Дидактические основы применения технических средств в процессе преподавания экономической географии
![Диссертация: Дидактические основы применения технических средств в процессе преподавания экономической географии](https://westud.ru/work/3741401/cover.png)
Диссертация
Известно, что применение технических средств поставило перед педагогической наукой ряд новых и сложных проблем. Среди них — проблема отношения учителя и технических средствпроблема взаимоотношения обучающегося с техникой и такие нерешенные проблемы: технические средства и активизация методов обучениядифференциация обучениясоотношение классных и внеклассных занятийпринципы распределения времени… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ
- I. I. Становление и развитие теории и практики применения технических средств в обучении
- 1. 2. Функции ТСО в повышении эффективности учебного процесса
- 1. 3. Возможности технических средств в процессе развивающего обучения
- I. I. Становление и развитие теории и практики применения технических средств в обучении
- 2. 1. Особенности применения ТСО на уроках экономической географии
- 2. 2. Анализ результатов применения транспарантов для кодоскопа в процессе изучения темы «Куба — первая социалистическая страна в Америке»
- 2. 3. Анализ результатов применения транспарантов для кодоскопа при изучении темы «Белорусский экономический район»
Список литературы
- Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Марко К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с.1−4.
- Энгельс Ф. Диалектическая логика и теория познания.
- О «границах познания». Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.536−557.
- Энгельс Ф. Старое предисловие к «Анти-Дюрингу». О Диалектике. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.364−372.
- Ленин В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». -Полн.собр.соч., т.29, с.77−218.
- Ленин В.И. К вопросу о диалектике. Полн.собр.соч., т.29, с.316−322.
- Ленин В.И. Теория познания эмпирио1фитицизма и диалектического материализма. I. Полн.собр.соч., т.18, с.33−96.
- Ойициально-документальные материалы
- I съезд Коммунистической партии Кубы. Гавана 17−22 декабря, 1975. — ГЛ.: Политиздат, 1976. — 584 с.
- П съезд Коммунистической партии Кубы. Гавана 17−20 декабря, 1980. — М.: Политиздат, 1982. — 383 с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. — 486 с.
- Архангельский С.И. О создании и применении технических средств обучения. (Методическая разработка). Киев, 1966. -27 с.
- Архангельский С.И. О моделировании и методике обработкиданных педагогического эксперимента (материалы лекций, прочит, в Политехи. муз ее на фак.црограммир. обучения). М.: Знание, 1974. 48 с.
- Архангельский С.И. Некоторые теоретические положения проблемы использования технических средств в учебном процессе. (Международная конференция социалистических стран по проблемам школьного оборудования. 27−30 ноября 1973 г.). М.: МИШ, 1975. 10 с.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
- Еабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Еазаргур Е. 0 применении технических средств обучения в общеобразовательных школах ЖР. В сб.: Технические средства обучения /Под ред. С. И .Архангельского. — М.: МГПЙ, 1975, с.30−34.
- Бакаев И.Ф. Дидактические основы использования технических средств обучения в условиях кабинетной системы в средней школе. Автореф.дисс. .канд.пед.наук. Киев, 1981. — 17 с.
- Баранский Н.Н. Очерки по школьной методике экономической географии. М.: Учпедгиз, 1955. — 319 с.
- Еарышева Ю.Г. и др. Географический комплекс средней школы. М.: Просвещение, 1978. — 143 с.
- Белкин ЕЛ. Технические средства обучения. Ярославль, 1976. 83 с.
- Ееспалько Б.П. Методика совершенствования учебных программ. М., 1976. — 48 с.
- Ееспалько В.П. К проблеме научно-педагогического обоснования применения технических средств обучения (ТСО). Советская педагогика, 1977, 12, с.24−31.
- Ееспалько Б.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж: ВГУ, 1977. 304 с.
- Еильтриков М.М. Оценка эффективности учебного кино.-Дисс. .канд.пед.наук. М., 1973.
- Богоявленский Д"Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
- Болтянский В.Г. Формула наглядности — изоморфизм плюс простота. Советская педагогика, 1970, 5, с.46−60.
- Вагнер Н.М., Юрцевич Н. С. Методические рекомендации по использованию технических средств передачи информации в учебном процессе по физической географии в педвузах и школах.-Минск: МГПЙ игл .А .М.Горького, 1978. 32 с.
- Вейцман Е. Научное кино и формирование материалистического мировоззрения. В сб.: Кино и наука. Научно-популярный фильм. Вып.З. — М.: Искусство, 1970, с.92−114.
- Вестицкий М.Е. Технические средства в обучении географии. М.: Просвещение, 1977. — 144 с.
- Волович М.Е. Средства наглядности как материальная основа управления процессом усвоения знаний. Советская педагогика, 1979, 9, с.64−70.
- Волынский В.П. Исследование эффективности использования комплекса экранно-проекционных пособий в учебном процессе средней общеобразовательной школы. Автореф.дисс. .канд.пед. наук. Киев, 1974. 42 с.
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников /Под редД.Е.Эльконина, В. В .Давыдова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 287 с.
- Вопросы теории и практики создания и использования средств наглядности обучения учащйхся. М.: НИИ ШОТСО, 1980. — 168 с.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в цроцессе обучения. М.-Л.: Учпедгиз, 1935. — 134 с.
- Галсан Д. Значение технических средств в обучении. -М., 1973. 6 с.
- Гельмонт A.M. Телевидение в школьном образовании.-М.: Изд-во АНН РСФСР, 1963. 135 с.
- Георгиев П.Л. Роль аудиовизуальных учебных технических средств для развития познавательной деятельности учащихся. М., 1973. — 7 с.
- Голов В.П. Транспаранты в преподавании географии. -География в школе, 1978, № 2, с.48−52.
- Голов В.П. Самооборудование в школьной географии. -М.: Просвещение, 1979. 64 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 134 с.
- Давыдов В. В, Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
- Давыдов В.В. Психология обучения. Учебное пособие.-М., 1978. 69 с.
- Давыдов В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ер. Луйс, 1981. — 220 с.
- Данилов М.А., Есипов Е. П. Дидактика. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 518 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. -М.: Учпедгиз, I960. 299 с.
- Дидактические проблемы применения эсданных и звуковых пособий в учебном процессе /Под ред.Н. М. Шахмаева. М., 1969. 109 с. 46.' Донец Л. М. Диафильм как средство развития познавательной активности учащихся. География в школе, 1973, $ 2, с.59−62.
- Дурасевич Ю.Е. Республика Куба: развитие социалистической школы и педагогики. М.: Педагогика, 1981. — 167 с.
- Егоров В.Б. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения. М.: Педагогика, 1982. — 152 с.
- Жучкевич В.А. География в цифрах и сравнениях. -Минск: Изд-во ЕГУ, 1971. 96 с.
- Жучкевич В.А. Наглядность в преподавании географии. -2-е изд. Шнек: Выш. школа, 1983. — 208 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании экономической географии. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1977. — 128 с.
- Занков Л.В. Вопросы обучения и развития учащихся. -Советская педагогика, 1955, JS 5, с.55−60.
- Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, I960. — 311 с.
- Ильясова Т.В. Системное исследование учебного процесса средней школы с включением ТСО. Автореф.дисс. .канд.пед. наук. М., 1980. 16 с.
- Иоасим Пауль Ломпшер. Параметры качества знаний учащихся. В сб.: Объективные характеристики, 1фитерии, оценки и измерения педагогических явлений и процессов. — М., 1973, с.3−8.
- Использование технических средств в учебном процессе. (Материалы педагогических исследований) /Под ред.Н.М.Шахмае-ва. М.: Известия, АПН РСФСР. Вып.128, 1963. — 247 с.
- Использование ТСО и наглядных пособий на уроках географии. (Метод.рек.). Куйбышев, 1978. — 22 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -376 с.
- Карпов Г. В., Романин В. А. Технические средства обучения. М.: Просвещение, 1966. — 302 с.
- Карпов Г. В., Романин В. А. Технические средства обучения. М.: Просвещение, 1979. — 271 с.
- Конопацкий С.К. Дидактические основы создания и использования динамичных наглядных пособий (на материале общетехнических и специальных учебных предметов техникумов). Авто-реф.дисс. .канд.пед.наук. Киев, 1981. — 21 с.
- Крупская Н.К. 0 задачах школьного кино (доклад на совещании о детском кино). Пед.соч.: В 10-ти т. М., 1957−1963, т. Ш, с.267−271.
- Кузнецова В.Н. Из опыта использования экранных пособий на уроках географии. В сб.: Аудио и визуальные средства обучения. — Л., 1975, с.48−54.
- Лазарев Н.Е. Исследование роли диапозитивов и фонозаписей в оптимизации учебного процесса (на материале гуманитарных цредметов средней школы). Дисс. .канд.пед.наук. Киев, 1979.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд.-М.: МГУ, 1981. — 584 с.
- Лернер И.Я. Качества знаний — пути их оцределения и обеспечения в учебном ггроцессе. В сб.: Результаты новых исследований в педагогике. — М.: НИИ АПН СССР, 1977, с.53−61.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
- Локшина Л.М. Использование технических средств на уроках географии. Шнек: Нар. асвета, 1977. — 46 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные воцросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Методика обучения географии в средней школе /Под ред. Л. М. Панчешниковой. ГЛ.: Просвещение, 1983. — 320 с.
- Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети (развитие психики в процессе формирования поведения). М.: Педагогика, 1974. -327 с.
- Моргунов И .Б. Применение графов в разработке учебных планов и планировании учебного процесса. Советская педагогика, 1966, № 3, с.62−79.
- Мышинская Р.П. Применение технических средств на уроках экономической географии. В сб.: Технические средства обучения.-Л., 1974, с.51−56.
- Наглядность в преподавании географии /Под ред. И .И. Самойлова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. — 152 с.
- Обучение и развитие (эксперим.пед.исследование) /Под ред.Л. Б. Занкова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
- Овакимян Ю.О., Еерсенадзе Е. В. Использование техническихсредств для контроля и оценки знаний. В сб.: Условия и методы эффективного применения ТСО в школе и вузе. — Киров, 1981, с.87−92.
- Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе /Под ред.И. Т. Огородникова. М.: МГПИ, 1972. — 351 с.
- Опыт дидактических исследований в СССР и ГДР /Под ред. И. Т. Огородникова, Э.Дрефенштадта. М.: Педагогика, 1974. -240 с.
- Пальчевский Е.В. Экранные средства в учебном цроцесее профтехучилищ. Минск: Выш. школа, 1981. — 117 с.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1964, т.1. — 832 столб.
- Пискунова Н.В. Книга об использовании аудиовизуальных средств. Советская педагогика, 1975, № 6, с.145−148.
- Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам /Под ред.И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1972. — 239 с.
- Полевой В.Л. О взаимосвязи методов и экранных средств обучения. В кн.: Общедидактические проблемы методов обучения. Тезисы к Всесоюз.науч.-практ.конф.по пробл. «Совершенствование методов обуч. в соврем.сов.школе». — М.: Е.И., 1977, с.226−232.
- Попов В.Н. Применение технических средств в учебном процессе. Киев: Вища школа, 1980. — 107 с.
- Прессман Л.П. Анализ качества школьных аудиовизуальных пособий и требования к вновь создаваемым и модернизируемым.-М.:АПН (НИИ ШОТСО), 1969. 24 с.
- Прессман Л.П. Технические средства обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1972. — 303 с.
- Прессман Л.П. Основы методики црименения экранно-звуко-вых средств в школе. М.: Просвещение, 1979. — 176 с.
- Пронина Е. С, Технические средства обучения на уроках географии. Харьков: Изд-во Прапор, 1966. — 13 с.
- Психология. Учебник для пед. ин-тов. 2-е изд. /Под ред. А. А. Смирнова. М.: Учпедгиз, 1956. — 575 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
- Рябцева Т.В. Оценка качества знаний с использованием нечетких множеств. В сб.: Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств. — М.: МГПИ, 1981, с.89−95.
- Самойлов ИЛ. Дидактика школьного курса экономической географии СССР: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. -214 с.
- Сердюк А.В. Дидактические требования к учебным телепередачам. В кн.: Современные проблемы создания и использования учебных кинофильмов и телепередач. — М., 1975, с.3−7.
- Сладкевич Е.Г. Технические средства обучения в црепода-вании географии. В сб.: Технические средства в обучении (методические рекомендации). — Л., 1981, с.39−49.
- Смирнов А.А. Ленинская теория отражения и психология. -Вопросы психологии, 1970, & 2, с.3−33.
- Тильвре Ц.В. Графоцроектор в комплексе с другими средствами обучения. Таллин: Валгус, 1979. — 83 с.
- Тихонов И.И. Программирование и технические средства вучебном процессе. М.: Советское радио, 1970. — 200 с.
- Тихонов И.И. Технические средства учебного процесса (ТСУП). Метод. рекомендации для слушателей фак. повышения квалификации. М., 1972. — 49 с.
- Тихонов И.И., Деттерер А. Б. Технические средства в пропаганде педагогических знаний. М.: Об-во «Знание» РСФСР, 1980. — 37 с.
- Толль Е.Х. О некоторых ошибочных концепциях по вопросу о наглядности обучения. Советская педагогика, 1947, 5, с.27−40.
- Топп Эвальд. Об оснащении средних общеобразовательных школ ГДР аудиовизуальными и техническими средствами обучения и о проблемах их дальнейшего развития. М., 1973. — 14 с.
- Федорова Б.Н., Матрусов И. С. Взаимосвязь преподавания и учения на уроках по естественно-научным дисциплинам. Советская педагогика, 1978, № 6, с.38−45.
- Ходателев Г. А. Экранные пособия на уроках. География в школе, 1974, $ 5, с.61−64.
- Хозяинов Г, И. Некоторые условия эффективности применения экранных пособий в учебном цроцессе. В кн.: ТСО. Вып.1.-М., 1973, с.32−36.
- Хозяинов Г. й. Педагогические проблемы учебного кино.-В кн.: Современные проблемы создания и использования учебных кинофильмов и телепередач /Под ред.Л. П. Прессмана, Н.Н.Звалин-ской. М., 1975, с.76−82.
- Хозяинов Г. И, Мешкова И. А. Применение комплекса знаковых моделей в учебном процессе как одна из возможностей развития познавательной самостоятельности. В сб.: Технические средства обучения /Под ред. С. И .Архангельского. — М.: МГПИ, 1975, с.40−44.
- Чаппсо JI.В. Учебный кинофильм как средство повышения эффективности урока. Советская педагогика, 1961, $ 9, с.120−128.
- Чашко Л.В. Дидактические функции учебного фильма как определяющий фактор методики применения. В кн.: Современные проблемы создания и использования учебных кинофильмов и телепередач /Под ред.Л. П. Прессмана, Н. Н. Зволинской. — М., 1975, с.97−100.
- Шалик Э.М. Педагогические условия эффективного использования экранных и звуковых средств в учебном процессе средней общеобразовательной школы (на примере гуманитарных предметов). Автореф.дисс. .канд.пед.наук. Киев, 1975. — 29 с.
- Шаповаленко С.Г. Основные направления в создании и использовании учебно-наглядных пособий и школьного оборудования в ближайшие 10−15 лет. М.: НИИ Ш0ТС0 АПН СССР, 1969. — 39 с.
- Шаповаленко С.Г., Прессман Л. П. Об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью аудиовизуальных средств. М.: Эгер, 1970. — 23 с.
- Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы црименения технических средств в учебном цроцессе средней общеобразовательной школы. Автореф.дисс. .д-ра пед.наук. М., 1967. — 50 с.
- Шахмаев Н.М. Дидактические основы применения технических средств в педагогике. Доклад на 5-ой Всерос.конф.по цримене-нию технических средств и црограммированному обучению. М., 1969. — 16 с.
- Шахмаев Н.М. Дидактические цроблемы црименения технических средств обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1973. -268 с.
- Шахмаев Н.М. Технические средства в обучении. М.: Знание, 1975. — 64 с.
- Шахмаев Н.М. Проблема наглядности в обучении. В кн.: Результаты новых научных исследований в педагогике. — М.: НИИ ОП АПН, 1977, с.38−52.
- Шгофф В.А. Моделирование и философия. M.-JT.: Наука, 1966. ~ 301 с.
- Castro Gonzalez Vicente. Medios de Ensenanza.- C. de la Haba-na:Editorial de Libros para la Educacion, 1979.-243 p.
- Geografia Economics de Pafses. Hoveno grado.-C. de la Habana: Editorial de Libros para la Educacion, 1980.-332 p.125* Geografia Economica de Pafses. (Orientaciones Metodologi-cas).-C. de la Habana: Editorial de Libros para la Educacion, 1980.-240 p.