Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оффсетные отношения как фактор повышения конкурентоспособности российских экспортеров вооружений и военной техники

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этих условиях странам-экспортерам продукции военного назначения, желающим сохранить, а тем более расширить рынки сбыта своей продукции, приходится переходить к сделкам, осуществляемым на условиях оффсета. Однако при этом экономическая эффективность военно-технического сотрудничества может значительно снизиться, поскольку каждый контракт на поставки ПВН обрастает системой дополнительных условий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
    • 1. 1. Конкурентоспособность российских экспортеров на мировом рынке вооружений и военной техники
    • 1. 2. Расчетно-финансовые взаимоотношения в торговле вооружениями и военной техникой
    • 1. 3. Современные тенденции развития оффсетных отношений в мировой торговле
  • ВЫВОДЫ
  • Глава 2. ОПТИМИЗАЦИЯ ОФФСЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Организационные методы повышения эффективности оффсетных отношений в военно-техническом сотрудничестве
    • 2. 2. Экономические инструменты оптимизации оффсетной торговли
    • 2. 3. Оценка экономической эффективности оффсетной торговли
  • ВЫВОДЫ
  • Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОФФСЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    • 3. 1. Направления государственного вмешательства в организационную структуру оффсетной торговли
    • 3. 2. Нормативно-правовое обеспечение оффсетных отношений
    • 3. 3. Направления совершенствования оффсетных отношений российских экспортеров вооружений и военной техники
  • ВЫВОДЫ

Оффсетные отношения как фактор повышения конкурентоспособности российских экспортеров вооружений и военной техники (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы повышения конкурентоспособности российских экспортеров вооружений и военной техники обусловлена следующими теоретическими и практическими причинами:

Военно-техническое сотрудничество государств — многофакторный экономико-политический процесс, затрагивающий военные, военно-политические, военно-экономические и социальные аспекты. Он непрерывно развивается и совершенствуется в соответствии с задачами, которые ставят перед собой основные субъекты этого процесса — страны-экспортеры и страны-импортеры продукции военного назначения (ПВН). Фактически, система взаимоотношений этих субъектов и определяет состояние мирового рынка вооружения и динамику его изменения.

Несмотря на относительно устоявшуюся сегментацию мирового рынка вооружений, конкурентная борьба между экспортерами ПВН продолжается непрерывно. Этому способствует снижение спроса на продукцию военного назначения. При этом конкурентная борьба за ниши на мировом рынке вооружения приобретает новые формы, используется весь арсенал как экономических, так и неэкономических методов. В этих условиях существенно меняется содержание военно-технического сотрудничества, возникают и развиваются новые его направления.

Одно из таких направлений связано с переходом многих стран-импортеров к закупкам продукции военного назначения на условиях оффсета. Использование оффсета при осуществлении сделок в области военно-технического сотрудничества приобретает все более широкий масштаб и этот механизм уже применяется более чем в 130 странах, в которых в той или иной форме установлены правила оффсетных операций. Более 75 стран активно используют оффсет при закупках вооружений и военной техники, что позволяет им добиваться инвестиций в свою экономику, загружать национальную промышленность, приобретать безвозмездно современные технологии, сокращать расходы на импорт вооружений.

Оффсет — одна из форм встречной торговли, которая предполагает как обмен товарами и услугами, так и предоставление возможности вкладывать капитал взамен различного рода услуг и льгот. Под оффсетом в сфере военно-технического сотрудничества понимается компенсация экспортером продукции военного назначения части затрат импортера ПВН на ее закупку, осуществляемая в соответствии с законодательными и нормативными актами государства-импортера, регламентирующими оффсетную компенсационную) деятельность.

В этих условиях странам-экспортерам продукции военного назначения, желающим сохранить, а тем более расширить рынки сбыта своей продукции, приходится переходить к сделкам, осуществляемым на условиях оффсета. Однако при этом экономическая эффективность военно-технического сотрудничества может значительно снизиться, поскольку каждый контракт на поставки ПВН обрастает системой дополнительных условий, выполнение которых приводит к определенным потерям у экспортеров. При острой международной конкуренции за получение выгодных контрактов на поставки вооружений компенсации в форме оффсетных проектов могут достигать 100%, в стоимости от закупленного оборудования, и даже больше.

В результате, оффсетная деятельность на протяжении последних десятилетий остается актуальной темой сопровождения экспорта вооружений, сферой столкновения различных интересов, предметом споров специалистов.

Военно-техническое сотрудничество для России было и остается одним из важнейших направлений внешней политики, что определяет необходимость его непрерывного совершенствования с учетом основных тенденций развития мирового рынка вооружений. Оффсетная деятельность при поставках российской ПВН осуществляется отечественными экспортерами, обладающими правом самостоятельной внешнеэкономической деятельности. Среди них наибольший опыт подобной работы накоплен в ФГУП «Рособоронэкспорт» — государственном посреднике в сфере военно-технического сотрудничества.

Однако, несмотря на имеющийся опыт, проблема обеспечения эффективности военно-технического сотрудничества на условиях оффсета продолжает оставаться актуальной. Этому способствует то, что сама оффсетная деятельность непрерывно совершенствуется, появляются новые ее тенденции:

— рост значимости оффсетных программ при проведении тендеров на поставку вооружений;

— ужесточение импортерами ПВН условий применения оффсета;

— рост затрат экспортеров ПВН на выполнение оффсетных обязательств;

— а также расходов, связанных с повышением роли экспортеров, созданием на территории государств-импортеров центров сервисного обслуживания и сборочных производств поставляемой техники, передачей высоких технологий двойного назначения;

— расширение предварительной оффсетной деятельности, позволяющей обеспечить выполнение компенсационных сделок еще до подписания контрактов на поставку продукции военного назначения;

— ужесточение штрафных санкций за невыполнение оффсетных программ, повышение требований к обеспечению гарантий их безусловной реализации;

— снижение коэффициентов-мультипликаторов при определении стоимости оффсетных программ.

Оффсетная деятельность в каждой стране осуществляется на основе соответствующих законодательных и нормативных актов. Обычно в них определяются основные требования к экспортерам ПВН, а также другие важные показатели практикуемого офсета, которые необходимо постоянно учитывать в практической деятельности государственного посредника.

Все это определяет актуальность исследования оффсетной деятельности как фактора повышения конкурентоспособности российских экспортеров ПВН и разработки путей оптимизации оффсетной деятельности в системе военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

Степень разработанности проблемы.

Проведенный анализ показал, что рассматриваемая проблема, несмотря на свою значимость, решалась преимущественно эвристическими методами без достаточного теоретического обоснования. Капитальные разработки и публикации на эту тему к настоящему времени практически отсутствуют.

В трудах многих исследователей (В.В. Артякова, В. В. Бандурина, А. Ю. Бельянинова, Б. Н. Кузыка, А. Л. Рыбаса, А. А. Симакова и др.) вопросы совершенствования военно-технического сотрудничества рассматривались преимущественно в общем плане, без выделения оффсета как фактора повышения конкурентоспособности российских экспортеров при ВТС. Тем не менее, труды этих и других авторов явились теоретико-методологической основой диссертационного исследования.

Настоящая диссертационная работа посвящена комплексному решению задачи определения степени влияния оффсетных отношений на конкурентоспособность российских экспортеров ПВН.

Объектом исследований являются экономические отношения и механизмы, возникающие в процессе экспортной деятельности предприятий в системе военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

Предмет исследования:

— основные принципы функционирования отечественной системы военно-технического сотрудничества, экспорт ПВН с использованием системы оффсетных отношений;

— направления, методы и формы совершенствования оффсетной деятельности при военно-техническом сотрудничестве России с иностранными государствами.

Целью диссертации является решение актуальной научной задачи выявления основных тенденций и перспектив развития системы оффсетных отношений как фактора повышения конкурентоспособности российских экспортеров вооружений.

В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе автором решаются следующие основные задачи: анализ функционирования системы военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, основных тенденций развития мирового рынка продукции военного назначения, основных проблем оффсетной деятельности российских субъектов в этой области, с целью ее оптимизации;

— исследование практики оффсетной деятельности как одного из важных направлений повышения конкурентоспособности российских экспортеров ПВН в современных условиях и выработка направлений по ее существенному совершенствованию;

— разработка методологических подходов к оценке экономической эффективности и возможности оптимизации оффсетных проектов;

— разработка предложений по совершенствованию экономических механизмов оффсетной деятельности в системе военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами;

— обоснование рекомендаций по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы экспорта ПВН в части оффсетной деятельности.

Методы исследования.

В процессе диссертационного исследования использовались методы военно-экономического анализа, исследования операций, математической статистики и экспертных оценок.

Гипотезой диссертации является предположение, что объективная и полная переоценка системы организации и регулирования экспорта российской ПВН позволит выделить главенствующие факторы повышения конкурентоспособности экспортеров продукции военного назначения. Предполагается, что в настоящее время экспортеры используют далеко не весь свой потенциал. Многие направления и формы экспортной деятельности ими «открыты» еще не в полной мере.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что имеющиеся теоретические наработки в рассматриваемой области дополнены анализом ряда новых и мало изученных проблем, вследствие чего получены следующие результаты:

— уточнено значение развития оффсетных отношений для сохранения и укрепления позиций российских экспортеров на мировом рынке ПВН при нынешнем снижении их конкурентоспособности, связанном с уменьшением затрат на НИОКР, снижением серийности производства, насыщением рынков, противодействием в разных формах других стран-экспортеров ПВН;

— выявлены преимущественные формы оффсетной деятельности российских экспортеров ПВН, характерные для текущего периода, такие как создание на территории государств-импортеров ПВН сборочных и сервисных центров, передача технологий и оборудования государствам-импортерам, осуществление инвестирования в различные отрасли экономики государств-импортеров ПВН, закупка товаров у государств-импортеров, пользующихся спросом в Россииобоснована зависимость форм оффсетной деятельности от политических, экономических, военно-технических и географических факторов;

— определены тенденции использования оффсетной деятельности для реализации проектов по военно-промышленной кооперации, как с традиционными партнерами России, так и с новыми, прежде всего в Западной Европе, для разработки и производства ПВН в целях противодействия американским производителям вооружений.

На защиту выносятся:

1. Методологические подходы к оценке экономической эффективности оффсетных проектов, предусматривающие комплексный анализ наиболее важной финансово-экономической информации и целевой расчет основных показателей оффсетного проекта: чистого приведенного дохода, внутренней нормы доходности, срока окупаемости и рентабельности.

2. Результаты анализа мирового рынка продукции военного назначения и основных тенденций оффсетной деятельности, позволившие обосновать рекомендации по повышению конкурентоспособности экспортеров продукции военного назначения, такие как: централизация экспорта российской ПВНпринятие законодательных и нормативных актов, регламентирующих порядок заключения оффсетных соглашений и взаимодействия субъектов ВТС в процессе их реализациисоздание образцов ВВТ, однотипных как для ВС России, так и для иностранных заказчиков и др.

3. Предложения по усилению государственного регулирования оффсетной деятельности, обеспечивающие активизацию маркетинга и протекционистской политики, а также улучшение качества обслуживания поставленной импортерам ПВН продукции и совершенствование таможенного законодательства.

4. Обоснование рекомендаций по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы военно-технического сотрудничества в части оффсетной деятельности, регламентирующие:

— отношения между отечественными и иностранными субъектами в процессе этой деятельности;

— объемы, формы, источники и порядок финансирования оффсетной деятельности;

— уточнение и фиксацию порядка взимания налогов при осуществлении оффсетной деятельности, в части более точного определения сроков налогообложения.

Практическая значимость.

На основе системного подхода и разработанных в диссертации методологических положений автором сформулированы практические рекомендации по повышению эффективности оффсетной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, как фактора конкурентоспособности российских экспортеров ПВН.

Полученные в результате исследования выводы и практические рекомендации могут быть использованы в деятельности органов законодательной и исполнительной власти России, субъектов Федерации, оборонно-промышленных предприятий, холдингов и финансово-промышленных групп, инвестиционных банков.

Возможно и целесообразно использование материалов диссертации учебными и научно-исследовательскими организациями при разработке учебных пособий и изучении проблем развития системы военно-технического сотрудничества России, оптимизации экспорта российских вооружений.

Апробация работы. Ряд принципиальных выводов по рассматриваемым проблемам излагались в выступлениях на научно-практических и теоретических конференциях в Российском государственном гуманитарном университете.

Общий объем лично выполненных соискателем публикаций по теме диссертации составляет 2,8 п.л.

ВЫВОДЫ.

1. Задача государственного посредника при оптимизации оффсетной деятельности заключается в том, чтобы: обеспечить экономическую целесообразность экспорта продукции военного назначения путем минимизации расходов на оффсетсохранить завоеванные позиции на мировом рынке вооруженияспособствовать решению задач укрепления позиции России в региональных центрах концентрации капиталаспособствовать решению внутрироссийских социально-экономических проблемрешать задачи обеспечения безопасности Российской Федерации и т. д.

2. Основными целями государственного регулирования оффсетной деятельности являются: поддержание экспортного потенциала Российской Федерации в общепромышленной и военно-технической областяхрасширение рынка сбыта российской ПВНобеспечение продвижения на внешний рынок ПВН российского производстваразвитие научно-технических, опытно-конструкторских, учебных и иных учреждений и организаций Российской Федерацииповышение конкурентоспособности российской ПВН.

3. Существующая нормативно-правовая база военно-технического сотрудничества не регламентирует оффсетную деятельность. Не определены ее правовые и экономические основы в части регулирования на законодательном уровне порядка осуществления, финансирования и налогообложения работ (услуг), предусмотренных оффсетными соглашениями. Отсутствует эффективный механизм реализации оффсетных соглашений в рамках военно-технического сотрудничества с участием предприятий и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности.

Совершенствование законодательно-правового поля военно-технического сотрудничества в части оффсетной деятельности необходимо начинать с разработки и принятия Федерального закона «Об оффсетной деятельности».

4. Разработанные практические рекомендации по оптимизации оффсетной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества целесообразно использовать при: выполнении оффсетных обязательств по подписанным контрактам на поставку за рубеж российской ПВНразработке оффсетных программ в рамках участия в тендерах на поставку за рубеж российской ПВНразработке оффсетных предложений и формирование оффсетных программ для планируемых тендеров по регионам и странам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате решения сформулированной в диссертационной работе научной задачи, связанной с вопросами повышения конкурентоспособности российских экспортеров продукции военного назначения, рассмотрения практики оффсетной деятельности, анализом системы военно-технического сотрудничества, автором сделаны следующие основные выводы:

1. Для России экспорт продукции военного назначения имеет намного большее значение, чем для любой другой страны, поскольку это пока единственная ниша на мировом рынке, где возможна успешная конкуренция с ведущими мировыми производителями высокотехнологичной продукции. При этом одним из перспективных направлений становится модернизация оружия, состоящего на вооружении как развивающихся, так и развитых стран.

В обозримом будущем представляется неизбежным дальнейшее усложнение обстановки на мировом рынке вооружения, которое выразится в обострении конкурентной борьбы и возможном ужесточении международного контроля за поставками современных видов вооружения и военной техники.

При этом меняется сама природа рынка: с появлением новых стран-экспортеров растет конкуренция, а заказчики становятся более требовательными к поставщикам с точки зрения удовлетворения своих требований к продукции военного назначения. В борьбе за заказы они больше не могут полагаться на исторические связи, поскольку сейчас многие государства готовы покупать эту продукцию у любого международного поставщика, который предлагает сделку, наилучшим образом отвечающую их потребностям.

В настоящее время торговля вооружением в виде готовых изделий (авиация, бронетанковая техника, ракетная техника, боевые корабли) все чаще дополняется новыми формами: лицензионным производством, передачей технологий, модернизацией и усовершенствованием военной техники, торговлей запасными частями и функциональными подсистемами. Все эти формы, как правило, являются предметом оффсетных соглашений, реализуемых в рамках оффсетной деятельности. Существует строгая зависимость форм оффсетной деятельности от политических, экономических, военно-технических и географических факторов.

С учетом системообразующей роли военно-технического сотрудничества в условиях широкого использования оффсета в экспорте вооружения, организационное совершенствование системы ВТС в ближайшей перспективе должно быть направлено на то, чтобы согласованные действия министерств и ведомств, специальных служб и предприятий оборонно-промышленного комплекса, задействованных в этой сфере, были подчинены единому интересу. Для этого необходимо использовать политический и административный ресурсы, обеспечить внешнеполитическое сопровождение крупнейших экспортных контрактов на поставку продукции военного назначения иностранным заказчикам.

Одной из ключевых проблем развития оффсетных отношений является определенная противоречивость:

— с одной стороны, оффсетные соглашения за счет необходимости выполнения дополнительных условий при заключении контрактов могут снизить экономическую эффективность военно-технического сотрудничества;

— с другой стороны, отдельные виды оффсета имеют достаточно высокий экономический потенциал, а сама оффсетная деятельность представляет собой не используемый пока резерв повышения экономической эффективности.

Это определяет необходимость постановки и решения задачи оптимизации оффсетной деятельности таким образом, чтобы обеспечить максимум эффективности при заданных затратах или минимум затрат при заданной эффективности. Основными экономическими механизмами, комплексное использование которых позволяет оптимизировать оффсетную деятельность в сфере военно-технического сотрудничества, являются активный оффсетный маркетинг, инновационно-инвестиционная деятельность, региональная оффсетная деятельность, контрактно-конкурсные отношения, а также ценообразование и лизинг.

2. С повышением конкуренции на мировом рынке вооружений простые схемы реализации продукции военного назначения становятся все менее эффективными. Поэтому с каждым годом все большее распространение получают оффсетные сделки, экономическая сущность которых заключается в том, что покупатель получает возможность привязать к покупке ПВН решение на более выгодных условиях широкого ряда других потребностей как в военной, так и (или) в гражданской сфере.

При нынешнем снижении конкурентоспособности российских экспортеров на мировом рынке ПВН, связанном с уменьшением затрат на НИОКР, снижением серийности производства, насыщением рынков, противодействием в разных формах других стран-экспортеров ПВН и др., развитие оффсетных отношений является жизненно важным для сохранения и укрепления позиций России на мировом рынке вооружений.

В настоящее время преимущественными формами оффсетной деятельности становятся: создание на территории государств-импортеров ПВН сервисных, сборочных и ремонтных центровпередача технологий (военных и гражданских), ноу-хау и оборудования государствам-импортерамосуществление инвестирования в различные отрасли экономики государств-импортеров ПВНзакупка товаров у государств-импортеров, пользующихся спросом в России.

3. Особенности оффсетного проекта показывают, что методологический подход к оценке его эффективности должен включать две оценкиэкономическую оценку, характеризующую оффсетный проект с хозяйственной точки зрения, и оценку рисков выполнения проекта, характеризующую действие различных факторов, сопутствующих оффсетной деятельности.

Для характеристики конкретных оффсетных проектов предлагается использовать две группы показателей экономической эффективности. Первая из них характеризует финансовую состоятельность проекта, а втораяэффективность затрат на реализацию проекта.

В результате проведенного анализа видов оффсета и риска оценку рисков оффсетного проекта предлагается осуществлять в следующей последовательности:

— выявление внутренних и внешних факторов, влияющих на конкретный вид риска;

— анализ выявленных факторов;

— оценка конкретного вида риска с финансовой точки зрения на основе двух подходов — определение финансовой состоятельности, ликвидности проекта и определение экономической целесообразности данного варианта оффсетного проекта;

— установление допустимого уровня риска;

— анализ отдельных операций по выбранному уровню риска;

— разработка комплекса мероприятий по снижению риска (в случае принятия решения об участии в рассматриваемом проекте).

4. Основными направлениями повышения конкурентоспособности российских экспортеров вооружений и военной техники с использованием оффсета являются:

— объединение усилий всех субъектов системы ВТС таким образом, чтобы создать предпосылки для максимизации контрактных цен на ПВН и повышения рентабельности оффсетных работ;

— создание условий для реализации собственного экономического потенциала отдельных оффсетных проектов;

— повышение степени участия российского капитала (в том числе хозяйствующих субъектов системы ВТС) в экономике страны-импортера и получения дополнительной прибыли от военно-технического сотрудничества за счет этого;

— повышение эффективности бартерных операций, осуществляемых в счет поставок российской ПВН в страны, финансово-экономическое положение которых не позволяет использовать традиционные виды расчетов;

— оптимизация всего пакета экспортных проектов и управление им специальной Дирекцией.

5. Обоснована необходимость повышения роли государства в развитии и оптимизации оффсетной деятельности, обусловленная тем, что:

— военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами становится все более экономическим процессом, направленность которого определяется, прежде всего, экономической целесообразностью и в который вовлекаются практически все известные сегодня экономические механизмы продвижения продукции военного назначения на мировой рынок вооружения;

— в условиях глобализации экономики и рыночных отношений в России действия экономических механизмов зачастую определяются частными интересами различных субъектов ВТС и существует опасность того, что государство может утратить свою определяющую роль в процессе военно-технического сотрудничества;

— в рамках оффсетной деятельности круг субъектов, задействованных в процессе военно-технического сотрудничества, существенно расширяется, прежде всего за счет субъектов, влияние на которых государства незначительное, в отличие от предприятий, производящих ПВН, постоянно находящихся под контролем государственных органов;

— выявлена тенденция использования оффсетной деятельности в направлении организации военно-промышленной кооперации — содержание экспортных контрактов все чаще предопределяет необходимость смещения сотрудничества от торговых связей (обмена товарами) к соглашениям о военно-промышленной кооперации.

Существующая нормативно-правовая база военно-технического сотрудничества не регламентирует оффсетную деятельность. Не определены ее правовые и экономические основы в части регулирования на законодательном уровне порядка осуществления, финансирования и налогообложения работ (услуг), предусмотренных оффсетными соглашениями. Отсутствует эффективный механизм реализации оффсетных соглашений в рамках военно-технического сотрудничества с участием предприятий и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности.

Совершенствование законодательно-правового поля военно-технического сотрудничества в части оффсетной деятельности необходимо начинать с разработки и принятия Федерального закона «Об оффсетной деятельности», который должен:

— регламентировать отношения между отечественными и иностранными субъектами, возникающие в процессе оффсетной деятельности;

— установить размеры и разрешенные формы оффсетной деятельности;

— определить источники и порядок финансирования оффсетной деятельности;

— установить порядок использования средств оффсетных фондов и перечень мероприятий, финансируемых из этих фондов;

— установить порядок взимания таможенных пошлин с товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности, временно ввозимых на территорию РФ, и вывозимых в рамках оффсетной деятельности;

— установить порядок определения таможенной стоимости товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности, ввозимых на территорию России, и вывозимых в рамках оффсетных соглашений;

— регламентировать порядок взимания налогов при осуществлении оффсетной деятельности.

Основные положения и рекомендации диссертационной работы могут быть учтены государственными органами в процессе развития системы военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, могут способствовать повышению его эффективности в условиях оффсетных соглашений.

Разработанные в ходе диссертационного исследования предложения и рекомендации должны уточняться по мере изменения тенденций мирового рынка вооружений, промышленной и экспортной политики России, направлений военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Andrew Jack, «Russia trains its sights on the world’s arm trade», «The Financial Times», November 1,2002.
  2. Jan’s Defence Weekly, 13.12.2000, v.34, № 24, p!9.
  3. Kiefer D.M. Winds of Change in Industrial Chemical Research Chemical and Engineering News, vol. 42 March 1964.
  4. Kodama Fumio. Emerging Patterns of Innovation Sources of Japan’s Technological Eadge, Harvard Business School, 1995. Перевод, обработка и рисунки А. Сенин. 2000−2001.
  5. Krauch Н. Forschung und Plannung Futurum, № 1, 1970.
  6. Marguis Donald G. The Anatomy of Successful Innovation, Перевод, обработка и рисунки А. Сенин. 2000−2001.
  7. С. Россия на мировом рынке вооружения // Российская бизнес-газета. 20.03.2001.
  8. С., Зубов В. Мировой рынок вооружений: тенденции и перспективы, http://kulichki.net/moshkow/NTL/WPK/russweapon.txt.
  9. А. Со знаком «Сделано в России». Красная звезда от 28.12.2001 г.
  10. В.В. Методы и схемы реализации оффсетных обязательств на примере иностранных экспортеров продукции военного назначения. М., ФГУП «Рособоронэкспорт», 2001.
  11. В.В. Новые направления деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт» при осуществлении военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Санкт-Петербург, АООТ «Трансфер». Инновации, № 7, 2001, с.28−30.
  12. В.В. Об участии государственного посредника в тендере по организации лицензионного производства вертолетов Ка-50−2 в Турции. М., ФГУП «Рособоронэкспорт», 2001.
  13. В.В. Оффсет как способ продвижения продукции военного назначения на мировой рынок. Экономика" Управление, Финансы: Межвузовский сборник научных трудов часть 2, ТулГУ, Тула, 2001, с 165 172.
  14. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М., Финансы и статистика, 1999.
  15. В .В. Анализ проблем развития и совершенствования государственной контрактной системы. Проблемы военной науки. ЦВНИ Минобороны России, 1994.
  16. В.В. Инновационная политика как составная часть государственной промышленной политики. Бюллетень Экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты РФ, № 4, 2001 г., с. 67−70.
  17. В.В. Основные положения концепции развития системы реализации военно-технической политики. М., Минобороны России, 1993.
  18. С., Мировая торговля вооружениями и военной техникой // Мировая экономика и международные отношения, № 4, 1998.
  19. С. Иллюзия конкуренции // Независимое военное обозрение № 43, 2001.
  20. А. Ю. Братьям по оружию // Профиль, 27.08.2001.
  21. А.Ю. «Рособоронэкспорту» еще рано становиться монополистом. Ведомости от 19.03.2001 г.
  22. А.Ю. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами и оборонно-промышленный комплекс страны. Бюллетень экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты РФ, № 4, 2001 г.
  23. А.Ю. Игра на мировом рынке оружия идет по суровым правилам // Прямые инвестиции, март № 3 2003.
  24. Перспективы российского оружия на рынках Азии, Африки и Латинской Америки //. Интернет-пресс-конференция Генерального директора ФГУП «Рособоронэксцорт». http://www.netherlands.mid.ru
  25. А.Ю. Посредники рано или поздно исчезнут. Ведомрсти. > 1., 27., Бельянинов А. Ю. Слабые не выживают. ВЩС № 39, 2000 г.
  26. Бел^яцинов А. Ю. Торговля оруждем важна для имиджа государства. Известия от 23.10.2000 г.
  27. Бельдн^нср А, Ю. М^стр России на мировом рынке оружия.
  28. Вооружение, разоружение и международная безопасность. Ежегодник СИПРИ 2000 -М.: «Наука», 2001.
  29. Вооружения, разоружение и международная безопасность. Ежегодник СИПРИ 2001- М.: «Наука», 2002.
  30. Вооружения, разоружение и международная безопасность. Ежегодник СИПРИ 2002- М.: «Наука», 2003.
  31. М.И. и др. Национальная конкурентоспособность: понятие, факторы, показатели. Вопросы статистики № 12, 1999 г.
  32. А.А., Захаров С. А., Лавриненко А. К. Военно-техническое сотрудничество: перспективы и направления развития // Военная мысль, № 3, 2003.
  33. В.А. Лизинг. М., Инфра-М, 1997.
  34. С., Купинский М. Русское оружие: все на продажу // Деловые люди, № 144, март 2003.
  35. Государственное регулирование экономической деятельности // Москва, «Юристъ», 2000.
  36. Государственный контроль за экономикой // коллектив авторов, Москва, «Юристъ», 2000.
  37. С. Хочешь торговать соответствуй стандартам. Независимое военное обозрение № 35, 2000 г.
  38. М., Заместитель Министра обороны РФ, Председатель КВТС Интервью. // Аналитический журнал «Русский предприниматель, № 8, 2002.
  39. М.А. Новая схема продаж оружия себя оправдала. Интервью Национальной информационной службе «Страна Ru» 26.12.2001 г.
  40. И.С. «Новая российская дипломатия: десять лет внешней политики страны», Москва, «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.
  41. А.А. Состояние, тенденции и основные направления развития рынка вооружений и военной техники. Казахстанский институт стратегических исследований, 2001. http://www.kisi.kz
  42. Иллюзия конкуренции // «Независимое военное обозрение», № 43,2001.
  43. Н.Д. Методологические проблемы идентификации экономических рисков. Экономика и коммерция. Серия 9. Вып. 4, ЦНИИ «Электроника», 1996.
  44. Итоги ВТС России со странами Ближневосточного региона в 1998—2001 гг. Военно-техническое сотрудничество № 43, 2001 г., с. 65−71.
  45. Итоги ВТС России со странами ЮВА в 1998—2001 гг. Рынки вооружения № 78, 2001 г., с. 7−10- Военно-техническое сотрудничество № 44, 2001 г., с. 52−64.
  46. М. Если мы хотим обеспечить безопасность страны и сохранить позиции на мировых рынках вооружений, нужно во много раз увеличить финансирование ВПК. Аналитический журнал «Русский предприниматель, № 3, 2003.
  47. С. ВТС России с Грецией, Кипром и Турцией. Экспорт вооружений № 1, 2001 г.
  48. М. Методики оценки мирового экспорта обычных вооружений. Обзор, анализ и сравнение. //Экспорт вооружений», № 5, 1997.
  49. М. Этот мир придуман не нами. Журнал «Континент», № 19, 2001.
  50. В .В. Методы оценки инвестиционных проектов. М., Финансы и статистика. 1998.
  51. М. Восточный пасьянс. Ведомости от 19.03.2001 г.
  52. М. Создан комитет по ВТС. Ведомости от 14.12.2000 г.
  53. Конкуренция в тропиках // «Независимое военное обозрение», № 40 (262), 26.10−1.11.2001.
  54. Концепция региональной политики Федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт», 2001.
  55. И. Российское оружие в Рио-де-Жанейро. Независимая газета от 26.04.2001 г.
  56. И. РФ укрепит военный потенциал Дамаска. Независимая газета от 24.05.2001 г.
  57. Г. Р. и др. Основы маркетинга продуктов утилизации вооружения и военной техники. Проблемы военной науки. Сборник научных трудов. Вып. 4., ЦВНИ МО, М., 1995.
  58. В.В. Экспорт продукции военного назначения. Правовое регулирование. М., Спарк, 2000.
  59. .Н. «За кулисами прорыва: Россия на рынках вооружений», Москва, Русский биографический институт, 1998.
  60. .Н. «Россия на мировом рынке оружия: анализ и перспективы», Москва, «Военный парад», 2001.
  61. .Н. Геоэкономическая конфигурация рынков вооружений и позиция России. Военный парад № 3, 2001 г.
  62. .Н. Оборонно-промышленный комплекс России: прорыв в XXI век. М.: «Русский биографический институт», 2001.
  63. .Н. Экспорт сдерживания. Независимая газета от 24.05.2001 г.
  64. Е. Показатели эффективности внешнеторговой деятельности в системе ВТС. Военно-техническое сотрудничество № 3, 2001 г.
  65. Н.И. Резервы России для усиления своих позиций на мировом рынке оружия. Бюллетень экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты РФ, № 4, 2001 г.
  66. В.П. Торговля оружием в России: некоторые вопросы организации и экономики. М.: «Издательский дом «Новый век», Институт микроэкономики, 2001.
  67. В.П. Торговля оружием: мировая конъюнктура и конъюнктурный анализ. М.: «Издательский дом «Новый век», Институт микроэкономики, 2001.
  68. А.И. Грани сотрудничества. Журнал «Армейский сборник», № 7, 2002.
  69. К. «Стратегические и торговые последствия войны в Югославии», журнал «Деловые люди», № 105, ноябрь 1999.
  70. К. Иракский кризис и ситуация на рынке вооружений. Журнал «Экспорт вооружений», январь-февраль 2003.
  71. К., Типы рынков вооружений. Журнал «Экспорт вооружений», март-апрель 2002.
  72. В. Политика США в сфере военно-технического сотрудничества с другими странами. Журнал «Зарубежное военное обозрение», № 6, 2002.
  73. В., Барабанов С. Мировой рынок ВВТ: тенденции, структура и российский сегмент. Военно-техническое сотрудничество № 11, 2001 г.
  74. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. М., Экономика, 2000.
  75. Е. Лондон оценивает российскую мощь. Независимое военное обозрение № 12, 2001 г.
  76. Наши главные конкуренты. Общенациональная газета «Известия Ru», 11.05.03 г. http://www.izvestia.ru
  77. А. «Реформирование российского ВПК: от конверсии к диверсификации», журнал «Экспорт вооружений», 15.01.2002.
  78. В.А. «Практическая рыночная экономика. Словарь», Москва, «Флинта», 1999.
  79. О некоторых тенденциях в мировой практике реализации офсетных программ в интересах ВТС (аналитическая справка). Центр анализа и перспективного планирования ФГУП «Рособоронэкспорт». М., 2001.
  80. В.П., Поспелов В. А. «Глобализация мировой экономики: проблемы и риски российского предпринимательства», Москва, «Наука», 2001.
  81. О. «Торговля крыльями», «Итоги», № 44, 6.11.2001.
  82. А., Калашников М., Государство изо всех сил старается защитить интеллектуальную собственность в сфере ВПК. Но результаты пока неутешительны. Аналитический журнал «Русский предприниматель, № 5, 2003.
  83. И.Н., «Информационная война и власть», Москва, «Мир безопасности», 2001.
  84. Н. Никаких принципов только конкуренция. Левин В. Секретные контракты с Индией и Сирией: миллиарды долларов в казну за новейшие вооружения. Информационное агентство «Пресс-центр.Ру», 17.06.2001 г.
  85. В., Американская оценка состояния и тенденций развития рынков вооружений развивающихся стран. Журнал «Зарубежное военное обозрение», № 2, 2001.
  86. В.В. У порога реорганизации. Независимое военное обозрение № 8, 2000 г.
  87. Н., Шпак В., «Покупайте российское», «Время новостей», № 67 (742), 15.04.2003.
  88. С. Л., Попов С. А., «Мировая экономика и экономическое положение России. Сборник статистических материалов», Москва, «Финансы и статистика», 2001.
  89. С. Ракеты летят на экспорт. Российская газета от 27.12.2001 г.
  90. В.В. Выступление на совещании в Кремле по военно-техническому сотрудничеству 21 марта 2001г.
  91. В.В. Выступление на совещании по военно-техническому сотрудничеству России с иностранными государствами 9 июня 2001 г. Интерфакс, 9.06.2001г.
  92. Р., Макиенко К., Пядушкин М. Предварительные итоги военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами в 2002 году. Журнал «Экспорт вооружений», ноябрь-декабрь 2002.
  93. Ю.Н., Информационно-аналитическое обеспечение военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Журнал «Военная мысль», № 5, 1998.
  94. .А. Современный экономический словарь. М., Инфра-М, 1997.
  95. С.М., «Экономические реалии и приоритеты оборонной безопасности», доклад на семинаре в Центре стратегических разработок, 2001.
  96. A.JI. Стратегический анализ мирового рынка вооружений и обеспечение национальной безопасности России. М., Русский биографический институт, 1998.
  97. A.JI. Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами и национальная безопасность. Журнал «Военная мысль», № 5, 1997.
  98. Рынки вооружений, № 2, т. 1, 2001 г.
  99. С.В. Состояние, особенности и направления оффсетной деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт». М., ФГУП «Рособоронэкспорт», 2001.
  100. И., Время новостей, № 67 (742), 15.04.2003
  101. А. Государственное регулирование экономики. Институт повышения экономической квалификации государственных служащих. М., 1997.
  102. А., «Государственный посредник и мировой рынок вооружений (завоевание рынка. .или его формирование)», журнал «Экспорт вооружений», №№ 2,3, 2001.
  103. А., Дмитриев В. Оффсетные компенсации при закупках оружия. Рынки вооружения № 7−8, 2001.
  104. А., Краснов С. ВТС России: жесткие правила для профессионалов, мягкие результаты для любителей. Военно-техническое сотрудничество № 2, 2001 г.
  105. А. Индия лучший партнер России. Независимая газета от 5.06.2001г.
  106. В. Госпосредник вновь получает монопольные права. Независимое военное обозрение № 42, 2000 г.
  107. В. Наступательная, но джентльменская конкуренция. Независимое военное обозрение № 8, 2001 г.
  108. Социально-экономические проблемы России. Справочник. С.-Пб.: «Норма», 2001.
  109. И.А., «Международная конкуренция и Россия», Москва, «ИНФРА-М», 1997.
  110. С.В. Военно-техническое сотрудничество эффективный инструмент обеспечения национальной безопасности и геополитических интересов России. Бюллетень Экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты РФ, № 4, 2001 г., с. 47−51.
  111. Страны СНГ и Латинская Америка: становление политического и экономического сотрудничества // Институт Латинской Америки РАН, Москва, 2001.
  112. США в новом мире: пределы могущества, под редакцией Кривохижи В. И. М.: Российский институт стратегических исследований, 1997.
  113. США: государство человек — экономика (региональные аспекты) // под ред. д.э.н. Лебедевой Л. Ф., Москва, «Анкил», 2001.
  114. И. За офсетными операциями будущее. Красная звезда от 26.04.2001.
  115. Указ Президента Российской Федерации 2000 г. N 1953 «Вопросы военно-технического сотрудничества с иностранными государствами» (с изменениями от 3 марта 2001 г.).
  116. Указ Президента Российской Федерации от 6.01.2001г. № 8. «Об утверждении Устава Федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт».
  117. В.К. Оценка инвестиционных проектов и предприятий. М., ТЕИС, 1999.
  118. Федеральный закон от 19.07.1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
  119. В.И., «Международная торговля», Москва, «ИНФРА-М», 2001.
  120. А.В., Российский экспорт вооружений. Журнал «Международная жизнь», № 3,2003.
  121. Ю., Экспорт российских вооружений: возможности, проблемы и перспективы. Журнал «Экспорт вооружений», июль-август 2002.
  122. Н.А., «Российский экспорт вооружений: проблемы и перспективы», Российский научный фонд, Московское отделение.
  123. В.В., «Военно-техническое сотрудничество как инструмент геополитики», журнал «Евразийский вестник», № 7, 2001.
Заполнить форму текущей работой