Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка российских востоковедов и их государственная служба, первая половина XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость изучения всех этапов становления востоковедного образования в России, особенно период первой половины XIX в., когда впервые в процессе подготовки востоковедов соединяются теоретическая подготовка и практическое применения востоковедов в образовательной сфере, а так же на чиновничьих постах, формирование центров востоковедения в российских университетах в которых происходит развитие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Источники и
  • литература
    • 1. Источники
    • 2. Литература
  • Глава 2. Создание системы востоковедного образования
    • 1. Проекты, мнения, суждения
    • 2. Ведущие российские востоковедные центры
  • Казань и Петербург)
  • Глава 3. Подготовка востоковедных кадров для государственной службы
    • 1. Потребность правительственных учреждений в востоковедах
    • 2. Востоковеды на государственной службе

Подготовка российских востоковедов и их государственная служба, первая половина XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление системы востоковедного образования в России и вклад востоковедов в социально-экономическое и политическое развитие российского государства на протяжении XVIII в. и особенно в первой половине XIX в. представляет значительный научный и практический интерес для исторической науки.

Уже в XVIII в. российское правительство пыталось целенаправленно решать проблему нехватки квалифицированных переводчиков восточных языков. Необходимость в востоковедных кадрах была продиктована внутрии внешнеполитическими проблемами империи, требующими выработки определенных концепций в национальной, образовательной, экономической политике для установления дипломатических и культурных контактов с восточными соседями и решения «восточного вопроса» внутри самой страны. Решением столь сложных комплексных задач должны были заниматься квалифицированные специалисты, которым для успешной деятельности необходимо было изучение восточных языков. Отношение к изучаемому языку было серьезным — язык воспринимался как важнейший инструмент познания культуры и мировоззрения другого народа.

Попытки наладить процесс подготовки востоковедных кадров, предпринимавшиеся в течение XVIII в., не дал ожидаемых результатов. Основные причины этого достаточно полно освещены в специальной литературе.1 Государственные учреждения, которым был поручен контроль за процессом подготовки востоковедов-переводчиков, решали исключительно практические задачи и совершенно не уделяли.

1 История отечественного востоковедения до середины XIX в. — М: Наука, 1990. — 435 е.- Кононов А. Н. История изучения тюркских языков в России: Дооктябрьский период. — Л.: Наука, 1972. — 272 е.- Крачковскнй И. Ю. Очерки по истории русской арабистики. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. -298 с. и др. внимание разработке методов и программ изучения и преподавания восточных языков. Естественно, что такой ярко выраженный прагматический подход большинства государственных учреждений, отодвигающий на задний план научно-методическую работу, приводит к результатам весьма неутешительным и подготовка востоковедов, пребывая в зародышевом состоянии и не имея развития, не дает нужных результатов.

Реальный сдвиг в подготовке востоковедных кадров начался с первых лет XIX в. В 1802 г. был создан ряд министерств, среди которых МНП заняло видное место. На это министерство была возложена подготовка востоковедных кадров, в них оно испытывало наибольшую потребность (в учебных заведениях не хватало Преподавателей-востоковедов, главным образом, учителей восточных языков). Вместе с тем востоковеды нужны были и для работы в других министерствах, прежде всего, в МИД.

Следует обратить внимание на тот факт, что МИД, МВД, военное и финансовое министерства, были заинтересованы в подготовке востоковедных кадров, владеющих спецификой каждого из этих учреждений. Учебные программы разрабатывало МНП, но каждое из министерств, заинтересованное в востоковедах, вносили в эти программы свои коррективы, а подчас составляли собственные программы. С нашей точки зрения, этот факт надо рассматривать как факт положительный, позволявший готовить более профессиональные востоковедные кадры для государственной службы.

Необходимость изучения всех этапов становления востоковедного образования в России, особенно период первой половины XIX в., когда впервые в процессе подготовки востоковедов соединяются теоретическая подготовка и практическое применения востоковедов в образовательной сфере, а так же на чиновничьих постах, формирование центров востоковедения в российских университетах в которых происходит развитие научного подхода к «восточному вопросу», представляется особенно важной в ситуации современной России, и снова речь идет не только об образовательной и научной специфике, но о привлечении опыта организации востоковедных дисциплин для решения непростых социальных, экономических и политических вопросов, что повышают актуальность данного исследования.

Степень изученности и разработанности темы определяется комплексом привлекаемых источников. Источниковый материал по избранной теме многообразен и представлен не только официальной документацией и делопроизводственными документами, но и документами, относящимися к научному наследию ориенталистов (проекты, научные статьи), а так же документами личного происхождения. Этот комплекс разнохарактерных источников сосредоточен в ряде фондов следующих архивохранилищ: Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ) — фонды попечителя КУО (Ф. 92), Казанского университета (Ф. 977) — Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге (РГИА) — фонды министерства народного просвещения (Ф. 733), Государственного Совета (Ф. 1152), Сибирского комитета (Ф. 1264) — Архив внешней политики Российской империи (АВПРЙ) в Москвефонд Учебного отделения восточных языков (Ф.УОВЯ). Анализу источников и определению их значимости для изучения темы посвящен первый параграф первой главы.

К теме истории востоковедного образования стали обращаться уже в перовой половине XIX в., и первыми исследователями были сами востоковеды. В течении XIX — XX вв. был накоплен колоссальный фактический материал, который позволяет восстановить достаточно полную картину преподавания и изучения восточных языков в учебных заведениях всех уровней. Привлеченный авторами фактический материал, выявление их концепций, интерпретация материалов источников представляют безусловный научный интерес. Обзору историографии вопроса посвящен второй раздел первой главы.

Анализ источников и литературы дали возможность для изучения избранной темы и позволили определить основную исследовательскую проблематику.

Как мы уже отметили, к началу XIX в. у верховной власти уже не вызывает сомнений необходимость целенаправленной подготовки востоковедных кадров. Дискуссионным оказался вопрос о способах организации преподавания восточных языков, что наглядно демонстрируют многочисленные проекты, представляемые на обсуждение правительству и в МНП на протяжении всей первой половины XIX века. Кто был автором проектов — государственные учреждения или частные лица, какую оценку получили эти документы (на основании письменных рецензий и аналитических записок), какие коррективы были в них внесены со стороны контролирующих организаций, какова судьба этих интереснейших документов и какую роль они сыграли в процессе формирования системы российского востоковедного образования — вот круг вопросов, на которые следовало дать ответ.

С самого начала организация востоковедного образования была связана с проводимой Александром I реформой в области просвещения. В результате реформы было создано шесть учебных округов во главе с университетами. Именно на университеты была возложена задача по подготовке преподавателей восточных языков для нужд МНП и переводчиков для других министерств, главным образом, МИД и МВД. Основное внимание в исследовании сосредоточено на двух крупнейших востоковедных центрах — Казанском и Петербургском.

Как проходила подготовка востоковедов в двух ведущих центрах, какова была специфика этого процессав чем уникальность и важность для системы востоковедного образования каждого из центроввот еще один очень важный блок вопросов, которые следовало рассмотреть в исследовании.

Востоковедные кадры были необходимы ряду министерств: МИД, МВД, военным и финансовым ведомствам. Можно утверждать, что внутри учреждений проводилась подготовка переводчиков, пример тому — УОВЯ Азиатского департамента МИДа. Но следует отметить, что в это учебное заведение принимались только выпускники восточных отделений университетов уже имеющие языковую подготовку. Источники свидетельствуют, что каждое министерство имеющее в штате специалистов-востоковедов, переводчиков и занимающееся их подготовкой, вносило посильный вклад в изучение истории, культуры и быта народов Востока.

О результативности и качестве образования можно судить по успешности или неуспешности служебной карьеры выпускников восточных отделений различных учебных заведений. В историографии эта проблема относится к числу слабоизученных. В диссертации делается попытка восполнить это пробел. Были ли востребованы востоковеды на государственной службекак развивалась их карьера, в соответствии с Табелью о рангах или существовала специфика служебного роста специалистов по Востокусоответствовала ли их подготовка требованиям министерств — вот последний блок вопросу который рассматривается в диссертации.

Основная исследовательская проблематика определила цель диссертационной работы. Она заключается в рассмотрении процесса взаимосвязи подготовки востоковедов с их государственной службой в Российской империи первой половины XIX века.

Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) Сформировать комплекс источников (опубликованных и неопубликованных), определить их значимость для изучения избранной темы, дать анализ привлеченной литературы и, в результате получить представление о степени изученности основных вопросов задуманного исследования.

2) Дать краткую характеристику образования в России, сосредоточив внимание на двух востоковедных центрах: Казанском и Петербургском, выяснив их специфику.

3) Раскрыть ряд сюжетов, связанных с государственной службой в таких министерствах как: народного просвещения, иностранных дел, внутренних дел, военного и финансового.

Научная новизна исследования видится в том, что впервые на основе разнохарактерных источников проводится комплексное изучение вопросов становления и развития востоковедного образования в России в первой половине XIX века. Исследуется зависимость процесса изучения и преподавания восточных языков в учебных заведениях от внешней и внутренней политики Российской империи. Соответственно, привлекается и анализируется материал о министерствах и ведомствах, участвовавших в развитии востоковедения, раскрываются особенности функционирования крупных востоковедных центров. Рассматривается проблемагосударственная служба востоковедов, самая различная и в самых различных чинах, в соответствии с Табелью о рангах. Эта тема практически оставалась без внимания в историографии, но именно она позволяет соединить два разорванных звена: подготовка кадров образование, теоретическая подготовка) и их государственная служба (практическое применение).

Представленная работа имеет практическое значение. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по истории России, специальных курсах по истории российского образования, российского государственного управления, истории российского востоковедения, также при составлении различных по характеру справочных изданий, в том числе в изданиях посвященных истории Казанского университета. К 200-летнему юбилею Казанского университета можно подготовить словарь о востоковедах, преподававших и учившихся в Казанском университете, одном из старейших в России.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений.

Заключение

.

Развитие востоковедения в России было связано с практической заинтересованностью верховной власти в изучении истории и культуры народов Востока, как заселяющих территорию империи, так и соседствующих с ней. Дефицит переводчиков восточных языков ощущался постоянно. Но лишь в начале XIX в. российское правительство начинает целенаправленно решать эту задачу, что было связано с активизацией внешней политики России на Ближнем Востоке, расширением рынков сбыта российских товаров в среднеазиатском регионе и дальнейшим освоением территорий Крайнего Севера и Дальнего Востока. Поэтому возникает необходимость создания системы востоковедного образования. В этом были заинтересованы практически все государственные учреждения России — МНП, МИД, МВД, военное министерство финансов.

Перед правительством встал вопрос — как организовать процесс подготовки востоковедных кадров — создать специальное учебное заведение или ограничиться введением восточных языков в программы учебных заведений. В течение первой половины XIX в. на обсуждение верховной власти было представлено пятнадцать проектов организации востоковедного образования в России, но ни одни из них был реализован в полной мере.

Решение проблемы подготовки востоковедных кадров было возложено на МНП, которое должно было координировать свои действия в интересах других министерств и ведомств. В основу востоковедного образования была положена общеобразовательная система, которая создавалась в России в первые десятилетия XIX в. Восточные языки были включены в программы всех российских университетов, а также училищ и гимназий учебных округов, на территории которых проживали восточные народы. Но только Казанский и Петербургский университеты смогли в полной мере реализовать замыслы правительства. Оба университета в первой половине XIX в. стали ведущими востоковедными центрами России и Европы.

Казанский востоковедный центр, один из крупнейших в Европе, включал в сой состав весь обширный КУО с его многочисленными уездными училищами и гимназиями, в большинстве которых преподавались восточные языки. Именно в Казанском центре была реализована первоначальная идея правительства — организовать систему востоковедного образования на основе общеобразовательной системы, а именно ввести преподавание восточных языков в учебных заведения всех уровней: училища, гимназии, университеты.

Петербургский центр был ограничен территориально, но включал в себя различные востоковедные учреждения — университет, Академию наук, Учебное отделение восточных языков при Азиатском департаменте МИД, класс калмыцкого языка, находящегося в ведении МВД.

Создание специальных востоковедных учебных заведений МИД, МВД, министерством финансов было вызвано тем, что МНП в начале века столкнулось с трудностями, которые не позволяли в короткие сроки обеспечить все министерства необходимым числом востоковедов. Поэтому центральные ведомства вынуждены были самостоятельно решать эту актуальную задачу.

Вместе с тем, к 30−40 гг. XIX в. МНП удалось ликвидировать дефицит востоковедных кадров, и уже к середине века ставится вопрос о сокращении числа выпускников восточных отделений университетов. В связи с этим в начале 50-х гг. возникает идея сосредоточить преподавание восточных языков в одном центре. Это позволило бы правительству лучше контролировать и координировать подготовку востоковедов. Для этой цели предлагались два города — Казань и Петербург. Вопрос был решен в пользу Петербурга.

Статус столичного города давал определенные преимущества в развитии Петербургского центра. В Петербурге находились все министерства и ведомства, которые были заинтересованы в развитии востоковедного образования, лучшие научные силы, финансовые средства. Все эти факторы стали определяющими при решении судьбы российского востоковедения в середине XIX в. В 1855 г. восточный разряд Казанского университета, институт восточных языков Ришельевского лицея в Одессе.

Таким образом, к середине XIX в. в России была создана система востоковедного образования, которая включала училища, гимназии и университеты МНП и учебные заведения востоковедного профиля других министерств и ведомств. Выпускники восточных отделений университетов были востребованы всеми министерствами и ведомствами. Многие из них стали учеными с мировым именем, дипломатами, крупными чиновниками. Это является одним из доказательств эффективности востоковедного образования в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российский государственный исторический архив Ф. 733. Оп. 39. Д. 11- Оп. 40. Д. 159, 179- Оп. 41. Д. 63- Оп. 42. Д. 306- Оп. 43. Д. 50- Оп. 49. Д. 504- Оп. 82. Д. 5, 82, 105- Оп. 87. Д. 139- Оп. 90. Д. 158
  2. Комитет по устройству учебных заведений Ф. 737. On. 1. Д. 30,148
  3. Главное управление цензуры МНП Ф. 772. Оп. 1.4. 1. Д. 393,1795
  4. Казанский университет Ф. 977. Оп. Совет. Д. 1094 Оп. Историко-филологический факультет. Д. 141,154,155, 164, 166,174,189
  5. Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского
  6. А.Р.Рихтер А. Ф. О состоянии восточной словесности в России // Азиатский вестник. 1825. — № 8. — С, 81−116
  7. И. Александр Касимович Казем-Бек // Протоколы заседаний Совета Имп. Петербургского ун-та за 1-ю пол. 1870−1871 ак. года.-СПб., 1871.-С. 100−131
  8. И. Годичный отчет путешествующего по Востоку // УЗКУ. 1845. — Т. 1−3 — С. 96−180, С. 3−14
  9. И. Об учреждении азиатской компании в начале нынешнего столетия // Вестник промышленности. М., 1860. — Т. 10. — С. 153 184
  10. И.Н. Н.Ф.Костылецкий. СПб., 1872. — 18 с.
  11. О. А.К.Казем-Бек // Русский архив. 1893. — Кн.З. -С. 537−560- С. 209−226
  12. С.М. Исторические выписки о сношениях России с Персиею, Грузнею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне / Репринт, воспроизведение изд. 1810 г. СПб.: РАН, 1996. — 234 с.
  13. Л.З. Турецко-татарский букварь. Тифлис, 1844. — 42 с.
  14. Н. И. Григорьев В.В. по его письмам и трудам. 1816−1881.-СПб., 1887.-288 с.
  15. Ю.Виды на торговлю с Азиею в начале XIX В. Письмо князя Г. П. Гагарина к П. Е. Величко // Русская старина. 1904. — Т. 117, -№ 3. — С. 631−633
  16. П.Грибоедов А. С. Проект учреждения Российской Закавказской компании (1828 г.). Вступление к проекту устава // Соч-я. M.-JL- Гос. изд-во худ. лит-ры, 1945. — С. 471−495
  17. В. Труды русских ориенталистов // Московский наблюдатель. 1835. — Кн. 2. — С. 413−420
  18. В.В. Жизнь и труды П.С.Савельева, преимущественно по воспоминаниям и переписке с ним. СПб.: Им п. арх. об-во, 1861. -306 с.
  19. М.Григорьев В. В. Об отношении России к Востоку. Речь, произнесенная исправляющим должность профессора В.Григорьевым. Одесса, 1840. — 18 с.
  20. В.В. Русская политика в отношении к Средней Азии // Сборник государственных знаний. СПб., 1874. — Т. 1 — С. 233−262
  21. Н. История войны и владычества русских на Кавказе. -СПб., 1871.-Т. 1. Кн. 1. — XVI+640 с.
  22. В.А. Мысли о заведении в России Академии Азиатской // Вестник Европы. 1811. — Ч. 55. — С. 3−35
  23. Жукове кий В. А. Письма к А. И. Тургеневу (1810−1814) / Прим. И. А. Бычкова // Русский архив. 1895. — Т. 1. — № 4. — С. 8−112
  24. Записка об образовании Азиатской академии И. О. Потоцкого // Проблемы востоковедения. 1973. — № 2. — С. 204−207
  25. М. Татарская грамматика. Казань, 1842. -341 с.
  26. Казем-Бек А. К. Речь, произнесенная по случаю открытия в Санкт-Петербургском университете Факультета восточных языков // ЖМНП. 1855. — Ч. 88. — Отд. 2. — С. 12−22
  27. О.М. О знакомстве европейцев с Азией. Речь, произнесенная в торжественном собрании Им п. Казанск. ун-та в 8 день августа 1837 г. ординарным профессором Осипом Ковалевским- Казань, 1837. 36 с.
  28. О.М. Обозрение хода и успехов преподавания азиатских языков в Ими. Казанск. ун-те до настоящего времени. Казань, 1842. — 36 с.
  29. С. Татарская хрестоматия, составленная С.Кукляшевым, коллежским советником, старшим учителем арабского и персидского языков при Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе. -Казань, 1859. III+164 с. + 107 с.
  30. М.Ю. Письмо к С.А.Раевскому (Тифлис, 2-я пол. октября ноябрь 1837 г.) // Собр. соч.: В 4-х т. — М.: Худ. лит-ра, 1976. -С. 437−438
  31. И.П. Обозрение пространства, служившего театром войны России с Турцией с 1806 по 1812 год. СПб., 1854. — 230 с.
  32. Материалы для истории факультета восточных языков / Ред. В. В. Бартольд. СПб., 1905−1909. — Т. 1−4
  33. Е.К. Путешествие из Петербурга в Бухару / Предисл. Н. А. Хальфина. М.: Наука, 1975.-182 с.
  34. А.В. Дневник. М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1955. — Т. 1,542 с.
  35. Об открытии училища китайского языка в Кяхте // ЖМНП. 1835. -Ч. 6. — С. 569
  36. Общий устав Императорских российских университетов. 26 июля 1835 г. // СПМНП. СПб., 1866. — Т. 1. — Стб. 969−995
  37. Отношение князя Цицианова к князю Чарторыйскому, 29-го октября 1805 г. // Акты, собранные Кавказскою археографическою комисси-ею. Архив Главного управления наместника кавказского. Тифлис, 1868. — Т. 2. — С. 200−202
  38. Положение о преподавании в Первой Казанской гимназии восточных языков. 22 января 1836 г. Штаты и приложения // СПМНП. -Спб., 1866.-Т. 1. Стб. 1025−1043
  39. Российско-американская компания и изучение Тихоокеанского севера. 1799−1815: Сб. документов. М.: Наука, 1994. — 278 с.
  40. П. Предположения об учреждении восточной академии в Санкт-Петербурге, 1733 г. и 1810 г. // ЖМНП. 1856. — Ч. 89. -Отд. З.-С. 27−36
  41. О.М. Об изучении арабского языка // Сын отечества. -1822. Ч. 80.-№ 39. — С. 248−267
  42. В.А. Тарантас. Путевые впечатления. СПб.: Изд-во А. С. Суворина, 1886. — 330 с.
  43. Полное собрание законов Российской империи. Соб-е 1-е. — СПб., 1830. — Т. 25. — № 18 599- Т. 32. — № 24 971- Т. 38. — № 29 487- Т. 39. -№ 29 770
  44. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Царствование государя императора Николая I Пг., 1915. — Т. 1 (1825−1835 гг.). -938 с.
  45. Проект организации Учебного отделения восточных языков // Формирование гуманистических традиций отечественного востоковедения (до 1917 г.). М.: Наука, 1984. — С. 251 — 256
  46. Русско-китайские отношения в XIX в. 1803−1807 гг. Материалы и документы. М.: Памятники исторической мысли, 1995. — Т. 1. -1022 с.
  47. С.С. Речь президента Им п. Академии наук, попечителя Санкт-Петербургского учебного округа, в торжественном собрании Главного педагогического института, 22 марта 1818 г. СПб., 1818. — Ш С.+63 с.
  48. Указ Николая I об увеличении до 14 человек числа казеннокоштных студентов «класса восточной словесности» Казанского Имп. ун-та // ЖМНП.-1837.-Ч. 13. Отд. 1.-С.8
  49. Устав гимназий и училищ, уездных и приходских, состоящих в ведомстве Санкт-Петербурга, Москвы, Казани и Харькова. СПб., 1829. — 175 с.
  50. Уставы Императорских московского, Харьковского и Казанского университетов // СПМНП. Т.1. — Стб. 295−331
  51. Учреждение императорского училища правоведения в Санкт-Петербурге // ЖМНП. 1835. — Ч. 6. — С. 564−567
  52. Н.В. О населении киргизских степей, занимаемых внутреннею и малыми ордами // ЖМВД. 1844. — Кн. 10. — С. 1−60
  53. Д.И. Грузино-русско-французский словарь. СПб., 1840. -500с.
  54. Д.И. Грузинскую хрестоматию. СПб., 1846. — 98 с.
  55. А.Б. Изучение восточных языков в России // Средняя Азия -1911. -№ 1.-С. 96−108
  56. М.А. Казем-Бек ученый и мыслитель (1802−1870). -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963 — 155 с.
  57. Я.Г. Татарская просветительская мысль (Социальная природа и основные проблемы). Казань: Татар, книж. изд-во, 1976. — 320 с.
  58. А.В. Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, как первое учебное заведение в истории русского образования киргизов. -Оренбург, 1896. 12 с.
  59. X. Взаимоотношения прикаспийских туркмен с Россией в XIX в. (До присоединения к России). Ашхабад: Туркмениздат, 1965. — 104 с.
  60. А.С. Министерство внутренних дел. Исторический очерк (18 021 902). СПб., 1901. — 230 с.
  61. Д.Д. Оренбургское Магометанское Духовное собрание в общественной и духовной жизни мусульманского населения южного Урала в конце XVIII-XIX вв.: Автореф. дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / Уфимский гос. ун-т. Уфа, 1989. — 16 с.
  62. Д.Д. Оренбургское духовное собрание (XVIII-XIX вв.) // Ватандаш. Уфа, 1997. — № 4−5 — С. 187−197- С. 166−182
  63. Азиатская академия. Заметки профессора Хаханова о проекте графа Уварова с критическими замечаниями Де-Местра // Кавказский вестник. 1902. — № 8−9. — С. 44−90
  64. Азиатская Россия. СПб., 1914. — Т. 1: Люди и порядки за Уралом. -Vm C.+576 с.
  65. П.Алексеев М. Военная разведка России от Рюрика до Николая II. Книга I. М.: Издательский дом «Русская разведка», 1998. — 400 с.
  66. Али Рахим. Проект составления толкового словаря татарского языка сто лет тому назад // Вестник научного общества татароведения. -1930.-№ 9−10.-С. 88−104
  67. Андреев-Кривич С.А. Кабардино-черкесский фольклор в творчестве Лермонтова. Нальчик, 1949. — 136 с.
  68. А.Р. (Рихтер А.Ф.) О состоянии восточной словесности в России // Азиатский вестник. -1825. № 8. — С. 81−116
  69. Т.Г., Румянцева М. Ф., Сенин А. С. История государственной службы в России. XVIII—XX вв.ека: Учеб. пособие. М.: РГГУ, 2000. — 230 с.
  70. A.M. Лазаревский институт восточных языков: Исторический очерк. М.: Изд-во восточ. лит-ры, 1959. — 56 с.
  71. А.П. Над архивом Лазаревых (Очерки). М.: Наука, 1982. -160 с.
  72. A.M., Гринкул И. М. Три проекта организации изучения восточных языков и Востока в России в XVIII-XIX столетии // Формирование гуманистических традиций отечественного востоковедения (до 1017 г.). М., 1984. — С. 33−52
  73. В.В. Востоковедение при уставе 1835 г. Развитие востоковедения в Казани. Проекты Азиатского института и факультета восточных языков. // Соч.: В 9-ти т. М: Изд-во восточ. лит-ры, 1977. -Т. 9.-С. 70−130
  74. В.В. История изучения Востока в Европе и России 1-е изд. СПб., 1911. / Соч.: В 9-ти т. — М.: Изд-во восточ. лит-ры, 1977.- Т. 9. С. 199−482
  75. В.И., Винников И. Н. Арабистика и семитология в Петербург.- Ленинград, ун-те // Вестник ЛГУ. 1969. — № 2. — Сер.: Ист., яз., лит.-С. 137−142
  76. Д.И. Русские литераторы 20-х начала 40-х годов XIX в. и китаевед Н. Я. Бичурин // Формирование гуманистических традиций отечественного востоковедения (до 1917 г.). — М., 1984. — С. 53−99
  77. А. Мусульмане в России // Россия и Татарстан: проблемы национальной политики. 1995. — № 3. — С. 108−113
  78. А. История Казанской духовной семинарии с восемью низшими училищами за XVIII-XIX столетия. Казань, 1881.-470 с.
  79. И. Александр Чавчавадзе и русская культура. — Тбилиси: Мецниереба, 1964. 88 с.
  80. И.Н. Университеты в России в первой половине XIX в. -М., 1918.-С. 349−379
  81. Брайн-Беннигсен Ф. (США) Миссионерские организации в Поволжье во второй половине XIX в. // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань, 1994. — 207 с.
  82. В.П. Краткое описание путешествия Российского Имп. Посольства в Персию в 1817 г. СПб., 1821. — 270 с.
  83. С.К. Очерк истории языкознания в России. СПб., 1904. -Т. 1.- 1248 с.
  84. Л.П. Провинциальная газета в эпоху русских просветителей (Губернские ведомости Поволжья и Урала 1840−1850 гг.). -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1985. -140 с.
  85. Е. Студент Лев Толстой // Волга. 1978. — № 9. — С. 141 160
  86. P.M. Феномен казанского востоковедения XIX в.- первых двух десятилетий XX в. // Вестник МГУ. Сер. 13: Востоковедение. -1997. -№ 3. — С. 70−83
  87. В ал ее в P.M. Казанское востоковедение: истоки и развитие (XIX в,-20-е гг. XX в.). Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1998. — 380 с.
  88. Д.В. Среднеазиатско-иранские отношения в первой половине XIX в. // Взаимоотношения народов средней Азии и сопредельных стран Востока в XVIII нач. XX в. — Ташкент, 1963. -С. 42−77
  89. Н.В. История министерства внутренних дел. 1802−1902. Исторический очерк. СПб., 1901. — 228 с.
  90. П.В. Очерки истории русской церкви в XVIII и XIX ст. Варшава, 1912. — Вып. 1.-148 с.
  91. Н.И. Сведения об официальном преподавании восточных языков в России // Труды 3-го международного съезда ориенталистов в С.-Петербурге. 1876. СПб., 1879−1880. — Т. 1. — С. 99−256
  92. Виды на торговлю с Азией в начале XIX в. // Русская старина. -1904.-№ 3.-Т. 117.-С. 631−633
  93. Е.А. Религиозная политика: официальный курс и «общее мнение» России александровской эпохи. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. — 188 с.
  94. Е.А. Духовная школа первой четверти XIX в. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1998. — 177 с.
  95. Е.А. Внутренние периферии в Европе 20-го века // Вопросы истории. 1998. — № 9. — С. 163−165
  96. В.В. Историческая записка о Первой Казанской гимназии. Казань: Тип. ун-та, 1867−1868. — Ч. 1−3
  97. Восточный вопрос во внешней политике России. Конец XVIII начало XX в. — М.: Наука, 1978. — 433 с.
  98. А.В. Самодержавие и Сибирь в конце XIX- начале XX века. Проблемы регионального управления // Отечественная история. -1994.-№ 2.-С. 60−73
  99. И. Новая книга по татарской истории. Рецензия на книгу ученого из Бохумского университета (Германия) Михаэля Кемпера
  100. Суфии и ученые в Татарии и Башкирии. 1789−1899. Исламский дискурс под русской господством" // Эхо веков. 1999. — № 3−4. -С. 303−305
  101. В.М. О преподавании восточных языков в Первой Казанской гимназии в дореволюционный период // Ученые записки Ка-занск. пед. ин-та. 1940. — Вып. 3. — с. 121−130
  102. . В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань: Татгосиздат, 1941. — 260 с.
  103. В.В. Императорский С.-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования. Историческая записка. СПб., 1870. — 432 с.+96 с.+СХХП с.
  104. JI.M. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX- начале XX вв.). Иркутск: Изд-во Иркутск. Ун-та, 1986. -164 с.
  105. .М. Изучение Ближнего Востока в России (XIX начале XX в.) — М.: Наука, 1962. — 212 с.
  106. Д.Д. История преподавания монгольских языков в учебных заведениях дореволюционной России (XVIII начало XX в.): Автореф.. канд. пед. наук: 05.25.03. / Моск. гос. ун-т. — М., 1973. -16 с.
  107. Г. А. Ф.Ф.Торнау и его кавказские материалы. М.: Наука, 1976.-130 с.
  108. Г. А. Формирование дореволюционной абхазской интеллигенции. Сухуми: Алашара, 1979. — 354 с.
  109. И.С. Политика царизма в Восточном вопросе: верны ли оценки К. Маркса и Ф. Энгельса // Советское славяноведение. 1991. — № 2. — С. 3−16
  110. Е.Я. Национальный и колониальный вопрос в царской России. -М., 1930. -189 с.
  111. B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX в.) // Вопросы истории. 1995. — № 9. — С. 130−142
  112. В.А. Гражданское чинопроизводство в России. Исторический очерк. СПб., 1887. — 87 с.
  113. Н.Е. Кяхта и кяхтинская торговля (40−60-е гг. XIX в.) // Взаимоотношения России со странами Востока в середине XIX -начала XX вв. Иркутск, 1982. — С. 12−25
  114. Ю.А. Санкт-Петербургский государственный университет. Нестандартный путеводитель. СПб.: Изд-во С.-Петербург, унта, 1999.-264 с. 71 .Ениколопов И. К. Пушкин в Грузии. Тбилиси: Заря Востока, 1950. -131 с.
  115. И.К. Грибоедов и Восток. Ереван: Айпетрат, 1954. -200 с.
  116. И.К. Лев Николаевич Толстой в Грузии. Тбилиси: Заря Востока, 1960. — 88 с.
  117. Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: Высшая школа, 1983. — 352 с.
  118. Записка о восточном факультете Санкт-Петербургского университета. б.м., б.г. — 25 с. 79.3алкинд Е. М. Общественный строй бурят в XVIII 1-й пол. XIX в. -М., 1970. — 400 с.
  119. A.JI. В раздумьях о России (XIX в.) / Отв. ред. Е. Л. Рудницкая. -М.: Археографический центр, 1996. 444 с.
  120. А.Е. Ученые степени в Российской империи. XVIII в. -1917 г.-М., 1994.-198 с.
  121. М. Русско-иранская война 1804−1813 гг. // Труды Узбекского гос. университета, Самарканд, 1952. Вып. 51. — С. 136
  122. Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучение. -Казань: АН Татарстана, 1994. 207 с.
  123. История внешней политики России. 1-я половина XIX в. / Отв. ред. О. В. Орлик. М.: Международные отношения, 1995. — 205 с.
  124. История дипломатии / Под ред. В. А. Залкинда и др. Изд-е 2-е, пе-рераб. и доп. — М.: Гос изд-во полит, лит-ры, 1959. — Т. 1. — 896 с.
  125. История отечественного востоковедения до середины XIX в. М.: Наука, 1990. — 435 с.
  126. История Урала. Пермь: Перм. гос. ун-т им. А. М. Горького, 1963. -Т. 1.-500 с.
  127. В.М. Народы России в первой половине XIX в.: Численность и этнический состав. М.: Наука, 1992. — 214 с.
  128. Кавказ и Лев Толстой / Под ред. Л. П. Семенова. Владикавказ, 1928. -50 с.
  129. Е. Русские чиновники в былое и настоящее время, СПб., 1897.-128 с.
  130. П.Н. Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России. СПб., 1861. — 510 с.
  131. Г. Л. Хроника одной дипломатической карьеры (Дипломат-востоковед С. Л. Лашкарев и его время). М.: Наука, 1987. — 280 с.
  132. Н.С., Блиев М. М., Дегоев В. В. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России. Вторая половина XVIII 80-е годы XIX в. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 328 с.
  133. Ю.М. Кавалер ордена Св. Георгия // Вопросы истории, 1998. -№ 1, — С. 152−155
  134. С.В. Российское государство и коренные народы: исторический опыт правового регулирования // Российский юридический журнал. 1993. — № 2. — С. 88−97
  135. А.Н. Восточный факультет Ленинградского университета // Ученые записки ЛГУ. 1960. — № 296. — Сер. Востоковед, наук. -Вып. 13.-С. 3−31
  136. А.Н. История изучения тюркских языков в России: Дооктябрьский период. Л.: Наука, 1972. — 272 с. 9 8. Кор бут М. К. Казанский государственный университет им.
  137. B.И.Ульяно-Ленина за 125 лет. 1804/05 1929/30. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1930. — 211 с.
  138. А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII- начала XIX в. Новосибирск, 1974. — 252 с.
  139. М. Иноверцы на Руси. Положение неправославных христиан в России. Юрьев, 1900. — Т. 1. — 205 с.
  140. И.Ю. Очерки по истории русской арабистики. М,-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — 298 с.
  141. Ф.А. История бурят-монгольского народа. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940. — 242 с.
  142. Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этнографический взгляд на историю. М.: Наука, 1992. — 347 с.
  143. А.М. Зарождение университетского востоковедения в России // Общественные науки в Узбекистане. 1969. — № 6.1. C. 27−34
  144. A.M. Проекты востоковедного образования в России (XVII- 1-я пол. XIX в.) // Народы Азии и Африки. -1970. № 4. -С. 133−193
  145. А.М. Становление университетского востоковедения в Петербурге. М.: Наука, 1982. — 207 с.
  146. Ю.А. Гимназии Казанского учебного округа в первой четверти XIX в.: Дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / Казан, гос. ун-т. Казань, 1997. — 230 с.
  147. Н.А. Изучение Ближнего Востока в Казанском университете (Первая половина XIX в.). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972. — 226 с.
  148. А.С. Амурский вопрос в дальневосточной политике России в середине XIX в. Н.Н.Муравьев-Амурский: Автореф. дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / Моск. гос. ун-т. М., 1997. — 24 с.
  149. В. Возникновение и развитие идеи учреждения Сибирского университета в связи с историей просвещения в Сибири в 1-й четверти XIX в. // Сборник трудов Иркутского университета. -Иркутск, 1924. Вып. 8: Науки и общ-ист. и педагог. — С. 59−86
  150. П.Е. О роли Оренбурга в русско-индийской торговле в XVIII в. // История СССР. 1969. — № 3. — С. 98−111
  151. Н.А. Северо-Западная Сибирь в XVIII- первой половине XIX в. Историко-этнографический очерк. Новосибирск: Наука, 1975.-308 с.
  152. Министерство внутренних дел (1902−1902). СПб., 1901. — Т. 1. -228 с.
  153. М.С. К вопросу о занятиях М.Ю.Лермонтова «татарским» языком // Тюркологический сборник. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.-С. 127−135
  154. С.М. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России. Казань: Изд-во Каза. Ун-та, 1991. — 360 с.
  155. Г. А. Торговые и посольские связи России со среднеазиатскими ханствами через Оренбург (2-я пол. XVIII 1-я пол. XIX в.). — Ташкент: ФАН, 1982. — 92 с.
  156. А. Краткая историческая записка о Казанской духовной семинарии за её полуторовековое существование. Казань, 1869.-42 с.
  157. Н.К. Проекты организации средней школы европейского типа для татар в XIX в. (Архивный материал для истории народного образования среди татар) // Вестник научного общества та-тароведения. Казань, 1930. — № 9−10. — С. 105−126
  158. Мы в империи. Империя — в нас. (О роли имперского проникновения на Кавказ и Среднюю Азию для судеб народов России) // Родина. — 1995. — № 10. — С. 26−33
  159. Д. Казанская гимназия накануне основания Казанского университета (1804−1805 гг.). К столетию ими. Казан, ун-та (1804−1904 гг.). Казань, 1900. — 75 с.
  160. Н.Н. Центральная Азия в дореволюционном отечественном востоковедении. М.: Наука, 1992. — 196 с.
  161. Никанор, архиепископ. Православная миссия среди астраханских калмыков в ее прошлом // Миссионерский съезд в г. Казани. 13−26 июня 1910 г. Казань: Центральная типография, 1910. — С. 119−123
  162. Об учрежденном в Оренбурге училища под названием Неплюев-ского // Азиатский вестник. 1825. — Кн. 7−12. — С. 385−388
  163. В.И. Проблемы Востока и общественно-политическая мысль России (середина XIX в.). М.: Наука, 1989. -100 с.
  164. Описание празднования 100-летнего юбилея первой Казанской гимназии. Казань, 1868. — 67 с.
  165. Описание празднования 150-летнего юбилея Тобольской духовной семинарии. Тобольск, 1893. — 15 с. + 56 с.
  166. Т.Н. Исторический очерк Астраханской Первой мужской гимназии за время с 1806 по 1914 год. Астрахань, 1916. -823 с.
  167. Очерк истории министерства иностранных дел. 1802−1902. -СПб., 1902.-206 с.+ЗЗ с.
  168. Очерки по истории изучения иранских языков / Отв. ред. В. С. Расторгуева. -М.: Изд-во АН СССР, 1962. 148 с.
  169. В.Т. Дипломатическая деятельность А.С.Грибоедова // Исторические записки. 1947. — № 24. — С. 135
  170. Й.М. К 100-летию кафедры татарского языка в духовно-учебных заведениях Казани (1800−1900 гг.) // Православный собеседник. 1900. — № 5. — С. 576−609
  171. Православная противомусульманская миссия в Казанском крае в связи с историею мусульманства в первой половине XIX в./ Перепечатано из «Православного собеседника». 1868−1870 гг./. Казань, б.г. — 212 с.
  172. Празднование 150-летнего юбилея Тобольской духовной семинарии. Тобольск, 1893. — 56 с.
  173. А.В. Самодержавие и Сибирь в конце XIX начале XX века: Проблемы регионального управления // Отечественная история. — 1994. — № 2. — С. 60−73
  174. С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802−1902. СПб., 1902. — 785 с.
  175. Р. Ответ Азии Толстому // Собр. Соч.: В 14 т. JI., 1933. -Т. 14. — С. 235−245
  176. Россия, Запад и мусульманский Восток в колониальную эпоху. -Спб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1996. 156 с.
  177. Русско-иранская торговля 30−50-е годы XIX века / Сб. док. М.: Наука, 1984. — 294 с.
  178. Русско-китайские отношения в XIX в. Материалы и документы. -М.: Памятники исторической мысли, 1995. Т. 1 (1803−1807).1022 с.
  179. Русские миссии на окраинах. б.м., 1900. — 308 с.
  180. Н.В. (США) Азия глазами русских // В раздумьях о России (XIX в.) / Отв. Ред. ЕЛ.Рудницкая. М.: Археографический центр, 1996.-С. 387−416
  181. . Доржи Банзаров. Изучение научного наследия (К 170-летию со дня рождения). Иркутск, 1992. — 40 с.
  182. Н. Очерки истории Пермской духовной семинарии за 1877−1884 гг. Пермь, 1915.-254 с.
  183. П.Е. Очерки истории русского китаеведения. М.: Наука, 1977. — 505 с.
  184. И.А. Развитие народной школы на Урале. Учебное пособие. Пермь, 1976. — 83 с.
  185. Н.А. Политика России на Кавказе в XVI—XIX вв.еках. -М., 1958. 365 с.
  186. Н.В. Проект И.О.Потоцкого относительно создания Азиатской академии в России // Проблемы востоковедения. 1973. -№ 2. — С. 203−204
  187. Л.А. Христианизация чувашского народа в первой половине XIX в. Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т, 1992. — 145 с.
  188. Титлинов Б. В, Духовная школа в России в XIX столетии. Вильно, 1908. — Вып. 1: «Время Комиссий Духовных училищ. К 100-летию духовно-учебной реформы 1808 г. — Вильно, 1908. — 383 с.
  189. М.А. Заветная мечта Х.Файзханова. Казань, 1980. -223 с.
  190. М.М. История правового положения народов Восточной Сибири в составе России (XVII начало XIX в.): Учебное пособие. — Иркутск: Изд-во Иркутск. Ун-та, 1991. — 192 с.
  191. В.Н. Как создавалась карта Средней Азии. М.: Наука, 1967. -132 с.
  192. К. Обозрение хода и успеха преподавания азиатских языков в Казанском университете за десятилетие с 1842 по 1852. Казань, 1852. — 35 с.
  193. Н.А. Присоединение Средней Азии к России (60−90-е годы XIX в.). М.: Наука, 1965. — 468 с.
  194. М.П. О прогрессивной роли русских и советских востоковедов в развитии бурятской фольклористики // Проблемы тюркологии и истории востоковедения. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1964.-С. 82−102
  195. Г. Н. Поездка в Бухару переводчика П.И.Демезона (18 331 834 гг.) // Труды Среднеазиатского гос. ун-та. Ташкент, 1957. -Сер. Истор. науки. — Вып. 94. — Кн. 14: История стран Востока. -С. 109−115
  196. К.Е. Зарождение русско-японских отношений. ХУП-ХГХ века. М.: Наука, 1999. — 225 с.
  197. Ф.Ф. Школы дореволюционного Томска (с 60-х гг. XIX в. до свержения самодержавия в России) // Ученые записки Томского педагогического ин-та. 1954. — Т. 12. — С. 5−106
  198. . Г. Ф. Монгольская кафедра Казанского университета (История открытия) // УЗКУ. 1954. — Т. 114. — кн. 9. — С. 171−183
  199. Г. Ф. Профессор О.М.Ковалевский: Очерк жизни и деятельности. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1983. — 112 с.
  200. Г. Ф. Роль Н.И.Лобачевского в создании восточного разряда в Казанском университете / Доклад на «Краеведческих чтениях» 1955 года. Казань, 1956. — 15 с.
  201. Г. Ф. О начальном этапе преподавания китайского и маньчжурского языков в Казанском университете // Ученые записки Казан, ун-та. 1957. — Т. 117. — Вып. 1. — Кн. 2. — С. 58−61
  202. Г. Ф. Санскритология в Казанском университете в первой половине XIX в. // Проблемы востоковедения. 1959. ¦ № 3. -С. 117−122
  203. JI.E. Чиновный мир России XVIII начало XX в. — СПб.: Искусство, 1999. — 480 с.
  204. А.С., Шамов Г. Ф. Восточный разряд Казанского университета (краткий очерк) // Очерки истории русского востоковедения. Сб. 2. — М., 1956. — С. 418−448
  205. А.С. Казанский период жизни и деятельности Доржи Банзарова. Улан-Удэ, 1956. — 164 с.
  206. А.С. Галсан Гомбоев (1818−1863 гг.) (Отдельный оттиск из 24 выпуска Записок Бурят-монгольского НИИК). Улан-Удэ, 1957. — С. 288−296
  207. А.С. К.А.Коссович как востоковед (1815−1883). б.м., б.г. — С. 254−269
  208. Юхт А.И. индийская колония в Астрахани // Вопросы истории. -1957. -№ 3. С. 135−143
  209. Н.С. Очерки истории просвещения в Сибири: общий ход развития школьного дела в Сибири. 1703−1917. Ново-Николаевск, 1923. — 246 с.
  210. Этничность и власть в полиэтнических государствах. Материалы международной конференции, 1993 г. М., 1994. — 316 с.
  211. Flyn J. Tuition and Social Class in the Russian Universities:
  212. S.S.Uvarov and «Reaction» in the Russia of Nicholas I // Slavic Review.1976,-N2.-P. 232−2481. Справочные издания
  213. Адрес-календарь. Общая роспись. 1850. -Ч. 1.-180 с.+64 с.
  214. Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов. Дооктябрьский период / Под ред. и с введ. А. Н. Кононова. М.: Наука, 1974. — 300 с.
  215. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. — М., 1971. — Т. 4. -С. 324
  216. Казанский университет. 1804−2004. Биобиблиографический словарь / Отв. ред. Г. Н. Вульфсона. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. -Т. 1: 1804−1904.-808 с.
  217. А.И. Преподаватели, учащиеся и служившие в Казанском университете (1804−1904). Казань, 1901. — Ч. 1. — 426 с.
Заполнить форму текущей работой