Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественная литература как особый вид человеческой культуры

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Художественную литературу относят к синтетических видов искусства, поскольку она апеллирует к памяти органов зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса, как и до «шестого чувства» (интуиции, ирреального, трансцендентного). В общем, литература — один из самых универсальных видов искусства, поскольку вызывает более сильные впечатления, переживания, мыслительные процессы, чем, например, живопись… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Развитие литературы в контексте культуры
  • 2. Литература как вид искусства слова
    • 2. 1. Искусство слова
    • 2. 2. Природа, предмет и назначение художественной литературы
  • 3. Влияние литературы на развитие культуры личности
  • 4. Специфика художественной литературы
    • 4. 1. Теория художественной целостности
    • 4. 2. Слово в художественной целостности литературного произведения
  • Заключение
  • Список литературы

Художественная литература как особый вид человеческой культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Литература — в широком смысле это совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства. Однако это современное понимание не следует прямо применять к культуре отдалённых от сегодняшнего дня эпох. Древние научные трактаты и религиозно-мифологические сочинения — такие, например, как «Теогония» Гесиода или «О природе вещей» Лукреция — с точки зрения современников не противопоставлялись, например, эпическим поэмам («Илиаде» Гомера или «Энеиде» Вергилия) как нехудожественная литература художественной. В России в 1820-е годы критики сходились во мнении, что лучшие образцы русской прозы — «История Государства Российского» Карамзина и «Опыт теории налогов» Николая Тургенева. Отделяя художественную литературу других периодов от литературы религиозной, философской, научной, публицистической, мы проецируем наши современные представления в прошлое, и это требует осторожности.

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора .

Художественная литература разделяется по родам на эпос, лирику и драму. Так же художественную литературу, исходя из структуры текста, подразделяют на прозу (роман, повесть, новелла, рассказ, эссе, эпопея) и стих (поэма, басня, стихотворение и др.). В настоящее время существует огромное количество разножанровой художественной литературы на любой вкус.

Художественную литературу относят к синтетических видов искусства, поскольку она апеллирует к памяти органов зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса, как и до «шестого чувства» (интуиции, ирреального, трансцендентного). В общем, литература — один из самых универсальных видов искусства, поскольку вызывает более сильные впечатления, переживания, мыслительные процессы, чем, например, живопись, архитектура, скульптура и т. д. А в развитии творческого воображения реципиента ей вообще нет равных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Смоленск, 1997. Т.1.
  2. А. Мир культуры (основы культурологии). Учебное пособие М.: ЮКЭА, 2000 г.
  3. Ф. И. О влиянии христианства на славянский язык. М., 1848. С. 8.
  4. А. Н. Историческая поэтика. М., 2009. С. 296.
  5. В.В. О двух искусствах: вымысла и слова// Новый журнал. Нью-Йорк, 1970. № 100. Разграничение искусств рассказывания и слова («Elzähikunst» и Workunst"), полагает А. Хансен-Лёве, способно заменить привычное противопоставление эпоса лирике (Hansen-Löve А.А. «Realisierung» und «Entfaltung» semantischer Figuren zu Texten//Wiener Slawistischer Almanach. Bd. 10. Wien, 1982. S. 231 -232).
  6. Г. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Юрайт, 1998 г.
  7. Г. Г. Истина и метод. М., 2008. С. 529.
  8. И. Г. Избранные сочинения. М.; Л., 2009. С. 160.
  9. Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М., 2001. Т. 3. С. 357.
  10. Л. Мировая художественная культура. Учебное пособие. М.: Академия, 1994 г.
  11. С., Карпушин В. История мировой культуры. Учебник для вузов. М.: «Nota bene», 1998 г.
  12. И. Введение в историю русской культуры. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1997 г.
  13. Ю. М. О содержании и структуре понятия «художественная
  14. Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 2007. С. 189.
  15. А. Ф. Философия имени. М., 2008. С. 47—49.
Заполнить форму текущей работой