Общественно-политическое участие педагогов в условиях реформирования российского общества: на материалах Вологодской области
Диссертация
Турченко В. Н. Научно-техническая революция и революция в образовании. — М., 1973; Социальная эффективность образования. — М., 1983; Филиппов Ф. Р. Молодежь и образование в социалистическом обществе. — Фрунзе, 1985; Филиппов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. — М., 1990; Колесников Л. Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. — М., 1991; Нечаев В. Я. Социология… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
- 1. Л Функциональная роль учительства как социально-профессиональной группы
- 1. 2. Социальный портрет регионального педагогического сообщества
- 1. 3. Педагогическое сообщество Вологодской области — ресурс местного самоуправления
- 1. Л Функциональная роль учительства как социально-профессиональной группы
- 2. 1. Сущность и структура общественно-политического участия педагогов
- 2. Л Основные этапы общественно-политического участия педагогов
- 2. 1. Специфика общественной активности сельских педагогов как фактор социального возрождения и развития села
Список литературы
- Нормативно-правовые акты
- О порядке разрешения коллективных трудовых споров: Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 175-ФЗ // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
- Об образовании: Закон Российской Федерации от 13.01.1996 г. № 1 // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
- О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
- Conway, М. М. Political participation in the United States. Wash., 1985.
- Karier, C. J., et. al. Roots of Crisis: American Education in the Twentieth Century. Chicago, 1973.
- Marsh, A. Political Action in Europe and tne USA. London, 1990.
- Milbrath, L. W., Goel, M. L. Political participation. Lanham, N.Y., 1977.
- Parsons, T. The School Class as a Social System: Some of its Functions in American Society // Harvard Educational Review. 1959. — Vol. 29. — № 4.
- Verba, S., Nie, H. N., Kim, J. Participation and political equality: A seven nation comparison. Cambr., 1978.
- Абульханова, К. А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова. — М., 1973.
- Айвазян, А. А. Гражданственность и гражданское участие (теоретико-методологический анализ): дис. на соиск. уч. ст. к. пол. н. / А. А. Айвазян. Екатеринбург, 2001.
- Аль-Даннави, 3. К. Влияние политической культуры на политическое участие (на примере арабских стран): дис. на соиск. уч. ст. к. пол. н. / 3. К. Аль-Даннави. М., 1997.
- Болелов, А. А. Массовая демократия (политико-философский анализ): дис. на соиск. уч. ст. к. филос. н. / А. А. Болелов. Ростов-на-Дону, 1997.
- Борисова, J1. Г. Сельская школа. Проблемы и перспективы / JI. Г. Борисова. М.: Знание, 1978.
- Борисова, J1. Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере российского учительства 60−90-х гг.) / JI. Г. Борисова. — Новосибирск, 1993.
- Борисова, Т. Ф. Политическое участие граждан в региональном управлении в переходный период: дис. на соиск. уч. ст. к. пол. н. / Т. Ф. Борисова. М., 1994.
- Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта. / А. В. Брушлинский. М., 1994.
- Брушлинский, А. В. Субъект, мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. М. — Воронеж, 1996.
- Бурдье, П. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко М.: Socio-Logos, 1993/ - 336 с.
- Василевич, В. Московский съезд представителей учительских обществ взаимопомощи. 28 декабря 1902 г. 6 января 1903 г. / В. Василевич. -М., 1905.
- Вахтеров, В. П. Внешкольное образование народа / В. П. Вахтеров. -М., 1896.
- Воронцова, В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога / В. Г. Воронцова. Псков: издательство ПОИПКРО, 1997. — 421 с.
- Вятр, Е. Социология политических отношений. / Е. Вятр. М., 1979.
- Галлиев, JI. М. Духовный потенциал сельского учителя и факторы его совершенствования: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. соц. н. Казань, 2007. — 32 с.
- Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность: Материалы IV Международного научного форума. Т. 1 / Под ред. А. С. Горшкова. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007. — 640 с.
- Гончаров, Д. В. Теория политического участия / Д. В. Гончаров. -М., 1997.
- Даль, Р. Введение в экономическую демократию. М., 1991.
- Диалектика социальной инициативы / Рук. авт. коллектива Ю. А. Харин. -Мн.: Беларусь, 1986.
- Днепров, Э. Д. Четвертая школьная реформа в России / Э. Д. Днепров. -М., 1994.
- Дюркгейм, Э. Социология образования / Э. Дюркгейм- Пер. с фр. -М., 1996.
- Ерасов, Б. С. Социальная культурология. В 2-х ч. — Ч. II. — М.: АО «Аспект-Пресс», 1994.
- Ерман, JI. К. Интеллигенция в первой русской революции / Л. К. Ерман. -М., 1966.
- Жить и учиться демократии: Сборник документов и материалов по гражданскому образованию / Сост. В. А. Талашова. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. 80 с.
- Журавлева, Н. П. Формирование инициативности студентов-первокурсников в ситуациях учебно-производственной деятельности: Дис. на соиск. уч. ст. к. пед. н. (спец. 13.00.08.) / Н. П. Журавлева. Волгоград, 2006.
- Запесоцкий, А. С. Образование: философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. — 456 с.
- Зборовский, Г. Е. Социология образования / Г. Е. Зборовский. -Екатеринбург, 1993.
- Зиятдинова, Ф. Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения / Ф. Г. Зиятдинова. М., 1992.
- Зиятдинова, Ф. Г. Социальные проблемы образования / Ф. Г. Зиятдинова. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999.
- Интеллигент в провинции: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 4−5 февраля 1997 г.: В 2-х вып. / Отв. ред. М. Е. Главацкий. -Екатеринбург, 1997.
- Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России: Тез. докл. Всерос. конф. Екатеринбург, 14−15 апреля 2000 г. / Отв. ред. М. И. Кондрашова. Екатеринбург, 2000.
- Интеллигенция России и Запада в XX—XXI вв.: выбор и реализацияпутей общественного развития: Материалы науч. конф., 28−30 мая 2004 г. /i
- Под общ. ред. М. Е. Главацкого. Екатеринбург, 2004.
- Клюев, А. В. Социология: Учебное пособие. / А. В. Клюев, В. Г. Лукьянов, И. С. Урсу- Под общей редакцией А. В. Клюева. СПб.: Издательство СЗАГС, 2004.
- Клюев, А. В. Человек в политическом измерении. / А. В. Клюев. -СПб.: Издательство СЗАГС, издательство «Образование-Культура», 2000. -152 с.
- Ковлер, А. И. Демократия и участие в политике. Критические очерки истории и теории / А. И. Ковлер, В. В. Смирнов. М., 1986.
- Колесников, JL Ф. Эффективность образования / JI. Ф. Колесников, В. Н. Турченко, Л. Г. Борисова. М., 1991.
- Комаровский, Б. Б. Русская педагогическая терминология. / Б. Б. Комаровский.-М., 1969.
- Константинов, Н. А. Очерки по истории средней школы (Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года). / Н. А. Константинов. -М., 1956.
- Косолапов, С. М. Социология образования. Учебник. // С. М. Косолапов, В. П. Подвойский. М.: МИП «NB» Магистр, 1993.
- Кравченко, А. И. Социология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / А. И. Кравченко. — М.: Академический Проект, 2001. — 508 с.
- Малиновский, Н. А. Народный учитель в революционном движении / Н. А. Малиновский. — М., 1926.
- Матвеева, Н.А. Инерционность системы образования в России / Н. А. Матвеева. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004.
- Мелехина, И. И. Местное сообщество: теоретико-правовой анализ. Дис. на соиск. уч. ст. к. юрид. н. / И. И. Мелехина. Краснодар, 2003.
- Миллс, Р. Властвующая элита. / Р. Миллс. М., 1959.
- Мягкова, К. О положении народных учителей / К. Мягкова. -СПб., 1905.
- Народовластие на Вологодчине. Антология законотворческой деятельности / Под ред. Г. А. Сазонова, В. А. Чухина. Вологда, 2004. — 160 с.
- Наука, культура, образование на рубеже XXI века. СПб., 1995.
- Нечаев, В. Я. Социология образования / В. Я. Нечаев. М., 1992.
- Новое качество высшего образования в современной России: концептуально-программный подход. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.
- Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты. М., 1994.
- Оленин, А. Сведения о состоянии земских начальных народных училищ Московской губернии в 1892/93 учебном году / А. Оленин, Ф. Самарин. М., 1893.
- Ольшанский, В.Б. Психология практикам: учителям, родителям и руководителям / В. Б. Ольшанский. — М.: «Тривола», 1996. — 264 с.
- Ониани, В. Большевистская партия и интеллигенция в первой русской революции / В. Ониани. Тбилиси, 1970.
- Осипов, A.M. Социология образования: Очерки теории / A.M. Осипов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
- Пересыпкина, А. В. Социальное положение региональной интеллигенции (на примере учительства): Автореферат на соиск. уч. ст. к. соц. н. / А. В. Пересыпкина. М., 2006.
- Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. СПб.: Питер, 2005. — 560 с.
- Польская, А. Ю. Соответствие инициативности и самоактуализации личности: Дис. на соиск. уч. ст. к. пс. н. (спец. 19.00.01.) / А. Ю. Польская. М., 2005.
- Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М: Издательство «Академический проект», 2000. — 320 с.
- Проблемы реформирования местного самоуправления и пути их решения. Информационно-аналитическая записка Вологда, НКЦ ЦЭМИ РАН, 2009.- 10 с.
- Проблемы становления и развития местного самоуправления на Русском Севере: материалы межрегиональной научно-практической конференции / Сост. и отв. ред. С. JI. Тюкина. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007. -177 с.
- Пугачев, В. П. Введение в политологию. / В. П. Пугачев, А. И. Соловьёв. М., 2002.
- Развитие сельской школы Вологодской области: концепция и программа ее реализации на 2006−2010 гг. Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006. — 64 с.
- Римашевская, Н. М. Человек и реформы: Секреты выживания. / Н. М. Римашевская. М., 2003.
- Рождественский, С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения / С. В. Рождественский. СПб., 1902.
- Российская школа на рубеже 90-х: социологический анализ. М., 1993.
- Рубинштейн, С. JL Основы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. -М., 1946.
- Рубинштейн, С. JI. Проблемы обшей психологии. / С. JL Рубинштейн. 2-е изд. — М., 1976.
- Руткевич, М. Н. Общественные потребности, система образования, молодежь / М. Н. Руткевич, JI. Я. Рубина. М., 1988.
- Сельские малочисленные школы Костромской области: поиск путей развития / Под ред. В. М. Басовой. Кострома: Авантитул, 2007. — 132 с.
- Силласте, Г. Г. Сельское учительство: образ жизни и адаптационный ресурс / Г. Г. Силласте. М., 2002.
- Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию. Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. / В. А. Сластенин, В. И. Чижакова. М.: Академия, 2003. — 192 с.
- Смирнов, С. В. Политическое участие населения в системе местного самоуправления современной России (на примере Ивановской, Костромской, Ярославской областей): дис. на соиск. уч. ст. к. пол. н. -Кострома, 2003.
- Собкин, В. С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации / В. С. Собкин, П. С. Писарский. М., 1998.
- Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. -М.: Политиздат, 1992.
- Социальная ситуация в регионе: некоторые тенденции и перспективы: Учебное пособие / В. А. Ильин, К. А. Гулин. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 1998.-25 с.
- Социальная эффективность образования. М., 1983.
- Социология образования. Т. 1. — Вып. 1. — М., 1993.
- Тадевосян, Э. В. Социология: Учебное пособие / Э. В. Тадевосян. -М., 1999.
- Тенденции и проблемы развития региона: Научные труды. -В 3 ч. Ч. III: Социальные проблемы регионального развития. — Вологда: Вологодский научно-координационный центр Центрального экономико-математического института РАН, 2006.
- Тернер, Дж. Структура социологической теории / Дж. Тернер. -М.: Прогресс, 1985.
- Труды по социологии образования. Т. 3. — Вып. 4. — М., 1995.
- Тумалев, В. В. Учительство в ситуации социально-политических перемен (социологический анализ). / В. В. Тумалев. СПб., СПб ун-т, 1995.
- Турченко, В. Н. Научно-техническая революция и революция в образовании / В. Н. Турченко. М., 1973.
- Турченко, В. Н. Социально-педагогические проблемы учительского труда. / В. Н. Турченко, JI. Г. Борисова. — М.: Знание, 1975.
- Филиппов, Ф. Р. Молодежь и образование в социалистическом обществе / Ф. Р. Филиппов. Фрунзе, 1985.
- Филиппов, Ф. Р. Социология образования / Ф. Р. Филиппов. М.:1980.
- Филиппов, Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990.
- Чащухин, А. В. Педагогический корпус в социальном пространстве формирующегося города (1950-первая половина 1960-х гг.): Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. ист. н. / А. В. Чащухин. Пермь, 2006.
- ЮО.Четвернин, В. А. Демократическое конституционное государство: ' введение в теорию / В. А. Четвернин. М., 1995. — 532 с.
- Чехов, Н. В. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. / Н. В. Чехов. М., 1912.
- Шабанов, А. В. Участие молодежи в политической модернизации современной России (проблемы и перспективы): дис. на соиск. уч. ст. к. пол. н. / А. В. Шабанов. М., 1996.
- ЮЗ.Шереги, Ф. Э. Социология образования: Прикладной аспект. Ф. Э. Шереги, В. Г. Харчева, В. В. Сериков. М.: Юрист, 1997.
- Шестопал, Е. Б. Личность и политика. Краткий очерк современных западных концепций политической социализации / Е. Б. Шестопал. М.: Мысль, 1988.
- Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества. / П. Штомпка- Пер. с польск. С. М. Червонной. М.: Логос, 2005. — 664 с.
- Шубкин, В. Н. Начало пути / В. Н. Шубкин. М: Молодая гвардия, 1979.1. Статьи
- Абульханова-Славская, К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К. А. Абульханова-Славская. // Психология личности в социалистическом обществе. — Ч. I. Активность и развитие личности. — М., 1989.
- Бердяев, Н. А. Духи русской революции. // Из глубины. Сборник статей о русской революции. Париж, 1967.
- Борисова, У. С. Социальный портрет учителя Республики Саха / У. С. Борисова // Социологические исследования. 1998. — № 8. — С. 122−123.
- Брушлинский, А. В. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности / А. В. Брушлинский. // Психологическая наука в России XX столетия: Проблемы теории и истории. -М., 1997.
- Варламова, Н. Становление гражданского общества / Н. Варламова // Право и жизнь. 1994. — № 4. — С. 38−43.
- Великая, Н. М. Основные тенденции политического участия в местном самоуправлении / Н. М. Великая // Социс. 2003. — № 8.
- Ш. Гассий, В. В. Социальный капитал, гражданское общество и демократия в теории социального прагматизма Дж. Дьюи // Вестн. Моск. унта. Сер.18. — Социология и политология. — 2005. — № 3.У
- Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. / А. Дистервег // Избранные педагогические произведения. М., 1956.
- Зиятдинова, Ф. Г. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта / Ф. Г. Зиятдинова // Социологические исследования. -2006Г- № 5 (265). С. 32−35.
- Зорина, Е. А. Профессионально-педагогическое сообщество как системная форма педагогического влияния на сельский социум / Е. А. Зорина.'// Среднее профессиональное образование. 2006. — № 8.
- Клюев, А. В. Политическое участие: состояние и тенденции развития в условиях современного российского общества // Управленческое консультирование. 2005. — № 2. — С.69−77.
- Кокарева, 3. А. Изучение ценностных ориентаций учителя / 3. А. Кокарева // Источник. 1998. — № 2. — С. 53−57.
- Ленин, В. И. Интересный съезд / В. И. Ленин // ПСС. Т. 23.
- Ленин, В. И. К вопросу о политике Министерства народного просвещения / В. И. Ленин // ПСС. Т. 23.
- Ленин, В. И. Нищета народных учителей / В. И. Ленин // ПСС.1. Т. 24.
- Ленин, В. И. О чем думают наши министры? / В. И. Ленин. ПСС.-Т. 2.
- Ленин, В.И. Речь на II Всероссийском съезде учителей-интернационалистов 18 января 1919 г. / В. И. Ленин // ПСС. Т. 37.
- Магарил, С. А. Исчерпана ли роль интеллигенции? / С. А. Магарил // Социологические исследования. 2007. — № 1. — С. 132−139.
- Милованова, И.О. Политическая активность интеллигенции (социолого-историографический аспект) / И. О. Милованова // Социология власти.-2006.-№ 5.-С. 85−91.
- Одинцова, А. В. Гражданское общество: взгляд экономиста / А. В. Одинцова // Государство и право. 1992. — № 8. — С. 100−112.
- Осипов, A.M., Карстанье, П., Тумалев, В. В., Зарубин, В. Г. О социальном партнерстве в сфере образования // Социологические исследования.-2008.-№ 11.-С. 108−115.
- Осипов, А. М., Тумалев, В. В. Социология образования в России: проблемы и перспективы // Социологические исследования. — 2004. — № 7. — С. 120−126.
- Петухов, В. В. Демократия участия в современной России (Потенциал и перспективы развития) / В. В. Петухов // Общественные науки и современность. 2007. — № 1. — С. 73−90.
- Профсоюзная газета. № 22. — 2004. — 22 июня.
- Профсоюзная газета. -№ 35. 1997.
- Профсоюзная газета. № 6. — 1997. — 6 февраля.
- Прохорова, Г. Б. Пилотный проект: диагностика старта. / Г. Б. Прохорова // Источник. № 2. — 2006 — июнь.
- Рашин, А. Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX в. / А. Г. Рашин // Исторические записки. 1951. — № 37.
- Руткевич, М. Н. Процессы социальной деградации в российском обществе / М. Н. Руткевич // Социологические исследования. — 1998. — № 6.
- Рывкина, Р. В. Интеллигенция в постсоветской России — исчерпание социальной роли / Р. В. Рывкина // Социологические исследования. 2006. — № 6. — С. 138−146.
- Рыкунов, В. Какой может быть Россия? / В. Рыкунов // Юридическая газета. 1998. — № 13. — С. 3−26.
- Рябев, В. В. К вопросу о взаимодействии государства и гражданского общества в современной России / В. В. Рябев // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2005. Том VIII. — № 2. — С.5−21.
- Сибгатуллина, И. Нравственно-этические ресурсы личности современного учителя / И. Сибгатуллина, О. Мамонтова, А. Попова // Наука и школа. 2005. — № 5.
- Смулянский, Е. Я. Как нами руководят, так мы и живем / Е. Я. Смулянский // Независимая газета. 1999. — 7 сентября.
- Сорокин, П. А. Современное состояние России / П. А. Сорокин // Новый мир. 1992. — № 5.
- Струве, П. Б. Интеллигенция и революция. // Вехи. Интеллигенция в России: Сб. статей 1909 1910. -М., 1991.
- Сучков, И. Социальный и духовный облик учительства России на рубеже XIX—XX вв.еков / И. Сучков // Отечественная история. М., 1995. -№ 1. — С. 62−77.
- Сучков, И. Судьба опасной реформы / И. Сучков // Народное образование в России: исторический альманах. М.: Народное образование. -2000.
- Третьяков, В. Власть. Общество и интеллигенция в современной России. Что «лучшие люди страны» ждут от власти, а что власть от «лучших людей страны» / В. Третьяков // Независимая газета. — 2001. — 17 янв.
- Фанталова, Е. Б. Диагностика внутреннего конфликта. / Е. Б. Фанталова // Журнал практического психолога, приложение № 2. М.: Фолиум, 1997.-С. 1−48.
- Фрадкин, Ф. А. Школа в системе социализирующих факторов / Ф. А. Фрадкин // Педагогика. 1995. — № 2.
- Франк, С. JI. Этика нигилизма. // Вехи. Интеллигенция в России: Сб. статей 1909- 1910.-М., 1991.
- Холмская, М. Р. Политическое участие как объект исследования / М. Р. Холмская // Полис. 1999. — № 5.
- Цветков, И. JI. К истории учительского движения в России / И. Л. Цветков // Учитель и революция: Сб. статей и материалов. М., 1925.'
- B. А. Шамахова. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2004. — 280 с.
- Шлейфер, И. В. Французская начальная школа: между прошлым и будущим / И. В. Шлейфер. // Советская педагогика. 1989. — № 21. C.152−153.
- Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2004. — 1536 с.
- Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2005. — 448 с.
- Культура и культурология: Словарь / Сост. и ред. А. И. Кравченко. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 928 с.
- Ожегов, М. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1998. — 944 с.
- Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2-х т. 2-е изд. — М., 1994. — Т. 1−2.
- Энциклопедический социологический словарь. М.: ИНФРА-М -НОРМА, 1998.-488 с.
- Официальные и статистические материалы
- Демографические процессы в Вологодской области. Аналитический материал. — Росстат. Территориальный орган Федеральной государственной статистики по Вологодской области. Вологда, 2008. — 44 с.
- Забастовки в Вологодской области в 1990—1997 гг. / Госкомстат России. Вологодский облкомстат. Вологда, 1997. — 10 с.
- Районы и города Вологодской области. Социально-экономические показатели. Официальный статистический сборник. 1998−2007. Росстат. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. — Вологда, сентябрь 2008.
- Региональная система образования в цифрах и фактах. Вологда, 2005.- 102 с.
- Регионы России: Статистический сборник. М., 2001. — Т. 1.
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М., 2001.
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб. 2008-М., 2008.
- Сведения о численности и заработной плате работников организаций по видам экономической деятельности за 2005 год. Бюллетень. / Росстат. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Вологда, 2006. — 84 с.
- Социально-экономические показатели регионов Северо-Западного федерального округа за 1995−2001 гг. Госкомстат Республики Коми, 2002.
- Социально-экономическое положение в России // Госкомстат РФ. -М., 1996.-№ 12.
- Статистический ежегодник Вологодской области, 1999. Вологда, 2000.
- Статистический ежегодник Вологодской области, 1995−2002 гг. -Вологда, 2003.
- Андрюшина, Е. Местное самоуправление в современной России: Драматизм становления // Власть. № 1. — 2006. Источник: http://www.transpress.ru/articles/0601/02 03.shtml.
- Демина, И. Социальный портрет учителя // http:// www.ug.ru/issue/?action=topic&toid= 11 971
- Концепция гражданского образования // www.apkro.ru/-cce/proekt.html
- Региональная система образования в цифрах и фактах. Вологда, 2007, 2008. // http://www.edu35.ru
- Сайт департамента образования Вологодской области / http: www/edu35.ru
- Сайт Правительства Вологодской области / http: voloqda-oblast.ru