Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Высшее образование как социальная ценность в трансформирующемся обществе: управленческий аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Связи с этим с особой остротой встает вопрос о качестве профессиональной подготовки специалистов в вузах. В деятельности образовательных учреждений проблема качества образования тесно связана с реализацией управленческой политики и необходимостью создания и внедрения технологий, оптимизирующих образовательный процесс, которыми являются современные образовательные технологии. В современном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Высшее образование как объект социального управления
    • 1. 1. Высшее образование в системе социальных отношений в трансформирующемся обществе
    • 1. 2. Коммуникативная функция образования как отражение информациональности общества
    • 1. 3. Содержание понятия высшего образования как социальной ценности
  • Глава 2. Исследование системы высшего образования в Республике
  • Бурятия как социальной ценности
    • 2. 1. Методические подходы к исследованию системы высшего образования в Республике Бурятия
    • 2. 2. Социологический анализ системы высшего образования в Республике Бурятия
    • 2. 3. Основные направления совершенствования системы высшего образования в Республике Бурятил

Высшее образование как социальная ценность в трансформирующемся обществе: управленческий аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В трансформирующемся российском обществе знания, информация, их доступность и качество приобретают все большее значение. Подтверждением служит тот факт, что в развитых странах свыше 85% экономического роста основано на знаниях, как основном ресурсе.1 Одним из основных источников получения знания является образование. Оно развивает знания и природные задатки, способствует росту интеллектуального потенциала не только личности, но и общества, и государства. Оно формулирует отношение подрастающего поколения к труду, предопределяет профессию и квалификацию, способствует, повышение эффективности и качества производстварасширяет свободу выбора профессии и деятельности. Оно подготавливает молодежь к жизни в обществе, участию в хозяйственных, управленческих и политических процессахобеспечивает освоение различных форм занятий, способствует повышению интереса к видам деятельности и жизни в целом. Оно спссобствует социальной мобильности, решению задач социального равенства и т. д.2 В эпоху глобализации и новых технологий образование это не просто социальная сфера. Это вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, граждане — все заинтересованные в качественном образовании нового поколения.

Наряду со знаниями важнейшей частью социальной культуры являются социальные ценности. Каждое конкретное общество, помимо всеобщих, общечеловеческих ценностей, имеет и свои специфические представления.

0 том, что полезно, важно, разрешено, а что вредно, неважно, запрещено. В этом находит свое выражение этнонациональное, профессиональное или иное своеобразие культуры данного общества. Социальные ценности,.

1 Мов. есям А. Г. Интеллектуальные ресурсы и инновации//Экономика XXI века.-2000.-№ 12. С. 5. «Фил тов С. А. Непрерывное образование — объективный императив 21 века./ 11 учпые записки H ГА:|У. 2002,-В ы пуск 2.-С. 136. квалифицированные кадры и образованных людей, личности — дальнейшую социализацию.

Данный процесс в различных социально-территориальных общностях происходит в различной степени и в разных условиях, что вызывает необходимость управления им. В связи с этим тема данного исследования весьма актуальна.

В связи с усилением роли национально-территориальных и других местных структур все более проявляет себя процесс регионализации. Образовательная политика в республиках все больше начинает детерминироваться своими проблемами занятости и трудоустройства населения, миграции, экологии и здоровья, безопасности и порядка. Каждый регион или республика создают свою систему высшего образования со своими структурами, системами финансирования и правилами управления, для выполнения конкретных социальных целей и в соответствии с этим выбирает нужную ему образовательную политику. Регионализация высшего образования имеет как свои положительные, так и отрицательные черты. К числу положительных моментов этого процесса можно отнести то, что региональные вузы, в большей мере учитывая потребности региона или республики в специалистах той или иной профессии, могут оперативно реагировать на изменение спроса на них. К числу отрицательных — не всегда высокое качество выпускаемых специалистов и соответствующая их востребованность.

Поэтому особое значение приобретают научный анализ системы высшего образования Республики Бурятия как социальной ценности, необходимость определения места высшего образования в системе социальных ценностей в трансформирующемся обществе, определение основных путей повышения качества высшего образования в Республике Бурятия.

Интерес к указанному кругу проблем, необходимость и актуальность их исследования определили характер и содержание данной работы.

Степени научной разработанности темы. Исследование системы высшего образования имеет давнюю традицию. Изучение образования начинается с трудов Э. Дюркгейма, который подчеркивал, что основная функция образования — передавать подрастающим поколениям ценности господствующей культуры. Существенный вклад в изучение образования внести К. Маркс, Дж. Дьюи, Т. Парсонс, Р. Коллинз, П Бурдье, А. Турэн и другие выдающиеся социологи XIX—XX вв. К. Маркс, в частности, раскрыл связь содержания и функций образования с классовой структурой общества. Р. Коллинз показал, каким образом различные статусные группы влияют на развитие образования, на формирование его различных стандартов. Т. Парсонс с позиций структурно-функциональной теории проанализировал роль школьного класса как специфической социальной систомы. А. Турэн проследил взаимодействие системы образования, особенно университетов, с ее социокультурной средой.

Проблемы образования, основные положения институционального подхода, связи института образования с другими институтами общества изложены в трудах российских ученых: Б. С. Гершунского, Н. С. Ладыжец, В. А. Ядова, Г. В. Осипова, В. Г. Кинелева. Следует отметить, что ипст национальный подход является наиболее распространенным в социологических исследованиях образования. Такие российские социологи, как Д. Л. Константиновский, М. Н. Руткевич, Л. Н. Коган, Ф. Р. Филиппов, В. И. Шубкин и др., исследовали роль системы образования как фактора изменения социальной структуры общества и важного канала социальной мобильности. В. Я. Нечаев подчеркивал необходимость иссл гдовать образование в социальном контексте, выделяя два подхода: социокультурный и институциональный. По мнению Нечаева, наличие двух подходов в исследовании системы высшего образования недостаточно для выявления механизма становления и функционирования высшего образования как социального института. Для достижения данной цели он предлагает новый подход, который он называет социокоммуникативным.

Проблемам взаимодействия образования и социальной структуры посвящен ряд работ Ф. Р. Филиппова, Л. Ф. Лисе, 'М.Н. Руткевича, Л. Я. Рубиной и др. Некоторые аспекты этого 'вопроса освещены в исследованиях, проведенных под руководством В. Н. Шубкина, Д. Л. Константиновского, М. Х. Титмы. Социальные аспекты образования отражены в работах, Ф. Г. Зиятдиновой. Она рассматривает образование как один из важнейших объектов социальной политики. •.

Л.Н. Коган считает, что образование представляет собой самостоятельный социальный институт и одновременно является особым видом человеческой деятельности по получению знаний, навыков' и умений, по формированию собственной личности. Он подчеркивает взаимосвязь образования с культурой, причем культурой интеллектуальной. Обращает также на себя внимание взаимосвязь образования и самообразования, которая в большинстве других работ не просматривается.

Деятельностный подход к образованию реализуется в публикациях В. А. Дмитриенко и H.A. Люрьи. Они утверждают, что «.образование есть организованная деятельность людей, направленная на освоение накопленных ценностей культуры с целью воспроизводства личности, адекватной социальной природе данного общества».1.

Немаловажное значение имеют методологические и общетеоретические исследования института образования с точки зрения философии, педагогики, представленные в работах А. Г. Здравомыслова,.

B.П.Зинченко, Ф. Э. Шереги, а также в трудах О. Долженко,.

C.И.Архангельского, В. Л. Шатуновского, В. С. Леднева, посвященных учебному процессу и современным методам и технологиям обучения.

1 Дмитриенко B.A., Люрья II.A. Образование как социальный институт.-Красноярск: Изд-во Красноярского гос. ун-та, 1989, — С. 17. •.

Необходимо отметить труды П. А. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, А. И. Молибога, В. В. Давыдова, И .Я. Конфедератова, в которых в различной степени освещались вопросы теории и методики образования.

Вопросы регионализации образования, а именно организационные и управленческие проблемы функционирования системы высшего образования на уровне региона, отражены в работах В. Н. Аверкина, H.A. Лоншаковой, В. В. Нестерова, H.A.

В то же время, несмотря на имеющийся интерес ученых и практиков к исследованию высшего образования, наличие различных аспектов изучения системы высшего образования, проблема высшего образования как социальной ценности еще не заняла подобающего места.

Во-первых, в отечественной социологической науке изучение системы высшего образования имеет, в основном, институциональный подход. Акцент делается на взаимодействии института образования с другими социальными институтами. Практически не освещаются вопросы социальной ценности высшего образования на уровне личности, общества и государства.

Во-вторых, высшее образование — это вложение в будущее страны, поэтому необходимо больше внимания уделять научному исследованию и оценке состояния системы высшего образования в регионах, безусловно, имеющих свою специфику.

Все это объясняет, внимание автора к проблеме изучения взаимодействия высшего образования в системе социальных отношений, содержание понятия высшего образования как социальной ценности.

Однако, возможности и результаты развития системы высшего образования в разных регионах современного российского общества различны, что во многом связано с финансовыми и национальными факторами. В качестве объекта исследования мы избрали систему высшего образования Республики Бурятия.

Высшая' школа сегодня рассматривается как одна из основных ценностей, без которых невозможно дальнейшее развитие общества. Таким образом, можно говорить об образовании как социальной ценности, которая является двигателем дальнейшего развития общества. Именно, поэтому предметом нашего исследования является’социальная ценность высшего образования Республики Бурятия на разных уровнях: личности, общества и государства.

В Республике Бурятия высшее образование занимает значимое положение, которое обеспечивается государственным, регулированием развития образования через законы об образовании, реформы образования и постановления. За последние 10 лет кардинально изменилась' политическая и правовая система страны, основы ее экономики, В соответствии с этим система российского образования также претерпела значительные изменения в контексте общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других нормативных актов.

В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» (1996) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996) развивается автономия образовательных учреждений, содержащая основные условия демократизации образования, дающие учебным заведениям широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей их образовательными и иными услугами.

Значительным импульсом в развитии системы образования стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможность выбора уровня и вида образованияс другой, в условиях ограниченности бюджетных средств позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития.

Но, в то же время, на наш взгляд, многое зависит не только от государственных органов управления, но и от ученых, в частности от социологов. Важность исследования социологических характеристик высшего образования в Республике Бурятия обусловлена тем, что оптимально организованное управление данной сферой немыслимо без подробного знания об объекте управления — образовании как социальной ценности, когда образование рассматривается как ключевой фактор экономического роста, как краеугольный камень социального и экономического благосостояния, -. как стратегический и самый долговременный из всех активных производственных факторов, обеспечивающих перевод общества от экстенсивного к интенсивному развитию, как инвестиционная отрасль духовного производства.

Сложности переходного периода усугубили многие проблемы высшего профессионального образования как в стране, так и на территории Республики Бурятия. Во-первых, из-за нестабильности экономического положения и неопределенности экономической политики молодежь больше ориентируется на расширение возможностей материального благополучия, нежели на учебу в вузе. Таким образом, возникает безработица среди высокообразованных специалистов и наличие изрядного количества рабочих мест, требующих низкоквалифицированного труда. Они затрагивают в первую очередь выпускников высших учебных заведений более высокого уровня. Низкая общественная востребованность профессионализма в современных условиях способствует девальвации ценности образования. Следовательно, в этих условиях бесперспективно связывать ценность образования с необходимостью профессионализма. Это значит сделать столь же сомнительной и востребованность образования. Во-вторых, переход к новым видам и формам деятельности высвобождает специалистов, чьи шансы на трудоустройство выше, чем у выпускников учебных заведений. Положение в вузовской системе образования обостряется оттоком из вузов наиболее < одаренных и талантливых кадров, что поставило ряд профессиональных образовательных учреждений перед проблемой либо самоликвидации, либо превращения в коммерческие организации.

Однако как показывает мировой опыт, значимость образования не снижается в переходные периоды общества. Напротив, многие страны выход из острых проблем переходного периода находили в образовании. В настоящее время можно говорить о формировании информационального общества, то есть общества, в котором фактор знания и сфера знания играют определяющую роль в общественном развитии. Причем, под сферой знания будет пониматься образование, наука, технология, национальные стратегические концепции, международные интеллектуальные средства, язык, общее знание о других культурах, многообразие коммуникационных каналов.

Учитывая важную миссию, которую должно выполнять образование в ходе трансформации российского общества, в целом и его национально-территориальных образованиях, в частности, в Республике Бурятия, целью нашего исследования является изучение системы высшего образования как социальной ценности применительно к такой социально-территориальной общности, как Республика Бурятия и возможностей ее со вер ш енство ван и я.

Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи исследования:

— определить место высшего образования в системе социальных отношений трансформирующегося российского общества, и его особенностей как объекта социального управления;

— обосновать значимость реализации и рассмотреть содержание такой функции высшего образования, как коммуникативная;

— исследовать содержание социальной ценности высшего образования в Республике Бурятия;

— разработать основные направления совершенствования системы высшего образования Республики Бурятия.

Теоретическое исследование и анализ практики позволили сформулировать следующие исследовательские гипотезы:

— высшее образование является основной социальной ценностью молодежи.

— имеется противоречие между потребностями в образований государства, общества и личности.

Методологическая и информационная база исследования. В процессе работы автором были использованы общенаучные методы и принципы познания в их применении к социологии, такие, как методология сравнительного и системного анализа общественных явлений, а также структурно-функциональный подход.

В процессе исследования были изучены и проанализированы монографии, сборники научных публикаций, материалы конференций, совещаний, круглых столов.

Исходными данными явились статистические данные Госкомстата Республики Бурятия по высшему образованию (2001,2002 г. г.) — статистические данные по системе образования (материалы к коллегии Министерства образования Российской Федерации по итогам деятельности в 2002 году) — статистические данные по системе образования Республики Бурятия (по итогам деятельности в 2002 году), Доклад заместителя министра образования Бадлуева А. И. на научно-практической конференции, посвященной 10-летию отдела высшего образования Министерства науки и образования Республики Бурятия, статистические данные Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Бурятияи официальные правительственные документы и результаты социологических исследований. Эмпирической базой исследования являются результаты социологических исследований, которые были проведены автором в 2001/2002 уч.г. и.

13 '.

2002/2003 <�уч.г. среди студентов и преподавателей высших учебных заведений г. Улан-Удэ, результаты которогов целом полностью характеризуют систему высшего образования в Республике Бурятия. Для получения первичного материала были использованы: анализ статистических данных, публикации в местной печати, также использовались данные других исследований по изучению состояния системы высшего образования. I" .

Для сбора социологической информации в ходе эмпирического исследования применялся метод анкетного опроса.

Общий объем выборки составил 1400 человек, что составляет 6% от генеральной совокупности. В целом выборка является репрезентативной генеральному массиву для обоснования необходимых выводов ' и обобщений.

Научная новизна работы заключается в обосновании и раскрытии противоречия в содержании социальной ценности высшего образования на уровне личности, общества, государства, в разработке направлений его преодоления в Республике Бурятия.

В диссертации по-новому рассмотрены следующие проблемы:

— обоснование высшего образования как социальной ценности;

— определена коммуникативная функция высшего образования как ведущая;

— дается социологический анализ высшего образования Республики Бурятия, с точки зрения его социальной ценностипроведен анализ актуальности специальностей для Республики Бурятия и мотивации молодежи в получении высшего профессионального образования;

— разработаны основные направления совершенствования системы высшего образования в Республике Бурятия.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в возможности использования ее положений и выводов для дальнейшего изучения высшего образования как социальной ценности, а также • результаты исследования могут быть использованы в формировании образовательной политики в Республике Бурятия и других социально-территориальных общностях при учете их особенностей.

Материалы диссертации могут быть использованы в образовательных учреждениях при написании учебных пособий в качестве методологической и методической основы при подготовке и чтении курсов по социальным дисциплинам «Социология образования», «Социология управления образованием».

Основные положения работыизложены автором в докладах на научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов Восточно-Сибирского государственного технологического университета (2002г., 2003 г.), на научных и научно-практических сессиях НГАЭиУ (2001г., 2002 г., 2003 г.).

Результаты исследования использовались в информационном обеспечении и аналитических материалах отдела высшего образования Министерства образования и науки Республики Бурятия.

Структура работы обусловлена целью и задачами, стоящими перед исследователем. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.

Образование является средством, процессом и результатом развития человека, это процесс приобретения знаний, процесс познания себя и I других. Образование призвано обеспечивать целостность и стабильность общества, его развитие и совершенствование через гармонизацию общих й индивидуальных интересов, через обеспечение развития его членов. Для достижения этих целей особое внимание привлекает высшее образование, как определенная система передачи знаний, общественный институт подготовки и переподготовки, становления и развития субъекта труда высшей квалификации — личности, его интеллектуального, деятельностного и творческого потенциала.

Проблемы высшего образования, которые стоят перед каждой страной, в главном все едины, с небольшими вариациями они присущи национальным системам образования. Разница в масштабах, остроте, а также целеустремленности в поисках положительных решений. Эти проблемы активно обсуждаются на протяжении десятилетий и веков, являются они актуальными и для современного российского общества.

В ходе проведенного социологического исследования высшее образование как социальная ценность на уровне такой социально-территориальной общности, как Республика Бурятия, подтвердились обе гипотезы, а именно: что высшее образование в современном российском обществе, в целом и в Республике Бурятия, является основной социальной ценностью различных групп, в том числе и молодежии что между потребностью в образовании государства, общества и личностью имеются противоречия. На разрешение данного противоречия и должны быть направлены предлагаемые в работе рекомендации. Для их реализации необходимо, прежде всего, осознание данного противоречия всеми субъектами не только образования, но и субъектами социального управления. Система высшего образования все чаще демонстрирует неадекваФность вложенного достигнутому. Особую роль данный процесс имеет для конкретных национально-территориальных сообществ, характеризующихся своей спецификой социально-экономического, демографического, экологического развития.

В целом, в современных социально-экономических условиях, высшее образование является основным фактором в дальнейшей стратегии развития страны и региона. Оно должно быть направлено на подготовку национально-культурной элиты, имеющей высокую профессиональную подготовку, нацеленную на развитие национальной экономики и культуры, как страны, так и республики. 1.

Каждое общество имеет четко определенные главные ценности, с которыми члены общества в целом согласны. Среди них выделяет высшее образование как основную социальную ценность различных групп, в том числе и молодежи. Социальная ценность высшего образования является I определяющим фактором в ориентации, поведении и формировании позиции личности.

Общество меняется, оно трансформируется, так как меняется сам человек, соответственно меняются и ценности. В трансформирующемся обществе, когда происходит крушение старых ценностей и возникновение новых, возникает ценностная пустота, происходит переоценка ценностей. В переходный период на первый план выходят индивидуалистические ценности. Но все-таки, личности в разные периоды общества, в основном следуют тем же мотивам социального взаимодействия, в результате, которых придерживаются одних и тех же ценностей. Общество, в котором существуют «универсальная» система ценностей, является стабильным. В современных условиях к образованию предъявляются новые требования. Новый порядок общественного развития, когда культурные, исторические факторы становятся паритетными с безусловно-доминировавшими ранее социально-экономическими структурами, продуцирует качественно иные требования к характеру, целям и методам образовательного процесса, статусу образования в системе социальный отношений.

В настоящее время происходит становление информационального общества, в котором информация, ее обработка и передача с помощью новых информационных технологий являются основным источником производства. Соответственно такое общество требует высокообразованных граждан, для которых одной из потребностей, как подтвердило наше исследование, является получение высшего образования. Таким образом, можно сказать о том, что высшее образование является основной социальной ценностью, ! которая достигается через образовательные потребности.

При профессиональной, подготовке и воспитании будущих специалистов необходимо учитывать не только личные потребности в получении той или иной специальности, а учитывать общественные и государственные потребности данной республики. Необходимо преобразить и динамизировать высшее образование, не растратив его национальных корней, традиций, ценностей, лежащих в фундаменте национальной культуры. Выбор пути развития необходимо согласовывать с особенностями национально-территориального устройства.

Государственная потребность в образовании должна проявиться в том, что высшее образование должно стать инвестиционной сферой государственной политики, а не сферой изъятия ресурсов всех видов — финансовых, материально-технических, кадровых — для перераспределения в иные сферы, которая реализуется регулирующей деятельностью государства в сфере образования посредством законов, указов, международных программ и т. д. Правительство сегодня убедилось в том, что реформы в образовании нужны глубокие и продуктивные. Из государственной образовательной политики уходит политическая конъюнктура, в соответствии с которой в предыдущие годы пытались превратить пауку и образование в сферу большого и прибыльного бизнеса. #.

Общественная потребность в образовании выражается в том, каков спрос различных социальных групп на образование. Происходит утрата доверия к образованию со стороны общества. Причем, общество само является одной из причин, породивших существующий разрыв между общественными нуждами и образованием. Социальный заказ,' предъявляемый обществом к системе образования, вступает в противоречие с возможностями данной системы удовлетворять современные социальные потребности в этой сфере. Как показало наше исследование, сегодня уже существуют противоречия между реальными потребностями общества и жизненными планами выпускников, между развитием системы образования в целом и развитием производства и общества. Общество должно формировать образованию социальный заказ на подготовку именно тех специалистов, которые необходимы для его' развития и совершенствования. И от того, насколько успешно будет функционировать социальный институт высшего образования, зависит развитие общества.

Личностная потребность в образовании формирует у человека не только сумму базовых знаний, но умение воспринимать новые знания, ценности. Личность в процессе обучения из получателя знаний переходит в субъект I самостоятельной деятельности, способный к активной деятельности по преобразованию общества.

13 связи с этим с особой остротой встает вопрос о качестве профессиональной подготовки специалистов в вузах. В деятельности образовательных учреждений проблема качества образования тесно связана с реализацией управленческой политики и необходимостью создания и внедрения технологий, оптимизирующих образовательный процесс, которыми являются современные образовательные технологии. В современном информациональном обществе, информационные технологии открывают перед человеком новые перспективы, изменяют темпоральность социума и личности. На первый план выходит умение человека (самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую ему информацию. Как бы стремительно ни развивались технологии, информацию по-прежнему способен производить только человек. Поэтому с возрастанием потенциала информационального общества, будет востребоваться все более человеческий интеллектуальный потенциал. В связи с этим, одной из важнейших задач высшего образования является развитие информационных технологий в учебном процессе, причем информационные и коммуникативные технологии должны изучаться в комплексе.

Воздействие образования на качество личностного роста непосредственно связано с нравственным воспитанием. Быстроизменяющийся дефицит нравственности является намного опаснее дефицита бюджетного или товарного, поскольку корни его произрастают из отношения государства, общества и человека к образованию. «Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества, воспитание, или лучше, сказать отсутствие воспитания, есть корень всякого зла. Скажем более, одно просвещение в состоянии удержать новое безумство, новые общественные бедствия.» (А.С.Пушкин). Именно, образование способно изменить нарастающие негативные тенденции в духовной сфере. Только ему посильна поистине историческая роль духовного целителя человечества. Но это должно быть образование, несущее не только знания, но и глубокую гуманистическую веру в человека, а также знания, формирующие образованность и интеллигентность. Оно необходимо как противовес центробежным силам профессионализма. Только развитая гуманитарная культура является условием выживания и совершенствования современной цивилизации. Итак, необходимо выделить следующие ключевые моменты: — образование является социальной ценностью личности, которая преобразует её и становится потребностью в течение всей жизниспособствует её интеллектуальному развитиюсистема высшего образования испытывает значительные финансовые трудности, несовершенство законодательного регулирования, поэтому образование должно явиться главной стратегической задачей государства, как основа для его дальнейшего существования, развития И процветанияпроисходит снижение доверия к образованию со стороны общества, причем, общество само является одной из причин, породивших существующий разрыв между общественными нуждами и образованиемсуществует противоречие между рынком образовательных услуг и рынком труда, т. е. несоответствие запросов последнего предложениям высшего профессионального образованиябольшое внимание в работе вузов должно уделяться качеству образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы философии и социологии образования, (концептуальные основания, стратегии развития, перспективы педагогической практики) /Люрья H.A., Петрова Г. И. Соготовский В.Н. и др. под общ.ред. В. А. Дмитриенко.-Томск, ТГПУ, 1998.-229с.
  2. И.В. Учебный курс: факторы успеха. -М.: Высшая школа, 1989.
  3. В.Н. Оценивание профессиональной деятельности преподавателя университета./Юбраз.професс.производства.Сб.ст.-Самара, 1998.-132с.
  4. С.И. Учебный процесс в высшей школе- / его закономерные основы и методы. Учебно-методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1980.-380с.
  5. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. -М.- Высшая школа, 1976.-200с.
  6. Е.И. Трансформация ценностей российского общества.//ПОЛИС.-М., 2000.-№ 6.
  7. Т.Б. Молодежь в системе высшего образования: выбор пути. Тезисы докладов на I Всероссийском социологическом конгрессе.-СПб., 2000.-896с.
  8. Е.П. Образ и смысл русской школы: очерки прикладного философского образования. Волгоград: Перемена, 2000.-461с.
  9. Ю.Бикметов Е. Ю. Образование как сфера общения /Башк.гос.ун-т.-Уфа, 1998.-121 с.
  10. П.Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в 1 контексте социал изаци и .//Педагоги ка.-1996.-№ 1.
  11. Г. Коллективное поведение//Американская социологическая мысль.-М.-1994.
  12. Н.Бородина Н. К. Образование и духовный потенциал личности: реалии и перспективы//искусство, образование, наука в предверии III тысяч.-Волгоград, 1999.
  13. С.К. Социально-философские основания образования /Костром, гос. ун-т им. Н. А. Некрасова.-Кострома, 2000.-289с.
  14. А.П. Социокультурная динамика образования:Истор.опыт России.-Дубна:Феникс, 2001.-207с.
  15. А.П. Образование в России: стратегия выбора: (Монография/Рос.гос.пед.ун-т им. А. И. Герцена. СПб: Изд-во РГГУ им. А. И. Герцена,-1998.-127с.
  16. Н.П., Урсул А. Д. Образование и наука XXI века. Стратегия устойчивого развития//образование, наука, университет — гаранты будущего человечестваю-М., 2000.-С.11−29.
  17. Взаимодействие личности и общества: социальный аспект: (Сборник) Воронеж.гос.техн.ун-т.- Воронеж, 1996.-92с.
  18. H.JI. Социальное взаимодействие в свете традиции русской философии.//Проблемы соц.-гуман.знания: Межвуз.науч.тр.-Волгоград, 2000.-С.132−183.
  19. A.A. Высшая школа интеллектуальный потенциал социума. -Н.Новгород, 2000.-82с.•
  20. Л.А. Образование как устойчивая основа общества. /Россия в XXI век: экономика, политика, социальная сфера. 21−22 ноября 2000 г. Сб. до кладов.- М., 2001−238с.
  21. Высшее образование и личность нового поколения /Петерб.гос.ун-т путей сообщ./Под ред. д.т.н., проф. И. В. Прокудина.-СПб, 1997.-120с.
  22. Высшее образование: проблема доступности в регионе./Козлов В.Н., Мартынова Е. А., Мальцева Л. П. и др.- Под общ.ред.Козлова В. Н., Мартыновой Е.А.- Челяб.гос.ун-т.-Челябинск, 2000.-139с.
  23. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года./А.Я.Савельев- Под редакцией В. Г. Кинелева.: колл. авт:НИИВО-М.: Баз. изд-во, 1995.-352с.
  24. Высшее образование в России: история, проблемы, перспективы. Тез.докл.межд.научн.конф./Отв.ред. А. М. Селиванов: Яросл.госуд.ун-т.-Ярославль, 1994.
  25. Высшее образование в Российской Федерации./НИИ высш.образ.- под ред. Филиппова В.М.-М.: НИИВО, 2000.-156с.
  26. Высшая школа: состояние и перспективы. Тез.докл.2 межд. науч-метод.конф.-Минск, 1997.-167с.
  27. Высшая школа в условиях социокультурных изменений.:I
  28. Тез.докл.межвуз.науч-практ.конф.Казань, 12 февраля 1999 г. Научн.ред. Хамидуллина Г. Р.-Казань:ТИСБУ, 2000.-256с.
  29. Г. Философия религии: в 2-х т., Т.2., -М., 1977. ЗКГершунский Б. Философия образования для XXI в. М.:1. Совершенство, 1998. 238с.
  30. .С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. -М., 1993.-160с.
  31. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 704с.
  32. М.Б. Виды и формы социальной коммуникации. Социальные коммуникации и информация: исследование образование, практика:
  33. Тез.межвуз.науч.-практ.конф. 11−12-ноября 1999.Отв.ред. Демидова И. Д., Мишина В.Н.-СПб, Петрополис, 1999−72с.
  34. М.К. Российское общество в условиях трансформации: (социологический анализ)/М.К.Горшко- Рос. незав. ин-т соц. и нац. проблем.- М.: РОСПЭН, 2000.-382с.
  35. В.В. Исторический очерк русской школы.-М., 1990.- 153с.
  36. А.О. Университет как предпринимательская организация.// Социологические исследования.-2003.-№ 4.-С.113.
  37. Э.Н., Турчанинов- Ю.И. Введение в философию образования.: учебное пособие.-М.: Логос, 2000.-223с.
  38. B.C., Кожевников H.H. Образование как подготовка человека XXI века.//Образование.-1999.-№ 3.
  39. C.B., Купцов В.И. XX столетие — век образования.// Философия образования.- М., 1996.
  40. К.Х., Комиссарова Г. А. Образование и динамика социокультурных ценностей. М.: Издательство КМК Scientific Press Ltd., 2000.-С.131.
  41. К.Х., Комиссарова Г. А. Философия образования в период социальных трансформаций.- М., 1997. -287с.
  42. В.А., Люрья H.A. Образование как социальный институт (тенденции и перспективы развития). Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та., 1989.-184с.
  43. З.О. Очерки по философии образования. Учебное пособие.-М.: Промо-Медиа, 1995.-240с.
  44. О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод.пособие.- М.: Высшая школа, 1990.-191 с.
  45. С.И. Общество 21 века: постиндустриальное, информациональное, общество знания. Тезисы докладов на I Всероссийском социологическом конгрессе.- СПб., 2000.-896с.
  46. Э. Социология/пер. с фр.-М.: Канон, 1995.-291с.
  47. Э. Социология образования/ Под ред.В. С. Собкина, В.Я.Нечаева- пер. с фр. Т.П.Астаховой- Рос.акад.образования. Центр социологии образования.-М.: ИНТОР, 1996.-80с. .
  48. С. А. Сетевые организационно-технологические основы информационного общества. Тезисы докладов на I Всероссийском социологическом конгрессе.- СПб., 2000.-896с.
  49. Л.Г. Стратегическое управление высшим образованием в Республике Россия./С-Петерб.гос.ун-т экономики и финансов.-СПб- 1999.-147с.
  50. В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития./Моск.гос.соц.ун-т.-М.: Финстатинформ: МГСУ, 1998.-175с.
  51. И.В., Е.С. Ляхович. Миссия университета в европейской культуре. -М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994.- 240с.
  52. И.Г. Информационные технологии обучения и развитие учебных навыков.//Открытое образование.-2002.-№ 1.-с.24−27.I
  53. Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию.// Социс.М.- 2000.-№ 6.-С.21 -29.
  54. Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда.// С01ДИС.-2003.-№ 4.-С.99
  55. М.А. Образовательные ценности и развитие рынка образовательных услуг.//Социальные взаимодействия в транзитивном обществе/Под ред. М. В. Удальцовой.-Новосибирск: НГАЭиУ, 2001.-336с. ' ' '
  56. Иванов А: Е. Студенчество России конца! Х1Х начало XX века: социально-историческая судьба. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭК), 1999.- 414с.
  57. О.П. Социальный кризис Российского общества и мировоззрение молодежи: Автореф. дис.канд.фил.наук /Перм.гос. техн. ун-т. -Пермь, 1997.-30с.
  58. М.З., Тартаковский JT.M. Дистанционное обучение с активным использованием ресурсов Интернета./ЛЭткрытое образование.-2002 .-№ 1 .-С.43−44.
  59. Инновационное обучение и наука.: Научно-аналитический обзор//РАН ИНИОН/ проф. д-р психол.наук. В. Я. Ляубис. -М., 1999.
  60. Инновационная политика высшей школы России. Концепция и программа действий /Ю.С. Васильев, В. Г. Кинелев, В. Г. Колосов. СПбГТУ, 1995.-66с.
  61. В.К. Человек и компьютер: темпоральные аспекты развития. Тезисы докладов на I Всероссийском социологическом конгрессе. -СПб., 2000.- С. 896.
  62. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М.: Издательство Государственного университета высшей школы экономики, 2000.
  63. В.Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.-520 с.
  64. Киреева И: А. Маркетинговое исследование в системе регулирования иудовлетворения потребностей в образовании (методологические проблемы)// автореф. дисс. канд.экон.наук.- Екатеринбург, 2000.-С.13.
  65. T.B. Имидж как технология социального управления.//Автореф.дис.канд.соц.наук/НГАЭиУ.-Новосибирск, 2002.-16с.
  66. Е.А. Высшее государственное образование в России: история и современность. -М., 1993.
  67. Е.А., Таверньи К. Теория организации и современный университет// Развитие стратегического подхода к управлению ' в российских университетах/Под ред. Е. А. Князева.- Казань, 2001.
  68. К. Проблемы реализации концепции базового образования//А1ша mater.- 1993.- № 3.-С.20.
  69. Т.В. Взаимодействие социальных и личностных факторов развития инновационных процессов в современном российском образовании.: Автореф.дис., к.с.н.22.00.06./Тюменск.гос.нефтегаз.ун-т.-'Гюмень, 1998.-19с.
  70. Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). Под ред. д-ра филос.наук. проф. В. Н. Шубкйна. -М.: Эдиториал УРСС, 1999.-344с.
  71. Г. А. Образование как социокультурная ценность.-М.: Фон, 1998.-48с.
  72. Коммуникации в современной науке./ Пер. с англ./ Сб.пер.сост.общ.и ред. И вступ. статья Э. М. Мирского и В. Н. Садовского. -М.: Прогресс, 1980.-438с.
  73. Л.В., Немцов A.A. Вузовское образование в оценках студентов.//Социс:-М., 1999.-№ 4.-С.95−100.
  74. A.H. О некоторых формах социального взаимодействия в российском информационном обществе.//Куда идет Россия?.1. Кризис институциональных систем: век, десятилетия, год. 1999. Междун. симпозиум 15−16 января 1999 г.-М., 1999.
  75. .В. Образование как фактор формирования человеческого капитала в современной рыночной экономике: Автореф.дис.к.э.н.: -Краснодар, 1999.
  76. Г. Ф. Высшая школа России: проблемы сохранения интеллектуального потенциала.- М.: Высшая школа, 1999.
  77. В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием. — СПб.:СПб ГУПН, 2001.-166с.
  78. O.A. Современные тенденции в получении образовательных услуг.//СОЦИС.-2001 .-№ 9.
  79. А.Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы.-Оренбург: Оренбург.полит.ин-т, 1993.-140с.
  80. Н.С. Социокультурные аспекты регионального развития университета /Ладыжец Н.С., Сабурова Л. А., Розин В.Л.- Удм.гос.ун-т.-Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 19.96.-211с.
  81. U.C. Философия и практика университетского образования.: Учебник. Удм.гос.ун-т. -Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995.-255с.
  82. В.А., Власова Е. В., Пономарева Н.П., Посещаемость занятий в ВУЗах/факторы влияния//Социс. 1999.-№ 4.гС.132−134.
  83. B.C. Содержание образования. — М.: Высшая школа, 1989.-359с.
  84. Леднев < B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991.
  85. В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути: философский аспект. Автореф.дис.д.ф.н.09.00.11 ./Моск.с-х.акад.-М., 1996.-40с.
  86. Личность студента и успешность его обучения в вузе: Монография./ Аверин A.B., Козыревская Л. П., Борщев В. Ф. и др.- Под общ ред. Аверина В. А., Нижегор.гос.ун-т им. Н. И. Лобачевского.-Ниж.Новогород, 1991−127с.
  87. H.A. Высшее образование: проблемы регионализации в современной России. Чита: Поиск, 2002.-272с.
  88. H.A. Образование как феномен культуры и фактор развития личности: Автореф.дисс., д.ф.н.:09.00.11 /Томск.гос.пед. ун-т1. Томск, 1997.
  89. И.А. Социальность современного образования. /Омский гос.пед.ун-т.-Омск, 2000.-181с.
  90. Н.С. Образование как социальный заказ трансформирующегося общества. Тезисы докладов и выступлений на II Всеросс.социол.конгрессе «Российское общество и социология в XXI в.: социальные вызовы и альтернативы»: -М.:Альфа-М, 2003.-Т.2.-800с.
  91. В.Б. Мудрость долголетия.//Высшее образование сегодня.-2003 .-№ 1.
  92. А.И. Реформирование высшего профессионального образования в обществе переходного периода /А.И.Михайлушин.- Мин-во общ. и проф.обр.РФ.- СПб: СПбРИЭА, 1998.-195с.
  93. А.Г. Интеллектуальные ресурсы и инновации.//Экономика XXI века.-2000.-№ 12.-С.5.
  94. A.A. Профессиональное образование и обучение в странах Западной Европы: сфера деятельности социальных партнеров//Труд за рубежом. -М., 2000.-№ 4.-С.117−133.#
  95. Насибулин., Бикметов Е. Ю. Коммуникативная функция образования. Социальные коммуникации и информационное исследование, образование, практика. Тезисы межвузовской конференции .11−12 ноября 1999 г. -СПб., ООО «Изд-ва «Петрополис», 1999.- С. 72.1
  96. Р.Э. Роль лекции в высшем образовании. 1976/Педагогика высшей школы. Цикл лекций./ Ред. П. М. Гапонов. — Воронеж: ВГУ, 1969.
  97. В.Я. Социология образования. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.-200с.
  98. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности. «Круглый стол"//С01ДИС.-2003.-№ 3.-С.89.
  99. Образование, наука, университет — гаранты будущего человечества: Материалы круглого стола/ Моск.гос.ун-т коммерции.-М., 2000.-104с.
  100. Образование на пороге нового тысячелетия: Сб.научн.ст. /Балашов. гос.пед.ин-т.-Балашов, 1999.
  101. Образование на рубеже тысячелетия: материалы Всерос.научн.заоч.конф./Твер.гос.техн.ун-т.-Тверь.: Чу До, 2000.1 10. Осипов A.M. Общество и образование. Лекции по социологии образования. -Новгород, 1988.-204с.
  102. А.П. Маркетинг подготовки специалистов в высшей школе: Тр.исслед.центр./Исслед.центра пробл. качества подгот. спец-тов., Рос.акад.управ.-М., 1999.-115с.
  103. Г. Человек в современном мире. Общ.ред., сост-е и предсл.д.ф.н. проф. КувакинаВ.Л. -М.: Прогресс, 1985.
  104. Ррссийское образование: история и современность./С.Ф.Егоров, Л. В. Мошкоса, М. В. Михайлова и др., Под ред. С .Ф.Егорова: Рос.акад.образ., Ин-т теорий педаг .и межд. исслед. в образовании.- М.-1994.-254с.
  105. Российская высшая школа: время перемен/ Осиповский A.C., Гегль Л. А., Смоленцева А. Ю. и др.- НИИ высш.образования. Центр социол.исслед. МГУ им М. В. Ломоносова.-М., 2000.-207с.
  106. Российское образование: прошлое, настоящее, будущее: Сб.тез./Под ред. Григорьева C.B., Овчинникова А.В.-М.: ОДИ-International, 1996.-69с.
  107. Россия: выбор пути: материалы науч-практ.конф.-Тюмень.: Тюм. ТНГУ, 2000.-144с.
  108. Л.Я., Айрапетова С. Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образование?//Социс.-2000.-№ 5.С.81−89.
  109. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь.-М.: Политиздат, 1988.-222с. 1
  110. Н.С. Гегель о сущности образования. Личность в меняющемся обществе.» Тезисы докладов и сообщений.Всерос.научн.конференции 23−24 октября 1998 г.-Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос.пед.ин-та, 1998. -Ч.4.- 104с.
  111. В. Проблемы образования и науки в России и стратегия на 21 век. //Проблемы теории и практики управления.-1998.-№ 2.
  112. Саймон Б. Общество и образование. Пер. с англ./Общ.ред. и предисл. В. Я. Пилиповского.-М.: Прогресс, 1989.-200с.
  113. К.А. Российское общество: системные характеристики переходного состояния. Человек в социокультурном пространстве. -Ч.1.: Саратов, 1997.•
  114. Т.Б. Ценности образования и воспитания в теоретических построениях Питирима Сорокина: Монография./ Т.Б. 'Сергеева- Рос.акад.образ-я. Южно-Рос.отд-е.-Ставрополь, 2000.-152с.
  115. А.Г. Социальная структура трансформирующейся Россйи и новая роль высшего образования.: Автореф. дис.к.с.н./МГУ-М., 2001 .-22с.
  116. Современная американская социология. -М., 1995.
  117. Современные методы обучения и организация учебного процесса:
  118. Материалы рос.-нем.семинара 22 сент.-4 окт. 1998 г. (г.Брюль,
  119. Германия) /Гос.ун.упр. Инст'-т гос.службы. Под ред. Афанасьева Р.Я.-М., 1999.-120с.
  120. Современные проблемы образования: опыт и перспективы: материалы 45 науч-метод.конф. «Университет, наука» (апрель 2000) и регон.нуачн.конф. (окт.2000) /Ставрп.гос, ун-т. Редкол/.Сербина Л. Ф. Ставрополь, 2001.-303с.
  121. A.B. Введение в теорию социальной коммуникации. Учебное гюсобие.-СПб.: СПбГУП, 1996−320с.
  122. П. Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1992.
  123. Н.Д. Социальные функции образования в современныхусловиях. Тезисы докладов и выступлений на 2 Всероссийскомiсоциологическом конгрессе «Российское общество и социология в 21 веке: социальные вызовы и альтернативы»: -М.:Альфа-М, 2003.-Т.2.
  124. Социальная траектория реформируемой России: исследования Новосибирской экономико-социологической школы. Ред.кол.:отв.ред. Т. Н. Заславская, З. И. Калугина. Новосибирск.: Наука сиб.предприятий. РАН, 1999.
  125. Социальные взаимодействия в транзитивном обществе./Под ред.М. В. Удальцовой.-Новосибирск: НГАЭиУ, 2001.-336с.
  126. Социальные проблемы образования: методология, теория, технология: сб. научн. ст./Сарат .гос. техн. ун-т/ Редкол.: Ярская В. Н. (отв.ред.).-Саратов, 1999.-170с. •
  127. Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. -Вып.1У/Под ред.М. В. Удальцовой.-Новосибирск: НГАЭиУ,' 2002.-412с.
  128. Социальные и педагогические основы интеграции образования в России. /Куровский В.Н., Нарзумов С. Б., Сокуров Г. А. и др.- Том.обл.ин-т повышения квалификации работников образования. -Томск.: Изд-во Том. ун-та, 2000.-125с.
  129. Социальные проблемы образования: сб.науч.тр./Редкол. Рубина Л.Я./ Отв.ред./, и др. Свердл.гос.пед.ин-т.-Свердловск, 1991.-121 с.
  130. Социальный портрет современного студенчества. /Рязанцев И.П., Плотникова Е. Б., Микрюков Г. А., Фрайман Р.М.- Перм.гос.ун-т.-Пермь, 1996.-57с.
  131. Социокультурные аспекты развития регионального университета. Ладыжец Н. С., Сабурова Л. А., Розин В.М.-Удм.гос.ун-т.-Ижевск:Изд-во Удм. ун-та, 1996.
  132. Социология.-СПб.: Издательство «Лань», 2000.- 153с.
  133. Студент МГУ: вектор перемен/Болотин И.С., Васенина И. В., Гегель Л. А., и др.- МГУ им. М, В.Ломоносова.-М.: Изд-во МГУ, 1999.-87с.
  134. М.В. Модель системы образования.Управление социальными системами. сб.науч.трудов.-Саратов, 1999.
  135. Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа: Монография./Ю.Г. Татур. -М.: Исследовательский центр проблем• <качертва подготовки специалистов: Изд-во МГТУ им Н. Э. Баумана, 1999.-278с.
  136. Трансформация российского общества и молодежь: Материал II респ. науч-практ .конф. молодых ученых, студенчество и вузы./Уфа, 2000.-275с.
  137. Улан-Удэ: история и современность/Составители А. Б. Иметхенов, Е. М. Егоров.-Улан-Удэ:Издательство БНЦ СО РАН, 2001 .-С.479.
  138. Университет для России: Взгляд на историю культуры XVIII столетия./Под ред. В. В. Пономаревой и Л. Б. Хорошидовой. М.:Русское слово, 1997.-352С.
  139. Учебный процесс в высшей школе: Межвуз.метод.сб. /Отв.ред. Зинченко A.A., Рос.гос.ун-т.- Ростов-на-Дону.: Изд-во Рост. ун-та, 1980.-144с.
  140. М. На пути к обучающемуся обществу.(задачи и технологии) //Aima mater. -2000.- № 4.- С.9−15.
  141. И.Г., Малаха И. А. «Утечка мозгов» как глобальный феномен и его особенности o России.// С01ДИС.-2000.-№ 3.
  142. И.Б. и др. Высшее профессиональное образование: мировые тенденции: /Социальные и философские аспекты/-М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.-367с.
  143. А.Ю. Управление информационными ресурсами учебного заведения.//Высшее образование сегодня.-2003.-№ 4.-С.47.
  144. С.А. Непрерывное образование — объективный императив XXI века. Научные записки НГАЭиУ, 2002.-Выпуск 2.-С.136.
  145. Ф.Р. Социология образования. Изд-во «Наука», 1980.-199с.
  146. А.Ф., Стронги Р. Г., Грудзинский А. О. Проектно-ориентированный университет//Высшее образование в России.-2002.
  147. H.A. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс.-М.: Педагогика, 1989.-192с.
  148. К.Н. и др. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира. (Под ред. Ю.Г.Татур) — Исслед. центра пробл.качества подготовки специалистов.-М., 1994−118с.
  149. Ш. Х. Формирование советской университетской системы.-М. 1998.
  150. Н.К. Введение в курс «Философия и история образования». Учеб.пособие.2-е изд., исп. и доп. -Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф-пед.ун-та, 1998.-280с.
  151. Человек в системе социальных отношений. Отв.ред.Казакова Н.Д.— М.: Фонд «Новое тысячелетие». -М., 1996.- 240с.
  152. Человек и социум: на рубеже веков.(Сб.науч.трудов отв.ред. Казакова Н.Д.1 -М.:Фонд «Новое тысячелетие», 1999.-288с.
  153. В.И. Дидактика высшей школы: История и современные проблемы. М.: «Вузовская книга», 2002. —136 с.
  154. JI.C., Катпенов A.B., Попов А. Д. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. М.: Наука, 1998.
  155. В.А. Высшее образование: современные модели, перспективы развития. /Став'роп.гос.ун-т. Акад.соц.наук.-Саврополь: СГУ, 1996.-76с.
  156. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. -М., Юристъ, 1997.
  157. Г. И. Университеты в России и Устав 1884 года. —М.: Издательство «Наука», 1976.
  158. В.Е., Взятышев В. Ф., Ромашкова Л. И. Через развитие образования к новой России. -М., 1993.
  159. И.П., Каминский Д. В. Модели и типы социальных коммуникаций. Тезисы докладов на I Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество». -СПб., 2000.-С.896.
  160. Banks, Olive. The sociology of education. Olive Banks.2nd imp. London, Batsfordl 969.-224p.
  161. Becher T. Quality in the- professions// Studies in higher education.-Oxford, 1999.Vol.24. № 2.-235p.
  162. Brademas J. The Politics of education. Conflict and Consensus on Capitol Hill.-University of Oklahoma press. Norman and London, 1987, p.7.
  163. Education and intergration: Europe and America//Partisan Review, 1998.Vol.65.№ 3.
  164. Handbook of the theory and. research for the sociology of education Microform./Ed. By John G.Richardson.-[M.]: Poc.roc.6-Ka, [1999]-1m4>.-MHKpopenpo^.H3^.: New York etc. Greenwood press? 1986-/XXIV, 377c.
  165. Hussen Torsten. Edication and Global Cocern/Oxford, England: PERESAMON PRESS, I990.-Stocholm, Sweden.
  166. O’Brien G.D. All the essential half-theths about higher education.-Chicago- L.:Univ. of Chicago press, 1998.-XXI, 243p.
  167. Spenser H. The Principles of Sociology. N.Y., 1891.
  168. Windolf P/ Expantion and structural change: Higher edication in Germany, The United States and Japan, 1870−1990. Boulder/Colo./l997.
Заполнить форму текущей работой