Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-экономические основы управления развитием санаторно-курортного комплекса: На примере субъекта Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследуя субъект и объект при рассмотрении функции организации применительно к санаторно-курортной сфере, в работе отмечается, что субъект в организационно-экономической структуре на уровне региона имеет сложную иерархическую структуру и включает республиканские (субъекта федерации) и муниципальные органы управления санаторно-курортным комплексом, а также руководящие структуры санаторно-курортных… Читать ещё >

Содержание

  • I. Организационно-методические основы управления развитием санаторно-курортного комплекса
    • 1. 1. Методические подходы к определению дестинации оздоровления населения как основы санаторно-курортного комплекса
    • 1. 2. Методические особенности оценки экономической эффективности санаторно-курортного комплекса
    • 1. 3. Использование мультипликаторов в системе оценки эффективности санаторно-курортного комплекса
  • II. Санаторно-курортный комплекс в отрасли туризм 63 2.1. Санаторно-курортный комплекс как составная часть туризма
    • 2. 2. Особенности современного этапа развития санаторно-курортного комплекса в России
    • 2. 3. Региональные аспекты развития санаторно-курортного комплекса
  • III. Формирование организационно-экономических условий функционирования санаторно-курортного комплекса
    • 3. 1. Исследование экономической эффективности санаторно-курортного комплекса
    • 3. 2. Разработка организационно-экономической модели управления санаторно-курортным комплексом
    • 3. 3. Организационно-экономическая модель управления санаторием в системе санаторно-курортного комплекса

Организационно-экономические основы управления развитием санаторно-курортного комплекса: На примере субъекта Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сохранение и улучшение здоровья населения является одним из главных условий накопления человеческого капитала. Возможность решения этой задачи в значительной степени зависит от состояния санаторно-курортного комплекса (СКК). Являясь одним из главных элементов социальной сферы жизни общества, этот комплекс входит одновременно в две подотрасли — здравоохранение и туризм. Конечным эффектом функционирования СКК является повышение эффективности труда и сокращение потерь рабочего времени экономически активного населения. Приоритетная поддержка и последовательное развитие санаторно-курортного комплекса становится неотъемлемой составляющей социально-экономической политики федеральных и региональных органов управления.

В настоящее время санаторно-курортный комплекс Российской Федерации представлен 5 тысячами учреждений различных форм собственности. Только в 2000 г. в них прошли курсы лечения и оздоровления организма более 12 млн. человек. Однако возможности санаторно-курортного комплекса используются далеко не полностью. Это обусловлено, прежде всего, ограниченностью средств, как у населения, так и у органов социальной защиты, а также несоответствием нормативно-законодательной базы здравоохранения и туризма современным требованиям. При этом снижается доля санаторно-оздоровительных услуг в общем объеме предоставляемых населению платных услуг. Значительный ущерб подотрасли был нанесен в период разгосударствления собственности, которое привело к необоснованному перепрофилированию санаторных учреждений с ликвидацией, в отдельных случаях, их лечебной составляющей, а также к формированию неэффективных моделей использования бальнеологических ресурсов. При этом не была создана система стимулирования инвестирования в данную потенциально высокоэффективную подотрасль экономики.

Преобразования, проводимые в российской экономике, обуславливают необходимость глубоких качественных изменений и совершенствования структуры управления санаторно-курортным комплексом. Особое значение приобретают вопросы управления СКК на региональном уровне и оценки эффективности его деятельности, основанные на рациональном использовании климатических и бальнеологических ресурсов. Большое значение при выборе и оценке направлений развития санаторно-курортного комплекса на длительную перспективу имеют приоритеты национальной социальной политики, социально-экономической политики региональных органов власти и управления, а также изменения внешних по отношению к санаторно-курортному комплексу факторов экономической и социальной среды.

В основу размещения санаториев и курортов должен быть положен регионально-конструктивный подход, основанный на оценке местных климатических и бальнеологических условий.

Целый ряд теоретических и прикладных проблем формирования организационно-экономических структур управления на региональном уровне рассматриваются в научной литературе в работах отечественных ученых-экономистов Н. Т. Агафонова, Ю. Н. Гладкого, А. Е. Когута, В. С. Преображенского, Е. А. Пробста, Е. Д. Силаева, И. Т. Твердохлебова, а также в трудах зарубежных авторов Э. Инскипа, Т. Линвуда, Г. Пратцеля, В. Райнхарда, Д.Хана.

Проблематика совершенствования управления санаторно-курортным комплексом на различных иерархических уровнях нашла отражение в работах М. М. Амирханова, М. И. Азара, Е. И. Богданова, ЮЛ. Веденина, Б. Л. Винокурова, И. В. Зорина Г. А.Карповой, А. Т. Кириллова, В. М. Козырева, Е. А. Котлярова, Ю. В. Кузнецова, А. Г. Лис, В. В. Нелюбина, В. С. Немчинова, В. К. Потемкина, Г. В. Яковенко и др.

Вместе с тем, до сих пор недостаточно разработаны теоретические и методические основы планового развития туризма и, в частности, санаторнокурортного комплекса на территориальном уровне. Отсутствуют практические рекомендации по организационному, экономическому и информационному обеспечению процесса управления санаторно-курортным комплексом, что существенно снижает его социальную и экономическую эффективность.

Все вышеизложенное обусловило тему диссертации, выбор объекта и предмета исследования, а также ее цели и задачи.

Основной целью диссертационного исследования является разработка научных организационно-экономических основ формирования системы управления развитием санаторно-курортного комплекса на уровне крупного региона, в частности, субъекта Российской Федерации — Чувашской Республики.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:

— обоснование необходимости изучения перспектив развития санаторно-курортного комплекса на федеральном и региональном уровнях;

— определение субъекта и объекта управления санаторно-курортным комплексом в крупном регионе, а также основных направлений совершенствования системы управления санаторно-курортным комплексом;

— обоснование необходимости комплексного подхода к управлению развитием санаторно-курортного комплекса на уровне крупного региона и уточнение понятийного аппарата, относящегося к рассматриваемой проблеме;

— выявление основных факторов, влияющих на функционирование и развитие санаторно-курортного комплекса региона;

— разработка организационно-экономической модели управления и выбор стратегий развития санаторно-курортного комплекса;

— методическое обоснование механизма разработки и реализации целей и стратегий развития санаторно-курортного комплекса региона на данном этапе рыночных преобразований;

— разработка организационно-экономической модели финансового регулирования развития санаторно-курортного комплекса и рекомендаций по обеспечению его эффективного функционирования.

Объектом исследования является санаторно-курортный комплекс субъекта Российской Федерации и соответствующая система управления, включающая предприятия, организации и учреждения различных форм собственности, непосредственно или косвенно участвующие в оказании санаторно-курортных и сопутствующих им услуг.

Предметом исследования являются организационно-экономические основы управления развитием санаторно-курортного комплекса на уровне региона.

Теоретический и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных исследователей по теории управлениязаконодательные и нормативные документы федеральных и региональных органов управления в Чувашской Республикематериалы мониторинга хода реализации «Концепции развития туризма в Чувашской Республике», проводимой в 1998;2001гг. при непосредственном участии соискателяа также результаты научных исследований, полученных автором в 1997;2001гг. В качестве инструментария исследования в диссертации использованы методы системного, статистического и логического анализа.

Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные документы федеральных и региональных органов управления в Чувашской Республикематериалы мониторинга хода реализации «Концепции развития туризма в Чувашской Республике», проводимой в 19 982 001гг. при непосредственном участии диссертантаа также материалы, полученные автором в 1997;2001гг. в ходе выполнения исследовательских работ.

В качестве инструментария исследования в диссертации использованы методы системного, статистического и логического анализа.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Санаторно-курортный комплекс является структурным элементом государственной системы управления, осуществляющим и реализующим его социальную функцию по охране здоровья населения в существующих экономических условиях.

В диссертации обосновано, что санаторно-курортный комплекс является подотраслью отрасли экономики государства «туризм», так как:

— имеет все без исключения структурные, организационно-технологические составляющие, присущие туризму, а именно: транспорт, систему проживания, питания, информационно-экскурсионного обеспечения, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и других дополнительных сервисных услуг;

— комплексная сервисная услуга, предоставляемая в нем, осуществляется только в санаторно-курортной дестинации (как и в туризме);

— технология обслуживания клиентов санаторно-курортного комплекса базируется на обязательном перемещении лиц, нуждающихся в оздоровлении организма, как и в туризме из места их постоянного проживания на срок более 24 часов в санаторно-курортную дестинацию;

— конечной продукцией подотрасли является комплексная услуга, включающая в себя весь перечень составляющих ее элементов, в том числе и медицинское оздоровление организма человека, оформленная соответствующей путевкой.

В диссертационном исследовании определено место санаторно-курортного комплекса в системе туризма: курорты, санитарно-охранные зоны, туристско-рекреационные комплексы и объекты. Введено понятие дестинации оздоровления, как структурного элемента туристской отрасли, представляющей собой технологически связанную подсистему, специализирующуюся на оказании санаторно-курортных услуг. По своей сущности санаторно-курортный комплекс является территориальнопроизводственной совокупностью дестинаций оздоровления региона, оказывающих санаторно-курортные услуги непосредственно лицам, находящимся на отдыхе и проходящим лечение, а также объективно интегрированных с ними устойчивыми хозяйственными связями других объектов материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих эффективное функционирование комплекса в целом. Определена структура такого комплекса, а также на основании поэлементного анализа взаимодействия предприятий санаторно-курортного комплекса с различными секторами региональной экономики, сделан вывод о том, что поступательное развитие санаторно-курортного комплекса способствует приращению социально-экономического потенциала региона, оказывая значительное прямое и опосредованное влияние на все его элементы. В то же время, достигнутый социально-экономический уровень региона в полной мере обеспечивает стартовые условия функционирования, определяет потенциальные возможности и ограничения в перспективном развитии.

В настоящее время санаторно-курортный комплекс России способен практически полностью удовлетворить потребность населения государства в медицинской составляющей комплексной услуги оздоровления человеческого организма.

Среди основных сдерживающих факторов успешного освоения неиспользованных возможностей можно назвать продолжающуюся структурную перестройку экономики страны и отсутствие отлаженных механизмов реализации законодательных актов, регулирующих развитие санаторно-курортного комплекса.

Одной из нерешенных проблем его функционирования санаторно-курортного комплекса на определенной территории является отсутствие методических подходов к формированию организационно-экономической модели санаторно-курортного комплекса.

Современный этап развития данной подотрасли указывает на наличие значительного экономического потенциала комплекса как перспективы развития его интегральных взаимосвязей с другими отраслями экономики государства и регионов.

— эффективность.

Совершенствование системы управления данным комплексом на всех иерархических уровнях позволит наиболее полно реализовать социальную функцию государства.

В диссертации обосновано, что теоретической основой организации комплексных исследований санаторно-курортного комплекса может служить представление о нем, как о совокупности взаимодействующих подсистем:

— групп отдыхающих и проходящих курсы лечения;

— санаторно-курортных учреждений;

— природных и культурных комплексов;

— предприятий инфраструктуры;

— управляющей структуры (на различных уровнях: предприятие, регион, страна);

— обслуживающего персонала;

— местного населения;

— производственного развития региона;

— финансово-инвестиционной (некоторая совокупность финансово-кредитных институтов).

В диссертации уточнены проблемы функционирования санаторно-курортного комплекса на региональной основе применительно к Чувашской Республике. Исследования показали также наличие значительных особенностей в решении задач совершенствования управления санаторно-курортным комплексом в данном регионе. Отмечается, что существует значительное противоречие между проводимой в России туристской политикой и несовершенством сложившейся системы управления санаторно-курортным комплексом, базирующейся на порой противоречащих организационно-структурных принципах, выработанных различными ведомствами (профессиональные союзы, министерство здравоохранения, ветви исполнительной власти различных уровней и т. д.).

Реализация задач национальной политики в области санаторно-курортной сферы требует значительно большей активности региональных и местных органов управления, а, следовательно, совершенствования структуры функций и методов управления санаторно-курортным комплексом на региональном уровне.

Об актуальности постановки такой проблемы свидетельствует наличие объективных предпосылок, из которых в числе основных в диссертационной работе определены следующие:

— децентрализация управления и перераспределение функций управления санаторно-курортным комплексом на федеральном, региональном и муниципальном (местном) уровнях, в частности, передача прав в решении большинства финансовых, экономических, организационных, социальных и иных вопросов на уровень региональных органов управления и местных администраций. Это существенно расширяет задачи управления санаторно-курортным комплексом на региональном уровне. Для этого необходимо обоснование видов, форм и масштабов перспективного развития регионального санаторно-курортного комплекса в соответствии с имеющимися природными ресурсами, особенностями природно-географического и социально-экономического положения региона;

— развитие подотраслевого законотворчества, так как крайне низким и не соответствующим современным требованиям остается уровень законодательной базы санаторно-курортного комплекса в плане обеспечения охраны и рационального использования природных и культурных ресурсов;

— решения вопросов формирования региональной системы подготовки кадров для санаторно-курортной сферы, как одного из важнейших элементов санаторно-курортного комплекса;

— четкое позиционирование и прогнозирование развития санаторно-курортного комплекса в системе туризма, что позволит унифицировать законодательство и использовать общие подходы при формировании межсистемных взаимосвязей;

— последовательное продвижение санаторно-курортных услуг региона на отечественном и международном рынках туристских услуг, а также создание иных условий, стимулирующих повышение уровня качества санаторно-курортных услуг и экономическую доходность курортной сферы.

Выявленные объективные социально-экономические предпосылки являются важнейшим стимулом совершенствования системы управления санаторно-курортным комплексом и прежде всего его основной функцииорганизационной.

В связи с этим, в диссертационной работе введено понятие дестинации оздоровления. Субъектом дестинации оздоровления являются санаторно-курортные учреждения и соответствующие природные ресурсы, оказывающие воздействие на объекты — лица, проходящие курсы лечения и оздоровления с использованием природных и преформированных медицинских факторов.

Кроме того, проведенное в диссертации исследование современной отечественной и зарубежной теории по формированию региональных организационно-экономических структур позволило сформулировать основные концептуальные положения, включающие:

— необходимость комплексного и поступательного развития санаторно-курортной сферы на основе соблюдения принципов экономической, экологической и социальной устойчивости;

— первичность системообразующих функций организационно-экономических структур в подотрасли;

— формирование структур, базирующихся на учете интересов всех субъектов хозяйствования санаторно-курортного комплекса и различных государственных органов управления;

— четкое разграничение функций и полномочий регионального и других уровней управления.

Вследствие постоянно происходящих в санаторно-курортном комплексе динамических изменений, корректировок структуры, видов и объемов требуемых и предоставляемых ресурсов, очевидны преимущества формирования гибких организационных структур, как наиболее адекватно реагирующих на изменения внешней среды.

Проведенный анализ организационно-экономических структур управления санаторно-курортным комплексом в различных дестинациях оздоровления и регионах Российской Федерации показал, что-либо отсутствуют единые организационно-методические основы формирования подобных структур, либо работы по их формированию не ведутся. Зачастую без учета специфики санаторно-курортного комплекса управленческие функции на уровне региона передаются государственным органам, ведающим общими вопросами туризма. Исключение составляют курорты федерального значения, расположенные компактно, в основном, в южных районах России.

Исследуя субъект и объект при рассмотрении функции организации применительно к санаторно-курортной сфере, в работе отмечается, что субъект в организационно-экономической структуре на уровне региона имеет сложную иерархическую структуру и включает республиканские (субъекта федерации) и муниципальные органы управления санаторно-курортным комплексом, а также руководящие структуры санаторно-курортных учреждений. Кроме того, соответствующими государственными структурами решаются задачи управления расположенными на территории региона природными ресурсами, а также памятниками архитектуры федерального и регионального значения. В связи с этим, объектом исследования в организационно-экономической модели в диссертации являются все составляющие элементы санаторно-курортного комплекса региона, а также протекающие в его рамках экономические и социальные процессы. Санаторно-курортный комплекс при этом, рассматриваемый как объект управления, обладает совокупностью взаимосвязанных особенностей и является саморазвивающейся системой.

В диссертационной работе сформулированы следующие ключевые задачи, решаемые системой регионального управления санаторно-курортным комплексом:

— получение, оценка и анализ информации о социально-экономических процессах, протекающих в санаторно-курортном комплексе, о влиянии их на качество жизни населения региона и функционирование предприятий сопряженных отраслей;

— выявления причин, вызывающих тот или иной характер протекания социально-экономических процессов и определение перечня проблем, требующих решения;

— разработка альтернативных путей развития, направленных на поддержание позитивных тенденций и преодоление негативных последствий функционирования санаторно-курортного комплекса региона, осуществляемая на основании научно-обоснованных прогнозов развития социально-экономической ситуации в санаторно-курортном комплексе и прогнозов состояния внешней среды;

— выбор и увязка конкретного направления развития с соответствующими национальными и региональными приоритетами, потребностями и интересами санаторно-курортного комплекса и населения, а также с объемом и структурой всех видов ресурсов, необходимых для реализации соответствующих мероприятий;

— формирование наиболее благоприятного климата для выбранного направления развития согласованного с другими уровнями управления нормативно-правового пространства;

— создание специализированных институтов для обеспечения устойчивых финансовых потоков по наиболее рациональным схемам с использованием механизма страхования;

— координация межрегиональных взаимодействий;

— корректировка организационной структуры в целях наиболее полного соответствия выбранной технологии управления.

На основании полученных результатов в диссертации фиксируются наборы мероприятий, направленных на стимулирование наиболее важных взаимосвязей путем:

— создания соответствующих структурных подразделений в органах управления курирующих вопросы важнейших взаимодействий;

— разработки механизма оптимального финансирования, включающего привлечение внутренних кредитных ресурсов, долевое участие региона через соответствующие статьи его бюджета;

— реализации стратегий горизонтальной и вертикальной диверсификации.

Обеспечение функционирования стабильной и гибкой финансовой подсистемы обслуживания санаторно-курортного комплекса является приоритетной задачей организационно-экономической модели управления. При формировании внешних и внутренних функциональных взаимосвязей подсистемы закладывается механизм многоканального финансирования с превалирующей ролью инвестиционной составляющей.

В диссертационной работе предложена модель формирования инвестиционного портфеля в холдинговой структуре регионального санаторно-курортного комплекса.

При реализации комплексного подхода к управлению санаторно-курортным комплексом необходимо постоянное взаимодействие его элементов на принципах четкого разделения функций и полномочий различных уровней организационно-экономической структуры. С этой целью целесообразно также выделение разноуровневых элементов, регулирующих вопросы финансирования, контроля, координации и взаимодействия системы управления с общественными организациями.

С целью практической реализации сформулированных в диссертации положений и для проработки различных аспектов, стоящих перед его организационно-экономической структурой задач, разработана перспективная организационно-экономическая модель управления санаторно-курортным комплексом региона.

Она рассматривается как совокупность пяти подсистем, охватывающих соответствующие функциональные области:

— подсистема управления и координации;

— подсистема финансирования;

— подсистема подготовки кадров;

— подсистема реализации санаторно-курортных услуг;

— подсистема инфраструктурных элементов;

— подсистема информационного обеспечения.

Реализация результатов исследования.

Сформулированные в диссертации основные выводы и рекомендации по организации и планированию развития санаторно-курортной сферы были использованы в ходе разработки и реализации «Концепции развития туризма в Чувашской Республике на 1998;2003гг.» (утверждена Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 31.10.98 № 317) и Республиканской целевой программы «Развитие физической культуры, спорта, санаторно-курортного дела и формирования здорового образа жизни населения Чувашской Республики на период до 2001 г.» (утверждена Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 28.05.96 № 168), а также при разработке регионального проекта подготовки кадров для санаторно-курортного комплекса Чувашской Республики и его инфраструктуры.

Методические и практические результаты исследования использованы автором при чтении лекций, проведении семинарских и практических занятий, разработке рабочих учебных программ по дисциплинам «Управление санаторно-курортным комплексом», «Планирование санаторно-курортного учреждения» и реализованы путем создания учебного пособия «Разработка бизнес-плана санаторно-курортного учреждения» (Утверждено 23.05.2000 Президиумом УМО по образованию в области производственного менеджмента Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия).

Основные положения настоящего исследования были доложены и обсуждены на научно-практических конференциях:

• «Формирование концепции развития туризма в Чувашской Республике на 1998;2003 годы» (г.Чебоксары, 12−13 апреля 1998 г.);

• «Проблемы подготовки экономистов-менеджеров в области туризма и сервиса» (г.Чебоксары, 12 марта 1999 г.);

• «Санаторно-курортная система как важный фактор профилактики, реабилитации и оздоровления населения» (г.Чебоксары, 17−18 ноября 1999 г.);

• «Государственное регулирование современной туристской индустрии» (Казань, 20−21 января 2000 г.);

• Всероссийской «Региональная инвестиционная политика: проблемы и перспективы развития» (г.Чебоксары, 26−27 декабря 2000 г.);

• Межрегиональной «Развитие туризма в Поволжье», (г.Казань, 19−20 апреля 2001 г.), а также на заседаниях кафедр сертификации и менеджмента Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в 1996;2001гг. Основные положения диссертации изложены в 6 публикациях общим объемом 6,1 п.л., в том числе в учебном пособии «Разработка бизнес-плана санаторно-курортного учреждения» (СПбГИЭА, 2000 г.).

Научная новизна диссертационной работы заключается в постановке, теоретическом обосновании и решении ряда вопросов совершенствования системной методологии, концепции и методического инструментария системы управления санаторно-курортным комплексом.

Таким образом, в диссертационном исследовании к числу наиболее существенных результатов, составляющих научную новизну исследования, можно отнести следующие:

— исследован современный понятийный аппарат в системе управления санаторно-курортным комплексом и на этой основе сформулировано и предложено принципиально новое определение в составе его рекреационной зоны — «дестинация оздоровления»;

— обоснована отраслевая общность туризма и санаторно-курортной сферы наличием единых целей и технологической специфики оказания сервисных услуг;

— определены и изучены основные элементы организационно-экономической модели регионального санаторно-курортного комплекса, формализованы основные взаимосвязи между ними;

— раскрыта сущность санаторно-курортных учреждений, уточнены основные критерии оценки, указывающие на комплексный характер их взаимосвязей с остальными элементами регионального санаторно-курортного комплекса;

— предложена статистическая система классификации факторов различной степени воздействия на деятельность санаторно-курортных учреждений и санаторно-курортного комплекса региона в целом с анализом критериальных оценок каждого фактора и методов их регулирования;

— изучены и уточнены важнейшие направления формирования нормативно-законодательной базы функционирования регионального санаторно-курортного комплекса;

— разработана модель оценки эффективности регионального санаторно-курортного комплекса с использованием эффекта мультипликатора, рассчитаны коэффициенты факториальной весомости и обоснована определяющая роль санаторно-курортного комплекса в качестве элемента, реализующего конечную комплексную оздоровительную сервисную услугу, сформированную через систему потребления произведенных ею на региональном и федеральном уровнях технологически необходимых товаров и услуг;

— исследована система финансирования регионального санаторно-курортного комплекса и предложена модель формирования его инвестиционного портфеля;

— предложена новая организационная модель управления санаторно-курортным комплексом на уровне субъекта федерации;

— в качестве составной части организационно-экономической модели регионального санаторно-курортного комплекса разработана методика планирования деятельности санаторно-курортного учреждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Российские туристские разделы в Internet.// Туринфо. -№ 10.1998.
  2. B.C., Борисов Д. А. Некоторые вопросы управления организациями типа «холдинг» //Менеджмент в России и за рубежом. -2000.- № 4. С.52-
  3. Актуальные проблемы социально-экономического развития региона: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. /Редкол. Л. П. Кураков (гл.ред.) и др.- Чебоксары: Волго-Вят. регион, центр"Ассоц. содействия вузам", 1998.- 207с.
  4. Г. Г. О соотношении правового и экономического содержания в преобразованиях собственности// Экономическая теория на пороге XXI века/ Под ред. Ю. М. Осипова, В. Т. Пуляева. -СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1996 г. 416с. — С.347.-
  5. М.М. и др. Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и экономико-правовой статус прибрежных курортов. М., 1997, С.9
  6. М.М. и др. Экономические проблемы развития рекреационных регионов/М.:Наука, 1997, 141с-С.90.
  7. Л.А., Багров Н. В., Преображенский B.C. Рекреационные ресурсы: (Подходы к анализу понятия)// Изв. АН СССР. Сер. Геогр. 1977. № 2.
  8. Р. Политическая экономия: В 2-х тт. Т.1: Пер. с фр. — М.: Международные отношения, 1995. — 608с. — С.224.-
  9. Ю.В., Швандар В. А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 254с. — С.132−150
  10. К. Системный комплекс «Алеан»: быстро, удобно и выгодно // Туризм. 1999. — № 7.- с.ЗЗ.
  11. М. Курорты КМВ на грани развала //Независимая газета -1998−5 авг. С.4
  12. В.В. Государственный контроль эффективности систем управления организацией //Менеджмент в России и за рубежом. 2000 -№ 5. — С43.-
  13. В.В. К вопросу о стандартизации государственного финансового контроля //Менеджмент в России и за рубежом. 2000 — № 1.
  14. .С. Определение социальной эффективности затрат в непроизводственную сферу.// Методы и практика определения капитальных вложений. М. Наука, 1981, Вып.32-
  15. А. Некоторые особенности маркетинга СКУ // Маркетинг -1997 № 6 — С.64−68.
  16. .Л. Стратегия медико-экономического развития курортных регионов в системе обеспечения здоровья населения РФ.- С-Пб.: Изд-во С-Пб ГУЭФ, 1998. -247 с.
  17. И.М., Грачева М. В. Проектный анализ: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 423с. — С.35.
  18. Временная методика определения затрат в непроизводственную сферу: (основные положения)//Эффективность капитальных вложений. М.: Экономика, 1983-
  19. Географические проблемы организации туризма и отдыха. Выпуск 1. Академия наук СССР-Институт географии, ЦСТЭ ВЦСПС./М.: Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», 1975 г.
  20. Н., Соколова. А. Второе дыхание российских GDS // Мир электронной коммерции, 2000 г. № 4.
  21. И.Н. Менеджмент: Учебник 2-е изд.- перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 501с.
  22. А.В., Мезенцев А. Г. Курортно-рекреационное хозяйство: (Региональный аспект)/АН СССР, Госплан СССР, Совет по изучению производительных сил М.: Наука, 1991 — 91с.
  23. Градостроительные основы развития курортно-рекреационных районов СССР. М., 1990, С. 32.
  24. Градостроительные основы развития курортно-рекреационных районов СССР.М., 1990, С.ЗЗ.
  25. В.Г. Новые информационные технологии в туризме -М.: «Издательство „ПРИОР“, 1998. 144 с.
  26. Ю.Е., Рыбинская П. Б., Богатырева П. В. Экономическая оценка стоимости предупрежденного ущерба в результате проведенного санаторно-курортного лечения.//Сов. Здравоохранение, 1971, № 1.
  27. А.В. Эффективность информационных систем коллективного пользования. М.: Экономика, 1996. — 144 с.
  28. И.П. Эффективность затрат в непроизводственную сферу .//Методы и практика определения капитальных вложений. М. Наука, 1981, Вып.32.
  29. . Работа в Internet / Под ред. А. Тихонова- Пер. с англ. М.: БИНОМ, 1997.-313с.
  30. Инвестиционный климат регионов России: опыт оценки и пути улучшения. М.: ТПП РФ, „Альфа-Капитал“, 1997 (работа выполнена сотрудниками ИЭ РАН) —
  31. Информационный сборник № 1: Санаторно-курортное дело. М., 1996 г., С. 5.
  32. Ю.Н., Кулибанов B.C., Мовчан Б. С., Федосеев В. Н. Социально-экономические условия формирования регионального комплекса „Здоровье“, М.: Наука, 1988 г.
  33. Карпатский рекреационный комплекс. Киев: Наукова думка, 1984 г.
  34. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии (приложение к постановлению Министерства труда РФ от 17 мая 1999 г., № 8) //Туризм. Экономика и учет. №№ 5(23), 6(24), 2000.
  35. В.А. Современные концепции социального туризма. М.: Наука, 1993. С. 29.
  36. В.М. Туристская рента: методические рекомендации. -М.:Финансы и статистика, 1998. 80с.-
  37. Е.В. Рекреационное ресурсоведение/М.: РМАТ, 1999 г. -С.З.
  38. Г. Государственное регулирование инвестиционного климата в условиях рыночных преобразований /Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: РАГС, 1997.
  39. . Единый социальный налог опустошит здравницы// Советская Чувашия, 7 июня 2000 г. С. 2.
  40. Г., Татаринов А. Туристская деятельность в сателлитных счетах СНС// Вопросы статистики, 1/1999. С.27
  41. К., Флетчер Д., Гильберт Д., Ванхилл С. Т., Богданов Е. Экономика туризма: теория и практика. Т.1. Уч. пособие „Экономика и управление предприятием туризма и гостиничного хозяйства“, СПб.: Олимп, 1998., -200с.
  42. Л.П., Толстов Л. Н. Программа социально-экономического развития Чувашской Республики/Чуваш, гос. ун-т- Волго-Вят. регион. центр „Ассоц. рос. вузов“.- Чебоксары, 1996.- 148с.
  43. Курортология и физиотерапия (руководство)/ под ред. В. М. Боголюбова: в 2-х томах. Т.1-М.:Медицина, 1985, 560с., илл.
  44. А. Лучшие достижения web-маркетинга // Компьютерная неделя. № 30. — 1998.
  45. В.И. Экономические аспекты ценообразования на санаторно-курортные и оздоровительные услуги // Вопросы курортологии,. 2000. -№ 12 .-С.42−45.
  46. И.В., Коссов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. Учебно-справочное пособие. М.: Издательство БЕК, 1996. -304с.-СЛ.
  47. Лис А. Г. Размещение производительных сил экономических районов. М.:Наука, 1975, с. 22.
  48. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.26, ч.1, с. 413.
  49. С. „Большая четверка“ в Internet. // Компьютерная неделя.-№ 15.-1998.5 5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М.: Теринвест, 1994.
  50. Методические рекомендации по планированию социально-экономического развития курорта /Донецк: АН УССР, Институт экономики промышленности, 1975 г.
  51. П., Роберте Д. Экономика, организация и менеджмент: в 2-х т. /СПб.: Экономическая школа, СПбГУЭиФ, 1999, Tl, 468с., С.48−55
  52. П., Роберте Д. Экономика, организация и менеджмент: в 2-х т. /СПб.: Экономическая школа, СПбГУЭиФ, 1999, Т1, 468с., С.48−55
  53. И., Нелюбин В., Ракитский Б. Санаторно-курортный комплекс России на пути реформирования //Вопросы экономики 1995 — № 9 — С.34
  54. А.В. Проблемы региональной экономики в России /Науч. ред. Л. П. Кураков.- Чебоксары: Волго-Вят. регион, центр» Ассоц. содействия вузам", 1997.-441 с.
  55. А.В. Региональная экономика как субъект и объект рыночных отношений: Дис. канд. экон. наук.-Чебоксары, 1996.- 199 с.-Библиогр.: 216 назв.
  56. А.В. Экономические проблемы взаимоотношений субъектов Российской Федерации /Науч. ред. Л. П. Кураков.- М.-.Республика, 1996.- 238 с.
  57. Народное хозяйство Чувашской АССР. Статистический сборник/Чувашское республиканское управление статистики, Чебоксары, май, 1991, С. 113-
  58. Г. П. Микроэкономика. Макроэкономика: в 2-х т./СПб.: Издательство Михайлова В. А., СпбГУ, 1997, Tl, 752с., С.279−306.
  59. Г. П. Микроэкономика. Макроэкономика: в 2-х т./СПб.: Издательство Михайлова В. А., СпбГУ, 1997, Т1, 752с., С.279−306.68.0садин Б. Кипарис старый и новый символ Сочи // Туризм. — 2000. -№ 8.-с.20−21.
  60. Д. Глобальные системы бронирования // Туризм. 2000. — № 9.-с.38−40.
  61. Положение о Министерстве физической культуры и спорта Чувашской Республики//Российский туристский бюллетень, № 4(14) — ТИСА -Москва 1997 г.
  62. Г. Санатории качество и экономика: отчет о состоянии отрасли и учебные материалы для руководящего персонала в России- проект Tasis Bistro (BIS/95/537/071) Европейского Союза/ Издано
  63. Г. Пратцелем при содействии Манфреда Штайнбаха 1. Aufl. — Geretsried: ISMN — Verl., 1998.
  64. B.C. Теоретические основы рекреационной географии. М.-Наука, 1975, с.7−8.
  65. B.C., Веденин Ю. А. География и отдых. М., Знание, 1971 г.
  66. B.C., Лиханов Б. Н., Веденин Ю. А. и др. Рекреационная география, ее состояние и перспективы, // Социально-экономические и географические аспекты рекреационных систем. М.: Наука, 1980.
  67. Приобретение путевок в санаторий за счет средств социального страхования //Туризм. Экономика и учет. № 7(25) 2000 С.55
  68. Проблемы социально-экономического развития региона в условиях экономической реформы: Материалы регион, науч.-практ. конф. /Чуваш, гос. ун-т- Редкол.: Л. П. Кураков (отв. ред.) и др.- Чебоксары, 1996.-216с.
  69. Региональная экономика: планирование, прогнозирование, управление // А. С. Емельянов, В. Ф. Беседин, Е. Д. Клименко и др. Отв. ред. В.Ф.Беседин- Госплан УССР: НИЭИ. Киев: Наукова думка, 1989. -272с.
  70. И.В. Управление базой санаторно-лечебного комплекса: Экономико-организационный аспект: дисс. на соискание уч. ст. канд. эк. наук 08.00.06 Краснодар. 1996 — 183с.
  71. Реформирование российской экономики: Тез.докл. науч. конф. /Под ред. Куракова Л.П.- Чебоксары, 1997
  72. Российский статистический ежегодник. С. 95, 99
  73. Рыночная конкуренция и предпринимательство: проблемы истории, теории и практики: Тез. докл. науч. практ. конф.-Чебоксары, 1996
  74. Н. Профсоюзы не поделили собственность//Коммерсант-дейли М.:1997. — 23 апреля. -№ 62.-С.3
  75. Семенова-Андриевская Е. Русские деньги в Чехии// Аргументы и факты, № 4, 2001 г.-С. 17
  76. И.И. Основы регионоведения:Учеб. пособие /Науч. ред. Л. П. Кураков.- М.-.Пресс-сервис, 1998.- 106 с.
  77. И.И. Региональная политика и управление .-Чебоксары: Волго-Вят. регион, центр «Ассоц. содействия вузам», 1997.- 247 с.
  78. Социально-экономическое положение России/Москва: Государственный комитет РФ по статистике, 1999, С. 102.
  79. Статистический бюллетень/ Москва: Российское статистическое агентство, № 7 (57), июль 1999, С. 152.
  80. Статистический бюллетень/Москва: Государственный комитет РФ по статистике, № 3(42), июнь 1998, С.36-
  81. Статистический ежегодник Чувашской Республики 1994/Государственный комитет Чувашской Республики по статистике, Чебоксары, 1995, С.91-
  82. Статистический ежегодник Чувашской Республики 1998/Государственный комитет Чувашской Республики по статистике, Чебоксары, 1999, С. 96.
  83. Н.М., Преображенский B.C. Территориальная организация функциональных рекреационных сетей СССР// Изв. АН СССР. Сер геогр. 1981, № 4
  84. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление: Уч. пособие -М.: Пресс-сервис, 1998 468 с — С.
  85. Территориальное планирование и управление: пути совершенствования/ Б. М. Штульберг, С. Т. Васьков, В. В. Копилко и др.: М.:Наука, 1989. -216c.-C.162
  86. В.А., Корнеев В. И., Куликов В. П., Безматерных Л. Э. Интегративная оценка системы адаптации и имеющихся факторов риска как метод объективизации эффективности санаторно-курортного лечения//Вопросы курортологии. 1997. — № 3. — С.30−33.
  87. Туризм в России: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2000. — 164с.
  88. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. -2-е изд., доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. -416 с.
  89. Федеральный закон РФ. Об информации, информатизации и защите информации. // Российская газета. 1995. — 22 февраля. — С. 4.
  90. А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения// Вопросы экономики, № 9 (сентябрь) 1999, С.57−68.
  91. Я. Бронирование в Интернете: миф или реальность? // Турбизнес. 2001. — № 3.- с.37−40.
  92. А.В. К вопросу теории некапиталистических систем хозяйства// Крестьянское хозяйство. М., 1989. С.114−143.
  93. М.И. Модель города-курорта/ Система управления курортно-рекреационным комплексом: (Тезисы пленарных докладов). -Сочи-1987г.-262с
  94. Г. В. Технологии управления предприятиями курортных и туристских услуг. Сочи, 1997 — 215с.
  95. Г. В., Винокуров Б. Л., Быков А. Т. Проблемы формирования систем управления санаторно-курортными комплексами. -Сочи, 1998, — 112с.
  96. Collection of Tourism Expenditure Statistics/World Tourism Organization.-Madrid, 1995.-104p.
  97. Dorfman. R. The Nature and Significance of Input-Output. «The Review of Economics and Statistics, May 1954».
  98. Okubo S., Planting M.A. U.S. Travel and Tourism Satellite Account for 1992// Survey of Current Business. 1998. July, P8−22
  99. Tourism Satellite Account (TSA)/ Draft 4/ World Tourism Organization, Madrid, Spain, July 1998/ -163p, C.9.116. www.tours.ru117. www.tourbus.ru118. www.sko.sochi.ru119. www.alean.ru120. www.digdez.ru
Заполнить форму текущей работой