Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Искусство художественного авангарда XX века как фактор формообразования в дизайне: Теоретические концепции и проблемы интерпретации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 10-х и 20-х годах прошлого века произошло изменение структурных соотношений в искусстве: наряду с реализмом возникают авангардные направления, течения, стили — кубизм, модерн, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, супрематизм, конструктивизм. Эти отличные от классического искусства направления объединяла доминирующая роль субъективного начала и преобладание формы над… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ художественного мышления и «культурной памяти» изобразительного искусства конца XIX — XX века
    • 1. 1. Сущность и философия эволюционной культуры
  • Социокультурная динамика и искусство историзма
    • 1. 2. Искусство как форма мышления, предмет эстетической ценности и его формообразующая сущность
    • 1. 3. Природа художественных стилей их вариация и эволюция
    • 1. 4. Эстетическая конструкция, форма и художественный образа. Категории красоты, прекрасного в философии, в искусстве, дизайне
    • 1. 5. Развитие нового мышления XX века. Искусство авангарда -источник формы
  • Выводы
  • Глава 2. Анализ сущности и эволюции дизайн-деятельносгн
    • 2. 1. Сущность и отличительные особенности дизайна как рода деятельности
    • 2. 2. Дизайн-деятельность по созданию новых предметов и форм организации предметной среды. Функционализм и проблемы гармонизации формы
    • 2. 3. Влияние художников авангардистов на формообразование в дизайне
    • 2. 4. Эволюция стилистических особенностей процесса дизайнерского формообразования
    • 2. 5. Теоретические модели процесса формообразования в дизайне
  • Выводы
  • Глава 3. Психология зрительного восприятия и пространство формообразующих процессов в дизайн-творчестве
    • 3. 1. Психофизиология восприятия, мышления и понимания среды обитания и деятельности человека. Когнитивные модели
    • 3. 2. Особенности исследований психофизиологии восприятия предметов дизайна
    • 3. 3. Специфика дизайнерской деятельности и содержание творческого процесса
    • 3. 4. Виртуальная реальность и психология дизайн творчества
  • Выводы
  • Глава 4. Технология формообразования в дизайне
    • 4. 1. Пространство творчества формообразования и структура креативного процесса дизайна
    • 4. 2. Образование форм в пространстве творчества
    • 4. 3. Гармония форм и цвета в композиции предметов дизайна
    • 4. 4. Комбинаторика композиции в формообразовании
    • 4. 5. Научные основы гармонии формообразования в дизайне
  • Выводы
  • Глава 5. Моделирование форм среды обитания и деятельности человека в начале XXI века
    • 5. 1. Проблемы формообразующих факторов «информационного» стиля дизайна начала XXI века
    • 5. 2. Актуальные тенденции развития стилей и формообразования в дизайне современного интерьера
    • 5. 3. Эволюция функционального образа вещи
    • 5. 4. Коммуникативная культура. Дизайн среды деятельности среды Интернет
    • 5. 5. Дизайн формирования знаний на информационных носителях
    • 5. 6. Средства массовой коммуникации — проблемы методов и средств формирования структуры формата
  • Выводы

Искусство художественного авангарда XX века как фактор формообразования в дизайне: Теоретические концепции и проблемы интерпретации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формообразование в человеческой жизни вообще, в обществе, в науках, в различных видах деятельности является универсальной и сквозной темой для культуры прошлого и настоящего времени. Оно является центральной проблемой и для современного этапа развития дизайна, средств визуальной коммуникации, т. к. форма — внешнее выражение внутренней организации функций и связи, т. е. структуры содержания.

Культура — это форма духовного наследия человечества и, одновременно, продукт его развития, это система ценностных установок и, одновременно, совокупность художественных, исторических памятников и материальных предметов. В культуре есть нормативность и проектность одновременно. Формой становления, существования и развития культуры является самоорганизация человека, продуктов его деятельности, а также информации как её содержания и энергии. В культуре в целом, а также искусстве, как в любой семиотической системе, всё формальное становится содержательным.1.

Искусство, адекватно отражая существующий мир, содействует переустройству мира, фиксирует и сохраняет его состояние. Формальные методы и приемы искусства могут обогащать и содействовать тем или иным способам освоения и создания среды обитания и деятельности человека. Искусство — интегрирующая часть культуры, социума, оно действует посредством формы и содержания, скрепляя, цементируя различные области деятельности и давая ту самую «картину мира», которая необходима для целостности восприятия среды обитания, деятельности и совершенствования человека. Человек — творец искусства и одновременно его продукт. Батраков С. П. Реальность ирреального. Что есть реальность? Что есть смысл? — В кн.: Западное искусство XX века: образы времени и язык искусства. — М.: УРСС, 2003.

Актуальность темы

Проблемы формообразования всегда были в числе лидирующих художественных и проектных проблем в дизайне. Особенно они стали актуальны в конце XX века, в связи с появлением новых форм организации жизни общества, становлением новых идеалов общественного и художественного сознания. Это вызвало необходимость в разработке нового понимания, новых подходов к процессу формообразования в дизайне, отражающего целостное представление современного уровня развития визуальной культуры, особенностей образной интеграции научно-технических и социокультурных факторов. В связи с этим потребовалось проведение междисциплинарных исследований, предназначенных решить ряд теоретических и постановочных задач в формообразовании среды обитания и деятельности человека.

Формообразующие импульсы в дизайн приходят из нескольких сфер:

— из социально-функциональной сферы (тип общества, потребительские группы, назначение вещи, вопросы престижности или, наоборот, демократичности: форма вещи определяется уровнем развития социума, его вкусами, привычками и т. д.);

— из художественной культуры и искусства (искусство снабжает дизайн формально-композиционными системами, представляет дизайну технологии моделирования, средства и приемы образной художественной выразительности.);

— из научно-технической сферы (технология, материалы, концепции естествознания и техники, которые иногда становятся темой экспериментальных художественных работ).

Говоря об искусстве как факторе формообразования, Н. В. Воронов, Е.В.°Жердев, А. Н. Лаврентьев, Н. С. Степанян, В. Ф. Колейчук, В. Т. Шимко, С.О. Хан-Магомедов традиционно писали о композиции, средствах и приемах выразительности, творческих экспериментах. Авангард рассматривался как лаборатория дизайна. Вместе с тем, взаимосвязи в культуре и технике оказались намного сложнее, потому что составляющих формообразования значительно больше. В настоящее время — время «мультимедийное&trade-» -большую роль играет информация, творчество и восприятие как целостный акт. Тем самым, для исследования проблемы оказалось необходимым расширить поле исследования, привлечь более общие и фундаментальные концептуальные подходы, такие как: психология зрительного восприятия, си-нергетический подход, эволюционная эпистемология, понимание холизма как целостности теории процесса формообразования.

Исследование проблем формообразования в дизайне позволяет соединить, объединить анализ опыта предметно-художественного творчества, начиная с конца XIX века и кончая дизайнерскими работами последних лет. Оно дает возможность выявить универсальность закономерностей формообразования XX века в проектно-художественном, визуальном и технологическом аспектах.

За последние годы были разработаны оригинальные концепции философского и теоретического обоснования общих вопросов проектной культуры в работах О. И. Генисаретского, М. С. Кагана, K.M. Кантора, H.H. Кирсановой, М.К.°Коськова, И. П. Лукшина, В. И. Тасалова.

Методологические, культурологические, художественные проблемы дизайна отражают исследования В. Р. Аронова, Н. П. Бесчастнова, Н. В. Воронова, О. И. Генисаретского, М. Э. Гизе, B.JI. Глазычева, К. А. Кондратьевой, А. Н. Лаврентьева, В. Ф. Сидоренко, Е. В. Сидориной, Н. К. Соловьева, М.В." Федорова, С.О. Хан-Магомедова.

Значительное число работ посвящено истории становления и эволюции стилей дизайна, разработке теоретических и практических вопросов стиля, особенностям формообразования в пластических искусствах и перспектив их совершенствования. Это труды В. Г. Власова, Н. В. Воронова, A.A. Грашина, А.Е.°Ефимова, В. Ф. Колейчука, М. А. Коника, А. Н. Лаврентьева, С. И. Серова, А. Соколова, Н. К. Соловьева, B.C. Турчина, E.H. Устюговой.

Во всех существующих концепциях в той или иной форме присутствует фактор формообразования, источник стилевых, художественных и композиционных идей. Фактор универсальный для многих областей деятельности, в том числе и дизайна.

В настоящее время, достаточно развиты общесистемный, кибернетический подходы, основанные на структурном, информационном описании процессов в живой и неживой природе, акцентирующие внимание на количественных и качественных характеристиках. Однако центральная часть, «некое причинное ядро», объясняющее динамику и ход развития формообразования, затрагивается в этих работах косвенно, не учитывая достижений современной науки.

Вместе с тем, современные научные достижения оперируют рядом новых направлений, теорий и методов анализа, позволяющих по-новому интерпретировать формообразующие процессы в искусстве и дизайне.

Наиболее продуктивным представляется рассмотрение проблем проектной культуры и формообразования с позиции нового философского направления — эволюционной эпистемологии и науки синергетики. Подобного исследования не проводилось.

Эволюционная эпистемология, в основе которой лежит тезис о взаимосвязи когнитивной, культурной, социальной и биологической эволюции, позволяет рассматривать эволюцию формообразующих факторов в дизайне с позиции эволюции искусства, нелинейности развития «мира природы» и «мира культуры».

В центре внимания новой научной парадигмы — синергетики (научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах) — представление о формообразовании даётся как о процессе самоорганизации. В этой связи синергетическое видение динамики эволюции искусства, в том числе и эволюции формообразующих факторов в дизайне, акцентирует внимание на трех идеях: принципиальной открытости искусства как системы, нелинейности и самоорганизации. Синергетика с современных научных позиций дает объяснения, каким образом и где создаются условия для возникновения ранее неизвестных качественно новых организаций и эффектов.

Это метод позволяет модернизировать современное понимание возникновения новых форм, посредством взаимодействия их составляющих, посредством перехода от информационного беспорядка к информационному порядку. Синергетика вводит в научный оборот свой собственный язык и новые понятия, такие как аттракторы (аттракция — притяжение, близко к понятию цель, как направленность поиска конечной структуры, формы), бифуркации (точка ветвления путей развития поиска формы, структуры системы), фракталы (геометрические структуры, обладающее свойством самоподобия, инвариантностью, т. е. малый фрагмент формы подобен более крупному или форме в целом), хаос (состояние системы, характеризующееся отсутствием упорядоченности, равновесности, движения ее элементов), нелинейность (возможность неожиданных изменений направления образования форм) и т. д.

Сегодняшняя реальность уже создала множество нестандартных мор-фологий с помощью «холистической разработки», т. е. целостного подхода к изменению стилистики предметной среды. Однако, современные исследователи, искусствоведы, ведущие специалисты и многочисленные выставки дизайна, отмечают весьма активное и противоречивое его развитие, проявляющееся в том, что дизайн — это необходимость и реальность, это искусство компромисса, и в то же время — «фантасмагория»: калейдоскоп художественных возможностей и проектных подходов, амбиции проектантов и законы рынка, пересечение, нередко и слияние всех существующих на сегодня областей и жанров дизайна — от промышленного до моды, одежды и средств коммуникации.

Из вышеизложенного следует, что исследование искусства как формообразующего фактора в дизайне в настоящее время весьма актуально, в связи с чем основной проблемой является разработка научных основ для создания базы теории формообразования в дизайне. Эта теория должна включать в себя систему идей, опирающуюся на современное научное знание, дающее целостное представление о закономерностях изменения форм, существенных связях стилей в искусстве, этапов развития дизайна, подтвержденных законами природы и проектной практикой как критериями истинности. Она дает представление о путях развития форм среды обитания, деятельности и совершенствования человека.

Целью диссертации является: создание научной базы для построения теории формообразования предметов среды обитания и деятельности человека, определяющей их развитие в XX веке на основе междисциплинарного подхода.

Основными задачами исследования, обеспечившими достижение поставленной цели, являются:

— анализ смежных с теорией дизайна научных дисциплин и концепций эволюции научно-технической и художественной культуры;

— исследование и разработка теоретических и практических вопросов, касающихся особенностей пластических искусств в качестве формообразующего фактора в дизайне;

— рассмотрение специфики художественного мышления и «культурной памяти» пластических искусств конца XIX и всего XX века, сущности и философии эволюционной культуры, включая социокультурную динамику и искусство историзма;

— осмысление истории искусства как формы художественного мышления, предметов эстетической ценности, природы художественных стилей их эволюции, а также категории красоты, прекрасного в философии, в искусстве, в дизайне;

— исследование развития нового мышления XX века, искусства авангарда как источника формы;

— изучение сущности и особенностей дизайн-деятельности в России по созданию новых предметов и форм организации предметной среды;

— рассмотрение возникновения технологий формообразования в пространстве творческого процесса дизайна;

— анализ методов формообразования изделий, путём приведения к гармонии функции, конструкции и формы предмета дизайна;

— выявление тенденций формообразующих факторов дизайна, предметов среды обитания и деятельности человека в XXI века;

— постановка новой точки зрения на современный дизайн.

Задачи исследования определили логику и структуру диссертационной работы.

Объект исследования — влияние авангардного искусства XX века и концепций художественного творчества на процессы формообразования в дизайне, концептуальные подходы и возможности интерпретации этих проблем, в контексте художественного исследования.

Предмет исследования — результаты творческой практики художников и дизайнеров в истории искусства и предметно-художественной культуры, процессы формои стилеобразовапия.

Границы исследования обусловлены проблематикой работы, в которой анализируется опыт отечественного и зарубежного художественного и проектного творчества XX века, концепциями формообразования, связанными с художественным авангардом, особенностями восприятия и трактовки этого опыта.

Информационная база исследования. Рассмотрение данных вопросов базировалось на анализе объектов дизайна различного назначения, различных школ и стилей, существующих литературных источников, посвященных анализу проблем развития дизайна в России и за рубежом, а также материалах отечественных и зарубежных выставок, периодической печати и специализированных журналов, посвященных отдельным вопросам формообразования в дизайне, данных средств массовой информации, научной и специальной отечественной и зарубежной литературе по вопросам научных исследований со смежной проблематикой.

Методологической основой исследования является методология междисциплинарного исследования, включающая теорию познания, методологический плюрализм, позволяющий сочетать все классические методы искусствоведения: системный анализ философских и общетеоретических научных категорий, основные категории искусства и культуры, в особенности «формообразование», «красота», «форма», формальный и логический анализ, историко-культурный анализ и отражение его в дизайне, герменевтический анализ определений, теорию дизайна, современные концепции дизайна.

Методологическую основу исследования составляют современные достижения культурологии, эпистемологии, синергетики, когнитивистики. Последняя трактует когнитивную модель как метафору, основанную на наблюдениях и выводах, сделанных из этих наблюдений, и описывающих процессы и принципы поиска, хранения и использования информации искусства как формообразующего фактора в дизайне.

Признавая в изучении дизайна важное значение психологии в процессе творчества и восприятия формы, особенно при определении соотношения формы, цвета, мы обращаемся помимо эстетических, к источникам психолого-социальной направленности. Поэтому были использованы труды 3. Фрейда, К. Юнга, JI. Хьелл, Д. Зиглера и представителей современной виртуали-стики, таких, как О. И. Генисаретского, H.A. Носова и других.

Научная новизна работы состоит в том, что она является одной из первых попыток научного осмысления междисциплинарной разработки подходов для создания базы теории современного формообразования в дизайне как системы идей и художественно-образных моделей, как формы научного знания и целостного подхода к изучению особенностей пластических искусств в формообразовании, как визуального отражения функциональной части разносторонних проблем дизайна. Использование проблемно-ориентированного подхода к анализу и формированию эффективных средств формообразования позволяет комплексно использовать разнотипные научные методы и модели для представления и решения проблем дизайна среды обитания и деятельности человека.

Данная работа представляет собой опыт общетеоретического комплексного анализа дизайна как вида проектно-художественной деятельности и искусства с точки зрения проблем формообразования в связи с общими концепциями дизайна и авангардного искусства XX века. В работе не только систематизируются научные представления о дизайне, но прослеживается эволюция методических подходов. Анализируется природа художественных стилей, категории красоты в дизайне (в контексте функции и пользы), влияние художников авангарда на формообразование предметов среды обитания и деятельности человека.

Исследуются циклические процессы дизайна на основе когнитивных систем в социокультурной сфере, теории информации, особенности функционирования правого и левого полушария мозга человека.

Новым также является определение фрактального характера объектов искусства и дизайна, на основе синергетической природы формообразования.

Исследуются индивидуальные особенности восприятия среды обитания и деятельности человека и показывается, что типы восприятия определяются характерными чертами личности, отражающими интегрированность когнитивных процессов восприятия объектов дизайна.

Теоретическое значение работы определяется тем, что в ходе проведённого анализа были выявлены особенности воздействия пластических искусств на формообразование в дизайне. Обосновано использование методов сравнительного, системно-структурного, социологического и статистического анализов наблюдения в процессе предметного творчества. Автором предложен методологический подход к исследованию особенности пластических искусств в формообразовании дизайна на основе проблемно ориентированного представления процесса творчества.

Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что большая часть разработанных в диссертации выводов и предложений адаптированы для реальных условий и могут быть использованы при практическом создании дизайна форм среды обитания и деятельности человека.

Основные положения диссертации могут быть использованы в общетеоретических и отраслевых научных исследованиях, связанных с изучением не только формообразования в дизайне, но и всего ряда тем дизайн-приложений. Кроме того, научными выводами можно пользоваться в ходе учебной работы со студентами, при разработке курсов лекций, подготовке учебно-методических пособий по теории дизайна.

Апробация результатов исследования. Апробация материалов диссертационного исследования проходила в «Дизайн-центре» г. Ставрополя, на конференциях и семинарах Союза дизайнеров России, в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С. Г. Строганова. Результаты исследования нашли отражение в образовательном процессе на кафедре «Дизайн» в Северо-Кавказском государственном техническом университете города Ставрополя, а так же в докладах, выступлениях, публикациях автора по данной теме исследования, в учебном пособии «История дизайна, науки и техники», в монографии «Искусство как формообразующий фактор».

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Приложение содержит иллюстрационный материал.

Выводы.

Прослеживая развитие современных вещей как произведений дизайна начала XXI века, как объектов эволюции стилей искусства, подверженных искусству трансформации формообразующих факторов дизайна, следует отметить, что в них отражается прототипность, новации, традиции и авангардная фантазия компоновки форм, композиционное объединение элементов предметной среды, совместимость параметров материала и технологии, гармонизация формы, психология восприятия формы, эффектность и их социальная значимость. Современный мобильный телефон, одежда, холодильник, мебель и пр. выступают как вещи многофункциональные, эстетичные, имиджевые, стильные, призванные подчеркнуть вкус и достаток своих владельцев.

В современных интерьерах можно встретить весь опыт предметного мира, накопленный историей: мы вошли в XXI век с мебельной модой, включающей всю гамму стилистик прошлого, новых материалов, технологий, давших толчок формированию новаторских стилей дизайнерских концепций. Можно отметить, что новые ракурсы представления и реализации дизайна среды обитания диктуются закономерностями развития форм в русле синергетики.

С помощью дизайна активно формируется и используется мировое когнитивное пространство среды Интернет. В нем уже сегодня действуют крупные электронные информационные конгломераты, объединяющие системы создания информации (издательские дома, редакции газет и журналов, телестудии). В среде Интернет сосредоточена электронная деловая, образовательная, развлекательная информация, электронные газеты и журналы, базы данных практически по всем областям жизнедеятельности общества, электронная почта, электронные библиотеки, информационные ресурсы государственных и частных учреждений и компаний.

Необходимо отметить, что развитие, динамика человека, материальной и виртуальной среды, организационных структур, технологий среды Интернет происходит не изолировано, а в тесном их взаимодействии, что обусловлено когнитивной психологией ее создателей, психофизиологическими, эргономическими, культурными и художественными аспектами субъектов среды Интернет. Дизайн для компьютеров и компьютеры для дизайна, графический дизайн, компьютерные технологии художественного творчества по созданию форм, веб-дизайн демонстрируются на различных примерах разработки компьютерных вариантов электронных предприятий, магазинов, музеев, энциклопедий, истории театров, основанных на технологии формирования и представления виртуальных знаний, с учетом психологии восприятия информации пользователями.

В настоящее время можно увидеть сотни интересных дизайнерских форм представления знаний в виртуальной среде, разработанных отечественными и зарубежными дизайнерами, в сети Интернет и на дисках-СО, как проявления искусства формообразующего фактора в дизайне.

В дизайнерских формах многих телевизионных каналов используется различный художественный опыт, например, стиль конструктивистов — чёткие и действенные приёмы художественного выражения: кубофутуристиче-ские решения, основанные на фактурной и пространственной разработке плоскостимногослойность пространства за счёт игры геометрических и буквенных элементов композицииорнаментность через применение смысловой иерархии слов и надписей. Образы насыщаются экспрессией, динамизмом.

Иные по характеру и смыслу программы оформляются по В. Фаворскому, где присутствует выверенная гармония оттенков, построенная на пространственной весомости каждого элемента композиции, система зрительных опор и поддержек, рассчитанная на визуальную культуру, жизненный и культурный опыт зрителя.

Таким образом, информация, подготовленная для зрительного восприятия человека, сегодня является результатом тесного взаимодействия графического дизайна, психологии зрительского восприятия человека и современной техники. Можно сказать, что искусство формообразования в дизайне визуальной информации — это творческая деятельность, основанная на синтезе искусства и точного прагматического расчёта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основываясь на синергетнческих законах зарождения безграничных организационных процессов, явлений и даже новых видов жизни из хаоса мироздания, для появления которых нужны особые внешние условия и определенные характеристики состояния материи в точках их зарождения, можно говорить, что формообразование в дизайне имеет аналогичную картину развития.

В 10-х и 20-х годах прошлого века произошло изменение структурных соотношений в искусстве: наряду с реализмом возникают авангардные направления, течения, стили — кубизм, модерн, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, супрематизм, конструктивизм. Эти отличные от классического искусства направления объединяла доминирующая роль субъективного начала и преобладание формы над содержанием. Появление нового мышления, новой визуальной культуры в искусстве оказалось отправной точкой развития современных принципов формообразования в дизайне. Это наглядно демонстрирует русский конструктивизм, язык которого основан на структурном построении, конструкциях, линейных геометрических рисунках, на принципах модульности, на научных исследованиях средств формально-композиционной выразительности цвета, фактуры, плоскости, пространства. Идея практичного утилитарного использования искусства и составляла сущность конструктивизма.

Вторая послевоенная волна авангардизма 60-х — 80-х годов продемонстрировала зримые конкретные черты нового формообразования в творческих концепциях минимализма, концептуализма, поп-арта, оп-арта, кинетиз-ма и т. д.

Формообразование этого периода развивалось в русле различных явлений соотнесения элементов организации и самоорганизации, поисками «нового дизайна». Акцентировалось внимание на самостоятельной ценности предмета, не связанной с его функцией. Форма объекта обогащалась эмоциональностью.

В 60-е годы XX века стилеобразование руководствовалось концепцией «кинетизма», в 70-е — «технологическим искусством», а в 80-е стилеобразование характеризуется смыканием с наукой, моделированием визуальных образов современного мира, природы, ощущений, возвращением конструктивизма в строгом минимализме. Необходимо отметить, что попытки выработать заново язык дизайна в 80-х неизбежно возвращались к формам 50-х годов. Циклическая повторяемость инноваций в 80-е годы стала важнейшим компонентом успеха во всех областях дизайна. В 90-е годы роль формообразующего фактора в объектах среды обитания деятельности человека начинают играть информационная технология, информация, проявление семиотики, семантики, прагматики.

В последнее десятилетие XX века стало неприемлемо создавать предметы, которые переживут свое время: формы должны принадлежать своему времени. Дизайнеры разработали идею «семантики продукта»: значение, которое продукт олицетворяет для потребителя также важно, как и чисто функциональные элементы. Но форма и функция более не представляют собой достаточный набор для удовлетворения потребителя — необходим еще и эмоциональный аспект воздействия. Форма, цвет, обозначение и маркировочные знаки продукта устанавливают невербальную коммуникацию между человеком и предметом.

Характерной чертой предмета среды обитания человека начала третьего тысячелетия следует назвать значительность, многозначность объекта, которые превосходят его простую форму, иными словами — форма поглощает функцию.

Выделенные в работе современные дизайнерские стили: хай-тек, информационно-семиотический, фрактальный, синергетический образуют качественно новые структуры формообразования, в которых основной чертой являются элементы концепций формообразования, характерные для стилевых направлений авангарда — конструктивизма, супрематизма, минимализма и т. п.

Можно отметить, что новые ракурсы представления и реализации дизайна среды обитания диктуются закономерностями развития форм в русле синергетики: свойства частей (художественный опыт историзма) проявляется в свойствах целого (культура, искусство, дизайн), а свойства целого — в его элементах (в стилях, концепциях, теориях и т. п.). Целостные фрагменты культуры входят в композицию новых целостностей.

Таким образом, в современных условиях развитие формообразования в дизайне зависит от чередования циклов эволюционного изменения состояния культуры, искусства, науки, техники в ходе жизненного цикла и скачкообразных переходов в конце цикла на новый качественный уровень, что одновременно означает начало нового этапа развития.

На основании изложенного, в соответствии с целью и задачами исследования формируются следующие выводы:

1. Рассмотрена динамика эволюции искусства, влияющая на развитие формообразующих факторов в дизайне с позиции нового философского направления — эволюционной эпистемологии, в основе которой лежит тезис о взаимосвязи когнитивной, культурной, социальной и биологической сущностей.

2. Определена система взглядов на современный дизайн с точки зрения опыта экспериментального авангардного искусства XX века, художественного мышления, эстетического сознания и формообразования.

3. Выстроены подходы, ключевые моменты для формирования целостной концепции анализа дизайнерского формообразования, позволяющие оценивать современные произведения дизайна: от самолета — радио — невидимки до предметов электроники — мультимедийного оборудования, мобильного телефона, перспективной одежды.

4. Разработаны актуальные вопросы теории формообразования на основе междисциплинарного подхода.

5. Рассмотрена категория пространства дизайн-творчества, в котором реализуется структура креативного процесса формообразования.

6. Показана фрактальная основа формообразования в экспериментальном искусстве авангарда XX века и его синергетическая сущность в современном процессе создания форм среды обитания и деятельности человека.

7. Впервые выделены по формально-композиционным признакам стилевые направления в дизайне XX века. Они систематизированы, описаны и дополнены согласно расширившимся границам и представлениям о современном дизайне.

8. Сформулирована проблема, обозначенная XX веком — взаимосвязь экспериментального авангардного искусства с дизайном как актуальность настоящего времени. Авангард, в том числе русский конструктивизм, являясь частью культуры и дизайн-творчества, превращается в проектную деятельность, ассимилируется в дизайн и предстает базой, источником новых идей и принципов в современном формообразовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. дизайнеров Запада. М.: ВНИИТЭ, 1994.
  2. С.С. Символ. Т. 6.-М.: КПЗ, 1971.
  3. . Исследование психологии процессов построения вобласти математики. М.: Советское радио, 1970.
  4. Д. Американские записки. / Союз дизайнеров. 1998. -№ 3.
  5. М. Энциклопедия искусства. М.: Аванта, 1999.
  6. P.O. Особенности формообразования в советском дизайне 30-х годов. // Некоторые проблемы развития отечественного дизайна.
  7. Сборник. М.: ВНИИТЭ, 1983.
  8. . Искусство и производство. / Сб. статей. М., 1926.
  9. Д. Искусство бытовой вещи. Очерки новейшей ф художественной промышленности. -М., 1932.
  10. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
  11. В. Теоретические концепции зарубежного дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1992.
  12. В.Г. История западного искусства XX века. М.:к
  13. Академический проект, 2003.
  14. Е.Н., Асеев П. В. Рекламная кампания. М.: Экспертное бюро, Приор, 1997.
  15. Асс Е. О разрушительной роли дизайна. // Design illustrated, декабрь 2001 январь 2002 (№ 9−10).
  16. Л., Турчин В. Абстрактное искусство. Опыт переосмысления. / Советское искусствознание. М.: Советский художник, 1991.-Вып. 27.
  17. . История истории искусства от Вазари до наших дней. -М., 1995.
  18. Барокко в авангарде авангард в барокко. // Тезисы и материалы конференции в Москве. — М., 1993.
  19. A.A. Основы художественного конструирования. -Мн.: Вышэйшая школа, 1984.
  20. A.A., Богуш В. Д. Конструирование мебели: Учеб. -Мн.: Вышэйшая школа, 1998.
  21. Е. Реклам-конструкторы. // Мир дизайна. 1998. — № 11. Ю).
  22. М.А., Шилович И. И. Синергетика и Интернет. (Путь к Sinergonet). СПб.: Наука, 1999.
  23. С.П. Реальность ирреального. Что есть реальность? Что есть смысл? // Западное искусство XX века: образы времени и язык искусства. М.: УРСС, 2003.
  24. С.П. Художник XX века и язык живописи. -М., 1996.
  25. М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979.
  26. JI.H. В мире дизайна. Ташкент: Фан, 1990.
  27. A.A., Гвоздев Е. М. История дизайна. Лекции. СПб., 1993.
  28. Беляева-Экземплярская С. Н. Об иллюзии выступающих вперёд цветов. // Журнал психологии, неврологии психиатрии. 1925. — T. IV (дополнительный).
  29. Н.П. Черно-белая графика: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. М.: Владос, 2002.
  30. Н.П., Кулаков В.Я, Стор И. Н. и др. Живопись: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. М.: Владос, 2003.
  31. H.A. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.
  32. Н. Смысл истории. -М.: Мысль, 1990.
  33. С. Жизнь замечательных технологий. PC Week/RE № (227)5 от 22.02.00. // Коммерсантъ. 2003. — № 235.
  34. . Система вещей. Пер. с фр. М.: Рудомино, 1995.
  35. Е.В., Волошинов A.B. Антропоморфные паттерны какметаязык искусства. // Языки науки языки искусства. Труды международной конференции. Суздаль 7−12 июня 1999. — М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  36. С.Ф. Комбинаторные системы в художественном конструировании: Автореферат дис.-М.: МГХПУ, 1982.
  37. K.JI., Арене У. Ф. Современная реклама. / Пер. с англ. -Тольятти: Издательский дом «Довгань», 1995.
  38. Ю. Эстетика. В 2-х томах. Смоленск: Русич, 1997.
  39. P.A. Телевидение на перепутье. М., 1998.
  40. Е.А., Стерни Г. Ю. Русский модерн. -М.: Галард, 1994.
  41. Е.А. Архитектура в творчестве художников Абрамцевского кружка. (У истоков «неорусского стиля»). // Художественные процессы и русской культуре второй половины XIX века. / ВНИИ искусствознания Минкульт. СССР. М., 1984.
  42. В.П., Боровиков И.П. Statistica. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Филинъ, 1998.
  43. Т.П. Приключения американского дизайна. // Техническая эстетика. 1990. — № 1.
  44. Т.Н. К вопросу о развитии творческого о воображения младших школьников. В кн.: Проблемы дидактики и методики преподавания учебных предметов в школе: научно-реферативный сборник. -М.: ОДНИ «Школа и педагогика» АПНССР, 1985. — Вып. 6.
  45. Т.Н. Изобразительное искусство как средство художественной подготовки студентов к воспитательной работе в школе. В сб.: Формирование профессиональной готовности студентов к воспитательной работе в школе. — Ставрополь: СГГГИ, 1990.
  46. Т.Н. Художественное воспитание учителя начальных классов в процессе подготовки к преподаванию изобразительного искусства (автореферат канд. диссертации). -М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1990.
  47. Т.Н. Иллюстрирование книги как метод развития художественного восприятия действительности. // Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: НИИ школ, 1991.
  48. Т.Н. Культурологический и деятельностный подход к профессиональной подготовке учителя начальных классов. В сб.: Гуманизация учебно-воспитательного процесса в вузе и школе. — М.: Прометей, 1992.
  49. Бытачевская Т. Н Изобразительное искусство, восприятие, творчество. Спецкурс. Ставрополь: СГПИ, 1992.
  50. Бытачевская Т. Н Художественное воспитание студентов факультета начальных классов. // Педагогическое образование. М. — 1993. -№ 8.
  51. Т.Н., Сапроненко В. В. Место религии в решении социальных проблем общества. В сб.: Пути социально-политического развития России. — Ставрополь: СГПУ, 1994.
  52. Бытачевская Т. Н Региональный художественный компонент в воспитании культуры восприятия изобразительного искусства. В сб.: Базисный учебный план: проблемы внедрения в учреждениях образования края. — Ставрополь: СКИПРО, 1995.
  53. Бытачевская Т. Н Развитие умений восприятия изобразительного искусства у дошкольников методами художественного воздействия. В сб.: Базисный учебный план: проблемы внедрения в учреждениях образования края. — Ставрополь: СКИПКРО, 1995.
  54. Т.Н. Православно-христианские великие символы в средневековой архитектуре. Ставрополь: Управление образованием АСК, 1995.
  55. Т.Н. Дизайнер профессия будущего. — В кн.: Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. -Ростов-на-Дону: РГПУ, 1996.
  56. Т.Н. Дизайнерское образование в контексте эволюции современного образования. // Материалы краевой научно-методической конференции. Ставрополь: Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, 1997.
  57. Т.Н. Психолого-педагогические аспекты художественного воспитания личности. // Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Российский ВУЗ: В центре внимания -личность». Тезисы докладов. Т. 3. — Ростов-на-Дону, 1999.
  58. Т.Н. «Образ мира» в русском средневековом зодчестве. Ставрополь: СтГТУ, 1999.
  59. Т.Н. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности. // Материалы Северо-Кавказской региональной научной конференции (26−27 мая 2000 года) «Экология детства». Ставрополь: СРГПИД, 2000.
  60. Т.Н. Стиль и стилевые формы дизайна. // Материалы XXX научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 1999 г. Ставрополь: СевКавГТУ, 2000.
  61. Т.Н. О роли художника в процессе формообразования. // Материалы V региональной научно-технической конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону». — Ставрополь: СевКавГТУ, 2001. Технические и прикладные науки.
  62. Т.Н. Искусство авангарда конца XIX начала XX века: Методические указания для выполнения курсовой работы по специальности 52 400 «Дизайн». — Ставрополь: СевКавГТУ, 2001.
  63. Т.Н. Соотношение красоты и пользы в формообразовании. // Материалы VI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону». -Ставрополь: СевКавГТУ, 2002. Технические и прикладные науки. Часть 2.
  64. Т.Н. Дизайн-технология художественного творчества по созданию форм среды обитания, деятельности и совершенствования человека. // Актуальные проблемы современной науки. М.: «Компания Спутник», 2002.
  65. Т.Н. Виртуальная реальность и психология дизайн-творчества. // Материалы всероссийской конференции «Дизайн и обучение».- Ульяновск: 2002.
  66. Т.Н. Теоретические основы художественного воспитания личности. / Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития: Сборник научных трудов в 2-х частях. / Под ред. E.H. Шиянова. М.: Илекса, 2002.
  67. Т.Н. Искусство форм. Экспрессивные и субъективные формы. // Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону». Естественные и точные науки. Т. 1. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2003.
  68. Т.Н. Соотношение красоты и пользы в формообразовании. // Материалы научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов СевКавГТУ за 2002 г. Ставрополь: СевКавГТУ, 2003.
  69. Т.Н. История дизайна, науки и техники: Учебное пособие. Ставрополь: СевКавГТУ, 2003.
  70. Т.Н. Искусство как формообразующий фактор в дизайне: Монография. Ставрополь: СевКавГТУ, 2004.
  71. Т.Н. К вопросу о развитии дизайнерского образования. История и система развития дизайн-образования в России. // Сборник статей.- Ставрополь: Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, 2004.
  72. Т.Н. Современные тенденции формообразования в дизайне. // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета.- Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. Серия «Гуманитарныенауки». -№ 2(12).
  73. В.Л. Изменение культуры: к динамической социологии культуры. // Общественные науки за рубежом. 1989. — № 3.
  74. И.А. Художник в промышленности. М., 1965.
  75. ., Димень 10, Лопариц Э. Язык. Музыка. Математика. М.: Мир, 1981.
  76. Ван де Вельде А. Одушевление материала как принцип красоты. // Декоративное искусство СССР. 1965. -№ 2.
  77. Великая утопия. Русский и советский авангард 1915−1932. М.: Галарт, 1993.
  78. Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб., 1994.
  79. И. История искусства древности. М.: ОГИЗ, 1933.
  80. Виолле-ле-Дюк Э. Жизнь и развлечения в средние века. СПб., 1997.
  81. .Р. Проблема стилей в западноевропейском искусстве ХУН-ХУШ вв. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.
  82. В.Г. Стили в искусстве. В 3-х томах. СПб.: ЗАО ЛИТА, 1998.
  83. И.Т. Основы художественного конструирования. Киев: Вища школа, Головное изд-во, 1982.
  84. И.Т. Основы комбинаторики в художественном конструировании. Киев: Вища школа, 1986.
  85. А.В. Об эстетике фракталов и фрактальности искусства. // Синергетическая парадигма, линейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
  86. М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988.
  87. Вопросы дизайн-образования и формообразования. Серия «Проблемы современного дизайна. Выпуск 1. М.: ВНИИТЭ, 2004.
  88. B.C. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М.,
  89. Н.В. Суть дизайна. Пятьдесят шесть тезисов русской версии понимания дизайна. М.: ГрантЪ, 2002.
  90. Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. Часть 1. — М.: Издательство Московского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова. 1997.
  91. Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. Часть 2. -М.: Издательство Московского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова. 1999.
  92. Н.В. Российский дизайн. Том 1. М.: „Союз дизайнеров России“, 2001.
  93. Н.В. Российский дизайн. Том 2. М.: „Союз дизайнеров России“, 2001.
  94. О. Искусство скульптуры. -М., 1981.
  95. У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М.: МИР, 1968.
  96. Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1989.
  97. .М. Аудиовизуальные искусства эпохи НТР. / Научно-технический прогресс и проблемы предметно-пространственной среды. М.: ВНИИТЭ, 1982 (Материалы конференций, совещаний).
  98. В.А. Восприятие целостных объектов. JL: Изд-во ЛГУ, 1974.
  99. О.И. Совершенный человек: пространственность и событийность перфективного праксиса. / Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. М.: Институт человека РАН РФ, ИПКгосслужбы, 1997.
  100. И. Избранные сочинения. M.-J1., 1959.
  101. Г. Игра в биссер. М.: Правда, 1992.
  102. Глазычев В. J1. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М.: Искусство, 1970.
  103. Гласс J1., Меки М. От часов к хаосу. Ритмы жизни. М.: Мир, 1991.
  104. НО. Глинтерник Э. Из истории русского рекламного плаката. // Мир дизайна. 1995. -№ 1.
  105. П.П. Всемирная история искусств. М: Современник, 1999.
  106. П.П. История искусств. М.: Современник, 2001.
  107. Г. А. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре. М.: Русский мир, 1977.
  108. Г. А. Образ как концентратор информации. / Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. -М.: Прогресс-Традиция, 2002.
  109. В.П. От амулета до монумента. Книга об умении видеть и понимать скульптуру. М.: МГУ, 1999
  110. Э. История искусства. -М.: ACT, 1998.
  111. Д.А. Русский стиль и возрождение национальных традиций в культуре России в конце XIX начале XX веков. Автореферат дис. канд. культурологических наук.-СПб., 1997.
  112. И. Моя жизнь. M.-JL: Искусство, 1937
  113. A.A. Кант. 3-е изд. — М.: Соратник, 1994.
  114. Г., Дондурей Д., Невлер J1. Восприятие монументального искусства типы, механизмы, эффективность. / Вопросы социологии искусства. — М.: Наука, 1979.
  115. Э. Дневник. М.: Изд. Акад. худож. СССР, 1961. — Т. 2.
  116. О. Цифровое текстурирование и живопись. Пер. с англ. -М.: Вильяме, 2002.
  117. Г. Л. Общеэстетические проблемы формообразования в дизайне. // Труды ВНИИТЭ сер. Техническая эстетика. -М., 1975. -№ 11.
  118. Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. Пер. с англ. // Под ред. Л. Ф. Артюшина. -М.: Мир, 1978.
  119. В. Научные основы психологии. -М., 1993.
  120. Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. Пер. с англ. М.: Мир, 1976.
  121. A.JI. Фирменный стиль. // Серия „Художественное конструирование за рубежом“. М.: ВИИИТЭ, 1970.
  122. Дизайн в системе культуры. // Тезисы конференций, совещаний. -М.: ВНИИТЭ, 1982.
  123. Дизайн США. Проспект к межгосударственной выставке в СССР. -М., 1989.
  124. Д. Определяя искусство. / Американская философия искусства. Екатеринбург: Бишкек, 1997.
  125. H.A. Краткая история искусств. Кн. 1, 2. М.: Искусство, 1995.
  126. Древние цивилизации. Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М.: Мысль, 1998.
  127. А. „Падение Запада“ и глобальные проблемы человечества». В кн.: Шпенглер О. Закат Европы. — Новосибирск: Наука, 1993.-Т. 1.
  128. Г. Н. Синергетика. СПб., 1998.
  129. В.Ф., Носов H.A. Виртуальная психология творчества. // Виртуальные реальности. М.: Институт человека РАН, 1998.
  130. Е.В. Метафорическая образность в дизайне. М.: Изд-во МСХА, 2004.
  131. И.А. Принципы функционирования мозга и синергетика искусства. / Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
  132. В.А., Пасютина Е. Э. История Российской рекламы. 1991−2000 гг. М.: ИМА-ПРЕСС, 2002.
  133. А.Б., Рубинович М. И. Динамическая теория формообразования. -М.: ЯНУС, 1998.
  134. Т. Первая очередь Московского метрополитена. // Техническая эстетика. 1967. — № 1.
  135. A.B. Суперграфика в городской среде. // Техническая эстетика. 1983. — № 2.
  136. JI.A., Фролов О. П. Принципы дизайна. Горький, 1978.
  137. В.В. Художественное конструирование операторских пунктов. -М.: Машиностроение, 1969.
  138. В.П., Вучетич Г. Г., Гордон В. М. Порождение образа. В сб.: Искусство и научно-технический прогресс. — М.: Искусство, 1973.
  139. Г. В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и искусстве. Таганрог: ТГРТУ, 1999.
  140. А.И. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. -М., 1990.
  141. Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. -М.: Высшая школа, 1983.
  142. Т.В. Введение в искусствознание: Учеб. пособ. для студентов вузов. М.: Астрель, 2003.
  143. Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 18 201 890-е годы". Каталог выставки. Гос. Эрмитаж. СПб.: АО Славия. 1996.
  144. История искусств зарубежных стран. Т. 1−3. -М.: Изобразительное искусство, 1982.
  145. И. Искусство формы. -М.: Изд. Д. Аронов, 2001.
  146. М.С. Морфология искусства. JL, 1972.
  147. Т. Энциклопедия русской живописи. М.: Олма-Пресс, 2000.
  148. В.В. О духовном в искусстве. -М.: Архимед, 1992.
  149. В. Композиция формы, символически выражающая тонкие материи, духовность. М., 1930.
  150. Э. Критика способности суждения. Пер. с нем. М.: Искусство, 1994.
  151. A.M. О стиле и стилистическом анализе. // Советское искусствознание. 1978. — № 77.
  152. K.M. Правда о дизайне. М.: АНИР, 1996.
  153. X. Тексты печатной рекламы. М.: СМЫСЛ, 1995.
  154. Д. Стили мебели. М. Издательство В. Шевчук, 2001.
  155. Е.И. К вопросу о пореформенных выставках России как выражении исторического своеобразия архитектуры второй половины XIX в. // Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века. ВНИИ искусствознания Минкульт. СССР. М., 1984.
  156. Е.И. Модерн. К вопросу об истоках и типологии. // Советское искусствознание. М., 1979. — Вып.1.
  157. Д. Веб-дизайн. СПб.: Символ, 2001.
  158. П. Дизайн. Пер. с англ. М.: ACT, 2003.
  159. E.H., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994.
  160. Е. Русский авангард 1920 1930 гг. — СПб.: Аврора, 1996.
  161. В.Ф., Лаврентьев А. Н., Рачеева И. В., Потапов C.B. Барышева В. Е. Визуальная культура визуальное мышление в дизайне. — М.: ВНИИТЭ, 1990.
  162. В.Ф. О комбинаторном формообразовании. // Кн. Художественные и комбинаторные проблемы формообразования. М., 1979.
  163. В.Ф. Структура и изображение. // Техническая эстетика. 1980. -№ 3.
  164. В.Ф. Механизмы взаимодействия средств, приёмов и методов формообразования в дизайне. Техническая эстетика. Проблемы художественной выразительности современной предметной среды. / Труды ВНИИТЭ. — М., 1985. — № 47.
  165. Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980.
  166. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1987.
  167. Кон-Винер История стилей изобразительных искусств. М.: СВАРОГ и К, 2000.
  168. К.А. Проектная культура в России. М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2001.
  169. М.А. Архив одной мастерской. Сенежские опыты. М.: Индекс Дизайн, 2003.
  170. Краткая методика художественного конструирования. М., 1966.
  171. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1965.
  172. O.A. Эстетика. М.: Аспект Пресс, 1998.
  173. И.В. Антология рекламы. Теория и практика рекламы в России. М.: ЦЕНТР, 1996.
  174. С. Веб-дизайн. СПб: Символ-Плюс, 2002.
  175. К. Шедевры русской живописи. Мультимедиа-альбом. От Феофана Грека до Марка Шагала. // Компьютер и мы. 1998. — 01.02. -№(010)02.
  176. К. История культуры Древней Греции и Рима М.: Высшая школа, 1990.
  177. С.П., Малинецкий Г. Г. Синергетика теория самоорганизации (идеи, методы, перспективы). — М.: Наука, 1987.
  178. В.Д. Графический дизайн и реклама. М.: ДМК, 2001.
  179. А.Н. Ракрусы Родченко. М.: Искусство, 1992.
  180. А.Н. Конструктивизм, конструктивисты иконструкции. I ! Мастерская конструктивизма геометрия, структура, орнамент, цвет. -М.: Альба, 1998.
  181. А.Н. Стили и визуальные метафоры в дизайне. / Визуальная культура визуальное мышление в дизайне. — М.: ВНИИТЭ, 1990.
  182. А.Н. Лаборатория конструктивизма. М.: ГрантЪ, 2000.
  183. E.H. Дизайн как технико-эстетическая система: Автореф. докт. дис. M., 1984.
  184. E.H. Дизайн машин. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд., 1988.
  185. E.H. Дизайн: от формы вещи до духа человека. // Дизайн для всех. Альманах. 1992. — № 1.
  186. О. Художественное восприятие: опыт построения общетеоретической модели. Киев, 1987.
  187. Ю.С. Архитектура и бионика. М., 1977.
  188. И., Самсонов Д. Художник и его модель. // Publish. 1997.-№ 2.
  189. И.С. Как воспринимается произведение искусства. М., 1983.
  190. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М.: Издательская группа «Прогресс», Прогресс-Академия, 1992.
  191. Ле Корбюзье. Архитектура XX в. М.: Стройиздат, 1970.
  192. Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во МГУ, 1998.
  193. Леонтьев Д. А, Белоногова Е. В. Индивидуальные стратегии восприятия живописи. / Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиции, 2002.
  194. Л.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.
  195. А.Ю., Михайлов A.C. Введение в синергетику. М.: Наука, 1990.
  196. Ю., Николаенко Н. «Золотое сечение» и проблемы внутримозгового диалога. // Декоративное искусство СССР. 1983. — №.9.
  197. Ю.М. Заметки о художественном пространстве. В кн.: Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам XIX. — Тарту, 1986.
  198. Ю.М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры. // Труды по знаковым системам: Вып. 284. Учёные записки Тартуского университета. — Тарту, 1971. — Вып. 5.
  199. Н. Кандинский и русская романтическая традиция. // Вопросы искусствознания. 1993. — № 1
  200. С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и её следствия. // Семиотика и информатика. М.: ВНИИТЭ, 1983. — Вып. 20.
  201. С.Т., Ляховицкий Я. Б. Социалистический реализм в контексте искусства XX века. / Культура на пороге XXI тысячелетия. СПб., 1996.
  202. И. Очерки по теоретическому искусствознанию. М., 1930.
  203. Методика художественного конструирования. 2-е изд. перераб. — М.: ВНИИТЭ, 1983.
  204. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. -М.: ВНИИТЭ, 1987.
  205. A.A. Образ компании. М.: Новости, 2001.
  206. Г. Б. Основы проектирования оборудования для жилых и общественных зданий (принципы формообразования, основные типы и характеристики). М.: Архитектура-С, 2004.
  207. Г. Б., Ефимов A.B., Шимко В. Т. Дизайн архитектурной среды. М.: Архитектура-С, 2004.
  208. С.М., Кулеева JI.M. Основы дизайна. Учебник. -Казань: Новое знание, 1999.
  209. А.И. Из истории промышленных выставок в России первой половины XIX в.: Первые всероссийские промышленные выставки. // Очерки истории музейного дела в России. М., 1961.
  210. А. Теория информации и эстетическое восприятие. Семантическая и эстетическая информация. М.: Мир, 1966.
  211. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.
  212. Ч.У. Основания теории знаков. Семиотика. М., 1983.
  213. В.М., Лысенко А. И. Популярная эргономика. Орел: Вешние воды, 1992.
  214. Е. Проблемы синтеза пространственных искусств. М., 1982.
  215. Ю.В. Постсоветский дизайн (1987−2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности. М.: Союз дизайнеров России, 2002.
  216. A.C. Искусственный интеллект: стагнация или новая перспектива. / Сборник научных трудов шестой национальной конференции по искусственному интеллекту. Том. 1. Пущино: РАИИ, Научный совет попроблеме «Искусственный интеллект», РАН, 1998.
  217. Дж. Проблемы дизайна. М.: Искусство, 1971.
  218. P.C. Психология. Т. 1. -М., 1994.
  219. О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994.
  220. Николай Рерих для нас. // Компьютер и мы. 1997. — 01.10. -№(006)06.
  221. А.Е. Виртуальная реальность и творческие процессы. -М.: РАН, ИТАР-ТАСС, 1995.
  222. А.Е. Когнитивное явление Интернет. / Интернет образование. М.: МГГИ, 2002.
  223. В.А. Древнерусское декоративное искусство. СПб., 1923.
  224. Я. Веб-дизайн. СПб: Символ-Плюс, 2002.
  225. H.A. Виртуальная психология. М.: АГРАФ, 2000.
  226. H.A. Фома Аквинский и категория виртуальности. / Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. М.: Институт человека РАН, 1997.
  227. H.A. Словарь виртуальных терминов. // Труды лаборатории виртуалистики. Институт человека РАН. М.: Путь, 2000. — Вып. 7.
  228. Н. Курс цветоведения. М.: УПИ, 1932.
  229. С.И. Словарь русского языка. М.: Энциклопедия, 1990.
  230. Ортега-и-Гасет X. Эстетика. Философия культуры. -М.: 1991.
  231. Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. М.: ВНИИТЭ, 1989.
  232. Основы методики художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1970.
  233. Основы технической эстетики. -М.: ВНИИТЭ, 1970.
  234. Х.Щ., Рихтер П. Х. Красота фракталов. Образы комплексных динамических систем. М.: Мир, 1993.
  235. Петров-Стромский В. Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. М.: Терра, 1999.
  236. В.М. Периодичность в эволюции искусства: полувековые циклы. / Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
  237. В.М. Количественные методы в искусствознании. Пространство и время художественного мира. М.: Смысл, 2000. — Вып. 1.
  238. В.М., Голицын Г. А. Полувековые циклы в социокультурной динамике. В кн.: Формирование новой парадигмы обществоведения.-М.: Прогресс-Традиция, 1996.
  239. В.М., Бяджиева Л. Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. М.: Русский мир, 1996.
  240. C.B. Геометрии живой природы и алгоритмы самоорганизации. М., 1988.
  241. В.О. Искусство: классика, модерн, постмодерн. -Ростов-на Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001.
  242. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. -М.: Пассим, 1994.
  243. Ю.М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001.
  244. В.М. Искусство Греции. М. Белый город, 1997.
  245. Популярная художественная энциклопедия. М.: Большая Советская энциклопедия, 1986. -Ч. 1.
  246. Д.А. Прикладная семиотика и искусственный интеллект. // Программные продукты и системы. 1996. — № 3.
  247. И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М., 1985.
  248. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.
  249. Природа глазами художника. М.: Искусство, 1999.
  250. Проблемы формообразования и композиции промышленных изделий. // Труды ВНИИТЭ: сер. Техническая эстетика. М., 1975. -№ 11.
  251. А. Конструктивные образы чисел. / Мастерская конструктивизма геометрия, структура, орнамент, цвет. -М.: Альба, 1998.
  252. A.A. Психология и педагогика. М., 1997.
  253. Д. Лекции об искусстве. СПб., 1907.
  254. Д. Лебедев A. World Wide Web всемирная информационная паутина в сети Internet. — М.: МГУ, 1997.
  255. Г. Неуверенная мебель. // Коммерсантъ. 2002. — 27.05.
  256. .В. Пространственные построения в живописи. (Очерк основных методов). М.: Наука, 1980.
  257. А., Победин К. Дизайн. Изощрённое зверинство. / Табурет. (О роли фауны в истории искусства и мебельного дела: история, классика, авангард, шедевры). М., 2001.
  258. Л. Основы учения о цветах. -М.-Л.: АО Промиздат, 1931.
  259. К. Ансамбль и экспозиция. М., 1970
  260. С. Эпоха преобразований Петра Великого и русская школа нового времени. СПб., 1903.
  261. Е.А. Художник в дизайне. Опыт работы центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования на Сенеже.-М., 1974.
  262. Г. М., Туркина Н. В. Колпащиков Л.С. Человек и дисплей. -Л.: Машиностроение, 1986.
  263. Е. Западноевропейское искусство XVII в. М.: Искусство, 1971.
  264. B.C. Две стороны одного мозга и творчество. М.:1987.
  265. A.A. Формирование проектного замысла средствами художественного моделирования. Автореферат дис. на соиск. уч. степ, канд. искусствоведения. М., 1979.
  266. В.Ф. Индустриальный дизайн постиндустриального общества и России. // Тезисы докладов научно-практической конференции «Дизайн-95». М., 1998.
  267. В.Ф. О парадигмах отечественного дизайна. // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2000. — № 4.
  268. В.Ф. Эргономика в дизайн-проектировании. Учебное пособие. М.: МЭИ (ТУ), 1999.
  269. В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. -М.: МЗ-Пресс, 2001.
  270. Русский авангард 1910−1920-х годов в европейском контексте. -М.: Наука, 2000.
  271. Русский модерн. Архитектура. М.: Галарт, 1994.
  272. Русское искусство первой половины XIX начала XX вв. / Сб. науч. тр. Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. — М., 1992.
  273. Рынок телерекламы. // Эксперт. 2002. — 01.04. -№ 13.
  274. С. Рынок рекламы готовится к буму. // Ведомости. 2000.16.10.
  275. Ю.В. Энциклопедия модернизма. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
  276. Д. О себе, дизайне и времени. // Мир дизайна. 2001. -№ 1(22).
  277. Д.В. Стиль модерн. -М., 1989.
  278. Семиотика. Под ре. Ю. С. Степанова. М.: Радуга, 1983.
  279. Семиотика и искусствометрия. Современные зарубежные исследования: Сборник переводов зарубежных авторов. М.: Мир, 1972.
  280. С.И. Стиль в графическом дизайне. 60−80-е годы. М.: ВНИИТЭ, 1991.
  281. В.Ф. Взаимосвязь проектной идеологии, методологии и стратегии. / Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной среды. // Труды ВНИИТЭ. Вып. 58. М., 1989.
  282. В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. Автореферат канд. дис. М., 1990.
  283. В.Ф. Дизайн как проектная деятельность. // Техническая эстетика. 1977. — № 8.
  284. В.Ф., Устинов А. Г. Программа дизайнерского образования для специальных средних школ. В сб.: Дизайн в общеобразовательной системе. -М., 2001.
  285. Е.В. Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского авангарда. М.: Русский мир, 1994.
  286. А. Подарок к столетию музея. // Компьютер и мы. 1998. — 01.06. -№(014)06.
  287. С.А. Проектируем то, что хотим продать. // Техническая эстетика. 1986. — № 6.
  288. П.В. Эмоциональный мозг.-М.: Наука, 1981.
  289. Синергетика и психология: Тексты: Выпуск 3: Когнитивные процессы. М.: Когито-Центр, 2004.
  290. Система средств массовой информации России. / Под ред. Я. Н. Загурского. М.: Аспект-Пресс, 2001.
  291. Современная архитектура. Пер. с франц. «L'architecture d’aujourdhui». 1971.-№ 155.
  292. А. Теория стиля. -М.: Искусство, 1968.
  293. Г. И. Искусство Древнего Рима. М.: Просвещение, 1971.
  294. Г. И. Искусство Древней Греции. М.: Просвещение,
  295. Н.К. Пространственно-тектонические аспекты формирования интерьеров (Древний мир, Средние века). Диссертация. докт. искусствоведения. -М.: МГХПУ им. С. Г. Строгонова, 1998.
  296. Н.К. Очерки по истории интерьера. Древний мир. Средние века. -М.: МГХПУ им. С. Г. Строгонова, 1999.
  297. Солсо. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.
  298. Ю.С. Композиция в технике. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1987.
  299. Ю.С. Художественное конструирование промышленных изделий.-М., 1967.
  300. П.А. Социальная и культурная динамика. СПб.: РХГИ, 2000.
  301. П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1993.
  302. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  303. Т.Л., Фрид Ю. В., Соколова Е. Г., Лосева Е. И. Цветовое оформление на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1984.
  304. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. -М.: Мир, 1983.
  305. Средства дизайн-программирования. М.: ВНИИТЭ, 1987.
  306. Н.Н. Цвет в интерьере. Киев: Вища школа, 1985.
  307. Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ веков.-М., 1970.
  308. Н. Архитектура. М.: Слово/81оуо, 1999.
  309. А.Н. и др. Построение манекенов, используемых при проектировании рабочих мест. // Техническая эстетика. 1985. — № 1.
  310. Студенческие проекты чаеварок (ФРГ). // Техническая эстетика. -1987.-№ 2.
  311. Сюрреализм. Альбом. М.: Искусство, 1999.
  312. В.И. Прометей или Орфей. Искусство механическоговека. М., 1967.
  313. В.И. Ганс Зельдмайр и дилемма «хаоса» и «порядка» в постмодернизме 50−70-х годов. // Искусствознание Запада об искусстве XX века. М., 1988.
  314. В.И. Светоэнергетика искусства. СПб.: Дмитрий Буланини, 2004.
  315. Теоретические концепции и творческие школы в дизайне. // Труды ВНИИТЭ: Сер. Техническая эстетика. -М.: ВНИИТЭ, 1981. Вып. 28.
  316. Теоретические и методологические исследования в дизайне. М.: Школа культурной политики, 2004.
  317. В.Ю., Тихоплав Т. С. Гармония хаоса, или фрактальная реальность. СПБ.: ИД «Весь», 2003.
  318. Д.И., Русскевич H.JL, Ниринберг П. Р. и др. Архитектурное черчение. Под ред. Д. И. Ткача. Киев: Вудивэльнык, 1991.
  319. Е.М., Дукаревич М. З. Художественное восприятие живописи и структура личности. / Творческий процесс и художественное восприятие. JL: Наука, 1978.
  320. Традиции и истоки отечественного дизайна. // Труды ВНИИТЭ. Сер.: Техническая эстетика. -М.: ВНИИТЭ, 1979. Вып. 21.
  321. B.C. Эпоха романтизма в России. М., 1981.
  322. Э. Краткий курс промышленного дизайна. Пер. с англ. -М.: Машиностроение, 1984.
  323. А.Г. Цвет в производственной среде. М.: ВНИИТЭ, 1967.
  324. Е.И. Стиль как явление культуры. СПб., 1994.
  325. Ю.А. Общая теория систем и проблемы биологической эволюции. / Диалектика познания сложных систем. М., 1988.
  326. В.В., Старых Н. В. История рекламы. Детство и отрочество. М.: СМЫСЛ, 1994.
  327. Г. Учение о цвете. М.: Стройиздат, 1971.
  328. М.В. Научно-методические проблемы становления и развития отечественного дизайна: Диссертация в виде научн. докл. на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М.: ВИИИТЭ, 1998.
  329. Философский энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 1990.
  330. Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. М.: Радио и связь, 1981.
  331. Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. -М.: Наука, 1992.
  332. Е. Фракталы. М.: Мир, 1991.
  333. Фрейд 3. Энциклопедия глубинной психологии. Жизнь, работа, наследие. М.: Менеджмент, 1998.
  334. Г., Ауэр К. Человек свет — пространство. — М.: Стройиздат, 1973.
  335. Г. Синергетика. М.: Мир, 1985.
  336. Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991.
  337. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: в 2-х книгах. Книга 1. Проблемы формообразования. Мастера и течения. М.: Стройиздат, 1996.
  338. Хан-Магомедов С. О. Некоторые проблемы истории отечественного дизайна. // Традиции и истоки отечественного дизайна. М., 1979.
  339. Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995.
  340. Хан-Магомедов С. О. Творческие концепции в структуре предметно-художественного творчества. // Творческие концепции и творческие школы в дизайне. Труды ВНИИТЭ: Сер. Техническая эстетика. -М., 1981.
  341. Хан-Магомедов С. О. Художественное творчество и некоторые проблемы зрительного восприятия. // Труды ВНИИТЭ: Сер. Техническая эстетика. Вып. 45. М., 1984.
  342. Д. Эволюция и революция в истории знака. // Мир дизайна. 1999. -№ 4(17).
  343. . Стиль XX века. -М.: Слово/Slovo, 2004.
  344. П. Наука и искусство проектирования. Пер. с англ. М.: Мир, 1973.
  345. О. Провокация искусством. Ярмарка «Арт-Манеж 2001». // Коммерсантъ. — 2001. — 29.11. — № 219.
  346. В. Интернет-маркетинг: Краткий курс. СПб.: Питер, 2001.
  347. JI.M., Щипанов A.C. Дизайн: Книга для учащихся. -М.: Просвещение, 1985.
  348. JT.M. Макетирование и графика в художественном конструировании. // Труды ВНИИТЭ: Сер. Техническая эстетика. М., 1992.
  349. Художественная культура в докапиталистических формациях. -Л., 1984.
  350. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учеб. для студентов худ.-пром. Вузов. / Под ред. В. Н. Быкова. М.: Высшая школа, 1986.
  351. П. Клип процветания. // Коммерсантъ. 2002. — № 60/П.
  352. И.Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. -М.: Стройиздат, 1990.
  353. Шершер 3. Как обустроить жизнь и творчество. // Художественный совет. 2001. — № 4 (20)
  354. A.A., Минаев A.A. Промышленные образцы. М., 1995.
  355. В.Т. Дизайн в контексте эволюции художественного сознания. // Художественный совет. 2001. — № 4 (20)
  356. В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. М.: СПЦ-принт, 2003.
  357. Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худож.-граф. фактов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986.
  358. Д.Н. Предистория футуро-дизайна. / Труды ВНИИТЭ: Сер. Техническая эстетика. 1990. -№ 1.
  359. A.B., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. -М.: Наука, 1972.
  360. С. Психология композиции. // Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988.
  361. Эргономика: принципы и рекомендации. Методическое руководство. М.: ВНИИТЭ, 1983.
  362. Эстетика. Энциклопедический словарь. -М., РЭ, 1999.
  363. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. Под ред. A.B. Иконникова. -М.: Стройиздат, 1990.
  364. М. Ренессанс. -М.: Белый город, 1997.
  365. А. Два века русского искусства. М., 1969.
  366. Юнг К. Человек и его символы. СПб., 1996.
  367. О.Ю. Стиль модерн как художественное явление в культуре XX века. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения. СПб., 2003.
  368. А. Магическая вселенная. -М.: Галарт, 1995.
  369. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.
  370. П.М. Психология художественного восприятия. / Художественное восприятие. JL: Наука, 1971.
  371. Х.В., Янсон Э. Р. Основы истории искусств. СПб.: Азбука-Классик, 2003.
  372. О., Романычева Э. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. СПб.: БВХ-Петербург, 2001.+CD
  373. Chagall Marc. Catalogue. Paris, 1959.
  374. Crane W. Line and Form. L., 1900. (Крейн У. Линия и форма).
  375. Crane W. The Basis of Design. L., 1898. (Крейн У. Основы дизайна)
  376. Hall J.B., Ulanov В. Modern culture and the arts. New York, 1967. (Хрестоматия по миру искусства).
  377. Funch B.S. The Psychology of Art Appreciation. Copenhagen: Museum Tuscu-lanum Press, University of Copenhagen. 1997. 4. ХП. 312 p.
  378. Haken H. Principles of Brain Functioning. Berlin: Springer, 1995.
  379. Klee P. The Thinking Eye. London, 1964.
  380. Marc Chagall. DuMont’s Neue Galerie. N.Y. 1984.
  381. Meyer Fr. Marc Chagall. Paris, 1964.
  382. Modern architecture 1851−1919. Tokyo, 1981.
  383. Popper F. Tecnoscience Art: The next stop. Leonardo, 1987.V.20.
  384. S. «Pop». London, 1974.
Заполнить форму текущей работой