Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование стратегии интернационализации российского предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная в диссертации методика на практике применена к анализу стратегий интернационализации предприятий черной металлургии Пермского края, для чего была составлена и реализована программа исследования стратегий интернационализации предприятий металлургической и машиностроительной отрасли промышленности. Полученные результаты свидетельствуют о низкой степени готовности менеджмента… Читать ещё >

Содержание

  • Теоретические подходы к определению сущности стратегии. интернационализации предприятия
    • 1. 1. Синтетическая модель процесса интернационализации предприятия
    • 1. 2. Анализ основных подходов к разработке стратегии интернационализации как составной части общей экономической стратегии предприятия
  • 2. Принципы и методы формирования стратегии интернационализации российского предприятия
    • 2. 1. Иерархический подход к формированию стратегии интернационализации
    • 2. 2. Методические основы разработки стратегии интернационализации
    • 2. 3. Выбор потенциальных рынков сбыта в контексте формирования стратегии интернационализации
  • Глава 3. Стратегия интернационализации российского предприятия в отраслевом аспекте
    • 3. 1. Влияние отраслевой специфики промышленности на формирование стратегии интернационализации
    • 3. 2. Разработка стратегии интернационализации российским предприятием черной металлургии

Формирование стратегии интернационализации российского предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Либерализация национальных и международных систем экономического регулирования, развивающиеся технологии, все более широкое использование методов международной кооперации обусловили формирование тенденций глобализации в мировой экономике.

Для российских предприятий современный этап развития международных экономических отношений, с одной стороны, открывает новые возможности, обусловленные либерализацией внешнеэкономической деятельности. С другой стороны, появляются потенциальные угрозы, связанные с открытостью внутреннего рынка для иностранных компаний — конкурентов.

В директивно-управляемой экономике деятельность российских предприятий находилась под жестким контролем со стороны государства. При этом для большинства исследований характерным было значительное преобладание макроэкономических подходов, связанных с исследованием процессов вхождения экономики России в целом и ее отдельных отраслей в международный рынок. Все это обусловило определенный вакуум в соответствующих исследованиях на микроуровне. Поэтому не случайно, что вопросы формирования стратегии интернационализации российских фирм освещались крайне скупо. Недостаточность исследований собственно процессов интернационализации объективно обуславливает отсутствие серьезных исследований в области разработки стратегии интернационализации отдельными предприятиями, поскольку разрабатывать такие стратегии можно только, определив сущность и взаимосвязи самого процесса интернационализации, характер возникающих в нем взаимосвязей.

В настоящее время на уровне государства и отдельных отраслей промышленности разработаны соответствующие стратегии развития, в том числе стратегии интернационализации как составная часть экономической стратегии. Однако лишь немногие предприятия в своей практической деятельности ставят перед собой эту задачу. Также следует отметить недостаточность исследований в области методологии, методов и моделей формирования стратегии на микроуровне.

Таким образом, формирование стратегии интернационализации российским предприятием является исключительно востребованным как в теории, так и на практике. Вместе с тем, процесс интернационализации предприятия в российских условиях относится к числу малоизученных, поскольку осмысление обширного мирового опыта в области формирования международной стратегии фирмы важно в условиях инновационного развития и специфической трансформации российской экономики.

Степень разработанности темы. Как уже указывалось, в работах отечественных авторов по рассматриваемой проблематике процессы интернационализации и выхода на международный рынок рассматриваются, в основном, на макроуровне. Даже само определение интернационализации как процесса развития устойчивых экономических взаимосвязей между странами (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводства за рамки национального хозяйства отражает именно макроэкономический взгляд на проблему.

Проблемы структурного развития экономики России и процессы ее включения в мировые хозяйственные связи в контексте глобализации рассматриваются в работах О. Черковца [87], Ю. Шишкова [93], В. Соколова [81], Б. Болотина [11], С. Глазьева [21], Т. Грис [26]. Авторы, основываясь на анализе правовой среды, структуры и динамики показателей внешнеэкономической деятельности, определяют пути вхождения России в мировое хозяйство и возможные последствия такой интеграции.

Проблемы внешнеэкономической деятельности России, объем, структура и направления развития внешней торговли, проблемы внешнего долга, импорта и экспорта капитала, характер инвестиционных процессов анализируются в работах другой группы авторов (Б. Пичугин [69], С. Колгин [44], А. Эльянов [94],.

A.Мовсеян [60], В. В. Боков [10], О. В. Веселова [14]. В. П. Оболенский и.

B.А. Поспелова[63] и др.). Собственно стратегия внешнеэкономической деятельности России анализируется в работах М. Максимовой [53], М. Гельванов-ского [19] и др. Все вышеупомянутые авторы рассматривают проблему интернационализации именно на макроуровне. Однако имеются лишь единичные работы, в которых процессы интернационализации предприятия исследуются на микро-уровне. Однако такие работы, как правило, являются переводными и не могут в полной мере быть использованы применительно к экономическим агентам российской экономики.

Достаточно подробно вопросы внешнеэкономической деятельности российских предприятий изучены Л. Е. Стровским [18], Е. Л. Богдановой [89], М. Г. Смелянской [80], В. А. Шамаховым [89]. Однако имеются лишь единичные работы российских ученых, в которых непосредственно исследуются процессы интернационализации предприятия на микро-уровне (В.А. Пуштленев [73], Н. Я Брызгалова[65])/ Вместе с тем, в данных работах не предлагается комплексная модель разработки экономической стратегии интернационализации фирмы.

Следует отметить, что существующие теории интернационализации рассматриваются в основном как составная часть международного маркетинга, поэтому зачастую их трактовка сводится к пониманию интернационализации как некой маркетинговой технологии. Вместе с тем, стратегический менеджмент, являясь динамично развивающейся областью экономической теории, предлагает множество подходов к формированию экономической стратегии фирмы. Однако необходимо определить, какие теории оправданно и целесообразно использовать в качестве методологической основы для разработки стратегии интернационализации российских предприятий.

Таким образом, существует настоятельная необходимость в разработке единой методологической основы формирования экономической стратегии выхода российской фирмы на международной рынок. Важной представляется оценка возможности практического применения мирового опыта для анализа процессов выхода российских фирм на международный рынок, систематизации отечественных разработок по отдельным элементам развития стратегии интернационализации. Недостаточная изученность процессов формирования стратегий выхода российских предприятий на международный рынок, а также теоретическая и практическая значимость данной проблемы предопределили выбор темы диссертационного исследования, его цели, задачи и структуру.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационного исследования является разработка совокупности теоретических, методологических и методических положений по формированию российским предприятием стратегии интернационализации в условиях нарастающей интеграции российской экономики в мировое хозяйство и глобальных тенденций экономического развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. установить степень применимости современных теорий интернационализации к определению сущности процессов интернационализации российских предприятий;

2. разработать основные принципы формирования стратегии интернационализации как составной части экономической стратегии фирмы;

3. выявить влияние отраслевой специфики промышленности на характер стратегии интернационализации;

4. осуществить сравнительный анализ стратегий интернационализации российских предприятий и предложить методологические принципы и методы разработки данной стратегии на основе иерархического подхода к анализу внешней и внутренней среды;

5. разработать способы снижения издержек предприятия на поиск зарубежных рынков сбыта.

Объектом исследования является процесс формирования стратегии интернационализации промышленного предприятия.

Предметом исследования выступают теоретическое обоснование и разработка принципов, методов и форм стратегии интернационализации российских предприятий.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды современных ученых и специалистов в области международных экономических отношений, мировой торговли, движения капитала, конкуренции, процессов интернационализации и разработки стратегии фирмы. Исследование поставленной в диссертации проблемы осуществлялось с использованием общенаучных методов сравнительного и комплексного анализа и синтеза, индукции и дедукции, методов экономического, исторического, структурного и статистического анализа. Кроме того, использовались статистические, расчетные и графические инструменты исследования, а также метод кейс-стади.

Информационную базу исследования составили материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермской области, Федеральной службы по финансовым рынкам, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства промышленности и ТЭК РФ, доклады и аналитические материалы неправительственных организаций, а также финансовые документы, аудиторские заключения, приказы, распоряжения и материалы исследований компаний. При исследовании использовались монографии, публикации в периодической печати и материалы сети Интернет.

Основные научные и практические результаты, полученные лично автором:

1. Предложена классификация теорий интернационализации, предметом изучения которых является микро-агент рынка.

2. Разработана универсальная синтетическая модель процесса интернационализации российского предприятия, характеризующая его содержание в зависимости от состава характеристик внешней и внутренней среды и позволяющая осуществить выбор формы разработки стратегии интернационализации как части общеэкономической стратегии фирмы.

3. Предложена универсальная методика оценки влияния специфики отрасли промышленности на характер стратегии интернационализации российских предприятий.

4. Разработана методика формирования стратегии интернационализации для промышленных предприятий на примере предприятий отрасли черной металлургии.

5. Разработана модель выбора зарубежных рынков сбыта, позволяющая снизить издержки предприятия по формированию экспортной стратегии.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Выявлены границы и ситуационные условия применения теорий интернационализации к определению сущности процесса интернационализации российских предприятий (п. 4 паспорта специальности 08.00.14 ВАК).

2. На основе разработанной синтетической модели процесса интернационализации предприятия предложены концептуальный подход к определению характеристик данного процесса в зависимости от особенностей внешней и внутренней среды, и принципы выбора форм стратегии интернационализации (п. 13 паспорта специальности 08.00.14 ВАК).

3. Разработан подход к оценке влияния специфики отрасли промышленности на характер стратегии интернационализации российских предприятий, основанный на определении типологических групп предприятий данной отрасли с целью формирования их репрезентативной выборки (п. 13 паспорта специальности 08.00.14 ВАК).

4. Теоретически обоснованы и разработаны элементы иерархического подхода к формированию стратегии интернационализации, позволяющего учесть взаимодействие интересов экономических субъектов микро-, мезои макроуровней в рамках процесса интернационализации предприятия (п. 13 паспорта специальности 08.00.14 ВАК).

5. На основе выявления необходимых условий существования потенциального рынка на ранних стадиях процесса его выбора и сужения таким образом количества исследуемых рынков доказана возможность снижения транзакци-онных издержек предприятия по выбору зарубежных рынков сбыта (п. 8 паспорта специальности 08.00.14 ВАК).

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенного методического инструментария для оценки влияния специфики отрасли промышленности на выбор стратегии интернационализации предприятием, для разработки форм и методов формирования стратегии интернационализации, для выбора зарубежных рынков сбыта продукции предприятия.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах: международном научно-практическом семинаре «Экономический анализ права» (Пермь, 2003) — первой межвузовской конференции молодых ученых по экономике (Пермь, 2005) — второй научно-практической конференции «Современная экономическая теории и реформирование экономики России» (Москва, 2005) — второй межвузовской конференции молодых ученых по экономике (Пермь, 2006) — научно-практической конференции «Концепция программы социально-экономического развития Пермского края» (Пермь, 2006).

Логика и структура работы предопределены основными целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 145 наименований, 28 приложений и содержит 165 стр. основного текста, 21 рисунок, 17 таблиц. Логика диссертационного исследования представлена на рис. 1.

выгоды.

Осуществленное исследование стратегического процесса позволило выделить и классифицировать основные проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия при разработке стратегии интернационализации.

Они могут быть разделены на четыре основные группы: 1) проблемы общего методологического характера- 2) проблемы организации информационного пространства- 3) условно объективные проблемы на макрои микроуровне- 4) условно субъективные проблемы на макрои микроуровне.

К проблемам общего методологического характера можно отнести формирование стратегии, что до сих пор является предметом полемики как среди экономистов-теоретиков, так и среди практиков. К ним относятся следующие неразрешенные проблемы в области формирования стратегии вообще и стратегии интернационализации в частности: сложность стратегии, ее интеграция, изменение, контроль за исполнением, необходимость коллективного взаимодействия в ходе разработки стратегии, генерический характер стратегии, стратегический выбор компании.

С указанной группой проблем сталкивается любое предприятие, независимо от своих размеров, отраслевой принадлежности, системы менеджмента и т. п. Как уже отмечалось выше, каких-либо универсальных методов их решения не предложено. Обобщенная практика разработки стратегий позволяет сделать вывод о том, что основным критерием для выбора решения является бюджет структуры, отвечающей за стратегические разработки. Иначе говоря, чем больший объем финансовых средств компания может позволить себе потратить на разработку стратегии, тем более уникальной, быстрореагирующей на изменения и интегральной будет стратегия.

На основе анализа стратегических процессов, нами была составлена матрица влияния особенностей предприятия на метод формирования стратегии (Если с рассмотренными выше сложностями сталкивается любая компания, независимо от страны ее дислокации, то следующая группа проблем в разработке стратегии интернационализации (проблемы организации информационного пространства) характерны в большей степени для стран с трансформационной экономикой, к которым относится Россия.

Табл. 6). Несмотря на выявленную закономерность, оптимизация стратегии по рассмотренным выше параметрам уникальна для каждого конкретного предприятия.

Если с рассмотренными выше сложностями сталкивается любая компания, независимо от страны ее дислокации, то следующая группа проблем в разработке стратегии интернационализации (проблемы организации информационного пространства) характерны в большей степени для стран с трансформационной экономикой, к которым относится Россия.

Заключение

.

В рамках диссертационного исследования проведен анализ существующих теорий интернационализации с системе мирохозяйственных связей, и предложены авторская классификация этих теорий. Каждая из них достаточно релевантна, но в определенных рамках. В целях уточнения сущности процесса интернационализации разработана синтетическая модель интернационализации, которая сводит воедино разрозненные теории и является попыткой устранить противоречия альтернативных концепций. В разработанной модели интернационализация рассматривается как эволюционный процесс, в основе которого лежит реакция фирмы на экзогенные и эндогенные факторы окружающей среды, в том числе на сеть контрагентов фирмы — субъекта интернационализации. Поэтому предлагаемая модель — это попытка создания концептуальной основы понимания процесса интернационализации, и не исследования какой-либо узконаправленной стратегии или процесса ее выбора. Предполагая комплексное понимание природы интернационализации данная модель повышает уровень применимости теоретического знания к практической разработке стратеги интернационализации к практическому стратегическому процессу. Интегрированную модель целесообразно использовать как базовую для дальнейших теоретических исследований, т.к. она объединяет в себе весь предыдущий опыт, полученный в данной области: модель включает применение разнообразных методик исследования. Кроме того, она может быть использована как основа эмпирических исследований, в частности в области изучения взаимосвязей между отдельными частями процесса интернационализации.

Существование российской компании в рамках современной экономики невозможно без переосмысления самого процесса формирования стратегии, которая является одной из фундаментальных составляющих конкурентоспособности компании (в том числе международной) и с помощью которой современная фирма может противостоять возможным угрозам.

Вместе с тем отечественные предприятия испытывают определенные сложности даже в такой передовой в этом отношении области деятельности как разработка стратегии интернационализации. В диссертации проанализированы основные методологические подходы к формированию такой стратегии и доказана целесообразность рассмотрения процесса интернационализации в четырех различных плоскостях: фирма, эндогенные переменные, экзогенные переменные, эволюция стратегии.

В рамках настоящего исследования разработаны и некоторые методические принципы формирования стратегии интернационализации, в том числе алгоритм выбора иностранных рынков сбыта. В связи с недостаточной изученностью данной области формирования стратегии, терминологический аппарат рассматриваемой области экономической теории нельзя назвать достаточным, поэтому в диссертационном исследовании введено авторское понятие необходимых условий существования потенциального рынка сбыта. Также в работе предложена методика оценки состояния развития отдельной отрасли промышленности как основы для разработки стратегии интернационализации предприятия, действующего в этой отрасли.

Анализ существующих взаимосвязей внешней и внутренней среды российских предприятий позволил сделать вывод о необходимости использования иерархического подхода к формированию стратегии интернационализации, учитывающего не только макро-, но и мезоокружение компании, а также интернациональной иерархической структуры. Выделение иерархических уровней и рассмотрение характера взаимосвязей этих уровней, в том числе характер включения предприятия в корпоративные структуры, позволяет значительно сократить время и издержки на разработку и принятие стратегии интернационализации, повысить ее эффективность, обеспечить конкурентоспособность предприятия и его продукции.

Одним из результатов диссертационного исследования стал вывод о том, что российские компании в рамках разработки стратегии интернационализации вынуждены формировать собственные информационные базы, что значительно увеличивает издержки стратегического менеджмента. При получении информации компании сталкиваются с рядом специфических для России проблем, связанных с ограниченностью доступа, большим количеством искажений и с проблемами интерпретации информации.

Разработанная в диссертации методика на практике применена к анализу стратегий интернационализации предприятий черной металлургии Пермского края, для чего была составлена и реализована программа исследования стратегий интернационализации предприятий металлургической и машиностроительной отрасли промышленности. Полученные результаты свидетельствуют о низкой степени готовности менеджмента большинства компаний к самостоятельной разработке общеэкономической стратегии фирмы (в том числе стратегии интернационализации), несмотря на объективно высокую потребность в ее формировании. Сделаны выводы об отсутствии стратегической инициативы на микроуровне и перенесение ее на мезоуровень (уровень крупных корпораций и региона) в большинстве случаев отрицательно сказывается на эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятий.

Изучение реалий функционирования металлургических предприятий, анализ иерархических уровней внешней среды и существующих стратегий как отечественных, так и зарубежных компаний, позволило определить основные черты стратегий интернационализации компаний черной металлургии в 20 062 010 гг. Стратегия интернационализации предметной области будет базироваться на привлечении инвестиций (в том числе иностранных) и импорте технологий и оборудования. В этих условиях важным будет создание нового производства в местах уже существующего, что обеспечивает доступ к логистическим сетям, сырьевой базе, трудовым ресурсам. Кроме того необходимо развитие экспорта и вертикальная интеграция с предприятиями машиностроительного комплекса. В рамках настоящего исследования показана ограниченность простых экспортных стратегий, основными элементами которых является поиск новых рынков сбыта и снижение издержек производства, их низкая эффективность на современном этапе развития металлургии в России и мире.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности применения разработанного комплекса методических рекомендаций для формирования стратегии интернационализации российскими предприятиями.

В процессе интернационализации российских предприятий и разработке стратегии интернационализации, как области научного познания, остается еще множество неразрешенных вопросов. Дальнейшее изучение интернационализации отечественных предприятий на уровне микроагентов рынка потребует создания необходимого научного задела в области эмпирических исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П. Обработка металлургии давлением//Национальная металлургия № 2, 2005 г.
  2. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989
  3. Г. Проблемы российской авиаремонтной индустрии //Воздушный транспорт № 7, 5 февраля 2001 г.
  4. И.А., Багиев Е. Г. Бенчмаркетинг и маркетинговые решения: http://marketing.spb.ru/read/rn 12/2.htm
  5. Г. Л., Аренков И. А. Основы маркетинговых исследований: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996
  6. Г. Л., Моисеева Н. К., Никифорова C.B.Международный маркетинг.- СПБ: Питер, 2001 г.
  7. Г. Л., Успенский И. В., Ченцов В. И. Интерактивные модели маркетинговых решений на виртуальных рынках: Учебное посо-бие. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1998
  8. Е. Необходимо поддерживать инновационную деятельность// Говорит Москва, 9.02.05. http://www.govoritmoskva.ru
  9. А., Экономический рост в России: преодолевая барьер низкой конкурентоспособности
  10. В.В. Методология стратегического управления внешнеэкономической деятельностью Дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05 М., 2000 333 с. ил -Библиогр.: с. 265−276.
  11. И.Болотин Б. Международные сравнения: 1990−1997// Мировая экономика и международные отношения -1998 № 10
  12. А. А. Макетинг в российской экономике переходного периода. М.: Экономика, 1997
  13. В. Б., Ливенцев H. Н. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика. 1998
  14. О.В. Устойчивость внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий Дис. канд. экон. наук: 08.00.05, Челябинск, 2000
  15. Дж., Цапелик В. Естественные монополии России // Вопросы экономики 1995 — № 11
  16. А. Молодящий укол старушке Европе // Эксперт. 2006. № 21. 5−12 июля.
  17. А. От стали устали // Эксперт. 2006. № 7. 20 26 февраля.
  18. Внешнеэкономическая деятельность предприятия /Под ред.проф. Л. Е. Стровского. М.: ЮНИТИ, 1999
  19. М. Международные ипостаси реформационных преобразований в России // Российский экономический журнал -1996 № 8,9
  20. Герчикова И. Н. Международное коммерческое дело.-М.: ЮНИТИ, 1996
  21. С. Мы и новый мировой порядок// Независимая газета. Приложение «Сценарии». -1997. № 11
  22. C.B. Проблема экономического роста в странах Центральной и Восточной Европы// Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 2
  23. Е.П. Исследование рынков// Маркетинг в Росси и за рубежом.-1999.-№ 1
  24. Е.П., Маркетинговые исследования: основные понятия и опыт проведения//Маркетинг в России и за рубежом 1997 — сентябрь-октябрь
  25. Е. П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология. М.: Финпресс, 1998
  26. Т. Мировая экономика : Соврем, теории. Экон. интеграция. Глобализация рынков Т. Грис, А. Леусский, Е. Лозовская- Под общ. ред. Л.С. Тарасе-вича- С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, Ун-т Падерборн (ФРГ), 2001
  27. С. и др. Корпоративное управление в российской промышленности, mimeo. M.: CEFIR, 2003.
  28. Е., Хершген X. Практический маркетинг. М.: Высш. шк.: ИН-ФРА-М, 1996
  29. Т. Модели и механизмы корпоративного контроля в российской промышленности (опыт эмпирического исследования) // Вопросы экономики. 2001. № 5. С. 46−60.
  30. А. Высота / А. Ивантер // Эксперт. 2006. № 15. 17−23 апреля.
  31. М. Высший пилотаж // Эксперт Урал. 2006. № 16. 24 — 30 апреля.
  32. М. Магнитку занесло в Пакистан // Эксперт. 2006. № 14. 10 -16 апреля.
  33. М. Матрица Максимова // Эксперт Урал. 2006. № 17. 8 — 14мая.
  34. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года, Федеральная служба государственной статистики, www.gks.ru
  35. Л. А. Международный маркетинг.- Магадан: Международный педагогический университет г. Магадан, 1997
  36. Р. Собственность и контроль в российской промышленности: некоторые итоги опроса российских предприятий // Рынок ценных бумаг. 2001. № 20. С. 33−38.
  37. В.В. Система антимонопольного законодательства в США.- М.: Наука, 1997
  38. А. Международная экономика. М.: Международные отношения, 1998
  39. Г. Б., Российские предприятия на пути в XXI век. М.: Наука, 2004 г. (Экономическая наука современной России)
  40. .Г. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004 г. (Экономическая наука современной России)
  41. Н. Россия: территория в пространствах глобализирующегося мира // МЭиМО. 2005. № 7.
  42. В. Чтобы вся страна пила медовуху // Эксперт. 2006. № 13.3 9 апреля.
  43. П. Качественный преобразователь // Эксперт Урал. 2006. № 41. 6−12 ноября.
  44. С., Николаев О. Основные направления развития внешней торговли России//Мировая экономика и международные отношения -1995 -№ 8
  45. Э. Организационно-управленческая система внешнеэкономических связей России базовые критерии//Мировая экономика и международные отношения — 1996 -№ 4
  46. И. Пустые хлопоты // Эксперт Урал. 2006. № 13. 3 — 9 апреля.
  47. И. Химию в портфель // Эксперт. 2006. № 20. 29 мая 4 июня.
  48. Г. Д., Соколова М. И. Практикум по маркетингу. Ситуационные задачи и тест-контроль. М.: Банки и биржи, 1995.
  49. В. Что такое глобализация? // Международная экономика и международные отношения. 1998. № 3. С. 14−19.
  50. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Спб.: Наука, 1996
  51. О. Даешь десять процентов // Эксперт Урал. 2006. № 38. 16 — 22 октября.
  52. И. Эффективность инвестирования и человеческий капитал в США и России // МЭиМО. 2004. № 4.
  53. М. Внешнеэкономические приоритеты России //Экономист -1996-№ 9
  54. Л. И. Международный маркетинг. Владивосток: ВГУЭС, 1999
  55. Международный маркетинг: Учебное пособие для вузов/ Г. А. Васильев, Л. А. Ибрагимов, Н. Г. Каменева и др.- Под редакцией Г. А. Васильева, Л. А. Ибрагимова.- М.: ЮНИТИДАНА, 1999
  56. Л. Международные аспекты российской инновационной политики // МЭиМО. 2001. № 5.
  57. И.Г. (реферат статьи) Криссокидис Дж.М., Вонг В. Стратегия запуска новой продукции на внешние рынки: эмпирическое исследование факторов современности// http://www.cfin.ru/press/marketing/l 999−6/10.shtml
  58. Г. Школы стратегий: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента, СПб., 2000 г.
  59. С.Г. Государственное регулирование экономики : цели, методы, программа реализации, под ред. Кузнецова Н. П. М.: 1997
  60. А. и Огнивцев Н. Транснациональный капитал и национальные государства// Мировая экономика и международные отношения 1999 — № 6
  61. Н.К. Международный маркетинг М.: ЦэиМ, 1998
  62. Ю. Маленький и быстрый / Ю. Немытых // Эксперт Урал. 2006. № 30. 21 -27 августа.
  63. В.П., Поспелова В. А. Глобализация мировой экономики. Проблемы и риски российского предпринимательства, М.: Наука 2001.
  64. В. Глобализация мировой экономики и Россия // МЭиМО. 2001. № 3.
  65. Н. Особенности эволюции крупного бизнеса в России // МЭиМО. 2005. № 8.
  66. Открытое Акционерное Общество «Пермское агрегатное объединение «Инкар», Ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за 1 квартал 2005 г.
  67. . Внешний долг России// Мировая экономика и международные отношения -1995 № 5
  68. Ю.К., Шульц Д. Н. Взаимодействие микро макроэкономики: иерархический подход. Екатеринбург, 2005
  69. A.B. Вектор экономического развития. М.: ТЕИС, 2002
  70. Портер, М, Конкуренция.: Пер. с англ.: Уч. пос. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.
  71. В.А. Интернационализация российских предприятий: зарубежный и российский опыт Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. 2000.
  72. А., Архипов С. Собственность, корпоративные конфликты и эффективность (некоторые эмпирические оценки) // Вопросы экономики. 2000. № 11. С. 114−133.
  73. А., Энтов Р. Корпоративное управление и защита прав собственности: эмпирический анализ и актуальные направления реформ. М.: ИЭПП, 2001.
  74. А., Энтов Р., Шмелева Н. Проблемы слияний и поглощений в корпоративном секторе. М.: ИЭПП, 2002.
  75. М. Разрушительный поиск справедливости // Эксперт. 2006. № 23. 19−25 июня.
  76. Н. М.,. Авдашева С. Б Лекции по теории отраслевых рынков. -Высшая школа экономики, Москва 1996 г.
  77. Н. Глобализация и неравномерность мирового развития // МЭиМО. 2001. № 3.
  78. В. Структура Российской экономики и ее включение в мирохозяйственные связи//Мировая экономика и международные отношения 1996№ 3,12
  79. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Л. Е. Стровский, С. К. Казанцев, Е. А. Паршина и др.- Под ред. проф. Л. Е. Стровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2001.
  80. Е. Навоз навывоз/ЛТрофиль.- 2000 № 4. — с. 40−45
  81. В. А. Маркетинг. Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
  82. Н.Г. Модели и методы прогнозирования рынка. М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1991
  83. Фонд «Общественное мнение» отчет «Интернет в России», выпуск 7, 2004г
  84. О. Россия в мировом хозяйстве//Экономист -1995-№ 4- Черко-вец О. Россия в контексте мировых интеграционных тенденций//Российский экономический журнал. 1996 — № 12
  85. Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. М.: ИНФРА — М, 1996
  86. В. А., Богданова Е. Л., Никитина Е. В. Внешнеторговое ценообразование: Учебное пособие. СПб.: Техническая книга, 2006.
  87. Е. Источники деловой информации //Фармацевтическое обозрение, февраль 2003 г.
  88. С. От плохого к великому // Эксперт. 2006. № 29. 14 20 августа.
  89. Ю. Глобализация и судьбы развивающихся стран // Международная экономика и международные отношения. 1998. № 5. С. 155−158.
  90. Ю. Тернистый путь России в мировую экономику // Российский экономический журнал-1996-№ 12
  91. А. Россия на тупи в техногенную цивилизацию //Мировая экономика и международные отношения 1996 -№ 12
  92. А. Глобализация и догоняющее развитие / А. Эльянов // МЭиМО. 2004. № 1.
  93. Энциклопедия маркетинга http://marketing.spb.ru/conf/9/44.htm
  94. Albaum G. et al. International marketing and export management. Addison-Wesley, 1994.
  95. Albaum G. Effectiveness of government export assistance for US smaller-sized manufactures: some further evidence // International Marketing Review. 1983. № 1.Р. 68−75.
  96. Ball Donald, McCulloch Wendell, «International Business"-Sydney:1993
  97. Bannett, R. International marketing: strategy, planning, market entry and implementation. Kogan Page, London, 1995.
  98. Baumol, W. On the Theory of Expansion of the Firm // American Economic Review. 1962. № 52. P. 1078−1087.
  99. Beamish P.W. Strategic Alliances (Globalization of the World Economy, 2)
  100. Bell J., Young S. Towards an Integrative Framework of the Internationalization of the Firm/ Internationalization: process, context and markets/ Macmillan Press LTD, UK Chapter, 1998
  101. Bilkey, W. and Tesar, G., The export behavior of smaller sized Wisconsin manufacturing firms// Journal of International Business Studies, 1977, Vol. 8, No. 1, 93−98
  102. Bucklin et al. Are you tough enough to manage your channels? // The McKinsey Quarterly. 1996. № 1. P. 105−114.
  103. Cateora P.R. International marketing. -, Boston: Irwin, 1990.
  104. , S.T. 1980. On the internationalization process of firms. European Research, 8(6):273−81.
  105. Chee H., Harris R. Marketing: a global perspective. Pitman, London, 1994.
  106. Cooper R.G. Winning at new products.- London: Kogan page, 1988
  107. Copeland L., Gridds L. Going international. Random House, 1985.
  108. Czinkota M. R., Ronkainen I. A., Moffett M. H., Moinihan E. O. Global business./By Dryden Press, USA, 1995. -502 c.
  109. Czinkota M. R., Ronkainen I. A., Moffett M. H. International business./By Dryden Press, USA, 4th ed., 1996. -848 c.
  110. Dunning J. The Eclectic Paradigm of International production: A Restatement and Some Possible Extensions, 1998
  111. Economic Report of the President- Wash.: 1989.
  112. Haar J., Ortiz-Buonafina M. The internationalization process and marketing activities. The case of Brazilian export firms // Journal of Business Research. 1995. Vol. 32. P. 175−181.
  113. Hill C.W.L., Jones G.R. Strategic Management- Homewood IL: Irwin inc, 1990.
  114. Hofstede G. The cultural relativity of organizational practices and theories // Journal of International Business Studies, Fall. 1983. P.75−89.
  115. Hollensen S. Global Marketing. Prentice Hall, 1998.
  116. Honeycutt E.D., Ford J.B. Guidelines for managing an international sales force // Industrial Marketing Management. 1995. Vol. 24. P. 135−44.
  117. Jain S.C. International Marketing Management. South-Western College Publishing, Cincinnati, OH, 1996.
  118. Jarillo J. L. On strategic Networks // Strategic Management Journal. 1988. Vol.9, P. 31−41.
  119. Jirk T.D. Mixing qualitative and quantitative methods: triangulation in action // Administrative Science Quarterly. Vol. 24. December. P. 602−611.
  120. Johanson J., Mattsson, L.-G.: Internationalization in Industrial Systems a Network Approach. (In): Hood, N., Vahlne, J-E. Strategies in Global Competition. New York: Croom Helm, 1988.
  121. Kotabe M., Helsen K. Global Marketing Management. John & Sons, Inc, 1998.
  122. Kuada, J., Sorensen, O. (1997): Export Behavior of Ghanaian Enterprises. Aalborg: Aalborg University, Center for International Studies, Denmark.
  123. Lanfant, J. Allcock and E. Bruner (eds) International Tourism: Identity and Change, pp. 205−33. London: Sage.
  124. Lawson V. The Heavyweights forecasting the obesity market in Europe for a new compound // Marketing and Research Today. 1995. November. P. 270−274.
  125. Levitt Т. The Globalization of Markets// Harvard Business Review, 1983, May-June, pp 92−102
  126. Lewison D.M. Marketing management: an overview. The Dryden Press / Harcourt Brace College Publishers, Fort Worth, TX, 1996.
  127. Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics- N.Y.: 1987
  128. Mueller P. International advertising: analysis and strategy. Macmillan, London, 1996.
  129. Nagle T.T. The strategies and tactics of pricing. Prentice Hall, Englewood Cliffs. 1987. № 1.
  130. Ogilvy and Mather Marketing to Europe. Berthlenholm Print, London, 1988.
  131. Paliwoda S.J. The Essence of International Marketing. Prentice Hall International (UK) Ltd.
  132. Root F.R. Entry strategies for international markets. Lexington Books, 1987.
  133. Sorensen O.J. The International Dimension of Industrial Economics. Centre for International studies, Aalborg University, Denmark, 1993.
  134. Sorensen O.J. Alternative ways of choosing international market entry modes. Aalborg University, Centre for International Studies, 1996.
  135. Thompson G. et al. Markets, Hierarchies and Networks. The Coordination of social life. London: Sage Publications, 1993
  136. Wendell L. French, Cecil H. Bell, Jr., Organization Development, 3rd ed. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1981
  137. World Bank. World Development Report: From Plan to Market, Oxford University Press, Oxford, 2005.
  138. World Investment Report, 2005.
  139. Young S. et al. International market entry and development: strategies and management. Prentice Hall, 1989.144. http://www.utro.ru/articles/2004/12/09/384 672.shtml
  140. Группа компаний Регион, http://www.regionbroker.ru/netcatfiles/ll134.pdf
Заполнить форму текущей работой