Актуальность темы
Роль трубопроводного транспорта в нефтегазовой отрасли промышленности чрезвычайно высока. Развитие экономики России невозможно без обеспечения отечественной нефтеперерабатывающей промышленности нефтью для производства нефтепродуктов и сырья для нефтехимической промышленности, без экспорта нефти для получения валюты и закупки зарубежного оборудования, материалов и технологий. В целях обеспечения стратегических и экономических интересов России необходимо развивать существующую инфраструктуру транспорта нефти, а также расширять строительство трубопроводного транспорта.
По строительству и эксплуатации магистральных трубопроводов Россия занимает одно из первых мест в мире. Несомненно, что строительство нефтегазовых трубопроводных систем является сейчас не только одним из основных направлений деятельности в указанной отрасли, но и важной государственной задачей. Несмотря на то что в России накоплен большой опыт сооружения трубопроводных систем для транспортировки природного газа, нефти и нефтепродуктов, существующая нормативная база уже давно не отвечает современным требованиям, в связи с чем ранее действующие законы и инструкции практически перестали применяться.
В России, являющейся одной из крупнейших нефтепроизводителей, трубопроводное законодательство фактически отсутствует.
Единственным правовым актом, на уровне федерального закона, регулирующим имущественные отношения в этой сфере, является Гражданский кодекс РФ. При этом поскольку строительство магистрального нефтепровода регулируется договором подряда, сочетающим в себе элементы строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядных работ для государственных нужд, а также ряда сопутствующих договоров (поставки, страхования, агентирования, купли-продажи и т. д.), то нормы кодекса применяются в общих чертах с отсылкой на условия в договоре.
Специального правового регулирования договора строительного подряда магистральных нефтепроводов и связанных с ним отношений ни в Гражданском кодексе РФ, ни в другом нормативном правовом акте не содержится.
Особенность правового регулирования договора подряда в области строительства магистральных нефтепроводов, на взгляд автора, должна быть связана, во-первых, со специфическим объектом договора строительного подряда — магистральным нефтепроводомво-вторых, с наличием прочной связи строительства нефтепровода с инструментами государственного регулированияв-третьих, с безопасностью строительства трубопроводного транспорта для человека и окружающей среды.
Глобальная энергетическая безопасность, достижение доступности и гарантированности получения энергоресурсов всеми странами — сегодня это тема номер один в мире, и в ближайшие годы она не потеряет своей актуальности. Строительство трубопроводных магистралей, связывающих страны и континенты, — важнейшее звено на пути к этой цели. Необходимым условием сохранения и развития российского нефтегазового комплекса является его подконтрольность государству, которая вытекает из нормативных правовых актов (ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «О естественных монополиях», ФЗ «Об экологической экспертизе» и т. д.).
Осмысление опыта, накопленного за последние десятилетия, приводит к выводу, что топливно-энергетический комплекс страны крайне нуждается в стройной системе нормативных правовых актов федерального значения, отвечающих современному законодательству и новым требованиям к качеству и безопасности магистральных трубопроводов.
В области строительства магистральных нефтепроводов уже долгое время решается вопрос о принятии федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте». ОАО «АК «Транснефть», будучи единым оператором по транспортировке нефти российских производителей по магистральным нефтепроводам СНГ и стран Балтии, рассматривает указанный закон как один из базовых отраслевых законов, призванных обеспечить регулирование правовых, экономических и организационных отношений в сфере создания, развития и функционирования систем магистрального трубопроводного транспорта.1.
Рассматривая магистральные нефтепроводы как один из видов транспорта, автор приходит к следующему выводу. Правовое положение автомобильных дорог России регулируется Федеральным законом РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, а железнодорожного транспорта — Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в РФ» от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ. В этих законах охвачены вопросы государственного регулирования, лицензирования, обязательной сертификации, стандартизации, тарифов, сборов, платы на железнодорожном транспорте, использования земель транспорта, проектирования, строительства, реконструкции объектов этих видов транспорта и др.
Также крайне необходимо принять федеральный закон «О магистральном трубопроводном транспорте», применимый к нефтегазовой отрасли в целом и рассматривающий вопросы как публично-правового, так и частноправового характера.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретических основ совершенствования действующего законодательства и рекомендаций по введению первоочередных нормативных правовых норм с учетом выделения магистральных нефтепроводов в отдельную область правового регулирования.
1 Михайлов В. Цель технической политики — максимальная зффективность/УТрубопроводный транспорт нефти. — 2002. — № 9. С. 9.
Достижению указанной цели способствовало решение следующих задач: дать определение понятиям «строительство магистральных нефтепроводов» и «магистральный нефтепровод" — исследовать гражданско-правовой аспект строительства магистральных нефтепроводов;
— проанализировать историю развития законодательства в сфере строительства магистральных нефтепроводов России;
— выявить особенности договора строительного подряда магистральных нефтепроводов;
— выделить особенности договора на выполнение проектных и изыскательских работ для сооружения магистральных нефтепроводов;
— выработать предложения по совершенствованию действующего законодательства и созданию единой системы упорядоченных нормативных актов в области строительства нефтепроводов.
Объектом диссертационного исследования выступают гражданско-правовые отношения, возникающие при строительстве магистральных нефтепроводов России.
Предметом исследования является изучение договорных отношений при строительстве магистральных нефтепроводовдействующего законодательства РФ, регулирующего в современных условиях порядок строительства трубопроводной системы нефти Россиипутей совершенствования законодательной базы в сфере строительства трубопроводной транспортной сети углеводородов.
Степень разработанности темы исследования. В настоящее время отсутствуют комплексные монографические исследования, посвященные правовому регулированию строительства магистральных нефтепроводов России. Поэтому при написании диссертационного исследования автор обращался к общим трудам в области гражданского права.
Разработка теоретико-правовых вопросов гражданско-правового регулирования строительства магистральных нефтепроводов осуществлялась на основе трудов отечественных ученых — правоведов Д. И. Мейера, Г. Ф. Шершеневича, О. С. Иоффе, Е. А. Суханова, С. С. Алексеева, И. Б. Новицкого, В. В. Витрянского, Б. И. Путинского и др. Однако, несмотря на заметное число специальных работ технического и экономического характера, связанных со строительством магистральных нефтепроводов, вопросы гражданско-правового аспекта при сооружении нефтепроводной системы России остаются практически неизученными. Среди небольшого числа авторов, в той или иной степени, касающихся изучаемой темы, выделяются такие, как И. И. Мазура, A.A. Коршак, С. Ю. Мареева, В. А. Егиазаров, М. В. Лурье.
Недостаточная разработанность гражданско-правового аспекта строительства магистральных нефтепроводов, отсутствие необходимой законодательной и научной базы обусловливают необходимость дальнейшего исследования теоретических вопросов указанных проблем. В связи с этим автором сделана попытка найти ответы на вопросы, возникающие в практике.
Методологическую основу исследования составляет комплекс научных методов исследования, в частности сравнительно-правовой, формально-логический, историко-правовой, метод анализа судебной практики, обобщения законодательства и практики его применения.
Теоретической базой исследования являются научные труды отечественных дореволюционных ученых — цивилистов (Д.И. Мейер, Г. Ф. Шершеневич, В. И. Синайский, К. П. Победоносцев и др.), советских ученых-правоведов (О.С. Иоффе, В. А. Романенко, A.A. Каравайкин, М. Я. Черняк, В. Ф. Чигир и др.) и современных российских ученых (М.И. Брагинский, В. В. Витрянский, П. В. Крашенинников, A.A. Коршак, В. Д. Шапиро, В. Ф. Мартынюк и др.).
Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования составили международные правовые акты, Конституция РФ, гражданское законодательство, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные и отраслевые нормативные акты обязательного и рекомендательного характера, международные стандарты ИСО — 9000 по качеству, регламенты и положения ОАО «АК «Транснефть». Кроме того, были изучены нормативно-технические документы в области трубопроводного транспорта нефти, в том числе документация по строительству объекта — «Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». В частности, проанализированы разделы проектной документации: «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) технико-экономического обоснования (ТЭО) первого этапа строительства «Усть Кут — Талаканское месторождение» (утверждено Приказом Ростехнадзора об утверждении государственной экологической экспертизы от 16.10.2006 г. № 909) — ОВОС ТЭО второго этапа строительства «Тында — г. Алдан» (утверждено Приказом Ростехнадзора от 17.11.2006 г. № 1018) — ОВОС ТЭО третьего этапа строительства «Талаканское месторождение — г. Алдан» (утверждено Приказом Ростехнадзора от 09.02.2007 г. № 59).
Объективность проведенных исследований определяется практическим материалом и статистическими данными, собранными автором с 2004 по 2007 г. Рассмотрены отраслевые регламенты и положения (56 документов) в нефтегазовой отрасли. В качестве респондентов опроса (11 человек) выступил руководящий состав пяти открытых акционерных обществ системы ОАО «АК «Транснефть», в том числе ОАО «Гипротрубопровода», «Связьтранснефти», «Сибнефтепровода»,.
ВНИИСТа", «Северо-Западных МН». Проведено интервьюирование 67 сотрудников ОАО «ЦУП «Стройнефть».
Кроме того, изучены данные годового отчета ОАО «АК «Транснефть» по состоянию на 31.12.2008 г., а также данные Федеральной службы государственной статистики РФ, согласно которым, построено нефтепроводов магистральных и нефтепродуктопроводов магистральных региональных в 2003 году — 1,4 тыс. км, в 2005 году — 0,6 тыс. км, в 2006 году — 0,8 тыс. км, в 2007 году — 0,5 тыс.км.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые проведено комплексное исследование правовой природы строительства магистральных нефтепроводов, выявлены особенности договорных отношений, касающихся изучаемой темы, определены правовые основы данного направления строительства, пути совершенствования законодательства в области трубопроводного транспорта нефти применительно к i современным условиям.
Диссертационное исследование осуществлено с учетом изменений, внесенных в законодательство: ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ, ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ, ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 и др.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Строительство магистрального нефтепровода представляет собой предпринимательскую деятельность, направленную на выполнение работ по проектированию, строительно-монтажным работам и сдаче в эксплуатацию магистрального нефтепровода.
2. Вывод о необходимости закрепления в российском законодательстве понятия «магистральный нефтепровод». Магистральный нефтепровод представляет собой индивидуально-определенную, неделимую вещь, относящуюся к объекту недвижимости и предназначенную для транспортировки нефти и нефтепродуктов из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, отдельных промышленных предприятий) по единой проектно-сметной документации.
3. Особенности договора строительного подряда магистральных нефтепроводов связаны: во-первых, со специфическим объектом договора строительного подряда — магистральным нефтепроводом, отличающимся от иных объектов договора строительного подряда своим составом — технической сложностью и инженерным обустройствомво-вторых, с существенными условиями договора строительного подряда магистральных нефтепроводов, которыми являются предмет договора, срок и ценав-третьих, с длительностью договорных связей между заказчиком и подрядчиком, их сотрудничеством в надлежащем исполнении договорных обязательствв-четвертых, с тем, что если заказчиком строительства магистрального нефтепровода по договору выступает государство (строительство всех нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть») или строительство ведется за счет бюджетных средств, имеет место контракт на выполнение работ для государственных нуждв-пятых, с наличием специального правового регулирования содержания данного договора на охрану окружающей среды и защиту социальных и иных общественных интересов.
4. Особенностью договора на выполнение проектных и изыскательских работ для сооружения магистральных нефтепроводов является то, что его предметом является индивидуально разработанная техническая (проектная) документация, которая выполняется на основании задания на проектирование и представляет собой объект авторского права.
5. Требуется разработать специальный порядок регистрации права собственности и иных вещных прав на все трубопроводы (газо-, нефте-, промысловые, технологические трубопроводы) в связи с особенностями данных объектов и отказаться от применения в данных отношениях по аналогии законодательства о регистрации права собственности и иных и вещных прав на кабельно-линейные сооружения связи.
6. Участие государства в качестве заказчика по договорам подряда магистральных нефтепроводов обусловливает особенности в правовом режиме магистральных нефтепроводов, финансирование их строительства, исполнение сторонами своих обязательств, сдачи-приемки выполненных работ и др., которые должны быть учтены в специальном законе.
7. Вывод о выделении правовых норм в сфере регулирования строительства магистральных нефтепроводов в самостоятельную подотрасль гражданского законодательства. В связи с этим сформулирована необходимость унификации нормативной правовой базы в области строительства магистральных нефтепроводов.
Предложения по совершенствованию законодательства:
1) Включить в ст. 762 ГК РФ «Обязанности заказчика» условие о предоставлении заказчиком земельного участка под проведение изыскательских работ;
2) Разработать и принять самостоятельный нормативный акт в виде постановления Правительства РФ «Об особенностях государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на линейные объекты по транспортировке углеводородов»;
3) Разработать и принять федеральный закон «О государственном контракте на выполнение работ для государственных нужд», в котором предусмотреть раздел «Строительство магистральных нефтепроводов», касающийся правового режима объекта контракта, существенных условий контракта, сдачи-приемки работ по строительству магистральных нефтепроводов и др.;
4) Разработать и принять комплекс нормативных правовых актов: специальный нормативный акт — федеральный закон «О магистральном трубопроводном транспорте».
— постановление Правительства РФ «Об особенностях государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на линейные объекты по транспортировке углеводородов»;
— федеральный закон «О государственном контракте на выполнение работ для государственных нужд», в котором предусматривается раздел «Строительство магистральных нефтепроводов».
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется прежде всего его направленностью на разработку эффективных предложений, касающихся правовых аспектов строительства магистральных нефтепроводов.
Практическая значимость диссертации состоит в конкретных предложениях по внесению изменений в действующее законодательство в целях устранения выявленных пробелов и противоречий. Выводы исследования могут быть использованы в практической деятельности субъектами рассматриваемых правовых отношений, а также в учебных заведениях при чтении лекций и проведении семинарских занятий по гражданскому, предпринимательскому праву.
Диссертация является первым в России самостоятельным комплексным исследованием по вопросу гражданского правового регулирования строительства магистральных нефтепроводов.
Апробация результатов исследования. Диссертация была выполнена и обсуждена на кафедре гражданского права Российской правовой академии Министерства юстиции РФ.
По теме диссертации опубликовано четыре научных статьи.
Результаты исследования были использованы в учебном процессе Московского государственного индустриального университета и внедрены в практическую деятельность профилирующих организаций, о чем имеются соответствующие акты.
Структура диссертации обусловлена целью исследования и состоит введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка используемых источников и приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории 53 регионов Российской Федерации.
За последние годы резко возросла роль трубопроводного транспорта в российской экономике. Это связано с рядом факторов — увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней вследствие роста объемов транспорта нефти, создание новых рабочих мест, развитие экономики и инфраструктуры регионов и т. д.
Согласно Энергостратегии РФ до 2020 года планируется создание единой национальной трубопроводной системы и увеличение добычи нефти с газовым конденсатом до 360 млрд т/год. Единой, в том числе в географическом масштабе — от западных границ до восточных, с выходом как на северные рубежи, так и на южные. Уже постепенно реализовываются проекты Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), строительство БТС-2, трансбалканского нефтепровода Бургас — Александруполис.
В целях обеспечения стратегических и экономических интересов страны необходимо развивать существующие и открывать новые направления экспорта нефти. Успешное существование и стабильная ситуация в трубопроводном транспорте нефти может быть при условии ее выделения в отдельную область правового регулирования.
Первый нефтепровод был построен в 1878 году и явился родоначальником гигантской сети магистральных трубопроводов, эксплуатирующейся в настоящее время. На протяжении 130 лет ученые технологи и экономисты повышали уровень качества и надежности трубопроводов, увеличивали их диаметры, совершенствовали способы прокладки, разрабатывали теории наибольшей защиты от различных факторов, методики по диагностированию и т. д. Однако, все это время строительство магистральных нефтепроводов не рассматривается на законодательном уровне.
Реализация всех проектов в нефтяной отрасли в настоящее время осуществляется на базе ведомственных норм и правил (ГОСТов, СНИПов, СП), а также, по большей части, регламентов и типовых положений, разрабатываемых АК «Транснефть». Автор исследуемой работы считает необходимым данную ситуацию изменить по следующим причинам: во-первых, единственным оператором магистральных нефтепроводов России является ОАО «АК «Транснефть», она же и разработчик всех действующих регламентов, она же и монополист по транспортировки нефти по магистральным трубопроводам. Таким образом, Транснефть диктует свои правила через созданные ею ведомственные нормативные акты. Иными словами создаются неравные условия для участников строительства, нарушается принцип не дискриминации и равенства, прописанный в Федеральном законе «О естественных монополиях».
Принятие Федерального закона «О техническом регулировании» должно способствовать развитию и становлению технической регламентации сферы строительства магистральных нефтепроводов, основанной на предписаниях закона, устранив путаницу в применении актов обязательного и рекомендательного характеров.
Необходим федеральный закон, регламентирующий деятельность магистрального трубопроводного транспорта России. Особенности работы систем магистрального нефтепроводного транспорта требуют отражения в принятом федеральном законе отношений их собственников с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, с федеральными органами исполнительной власти, включая федеральные органы по регулированию естественных монополий, а так же с физическими и юридическими лицами.
Принятый закон не должен быть рамочным, содержащим в каждой статье ряд отсылочных норм — «если иное не противоречит законодательству». При разработки законодательного акта законодатель должен самостоятельно проверять соответствие положений закона уже действующему законодательству.
Необходимость принятия отраслевого закона обуславливается тем, что в настоящее время вопросы регулирования магистральных нефтепроводов отражены в различных нормативно-правовых актах: право собственностиФЗ «О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним», Постановления Правительства РФ «Об особенностях государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи», предоставление земельных отводовЗемельным кодексом РФ, охрана окружающей среды — ФЗ «Об охране окружающей среды» и др. Учитывая большой объем работ, которые производятся" при сооружении нефтепроводов и соответственно огромное количество законодательных актов, регулирующих выполнение этих работ, следует в принятом законе «о магистральных трубопроводах» там, где это необходимо, указывать ссылки на те нормативные акты (статьи), которыми регулируются определенные отношения.
При установлении основных тенденций развития строительной деятельности следует учитывать особую значимость объектов топливно-энергетического комплекса как основы национальной экономики государства.
Отношения между субъектами строительства магистральных нефтепроводов, их права, обязанности, ответственность регулируются заключенным между ними договором подряда (строительного подряда, договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд). Данный вид договора является основным, но вместе с тем, он не является единственным. Сопутствующими договорами являются договоры купли-продажи, поставки, аренды, хранения, найма, агентирования и др.
Особенность правового регулирования договора подряда в области строительства магистральных нефтепроводов, на взгляд автора работы, связана: во-первых, со специфическим объектом договора строительного подряда — магистрального нефтепроводаво-вторых, наличие прочной связи строительства нефтепровода с инструментами государственного регулированияв-третьих, строительство трубопроводного транспорта должно быть безопасным для человека и окружающей среды.
На основе полученных в работе выводов возможно внести следующие предложения в действующее законодательство:
1. Принять основной Федеральный Закон «О магистральном трубопроводном транспорте».
Автор работы считает, что Федеральный закон «О магистральном трубопроводном транспорте» должен состоять из двух частей'/ общей и особенной. В первой части необходимым будет освятить вопросы общего характера (тарификации, налоговой базы, лицензирования, государственного регулирования, экологической и промышленной безопасности и т. д.), а в особенной части раскрыть вопросы гражданско-правового характера, касающиеся подряда на строительство трубопроводов.
Структуру закона «О магистральном трубопроводном транспорте» автор диссертации представляет таким образом.
I. Общая часть.
Глава 1. Общие положения.
В данной главе следует дать определения основным понятиям в сфере магистрального трубопроводного транспорта, а также указать правовую основу регулирования отношений в сфере магистрального трубопроводного транспорта.
Глава 2. Основы государственного регулирования в области магистрального трубопроводного транспорта.
В этой главе целесообразно освятить следующие вопросы: ценовой и налоговой политики, промышленной и экологической безопасности, вопросы сертификации и стандартизации, особенности отношений организаций-собственников магистрального трубопроводного транспорта с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления и другие аспекты, разрешаемые исключительно с помощью государственных органов РФ.
Глава 3. Правовые основы функционирования и развития систем магистрального трубопроводного транспорта.
Автор работы предлагает здесь рассмотреть правила взаимодействия организаций собственников магистральных трубопроводов с эксплуатирующими организациями по вопросам проведения ремонта, диагностики трубопроводов, предоставления услуг по транспортировки продукции в соответствии с антимонопольным законодательством. Правоотношения между собственником магистральных трубопроводов и собственниками перекачиваемой продукции регулируются договорами, разрабатываемыми и заключаемыми в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Наиболее сложным с правовой точки зрения является договор транспортировки нефти. Главная проблема связана с тем, что грузоотправитель закачивает в трубопровод нефть одного качества, а получает на выходе нефть другого качества. Это, пожалуй, единственный случай так называемой обезличенной транспортировки. ГК РФ предусматривает и регулирует правоотношения, связанные с хранением вещей с обезличиванием (ст. 890). Применительно к транспортировке эта особенность не предусмотрена. В этой связи, целесообразно ввести в ГК РФ специальный раздел «договор транспортировки нефти и газа» .195.
Глава 4. Особенности экономических отношений в области магистрального трубопроводного транспорта.
195 Перчик А. И. Правовые проблемы развития трубопроводного транспорта в России //НефтьГазПраво — 2005. — № 5 -С.5.
Данная глава рассматривает особенности государственного регулирования тарифов на услуги магистральных трубопроводов и инвестиционной политики, устанавливая налоговые льготы для инвестиций наиболее важных проектов развития магистрального трубопроводного транспорта.
Глава 5. Регулирование землепользования при строительстве и эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта.
Дело в том, что магистральные нефтепроводы обычно проходят по территории нескольких административных субъектов. И везде надо получить землеотводы. Каким образом следует регулировать отношения с частными организациями — собственниками или арендаторами земель? Потребность в законодательном определении конкретных механизмов решения этих вопросов с учетом отраслевой специфики очевидна.196.
В тоже время предоставление земельных отводов в сфере автомобильных и железных дорог реализуется на федеральном уровне (Постановление Правительства РФ от 14.04.2007 г. № 233 «О порядке и установление полос отвода федеральных автомобильных дорог"197, Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог"198).
Настоящая проблема с землеотводами может быть решена путем принятия нормативно-правового акта федерального значения, устанавливающего порядок предоставления отводов под строительство магистральных нефтепроводов, например, Постановления Правительства РФ.
В настоящей главе следует предусмотреть общие положения предоставления земельных отводов под строительство магистральных нефтепроводов, а порядок предоставления отразить в Постановлении.
196 Горев В. Г. Нормативно-правовое регулирование в трубопроводном транспорте//Трубопроводный транспорт нефти.2007.№ 6.С.22.
Собр.законодательства Рос.Федерации.23.04.2007. № 17. Ст. 2049.
498 Собр. законодательства Рос.Федерации. 16.10.2006. № 42. Ст. 4385.
Правительства РФ «О порядке предоставления земельных отводов под проведение изыскательских и строительных работ для объектов нефтегазового комплекса». В этом документе необходимо подробно рассмотреть порядок предоставления земельных участков для строительства, ремонта или реконструкции объектов системы магистрального трубопроводного транспорта, взаимоотношений между собственником земельного участка и организацией, строящей, ремонтирующей трубопровод. Определить законодательно статус земель, предоставляемых для этих целей, а также определить порядок установления охранных зон объектов магистрального трубопроводного транспорта.
Глава 6. Правовое регулирование промышленной и экологической безопасности в области магистрального трубопроводного транспорта.
Автор работы, учитывая всю значимость настоящей главы, предлагает законодателям с особой щепетильностью подойти к правовому обеспечению надежности и безопасности объектов магистрального трубопроводного транспорта. Необходимо усилить государственный надзор и контроль за указанными объектами, установить регулярный экологический мониторинг за окружающей средой, руководствоваться федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В эту главу включить статью с перечислением норм и правил безопасного функционирования объектов магистрального трубопроводного транспорта, обязательного наличия лицензий или допусков саморегулируемых организаций на строительство, проектирование и проведение изыскательских работ. Так же этот раздел должен предусматривать гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный вследствие эксплуатации объектов трубопроводного транспорта, и уголовную ответственность за террористические врезки в магистральные нефтепроводы.
Автор диссертационного исследования согласен с мнением Заведующего кафедрой горного права РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, что в разделе, регулирующем промышленную безопасность, целесообразно предусмотреть, по аналогии с ФЗ «О газоснабжении» от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ, требование осуществлять прогнозирование вероятности возникновения аварий и катастроф на объектах магистрального трубопроводного транспорта. Соответствующие нормы, правила и методики должны утверждаться федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. То же касается мероприятий, направленных на предотвращение актов и последствий террористической деятельности.199.
Глава 7. Правовое регулирование магистрального трубопроводного транспорта в зонах континентального шельфа.
Зона континентального шельфа находится вне пределов государственной территории и все отношения, связанные со строительством и эксплуатацией магистральных трубопроводов в этой зоне, регулируются нормами ФЗ «О континентальном шельфе» от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ и нормами международного' права, которые в зоне отечественного шельфа I предусматривают право иностранных государств и лиц осуществлять определенные действия, например, прокладывать подводные кабели и подводные трубопроводы. Иными словами, Россия осуществляет на континентальном шельфе суверенные права в целях разведки и разработки месторождений, а не только исключительное право разрешать создание и эксплуатацию сооружений, в том числе подводных кабелей и трубопроводов. Все эти юридические тонкости, связанные с применением норм международного морского права, а также особенности сооружения и эксплуатации подводных трубопроводов, более жесткие экологические требования, особенно при разливах нефти, должны найти отражение в предлагаемом законопроекте.
Глава 8. Мобилизационная готовность и особенности делопроизводства на объектах магистрального трубопроводного транспорта.
199 Там же. С. 6.
В целях обеспечения безопасности Российской Федерация при объявлении чрезвычайного положения осуществляется мобилизационная готовность систем магистрального трубопроводного транспорта (магистральных трубопроводов), имеющих важное значение для жизнедеятельности субъектов Российской Федерации.
Делопроизводство на объектах магистрального трубопроводного транспорта должно осуществляться на русском языке и языке субъектов РФ, по территории которых проходят магистральные трубопроводы.
Глава 9. Международное регулирование и сотрудничество в области систем магистрального трубопроводного транспорта.
Эта глава предусматривает международные договоры и соглашения о сотрудничестве, а также взаимную помощь государств по вопросам магистрального трубопроводного транспорта.
II. Особенная часть.
Глава 1. Общие положения.
Настоящая глава раскрывает понятия всего жизненного цикла строительства магистрального трубопровода: проектирование, строительно-монтажные работы, сдача-приемка объекта в эксплуатацию. Устанавливает правовой режим магистрального нефтепровода.
Глава 2. Особенности договорных отношений при проектировании и проведении изыскательских работ для объектов магистрального трубопроводного транспорта.
Здесь автор работы указывает на правовую особенность заключения договора подряда на проектирование и проведение изыскательских работ. В связи с тем, что магистральный нефтепровод является технически сложной вещью, то заключаются одновременно несколько субподрядных договоров согласно специфике производимых работ. Рассматривается вопрос предварительного предоставления земельных участков под строительство, порядок и сроки предоставления, а также порядок взаимодействия с государственными органами власти.
Глава 3. Особенности договорных отношений при строительстве магистрального трубопроводного транспорта.
Основной вид договора на строительство магистрального нефтепровода является договор строительного подряда. Рассматривается его специфика в соответствии с предметом договора. Основной договор включает в себя ряд субподрядных договоров. Выделяется отдельно статья, рассматривающая вопрос регистрации права собственности магистрального нефтепровода в соответствии с предлагаемым автором работы Постановлением Правительства РФ «Об особенностях государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на линейные объекты по транспортировки углеводородов». В данной главе необходимо рассмотреть не рамочный договор подряда, а договор подряда именно на строительство магистрального нефтепровода с указанием технических регламентов (специальных или общих), национальных стандартов или стандартов организации. Указать государственное влияние на строительство трубопроводов, требования экологической и промышленной безопасности с проведением на каждом этапе строительства экологического контроля.
Кроме того, в настоящей главе следует выделить особую конструкцию договора подряда — государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
Глава 4. Эксплуатация магистральных трубопроводов.
Правила эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта должны производится в соответствии с современными нормами и стандартами, а также техническими регламентами, устанавливающими сроки службы трубопроводов. Все эти документы необходимо указать в настоящем законопроекте. В связи с чем, следует ускорить принятие этих нормативно-правовых актов.
Глава 5. Порядок проведения реконструкции и капитального ремонта на объектах магистральных трубопроводов.
В этой главе необходимо также указывать регламенты, стандарты и нормы, в соответствии с которыми осуществляется данный вид работ.
Глава 6. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона.
Ответственность за нарушение и неисполнение настоящих положений осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Глава 7. Заключительные положения.
Здесь следует указать на приведение нормативных правовых актов.
Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Кроме того, автор диссертации обосновал в работе принятие нормативных правовых актов федерального значения:
— Федерального закона «О государственном контракте на выполнение работ для государственных нужд», в котором предусматривается раздел «строительство магистральных нефтепроводов». В нем указывается особенность правового режима объекта контракта, существенных условий контракта, сдачи-приемки работ по строительству магистральных у нефтепроводов и др.
Постановления Правительства РФ «Об особенностях государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на линейные объекты по транспортировки углеводородов» и установить в нем следующие разделы:
I. Перечень объектов, относящихся к линейным сооружениям по транспортировки углеводородов;
II. Список документов, необходимых для государственной регистрации прав;
III. Порядок регистрации линейных объектов по транспортировки углеводородов по территории одного регистрационного округа;
IV. Порядок регистрации линейных объектов по транспортировки углеводородов по территории более одного регистрационного округа;
V. Порядок регистрации права на земельные участки, на которых располагаются линейные объекты по транспортировки углеводородов;
VI. Записи о государственной регистрации права на линейные объекты по транспортировки углеводородов.
Автор работы предлагает унификацию всей нормативной правовой базы в сфере строительства магистральных нефтепроводов.
Таким образом, итоговые выводы1 исследования могут быть использованы в практической деятельности субъектами соответствующих правовых отношений, а также при чтении лекций и проведении семинарских занятий по гражданскому, предпринимательскому праву, в том числе в учебных заведениях направления нефтегазового дела.