Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности вербальной и невербальной коммуникации современного общества

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках актуальной антропоцентричной парадигмы ученые-лингвисты (Н.Д. Арутюнова, А. Д. Белова, В. В. Богданов, Г. П. Грайс, О. С. Иссерс, В. И. Карасик, И. А. Стернин, R. Lakoff, D. Tannen, S. Levіnson и прочие) интенсивно разрабатывают проблемы определения контекстов, условий и принципов осуществления эффективного общения. Важным для достижения эффективности общения является корректное… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Характеристика вербальной и невербальной коммуникации
    • 1. 1. Понятие и сущность вербальной коммуникации
    • 1. 2. Средства вербальной коммуникации
    • 1. 3. Понятие и сущность невербальной коммуникации
    • 1. 4. Классификация видов невербальной коммуникации
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение психологических особенностей вербальной и невербальной коммуникации современного общества
    • 2. 1. Организация проведения исследования
    • 2. 2. Проведение исследования психологических особенностей вербальной и невербальной коммуникации
  • Выводы к главе 2
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Психологические особенности вербальной и невербальной коммуникации современного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена целостным антропоцентрическим подходом к процессу коммуникации как к единству вербальных и невербальных компонентов общения.

Термины общение, коммуникация, социальная коммуникация, обмен информацией или информационный обмен очень часто употребляются как тождественные.

В узком смысле термин коммуникация определяется как обмен информацией между людьми, как смысловой аспект социального взаимодействия, как составная часть общения. Процесс обмена информацией во время общения между людьми имеет свою специфику. А именно, каждый участник коммуникативного процесса предусматривает активность своего партнера.

Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что с помощью системы знаков партнеры могут влиять друг на друга.

Коммуникативное влияние, как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию и человек, принимающий ее владеют единой или подобной системой знаков, или говорят на одном языке.

Данная работа посвящена изучению взаимодействия невербальных и вербальных компонентов коммуникации современного общества.

В рамках актуальной антропоцентричной парадигмы ученые-лингвисты (Н.Д. Арутюнова, А. Д. Белова, В. В. Богданов, Г. П. Грайс, О. С. Иссерс, В. И. Карасик, И. А. Стернин, R. Lakoff, D. Tannen, S. Levіnson и прочие) интенсивно разрабатывают проблемы определения контекстов, условий и принципов осуществления эффективного общения. Важным для достижения эффективности общения является корректное применение невербальных компонентов коммуникации во взаимодействии с вербальными средствами или автономно от них. Поэтому основательное изучение проблемы осуществления коммуникативного влияния и достижение эффективности общения ставит вопрос о взаимодействии и принципах сосуществования вербальных и невербальных компонентов. Невербальные компоненты коммуникации являются неотъемлемой частью процесса общения, так как их информативная нагрузка адекватна информативности вербальных средств, а иногда, по мнению A. Мейрабиана и И. Н. Горелова, и превышает ее, в зависимости от экстралингвальных условий коммуникативной ситуации.

В границах теории речевой деятельности и теории дискурса средства коммуникации изучаются с точки зрения функций, которые выполняются ими в процессе коммуникации (И.Н. Горелов, Г. В. Колшанский, В. А. Лабунская, M. Argyle, R. Bіrdwhіstell, P. Ekman, R.V. Exlіne, J.A. Hall, M. LaFrance & C. Mayo, H.L. Patterson, B. Preіsler, K. Scherer и др.). Объектом исследований становятся также единицы номинации невербальных компонентов коммуникации (Е.М. Верещагин, В. Г. Костомаров, Г. Ю. Крейдлин, Л. В. Солощук, О. А. Стародубцева, З. З. Чанышева, О. А. Янова и др.). Исследование базировалось на ведущих положениях, которые разрабатываются в теории вербального и невербального поведения и раскрывают знаковый характер и функциональный потенциал компонентов коммуникации (И.М. Горелов, Г. В. Колшанский, Г. Ю. Крейдлин, В. А. Лабунская, З. З. Чанышева и др.), а также в сфере семиотики и теории номинации (Н.Д. Арутюнова, М. М. Болдирев, Т. Т. Железанова, И. М. Кобозева, Н. Б. Мечковская, Л. В. Солощук и др.).

Объектом исследования является коммуникативная сфера.

Предметом исследования являются психологические особенности вербальной и невербальной коммуникации современного общества.

Цель исследования состоит в выявлении психологических особенностей вербальной и невербальной коммуникации двух ученических коллективов. Достижение поставленной в работе цели предусматривает решение следующих задач:

1) охарактеризовать особенности вербальной и невербальной коммуникации;

2) раскрыть основы классификации видов вербальной и невербальной коммуникации; 3) осуществить анализ функционального взаимодействия невербальных и вербальных коммуникативных средств, релевантных для реализации отношений коммуникативного доминирования;

4) провести исследование психологических особенностей вербальной и невербальной коммуникации;

5) проанализировать результаты исследования и дать практические рекомендации.

Методологической основой исследования стали: Методика № 1. Определение понятий. Методика № 2. Выяснение пассивного словарного запаса. Методика № 3. Определение активного словарного запаса. Методика № 4. Методика выявления ригидности словарного запаса.

Гипотеза исследования — мы предполагаем, что организация занятий в коммуникативно-ориентированном обучении способствует формированию системы речевых умений: воспринимать, творить и создавать устные монологические и диалогические высказывания разных типов, видов и жанров.

Структура работы. Работа состоит из двух разделов, каждый из которых разбит на несколько подразделов, списка использованной литературы и приложения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. — М.: Психология, 2004. — 290с.
  2. А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. — М.: МаРТ, 2009. — 156 с.
  3. Г. А. Использование ТСО при формировании коммуникативно-речевых умений на уроках русского языка // Технические средства и Интернет в обучении русскому языку как иностранному: Сб. науч.тр. — Лодзь: Интрусистики. — 2009. — 223с.
  4. И. Я вас слушаю… /ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов — М.:Психология, 2001. — 312с.
  5. Э. Игры, в которые играют люди. — М.: Литур, 2001. — 237с.
  6. А.А. Личность в общении. — М.: Педагогика, 2008.- 272 с
  7. Д.Н. Психология усвоения орфографии. — М.: Просвещение, 1966. — 308 с.
  8. Л.С. Методические рекомендации по обучению грамоте учащихся І-ІІ отделений вспомогательной школы. — М.: РУМК спецшкол, 2007. — 112 с.
  9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. — М.: Просвещение, 2006. — 256 с.
  10. Р. Психология общения— М.: Педагогика, 2003 — 288с.
  11. Л.С. Избранные педагогические исследования. — М.: АПН РСФСР, 1956. — 380 с.
  12. А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: АПН СССР, 1961. — 471 с.
  13. М.Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 200 с.
  14. Р.М. Элементы практической психологии. — С.-Пб.: Питер, 2007- 211с.
  15. С.Д., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения: ллюстрированный самоучитель психологического мастерства. — М.: Психология, 2006. — 332с.
  16. А.Б. Воспитателю о психологии и психогиигиене общения. — М.: Психология, 2008. — 331с.
  17. Т.М. Психология общения, — СПб.: Изд-во «Речь», 2002. — 223с.
  18. Ф. Застенчивость: Пер. с англ. — М.: Психология, 2001. — 211с.
  19. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия /Сост. Б. Н. Лозовский.— М.: Прогресс, 2003.- 256с.
  20. Игры —обучение, тренинг, досуг/Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Педагогика, 2004. — 332с.
  21. Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. — М.: Мечта, 2003. — 223с.
  22. В.Н. Межличностное общение. — С.Пб.: Нева, 2001 — 390с.
  23. А. А. Психология общения. — Тарту, 1974. — 233с.
  24. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., Директ-Медиа, 2008. — 1174 c.
  25. . Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Директ, 2005.- 1224с;
  26. . Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М.: Наука, 2008. — 244с.
  27. Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… —Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 332с.
  28. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М.: Наука, 2004. — 221с.
  29. Пиз А. Язык жестов. — Н. Новгород: ННИ, 2002. — 441с.
  30. Пиз А. Язык телодвижений. Как: читать мысли Других людей по их жестам. — М.: Психология, 2005. — 322с.
  31. Умеете ли вы общаться? /И.Н. Горелов и др. — М.: Педагогика, 2001. — 331с.
  32. Н.В. Основы психологии общения. — М.: Транспорт, 2002. — 112с
  33. Харрис Я —хороший, Ты—хороший. — М.: Прогресс, 2003. — 277с.
  34. А.Г. и Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях, 2009.—68с.
Заполнить форму текущей работой