 1.
  41. Герчикова И.Н., Менеджмент, -М, 1994
  42. Ю.З., Психодиагностика в школе. М., 1989
  43. Гильмеева Р.Х., Профессионализм учителя в социологическом измерении, -Социс, 1998, № 1 i
  44. ГолубковаН.Я., Социальное поведение учащейся молодежи. Социс, 1998, № 9.48,Гумилев Л. Н., География этноса в исторический период. -Л., 199 049Хуров В.Н., Симонова Л. Я. Социализация личности. Ставрополь 1993
  45. Дементьева И.Ф., Школа в условиях рынка Социс, 1994, № 3
  46. A.A., Селезнева Е. В., Идеологическое воздействие : социальоно-психологические и педагогические аспекты М., 1985
  47. Детский психолог. Ростов -на -Дону. 1995, Лга 9
  48. Детский психолог. Ростов -на Дону, 1996, № 11
  49. Детский психолог. Ростов -на Дону, 1996, Ks 12
  50. М.Е., Социально- психологический портрет вузовского педагога. Социс, 1995, № 9
  51. О.В., Очерки по философии образования. М, 1995
  52. В.С., Инновационный метод : новая парадигма науки и практики. Социс, 1996, № 7,с.39
  53. В.С., Онтосинтез конфликта Социс, 1996, № 10.
  54. Дьячков М. В, Об ассимиляции и интеграции в полиэтнических социумах. -Социс, 1995, № 7,с.88−93
  55. М.В. О тационачьно-территориальной, национально-государственной и национально- культурной автономии. Социс, 1993, № 11
  56. М.В. Языковая политика в современной России. Социс, 1993, № 9
  57. М.В. Родной язык и межэтнические отношения. Социс, 1995,.№ 11
  58. Р. Б., Актуальные проблемы национально-культурного возрождения. -сб. Калмыцкая нация на рубеже столетий. Элиста, 1995, с.29−37.
  59. А.Ю., Никулин Л. Ф. «Пульсирующий» менеджмент -М., 1998
  60. Д. В., Журавлева Л.А., Новые подходы к подготовке и переподготовке педагогического коллектива -Екатеринбург, 1995
  61. ЖернаковаМ, Управление нововведениями. Школа, 1998, № 2, е., 57−64
  62. Е.П., Как возродить национальную школу. М, 1992
  63. Журавлев Куланов М. Н., Сухарев С. А. Мировой опыт в управлении персоналом,'•М, 199 869.3агвязинский В, И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. — М., 1991 70. Закон Российской Федерации «Об образовании» // У чительская газета, 1992, №>23
  64. Закон «Об образовании» Республики Калмыкия //Известия Калмыкии 1997,15 августа,№ 170−171
  65. Закон «О языках Калмыцкой АССР» //Советская Калмыкия, 1991,30 апреля
  66. Т.Е., Социология образования и социология знания: поисквзаимодействия. Социс, 1997, Ха 2
  67. В.И., Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М., 1992
  68. Из опыта гуманизации образования в Петербургской школе. -Спб, 1993
  69. Ингекамп. Педагогическая диагностика, МД99 181. Инновации в школе: характер и результаты. ж. Народное образование, 1993, № 6
  70. P.A., Национально- культурное возрождение глазами учителя. -Социс, 1998, №>11
  71. Как определить и развить способности ребенка. Спб., 1996
  72. Как провести социологическое исследование. Под ред. М. И. Горшкова., Ф.Э. Шереги-М, 1990
  73. Калмыкия- этнополитическая панорама. Очерки. Документы. Материалы -М.Л996
  74. Э.А., Социология XX века. Р — н- Д 1996
  75. A.B., Организация в^уррркожного у правления. -М., 1991
  76. Караковский В, А., Воспитательная система школы- педагогические идеи и ©-пыт формирования. М., 1992
  77. Кату шов К., Калмыкия в геопространстве России «Элиста, 1998
  78. В., Только один способ управления эффективен. Управление школой, 1997, № 16.
  79. Г., Введение в дифференциальную психологию учения. -М, 1987
  80. А.И., Кризис системы образования. Социс, 1994, № 3
  81. Коган Л FL Социология культуры Екатеринбург, 1992
  82. Кон И.С., Психология ранней юности. ~М, 1989
  83. Коокуева А.И., Программа курса -Сургуль, 1997, Ks 2
  84. Корнелиус Х., Фэйр III, Выиграть может каждый. М. Л 992
  85. А. И., Введение в социологию. М., 1995
  86. Ю.Д. Мир деловой игры. М., 1989
  87. Краткий словарь по социологии. М, 1988
  88. В.Ю., Управление школьным коллективом. Л., 1985
  89. П.А., Учащиеся, молодежь и религия. Социс, 1995, .№ 11
  90. В. И. Искусство управлять общением. Р-н-Д, 1997
  91. В.И., Стратегия делового успеха. Р-н-Д. 1995
  92. В. С., Поташник М. М., Как разработать программу развития школы Методическое пособие для руководителей образовательныхучреждений. МЛ 993
  93. А.Н., Деятельность. Сознание. Личность, -М. 1975
  94. Леонтьева В.Н., Образование как феномен культуротворчества Социс, 1995, № 1
  95. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992
  96. В.Я., Инновационное обучение и наука. М, 1992
  97. Максимов К.Н., Калмыкия как субъект Российской Федерации 1995
  98. Н. Муниципальное управление трудности становлещя // Народное образование 1999, Ш 1−2, с. 91−96
  99. Маркова A. K, Формирование мотивации учения. М., 1990
  100. А.К., Психология труда учителя. М, 1993
  101. Д., Общая социология . -Р-н-Д, 1993
  102. М.А., Разновидность индивидуализации обучения школьников. Орехово-Зуево, 1992 I
  103. Менеджмент в управлении школой. Под ред. Т. Й. Шамовой. М, 1992
  104. Менеджмент организации. М, 1996
  105. М.Х. и др., Основы менеджмента. -М, 1992
  106. A.A., Основные направления исследования инновации в американской социологии. -Социс, 1996, №> 5
  107. Микроклимат в шкоде и самочувствие школьников и учителей.// Народное образование, 1993, № 7−8
  108. С.Ф., Гуманизация образования лечение больного общества //. Спецалист, 1995, № 10
  109. Л. М., Психологические аспекты труда учителя. -Тула, 1991
  110. Михнева И, Ф., Управление инновационными процессами в учебном заведении. -Ставрополь, 1994
  111. МнащкянЛ, И» Личность и оценочные способности. М., 1991
  112. А. И. Моисеева О.М., Заместитель директора школы, но научной работе. М, 1996
  113. Молодежь 97: Надежды и разочарования. М, 1997
  114. С. А., Социологические методы в изучении общеегвознания. -ж. Преподавание истории в школе., 1995, № 1., с, 20−22
  115. Г. Ф., Деградация нации миф или реальность .- Социс, 1994, № 1, с. 22−31
  116. Л.Н., Калмыцкая национальная школа: истоки, становление, перспективы развития, сб. Калмыцкая нация на рубеже столетий: современное состояние, перспективы развития, Элиста, 1995, с, 50−63.
  117. Л.Н., Корни, питающие национальную школы, -сб. Этнонедагошка калмыков и национальная школа. Элиста, 1997, с. 10 -17
  118. О.Д., " Джангар" и формирование ценностных ориентации молодежи. сб. Эшопедагогика калмыков -Элиста с, 47−51
  119. О.Д., Чтобы сохранилась связь поколений//. Сургуль, 1997, № 2.
  120. О.Д., Этнопедагогические аспекты возрождения и развития национальной школы, сб. Калмыцкая нация на рубеже столетии. — Элиста, 1995, с. 16−29
  121. К.А., Буддийский нравственный путь совершенствования и его преломление в сознании калмыков, сб. Калмыцкая нация на рубеже столетий .-Элиста, 1995, с, 43- 52.
  122. Народная педагогика и современная национальная школа, под ред. Данилова Д. А., Улан — Уде, 1993
  123. Народы Калмыкии: современные социокультурные и этнические процессы. Элиста, 1997
  124. Н. Ф., Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. --М, 1988
  125. Нщщональная школа: концепция и технология развития. М., 1993
  126. В.Я., Социология образования. М., 1992
  127. Никитин Э, Условия диктует жизнь. -// Школа. 1998, № 3
  128. Новые щнности образования. Образование сообщества -М, 1996
  129. Образование в документах. М., 1996, № 13
  130. А.И., Сокальский А. А., Предбанникова О. И., Стратегический курс до 2000 года — сб. Калмыцкая нация на рубеже столетий. — 1995, с. 106−138
  131. С.И., Словарь русского языка. М, 1987
  132. В.Б. Практическая психология для учителя. М., 1994
  133. JI.A., О социальном самочувствии учителей Московской области (по результатам социологических опросов). // Социс, 1998, № 8
  134. Основы внутришкольного управления. Под ред. Худоминского П.В.-М., 1987
  135. Основы прикладной социологии. М., 1995 *
  136. А.Ю., Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М., 1991
  137. А.Б., Образование для калмыков.-Элиста, 1997
  138. Педагогика здоровья. -М, 1990
  139. Педагогическая диагностика в школе. Под ред. Кочетова А. И. -Минск, 1987
  140. Педаг огическое наследие русского зарубежья. -1993
  141. К.К., Занимательная психология. Спб., 1997
  142. В. А., Толстых А. В, Среднее образование : две критические точки современной школы.// Социс, 1993, № 12, с. 59 77
  143. И.М., Языковая ситуация как фактор политического самоопределения и культурного развития. // Социс, 1993, № 8, с. 46- 55
  144. ПортновА., Азбука школьного управления. М., 1991
  145. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы.// Социс, 1997, № 8,с. 77−95
  146. М.М., Оптимизация управления школой. -М., 1991
  147. М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы МЛ995
  148. Е. Л., В союзе с красотой. М, 1987
  149. А.И., Социология организаций. М, 1980
  150. А.И., Современная социология организаций. МЛ 995
  151. А.Й., Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989
  152. Приоритеты национальной системы образования. Элиста, 1994
  153. Психология. Словарь. Под ред. Петровского, А В, Ярошевского М.Г.-МД990
  154. A.A., Радуют К. А., Социология. Курс лекций. МД997
  155. Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. В П частях Калмгосуниверситет, 1999
  156. .М., Психологические основы управления школой. Ставрополь, 1990
  157. В. В. Репкина Г. В., Заика Е. В., Психолого-педагогическиймониторинг в учебной деятельности. // Вопросы психологии, 1995, № 1, с. 13 -24
  158. Н.В., Система развивающего обучения в школьной практике.//Вопросы психологии, 1997. № 3, с. 40 51
  159. E.H., Настольная книга практической психологии в образовании, -М.1995
  160. В.М., Объективная необходимость реформирования российского образования. Соццс, 1997, № 3.
  161. М.Н., Социальная ориентация выпускшжов основной школы. -Социс, 1994, № 10.
  162. М.Н., Изменение социальной роли общеобразовательной щколы в России. Социс, 1996, № 11,12.
  163. ., Общество и образование, М., 1989
  164. Н. В., Игры в школе и дома. М. 1993
  165. Э. и др. Управление по результатам. М., 1993
  166. В. Как строить себя и: свою семью. М., 1992
  167. Сборник научных работ аспирантов, соискателей и студентов ВАГС1. Волгоград, 1999
  168. Секреты успеха. Уроки гениев бизнеса. М, 1992
  169. A.B. К новым моделям обучения- социокультурный подход. //Соцйс, 1994, № 3, с.88
  170. Симонов В. П Педагогический менеджмент. M, 1997
  171. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. -М., 1995
  172. Симонов В Л Аттестация преподавателей на диагностической основе.//
  173. Специалист, 1995, Ш 9, с, 23- 27.
  174. M. А, Шайдарова E.G. Особенности оценки российских реформ учащимися и учителями. //Социс, 1997, -Kg 10, с, 30 36.
  175. Ш. СмелзерН Социология. -М., 1994.
  176. Современная западная философия. Словарь. М, 1991
  177. Соколов Я. В, Прутченков АС. Личность и образование. // Социально-политический журнал, 1995, № 1.
  178. Социальное и профессиональное самочувствие учителя. // Народное образование 1996, № 3, с.94 100.
  179. Социолингвистическое исследование в Бурятии. Улан — Уде, 1992
  180. Социологический справочник. Киев, 1990.
  181. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.
  182. Социология: наука об обществе. -Харьков 1996.
  183. Сшдаолошя и пропаганда. Отв. ред. Иванов В. Н М., 1986
  184. Социологта. Основы общей теории. Уч. пособие. Осипов Г. В., Москвичев Л. И, Кабыша A.B. и др. МД996.
  185. Сургуль. Учеба/71 997, № 1.
  186. М.И. Если мы хотим сотрудничать . М, 1996.
  187. Теория и практика психолого педагогического обеспечения модели общего образования «Экология и диалектика „.- Под ред. Тарасова Л. В, -М.Д993
  188. . Т. Социология. М., 1994.
  189. Л. И, Сенновский И В, Технология модульного обучения- в школе.-М,, 1997
  190. Указ Президента Республики Калмыкии № 87, 1995
  191. Управление воспитательным процессом в вузе, Куйбышев, 1983
  192. Управление развитием школы: практические шаги. //Народное образование, 1998, № 4,с, 29−36.
  193. УдадьцоваМ.В. Социология управления. -Новосибирск, 1998,
  194. Ф.Р. Социология образования. М, 1980.
  195. Ф.Р. Социология образования.// Социс, 1994, № 8−9, с. 62 -71,
  196. Ф.Р. Совершенствование социальных функций системы образования. М, 1986.
  197. Филиппов Ф. Р, Школа и социальное развитие общества.- МЛ 990,
  198. Филлу Ж-К. Эмиль Дюркгейм. /У Перспективы. Вопросы образования, 1994, № 2 с. 297−311.
  199. Философско психологические проблемы развития образования. — М, 1994
  200. Философский словарь. М., 1991.
  201. Фролов С, С. Социология. Учебник. МД998.
  202. С.С. Основы социологии. -М, 1997,
  203. Хазова Л, В. Преподаватель: ценностные ориентации и мотивы деятельности, Подготовка и повышение квалификации преподавателей,// Социально- политический журнап, 1997, .№ 1.
  204. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества, М., 1994,217:-Центры образования взрослых. М., 1991.218, Шаборкина Л. Слагаемые успеха,//Школа-, 1998, — Ш 3, с, 54 58.
  205. Р.Х. Социально- психологические основы управлений : руководитель и педагогический коллектив. М, 1990.
  206. В.Н., Тамбовкнна Т. И., Суслова Н.П, Школа: от конечного результата к творческому поиску. — М. Д991
  207. ШшоваТ.И., Исследовательский подход в управлении шкодой. -М.Д992
  208. ., ШвальбеХ. Личность, карьера, успех. -МД993
  209. Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995
  210. Ф.Э., Харчева В .Г., Сериков В. В. Социология образования : прикладной аспект. М, 1997
  211. Школа и психическое здоровье учащихся. Под ред. Громбаха СМ. М., 1988
  212. H.A., Внутришкольный контроль М., 1977
  213. Эксперимент в школе организация и управление. Под ред. М.М. Поташ-нжа-М, 1991,1992
  214. Н. Преуспевать с радостью. М, 1993
  215. Энциклопедия психологических тестов. М 1997
  216. .П. Технология УДЕ ключ к развитию творческой личности.сб. Этношдагогикакалмыков. Элиста, 1997, с. 75−79
  217. Этнопедагогика калмыков и национальная школа Элиста, 1997
  218. П.М., Технология УДЕ. Элиста 1990
  219. А.Г., Основы социологии. Куре лекций. М ., 1994
  220. Ш., Аристотель. // Перспективы. Вопросы образования, 1994, № 1−2,с. 37- 46.
  221. A.B., Зотов A.A. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов. // Соцнс, 1997, Ks 3“ с, 84 93.
  222. И.М., Психология взаимопонимания. Казань, 1991
  223. В.А., Социологические исследования. Самара, 1995
  224. H.H., Кто и как должен управлять нами. // Социс, 1994, Jr» 4, с. 86.88
  225. В.А., Обучение как процесс управления: психологические аспекты. JI., 1988.
  226. Е.А., Эта «скучная» наука управления. М., 1992
  227. Диссертации и авторефераты диссертаций.
  228. И. Г., Роль двуязычия в процессе межэтнической интеграции. Автореф. дисс. канд. философ, наук .-Улан- Уде, 1997
  229. Е.Ю., Ведущие социальные объекты общего среднего образования: проблемы взаимодействия и пути их оптимизации. Автореф. дисс. канд социол, наук. Уфа, 1994
  230. I айсин Ф.А., Проблемы реформирования образования в условиях духовной жизни общества. Автореф. дис. докт. социол. наук — Уфа, 1996
  231. Н.Ю., Образование как способ формирования социальной реальности. Дисс. канд. соцол. наук. — Саратов, 1997
  232. М.И., Потребность в образовании как социологическая проблема. Екатеринбург, 1997
  233. А.И., Социально- культурная сущность образования .- Дис. Докт. социол. наук. Минск, 1992
  234. Г. И., Психолого- педагогические основы образовательной политики. Дис. канд. психол. наук. М, 1995
  235. B.C., Социокультурная парадигма гуманизации школьного образования. Дис, канд. фил ос. наук. -МЛ 996
  236. Л.П., Социально- психологические проблемы становления и развития калмыцкой национальной школы. М., 1995
  237. Т. А., Реформирование системы образования в России 90-годов (социологические аспекты управления) Дис. канд. социолог, наук М., 1997
  238. Г. Н., Инновационные процессы в современной средней школе (социальный аспект) Дис. докт. социол. Наук, М., 1997
  239. О.В., ¦Этнокультурные функции образования в процессе модернизации российского общества. Дис, канд. социол. наук. Р-н-Д., 1995
Заполнить форму текущей работой