Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пространство и время в Житие Протоппопа Авакума им самим написанное

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Список литературы. Глава 2. Время и пространство в Житие Протопопа Аввакума им самим написанное2. 1. Особенности переходной эпохи 17 в. Аннотация. Выводы по главе 4. Время и пространство в трудах древнерусских книжников ранних памятниках литературы. Изменение представлений о пространственно-временных характеристиках 17 в. Осмысление и изображение Аввакумом событий своей жизни, выраженные… Читать ещё >

Содержание

  • Аннотация
  • Введение
  • Глава 1. Особенности восприятия средневековыми писателями пространства и времени в 12−17 веках
    • 1. 1. Понятие о времени и пространстве в трудах литературоведов
    • 1. 2. Время и пространство в трудах древнерусских книжников ранних памятниках литературы
    • 1. 3. Изменение представлений о пространственно-временных характеристиках 17 в
  • Выводы по главе 2
  • Глава 2. Время и пространство в Житие Протопопа Аввакума им самим написанное
    • 2. 1. Особенности переходной эпохи 17 в
    • 2. 2. Осмысление и изображение Аввакумом событий своей жизни, выраженные в свободной композиции жития
    • 2. 3. Новаторство и традиционное в житии (средневековый дуализм новое видение мира)
  • Выводы по главе 4
  • Заключение
  • Список литературы

Пространство и время в Житие Протоппопа Авакума им самим написанное (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования заключена в том, что древняя Русь имела великолепную самобытную культуру, которая, по признанию мно-гих, стояла на большой высоте и не уступала культуре Европы и Азии того времени.

Важнейшие процессы, протекающие в русской литературе XVII в. вытеснение религиозного элемента светским, приближение литературы к реальной действительности, к чаяниям и стремлениям народным, нарастание в ней критического отношения к действительности, усиление интереса к отдельной человеческой личности, наконец, рост национального самосознания — все это отразилось в знаменитом «Житии» протопопа Аввакума Петрова, написанном им между 1673—1676 гг.

Аввакум стал символической фигурой по заслугам, а не по прихоти истории. Но при начале раскола и страдальцев, и воителей были многие тысячи. Отчего Россия всем им предпоста Аввакума? Оттого, что он обладал замечательным даром слова и был на голову выше своих современников как проповедник, как «человек пера», как стилист. Из писателей XVII в., вообще весьма богатого литературными талантами, только Аввакуму пристал эпитет «гениальный». С тех пор, как в 1861 г. Н. С. Тихонравов издал «Житие» Аввакума" и оно вышло за пределы старообрядческого чтения, художественная сила этого шедевра была признана раз навсегда, единодушно и без колебаний.

Создатель собственного жития был не только высоко одаренным писателем, но и видным историческим деятелем своего времени, одним из вождей так называемого «раскола» — религиозно-общественного движения, направленного против верхов официальной церкви и феодально-дворянского государства.

В дореволюционном литературоведении протопопа Аввакума и его сторонников обычно рассматривали как чисто церковных деятелей, для которых обрядовые мелочи составляли самую суть расхождений с властью церковной и светской.

На самом деле для защитников «старой веры» старинные церковные обряды были лишь своеобразным символом эпохи, предшествовавшей XVII в. Симпатии к этому отходившему в прошлое старому укладу жизни были вызваны ухудшением в XVII в. положения самых широких слоев населения России, вместе с которыми испытывала гнет значительная часть сельского и городского духовенства.

Процесс образования русского литературного языка длительный и сложный. Его началом является вторая половина ХVII столетия, а завершением можно считать эпоху Пушкина.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. И., К вопросам образования русского национального языка, «Вопросы языкознания», 1993, № 2.
  2. Р. И., Орлова В. Г., Вопросы изучения диалектов языков народов СССР, «Вопросы языкознания», 1993, № 5
  3. Библия и возрождение духовной культуры русского и других славянских народов. — СПб., 1995
  4. A. К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной Жизни русского общества в XVII в. Изд. 2. СПб., 1990
  5. О. А. Поэзия А. Несмелова. Комсомольск-на-Амуре, 2004
  6. Н. С., Притяжательные прилагательные в русской письменности XVI—XVII вв.., «Ученые записки МГПИ имени В. И. Ленина», т. LXXXIX, вып. 6, 1996
  7. Е.М. Христианская книжность Древней Руси. — М., 1996
  8. B. В. О задачах стилистики. (Наблюдения над стилем «Жития протопопа Аввакума».) Сб.: «Русская речь». Под ред. Л. В. Щербы. М., 1993
  9. В. В. О теории художественной речи. М., 1971
  10. В. П., Детальный самостоятельный в русских оригинальных повестях XVII века, «Ученые записки Саратовского пединститута», вып. XXX, 1998
  11. Н. М. Поэтика «Жития» протопопа Аввакума.- СПб., 1993
  12. Грот К., Филологические разыскания, СПБ, 1999
  13. , А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984
  14. В. Е. Протопоп Аввакум Петров — выдающийся русский писатель XVII в. В кн.: «Житие» протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения". М., 2000
  15. Н. С. «Житие» протопопа Аввакума (творческая история произведения). Л., 1974
  16. Житие" протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Редакция, вступительная статья и комментарий Н. К. Гудзия. М., Academia, Издание третье, дополненное, М., 1994
  17. B. П., Лексика русских повестей первой трети -XVI11 в. (Автореферат), изд. МГУ, 2006
  18. Г. А. Очерк функционального синтаксиса. М., 1973
  19. Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. — Т. II. -М.: Языки славянских культур, 1998
  20. , Д. С. Искусство и время в контексте древнерусской культуры. М.: Наука, 1984
  21. В. Д., Д. С. Лихачев. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л., 1971
  22. В. И. Русские писатели о «Житии» протопопа Аввакума. ТОДРЛ, т. VIII. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1951
  23. А. Мировая духовная культура, христианство, церковь. Лекции и беседы. — М., 1995
  24. Л. А. «Богова реальность» в «Житии протопопа Аввакума, им самим написанном» // Перечитывая классику. — Чебоксары, 1996
  25. А. С. Владимир Мономах. — М. — Л.: АН СССР, 1946
  26. Очерк русской исторической лексикологии, изд. МГУ, 1956
  27. Г. В. История русской общественной мысли, т. 2, М., 1999г
  28. О. Г., Лексика сибирских летописей XVII в. (Автореферат), изд. АН СССР, 1992
  29. А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. М., 1963
  30. . А. Семиотика искусства. М.: Языки славян. культуры, 2005
  31. Л. В., Избранные работы по русскому языку. М., 1957
Заполнить форму текущей работой