Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общественно-политическое участие педагогов в условиях реформирования российского общества: на материалах Вологодской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Турченко В. Н. Научно-техническая революция и революция в образовании. — М., 1973; Социальная эффективность образования. — М., 1983; Филиппов Ф. Р. Молодежь и образование в социалистическом обществе. — Фрунзе, 1985; Филиппов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. — М., 1990; Колесников Л. Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. — М., 1991; Нечаев В. Я. Социология… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
    • 1. Л Функциональная роль учительства как социально-профессиональной группы
      • 1. 2. Социальный портрет регионального педагогического сообщества
      • 1. 3. Педагогическое сообщество Вологодской области — ресурс местного самоуправления
  • ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ПЕДАГОГОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Сущность и структура общественно-политического участия педагогов
    • 2. Л Основные этапы общественно-политического участия педагогов
  • Вологодской области
    • 2. 1. Специфика общественной активности сельских педагогов как фактор социального возрождения и развития села

Общественно-политическое участие педагогов в условиях реформирования российского общества: на материалах Вологодской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема участия населения в общественных и политических процессах современной России как на государственном, так и на местном уровнях, сложна и многогранна, она обусловлена наличием целого ряда позитивных и негативных тенденций и противоречий, появившихся в постсоветское время. После надежд и всплеска гражданской, политической активности россиян во второй половине 80-х и начале 90-х годов XX века наступило время разочарования от неудач реформированияроссийского общества и государства. Они повлекли за собой низкий уровень доверия к органам, власти, включая* местные, пассивность большей части населения в реализации социально-политических процессов, низкий, уровень политической^ культуры, и ответственности, абсентеизм и' т. д. Хотя в условиях кризисных проявлений в экономической, политической и правовой сферах способствовать сплочению нации и разрешению существующих проблем, нанаш взгляд, могли бы идеи самоорганизации и самоуправления, особенно на местном уровне.

Именно поэтому актуальным становится вопрос поиска наиболее эффективных форм общественно-политического участия граждан в процессах самоорганизации местного сообщества, его оптимизации на основе повышения уровня политической культуры населения.

Во все времена педагоги выполняли важнейшие социальные функции. В условиях глобальных преобразований российского общества и государства на рубеже XX — XXI веков именно социально-профессиональная группа педагогов, ориентированная на выполнение социального заказа государства, общественных институтов, семьи, коммерческих структур, выполняет важнейшую задачу воспитания’и обучения, социализации новых поколений россиян, ориентированных на демократические ценности, оказывает влияние на формирование политической культуры граждан. Это также актуализирует задачу осмысления общественно-политического участия педагогов в реформируемом современном российском обществе.

В настоящее время в социологической науке вопрос об общественно-политическом участии педагогов недостаточно разработан. В том числе не изучен и не систематизирован опыт социальных инициатив педагогов в сфере социального партнерства как фактора социальных изменений на уровне местного сообщества. Именно в контексте социального партнерства создается возможность повышения общественной активности для всех участников.

Важно проанализировать социальный потенциал социально-профессиональной группы педагогов, выявить специфику и возможные тенденции активизации индивидуальных и коллективных ресурсов общественно-политического участия педагогов, реализуемого через различные формы. Конвенциональные формы общественно-политического участия педагогов являются содержательной" стороной, ресурсом общественно-политического развития страны в целом, самоорганизации, взаимодействия и партнерства на уровне местного сообщества в частности.

Сегодня педагогическое сообщество, проявляя свою гражданскую позицию на местном уровне в побуждении членов местного сообщества к реализации социальных инициатив, представляет собой социальную силу, которая выступает за создание пространства совместной жизнедеятельности всех возрастных и социальных групп, определение целей общественной жизни конкретного поселения.

Таким образом, педагогическое сообщество играет важную роль в самоорганизации местного сообщества. Поэтому данное диссертационное исследование актуально для формирования государственной региональной и муниципальной политики в подготовке условий для самоорганизации и развития местного сообщества.

Степень изученности проблемы:

На сегодняшний день наиболее широкую теоретическую базу для изучения проблемы политического участия представляют работы западных политологов. Проблематике политического участия как деятельности групп лиц, руководствующихся политическими интересами, посвящены работы С. Вербы, М. Гоэла, Г. Алмонда, Р. Даля, Р. Кловарда, М. Конвей, JL Милбрайта, Р. Миллса, С. Липсета, Ф. Гринстайна, Н>. Ний, Ф. Пивена1 и др. Данные исследования включают в себя анализ широкого спектра различных способов участия (или неучастия) субъекта в политике и опираются на внушительную эмпирическую базу. В целом феномен политического участия" получил в современной мировой литературе достаточно всестороннюю разработку с точки зренияструктуры, форм, уровней, методов, идеологических и социальных аспектов этого явления.

В отечественной науке утвердилось понятие «политического участия» в его современноштрактовке как вовлечения членов социально-политической общности (рода, фратрии, племени, этнической группы, нации, государственно-организованного общества или какой-либо его части) на индивидуальной или групповой основе в процесс политико-властных отношений внутри данной общности. В работах отечественных ученых проблематика политического участия населения получила некоторое косвенное освещение — в рамках исследований политической активности трудящихся и личности в социалистическом обществе. Политическое участие как элемент политического поведения нашло толкование в работах.

A. И. Ковлера, В. В. Смирнова, посвященных критическому анализу исторических, политологических, социально-философских теорий Западной Европы и Америки.

1 Milbrath L. W., Goel М. L. Political participation. Lanham, N.Y., 1977; Verba S., Nie H. N., Kim J. Participation and political equality: A seven nation comparison. Cambr., 1978; Conway M.M. Political participation in the United States. Wash. 1985; Даль, P.

Введение

в экономическую демократию / Р. Даль. — М., 1991; Миллс Р. Властвующая элита / Р. Миллс. — М., 1959.

2 Энциклопедический социолологический словарь. — М., 1995. — С. 848.

3 Ковлер Л. И. Демократия и участие в политике. Критические очерки истории и теории. // А. И. Ковлер,.

B. В. Смирнов. -М., 1986.

Проблемы политического участия нашли отражение в диссертационных исследованиях и научных статьях А. А. Айвазяна, 3. К. Аль-Даннави, А. А. Болелова, Д. В. Гончарова, А. В. Шабанова.4 Проблема политического участия населения в региональном и местном самоуправлении рассматривается в диссертациях Т. Ф. Борисовой, С. В. Смирнова5.

Наряду с понятием «политическое участие» отечественными учеными используется также понятие «гражданское участие"6, под которым понимается • один из принципов гражданского общества, построенного на 1 началах конституционной демократии. Идея гражданского участия предполагает включение и вовлечение управляемых в управление, влияние напринятие решений' и контроль за их исполнением, самоуправление на местном уровне.

В: обобщенном виде участие рассматривается как неотъемлемое-свойство не только политической, но и любой управляемой (или самоуправляемой) общности людей и служит одним из средств выражения и достижения их интересов.

Изучение объекта исследования проводилось с опорой на достаточно большое количество эмпирических и теоретических исследований социального института образования, в том числе региональных. Отдельные исследования были отражены в публикациях В. В. Гаврилюк, Г. Е. Зборовского, Ф. Г. Зиятдиновой, В. Я. Нечаева, А. М. Осипова,.

41Айвазян Л. Л. Гражданственность и гражданское участие (теоретико-методологический анализ), дис. на соиск. уч. ст. к. пол. н. — Екатеринбург, 2001; Аль-Даннави 3. К. Влияние политической культуры на политическое участие (на примере арабских стран): дис. на соиск. уч. ст. к. пол. н. — М., 1997; Болелов А. А. Массовая демократия (политико-философский анализ): дис. на соиск. уч. ст. к. филос. н. — Ростов-на-Дону, 1997; Гончаров Д. В. Демократия и участие: опыт политического анализа (на материалах англоамериканской политической литературы 50−70-х гг.): дис. на соиск. уч. ст. д. пол. н. — СПб, 1997; Шабанов А. В. Участие молодёжи в политической модернизации современной России (проблемы и перспективы): дис. на соиск. уч. ст. к. пол. н. — М., 1996.

5 Борисова Т. Ф. Политическое участие граждан в региональном управлении в переходный период: дис. на соиск. уч. ст. к. пол. н. — М., 1994; Смирнов С. В. Политическое участие населения в системе местного самоуправления современной России (на примере Ивановской, Костромской, Ярославской областей): дис. на соиск. уч. ст. к. пол. н. — Кострома, 2003.

6 Айвазян А. А. Гражданственность и гражданское участие (теоретико-методологический анализ): дис. на соиск. уч. ст. к. пол. н. — Екатеринбург, 2001 и др.

7 Российская школа на рубеже 90-х: социологический анализ. — М., 1993; Социология образования. — Т. I. -Вып. l.-M., 1993; Труды по социологии образования.-Т. 3. Вып. 4. -М., 1995.

П. С. Писарского, JI. Я. Рубиной, В. С. Собкина, В. В. Тумалева, В. Н. Турченко, Ф. Р. Филлипова и др8.

Проблемам и перспективам развития сельской школы, сотрудничеству сельской школы с окружающим социумом посвящены работы JL В. Байбородовой, В. М. Басовой, JI. Г. Борисовой, Т. С. Борисовой, М. П. Гурьяновой и т. д.9.

Учителькак основной субъект института образования, его потенциал, также находится в центре внимания ученых. В фундаментальной работе Ф. Г. Зиятдиновой рассматриваются проблемы социального положения учительства, престижа педагогического труда10. У. С. Борисова изучает социальный портрет учителя Республики Саха11. Эмпирические исследования F. Г. Силласте и JI. М. Галлиева знакомят с образом жизни,. адаптационным ресурсом и духовным потенциалом сельского учителя12.

Исследовательских работ на тему общественно-политического участия педагогов как важного показателя общественного развития практически нет. Педагоги исторически выступали и выступают как многочисленная^ организованная, имеющая высокий уровень образования, активная^.

8 Турченко В. Н. Научно-техническая революция и революция в образовании. — М., 1973; Социальная эффективность образования. — М., 1983; Филиппов Ф. Р. Молодежь и образование в социалистическом обществе. — Фрунзе, 1985; Филиппов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. — М., 1990; Колесников Л. Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. — М., 1991; Нечаев В. Я. Социология образования. — М., 1992; Зборовский Г. Е. Социология образования. — Екатеринбург, 1993; Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты. — М., 1994; Тумалев В. В. Учительство в ситуации социально-политических перемен (социологический анализ). — СПб., СПб ун-т, 1995;Собкин B.C., Писарский П. С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации. — М., 1998; Зиятдинова Ф. Г. Социальные проблемы образования. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999; Осипов Д. М. Социология образования: Очерки теории. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

9 Байбородова Л. В., Ботина В. А. Кочешкова Л. О. Развитие сельской школы Вологодской области: концепция и программа ее реализации на 2006;2010 гг. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006; Басова В. М. Формирование социальной компетентности сельских школьников: Дисс. .доктора пед. наук. -Ярославль, 2004; Борисова Л. Г. Сельская школа. Проблемы и перспективы. — М.: Знание, 1978; Социальное развитие села и сельская школа: Сб. научных статей / Под ред. М. П. Гурьяновой. — М.: Издательство института педагогики социальной работы, 2003. — Серия «Модернизация образования и социальное развитие села». — Вып. 39- Условия развития социально-педагогического потенциала инициативности детей и молодежи: Сб. научных статей / Ред.-сост. Т. С. Борисова. — М.: ИСПС РАО, 2008. — Серия «Образование и социальное развитие села». — Вып. 2.

10 Зиятдинова Ф. Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. — М., 1992.

11 Борисова У. С. Социальный портрет учителя Республики Саха // Социологические исследования. — 1998. -№ 8.-С. 122−123.

12 Силласте Г. Г. Сельское учительство: образ жизни и адаптационный ресурс. — М., 2002; Галлиев Л. М. Духовный потенциал сельского учителя и факторы его совершенствования / Автореферат на соиск. уч. ст. к. соц. наук. — Казань, 2007. социальная группа, оказывающая влияние на процесс формирования политической культуры граждан и способная оказывать влияние на социальные и политические процессы, протекающие на региональном и местном уровнях. Поэтому полагаем возможным выделить для научного анализа проблему специфики общественно-политического участия педагогов как социальной группы, базовый признак которой — профессиональная-принадлежность.

Объектомисследования является педагогическое сообщество как социально-профессиональная группа.

Предмет исследования, общественно-политическое участие педагогов Вологодской областив условиях реформирования российского общества на региональном и местном уровнях.

Исследование проводилось в Вологодскойобластиv — крупном и типичном территориальном образовании Северо-Западного региона Российской Федерации с развитой инфраструктурой, научным и производственным потенциалом, культурными и историческими традициями.

Цель настоящей диссертации — провести комплексный анализ сущности, состояния и тенденций развития процесса общественно-политического участия педагогов Вологодской области в период с 1995 по 2008 год.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

1. Рассмотреть место и роль педагогического сообщества в социальной структуре современного российского общества.

2. Представить социальный портрет современного учительства Вологодской области как социально-профессиональной группы.

3. Обобщить теоретические и методологические подходы к изучению' процесса общественно-политического участия населения.

4. Проанализировать роль и специфику общественно-политического участия педагогов Вологодской области в самоорганизации местного сообщества.

5. Определить основные этапы общественно-политического участия педагогов Вологодской области и раскрыть его структуру.

6. Выявить возможные тенденции в процессе общественно-политического участия педагогов.

Гипотезой исследования является предположение о том, что участие педагогов в общественных и политических процессах может рассматриваться в качестве индикатора демократизации российского общества, а также важного фактора политической социализации и адаптации граждан, изменения их социальной активности.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1995 г. по 2008 год. Нижняя граница обусловлена тем, что в 1995 г. был зафиксирован, резкий подъем протестного поведения работников системы" образованияОн проявлялся в различных формах протеста: забастовках, t голодовках, пикетах, митингах и др.

Методологическая основа исследования строится на принципах объективности и научности. В соответствии с ними объект исследования' рассматривается во временной динамике на характерном историческом фоне и в связи с общими процессами, происходившими в стране. Автор исследования применял сравнительно-исторический, проблемно-хронологический методы, метод системного анализа, который включает в себя структурный и функциональный аспекты и др. Автор также опирался на положения аксиологического и субъектно-деятельностного подходов.

Сбор материала осуществлялся при помощи опросных методов и анализа документов, в частности, изучались факты общественно-политического участия педагогов, описанные и зафиксированные в различных источниках, в том числе в периодической печати и статистических данных.

В диссертации предпринят вторичный анализ данных конкретных социологических исследований, проведенных в различных регионах страны, в Вологодской области отдельными авторами и научными коллективами.

Диссертантом были проведены: социологический опрос в форме анкетирования (выборка исследования составила 365 работающих сельских и городских учителей Вологодской области) и самостоятельное исследование ценностных ориентаций педагогов Вологодской области (выборка — 250 человек). Диссертантом был проведен анализ публикаций в региональных и местных СМИ, посвященных акциям протеста педагогов Вологодской области.

В работе над диссертационным исследованием автор использовал материалы текущих архивов Вологодской областной организации профсоюза работников народного образования Российской Федерации, Избирательной комиссии Вологодской области, Вологодского территориального органа Федеральной службы государственной статистики. Также в диссертации были использованы сведения мониторинга социально-экономической ситуации и мониторинга общественного мнения в регионе, которые содержатся в изданиях ВНКЦ ЦЭМИ РАН (по итогам опросов, проводимых сотрудниками этого центра, начиная с середины 1990;х гг. по 2008 г.) — мониторинга хода реализации муниципальной реформы в Вологодской области, проводимого центром социально-экономических исследований г. Вологды (ЦСЭИ).

Научная новизна диссертации:

1. В диссертации раскрыты место и роль учительства Вологодской области как социально-профессиональной группы в общественно-политической деятельности.

2. Впервые исследованы хронологические этапы общественно-политического участия педагогов Вологодской области. На основе разработанных автором критериев выделены следующие этапы: с середины 90-х гг. XX века до 2004 г. и с 2005 по 2008 г., которые отличаются формами и уровнем общественно-политического участия.

3. Дана более полная классификация социальных функций педагогического сообщества, основанная на его включенности в процесс самоорганизации и самоуправления местного сообщества.

4. Наряду с традиционными социальными функциями педагогического сообщества выделены следующие специфические: ценностно-смысловая, индивидуально-ориентационная, инструментально-операционная.

5. Раскрыта особенность социальной инициативы педагогов, как мотивированной деятельности, предпринимаемой с целью эффективного решения инновационными способами общественно значимых задач.

6. Выявлены изменения направленности общественно-политического участия педагогов, которая проявилась в новых формах участия в процессах самоорганизации и развития^ местного сообщества, а также в усилении роли педагогического сообщества Вологодской области за последние годы в результате активной депутатской деятельности в представительных органах власти различного уровня.

7. Показана специфика социально активного и социально ориентированного образования через реализацию в общеобразовательных заведениях Вологодской области модели «социально-активной школы» и направления «школа — как социокультурный центр села».

Положения, выносимые на защиту:

1. Под общественно-политическим участием педагогов понимается включенность определенной социальной группы — педагогического сообщества, состоящего из педагогических работников сферы образования, в различные общественные и политические процессы.

2. Региональная педагогическая интеллигенция, обладая значимым социальным статусом и потенциалом, организованностью и ответственностью, высоким уровнем образования и активности, играет существенную роль в жизни территориального сообщества и проявляет высокий уровень общественно-политическогоучастия в его самоорганизации.

3. Общественно-политическое участие педагогов Вологодской области включает два этапа: с середины 90-х гг. XX века до 2004 г. и с 2005 по 2008 г. На первом этапе преобладали коллективные, традиционные, активные и пассивные, легитимные и нелегитимные, стихийные формы общественно-политического участия педагогов. На втором этапе произошло расширение форм общественно-политического участия педагогов Вологодской области, что нашло проявление в активной депутатской деятельности педагогов в представительных органах власти разного уровня, в реализации образовательными учреждениями модели «социально-активной школы».

4. В кризисных ситуациях снижения материального обеспечения, задолженности по выплате заработной платы высока вероятность выраженных протестных форм общественно-политического участия? педагогов. При стабилизации социально-экономической^ обстановки уровень протестного участия существенно за короткий период времени снижается и постепенно сменяется конвенциональными формами общественно-политического участия.

5. Региональное педагогическое сообщество способно выступать как реально действующий коллективный субъект преобразований на региональном и местном уровне. В связи с этим социальные инициативы педагогов: информационно-образовательные, экологические, культурные, активизации социального партнерства в местном социуме должны рассматриваться как детерминанта позитивных изменений в гражданском обществе современной России.

Практическая значимость работы.

Результаты исследования представляют собой теоретическую и практическую основу для разработки программ развития местного самоуправления, моделирующих отношения органов местного самоуправления с населением, в части создания условий для активизации процессов самоорганизации и развития местного сообщества.

Основные выводы диссертации могут лечь в основу специального раздела политологии и социологии, в том числе социологии образования для учебных заведений. Материалы обобщенного регионального опыта общественно-политического участия педагогов можно использовать в системе подготовки и переподготовки, во время проведения образовательных, проблемных курсов для педагогических работников на базе Вологодского института развития образования (ВИРО), в других профильных институтах и центрах повышения квалификации педагогов.

Помимо этого, итоги исследования могут помочь в информационно-просветительской работе, способствуя совершенствованию политического воспитания населения.

Ряд важных положений?" настоящей работы уже используется автором при чтении лекцийпо курсу «Социология и психология образования» для слушателей ВИРО, апробирован в докладах и сообщениях на российских, областных научно-теоретических и научно-практических конференциях и семинарах.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре социологии и социальной работы Северо-Западной академии государственной службы. Отдельные ее положения излагались в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях, включая общероссийские, в том числе посвященных социально-экономическому развитию Вологодской области, проходивших в Правительстве Вологодской области, Вологодском филиале Северо-Западной академии государственной службы, Вологодском государственном техническом университете, Вологодском институте развития образования.

Материалы диссертации нашли применение в рамках образовательных программ повышения квалификации для руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Вологодской области, представителей администраций образовательных учреждений Вологодской области.

Структура диссертационного исследования определяется сформулированными целью и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Реализация в Российской Федерации реформирования различных сфер жизнедеятельности общества приведет к положительным результатам только в том случае, если население каждого конкретного региона, города, поселения будет проявлять общественно-политическое участие, в том числе будет способным к самоорганизации и проявлению активности в решении любых «вопросов местного значения».

В рамках диссертации нами комплексно, с позиций социологического анализа, исследовано общественно-политическое участие педагогов Вологодской области в условиях реформирования российского общества. Проведен функциональный анализ образования как социального института, акцентировано внимание на специфических функциях педагогов в самоорганизации местного сообщества, рассмотрено педагогическое сообщество в системе социальной структуры общества, представлена характеристика современного учительства Вологодской области как социально-профессиональной группы, проанализирована специфика общественно-политического участия педагогов, определены компоненты, критерии, уровни, этапы общественно-политического участия педагогов, оценена степень влияния социально-экономических факторов на политическое настроение и общественно-политическое участие педагогов, выявлены тенденции общественно-политического участия педагогов.

Проведенное диссертационное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы.

Образование является социальным институтом, который регламентирует и организует взаимодействие людей в образовательном пространстве при помощи совокупности норм и правил, которые определены в образовательных программах, государственных образовательных стандартах разного уровня, направленности и т. п. Образование предстает как система взаимодействия социальных субъектов разных уровней: отдельной личности, социальных групп, социальных институтов, общества в целом. Спектр функций образования шире, чем социализация личности, охватывает все сферы жизнедеятельности общества — экономику, социальную структуру и мобильность, мировоззрение и идеологию, культуру и политику.

Региональная педагогическая интеллигенция играет специфическую духовно-нравственную роль в жизни общества. Духовно-нравственная значимость региональной педагогической интеллигенции определяется исполнением данной социально-профессиональной группой важнейших функций как в обществе, так и на уровне местного сообщества. Основными функциями социального института образования и педагогической интеллигенции являются: обучающая, социокультурная, социализирующая.

Наряду с традиционными социальными функциями региональная педагогическая интеллигенция выполняет в процессах самоорганизации и развития местного сообщества и специфические: ценностно-смысловую (прояснение и осознание всеми представителями местного сообщества позиции субъекта социальных преобразований, ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, самореализации и равноправия каждого), индивидуально-ориентационную (уточнение представлений о себе как субъекте социальной деятельности, социальных отношений, социальных отношений), инструментально-операционную (освоение совместно с партнерами по социуму различных способов анализа, проектирования, организации деятельности, сотрудничества, рефлексии изменений).

Причем в приоритете общественно-политического участия педагогов на уровне местного сообщества являются выражение общественного сознания и инициативы, стимулирование культурного творчества и прогресса, инициирование идей самоорганизации местного населения, развитие социального партнерства и т. д.

Специфика деятельности региональной педагогической интеллигенции заключается в том, что в условиях трансформационных процессов в российском обществе она не механически транслирует этнокультурные знания, ценности, нормы, но и осуществляет процесс их непрерывной модификации в сознании людей. Деятельность региональной педагогической интеллигенции не носит профессионально замкнутый характер, она направлена на создание диалогических отношений, активной субъектной позиции всех членов местного сообщества.

В рамках обозначенного нами подхода педагогическое сообщество рассматривается как самая массовая социально-профессиональная группа региональной интеллигенции, объединенная историческими, культурными, профессиональными традициями, деятельность которой направлена на образование, воспитание и формирование личности подрастающего поколения.

Наше исследование показало, что социальные параметры педагогического сообщества Вологодской области в основном, совпадают с данными проведенных за последние несколько лет исследований демографических и иных характеристик российских педагогов. Следует отметить высокий уровень образования и профессионализм как типичные для России — тенденции к «старению» и снижению численности педагогических кадров, подавляющее большинство учителей — женщины.

Самыми многочисленными категориями среди педагогических работников являются учителя школ и воспитатели детских дошкольных образовательных учреждений.

Многие кадровые проблемы педагогического сообщества, которые существуют сегодня, тесно связаны с низким уровнем оплаты труда работников бюджетной сферы в нашей стране. В последние годы уровень среднемесячной заработной платы работников сферы образования составляет примерно 60% от среднего по области уровня заработной платы.

Наше исследование позволяет констатировать: большинство учителей и руководителей образовательных учреждений считают, что престиж профессии учителя в российском обществе низкий. Только 21% сельских учителей, принявших участие в опросе, считают свою профессию престижной- 77% ответили, что профессия учителя — не престижна- 2% -затруднились с ответом на этот вопрос. Позиция педагогов городских школ по этому вопросу еще более пессимистична — более 85% респондентов считают, что престиж профессии учителя очень низок.

Однако падение престижа педагогической профессии в общественном сознании еще не означает снижение его социальной значимости. Многие исследователи трансформационных процессов в российском обществе обращают внимание на изменение ценностей, норм, интересов людей. Именно в это время становится выше духовно-нравственная роль педагогов в развитии социума.

Для более полной характеристики учительства как социально-профессиональной группы в течение 2002;2004 гг. нами было проведено исследование системы ценностей педагогов. Приоритетными для всейвыборки педагогов по показателю «Ценности» являются следующие жизненные ценности: счастливая семейная жизнь, здоровье, материально-обеспеченная жизнь, любовь, наличие хороших и верных друзей. Следует отметить, что педагоги, имеющие высокий и средний уровень рассогласования в мотивационно-личностной сфере ценностно-смысловых образований оценивают эти ценности как малодоступные для них.

Под общественно-политическим участием педагогов в самоорганизации местного сообщества мы понимаем включенность определенной социальной группы — педагогического сообщества, состоящего из педагогических работников сферы образования, в различные общественные и политические процессы на уровне поселения.

Такие факторы, как многочисленность, организованность, высокий уровень образования, ответственность за выполнение важных социальных функций в обществе, наличие профессионального сообщества, авторитета и влияния в социуме, определяют специфику общественно-политического участия педагогов. Основываясь на идеях концепции субъекта в разных сферах жизнедеятельности, деятельностного и системно-структурного подходов, на наш взгляд, можно выделить несколько уровней и тенденций общественно-политического участия педагогов в самоорганизации местного сообщества. При этом педагогическое сообщество рассматривается как коллективный субъект общественно-политической деятельности.

На основе изучения общественно-политического участия в отечественной и западной науке в данном диссертационном исследовании описаны компоненты, критерии, уровни, формы общественно-политического участия педагогов Вологодской области.

Сравнительный анализ компонентов, критериев, форм общественно-политического участия педагогов Вологодской области позволяет определить уровень обозначенной деятельности региональной педагогической интеллигенции.

В кризисных ситуациях снижения материального обеспечения, задолженности по выплате заработной платы высока вероятность протестных форм общественно-политического участия педагогов.

С точки зрения оснований для классификации видов общественно-политического участия, педагоги Вологодской области на первом этапе (с середины 90-х г. XX века до 2004 г.) демонстрировали: коллективное, добровольное, активное и пассивное, традиционное (в профсоюзной деятельности, в защите прав и отстаивании интересов, в выборах), легитимное (санкционированных пикетах и митингах) и нелегитимное (в забастовках, голодовках) участие.

На наш взгляд, на первом этапе педагоги Вологодской области демонстрировали «направленный-интуитивный» и «слабоориентированный-подражательный» уровни общественно-политического участия.

На следующем этапе (с 2005 г. по 2008 г.) обозначенные выше конвенциональные виды общественно-политического участия педагогов Вологодской области дополняются индивидуальными, инициативными, новаторскими, творческими, что говорит об «устойчивом продуктивном» и устойчивом активном" уровнях общественно-политического участия в самоорганизации местного сообщества.

Следует отметить, что если на первом этапе чаще использовались традиционные конвенциональные формы собственно политического участия и массовые протестные формы как ответ на тяжелую социально-экономическую ситуацию в стране, регионе и на местном уровне, то, в последствии формы участия педагогов стали в большей степени общественно-политическими: различные социальные инициативы, социальное партнерство, участие в избирательных кампаниях в качестве кандидатов в депутаты различного уровня, активная депутатская деятельность, участие в политических митингах и собраниях, в восприятии и передаче политической информации, в деятельности политических партий и общественных объединений, организаций и т. д.

Активное выдвижение педагогов Вологодской области в качестве кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления (городских и сельских поселений) также свидетельствует о высоком уровне общественно-политического участия этой социально-профессиональной группы.

Проведенный анализ позволяет с уверенностью констатировать, что большая часть представителей педагогического сообщества (из выдвинутых и зарегистрированных кандидатов в депутаты) вошла в депутатский корпус представительных органов местного самоуправления.

В 2007;2008 гг. на базе Вологодского института развития образования и филиала Северо-западной академии государственной службы в г. Вологде нами было проведено социологическое исследование общественно-политического участия педагогов Вологодской области (методом опроса случайной выборки педагогов), в процессе которого был оценен потенциал протестных массовых форм участия, выделены наиболее частые формы общественно-политического участия, партийные предпочтения вологодских педагогов.

Характерной особенностью общественно-политического участия сельских педагогов Вологодской области сегодня является инициативное и активное участие в самоорганизации местного сообщества через создание социально-активных школ, которые работают по направлению «школа — как социокультурный центр села».

В диссертационном исследовании выделены тенденции общественно-политического участия педагогов Вологодской области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. О порядке разрешения коллективных трудовых споров: Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 175-ФЗ // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  3. Об образовании: Закон Российской Федерации от 13.01.1996 г. № 1 // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  4. О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  5. , М. М. Political participation in the United States. Wash., 1985.
  6. Karier, C. J., et. al. Roots of Crisis: American Education in the Twentieth Century. Chicago, 1973.
  7. Marsh, A. Political Action in Europe and tne USA. London, 1990.
  8. Milbrath, L. W., Goel, M. L. Political participation. Lanham, N.Y., 1977.
  9. Parsons, T. The School Class as a Social System: Some of its Functions in American Society // Harvard Educational Review. 1959. — Vol. 29. — № 4.
  10. Verba, S., Nie, H. N., Kim, J. Participation and political equality: A seven nation comparison. Cambr., 1978.
  11. , К. А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова. — М., 1973.
  12. , А. А. Гражданственность и гражданское участие (теоретико-методологический анализ): дис. на соиск. уч. ст. к. пол. н. / А. А. Айвазян. Екатеринбург, 2001.
  13. Аль-Даннави, 3. К. Влияние политической культуры на политическое участие (на примере арабских стран): дис. на соиск. уч. ст. к. пол. н. / 3. К. Аль-Даннави. М., 1997.
  14. , А. А. Массовая демократия (политико-философский анализ): дис. на соиск. уч. ст. к. филос. н. / А. А. Болелов. Ростов-на-Дону, 1997.
  15. Борисова, J1. Г. Сельская школа. Проблемы и перспективы / JI. Г. Борисова. М.: Знание, 1978.
  16. Борисова, J1. Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере российского учительства 60−90-х гг.) / JI. Г. Борисова. — Новосибирск, 1993.
  17. , Т. Ф. Политическое участие граждан в региональном управлении в переходный период: дис. на соиск. уч. ст. к. пол. н. / Т. Ф. Борисова. М., 1994.
  18. , А. В. Проблемы психологии субъекта. / А. В. Брушлинский. М., 1994.
  19. , А. В. Субъект, мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. М. — Воронеж, 1996.
  20. , П. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко М.: Socio-Logos, 1993/ - 336 с.
  21. , В. Московский съезд представителей учительских обществ взаимопомощи. 28 декабря 1902 г. 6 января 1903 г. / В. Василевич. -М., 1905.
  22. , В. П. Внешкольное образование народа / В. П. Вахтеров. -М., 1896.
  23. , В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога / В. Г. Воронцова. Псков: издательство ПОИПКРО, 1997. — 421 с.
  24. , Е. Социология политических отношений. / Е. Вятр. М., 1979.
  25. , JI. М. Духовный потенциал сельского учителя и факторы его совершенствования: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. соц. н. Казань, 2007. — 32 с.
  26. Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность: Материалы IV Международного научного форума. Т. 1 / Под ред. А. С. Горшкова. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007. — 640 с.
  27. , Д. В. Теория политического участия / Д. В. Гончаров. -М., 1997.
  28. , Р. Введение в экономическую демократию. М., 1991.
  29. Диалектика социальной инициативы / Рук. авт. коллектива Ю. А. Харин. -Мн.: Беларусь, 1986.
  30. , Э. Д. Четвертая школьная реформа в России / Э. Д. Днепров. -М., 1994.
  31. , Э. Социология образования / Э. Дюркгейм- Пер. с фр. -М., 1996.
  32. , Б. С. Социальная культурология. В 2-х ч. — Ч. II. — М.: АО «Аспект-Пресс», 1994.
  33. , JI. К. Интеллигенция в первой русской революции / Л. К. Ерман. -М., 1966.
  34. Жить и учиться демократии: Сборник документов и материалов по гражданскому образованию / Сост. В. А. Талашова. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. 80 с.
  35. , Н. П. Формирование инициативности студентов-первокурсников в ситуациях учебно-производственной деятельности: Дис. на соиск. уч. ст. к. пед. н. (спец. 13.00.08.) / Н. П. Журавлева. Волгоград, 2006.
  36. , А. С. Образование: философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. — 456 с.
  37. , Г. Е. Социология образования / Г. Е. Зборовский. -Екатеринбург, 1993.
  38. , Ф. Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения / Ф. Г. Зиятдинова. М., 1992.
  39. , Ф. Г. Социальные проблемы образования / Ф. Г. Зиятдинова. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999.
  40. Интеллигент в провинции: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 4−5 февраля 1997 г.: В 2-х вып. / Отв. ред. М. Е. Главацкий. -Екатеринбург, 1997.
  41. Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России: Тез. докл. Всерос. конф. Екатеринбург, 14−15 апреля 2000 г. / Отв. ред. М. И. Кондрашова. Екатеринбург, 2000.
  42. Интеллигенция России и Запада в XX—XXI вв.: выбор и реализацияпутей общественного развития: Материалы науч. конф., 28−30 мая 2004 г. /i
  43. Под общ. ред. М. Е. Главацкого. Екатеринбург, 2004.
  44. , А. В. Социология: Учебное пособие. / А. В. Клюев, В. Г. Лукьянов, И. С. Урсу- Под общей редакцией А. В. Клюева. СПб.: Издательство СЗАГС, 2004.
  45. , А. В. Человек в политическом измерении. / А. В. Клюев. -СПб.: Издательство СЗАГС, издательство «Образование-Культура», 2000. -152 с.
  46. , А. И. Демократия и участие в политике. Критические очерки истории и теории / А. И. Ковлер, В. В. Смирнов. М., 1986.
  47. Колесников, JL Ф. Эффективность образования / JI. Ф. Колесников, В. Н. Турченко, Л. Г. Борисова. М., 1991.
  48. , Б. Б. Русская педагогическая терминология. / Б. Б. Комаровский.-М., 1969.
  49. , Н. А. Очерки по истории средней школы (Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года). / Н. А. Константинов. -М., 1956.
  50. , С. М. Социология образования. Учебник. // С. М. Косолапов, В. П. Подвойский. М.: МИП «NB» Магистр, 1993.
  51. , А. И. Социология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / А. И. Кравченко. — М.: Академический Проект, 2001. — 508 с.
  52. , Н. А. Народный учитель в революционном движении / Н. А. Малиновский. — М., 1926.
  53. , Н.А. Инерционность системы образования в России / Н. А. Матвеева. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004.
  54. , И. И. Местное сообщество: теоретико-правовой анализ. Дис. на соиск. уч. ст. к. юрид. н. / И. И. Мелехина. Краснодар, 2003.
  55. , Р. Властвующая элита. / Р. Миллс. М., 1959.
  56. , К. О положении народных учителей / К. Мягкова. -СПб., 1905.
  57. Народовластие на Вологодчине. Антология законотворческой деятельности / Под ред. Г. А. Сазонова, В. А. Чухина. Вологда, 2004. — 160 с.
  58. Наука, культура, образование на рубеже XXI века. СПб., 1995.
  59. , В. Я. Социология образования / В. Я. Нечаев. М., 1992.
  60. Новое качество высшего образования в современной России: концептуально-программный подход. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.
  61. Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты. М., 1994.
  62. , А. Сведения о состоянии земских начальных народных училищ Московской губернии в 1892/93 учебном году / А. Оленин, Ф. Самарин. М., 1893.
  63. , В.Б. Психология практикам: учителям, родителям и руководителям / В. Б. Ольшанский. — М.: «Тривола», 1996. — 264 с.
  64. , В. Большевистская партия и интеллигенция в первой русской революции / В. Ониани. Тбилиси, 1970.
  65. , A.M. Социология образования: Очерки теории / A.M. Осипов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  66. , А. В. Социальное положение региональной интеллигенции (на примере учительства): Автореферат на соиск. уч. ст. к. соц. н. / А. В. Пересыпкина. М., 2006.
  67. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. СПб.: Питер, 2005. — 560 с.
  68. , А. Ю. Соответствие инициативности и самоактуализации личности: Дис. на соиск. уч. ст. к. пс. н. (спец. 19.00.01.) / А. Ю. Польская. М., 2005.
  69. Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М: Издательство «Академический проект», 2000. — 320 с.
  70. Проблемы реформирования местного самоуправления и пути их решения. Информационно-аналитическая записка Вологда, НКЦ ЦЭМИ РАН, 2009.- 10 с.
  71. Проблемы становления и развития местного самоуправления на Русском Севере: материалы межрегиональной научно-практической конференции / Сост. и отв. ред. С. JI. Тюкина. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007. -177 с.
  72. , В. П. Введение в политологию. / В. П. Пугачев, А. И. Соловьёв. М., 2002.
  73. Развитие сельской школы Вологодской области: концепция и программа ее реализации на 2006−2010 гг. Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006. — 64 с.
  74. , Н. М. Человек и реформы: Секреты выживания. / Н. М. Римашевская. М., 2003.
  75. , С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения / С. В. Рождественский. СПб., 1902.
  76. Российская школа на рубеже 90-х: социологический анализ. М., 1993.
  77. Рубинштейн, С. JL Основы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. -М., 1946.
  78. , С. JI. Проблемы обшей психологии. / С. JL Рубинштейн. 2-е изд. — М., 1976.
  79. , М. Н. Общественные потребности, система образования, молодежь / М. Н. Руткевич, JI. Я. Рубина. М., 1988.
  80. Сельские малочисленные школы Костромской области: поиск путей развития / Под ред. В. М. Басовой. Кострома: Авантитул, 2007. — 132 с.
  81. , Г. Г. Сельское учительство: образ жизни и адаптационный ресурс / Г. Г. Силласте. М., 2002.
  82. , В. А. Введение в педагогическую аксиологию. Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. / В. А. Сластенин, В. И. Чижакова. М.: Академия, 2003. — 192 с.
  83. , С. В. Политическое участие населения в системе местного самоуправления современной России (на примере Ивановской, Костромской, Ярославской областей): дис. на соиск. уч. ст. к. пол. н. -Кострома, 2003.
  84. , В. С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации / В. С. Собкин, П. С. Писарский. М., 1998.
  85. , П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. -М.: Политиздат, 1992.
  86. Социальная ситуация в регионе: некоторые тенденции и перспективы: Учебное пособие / В. А. Ильин, К. А. Гулин. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 1998.-25 с.
  87. Социальная эффективность образования. М., 1983.
  88. Социология образования. Т. 1. — Вып. 1. — М., 1993.
  89. , Э. В. Социология: Учебное пособие / Э. В. Тадевосян. -М., 1999.
  90. Тенденции и проблемы развития региона: Научные труды. -В 3 ч. Ч. III: Социальные проблемы регионального развития. — Вологда: Вологодский научно-координационный центр Центрального экономико-математического института РАН, 2006.
  91. , Дж. Структура социологической теории / Дж. Тернер. -М.: Прогресс, 1985.
  92. Труды по социологии образования. Т. 3. — Вып. 4. — М., 1995.
  93. , В. В. Учительство в ситуации социально-политических перемен (социологический анализ). / В. В. Тумалев. СПб., СПб ун-т, 1995.
  94. , В. Н. Научно-техническая революция и революция в образовании / В. Н. Турченко. М., 1973.
  95. , В. Н. Социально-педагогические проблемы учительского труда. / В. Н. Турченко, JI. Г. Борисова. — М.: Знание, 1975.
  96. , Ф. Р. Молодежь и образование в социалистическом обществе / Ф. Р. Филиппов. Фрунзе, 1985.
  97. , Ф. Р. Социология образования / Ф. Р. Филиппов. М.:1980.
  98. , Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990.
  99. , А. В. Педагогический корпус в социальном пространстве формирующегося города (1950-первая половина 1960-х гг.): Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. ист. н. / А. В. Чащухин. Пермь, 2006.
  100. ЮО.Четвернин, В. А. Демократическое конституционное государство: ' введение в теорию / В. А. Четвернин. М., 1995. — 532 с.
  101. , Н. В. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. / Н. В. Чехов. М., 1912.
  102. , А. В. Участие молодежи в политической модернизации современной России (проблемы и перспективы): дис. на соиск. уч. ст. к. пол. н. / А. В. Шабанов. М., 1996.
  103. ЮЗ.Шереги, Ф. Э. Социология образования: Прикладной аспект. Ф. Э. Шереги, В. Г. Харчева, В. В. Сериков. М.: Юрист, 1997.
  104. , Е. Б. Личность и политика. Краткий очерк современных западных концепций политической социализации / Е. Б. Шестопал. М.: Мысль, 1988.
  105. , П. Социология. Анализ современного общества. / П. Штомпка- Пер. с польск. С. М. Червонной. М.: Логос, 2005. — 664 с.
  106. , В. Н. Начало пути / В. Н. Шубкин. М: Молодая гвардия, 1979.1. Статьи
  107. Абульханова-Славская, К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К. А. Абульханова-Славская. // Психология личности в социалистическом обществе. — Ч. I. Активность и развитие личности. — М., 1989.
  108. , Н. А. Духи русской революции. // Из глубины. Сборник статей о русской революции. Париж, 1967.
  109. , У. С. Социальный портрет учителя Республики Саха / У. С. Борисова // Социологические исследования. 1998. — № 8. — С. 122−123.
  110. , А. В. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности / А. В. Брушлинский. // Психологическая наука в России XX столетия: Проблемы теории и истории. -М., 1997.
  111. , Н. Становление гражданского общества / Н. Варламова // Право и жизнь. 1994. — № 4. — С. 38−43.
  112. , Н. М. Основные тенденции политического участия в местном самоуправлении / Н. М. Великая // Социс. 2003. — № 8.
  113. Ш. Гассий, В. В. Социальный капитал, гражданское общество и демократия в теории социального прагматизма Дж. Дьюи // Вестн. Моск. унта. Сер.18. — Социология и политология. — 2005. — № 3.У
  114. А. Руководство к образованию немецких учителей. / А. Дистервег // Избранные педагогические произведения. М., 1956.
  115. , Ф. Г. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта / Ф. Г. Зиятдинова // Социологические исследования. -2006Г- № 5 (265). С. 32−35.
  116. , Е. А. Профессионально-педагогическое сообщество как системная форма педагогического влияния на сельский социум / Е. А. Зорина.'// Среднее профессиональное образование. 2006. — № 8.
  117. , А. В. Политическое участие: состояние и тенденции развития в условиях современного российского общества // Управленческое консультирование. 2005. — № 2. — С.69−77.
  118. Кокарева, 3. А. Изучение ценностных ориентаций учителя / 3. А. Кокарева // Источник. 1998. — № 2. — С. 53−57.
  119. , В. И. Интересный съезд / В. И. Ленин // ПСС. Т. 23.
  120. , В. И. К вопросу о политике Министерства народного просвещения / В. И. Ленин // ПСС. Т. 23.
  121. , В. И. Нищета народных учителей / В. И. Ленин // ПСС.1. Т. 24.
  122. , В. И. О чем думают наши министры? / В. И. Ленин. ПСС.-Т. 2.
  123. , В.И. Речь на II Всероссийском съезде учителей-интернационалистов 18 января 1919 г. / В. И. Ленин // ПСС. Т. 37.
  124. , С. А. Исчерпана ли роль интеллигенции? / С. А. Магарил // Социологические исследования. 2007. — № 1. — С. 132−139.
  125. , И.О. Политическая активность интеллигенции (социолого-историографический аспект) / И. О. Милованова // Социология власти.-2006.-№ 5.-С. 85−91.
  126. , А. В. Гражданское общество: взгляд экономиста / А. В. Одинцова // Государство и право. 1992. — № 8. — С. 100−112.
  127. , A.M., Карстанье, П., Тумалев, В. В., Зарубин, В. Г. О социальном партнерстве в сфере образования // Социологические исследования.-2008.-№ 11.-С. 108−115.
  128. , А. М., Тумалев, В. В. Социология образования в России: проблемы и перспективы // Социологические исследования. — 2004. — № 7. — С. 120−126.
  129. , В. В. Демократия участия в современной России (Потенциал и перспективы развития) / В. В. Петухов // Общественные науки и современность. 2007. — № 1. — С. 73−90.
  130. Профсоюзная газета. № 22. — 2004. — 22 июня.
  131. Профсоюзная газета. -№ 35. 1997.
  132. Профсоюзная газета. № 6. — 1997. — 6 февраля.
  133. , Г. Б. Пилотный проект: диагностика старта. / Г. Б. Прохорова // Источник. № 2. — 2006 — июнь.
  134. , А. Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX в. / А. Г. Рашин // Исторические записки. 1951. — № 37.
  135. , М. Н. Процессы социальной деградации в российском обществе / М. Н. Руткевич // Социологические исследования. — 1998. — № 6.
  136. , Р. В. Интеллигенция в постсоветской России — исчерпание социальной роли / Р. В. Рывкина // Социологические исследования. 2006. — № 6. — С. 138−146.
  137. , В. Какой может быть Россия? / В. Рыкунов // Юридическая газета. 1998. — № 13. — С. 3−26.
  138. , В. В. К вопросу о взаимодействии государства и гражданского общества в современной России / В. В. Рябев // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2005. Том VIII. — № 2. — С.5−21.
  139. , И. Нравственно-этические ресурсы личности современного учителя / И. Сибгатуллина, О. Мамонтова, А. Попова // Наука и школа. 2005. — № 5.
  140. , Е. Я. Как нами руководят, так мы и живем / Е. Я. Смулянский // Независимая газета. 1999. — 7 сентября.
  141. , П. А. Современное состояние России / П. А. Сорокин // Новый мир. 1992. — № 5.
  142. , П. Б. Интеллигенция и революция. // Вехи. Интеллигенция в России: Сб. статей 1909 1910. -М., 1991.
  143. , И. Социальный и духовный облик учительства России на рубеже XIX—XX вв.еков / И. Сучков // Отечественная история. М., 1995. -№ 1. — С. 62−77.
  144. , И. Судьба опасной реформы / И. Сучков // Народное образование в России: исторический альманах. М.: Народное образование. -2000.
  145. , В. Власть. Общество и интеллигенция в современной России. Что «лучшие люди страны» ждут от власти, а что власть от «лучших людей страны» / В. Третьяков // Независимая газета. — 2001. — 17 янв.
  146. , Е. Б. Диагностика внутреннего конфликта. / Е. Б. Фанталова // Журнал практического психолога, приложение № 2. М.: Фолиум, 1997.-С. 1−48.
  147. , Ф. А. Школа в системе социализирующих факторов / Ф. А. Фрадкин // Педагогика. 1995. — № 2.
  148. , С. JI. Этика нигилизма. // Вехи. Интеллигенция в России: Сб. статей 1909- 1910.-М., 1991.
  149. , М. Р. Политическое участие как объект исследования / М. Р. Холмская // Полис. 1999. — № 5.
  150. , И. JI. К истории учительского движения в России / И. Л. Цветков // Учитель и революция: Сб. статей и материалов. М., 1925.'
  151. B. А. Шамахова. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2004. — 280 с.
  152. , И. В. Французская начальная школа: между прошлым и будущим / И. В. Шлейфер. // Советская педагогика. 1989. — № 21. C.152−153.
  153. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2004. — 1536 с.
  154. , Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2005. — 448 с.
  155. Культура и культурология: Словарь / Сост. и ред. А. И. Кравченко. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 928 с.
  156. , М. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
  157. , С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1998. — 944 с.
  158. , П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2-х т. 2-е изд. — М., 1994. — Т. 1−2.
  159. Энциклопедический социологический словарь. М.: ИНФРА-М -НОРМА, 1998.-488 с.
  160. Официальные и статистические материалы
  161. Демографические процессы в Вологодской области. Аналитический материал. — Росстат. Территориальный орган Федеральной государственной статистики по Вологодской области. Вологда, 2008. — 44 с.
  162. Забастовки в Вологодской области в 1990—1997 гг. / Госкомстат России. Вологодский облкомстат. Вологда, 1997. — 10 с.
  163. Районы и города Вологодской области. Социально-экономические показатели. Официальный статистический сборник. 1998−2007. Росстат. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. — Вологда, сентябрь 2008.
  164. Региональная система образования в цифрах и фактах. Вологда, 2005.- 102 с.
  165. Регионы России: Статистический сборник. М., 2001. — Т. 1.
  166. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М., 2001.
  167. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. 2008-М., 2008.
  168. Сведения о численности и заработной плате работников организаций по видам экономической деятельности за 2005 год. Бюллетень. / Росстат. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Вологда, 2006. — 84 с.
  169. Социально-экономические показатели регионов Северо-Западного федерального округа за 1995−2001 гг. Госкомстат Республики Коми, 2002.
  170. Социально-экономическое положение в России // Госкомстат РФ. -М., 1996.-№ 12.
  171. Статистический ежегодник Вологодской области, 1999. Вологда, 2000.
  172. Статистический ежегодник Вологодской области, 1995−2002 гг. -Вологда, 2003.
  173. , Е. Местное самоуправление в современной России: Драматизм становления // Власть. № 1. — 2006. Источник: http://www.transpress.ru/articles/0601/02 03.shtml.
  174. , И. Социальный портрет учителя // http:// www.ug.ru/issue/?action=topic&toid= 11 971
  175. Концепция гражданского образования // www.apkro.ru/-cce/proekt.html
  176. Региональная система образования в цифрах и фактах. Вологда, 2007, 2008. // http://www.edu35.ru
  177. Сайт департамента образования Вологодской области / http: www/edu35.ru
  178. Сайт Правительства Вологодской области / http: voloqda-oblast.ru
Заполнить форму текущей работой