Научные основы гигиенической оптимизации организации обучения в средней школе
Диссертация
Апробация работы: Основные положения диссертации доложены и обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность. Проблемы и пути решения» (Москва, 2009 г.) — 3-ей Европейской конференции «Сохранение здоровья школьников» (Вильнюс, 2009 г.) — 1-м Всероссийском конгрессе по школьной и университетской медицине… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Аналитический обзор литературы
- Глава 2. Организация работы, объем и методы исследования
- Глава 3. Возрастно-половая характеристика умственной работоспособности и функционального состояния организма учащихся 5−9-х классов в динамике обучения в средней школе
- 3. 1. Характеристика умственной работоспособности и функционального состояния организма учащихся (по среднегодовым данным)
- 3. 2. Характеристика дневной динамики умственной работоспособности
- 3. 3. Характеристика недельной динамики умственной работоспособности
- 3. 4. Характеристика исходного уровня умственной работоспособности группы работоспособности)
- 3. 5. Сравнительная характеристика умственной работоспособности и функционального состояния учащихся (по среднегодовым данным, данным дневной и недельной динамики, группам работоспособности)
- Глава 4. Характеристика возрастно-половых особенностей состояния здоровья и жизнедеятельности учащихся 5−9-х классов
- 4. 1. Характеристика состояния здоровья учащихся
- 4. 2. Характеристика особенностей жизнедеятельности учащихся
- Глава 5. Ретроспективный анализ показателей умственной работоспособности и жизнедеятельности учащихся 5−9-х классов и их сверстников середины 70-х годов XX века
- 5. 1. Сравнительный ретроспективный анализ показателей умственной работоспособности
- 5. 2. Сравнительный ретроспективный анализ показателей жизнедеятельности
- 5. 3. Сравнительная характеристика показателей умственной работоспособности и жизнедеятельности современных школьников и их сверстников середины
- 70-х гг. XX века
- Глава 6. Пути гигиенической оптимизации организации обучения в средней школе
- 6. 1. Гигиеническая оптимизация расписания уроков
- 6. 2. Педагогические технологии как способ оптимизации учебного процесса
- 6. 2. 1. Педагогическая технология модульного обучения
- 6. 2. 2. Образовательная технология «Интеллект»
- 6. 3. Гигиеническая оптимизация двигательной активности школьников в условиях повышенной образовательной нагрузки (на примере школы полного дня)
- 6. 4. Реализация комплексного подхода к оптимизации организации педагогического процесса на фоне повышенной образовательной нагрузки
- 6. 4. 1. Вариант организации обучения в условиях 5-дневной учебной недели
- 6. 4. 2. Вариант организации обучения в условиях 6-дневной учебной недели
Список литературы
- Абрамова В.В. Нужен ли валеолог в школе? // Актуальные проблемы валеологии в образовании. Материалы первой научно-практической конференции. М., 1997. — С.51−52-
- Агарков В.И. Гигиенические основы нормирования умственной нагрузки младших школьников: Автореф. дисс.. докт.мед.наук. -Ростов-на-Дону. 1987. — 40 с.
- Адильханова А.Х. Влияние аддиктивного поведения на становление менструальной функции у девочек //Российский педиатрический журнал. 2011.- № 5. — С. 58−60-
- Александрова И.Э. Гигиеническое обоснование организации учебного процесса гимназии. Автореф. дисс. канд. мед. наук.- Н. Новгород, 1998.-23 е.-
- Александрова И.Э., Степанова М. И. Новая шкала трудности учебных предметов как инструмент гигиенической регламентации школьных нагрузок // Здоровье населения и среда обитания. 2003. — № 3. — С. 2125-
- Александрова И.Э., Степанова М. И., Седова A.C. Регламентация учебной нагрузки как фактор сохранения здоровья школьников // Российский педиатрический журнал.- 2009. № 2. — С. 11−14-
- Алексеева Е.А. Оценка качества и образа жизни псковских старшеклассников //Материалы III Всероссийского конгресса по школьной и университетской медицине. М., 2012. — 48−50-
- Алесина И.Л., Чечельницкая С. М., Демьянова Т. Г. и др. Проблемы успеваемости современных школьников в условиях мегаполиса //Материалы II Конгресса РОШУМЗ. М., 2010. — С. 61−63-
- Алимарданова М.А. Суточный бюджет времени учащихся начальных классов с разным уровнем двигательной активности // Гигиена и санитария. 2010. — № 6. — С. 55−57-
- Альбицкий В.Ю., Иванова А. Е., Ильин А. Г. Смертность подростков в Российской Федерации //Российский педиатрический журнал. 2009. -№ 3.-С. 4−10-
- Антонова Л.К., Кушнир С. М., Светличная P.C. и др. Роль статических нагрузок в формировании здоровья детей подросткового возраста // Материалы всероссийского конгресса «Детская кардиология 2002″. -М., 2002.-С. 190−191-
- Антонова Л.К. Динамика вегетативного статуса детей подросткового возраста. Автореф. дисс.. докт. мед. наук. М., 2004. — 48 е.-
- Антонова Е.В. Здоровье российских подростков 15−17 лет: состояние, тенденции и научное обоснование программы его сохранения и укрепления. Автореф. дисс.. докт. мед. наук.- М., 2011. 42 е.-
- Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М., 1974. — 136 е.-
- Антропова М.В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М. и др. Возрастная динамика работоспособности. В кн.: Физиология развития ребенка. / Под ред. Безруких М. М&bdquo- Фарбер Д. А. — М., 2000 — С. 259−273-
- Апанасенко Г. Л. О возможности количественной оценки уровня здоровья человека //Гигиена и санитария. 1985. — № 6. — С.55−58-
- Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. — № 3-
- Асмолов А. Г. Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя (Стандарты второго поколения) /Под ред. А. Г. Асмолова -М.: Просвещение, 2008. 151 е.-
- Ахмерова С.Г. с соавт. Образ жизни пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения // Российский педиатрический журнал. 2010. — № 1 — С. 52−55-
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979 — 295 е.-
- Баевский P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. — 236с.-
- Баканов И.М. Гигиеническое обоснование двигательного режима учащихся начальных классов школ полного дня. Автореф. дисс. канд.мед.наук. М., 2007. — 23 е.-
- Баранов A.A. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 4. — С. 5−7-
- Баранов A.A., Щеплягина Л. А., Ямпольская Ю. А. и др. Биологические особенности подросткового возраста. В кн.: Проблемы подросткового возраста (избранные главы) / Под ред. Баранова A.A., Щеплягиной Л. А. -М., 2003.-С. 5−53-
- Баранов A.A., Кучма В. Р., Рапопорт И. К. Руководство по врачебному профессиональному консультированию подростков. М.: Издательский Дом „Династия“, 2004. — 200 е.-
- Баранов A.A., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах (руководство для врачей). М.: Издательский Дом „Династия“, 2004. -168 е.-
- Баранов A.A., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медико-психосоциальный статус подростков-выпускников 2 ступени общеобразовательной школы и профилактики нарушений адаптации. Пособие для врачей. -М.:МЗ РФ, 2004.-76 е.-
- Баранов A.A., Сухарева Л. М. Особенности состояния здоровья современных школьников // Вопросы современной педиатрии. 2006. -Т. 5 — № 5 — /Приложение 1/ Школа и здоровье. — С.14−20-
- Баранов A.A., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. М.- ГЭОТАР-Медиа, 2007. 352 е.-
- Баранов A.A., Кучма В. Р., Звездина И. В. и др. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения. М.: Литтерра, 2007. — 213 е.-
- Баранов A.A. Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2008. — 437 е.-
- Баранов A.A., Ильин А. Г., Основные тенденции состояния здоровья детей в Российской Федерации. Пути решения проблем // Вестник РАМН.-2011.-№ 6.-С. 12−18-
- Баранов A.A., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. и др. Медико-профилактические основы безопасности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях // Вестник РАМН. 2011. — № 6. — С. 18−21-
- Башканова Г. Л., Уланова С. А., Шульга A.A. Организация учебной работы в условиях активной сенсорно-развивающей среды. Сыктывкар, 2000-
- Безруких М.М. Школьные факторы риска и нарушение психического здоровья детей // Материалы IV Конгресса педиатров России „Охрана здоровья психического здоровья детей и подростков. М. — 1998-
- Безруких М.М., Фарбер Д. А. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от, А до Я, 2000.-319 е.-
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 240 е.-
- Безруких М.М., Сонькин В. Д., Зайцева В. В. и др. Характеристика среды жизнедеятельности современных российских школьников
- Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т. 5 — № 5 — /Приложение 1/ Школа и здоровье. — С. 31−36-
- Беляева Е.Э. Возрастные особенности показателей психоэмоционального состояния девочек-подростков разного паспортного возраста // Материалы Всероссийской конференции с международным участием „Современный подросток“. М, 2001. — С. 88−90-
- Бережков Л.Ф. Формирование здоровья школьников. Роль медико-биологических и социально гигиенических факторов. Научные основы профилактики (актовая речь).- М.: Издательство НЦЗД РАМН. 2001. -40 е.-
- Береуцин Г. В., Копылов Ю. А., Малыхина М. В. Структура и содержание медико-социального портрета современных подростков // Материалы Всероссийской конференции с международным участием „Современный подросток“. М, 2001. — С. 90−92-
- Березина Н.О., Никитина М. А., Храмцов П. И. Характеристика функциональных возможностей современных дошкольников 5−7 лет // Российский педиатрический журнал. 2011. — № 3. -С. 39−42-
- Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования? // Педагогика. 2001. — № 9. -С. 87−95-
- Богомолова Е.С. Гигиеническое обоснование мониторинга роста и развития школьников в системе „здоровье-среда обитания“. Автореф. дисс.. докт. мед. наук. Нижний Новгород, 2010. — 41 е.-
- Бондаренко У.С., Ширеторова Д. С., Фрейдков В. И. Головная боль у детей и подростков. М.: Общество детских неврологов, 1997-
- Боярский А.П. Гигиенические аспекты свободного времени школьников. Автореф. дисс. .докт. мед. наук. -М., 1983. 43 е.-
- Валеева Э.Р. Гигиеническое обоснование приоритетных задач при охране здоровья школьников. Автореф. дисс. .докт. мед. наук. -Казань, 2007. 44 е.-
- Величковский Б.Т. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2005-
- Вирабова А.Р., Кучма В. Р., Степанова М. И. Личностно-ориентированное обучение детей и подростков: гигиенические проблемы и пути решения. М.: Пробел-2000, 2006.- 436 е.-
- Вирабова А.Р. Гигиенические принципы личностно-ориентированного обучения детей и подростков: концепция, структура, здоровье-сберегающие педагогические технологии, ресурсы. Автореф. дисс.. докт. мед. наук. М., 2006. — 47 е.-
- Волкова Л.П. О профилактике близорукости у детей //Вестник офтальмологии. 2006.- № 2. — С. 24−27-
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз., 1997. -165 е.-
- Галимзянова Г. Г., Гурылева М. Э. Факторы, способствующие формированию миопии у школьников // Российский педиатрический журнал. 2012. — № 2 — С. 47−51-
- Гензе А.О. Влияние двигательной активности на функциональные возможности ребенка // Материалы II Конгресса РОШУМЗ. М., 2010. -С. 146−149-
- Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе /под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М.: Медицина, 1975. — 170с.-
- Горелова Ж.Ю., Мосов A.B., Синякова Д. В. и др. К вопросу о состоянии питания подростков // Материалы Всероссийской конференции с международным участием „Современный подросток“, 4−5 декабря, 2001. -М., 2001. С. 44−52-
- Глушкова Е.К. Гигиенические основы применения технических средств обучения в современной школе. Автореф. дисс. доктмед.наук. М., 1983. — 48с.-
- Гринене Э.Ю. Особенности нервно-психического здоровья в подростковом возрасте // Материалы Всероссийской конференции с международным участием. „Современный подросток“, 4−5 декабря, 2001 -М., 2001.-С. 115−118-
- Громбах С.М. Психогигиена учебных занятий в школе /В Кн.: Психогигиена детей и подростков /Под ред. Г. Н. Сердюковской и Г. Гельница. М., 1985. — С.92−114-
- Гурылева М.Э., Галимзянова Г. З. Особенности образа жизни современных школьников с миопией: медико-социологическое исследование // Вопросы современной педиатрии. 2011. — Т. 10. — № 4. -С. 5−8.-
- Даян A.B., Оганнисян А. О., Геворкян Э. С. и др. Реакция сердечной деятельности старшеклассников школ с дифференцированным обучением на экзаменационный стресс // Физиология человека. 2003. -Т. 29.-№ 2.-С. 37−43-
- Димитриев Д.А., Димитриев А. Д., Карпенко Ю. Д. и др. Влияние экзаменационного стресса и психоэмоциональных особенностей на уровень артериального давления у студентов // Физиология человека. -2008. Т. 34. — № 5.- С. 89−96-
- Днепров Э.Д. Приоритеты образовательной политики в „Концепции модернизации российского образования“ и необходимость их коррекции // Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т. 5 — № 5 -/Приложение 1/ Школа и здоровье. — С. 5−13-
- Еремеев A.M. Динамика работоспособности учащихся при различной организации учебного процесса на уроке. Автореф. дисс.. канд. мед наук. -М., 1982.-24 е.-
- Ермолаев A.B. Социологическое обоснование комплекса мероприятийпо профилактике глазной патологии у детей. Автореф. дисс.канд.мед. наук. Астрахань, 2004. — 23 е.-
- Жамлиханов Н.Х., Федоров А. Г. Частота и причины употребления психоактивных веществ подростками // Здоровье населения и среда обитания. 2005. — № 1 (142). — С. 5−8-
- Жигарева Н.С. Особенности формирования отклонений в состоянии здоровья младших школьников в динамике обучения. Автореф. дисс.. канд. мед. наук. М., 2008. — с. 23-
- Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: Издательство Института социологии РАН, 2002. — 240 е.-
- Журавлева И.В. Отношение к здоровью как социокультурный феномен. Автореф. дисс. .докт. соц. Наук- М., 2005. 46 е.-
- Журавлева И.В. Социальные ресурсы улучшения здоровья детей и подростков // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием „Гигиена детей и подростков: история и современность“ М., 2009. — С. 161−162-
- Зайцева Е.С. Особенности состояния здоровья младших школьников при разных стилях преподавания // Школа здоровья.- № 4.- 2011. С. 12−14-
- Звездина И.В. Артериальное давление в старшем подростковом возрасте// Российский педиатрический журнал. 1998. — № 6. — С. 16−19-
- Звездина И.В. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы у подростков // Вопросы современной педиатрии: материалы VIII Конгресса педиатров России М., 2003.- С. 125-
- Звездина И.В., Кучма В. Р. Эпидемиологические аспекты поведенческих факторов риска среди подростков // Здоровье населения и среда обитания. 2005. — № 1/142/. — С. 1−5-
- Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2003. — 288 е.-
- Зорина И.Г. Влияние факторов внутришкольной среды на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся при разных формах обучения. Автореф. дисс. канд. мед. наук. Екатеринбург, 2002.-21 е.-
- Ибрагимова Е.М. Оценка вклада образа жизни в состояние здоровья учащихся профессионального колледжа // Материалы II Конгресса РОШУМЗ. М., 2010. — С. 253−257-
- Иванов В.Ю. Гигиеническая оценка трудовой занятости подростков в современных условиях: Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 2002. -25с.-
- Иванов А.Г., Красненков B.JI. Результаты социологического исследования по вопросам удовлетворенности медицинским обслуживанием подростков и молодежи // Вестник Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. 2003. -№ 3 — С. 94−98-
- Иванова А.О. Формирование мотивации к обучению // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции с международным участием „Гигиена детей и подростков: история и современность“ -М., 2009.-С. 176−178-
- Иванова И.В., Черная H.JL, Сенягина Е. И. Состояние здоровья и социально-психологические особенности учащихся школ разного типа // Российский педиатрический журнал. 2010 — № 2. — С. 53−57-
- Игнатова Л.Ф. Современная технология социально-гигиенического мониторинга детского населения. Автореф. дисс. .докт. мед. наук. -М., 2006. 50 е.-
- Измайлова И.Г. с соав. Головная боль в популяции школьников: распространенность, структура, факторы риска // Гигиена и санитария. -2011.-№ 6.-С. 44−47-
- Ильенкова H.A., Мазур Ю. А. Распространенность употребления табачных изделий среди детей и подростков: анализ влияниятабакокурения на состояние здоровья подрастающего поколения // Вопросы современной педиатрии. 2011. — Т. 10. — № 5. — С. 5−9-
- Ильин А.Г. Состояние здоровья подростков в современных условиях // Учебно-методическое пособие для классных руководителей 5−9-х классов „Формирование здорового образа жизни российских подростков“. М., 2002. — С. 23−29.-
- Ильин А.Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения: Автореф. дисс.. докт. мед. наук. М., 2005. — 54 е.-
- Ильин А.Г. Демографическая ситуация в России и детское население. // Практика педиатра. 2007. — № 3. — С. 20−22-
- Исакова З.Б. Умственная работоспособность и характеристика вегетативного реагирования на умственную нагрузку детей с различной подвижностью нервных процессов. Автореф. дисс.. канд. биол. наук. -Казань, 1991.-20 е.-
- Калюжный Е.А. с соавт. Характеристика вегетативной адаптации подростков по данным кардиоинтервалограмм // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2011. — № 1. — С. 32−34-
- Камаев И.А., Чекалова С. А. Стратегия профилактики неврологической заболеваемости детей школьного возраста //Российский педиатрический журнал. 2012. — № 3. -С. 54−60-
- Катаева-Венгер A.A. Трудный возраст: подростки сегодня. Пособие для учителей и родителей М.: Школьная пресса, 2002. — 112 е.-
- Карабанова O.A. Социальное конструирование детства // Образовательная политика. 2010. — № 5−6 (43−44). — С. 52−61-
- Кириллова Т.Г. Изучение насосной функции сердца детей первого года обучения в школе в условиях различных двигательных режимов. Автореф. дисс.. канд. биол. наук. Казань, 2000. — 21 е.-
- Кирнасюк Е.В. Полупансион как современная технология формирования здоровьсберегающей среды младших школьников вусловиях гимназического образования. Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Оренбург, 2004. — 28 е.-
- Кирпичев В.И. Динамика умственной работоспособности подростков // Материалы Всероссийской конференции с международным участием „Здоровая образовательная среда здоровый ребенок“. — М., 2003. — С. 145−146-
- Клещина Ю. В, Мониторинг состояния здоровья и фактического питания современных подростков // Российский педиатрический журнал. 2011.- № 2. — С. 38−41-
- Кожевникова Н.Г., Катаева В. А. Гигиенические аспекты формирования здорового образа жизни студентов // Гигиена и санитария. 2011. -№ 6.-С. 48−51-
- Косс В.В. Рання диагностика и профилактика прогрессирования нарушений осанки и сколиоза I и II степени у детей в условиях общеобразовавтельных учреждений. Автореф. дисс.. канд. мед. наук.- М., 2009. 23 е.-
- Котова Г. Н., Зайцев В. М., Савельев С. И. Медико-социальные этапы возникновения и распространения различных форм девиантного поведения молодежи // Здоровье населения и среда обитания. 2003. -№ 3. — С. 37−42-
- Кочина М.Л., Яворский A.B., Ковтун М. В. Офтальмоэргономическая характеристика компьютерной игры //Материалы Всероссийской конференции с международным участием „Современный подросток“. М.: Издание НЦЗД РАМН, 2001. С. 184−186-
- Криволапчук И.А. Возрастная динамика и адаптационные изменения функционального состояния детей 5−14 лет под влиянием занятий физическими упражнениями. Автореф. дисс.. докт. биол. наук. М., 2008-
- Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000. -224 е.-
- Куинджи H.H. Биоритмологические корреляты развития у школьников утомления на уроках /Биолого-гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся. Коломна, 1992. — С. 51-
- Куинджи H.H. Валеология: пути формирования здоровья школьников. -М., 2000- 138с.-
- Куинджи H.H., Степанова М. И. Современная технология обучения школьников и ее влияние на здоровье // Гигиена и санитария. 2000. -№ 1. — С. 44−48-
- Куинджи H.H. Здоровьесберегающие возможности личностно-ориентированых педагогических технологий //Материалы Всероссийской конференции с международным участием „Здоровая образовательная среда здоровый ребенок“. — М., 2003. — С. 171−172-
- Куинджи H.H., Лапонова Е. Д., Поленова М. А. Гигиенические преимущества обучения девочек в однородных по полу классных коллективах // Гигиена и санитария. 2003. — № 4. — С. 37−40-
- Куинджи H.H. Тендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты. М.: Издательство „Пашков дом“, 2010. — 79 е.-
- Куликов A.M. Специфичность заболеваний у подростков // Материалы Всероссийской конференции с международным участием. „Современный подросток“, 4−5 декабря, 2001. М., 2001. — С. 196−198-
- Куликов A.M. Успеваемость и здоровье старшеклассников // Материалы Всероссийской конференции с международным участием „Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы“, октябрь, 2002. М., 2002. — С. 168−169-
- Куликов A.M., Медведев В. П. Подростковая медицина: проблемы, перспективы //Вестник Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. 2009. -№ 2. — Т.1. — С. 83−93-
- Куликов A.M., Медведев В. П., Кротин П. И. Современные медико-социальные технологии охраны здоровья подростков и молодежи //Вестник Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. 2010. -№ 2. — Т.2. — С. 106−115.-
- Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами. М., 2000. — 160 с.
- Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2001. — 376 е.-
- Кучма В.Р., Степанова М. И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика // Медицина труда и промышленная экология. 2001. -№ 8. — С.31−36-
- Кучма В.Р., Степанова М. И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. 2002. — № 2. -С.1−4-
- Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. -М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2002. 280 е.-
- Кучма В.Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. и др. Состояние здоровья и проблемы медицинского обеспечения подростков //Здоровье населения и среда обитания. 2003. — № 3. — С. 3−8-
- Кучма В.Р., Степанова М. И. Инновационные процессы школьного образования: гигиенические аспекты //Вопросы современной педиатрии.- 2006. Т. 5 — № 5 — /Приложение 1/ Школа и здоровье. -С. 21−25-
- Кучма В.Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. Изменение показателей заболеваемости школьников в процессе завершения общего образования. //Материалы I Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. -Москва, 2008. С. 94−95-
- Кучма В.Р., Сухарева Л. М., Степанова М. И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: НЦЗД РАМН, 2009. — 240с.-
- Кучма В.Р., Скоблина H.A., Милушкина О. Ю., Бокарева H.A. Сравнительный ретроспективный анализ физического и биологического развития школьников Москвы // Гигиена и санитария. -2012.-№ 4.- С. 47−52-
- Лапонова Е.Д. Гигиеническое обоснование дифференциального подхода к организации обучения младших школьников разного пола. Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 2001. — 24 е.-
- Лебедев М.А., Палатов С. Ю., Фадеев A.C. Девиации поведения как прогностический фактор развития психических расстройств у подростков-юношей //Материалы Всероссийской конференции с международным участием. „Современный подросток“. М, 2001. — С. 217−220-
- Лозинский A.C., Сетко Н. П., Булычева Е. В. Особенности формирования биологической и социально-психологической адаптации у современных гимназистов при различных программах обучения //Здоровье населения и среда обитания. 2010. — № 7. — С. 14−18-
- Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы первичного коллектива / Эмоциональные потенциалы коллектива (сб. тр. Ярославского пед. Института им К.Д. Ушинского).-Ярославль.- 1977. -Вып. 50. С. 7−95-
- Макарова В.И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. -2000.-№ 3.-С. 60−62-
- Макарова Ю.В., Чижова Ж. Г., Доскин В. А. Причины возникновения вредных привычек //Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием „Гигиена детей и подростков: история и современность“ М., 2009. — С. 270−271-
- Макеев Н.И. Социально-гигиеническое исследование здоровье-сберегающего поведения подростков 15−17 лет. Автореф. дисс.. канд. мед. наук М., 2010. — 24 е.-
- Маркова А.И., Ляхович A.B., Гутман М. Р. Образ жизни родителей как детерминанта здоровья детей // Гигиена и санитария. 2012. — № 2. -С. 55−60-
- Маткивский P.A., Кучма В. Р. Состояние здоровья учащихся в контексте школьной успеваемости //Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием „Гигиена детей и подростков: история и современность“ М., 2009. -С. 285−286-
- Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). М.: Медпресс-информ, 2003. — 237 е.-
- Милушкина О.Ю. Состояние здоровья и санитарно-эпидемиологическая характеристика условий воспитания и обучения детей и подростков в Российской Федерации // Здоровье населения и среда обитания. 2003. — № 3. — С. 1−2-
- Миннибаев Т.Ш., Тимошенко К. Т., Гончарова Г. А. Бюджет времени, успеваемость и адаптация учащихся профильных классов „Школа-ВУЗ“ // Гигиена и санитария. № 2. — 2012. — С. 67−69-
- Мирская Н.Б., Коломенская А. Н. Диагностика нарушений и заболеваний костно-мышечной системы современных школьников: подходы, терминология, классификация // Вопросы современной педиатрии. 2009. -Т.8. — № 3. — С. 10−13-
- Мирская Н.Б. Инновационные технологии реализации концептуальной модели профилактики и коррекции нарушений и заболеваний костно-мышечной системы школьников. Автореф. дисс. .докт. мед. наук. -М., 2010.-48 с.-
- Можаева Т.М. Гигиеническое обоснование оптимизации обучения старшеклассников в современной общеобразовательной школе: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. М., 1993. — 21 е.-
- Муртазин И.Г. Основные закономерности влияния интенсивной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся в возрасте 11−14 лет в современных условиях. Автореф. дисс.. канд. мед. наук.- Казань, 2003. 23 е.-
- Мусалимова P.C. Влияние предметных олимпиад на функциональное состояние организма старшеклассников // Гигиена и санитария. 2012. — № 2.-С. 61−63-
- Надеждин Д.С. О целесообразности психогигиенической оценки современных образовательных технологий // Материалы II Конгресса РОШУМЗ. М., 2010. — С. 425−427-
- Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков к условиям жизнедеятельности / Под ред. Кучмы В. Р., Сухаревой Л. М. М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2005. 238 е.-
- Нефедовская Л.В. Медико-социальные проблемы нарушения зрения детей в России. М.: Центр развития межсекторальных программ, 2008. -240 е.-
- Никитина М.А. Гигиеническая оптимизация физической подготовленности детей к шкокле в дошкольных образовательных учреждениях. Автореф. дисс.. канд. мед. наук. -М., 2011. с. 26-
- Новикова И.И. Гигиеническая оценка закономерностей формирования здоровья школьников крупного промышленного центра. Автореф. дисс. .докт. мед. наук. Омск, 2006. — 35 е.-
- Орлов P.C. Ноздрачев А. Д. Нормальная физиология. Учебник. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2009 — 688 е.-
- Панкова Н.Б. Патофизиологический анализ влияния факторов риска образовательной среды на функциональное состояние организма учащихся: донозологическое исследование. Автореф.. докт. мед. наук. -М., 2009. 47 е.-
- Панфилова Т.Ю. Состояние здоровья детей, выросших в период социально-экономического кризиса. Автореф. дисс.. канд. мед. наук. С-Петербург, 2003. — 18 е.-
- Платонова А.Г. Тендерные возможности в потенциальных возможностях гемоцикуляторной системы у городских детей //Здоровье населения и среда обитания. 2011.- № 1 .-С. 42−45-
- Платонова А.Г. Изменения в физическом развитии киевских школьников за десятилетний период (1996−2008 гг.) // Гигиена и санитария. 2012. -№ 2. — С. 69−72-
- Подросток: физиолого-гигиенические и психосоциальные основы обучения и воспитания / Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Павлович К. Э. -М.: МИОО, 2004.-280 е.-
- Побежимова O.K. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников 7−10 лет разных режимов обучения. Автореф. дисс. .канд. биол. наук. Казань, 2000. — 20 е.-
- Поздеева Т.В. Научное обоснование концепции и организационной модели формирования здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи. Автореф. дисс. .докт мед. наук. -М., 2008. 44 е.-
- Поленова М.А. Гигиеническое обоснование организации учебной и внеучебной деятельности девочек 7−10 классов с учетом особенностей формирования их репродуктивной функции. Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1995. — 23 е.-
- Пораничева Т.М., Тюрина Е. В. Формирование здорового образа жизни детей в образовательных учреждениях //Материалы II Конгресса РОШУМЗ. М., 2010. — С. 487−489-
- Поташнюк И.В. Особенности состояния здоровья учащихся современных гимназий и пути его улучшения // Материалы Международного конгресса „Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке“ 12−14 мая, 2004 г. М., 2004. — т.И. — С. 406−409-
- Потупчик Т.В. с соавт. Критерии оценки адаптации детей к высоким учебным нагрузкам // Гигиена и санитария. 2011. — № 6. — С. 41−44-
- Пратусевич Ю.М. Умственное утомление школьников. М., Медицина, 1964. — 459с.-
- Пятницкая И.Н., Найденова Н. Г. Подростковая наркология М.: Медицина, 2002. С. 222−244-
- Работоспособность и здоровья учащихся при обучении в современной школе /Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М., 1975. -150 е.-
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. С-Пб., 2000-
- Рапопорт И.К. Оценка динамики заболеваемости школьников по результатам профилактических медицинских осмотров // Гигиена и санитария. 2005. — № 6. — С. 48−50-
- Рапопорт И.К., Бирюкова Е. Г. Особенности заболеваемости школьников и учащихся профессиональных училищ в процессе завершения общего и профессионального образования //Гигиена и санитария. 2007. — № 1. — С. 67−70-
- Роберт И.В. Педагогико-эргономическая оценка средств информатизации и коммуникации, используемых в образовании // Вопросы современной педиатрии. -2006. Т.5 — № 5 — /Приложение 1/ Школа и здоровье. — С. 65−67-
- Романова Т.А. Роль медико-социальных факторов в формировании здоровья детей подросткового возраста и пути совершенствования профилактической помощи. Автореф. дисс. .докт. мед.наук. -Белгород, 2008. 53 е.-
- Рубцов В.В. Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы развития //Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т.5 — № 5 — /Приложение 1/ Школа и здоровье. — С. 46−53-
- Руководство по диагностике и профилактике школьно-обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях
- ДиаПроф НИИГД) /Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Кучмы В. Р., д.м.н. Храмцова П. И. -М., 2012. 181 е.-
- Сазанюк З.И. Гигиеническое значение организации внеучебного времени учащихся первых классов в условиях группы продленного дня. Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1980. — 20 е.-
- Самсонова Т.В. Цефалгический синдром у школьников-подростков //Материалы Всероссийской конференции с международным участием „Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы“. М., 2002. — С. 65−67-
- Сапожникова Г. М. Динамика работоспособности младших школьников и факторы, ее определяющие. Автореф.. канд. мед. наук. -М., 1980. -20 е.-
- Сапунова Н.О. Гигиеническое обоснование программы профилактики и охраны здоровья школьников в рамках проекта ВОЗ „Здоровые города“ (на примере г. Долгопрудного Московской области). Автореф. дисс. канд. мед. наук. -М., 2005.- 24 е.-
- Седова A.C. Гигиеническая оценка различных вариантов организации учебного процесса в старшей школе. Автореф. дисс.. канд. мед. наук. -М., 2006.-24 е.-
- Сирота H.A., Ялтовский В. М., Хажилина И. И. и др. Профилактика наркоманий у подростков от теории к практике. — М. „Генезис“, 2001-
- Скоблина H.A., Научно-методическое обоснование оценки физического развития детей в системе медицинской профилактики. Автореф. дисс.. док. мед. наук М., 2008. — 49 е.-
- Сливина Л.П. Штрихи к психологическому портрету подростка, проживающего в крупном промышленном городе //Материалы всероссийской конференции с международным участием „Современный подросток“, 4−5 декабря, 2001. -М., 2001. С. 303−306-
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. — 272 е.-
- Степанова М.И. Гигиеническая оценка трудности уроков в начальной школе // Гигиена и санитария. 1984. — № 12. — С. 67−69-
- Степанова М.И., Куинджи H.H., Ильин А. Г. и др. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 40−44-
- Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе. Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 2003.-48с.-
- Степанова М.И., Сазанюк З. И., Воронова Б. З., Поленова М. А. и др. Профилактика нарушений здоровья в школе. Способы гигиенической оптимизации учебного процесса Germany, Saarbruchen: Palmrium Academic Publishing, 2012.- 133 е.-
- Стромская Е.П., Кардашенко В. П., Варламова Состояние здоровья детей и подростков с различиями морфофункционального развития //Гигиена и санитария. -№ 2. 1982. — С.71−73-
- Стунеева Г. И., Кирюшин В. А., Цурган A.M. Здоровье и самочувствие детей в период обучения в школе //Гигиена и санитария. № 3. — 2000. — С.45−46-
- Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: Медицина, 1991-
- Сухарев А.Г. О гигиеническом нормировании суточной двигательной активности в подростковом возрасте //Материалы Всероссийской конференции с международным участием „Современный подросток“, 4−5 декабря, 2001. М., 2001. — С. 52−56-
- Сухарев А.Г., Цыренова Н. М. Медико-педагогическая оценка технологий обучения детей в современной школе //Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т.5 — № 5 — /Приложение 1/ Школа и здоровье. — С. 37−40-
- Сухарев А.Г. Образовательная среда и здоровье учащихся: научно-методическое пособие. М.: МИОО, 2009. — 255 е.-
- Сухарева Л.М., Рапопорт И. К., Звездина И. В. и др. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков //Гигиена и санитария. 2002. — № 3. — С. 52−55-
- Сухарева Л. М, Намазова Л. С., Рапопорт И. К. и др. Изменение заболеваемости учащихся в динамике обучения в младших классах /Сб. материалов XII Конгресса педиатров „Актуальные проблемы педиатрии“. М., 2008. — С. 324-
- Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И. К. и др. Динамика показателей состояния здоровья учащихся средних классов Москвы в 2010 г. //Сборник материалов XV Конгресса педиатров России „Актуальные проблемы педиатрии“ М., 2011. — С. 849-
- Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И. К. и др. Особенности заболеваемости учащихся 7−8-х классов г. Москвы //Сборник материалов XVI Конгресса педиатров России „Актуальные проблемы педиатрии“ М., 2012. — С. 739−740-
- Тимошенко К.Т. Гигиеническая оценка профильного обучения вмедико-биологических классах. Автореф. дисс.канд.мед. наук. -М., 2009. 24 е.-
- Токарев С.А. Популяционная оценка и пути оптимизации здоровья детей на Крайнем Севере. Автореф. дисс.. докт. мед. наук. -М., 2008. 42 е.-
- Третьяков П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография /Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. — 352 е.-
- Туаева И.Ш. гигиеническая оценка режима дня и его влияния на здоровье школьников старших классов в современных условиях: Автореф. дисс. канд. мед. наук. СПб., 2005. — 24 е.-
- Уланова С.А. Гигиеническая оценка активной сенсорно-развивающей среды обучения младших школьников в районах Крайнего Севера. Автореф. дисс.канд. биол. наук. М., 2006. — 26 е.-
- И.А. Улановская Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М.: Сентябрь, 2001. — 240 е.-
- Фарино Н.Ф. Формирование физической активности школьников как гигиеническая проблема //Материалы II Конгресса РОШУМЗ. М., 2010.-С. 607−610-
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011-
- Федотова Т.К., Горбачева А. К., Храмцов П. И. Эпохальные изменения физического развития московских детей 3−17 лет (1960−2000 гг.)-//Школа здоровья. 2011. — № 4. — С. 7−11-
- Францева О.В. Особенности социально-психологического и физического развития детей раннего подросткового возраста (11−13 лет) // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2011. — № 2. — С. 6466-
- Францева О.В. Диагностика девиантного поведения у детей разных возрастных групп // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2011. -№ 1.-С. 29−31-
- Фуфаева O.A. Гигиеническая оптимизация учебного процесса общеобразовательных учреждений инновационного типа. Автореф. дисс. канд. мед. наук. -М., 2000. -23 е.-
- Халецкая О. В. Шуткова А.Ю., Леонов A.B. Анализ организации образовательного процесса у подростков с синдромом вегетативной дистонии, обучающихся по различным педагогическим программам //Материалы II Конгресса РОШУМЗ. М, 2010. — С. 618−621-
- Хамаганова Т.Г., Крылов Д. Н., Даниленко О. В. и др. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников. // Гигиена и санитария. № 1. — 2000. — С. 71−73.
- Хананашвили М.Н. Информационные неврозы. Л., 1978. — 143 е.-
- Харисов, Ф.Ф. Образование и здоровье / Ф. Ф. Харисов. М.: Весь мир, 2003. 206 е.-
- Храмцов П.И. Методология изучения осанки в гигиене детей и подростков. Автореф. дисс.. докт. мед. наук. М., 1998. — 48 с.
- Храмцов П.И. Гигиеническая оценка образовательных программ и педагогических технологий: методические подходы и технологические средства // Практика заболеваний и укрепления здоровья. 2000. — № 4. С. 27−29-
- Храмцов П.И. с соавт. Особенности физического развития современных детей в оценке функциональных размеров ученической мебели //Школа здоровья. 2009.- № 1. — С. 39−43-
- Храмцов П.И. Влияние двигательной активности на физическую работоспособность и толерантность организма учащихся к учебной нагрузке // Материалы II Конгресса РОШУМЗ. М., 2010. — С. 621−624-
- Цыганов Г. В. Особенности развития функциональных показателей детей школьного возраста в связи с их двигательной активностью. Автореф. дисс.. канд. биол.наук.- Казань, 1996. 19с.-
- Чайкин C.B. Гигиеническая оценка альтернативного варианта структуры учебного года в школе. Автореф. дисс. канд. мед. наук. -М., 2002. 24 е.-
- Чекалова С.А., Богомолова Е. С., Леонов A.B. и др. Особенности физического развития у старшеклассников с синдромом вегетативной дистонии //Вестник Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. 2009. -№ 2. — Т.1. — С. 43−45-
- Чекалова С.А. Стратегия снижения неврологической заболеваемости у детей школьного возраста (клинико-нейрофизиологическое и медико-социальное исследование). Автореф. дисс.. док. мед. наук. Нижний Новгород, 2011. — 51с.-
- В.В.Чубаровский, М. А. Некрасов Пограничные психические расстройства и аддиктивные формы поведения у лиц подросткового и юношеского возраста (клинико-эпидемиологический аспект). Орел.: Изд-во ОГУ, 2005. — 128 е.-
- Чубаровский В.В. Клинико-эпидемиологическая характеристика и профилактика психической патологии у лиц подросткового июношеского возраста. Автореф. дисс.. докт. мед. наук. М., 2006. -48 е.-
- Шайхелисламова М.В. с соав. Влияние исходного вегетативного тонуса на состояние гемодинамики младших школьников // Физиология человека. 2012 — № 4.- Т. 38.- С. 89−95-
- Шапырь В.Б. Практическая психология. Инструментарий /Серия „Учебники для высшей школы“. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 768 е.-
- Школа и психическое здоровье учащихся /Под ред. С. М. Громбаха. -М.: Медицина, 1988. 272с.-
- Шубочкина Е.И. Гигиенические основы охраны здоровья подростков при профессиональном обучении и ранней трудовой занятости. Автореф.. докт. мед. наук. -М., 2001. 43с.-
- Шубочкина Е.И., Молчанова С. А., Куликова A.B. Качество жизни и проблемы формирования здоровья учащихся учебных заведений начального профессионального образования // Вестник РАМН. № 5. -2009. — С. 37−40-
- Яковлева Т.В., Иванова A.A. Проблемы антинаркотической политики в молодежной среде и роль образовательных учреждений в их решении // Вопросы современной педиатрии. 2012.- № 3. — T. l 1.- С. 7−9-
- Якубова И.Ш. Рациональное питание как фактор управления здоровьем детей //Вестник Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. 2001. -№ 1. — С. 21−24-
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация) /Е.А. Ямбург. М.: Новая-школа, 1996.- 352 е.-
- Ямбург Е.А. Управление развитием адаптивной школы“. М.: ПЕРСЭ-Пресс, 2004. — 366с.-
- Ямпольская Ю.А. Динамика адаптационных возможностей школьников от 8-ми до 17-летнего возраста //Материалы Всероссийской конференции с международным участием
- Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы», октябрь, 2002. М., 2002. — С. 422−424-
- Ямпольская Ю. А. Физическое развитие школьников г. Москвы к началу XXI века // Альманах «Новые исследования». 2004. — № 1−2 (6−7)-С. 441−442-
- Яцышева Т.Д. Физиолого-гигиеническая оценка влияния обучения в гимназии на организм 13−15летних подростков, учащихся 8−9-х классов. Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Волгоград, 1998. — 15с.-
- Alexander F. Psychosomatic medicine: Its principles and applications. N. Y.: Konald, 2002-
- Alpes D.H., Stenson W.F., Bier D.M. Manual of Nutritional Therapeutics. -4-th Ed. Philadelfia, 2001-
- Bach M., Bach D. Alexithymia in somatoform disorder and somatic disease. Psychother Psychosom. 1996.- № 3. — P. 150−152-
- Camle A., Waddell D., Ford M.A. Obesity and health risk of children in the Mississippi Delta //Journal of School Health. 2012. -№ 10. — P. 478−483-
- Cole TJ. Secular trends in growth //Proc. of the Nutrition Society. -2000. V.59. -Iss. 2. Medline article.- 6p.-
- Cooper P. A coordinated school health plan Text. // Educational leadership: J. of the Assoc. for supervision and curriculum Development. 2005. — Vol. 63. — № 1. — P. 32−36-
- Currie C. et al. Health and Behaviour among Young People. // WHO Policy Series: Health policy for children and adolescents. International Report. Copenhagen, Denmark. 2000., 132 p.-
- Currie C. et al. Young People Health in Context. // WHO Policy Series: Health policy for children and adolescents. International Report. Copenhagen, Denmark. 2004., 237 p.-
- Diller A. et all. At Gender (the) Question in Education. Theory, Pedagogy, and Politics. / U.S. Westview Press, 1996, 249 p.-
- Dressen L., Hoekstra R., Arntz A. Personality disorders do not ifluence the results of cognitive and behavior therapy for obsessive compulsive disorder //J. Anxiety. Disord.- 1997.-Vol.l 1(5).- P. 503−521-
- Duncan M., Mummery K. Psychosocial and environmental factors associated with physical activity among city dwellers in regional Queensland. Pre. Med. 40: 363−372, 2005-
- Eaman M.K. The effects of poverty on children’s socioemotional development: an ecological systems analysis // Sol. Work. Vol. 46. — № 7.-P. 256−266-
- Economic, social and health issues in tobacco control. WHO.- Geneva, 2003. -217p.-
- Faure S., Garcia M.C. Le corps dans l’enseignement scolaire: regard sociologique Text. // Revue francaise de pedagogi’e. 2003. № 144. — P. 8594-
- Godning Edward C.J. Children and computer use: the impact en learning and visual developmante. Behav. Optom. 2002, 13.- № 5. P. 115−118, 139-
- Hepsen I.F., Evereklioglu C., Bayramlar H. The effect of reading and near-work on the development of myopia in emmetropic boys: a prospective, controlled, three-year follow-up study. // Vision Res. 2001. — Vol. 41. — № 9.-P. 2511−2520-
- Herrich H., Thompson H., Kinder J., Madsen K.A. Use of SPARK to promote after-school physical activity //Journal of School Health. 2012. -№ 10.-P.457−461-
- Hughes K.L., Bailey Th. R., Karp M.M. School-to-work: making a difference in education // Phi Delta Kappan. 2002. — № 4-
- Huhman M., Potter LD., Wong FL. et all. Effect of a mass media compaign to increase physical activity among children: year-1 results of the VERB campaign //Pediatrics.- 2005, Aug. 116 (2): 277−284-
- Hunter J.P., Minaly J. The positive psychology oh interested adolescents. Youth and Adolescence. 2003, 32 № 1.- P. 27−35-
- Inequalities in young people’s health /Health behavior in school-aged children. International report from the 2005/2006 survey. Scotland, 2008. -207 p.-
- Isik U., Topuzoglu A., Ay P. et al. //Headache.- 2009. Vol. 49, N5. — P. 697−703-
- Jumah M.A., Awada A., Azzam S.A. //Headache.- 2002. Vol. 42, N4. — P. 282−286-
- Keltikangas-Jarvinen L.J. Aggressive problem-solving strategies, aggressive dehavior and social acceptance in early and late adolescence. Youth and Adolescence. 2002. -№ 4.- P. 279−287-
- Kimball Ch.P. Stress and psychosomatic illness // J. Psychosom. Ress. 1982. -Vol. 26-P. 63−71-
- Kirby T., Barry A.E. Alcohol as a gateway drug: a study of US 12th Graders //Journal of School Health. 2012. — № 8. — P. 371−379-
- Korn D. A. Practice guidelines for treating gambling related problems -Massachusetts, 2004. — 60 p.-
- Korsunskiy A., Kulikov A. Innovative medical and social approaches in prevention among children and adolescents: European experience in Russia //Speaker's abstract. 4th Europediatrics 2009, 03−06/07, 2009, Moscow.- P. 36-
- Largo R.H., Caflisch J.A., Hug F. Neuromotor development from 5−18 years //Dev. Med. Child. Neurol. 2001. -Vol. 43.- № 7.- P. 444−453-
- Lavidor M., Weller A., Babkoff H. How sleep is related to fatigue. Brit. J. Health Psychol. 2003, 8 № 1. — P. 95−105-
- Lee S.M., Burgeson C. R., Fulton J.E., Spain C.G. Physical Education and Physical Activity: Results from the School Health Policies and Programs Study 2006 //Journal of School Health.- 2007.- № 10.- P. 114−115-
- Livingstone B. Epidemiology of childhood obesity in Europe // Eur J Pediatr. 2000. 159 (Suppl. 1): 14−34-
- Macfarlane T.S., Larson S.A., Stiller C. Lower extremity muscle strength in 6- to 8-year-old children using hand-held dynamometry. Pediatr. Phys. Ther. 2008- 20 (2): P.128−136-
- Mak K.K., Lee S.L., Ho S.Y. Sleep and academic performance in Hong Kong adolescents //Journal of School Health. 2012. -№ 11. — P.522−527-
- Malbran S. Phases in children’s rhythmic development // Ann. NJ Akad. Scietifige. -2001. Vol. 30. — № 6.- P. 401−404-
- Marti В., Vartiainen E. Relation between leisure time exercise and cardiovascular risk factors among 15-year-olds in eastern Finland // J. Epidemiol, and Community Health. 1989. — V. 43. — № 3. — P. 228−233-
- Matthews C.E., Binkley W., Grisp A. Challenging gender bias in fifth grade // Educational leadership. 1997. — vol. 55. — № 4. — P.54−57-
- Mc. Elroy S.L. et al. Are mood disorders and obesity related? // J. Clin Psychiatry. 2004.- 65(5): 143−80-
- Milanese S., Grimmer K. //Ergonomics. 2004, 47(4): 416−26-
- Molenbroek J.F. Kroon-Ramaekers Y.M., Snijders C.J. //Ergonomics. 2003, 46 (7): 681−94-
- Мо1сеенко P.O. Здоров’я д1тей шкшьного в1ку та першочергов1 заходи з метою його полшшения //Охорона здоров’я Укра’ши. 2002. № 3−4 (6−7).-С. 7−11-
- Ппешчш проблеми збережения здоров’я дггей в сучасних умовах реформувания освгги в УкраУш /A.M. Сердюк, Н. С. Полька, Г. М. Еременко та ш. // Firi на населених мюць: Зб1рник наукових праць. Кшв, 2004. Вин. 43. С. 402−406-
- Novello А.С., DeGraw С., Kleinman D.V. Healthy Children Ready to Learn: An Essential Collaboration Between Health and Education. // Public Health Reports. 1992. — Vol. 107, № 11. — p. 3−10-
- Panagiotopoulou G., Christoulas K., Papanckolaou A. et all. //Appl Ergon. 2004,35(2): 121−8-
- Parsons T.J., Power C., Manor O. Fetal and early life growth and body mass index from birth to early adulthood in 1958 British cohort: Longitudinal study//BMJ. 2001.323(12): 1331−5-
- Poms L.W., Fleming L.C., Jacobsen K.H. Parenting practices and tobacco use in middle school students in low- and middle-income countries //Journal of School Health. 2012. -№ 8. — P. 353−363-
- Pommereau Xavier. L’adolescent suicidaire -Nouv. ed., rev. et augm. Paris: Dunod, 2001. 274 p. — (Enfances) —
- Pope D.C., Simon R. Help for stressed students // Educational leadership: J. of the Assoc. for supervision and curriculum Development. 2005. Vol. 62, № 7. — P. 33−37-
- Powell K.E., Caspersen C.J., Koplan J.P. et al. Physical activity and chronic diseases// Amer. J. Clin. Nutr. 1989. — V. 49, № 5. — p. 999−1006-
- Редчщ M.A. Ппешчне обгрунтування комплексно! програми оптим1заци навчально1 д1яльносп учшв молодшого шюльного вшу у школьлще1 Аатореф. диссерт. на здобуття наукового ступеня канд. мед. наук.- Киев -2003. -20 е.-
- Rhee Н. //Headache.- 2000. Vol. 40, N7. — P. 528−538-
- Rich Grant J.J. The positive psychology of youth and adolescence. Youth and Adolescence. 2003, 32. № 1. — P. 1−3-
- Roer-Strier D., Rosenthal M.K. Socialization in changing cultural context: A search for images of the «adaptive adult» // Soc. Work. 2001. -Vol. 46. -№ 7.- P. 215−228-
- Sallis J., Prochaska J., Taylor W. A review of correlated of physical activity of children and adolescents. Med. Sci. Sports Exerc. 32:963−975, 2000-
- Stark Т., Walker В., Phillips J.K., Fejer R., Beck R. Hand-held dynamometry correlation with the gold standard isokinetic dynamometry: a systematic review. PMR. 2011: 3 (5) P.472−479-
- Stevens J., Klima J., Chisolm D., Trial of Telephone Services to Increase Adolescent Utilization oh Health Care for Psychosocial Problems // Journal of Adolescent Health.- 2009. Vol. 45. — P. 564−570-
- Strelow J. S., Larsen J. S., Sallis J. F. Factors influencing the performance of volunteers who provide physical activity in middle schools // Journal of School Health. 2002. — T. 72. — № 4. — P. 147−151-
- Styne D.M. Childhood and adolescent obesity. Prevalence and significance // Pediatr Clin North Am, 2001- 48 (4): 823−854−1. V
- Suris J-C., Akre Ch., BerchtoldA., Chronically Connected? Internet Use Among Adolescents With Chronic Conditions //Journal of Adolescent Health. 2010. — Vol. 46. — P.200−202-
- Swenson L.P., Pose A.J. Friends as reporters of childrens and adolescents depressive symptoms. Abnorm. Child Psychol. 2003. -№ 6.- P. 619−631-
- The European health report. 2005. Public health action for healthier children and population WHO. 2005. — 144 p-
- Turner L., Chaloupka F.J., Slater S.J. Geographic variations in elementary school-based physical activity practices //Journal of School Health. 2012. -№ 7.-P. 307−310-
- Van der Wouden J.C., van der Pas P., Bruijnzeels M.A. // Cephalgia. -1999.- Vol. 19, № 3. P. 47−50-
- Ventegodt S., Merrick J. Lifestyle, quality of life, and health // Sei World J, 2003- 22(3): 811−25-
- Wasterstahl M., Barnekow-Bergvist M., Hedberg G., Jansson E. Secular trend in body dimentsions and physical fitness among adolescents in Sweden from 1974 to 1995// Scand. J. of Medicine&Science in Sports.-2003. V 13.-Iss.2. P. 128-
- Wegman D.H., Davis L.K. Protecting youth at work // American Journal of Industrial Medicine. 1999. — 36 (5). — pp. 579−583-
- Wiart Z., Darran J. Review of four tests of gross motor development // Dev. Child. Neurol.- 2001.- Vol.43.- № 4 P. 279−285-
- WHO. Health and Development Through Physical Activity and Sport, Geneva: World Health Organization, p. 1, 2004-
- Wolfson A.R., Carskadon M. A. Sleep schedules and daytime functioning in adolescents //Child Dev. 1998, Vol. 69., P. 875−887-
- Wawizyniak G. Bioligical age in children who practice swimming //Anthropol. Anz. 2001.- Vol. 59. — № 7.- P. 149−156-
- Zivicnjak M., Zebec M., France D. Analysis of cognitive and motor functioning during pubertal development: a new approach // J. Physiol. Anthropol. Appl. Human. 2001. — Vol. 20. — № 3.- P. 111−118-
- Zvezdina I., Zhigareva N. Lifestyle and health of 8−11 aged schoolchildren’s //Acta Pediatrica. 2008. — Vol. 97. — P. 399.