Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конкурентный потенциал системы адаптивного управления предприятиями сферы услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность функционирования системы управления организацией может быть, определена через результативность ее деятельности, поскольку результат управленческой деятельности проявляется опосредовано через результаты функционирования всей организации. Следовательно, эффективность адаптивных способностей системы управления предприятиями сферы услуг может быть оценена посредством анализа соотношения… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СФЕРЫ УСЛУГ
    • 1. 1. Предпосылки возникновения и фундаментальные положения адаптивного подхода к управлению
    • 1. 2. Сущность и основные элементы системы адаптивного управления предприятием сферы услуг
    • 1. 3. Интеллектуализация предприятий сферы услуг как фактор повышения их адаптивности
  • 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ
    • 2. 1. Факторы формирования адаптивной системы управления предприятиями рекреационно-оздоровительных услуг в условиях неопределенности
    • 2. 2. Мониторинг рыночной среды предприятий сферы рекреационно-оздоровительных услуг при адаптации к изменяющейся рыночной среде
    • 2. 3. Роль адашационных способностей системы управления и организационной эластичности предприятий в обеспечении долговременного соответствия тенденциям изменения рыночной среды
  • 3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРАКТИКУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 3. 1. Алгоритм практического обеспечения формирования системы адаптивного управления на предприятиях сферы рекреационно-оздоровительных услуг в условиях ужссючения конкурентной среды
    • 3. 2. Показатели оценки эффективности внедрения системы адаптивного управления предприятиями рекреационно-оздоровительной сферы
    • 3. 3. Оценка эффективности функционирования системы адаптивного управления предприятиями сферы рекреационно-оздоровительных услуг Краснодарского края и Республики Адыгея

Конкурентный потенциал системы адаптивного управления предприятиями сферы услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Посткризисное развитие характеризуется востребованностью модернизационных преобразований в экономике. Усложнение задач экономического развития обесценивает значение накопленного* менеджментом опыта при обеспечении режима эффективного функционирования хозяйствующих субъектов и вызывает необходимость изменения сложившихся систем управления: Трудность адаптации предприятий к императивам модернизации, необходимость перехода хозяйствующих субъектов к стратегии посткризисного инновационного экономического развития актуализируют проблему введения адаптивных систем управления бизнес-процессами. Задачи преодоления последствий кризисного состояния экономики придают особую значимость вопросам адаптивности организационно-управленческого механизма, обеспечивающего эффективное взаимодействие предприятий с внешней средой и, в конечном счете, их устойчивость в долгосрочной перспективе.

Адаптивность управления предприятием, подразумевая необходимость оперативного внесения корректив в ранее принятые управленческие решения или их пересмотра в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, предполагает обеспечение соответствия инструментария реализации избранной стратегии требованиям изменяющейся институциональной среды и возможностям предприятия путем коррекции позиций принятой политики и пересмотра планов в случае непредвиденного развития событий.

В научных публикациях нашли отражение некоторые аспекты экономического поведения предприятий в условиях неопределенности, но комплексные исследования монографического характера по данной тематике отсутствуют. Остаются малоизученными вопросы специфики формирования внешней среды российских предприятий, изменения их функций, свойств и механизма мотивации экономического поведения в краткосрочном и долгосрочном периодах. Следовательно, эвристический потенциал заявленной проблемы далеко не исчерпан.

Тематика диссертационной работы позволяет развить проблематику существующих исследований, посвященных вопросам введения системы адаптивного управления предприятиями в изменчивой среде, а также рассмотреть ряд аспектов совершенствования механизма планирования и анализа производственно-коммерческой деятельности предприятия на региональном рынке услуг. Прикладная востребованность исследования актуализируется отсутствием в настоящее время практических рекомендаций, направленных на внедрение современных методов адаптивного управления предприятиями сферы услуг в условиях неопределенности рынка при наличии сформировавшейся потребности в использовании механизма такого типа управления.

Степень разработанности проблемы. Теоретические и методологические аспекты разработки концептуальной модели системы адаптивного управления нашли отражение в научных трудах зарубежных ученых — экономистов, среди которых: Р. Акофф, И. Ансофф, Д. Гэлбрейт, П. Диксон, Е. Дихтлъ, П. Дойль, П. Друкер, Дж. Саридис, Й. Шумпетер, Ф. Эмери, У. Эшби и др.

В России существенный вклад в анализ проблем становления системы адаптивного управления предприятиями и использования его инструментария внесли А. Анисимов, Т. Божидарник, В. Васильев, И. Владимирова, А. Георгиевский, И. Б. Гурков, Б. Жуков, Т. Садовская, В. Самочкин, Л. Карпов, Б. Мильнер, О. Фадеева, А. Швиндина, В. Юдин и др.

Отдельным аспектам адаптивного управления в сфере услуг посвящены труды Г. Аванесовой, Г. Армстронга, А. Ю. Архипова, Д. Гоулмана, Н. П. Кетовой, Ю. С. Колесникова, Ф. Котлера, В. Н. Овчинникова, А. Томпсона, М. Турковского, ВЛнченко, Э. Халимбековой и др.

Исследование вопросов управления предприятиями рекреационно-оздоровительной сферы представлено в работах В. Алексуниной, В. Баранчеева, И. Беляевского, А. Ветитнева, А. Волова, А. Добрынина, Е. Зин дера, В. Иванова,.

И.Карташевской, Н. Мироненко, В. Преображенского, И. Твердохлебова, П. Олдак, А. Чудновского и др.

Высоко оценивая вклад этих учёных и полученные ими. результаты, представляется правомерным констатировать, что теоретические и практические аспекты формирования системы адаптивного управления предприятиями сферы услуг с учетом* отраслевых особенностей их развития-остаются недостаточно изученными. Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность проблем адаптивного управления предприятиями сферы услуг, как и несовершенство существующей практики управления такими предприятиями обусловливают актуальность заявленной темы диссертационного исследования.

Необходимость усиления научной составляющей в обосновании системы адаптивного управления предприятием сферы услуг с учетом анализа факторов внешней и внутренней среды и их оценки на региональном уровне предопределила выбор темы диссертационного исследования, обоснование его цели и постановку задач.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в углублении концептуальных основ формирования системы адаптивного управления предприятиями сферы услуг, в разработке алгоритма ее практической реализации, а также в обосновании методических рекомендаций по определению эффективности функционирования такой системы.

Поставленная цель диссертационного исследования обусловила решение следующих задач: провести эволюционный анализ управленческих концепций и раскрыть категориальную определенность, понятийногоаппарата, используемого при разработке проблемыорганизации системы адаптивного управления предприятиями сферы услуг в. условиях неопределенности изменений рыночной-среды- • определить на предметно-содержательном уровне сущность и специфику системы адаптивного управления в сфере услуг- 5 уточнить. значение категории «неопределенность» как важнейшейимманентной? характеристикирыночной среды, влияющей^ на процессы адаптации предприятий сферы-услуг к изменяющимся условиям-. выделить основные этапы формирования подсистемы-мониторинга-, динамики поведениярекреационно-оздоровительных предприятийв> рамках системы адаптивного управления имиразработать алгоритм практического обеспечения процесса формирования системы адаптивного управления на предприятиях сферы рекреационно-оздоровительных услуг в условиях ужесточения конкуренцииразработать и апробировать комплекс положений оценки эффективности системы адаптивного управления предприятиями рекреационно-оздоровительной сферы.

Объект и предмет исследования.

Объект исследования — система управления предприятиями сферы рекреационно-оздоровительных услуг в регионе.

Предметом исследования выступают: функциональное содержание, современные факторы, институционально-экономический инструментарий обеспечения системы адаптивного управления предприятиями сферы, рекреационнно-оздоровительных услуг (на примере предприятий Краснодарского края и Республики Адыгея).

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования, послужили труды отечественных и зарубежных ученых по фундаментальнымпроблемам развитиярегиональной экономики-, теории управления^ инвестиционного и финансового менеджмента, исследования, посвященные проблемам адаптивного управления предприятиями сферы услуг.

Инструментарно-методический аппарат исследования.

Обоснованность теоретических положений и аргументация? выводов,. представленных в диссертации, обеспечивается? посредством1 использованияобщенаучных и общеэкономических подходов к исследованию: системнофункционального, абстрактно-логического, эволюционного, а также методов 6 монографического обследованияэкономико-статистического, сравнительного анализа и инструментальных технологий научного познания: социологических опросов, экспертных оценок- 8ШОТ-анализатабличных и графических приемов визуализации статистических данных.

Информационно-эмпирическая^ база сформирована^ на. основе сведений, представленныхв официальных изданиях Федеральной службы государственной статистики (Росстата) и ее территориальных органовданных департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, комитета Республики Адыгея по туризму и курортам, информационных ресурсов сети Интернет. Также в работе использованы материалы научных конференций, монографических исследований, публикаций и периодической печати, результаты опроса клиентов рекреационно-оздоровительных организаций Краснодарского края и Республики Адыгея и первичная отчетность организаций исследуемой сферы.

Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты Краснодарского края и Республики Адыгея, федеральные и региональные программы экономического развития, затрагивающие различные аспекты развития рекреационно-оздоровительной сферы.

Работа выполнена в рамках Паспорта специальностей ВАК 08.00.05 -экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление, предприятиями, отраслями,.комплексами (сфера услуг) п. 1.6.109. «Совершенствование организации, управления? в сфере услуг в условиях рынка» и п. п. 1.6.117. «Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг», менеджмент п. 10.10 «Проектирование систем управления организацией. Новые формы функционирования и развития систем управления: организациями», п. 10- 11 «Процесс управления^ организацией, ее отдельными подсистемами и функциями. Целеполагание и планированиев управлении организацией.

Контроль, мониторинг, бенчмаркинг. Механизмы и методы принятия: и 7 реализации управленческих решений", п. 10.12 «Оценка управления организациями. Критерии оценки эффективности управления. Методы и показатели оценки результативности управления».

Рабочая гипотеза диссертационного исследования. В качестве исходной гипотезы принимается допущение о том, что адаптивное управление предприятиями сферыуслуг, предполагающее сочетание разработки инновационного инструментария с использованием уже накопленного опыта использования организационно-гибкого режима функционирования хозяйствующих субъектов, ориентировано на повышение эффективности производства и сохранение динамического равновесия с внешней средой в долгосрочном периоде.

Целевая ориентация диссертационной работы на формирование системы адаптивного управления предприятиями сферы рекреационно-оздоровительных услуг в условиях изменения рыночной среды подразумевает поиск инновационных инструментов управления, ориентированных на адаптацию хозяйствующих субъектов к условиям усложняющейся конкурентной среды.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В процессе эволюционного развития предпринимательства в обществе возникла устойчивая потребность в создании адаптивной системы управления, эффективной в условиях перманентных изменений внешней среды. Формирование концепции адаптивного управления обусловлено необходимостью определения новых подходов" к обеспечению готовности предприятий воспринимать и адекватно реагировать на изменение внешней среды. При адаптивном подходе организация понимается как органическая система, с присущими ей внутренними процессами самоорганизации, сохраняющей состояние динамического равновесия посредством самостоятельной перестройки ее внутренней структурно-функциональной архитектоники в результате взаимодействия с внешней средой.

2. Адаптивность системы управления предприятиями в сфере услуг обеспечивают: адаптивная организационная структура, социально8 экономический мониторинг, компетенции менеджеров. и социально-технологические инновации, корпоративная культура, ориентированная на восприимчивость изменений и обучение, инструментарно-процедурные средства вовлечения клиента в процессы повышения конкурентоспособности предприятия. Специфика формирования системы адаптивного управления предприятиями в сфере услуг заключается в высокой степени влияния интеллектуализации и корпоративной культуры коллектива предприятия на ее адаптивные возможности вследствие четкой персонификации производственных функций и тесной взаимосвязи процесса и результатов труда.

3. Современные процессы эволюционного развития рыночной среды усиливают степень ее неопределенности как атрибутивного свойства, что предопределяет необходимость изменения в экономическом поведении ее основных субъектов — предприятий. В сфере услуг неопределенность изменений среды особенно высока вследствие специфики услуги как процессинг-товара, быстрых темпов роста их рынка в России, появления большого количества новых услуг. Неопределенность конъюнктуры рынка в сфере рекреационно-оздоровительных услуг возрастает из-за. многофакторности процесса оказания данной услуги.

4. Алгоритмизация процесса формирования системы мониторинга экономического поведения рекреационно-оздоровительных предприятий позволила выделить следующие его этапы-итерации: построение подсистемы ранней идентификации изменений внешней средывыявление и анализ факторов внешней среды, влияющих на показатели деятельности предприятий в условиях неопределенностиалгоритмизация процедур определения объективной и комплексной оценки экономического состояния предприятияселекция инструментарных средств предупреждения и предотвращения нежелательного развития «негативных» факторов влияния внешней среды. Мониторинг сферы рекреационно-оздоровительных услуг целесообразно осуществлять на трех уровнях: всероссийском, региональном и уровне предприятия.

5. Практическое обеспечение адаптивного управления предприятиями сферы рекреационно-оздоровительных услуг должноосуществляться последовательнопо следующим этапам: анализ сигналов внешней среды и. — «> выявление возможных факторов угрозсоздание системы мониторингаоптимизация управления финансамианализ структуры предприятия '.невозможности ее совершенствования с целью достижения эффекта адаптивности ее управленияанализ организационной культурыдиагностика этапов формирования системы адаптивного управления для поиска новых и совершенствования действующих механизмов управления с последующей адаптацией их к изменениям внешней средыоценка степени адаптации предприятия к изменениям внешней среды.

6. Эффективность функционирования системы управления организацией может быть, определена через результативность ее деятельности, поскольку результат управленческой деятельности проявляется опосредовано через результаты функционирования всей организации. Следовательно, эффективность адаптивных способностей системы управления предприятиями сферы услуг может быть оценена посредством анализа соотношения показателей деятельности организации и изменений внешней среды в динамике. В качестве базовых показателей для оценки эффективности системы адаптивного управления рекреационно-оздоровительными предприятиями приняты: удовлетворенность рекреантовколичество рекреантов, анализируемое в разрезе групп,! выделенных в< структуре клиентской, базы по критерию степени постоянствакоэффициент использования гостиничного фондапоказатель дохода от гостиничного номера (КеуРАЯ) — показатель рентабельности деятельности.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Сформирован понятийный аппарат анализа системы адаптивного управления предприятиями сферы услуг: Ю.

— уточнено содержание дефиниции «адаптивность предприятия», под которой в рамках данного исследования подразумевается возможность перехода' предприятия с минимальными затратами времени и средствс одной альтернативы (мероприятия или бизнес-процесса, включающего* в себя совокупность действий-по рациональному использованию ресурсов) ?на другую, более эффективную;

— расширено научное представление об адаптивном управлении предприятиями сферы услуг как о менеджменте, целью которого является поддержание состояния долгосрочного динамического равновесия предприятия с внешней средой, путем использования технологии стратегического планирования, управления по слабым сигналам, а также свойств предприятия как самоорганизующейся системы.

— определено понятие «система адаптивного управления», под которой понимается комплекс элементов и функций аппарата управления организацией и их взаимоотношений, обеспечивающих сохранение устойчивости организации в долгосрочной перспективе в меняющихся условиях за счет перехода к новой управленческой концепции комплексного обеспечения конкурентоспособности фирмы на рынке.

2. Определены сущность социокультурной и профессионально-креативной интеллектуализации предприятий сферы услуг и ее воздействие на формирование системы адаптивного управления, описываемое моделями предумышленного хаоса и обучающейся организации.

3. Обоснованы, базовые элементы системы адаптивного управления предприятиями сферы рекреационно-оздоровительных услуг в условиях неопределенности изменений внешней среды: создание единой-информационно-аналитической подсистемы аппарата управления, стратегическое планирование, мониторинг, создание гибкого финансового механизма, формирование корпоративной" культуры, формирование и развитие компетенций персонала предприятий, реинжиниринг процессов производства и управления.

4. Выявлена специфика мониторинга факторов внешнейсреды, обусловленная структурными особенностями субъектной определенности агентов рынка рекреационно-оздоровительных услуг (преобладанием малых и средних предприятий). Предложена система мониторинга функционирования рекреационно-оздоровительных предприятий, основанного на выявлении и учете основных рыночных тенденций, слабых сигналов и сборе информации о клиентах.

5. Разработан алгоритм практического обеспечения процесса формирования системы адаптивного управления на предприятиях сферы рекреационно-оздоровительных услуг, доказана целесообразность его внедрения на предприятиях данной сферы.

6. Доказана эффективность внедрения системы адаптивного управления путем апробации основных результатов исследования на типичных предприятиях рекреационно-оздоровительной сферы Краснодарского края и Республики Адыгея в репрезентативном периоде.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы состоит в развитии существующих концепций и подходов в области исследования систем адаптивного управления предприятиями сферы услуг, обосновании рекомендаций по внедрению систем адаптивного управления в практику функционирования предприятий рекреационно-оздоровительной сферы с целью формирования их конкурентного потенциала.

Концептуально-теоретические положения диссертации^ могут использоваться в учебном процессе при преподавании дисциплин: «Стратегический менеджмент», «Предпринимательство в сфере услуг», «Современные технологии и инструментарии управления», «Исследование систем управления».

Практическая' значимость результатов исследования состоит в следующем:

— обоснованы основные направления совершенствования управления предприятиями сферы услуг на основе внедрения системы адаптивного.

12 управления, обеспечивающей эффективную адаптацию к условиям неопределенности изменений рыночной среды;

— определен алгоритм процесса формирования системы адаптивного управления на предприятиях сферы рекреационно-оздоровительных услуг в условиях ужесточения конкуренции с целью развития их адаптационных возможностей;

— разработана система оценки эффективности функционирования системы адаптивного управления предприятиями рекреационно-оздоровительной сферы.

Отдельные выводы могут быть предложены в качестве мер по оптимизации системы управления предприятиями сферы рекреационно-оздоровительных услуг в Краснодарском крае и Республике Адыгея.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были апробированы в докладах на международных и всероссийских научно-практических конференциях в гг. Томск, Краснодар, Волгоград, С.-Петербург, Фергана, Ставрополь, а также верифицированы в деятельности предприятий рекреационно-оздоровительной сферы Краснодарского края и Республики Адыгея. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 17 научных работах объемом 7,15 п.л. (6,48 п.л. лично автора), в т. ч. в четырех статьях в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, включенных в перечень ВАК.

Структура и объем работы. Цель, задачи и логика научного исследования определили структуру и содержание работы. Диссертация объемом 183 страницы основного текста состоит из введения, 9 параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка использованных источников в количестве 129 наименований. Работа содержит 2 приложения, 34 таблицы и 32 рисунка.

заключение

: '.

Результаты проведенного исследования системы" управления предприятиями сферы услуг в конкурентной средерегиона (по материалам Краснодарского края и Республики Адыгея) верифицируют выдвинутую гипотезу, а также формируют концептуальнуюмодель системы* адаптивного управления. Наиболее существенными результатами, полученными в ходе исследования относительно решения проблем обеспечения адаптивности системы управления предприятиями в условиях неопределенности внешней среды, являются:

1. Выявлены взаимосвязи между системой управления предприятиями и рыночной средой, учет характеристик которой имеет принципиальное значение, как для выработки адаптивной стратегии управления, так и для формирования факторов, обеспечивающих реализацию выбранной стратегии. Предприятие может эффективно осуществлять хозяйственную деятельность только при достаточной адаптивности системы управления, которая предъявляют к менеджменту дополнительно специфические императивы, а менеджеры должны обладать определенными качествами, чтобы выполнять эти требования. Категория «адаптивного управления» трактуется как вид управления, целью которого является поддержание состояния долгосрочного динамического равновесия предприятия с внешней средой, путем использования технологии стратегического планирования, управления по слабым сигналам, а также свойств предприятия* как самоорганизующейся, живой системы, балансирующей на грани-хаоса:

2. Обосновано, что одним из важнейших факторов формирования системы адаптивного управления предприятий, сферы, услуг является интеллектуализация^ предприятия вследствие персонификации услуг. Организационная? способность продуманно управлять собственным’развитиемсамообучаться и самоорганизовываться обеспечивает эффективное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе. Компании, обладающие такими характеристиками, есть «живые компании». Их способности приспосабливаться к изменениям гораздо выше за счет полноты использования интеллектуального капитала и инноваций.

3. Основной тенденцией адаптации к неопределенности внешней среды является повышение гибкости механизма управления предприятием в сложившихся рыночных условиях, что позволяет поддерживать динамическое равновесие в системе «предприятие — среда» для адаптации в долгосрочной перспективе. Основными элементами методического инструментария системы адаптивного управления предприятиями сферы рекреационно-оздоровительных услуг являются: создание единой информационно-аналитической системы управления, стратегическое планирование, мониторинг, включающий отслеживание основных рыночных тенденций, маркетинговой информации (СЬШБ) и слабых сигналов, создание гибкого финансового механизма, формирование корпоративной культуры, реинжиниринг процессов.

4. Практическое обеспечение адаптивного управления предприятиями может быть достигнуто только на основе комплексного изучения рыночной среды, в которой оно функционирует. Для реализации этих целей предлагается внедрение на предприятиях рекреационно-оздоровительных услуг системы мониторинга экономического поведения. Механизм регулирования экономического поведения представляет собой объединение основных этапов мониторинга хозяйственной деятельности предприятия и анализа воздействия факторов внешней среды для решения вопросов адаптивного управления предприятием в рыночных условиях.

5. Практическое обеспечение гибкого управления предприятиями сферы услуг должно осуществляться последовательно по следующим этапам: анализ внешней среды и выявление возможных факторов угроз и слабых сигналовсоздание системы мониторингаоптимизация управления, финансамианализ структуры предприятия и возможности ее совершенствования с целью достижения эффекта ее управленияанализ организационной культурыдиагностика этапов гибкого управления для поиска новых и совершенствования.

167 старых механизмов управления с последующей адаптацией к изменениям во внешней среде оценка степени адаптации предприятия к изменениям внешней среды.

6. Эффективность управления организацией может быть выражена через результативность деятельности фирмы, так как результат деятельности по управлению проявляется опосредовано через результаты всей организации. Следовательно, эффективность адаптивных способностей системы управления может быть оценена посредством анализа показателей деятельности организации и внешней среды в их взаимосвязи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов, 2005. С.318
  2. Р. О целеустремленных системах / Р. Акофф, Ф. Эмери. М.: Сов. радио, 1974.-272 с.
  3. В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / В. А. Алексунина. М.: Дашков и К, 2008. — 716 с.
  4. А.Ф., Гришина Н. В., Лопатина С. Т. и др. Основы менеджмента. Учебное пособие / Под общ. ред. С. Т. Лопатиной. М.: Юрайт, 1999. 295 с.
  5. А.Н., Андрюшкевич O.A., Денисова И. М. Условия эффективного функционирования новых рыночных экономик // Экономическая наука современной России. 2002. № 3. С. 20−30
  6. И. Стратегическое управление: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. -519 с.
  7. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Санкт-Петербург, «Питер», 1999.
  8. Ари де Гиус, «Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде». СПб: «Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге», 2004
  9. Ю.Аубакирова Г. М. Становление и развитие адаптивного управления в условиях рыночной экономики (на материалах промышленных предприятий Республики Казахстан): Автореф. дис. д. э.н.: 08.00.05/
  10. Университет международного бизнеса. Алматы. 2008. — 55 с. 16 911 .Багиев Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности.-Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.231 с.
  11. М.И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. 5-е изд., доп: и перераб. М.: Финансы и статистика. 2005.- 536 с.
  12. В. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия / В. Баранчеев, С. Стрижов // Маркетинг. — 1996. № 5. -42 с.
  13. И.К. Маркетинговые исследование : информация, анализ, прогноз. — М.: Финансы и статистика. 2001. 320 с.
  14. М.А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития// Менеджмент в России и за рубежом. № 2 /2000. С.45−46
  15. Г. В. Интеллектуализация деятельности предприятия, журнал «Креативная экономика» № 02 2007. С.84−91
  16. Т.В. Управление гибким развитием предприятий в трансфармационной экономике: Стратегический аспект: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.06.01/КНУ им. Т. Г. Шевченко.-К. 2003.- 21 с.
  17. В.О. Антикризисное управление предприятием: Научный сборник Киев.: ЦУЛ. 2003.- 504 с.
  18. В.Н., Садовская Т. Г. Организационно-экономические основы гибкого производства.- М.: Высшая школа. 1988.- 272 с.
  19. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. — М.: Гардарика. 1996. 416 с.
  20. И.Г. Адаптивные структуры управления компаниями// Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 5. С. 25−29
  21. Г. А. Мониторинг деятельности малых предприятий в изменяющихся условиях рыночной1 среды// Проблемы современной экономики 2009. — № 1(29).
  22. А. Б. Дарвинизм /А. Б. Георгиевский. М., 1985. — 271 с.
  23. Д., Бояцис Р., Энни Макки «Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта». М, Альпина Бизнес Букс. 2005.
  24. В. Ф.Г85 Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — 2-е изд., стереотип. — К.: МАУП- 2001. — 152 е.: ил. — Библиогр.: с. 142−143.
  25. И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий / И. Б. Гурков. М.- ТЕИС, 2003. — С. 236.
  26. Дж. К. Экономическая теория и цели общества. М.: Прогресс. 1976.-330 с.
  27. П., Крышталь Н. Инновационный путь России М.: «Европа», 2008. 53 с.
  28. Е., Хершген X. Практический маркетинг. Учеб. пособие / Пер. с нем. A.M. Макарова- Под ред. И. С Минко М.: Высш. шк., 1995.- 255 с.
  29. А. И. Экономическая теория. СПб: Питер. 2000. — 544 с.
  30. П. Менеджмент: стратегия и тактика. Серия «Теория и практика менеджмента». Санкт-Петербург: Питер, 1999, 560 с.
  31. A.A. Маркетинговая концепция управления предприятием//Маркетинг в России и за рубежом № 2/1998
  32. С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. — Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. -242 с.
  33. П. Эффективное управление: Пер. с англ. М.: Фаир-Пресс, 2002. -288 с.
  34. П. Эффективный управляющий-М.: BCI, 1994. -268 с.
  35. .С. Оценка результативности стратегического планирования в городах России. СПб.: МЦСЭИ «Леоньевский центр» Электронный ресурс. Режим доступа http://www.citistrategy.leontief.ru свободный.
  36. .М. гибкое развитие предприятия:инновационный подход. —
  37. М.:Компания «Спутник», 2006. = 369 с.171
  38. В.В., Волов А. Б. Гостиничный менеджмент. М.:ИНФРА-М, 2007. — 384 с. — (Национальные проекты)
  39. М., Колупаева С., Кочетков Г. США: управление наукой и нововведениями. М.:Наука.1990. 213 с.
  40. История развития управленческой мысли — (Электронный ресурс) -http://www.stplan.ru/articles/theory/shystory.htm
  41. Й.Шумпетер. Теория экономического развития. М.: Наука 1982.
  42. В.Ф. Неопределенность: виды, интерпретации, учет при моделировании и принятии решений // Вестник Санкт- Петербургского университета. — 1993. —№ 2.
  43. JI. Е., Юдин В. Н. Адаптивное управление по прецедентам, основанное на классификации состояний управляемых объектов // Труды Института Системного Программирования РАН, т. 13, ч.2. М., 2007, стр. 37−57.
  44. И.Ф. Географические аспекты познавательного туризма. Рынок экскурсионных услуг. — Симферополь: Издательство «Пирамида-Крым», 2000. 146 с.
  45. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития / под ред. Т. Конти, Е. Кондо, Г. Ватсона / пер. с англ. А. Роскина. М. РИА «Стандарты и качество», 2005. — С. 134−150 .
  46. Г. Б. и др.Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Клейнер Г. Б., 391 с.
  47. Г. Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004. — 240 с.
  48. E.H. Природа инноваций и некоторые проблемы инновационного управления //Управление: социально-философские проблемы методологии и практики. СПб.: Изд. «Книжный дом», 2005.).
  49. E.H., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. —М.: Наука, 1994. —236 с.
  50. Концепции развития туризма в Республике Адыгея, и Республиканской целевой программы «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея» на 2007−2011 годы. Распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.10.2006 N 245-р.
  51. JI.B. Социология адаптаций: этюды апологии. — Новосибирск.: Изд-во ИЭиОПП СО РАН. 1997. -327 с.
  52. JI.B., Шабанова М. А., Шарнина О., Чистякова Ю. Б. Человек и рынок: проблемы социальной адаптации // Социологические аспекты перехода к рыночной экономике. Часть 1. / Под ред. Бородкина Ф. М. и Михеевой А. Р. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН. 1994.
  53. X., Керкленд Д., Вигери П. Стратегия в условиях неопределенности «Экономические стратегии», 2002, № 6, стр. 78−85.
  54. О.А. Исследование операций: учебник / Косоруков О. А., Мищенко А.В./ Под общ.ред. Тихомирова Н. П. М.: Издательство «Экзамен». 2003. -448 с.
  55. Р. Фирма, рынок, право: Пер. с англ. М.: Дело, 1999. —192 с.
  56. Кружки качества на японских предприятиях. Обзор. М.: Изд-во стандартов, 1980. — 329 с.
  57. Д.Б. Российские предприятия в середине 2001 г.: факторы рыночного успеха и перспективы развития /Кувалдин Д.Б., Демочкина А. В., Моисеева А. К. //Проблемы прогнозирования. 2002. — № 2. — 151 -168 с.
  58. Ю.В. и Подлесных В.И. Менеджмент, Издательство: «Бизнес-Пресса», 2001, страниц: 432)
  59. А.П. Маркетинг. Учебник. М.: Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова. 1999. -398 с.
  60. В.А. Проактивная компания. Методы менеджмента. Материалы тринадцатой ежегодной Международной конференции «От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса», 7−9 октября 2003г
  61. М.М., Игнатьева А. В., Комаров МА. и др. Менеджмент. Учебник для вузов. / Под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -343 с.
  62. Маркетинг гостиничных услуг: Учеб. — метод, пособие: Пер. с польск. -М.: Финансы и статистика, 2006. 296 с.:ил. — Пер. изд.:Магек Turkowski. Marketing uslug hotelarskich. — Polskie Wydawnictwo Economiczne: Warszawa, Rzeczposlita Polska, 2003.
  63. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе. Учебник для вузов / Под ред. Н. Д. Эриашвили М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 255 с.
  64. Маркетинг: Учебник для вузов / Эриашвили Н. Д., Ховард К., Цыпкин Ю. А., и др.- Под ред. Н. Д. Эриашвили. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-631 с.
  65. Г. И. Методы вычислительной математики / Г. И. Марчук. — Москва: «Наука», 1980, С. 345.
  66. Менеджмент организации: Учеб. Пособ. для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера/ Под общей ред. В. Е. Панкина. Таганрог: ТРТУ, 2006.- 304 с.
  67. A.A., Герасимова Е. Б. Рыночные риски: формализация, моделирование, оценка качества моделей. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. стр 62
  68. .З. М 60 Теория организации: Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М: ИНФРА-М, 2005.-720с. с 664)
  69. Мильнер Б. З. Управление знаниями в современной экономике. Журнал «Креативная экономика», 2006 http://creativeconomv.ru/library/prd 155. php)
  70. Г. и др. Стратегический процесс: Концепции, проблемы, решения. М., 2001. — 684 с.
  71. Н.С., Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-207 с.
  72. Мишин В. Мотивация инновационной деятельности управленческого персонала по реструктуризации предприятий // Кадровик. Кадровый менеджмент 2008. — № 8.
  73. Мониторинг поведения промышленного предприятия как субъекта переходной экономики/ Кравченко H.A., Комаров В. Ф., Маркова В. Д. и др. Новосибирск. Рос. акад. наук, Сиб. отделение, Институт экономики и орг. пром. пр-ва, 1996. 529 с.
  74. Р. Диксон. Управление маркетингом. М.: Бином, 1998. — 258 с.
  75. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 № 70 «О создании на территории Краснодарского края особой экономической зоны туристко-рекреационного типа»
  76. Постановление Правительства от 14.01.2008 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Юг России (2008−2012 годы)"// Российская газета 2008. 23 янв.
  77. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 991 «О Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта"//Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 2. Ст. 113
  78. А.И. Социология современной организации. — М., 1995. —296 с.
  79. Нижегород. гос. техн. ун.-т. Нижний Новгород, 2006. -117 с.176
  80. Е.Н., Яшин С. Н. Сравнительная оценка: практические аспекты (мониторинг экономической безопасности региона- стратегический анализ компаний и бизнес-единиц): Нижегород. гос. техн. ун.-т. Нижний Новгород, 2006. -100 с.
  81. В.В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. — Том IV. — № 3. — С.126
  82. Рекомендации Всемирной туристической организации (ВТО), приняты на международной конференции ВТО в Будапеште, февраль 1993 г.
  83. М., Фирстенберг А. Интеллектуальная организация. М.: ИНФРА-М, 2003.
  84. З.П. Общее управление организацией: теория и практика. -М.-ИНФРА-М, 2001 304 с.
  85. В.Н. Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело. 2000.- 376 с.
  86. П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 1999 -408с
  87. М.М. Модернизация институциональной структуры российской системы образования. — Ростов Н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2004. -192 с.
  88. В. И., Забродский В. А., Копейченко Ю. В. Проектирование ' систем адаптивного управления производством. — Харьков: Вища школа, 1984.-384 с.
  89. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1996. -608 с.
  90. C.B. Организация управления предприятием. М, 2003. С.254
  91. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г.: Закон Краснодарского края. Принят 16.04.2008
  92. К. Вечный дух предпринимательства: Практическая философия бизнесмена: Пер. с англ. М.: Московский бизнес, 1990. — 222 с.
  93. Теоретические основы рекреационной географии/Под ред. В. С. Преображенского и др. — М.: Наука, 1975. — 224 с.
  94. A.B. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006 Электронный ресурс. Режим доступа http://www.aup.ru/books/m87/cBo6oflHbm
  95. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, НА. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 1998.-669 с.
  96. О.П. Сибирское село: альтернативные модели адаптации // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. М., 1999. 234 с.
  97. А., Эмерсон Т., Тайлор Ф., Форд Т. Управление это наука и искусство. — М.: Республика, 1992. — 351 с.
  98. P.A. Система менеджмента. Учебно-практич. пособ., 2-е изд. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. 352. с.
  99. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации"// Российская газета 2005. 29 июля
  100. В.В., Герасимов Б. И., Романов А. П. Формирование товарно-ассортиментной политики организации в условиях неопределенности: Монография. Тамбов: Издательство Тамбовского гос. технич. ун-та, 2004. -152 с.
  101. Дж. У. Управление людьми в компаниях: руководство для менеджера: Пер. с англ. -М.: Олимп-Бизнес, 1999.- 419 с.
  102. Р. и Базан Т. Как создать Интеллектуальную организацию: Пер. с англ.-М.: ИНФРА-М, 2002,-XXV, 230 с. (Серия «Менеджмент для лидера»)
  103. Хартия туризма и Кодекс туриста, док. ВТО А/6/11 «а». Рез. 1. София, 22 сентября 1985.
  104. А.И., Воронин В. П., Овчинникова Т. И., Гоз О.М. Мониторинговый анализ как информационная основа социально-экономического управления предприятием (на примере Воронежской области) // Менеджмент в России и за рубежом. -2002. № 3.
  105. Ф.И., Котилко В. В. Предпринимательство в России -территориально-отраслевой мониторинг. М.: Экономика, 1997.- 351 с.
  106. В.В., Василенко Н. В. Институционализм как методология исследования образования. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. -192 с.
  107. А.А. Адаптация организационных структур управления к современным рыночным условиям//Вестник СумДУ. Серия Экономика.2008 № 1. С. 20−25
  108. А.Ю. Социально-экономический мониторинг концепция: проблемы, перспективы/ Шевяков А. Ю., Клейнер Г. Б. //Экономика и математические методы. Т.28.- М.: Наука, 1994.
  109. Экономическая стратегия фирмы/ Под ред. А. П. Градова .- 3-е изд.-СПб.: Спец-Лит, 2000. -589 с.
  110. Я.Я. Экономика природопользования: Екатеринбург: Изд-во Уральского эконом, ун-та, 1997 — 764 с.
  111. Д.Ш. Оценка гибкости предприятия//Материалы науч-практич. Конф. аспирантов и студентов «Проблемы развития финансовой системы Украины».- Симферополь: ТНУ им. Вернадского, 2005. -274 с.
  112. Kanter R.M., Stein В.А., Jick T. D: The Challenge of Organizational Change. N.Y., 1992
  113. Kotter J.P., Schlesinger G.A. Choosing Strategies for Cnange//Harvard Business Review, 1979. Vol. 57, № 2. P. l 11.
  114. Lawrence P., Lorsch J. Organisation and Environment. Boston, Division of Research, Harvard Business School, 1967.
  115. Piter F. Druker. Effective Execurive // American Political Science Review, 1966
  116. Roth P., Schrand A. Touristik-Marceting. Munchen- Vahlen, 1995.
  117. Underwood G. Categories of Adaptation. Evolution, 1954, Vol.8. P.372.
  118. Chandler A. Strategy and structure. Cambridge, 1962.
  119. Freeman, R.E. Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: 1984.
Заполнить форму текущей работой