Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура и содержание блока «Социально-демографическое картографирование» для обеспечения дистанционного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время Правительство РФ, в рамках концепции модернизации российского образования, проводит ряд национальных проектов, направленных на внедрение новейших информационных технологий, цифровых образовательных ресурсов в российское образование на всех ступенях обучения (начальное, среднее, высшее). В рамках одного из таких проектов «Информатизация системы образования», в целях обеспечения… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 25.00.33 — картография
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук
  • Научный руководитель доктор географических наук, профессор В.С.Тикунов
  • Москва
  • Глава 1. Роль и место дистанционного образования в общей системе образования
    • 1. 1. Дистанционное образование в эпоху телекоммуникации: новые возможности и перспективы
    • 1. 2. Модульное обучение — основа дистанционного образования
    • 1. 3. Анализ некоторых дистанционных ресурсов по картографии
  • Глава 2. Методические основы социальнодемографического картографирования
    • 2. 1. Социально-демографическое картографирование как часть социально-экономического картографирования. История становления и современное состояние
    • 2. 2. Перспективы развития социально-демографической картографии
    • 2. 3. Социально-демографическое картографирование в программах высшего и среднего образования
  • Глава 3. Основные положения блока «Социальнодемографическое картографирование»
    • 3. 1. Цели, задачи и требования, предъявляемые к тематическому блоку «Социально-демографическое картографирование» для обеспечения дистанционного образования
    • 3. 2. Система программного обеспечения «Модус» для целей дистанционного образования
  • Глава 4. Реализация блока «Социально-демографическое картографирование» в проекте
  • Информатизация системы образования"
    • 4. 1. Структура и содержание блока
    • 4. 2. Методические аспекты проектирования карт блока
    • 4. 3. Основные источники наполнения блока
    • 4. 4. Опыт применения блока «Социально-демографическое картографирование» для дистанционного образования

Структура и содержание блока «Социально-демографическое картографирование» для обеспечения дистанционного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Социально-демографическое направлениединамично развивающаяся часть социально-экономической, картографии, включающее картографирование характеристик населения, социальной ситуации и обслуживания населения. Социально-демографическая картография связана с экономикой, географией населения, демографией, этнографией, градостроительством и т. п., и эта широта спектра обеспечивает интенсивное развитие ее научно-методической базы.

Для оперативного анализа и прогноза динамичных и многофакгорных социальных и демографических процессов требуются большие объемы данных (текстовых, цифровых, графических), которые могут быть эффективно представлены в виде карт социально-экономической тематики. С развитием информационных компьютерных технологий, в частности Интернета, определилась возможность оперативного получения географической информации, ее обработки и визуализации в виде электронных карт. При этом карта не только является средством наглядного представления изучаемого объекта, но становится важным инструментом при принятии управленческих решений.

Широкий диапазон применения карт социальной тематики требует привлечения квалифицированного персонала для работы с картографическими материалами. В современных условиях традиционное обучение с отрывом от производства нередко малоэффективно и часто нереализуемо для удаленных регионов. Проблему территориальной рассредоточенности потенциальных пользователей, доступности материалов (текстовых и графических) может решить дистанционное образование (ДО). Однако в настоящее время ни в зарубежных, ни в российских центрах интернет-образования не разработаны соответствующие блоки, обеспечивающие полноценное комплексное обучение тематической картографии (изучение теоретического материала, выполнение практических заданий и контроль полученных знаний). Причем одним из главных и актуальных разделов современной тематической картографии является социально-демографическая картография, информационно обеспечивающая оперативный мониторинг, анализ, и^ прогноз быстро развивающихся^социальных и демографических процессов. Необходимость обобщения опыта социально-демографического картографирования, методов составления тематических, карт, знакомства с современным состоянием и знания развития дистанционного образования в картографии послужило основанием для выбора темы диссертационной работы.

Объект исследования. Блок «Социально-демографическое картографирование» в дистанционном образовании.

Предмет исследования. Формирование и использование блока «Социально-демографическое картографирование» для обеспечения дистанционного образования в области картографии.

Цель. Разработка" блока «Социально-демографическое картографирование», с помощью которого обучающиеся дистанционно смогут получать знания и оценку выполнения заданий.

В ходе подготовки данной работы решались следующие задачи:

• изучение и анализ российского изарубежного опыта создания и применения дистанционных методов образования в разных областях знаний, преимущественно в географии и картографии;

• исследование возможности изучения картографии методами дистанционного образованияпроведение классификации существующих материалов по географии и картографии, представленных в сети Интернет;

• анализ предпосылок, современного состояния и перспектив развития социально-демографического картографирования в мировой практикевыявление основных видов и тематики карт, картографируемых характеристикобоснование социально-демографического направления в дистанционном преподавании картографии;

• определение требований к программным средствам для создания блока ДО «Социально-демографическое картографирование»;

• обоснование структуры, разработка, разделов, проверочных и-итоговых работ блока дистанционного образования «Социально-демографическое картографирование»;

• разработка информационного обеспечения' и создание серии карт для наглядного представления теоретических разделов блока;

• апробирование разработанной методики дистанционного образования.

Методика исследования. Создание блока «Социально-демографическое картографирование» для дистанционного образования базируетсяна научно-методических принципах и идеях общей теории картографии, отечественного и международного комплексного картографирования социально-экономических явлений и процессов, получивших освещение в работах: Н. Н. Баранского, К. А. Салищева, А. И. Преображенского, О. А. Евтеева, А. М. Берлянта, И. К Лурье, Б. А. Новаковского, Ф. Ормелинга, Е. А. Прохоровой, В. С. Тикунова, Л. Ф. Январевой и многих других.

При составлении компьютерной обучающей программы (блока) учитывались принципы картографической визуализации в среде геоинформационных систем (ГИС), разработанные А. М. Берлянтом, С. Н. Сербенюком, А. В. Симоновым, В. С. Тикуновым и др. Исследования по дистанционному обучению выполнены на основе работ А. А. Андреева, Р Деллинга, М. Мура, О. Петерса, Е. С. Полат, А. В. Симонова, А. В. Хуторского и других ученых.

В техническом плане курс разрабатывался в программе для дистанционного интернет-образования «Модус» и языках разметки гипертекста и программирования HTML и Java Script.

В диссертации используются картографические произведения, выполненные в период с 2004 по 2010 гг. в рамках работ НИЛ комплексного картографирования географического факультета МГУ имени М.В.

Ломоносова и Научнотисследовательского и проектногоинститута Генерального плана города Москвы.

Основные защищаемые положения:

1. Методика представления блока «Социально-демографическое: картографирование» в сети: интернет — его: структура и содержание: Материалблока представлен — растровыми? и векторными? картографическими произведениями, данными аэрот и космической" съемкитекстовыми источниками с гипертекстовыми ссылками-.

2. Раздел крупномасштабного социального картографирования: для целей: городского планирования, гдев качестве показателей использованы индикаторы концепции устойчивого развития, принятые в качестве стандарта Организацией Объединенных-Наций:

3. Серии практических заданий- (для каждой теоретической темы), выполняемые в режиме on-line в процессе занятий> по каждой теме.

Научная новизна. В результатепроведенных автором*.диссертации исследований:. 1.

— впервые выделен из общего направления «Социально-экономическое картографирование» и обоснованспециальный блок, «Социально-демографическое картографирование" — Определены, и разработаны программа «Социально-демографическое картографирование», структура блока (основные разделы, подразделы, их связь-между собой), основное содержание блока;

— разработаны новые, оригинальные разделы, блока, касающиеся вопросов крупномасштабного социально-демографического картографирования: Для этой цели привлечены результаты работ, в которых автор принимал непосредственное участие;

— на основе: проведенного опробования всех разработок средин студентов филиалов МГУ имени М. В. Ломоносова предложены,.

I ¦. рекомендации^ для дистанционного образованияпо тематике «Социально-демографическое картографирование» студентов других российских вузов.

Практическое значение работы. Полученные результаты (формирование единой базы данных «Социально-демографическое картографирование», организация учебного процесса в сети Интернет) являются^ вкладом в развитие методики дистанционного образования картографии^в целом.

Блок может использоваться при обучениив вузах, для повышения* квалификации специалистов и др.

Проведение дистанционного обучения целесообразно прежде всего в филиалах географического факультета МГУ имени. М. В. Ломоносова (Украина (Севастополь), Казахстан (Астана), Швейцария.(Женева)), а также в других вузах, недостаточно укомплектованных специалистами-картографами. Тематический блок для ДО может быть полезен для студентов, изучающих смежные с картографией дисциплины (географию, экономику, экологию, градостроительство и т. д.). Он может применяться для самостоятельного использования, повышения квалификации работников, чья сфера практической деятельности связана с разработкой и созданием карт и схема также при устранении академической задолженности. Блок может быть полезен и ученикамстарших классов, изучающих географию на профильном уровне.

Практические задания блока были опробованы (в течение трех лет) в Черноморском филиале МГУ имени М. В. Ломоносова в Севастополе (в курсе «Проектирование и составление Социально-экономических карт» в рамках образовательной программы «Социальная экология и туризм»), а также в филиалах МГУ имени М. В. Ломоносова в Астане и Женеве (при чтении раздела «Визуализация» в курсе «Геоинформационные системы» вI рамках Международной образовательной программы «Природные ресурсы, экология и право»). Автор, диссертации принимал непосредственное участие в апробации методики дистанционного образования.

Структура и объем работы. Диссертация объемом-169 страниц состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений: Работа выполнена в научно-исследовательской лаборатории комплексного картографирования географического факультета МГУ.

Выводы:

1. В настоящее время Правительство РФ, в рамках концепции модернизации российского образования, проводит ряд национальных проектов, направленных на внедрение новейших информационных технологий, цифровых образовательных ресурсов в российское образование на всех ступенях обучения (начальное, среднее, высшее). В рамках одного из таких проектов «Информатизация системы образования», в целях обеспечения преемственности среднего и высшего образования, был проведен ' эксперимент по разработке тематического учебного блока по картографии для обеспечения дистанционного образования. В перспективе, в рамках концепции модернизации образования в высшей школе предполагается разработать серию компьютерных блоков в виде учебных курсов по картографии. В настоящее время их подготовлено несколько, среди них: «Географическая картография. Способы картографического изображения» [Рязанов, 2004]- «Тематическое картографирование природы. Карты растительности» [Кислова, 2006].

3. В настоящее время в контексте проекта ИСО разрабатывается блок по тематической картографии «Социально-демографическое картографирование», который должен быть доступен в сети Интернет. Блок адресуется нескольким категориям пользователей. Прежде всегостудентам географических, картографических, экономических и экологических специальностей, программа обучения которых включает курс по проектированию и составлению тематических карт. Он может использоваться для повышения квалификации работников, чья сфера практической деятельности связана с разработкой и созданием карт и схем, с вопросами картографирования различных социальных показателей. Так, специалистам, занимающимся территориальным планированием и градостроительством курс может быть полезен для ознакомления с научным опытом проектирования и составления социальных карт, основными программными средствами, используемыми для разработки карт разного масштабного уровня, способами картографического изображения социальных явлений, принципами оформления.

Учебная программа блока составлена на основе учебных пособий, рекомендованных Министерством образования Науки и Ученым советом МГУ имени М. В. Ломоносова и охватывает основные темы, необходимые г 4 для понимания сущности «социально-демографического картографирования.

В качестве методической базы используется: программа курса «Социально-экономические карты», который преподается в течение ряда лет на кафедре" картографии и геоинформатики t географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и в филиалах МГУ. Блок основывается на учебных пособиях Н. Н. Баранского, К. А. Салищева, А. И. Преображенского, О. А. Евтеева, Е. А. Прохоровой по курсу «Социально-экономические карты».

Для повышения"информативности> и наглядности, разрабатываемый блок помимо текстового материала должен быть насыщен разного вида иллюстративным материалом.

4. Разработка, размещение материалов и организация учебного процесса выполняется в системе дистанционного обучения «Модус» (СДО «Модус»). Система создана на. базе пакета открытого свободно распространяемого программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов Moodle1,5 [http://www.moodle.org]. Система обладает большими возможностями (проведение уроков, контроль знаний в виде разных форм, оценка результатов). Использование для сетевого обучения специальных программных средств вместе с современными компьютерными технологиями позволяет сделать процесс получения знаний упорядоченным, структурированным, качественным и интересным.

Глава 4. Реализация блока «Социально-демографическое. i картографирование» в проекте «Информатизация системы образования» 4.1. Структура и содержание блока.

В связи с возрастающей потребностью. использования * картографического метода^ исследования в различных областях знаний, появилась необходимость в обучении картографии большого количества людей. Автор разработал специальный блок «Социально-демографическое картографирование» для обеспечения дистанционного образования.

Для разработки блока автором изучен и-проанализирован материал по использованию дистанционного обучения географии и-картографии в мире. Разработка разделов тематического блока, «социально-демографическое картографирование» велась с учетом особенностей структуры мировых и отечественных интернет-курсов. В частности, блок построен по модульному принципуизучение осуществляется от «простого к сложному». При этом учитывалась специфика преподаваемого материала: в курсе рассматривается большое число графических примеров, представленных в виде географических карт, схем, рисунков и т. д.

На основе изучения учебных программ и специальной литературы по социальному картографированию, была разработана концепция будущей компьютерной обучающей программы: определены основные целизадачи, предъявляемые к компьютерному блоку. Базируясь на этой концепции, была определена структура программы: намечены основные разделы и темыразработаны методические указания^ по работе с блоком. Одновременно с этим-рассмотрены более широко некоторые разделы, по мнению автора актуальные в настоящее время, и не входящие в учебные программы по социально-экономическому картографированию.

В качестве базы, как уже отмечалось ранее, для разрабатываемого курса приняты определения социально-демографической картографии, предложенные Н. Н. Баранским, К. А. Салищевым, А. И. Преображенским, О. А. Евтеевым, Е. А. Прохоровой в различных научных трудах и учебных пособиях. Трудами этих ученых сформировалась школа отечественной географической картографии. — направление, которое определяет-картографию как науку о познании геосистем и их компонентов с помощью карт, представляющих собой модели действительности.*.

Приразработке программы включались обязательные в изучении? материалы учебной программы-по курсу,"Социально-экономические карты" [Программа, 2002].

Структура! блока в целом соответствует структуре учебного пособия О. А. Евтеева «Проектирование и* составление социально-экономических карт» [Евтеев, 1999].

При разработке блока много внимания уделялось выбору примеров, наиболее ярко отображающих сущность представляемой темы. Большая часть графических материалов — это карты и схемы. Примеры заимствовались из учебных пособий, различных «бумажных» атласов и электронных карт, в т. ч. представленных в сети Интернет. Также в курс включены и специально подготовленные авторские разработки.

В блоке делается упор на комплексность представлениясоциальной информации: С помощью лекционного материала, специальных практических работ, обучающийся имеет возможность ознакомиться с сериями карт одной тематики, обеспечивающих взаимосвязанное отображение многообразных характеристик. Для этого используются комплексные «бумажные» атласы и их аналоги, представленные в сети Интернет. В качестве примера комплексного использования карт приводятся также и другие материалы.

Автором’предложен новый раздел — роль карт социальной. тематики при* территориальном планировании — как один из примеров активного использования методов картографии при проектировании городов, отдельных районов и территорий. На примере разработки проекта планировки^ обучающиеся знакомятся с содержанием серий специализированны* карт, особенностями компоновки карт, принципами оформления и специализированными' программными г средствами 'создания* крупномасштабных карт и схем. Эти карты, как своего рода системные собрания карт, комплексно передают различные показатели и характеристики.

В техническом плане курс разработан в системе дистанционного образования (СДО) «Модус» (на базе программы «Moodle») в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО). В основе программы — лежат языки программирования HTML и JavaScript. Расположение разделов компьютерного блока соответствует общепринятой форме оформления тематических блоков в СДО «Модус». Стартовая страница блока является страницей программы со ссылками на основные структурные части программы и на методические указания по работе с ним.

Более подробно рассмотрим реализацию блока «Социально-демографическое картографирование» в проекте «Информатизация системы образования», учитывая особенности СДО «Модус».

На рис. 4.1. показана стартовая страница компьютерного блока «Социально-демографическое картографирование». В центре страницы представлена структура самого блока. Представлены ресурсы и элементы курса: уроки, задания, глоссарий, тесты и т. д. В левых и правых полях представлена необходимая информация для курирующего процесс обучения преподавателя и обучающихся.

Рассмотрим более подробно структурное построение стартовой страницы блока.

Вход в структурные части тематического блока осуществляется с главной стартовой страницы. На ней в центре размещены: новостной форум, программа, методика работы с данным блоком, используемая литература, а также основные разделы блока.

Как уже отмечалось ранее, учебный блок «Социально-демографическое картографирование», состоит из трех составных частей: лекционного материала, проверочных работ, итогового контроля. Яндекс* Я,.

Найти] - Р *tf «(IR ФВРЙтГ^Почта — ^ О Мосиы Т*3 Дз| USD30 42 „EUR 42.30 „j-?j. р) РексиекфтмыесэЯты jj} Получить болы““ aow „jTn Курс Со1фмльно-демогр<�фмчес)сое up ^ j —? „П rtpe <�¦* Стремит“ боемсност*“ С"р"ис».

Социально-демографическое картографирование VS Соц дем.

Вы зашли под именем Вероника Кй слова (Эыход) ф i Переключиться к роли «[ Редакщзовать.

Люди Учзст""01.

Si [Заголовкитем Новостной форум.

Злеиекты курсе.

Поиск по форуиаи имежть Расширенньй поискф.

IУправление.

5 Редаетировать t Установки Назначить роли Группы 1 ф Резервное копирование Ijf Восстановить Имюрт Чктка I/J Отчеты Вопросы ?3, Шкалы f Файлы Оценки.

Исключить из Соц дем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Материалы дистанционного зондирования3 7 Картографические базы данньк | Тема Зсостокгю1 дока
  2. Для изучения материала темы 3 «Источники для составления социально-демографических карт» Вы доггкныеыпопшть следующие действия
  3. Изучить Урок 3 «Источники для составления социально-демографических карт». Он состоит из 7-ьм 1 текстовых блоков и 3-х вогросоа
  4. Добавитьтемудпяобсуудеиия^ | гI
  5. Нет тем для ©-Осуждения) ?.>, О Интернет 1 (репммл. ^ ^^^ Л- *<
  6. Рис. 4.2. Элемент компьютерного блока «Форум»
  7. В части «Лекционный материал» информация представлена в двух видах: в виде ресурса (1М) и в виде урока (&-ь).
  8. В ресурсе даются основные теоретические понятия, необходимые для освоения каждого раздела курса. Такой материал эквивалентен материалам учебника (при традиционном обучении). Ученик обязан его знать при изучении данного курса.
  9. В блоке «Социально-демографическое картографирование» представлено 10 уроков для наиболее сложных и важных тем, требующих более детального пояснения (см. табл. 4.1).
  10. WnJ VO-!"? ЭвоагаГЗп^Ц* ijii? «| Hocu"oaQi| USDI012 •"i-i I'-ii5"'-cc <4 p' ! t Получить бо/ч.»" до * *
  11. А1Ссц-д"д1рс"8.Сг?<�р'ык»ртсгтлфиц>ск)Га. О — СЗ fs — Crpwoe- Bmotwcct" — Ley"": — Oaj Социально-демографическое картографированиед (2 Перейти на.
  12. VS Соц дем >¦ Уроки Урок С. Способы картографического изображения1. Обновить Урон1. Редактировать страницу
  13. Урок 6. Способы картографического изображения ® 6.1. Способы картодиаграмм и картограмм"
  14. Типичными способами изображения на картах населения являются картограииы кяртоОиаграииы, псввдаизопинии с послойной окраской, качественный фон, способ знаков движения Для явлений, локатпсвамньа в пункта х 1сг, о. тн^,-дтся значковый способ.
  15. Способы картограммы и квртодилгрзииы являются наиболее ^статистическими" сгособами
  16. Q (b'irp'.tt i i Ju^'. рш" МИ. M
  17. Рис. 4.3. Элемент компьютерного блока «Урок»
  18. Кратко определим содержание каждого из уроков, представленного в курсе.
  19. Урок 2 (раздел 2) посвящен вопросам истории развития’отечественной- • социально-демографической картографии (с конца 17 В. до сегодняшних дней).
  20. Часть «Проверочные работы»
  21. Обязательной частью курса является, выполнение практических заданий. Задания*представлены в двух видах: — в тестовой форме- в виде творческого задания (практические задания).
  22. Вопросы, представленные в тестовой форме
  23. В блоке представлены две наиболее часто используемые формы тестовых заданий:• задание закрытого типа вопрос, к которому прилагается несколько вариантов ответа, среди которых необходимо выбрать один или несколько верных (см. рис. 4.4А).
  24. Все формы закрытых тестов оцениваются системой-автоматически. При. этом обучающийся видит сразу на экране свой результат.
  25. Рис. 4.4. Примеры тестовых задания в компьютерном блоке разныхтипов:
  26. А, Б, В. Задания закрытого типа- Г. Задание открытого типа
  27. После ознакомления с теоретическим материалом целых разделов, обучающийся должен закрепить пройденный материал, выполнив специально разработанные задания.
  28. На интернет-сайте блока для ДО представлены сами задания, ссылки на необходимые материалы, план и инструкция для выполнения задания.
  29. В блоке представлено три практические задания:
  30. Ш Задание № 1. Знакомство с особенностями содержания карт социальной тематики, представленных в сети Интернет-
  31. Ш Задание № 2. Анализ социально-демографической карты-
  32. Задание № 3. Сравнение содержания двух социально-демографических карт.
  33. В задании № 1 студенты знакомятся с, особенностями структуры интерактивного атласа, представленного в сети Интернет (см. рис. 4.5).
  34. Предлагается несколько вариантов этого задания.
  35. В качестве первого варианта выбран Интерактивный on-line атлас образовательных ресурсов России Симонов и др, 2000.
  36. Рис. 4.5. Интерактивный on-line атлас образовательных ресурсов России, Симонов и др, 2000.
  37. Второй вариант задания № 1 обучающиеся знакомятся с особенностями содержания карт социальной тематики в комплексных атласах, представленных в сети Интернет (Атлас Австралии, Канады, США, Швейцарии, Южной Австралии, Японии).
  38. Обучающиеся должны проанализировать структуру атласа, основныеразделы, касающиеся социальной тематики. Итогом должна быты составленна сводная таблица-описание атласа.
  39. Рис. 4.6. Карты, предлагаемые для задания№ 2, АтласХанты1. Мансийского АО, 2006.
  40. В задании? № 3 студенту, предлагается сравнить две: карты одной: тематики наюдну. и ту-жетерриторию, но составленные разными авторами-
  41. В- качестве- графических источников для проведения занятий* использовались карты из школьных атласов.
  42. Задания, предлагаемые в. части «Итоговый- контроль», может выполняться только после- изучения всего лекционного материала и сданных всех практических работ.
  43. Москвы и Подмосковья". На основе предложенной географической основы и цифровых табличных данных обучающийся должен разработать и составить карту (см. рис. 4.7).А
  44. Рис. 4.7. Пример выполнения итогового задания: А предлагаемая географическая основа- Б — разработанная карта на основе предложенныхданных
Заполнить форму текущей работой