Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инструментальная функция средств массовой информации в согласовании интересов и потребностей государства и общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Становление и развитие национальных государств позволило обществу делегировать ряд полномочий органам государственной власти, чтобы реализация информационных потребностей осуществлялась в соответствии с основными правами человека на свободу мысли, слова, информации и не противоречила интересам национальной безопасности. Государство, объективно являясь выразителем общенациональных интересов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Средства массовой информации в реализации интересов и потребностей государства и общества
    • 1. 1. Инструментальная функция средств массовой информации: понятие и свойства
      • 1. 2. 0. нтологический дуализм информационных интересов и потребностей в социально-информациологической теории
    • 1. 3. Социальный конфликт в информационно-политических отношениях государства и общества: признаки и характеристики
  • Глава 2. Инструментальность средств массовой информации как ресурс в согласовании интересов и потребностей государства и общества
    • 2. 1. Свойства инструментальной функции средств массовой информации в реализации запроса государства и общества в политической информации
      • 2. 2. 0. рганизационно-ценностная модель средств массовой информации: принципы функционирования

Инструментальная функция средств массовой информации в согласовании интересов и потребностей государства и общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Многократно усилившаяся скорость информационных обменов, обусловленная качественным скачком информационно-коммуникационных технологий, актуализирует базовую потребность человека — потребность в информации.

Одним из главных условий благополучия граждан, защиты их прав, успешной самореализации в постиндустриальном обществе является беспрепятственный доступ к информации и умение ориентироваться в многообразии информационных потоков.

Активизация информационных потребностей на определенном этапе развития человечества послужила основой для возникновения нового вида деятельности — информационной, компонентом которой являются средства массовой информации. Следовательно, исторически появление СМИ обусловлено необходимостью удовлетворения информационных потребностей общества.

Становление и развитие национальных государств позволило обществу делегировать ряд полномочий органам государственной власти, чтобы реализация информационных потребностей осуществлялась в соответствии с основными правами человека на свободу мысли, слова, информации и не противоречила интересам национальной безопасности. Государство, объективно являясь выразителем общенациональных интересов, в идеале способствует организации такого информационного пространства, при котором предполагается полноценное осуществление прав граждан на доступ к информации в соответствии с их потребностями. Социальное назначение СМИ заключается в выполнении ряда функций по адекватному информированию личности и общества с целью самосохранения и развития.

Однако в силу традиций развития российской государственности, особенностей менталитета граждан и общей незрелости гражданского общества средства массовой информации в России создавались под патронажем государства. Первая газета в Российской империи была основана по прямому указу Петра I, что предопределило неравномерное распределение рычагов влияния на средства массовой информации между государством и обществом. Таким образом, российское общество оказалось в положении объекта, получающего ту информацию, которая отвечала, прежде всего, интересам политической элиты.

Изначально средства массовой информации в системе социально-политических отношений рассматриваются как инструмент, с помощью которого государство как социальный субъект и производитель социально-политической информации вступает в информационные отношения с обществом и реализует делегированные полномочия путем информирования о событиях, явлениях и фактах, происходящих в политической сфере. В условиях развитого гражданского общества необходимость в делегировании подобных полномочий государству в прежних объемах сокращается. Различные общественные организации и объединения получают возможность самостоятельно контролировать и использовать инструментальные свойства СМИ для реализации собственных информационных интересов и потребностей.

В условиях нестабильного социально-политического развития России в конце прошлого века рычаги влияния на СМИ органами государственной власти были утрачены, вследствие чего СМИ оказались ангажированными отдельными социальными группами и финансово-промышленными объединениями. В результате общей неразвитости гражданского общества инструментальные свойства СМИ использовались для реализации информационных интересов отдельных социальных групп, что зачастую противоречило государственным и общественным интересам и создавало угрозу для национальной безопасности. В настоящее время многие социологические центры фиксируют низкий уровень доверия общества к СМИ. Более того, мы наблюдаем кризис доверия к информации социальнополитического характера, который возникает при высокой степени неудовлетворенности информационных потребностей общества.

Сложившаяся кризисная ситуация в отношениях государства и общества, обусловленная диспаритетным использованием СМИ, является критической и взрывоопасной, составляет реальную угрозу национальному самосознанию русского народа, его языку и культуре, национальным интересам России и духовному здоровью нации1.

В связи с этим встает вопрос о гармонизации модели взаимоотношений государства и общества в части использования основных инструментальных свойств СМИ для взаимного согласования интересов и потребностей в информации.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:

1. Необходимостью теоретико-методологического обоснования специфических, инструментальных свойств СМИ, используемых для реализации и согласования интересов и потребностей государства и общества.

2. Потребностью научного обоснования разработки и дальнейшего совершенствования модели взаимоотношений государства и общества в части использования основных инструментальных свойств СМИ для взаимного согласования интересов и потребностей в информации.

Степень научной разработанности темы. Многообразие функциональных свойств средств массовой информации в отечественной науке представлено в работах Я. Н. Засурского, Е. П. Прохорова, С. Г. Корконосенко, Т. В. Науменко, И.Д. Фомичевой2 и др. Однако описанные этими исследователями функции формируют в общественном сознании образ средств массовой информации как «четвертой власти», не представлена их инструментальная сущность.

1 Доктрина информационной безопасности // Российская газета. 28 сентября 2000 г.

2 Засурский Я. Н. Система СМИ России. Аспект Пресс. М., 2001; Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2001; Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. М., 1993; Науменко Т. В. Функция журналистики и функции СМИ // CREDO. 2000. № 20- Фомичева И. Д. Журналистика и общественное мнение // Основные понятия теории журналистики. М., 1993.

Специфика информационно-психологических характеристик инструментального процесса представлена в работах П. Рабарделя, Д. Вига1. Однако данные их исследований не применялись для изучения сущности СМИ как инструмента реализации информационных потребностей общества.

Понятие информационной потребности представлено в ряде публикаций отечественных и зарубежных авторов, работающих в самых разных областях науки: в политологии, политической, когнитивной психологии, социологии и социальной психологии, в теории журналистики и медиапсихологии, социальной информациологии. Сущность информационных потребностей изложена в работах Р. С. Гиляревского,.

B.А. Маркусова, С. Д. Коготкова, М. С. Миримановой, и др.2.

В работах М. К. Горшкова, И. М. Дзялошинского, Н. Г. Игнатова,.

C.И. Моткова, Ю. А. Левады, Е. В. Суслова, О. Ф. Шаброва, А.В. Шевченко3 представлены основные политологические подходы к определению СМИ как инструмента в социально-политической системе общества, исследована взаимосвязь социально-политических норм, традиций СМИ, влияние на общественные отношения.

Место и роль средств массовой информации как важнейшего инструмента формирования общественного сознания, обязательного компонента в технологии реализации властных функций освещены в трудах Ю. П. Буданцева, И. Н. Засурского, Я. В. Любивого, Г. Г. Почепцова, М. В. Шкондина и др.4.

1 Рабардель П. Люди и технологии (когнитивный подход к анализу современных инструментов). Институт психологии РАН. М., 1999; Виг Д. Н. Технология, философия и политика // Технология и политика. ДахамЛондон, 1988.

2 Гиляревский Р. С., Маркусова В. А. Коготков С.Д. Формирование информационных потребностей // НТИ. 1993; Мириманова М. С. Информационные потребности как психологическая проблема// НТИ. Организация и методика информационной работы. 1987.

3 Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации. М., 2000; Дзялошинский И. М. СМИ и органы местного самоуправления. Взаимодействие во имя информационной открытости власти. М., 2002; Левада Ю. А. Пресса в обществе. М., 2000; Игнатов Н. Г., Мотков С. И. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения. М., 1997; Суслов Е. В. Инструментальная роль СМИ в формировании гражданского общества. Йошкар-Ола, 2002; Шабров О. Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. М., 1997; Шевченко А. В. Информационная устойчивость политической системы. М., 2004.

4 Буданцев Ю. П. Системность в изучении массовых информационных процессов. М., 1986; Буданцев Ю. П. Социология массовых коммуникаций. М., 1995; Засурский И. Н. Масс-медиа второй республики. М., 1999; Засурский И. Н. Реконструкция России (Масс-медиа и политика в 90-е). М., 2001 и др.

В политической конфликтологии описываются различные модели взаимодействия государства и общества на основе диспаритетного разделения рычагов властного воздействия. В работе использованы подходы к определению конфликтов Р. Дарендорфа, JI. Козера1, а также работы А. Я. Анцупова, A. JL Шипилова Г. А. Авциновой, В. А. Полторака и др.2.

Проблема государственного воздействия на массовое сознание долгое время разрабатывалась в рамках различных теорий. Собственно понятие государственной информационной политики и модели информационного взаимодействия государства и общества появились в отечественных научных дискуссиях в последние десятилетия прошлого века.

Первоначально государственную информационную политику рассматривали преимущественно как политику в отношении журналистов и журналистики в целом. Однако впоследствии данная тема стала раскрываться в работах отечественных ученых более многогранно и многоаспектно. В этой л теме выделяются работы Т. Г. Богатыревой, И. С. Мелюхина, Ю. А. Нисневич и др.

Социально-гуманитарная составляющая государственной информационной политики разрабатывается на кафедре информационной политики РАГС и представлена трудами В. Д. Попова, Т. Г. Добросклонской, К. В. Маркелова, С. В. Коновченко, В. В. Воробьева, Н.П. Араповой4.

1 Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. 1994. № 5- Козер Л. А. Функции социального конфликта. M., 2000.

2 Анцупов А. Я, Шипилов А. Л. Конфликтология. М., 1999; Авцинова Г. И. Цивилизационный ракурс анализа конфликтов и кризисов в контексте информационной безопасности российского общества. М., 1999; Полторак В. А. Социология труда и управления. Конспект курса лекций. М., 1997.

3 Богатырева Т. Г. Глобализация и императивы культурной политики России // Государственная служба. М., 2002; Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. M., 1999; Ниснеич Ю. А. Информация и власть. М., 2000.

4 Попов В. Д. Информациология и информационная политика. М., 2001; Попов В. Д. Социальная информациология — наука XXI века: проблемы и перспективы развития. М., 2004; Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов. М., 2005; Маркелов K.B. Информационная политика и общественный идеал. М., 2006; Воробьев B.B. Менеджмент в социальной информациологии. М., 2005; Коновченко C.B., Киселев А. Г. Информационная политика в России. М., 2004; Арапова Н. П. Социально-информациологический подход в теории информационных войн. Автореферат дис. канд полит, наук. М., 2003.

В работах кафедры особый акцент сделан на том, что эффективность государственной информационной политики определяется ее соответствием информационным потребностям общества.

Таким образом, анализ научной литературы показал, что инструментальные свойства СМИ недостаточно изучены. Не раскрыта теоретико-методологическая сущность инструментальной функции СМИ, не выявлена роль данной функции в структуре функциональных свойств СМИ. Исходя из фрагментарной разработанности поставленной проблемы были сформированы цель и задачи данного диссертационного исследования.

Цель работы — выявить основные свойства и роль инструментальной функции СМИ в согласовании информационных интересов и потребностей государства и общества.

Цель определяет задачи исследования:

— ввести понятие «инструментальная функция» средств массовой информации и определить ее место в системе функциональных свойств СМИ;

— раскрыть сущностные свойства инструментальной функции СМИ как средства реализации информационных интересов и потребностей государства и общества;

— проанализировать основные социально-психологические подходы к раскрытию понятий «информационная потребность» и «информационный интерес» и разработать алгоритм реализации информационной потребности посредством применения инструментальной функции СМИ на базе социально-информациологического подхода;

— выявить сущность конфликта государства и общества по поводу применения инструментальной функции в реализации информационных интересов и потребностей;

— на основании данных социологического исследования выявить ведущие тенденции во взаимоотношениях государства и общества по поводу применения инструментальной функцией СМИ для создания организационно-ценностной модели;

— предложить рекомендации по формированию организационно-ценностной модели взаимодействия государства и общества в сфере использования инструментальной функции СМИ, способствующей согласованию их интересов и потребностей.

Объектом исследования является процесс реализации и согласования интересов и потребностей государства и общества при осуществлении государственной информационной политики.

Предмет исследования — системно-функциональные свойства СМИ как инструмента согласования потребностей государства и общества.

Теоретическую базу исследования составляют принципы целостности, объективности и конкретности рассмотрения научной проблемы. Теоретическая база опирается на комплексный междисциплинарный подход, охватывающий теории управления, деятельности, потребностей, рассматриваемых в политологии, социологии, политической конфликтологии, социальной психологии, журналистике, социальной информациологии. Значительное место в исследовании занимают положения эргономической теории.

Методологическую базу исследования составляет системный подход, применяемый для изучения процессов и явлений общественной жизни. Инструментальная функция средств массовой информации исследовалась с позиции системно-функционального подхода, что позволило выделить поле взаимодействия СМИ — государство — общество. В качестве специального подхода при исследовании информационных потребностей и рассмотрения сущности информационного конфликта между государством и обществом был использован социалъно-информациологический подход. Он позволяет рассматривать возможности удовлетворения информационной потребности на основе сущностных характеристик информации в синтезе биологической, социальной, психологической, культурной составляющих. Также использовались методы научного обобщения, сравнительно-исторический и политологический анализ.

Эмпирическая база исследования. В работе использовались материалы, полученные автором в результате проведения социологического исследования: данные качественного социологического исследования печатных СМИ и телевизионных программ, проведенного автором лично: контент-анализ информационных блоков печатных СМИ — «Независимая газета» (2002 — 2005 гг.) — «Российская газета» (2002 — 2004 гг.) — газета «Московский комсомолец» (2002 — 2005 гг.) — электронных СМИ (телевидение) — Первого канала, РТР, ТВЦ, НТВ за период с 2003 — 2005гг.1.

Для оценки ценностных ориентаций, социально-психологических установок в российском обществе в отношении деятельности СМИ использованы материалы мониторинговых исследований, проведенных ведущими исследовательскими центрами — Фондом «Общественного мнения» (ФОМ) в 2001 — 2004 гг., Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) с 1997 — 2005 гг., Независимого исследовательского центра РОМИР.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Обозначенные в диссертационном исследовании принципы, подходы, модель взаимодействия государства-общества-СМИ составляют основу для выработки информационной политики государственных структур, общественных организаций, отдельных средств массовой информации. Предложенная автором модель позволит практически реализовать возможности социально-технологического инструментария современных СМИ, повысить их эффективность, что будет способствовать оптимизации государственной информационной политики.

1 В ходе мониторинга этих каналов за единицу анализа были приняты программы и публикации (в отношении печатных СМИ), имеющие информационный характер и содержащие политическую информацию.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов прикладной политологии, журналистики, социологии, социальной психологии и социальной информациологии, для обучения руководителей разного уровня, подготовки специалистов в государственной информационной сфере.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений, содержит ряд схем и рисунков.

Выводы по главе 2. «Инструментальность средств массовой информации как ресурс в согласовании интересов и потребностей государства и общества».

1. Проведенный сравнительный анализ печатных и электронных СМИ за период 2002 — 2005 гг. позволяет сделать вывод о том, что СМИ не реализуют в полной мере информативную функцию, связанную с распространением политической информации. Однако в полной мере реализуется рекреативная функция, поскольку большинство программ носит развлекательный характер.

2. Отмечено, что усиление информационного потока политического характера происходит, как правило, в течение политических кампаний разного уровня и характера, и, прежде всего в течение избирательных политических кампаний. В такой ситуации чрезвычайно возрастает роль средств массовой информации в целом как одного из основных инструментов доведения образов конкурирующих политических субъектов до избирателя.

3. В обществе существует минимум три подхода к оценке деятельности СМИ. Первый подход — введение цензуры, направление деятельности СМИ «в правильное русло в рамках управляемой демократии», второй — отстаивание свободы прессы, «не смотри, не читай то, что тебе не хочется», третий — рынок направит СМИ в нужное русло, «люди будут платить за информацию, которая им необходима».

Автором настоящего исследование предложена организационно-ценностная модель функционирования СМИ, в основе которой лежит принцип согласования интересов и потребностей государства и общества.

4. В вопросе взаимодействия государства и общества с позиции организационно-ценностной модели в основе функционирования средств массовой информации лежат следующие принципы: принцип толерантности информационного взаимодействиипринцип адекватности реальной и журналистской картин мирапринцип ментальной идентичностипринцип политической социализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование СМИ как инструмента управления информационными процессами, воздействия на массовое сознание и психику социума, формирования сознания людей, выработки их идеологических, политических, экономических, эстетических представлений и установок, актуальных с точки зрения субъектов, позволяет говорить о существовании инструментальной функции СМИ. Данное утверждение предполагает определение роли СМИ в процессе реализации и согласования интересов и потребностей государства и общества.

Целью данного исследования является выявление основных свойств и роли инструментальной функции СМИ в согласовании информационных интересов и потребностей государства и общества. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие теоретические положения:

1. Теоретическое обоснование наличия инструментальной функции у средств массовой информации, которая представляет собой идеальную модель информационного обмена, охватывающего комплекс эргономических свойств системы «субъект-инструмент-объект, соответствующих целям субъекта.

2. Реализация информационных интересов и потребностей зависит от степени контроля над инструментальной функцией СМИ в системе взаимодействия государства и общества.

3. Сегодня мы наблюдаем реализацию информационных потребностей лишь ограниченной части общества. Существует барьер между обществом и государством, вследствие деформации и искажения информации, в том числе и политической, ради защиты групповых, корпоративных интересов меньшинства, контролирующих СМИ. Наблюдается падение уровня доверия общества и к средствам массовой информации, и к государству в целом, что ведет к разрушению всей политической системы.

4. Диспаритетное использование инструментальной функции СМИ государством или другими субъектами социально-политических отношений обусловливает эскалацию информационного конфликта между государством и обществом, что способствует социальной и политической нестабильности.

Логико-методологическая совокупность доказательств выдвинутых теоретических положений позволила получить следующие результаты:

1. Разработано определение инструментальной функции СМИ и обоснованы ее основные свойства: управляемость, встраиваемость, наблюдаемость, используемость.

2. Разработан алгоритм цикличной реализации информационной потребности: материальная и (или) духовная деятельность — информационная потребность — информационный интерес — информационная деятельность — материальная и (или) духовная деятельность.

3. Показано, что диспаритетное использование инструментальной функции СМИ государством или другими субъектами социально-политических отношений обусловливает эскалацию информационного конфликта между государством и обществом, что способствует социальной и политической нестабильности.

4. Определено, что результативность государственной информационной политики зависит от полной реализации инструментальной функции СМИ в согласования интересов и потребностей государства и общества.

5. Разработана и описана организационно-ценностная модель взаимодействия государства и общества в области применения инструментальной функции средств массовой информации, способствующая укреплению государственно-общественных связей.

Проведенное исследование подтверждает необходимость коррекции как государственной информационной политики, так информационной политики отдельных СМИ.

Актуальным направлением представляется дальнейшая теоретико-методологическая разработка инструментальной функции СМИ и ее основных свойств для совершенствования организационно-ценностной модели, что позволит практически реализовать возможности паритетного управления информационными процессами между государством и обществом, будет способствовать оптимизации государственной информационной политики в целях защиты и реализации национальных и общественных интересов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные и документальные материалы
  2. Конституция Российской федерации. М.: ИНФАРМ-НОРМА, 1996.
  3. Доктрина информационной безопасности РФ // Российская газета. 28.09.2000.
  4. Доктрина информациологического развития человечества в XXI веке: Одобрена и принята на ВИФ-200 24.11.2000 г. под эгидой ООН и Всемир. Информациол. Парламента. М. Нью-Йорк: Информациология, 2001.
  5. Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. N 2124−1 «О средствах массовой информации» (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г.).1. Монографии, учебники, учебные пособия:
  6. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  7. Г. И. Цивилизационный ракурс анализа конфликтов и кризисов в контексте информационной безопасности российского общества. М., 1999.
  8. С.И. Логика информационно-политического пространства / В сб. «Государственная информационная политика: концепции и перспективы». М., 2001.
  9. Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. М., Аспект Пресс, 2001.
  10. М.Г., Комаровский B.C., Тимофеева А. Н. Актуальные проблемы политики и политологии в России. М., РАГС, 1999.
  11. Анцупов А. Я, Шипилов А. Л. Конфликтология. М., 1999.
  12. Н.П. Социально-информациологический подход в теории информационных войн. М., РАГС, 2003.
  13. В.Г. Социальная информация. М., Наука, 1994.
  14. И.Л. О праве на информацию в Российской Федерации. М., 1997.
  15. Д. Грядущее индустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
  16. Берталанфи фон JI. Общая теория систем — критический обзор // Исследование общей теории систем. М., Прогресс, 1969.
  17. Т.Г. Глобализация и императивы культурной политики России // Государственная служба. М., 2002.
  18. JI. Опыт теории потребностей. М., 1921.
  19. Н.А. Информационная война и безопасность. М., Вита-Пресс, 2001.
  20. Ю.П. Социология массовых коммуникаций. М., 1995.
  21. М. Избранные произведения / Пер. с нем. М., 1990.
  22. М. Политика как призвание или профессия. Избр. произв. М., 1990.
  23. Виг Д. Н. Технология, философия и политика // Технология и политика. Дахам Лондон, 1988.
  24. Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
  25. В. Мораль и социальная психика. М., 1978.
  26. В.В. Менеджмент в социальной информациологии. М., 2005.
  27. И.Ю. Манипулирование как способ разложения и деформации общественного сознания российского общества // Государственная информационная политика: проблемы и технологии: Сб. статей. М., РАГС, 2003.
  28. М.К. Трансформация ценностного сознания россиян // Массовая коммуникация в современной России. Сб. научных статей / Под общ. ред. В. Д. Попова. М., РАГС, 2003.
  29. М.Н. Политические коммуникации: базовые модели. М., 2002.
  30. Э. Беседы о масс-медиа. М., Вагриус, 1997.
  31. И.М. СМИ и органы местного самоуправления. Взаимодействие во имя информационной открытости власти. М., 2002.
  32. Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. М., 2005.
  33. Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2004.
  34. И.Н. Масс-медиа второй республики. М., 1999.
  35. И.Н. Реконструкция России (масс-медиа и политика в 90-е). М., 2001.
  36. Я.Н. Система СМИ России. М., Аспект- Пресс, 2001.
  37. JI.M. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.
  38. Н.Г., Мотков С. И. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения. М., 1997.
  39. Идеология и практика информационной политики в современном российском обществе / Под общ. Ред. С. Г. Маслюка. М., 2004.
  40. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., Питер, 2004.
  41. Информационная политика / Под общ. ред. В. Д. Попова. М., 2003.
  42. Информационное общество в России: проблемы становления: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Ручкина Г. Ф. и др. М., Эслан, 2003.
  43. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И. С. Мелюхин. М., МГУ, 1999.
  44. Информационное общество: экономика, власть, культура: хрестоматия: в 2 т. / Сост. В. И. Игнатьев, Е. А. Салихова. Новосибирск, НГТУ, 2004.
  45. С.Б. Акмеологическая теория потребностей: Монография. Тамбов, 2004.
  46. М. Информационная эпоха. Экономика, общество, культура. М., 2000.
  47. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М., 1968.
  48. JI.A. Функции социального конфликта. М., 2000.
  49. С.В., Киселев А. Г. Информационная политика в России. М., 2004.
  50. Концепция государственной информационной политики: Проект./ Коллектив авторов. М., 1998.
  51. В.А. Информационное право: Учебник. М., Юристъ, 2002.
  52. С. Г. Основы теории журналистики. М., 1993.
  53. И.Г. Эволюция субъекта в технологическую эпоху. М., ИПК госслужбы, 1999.
  54. О.В. Социология общественного мнения.-Новосибирск, 1996.
  55. Ю.А. Пресса в обществе. М., 2000.
  56. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  57. Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев, 1993.
  58. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.
  59. А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М., МИФИ, 2003.
  60. В.Д. Кризис рационализма в системе журналистского познания реальности. М., 2004.
  61. К.В. Психология информационной деятельности- / В сб. Массовые информационные процессы в современной России. М., 2002.
  62. К.В. Информационная политика и общественный идеал. М., 2006.
  63. А. Мотивация и личность. М., 1998.
  64. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.
  65. Д. Беседы о масс-медиа. М., Вагриус, 1997.
  66. В.А. Социология общественного мнения. Тверь: Тверской государственный университет, 2005.
  67. B.C. Теория систем. М., 1999.
  68. Т.В. Теория и практика научно-технической информации. Информационные потребности. Учебное пособие. М., МГИАИ, 1985.
  69. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., Едиториал УРСС, 2001.
  70. М.Ф. Заложники времени. М., 1993.
  71. Ю.А. Информация и власть. М., Мысль, 2000.
  72. А.С. Политология: западная и восточная традиция. М., Университет, 2000.
  73. А.С. Философия политики. М., 2000.
  74. . Г. Журналистика как отрасль духовного производства. В сб. Основные понятия теории журналистики. М., 1993.
  75. Политология. Учебник для вузов. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М., НОРМА-ИНФРА, 1999.
  76. Политология: энциклопедический словарь. СПб., 2005.
  77. В.А. Социология труда и управления. Конспект курса лекций. М., 1997.
  78. Попов В. Д, Тавокин Е. П., Шевченко А. В. Информационное пространство современной России: состояние, факторы, формирования, перспективы. Массовая коммуникация в современной России. Сб. научных статей / под общ. ред. В. Д. Попова. М., РАГС, 2003.
  79. В.Д. Информациология и информационная политика. М., 2001.
  80. В.Д. Тайны информационной политики. М., 2004.
  81. В.Д. Журналистика как наука. М., 2004.
  82. В.Д. Социальная информациология наука XXI века: проблемы и перспективы развития. М., 2004.
  83. Г. Г. Коммуникативные технологии XX века. М., 2000.
  84. В.В. Власть и свобода журналистики. М., Флинта: Наука, 2005.
  85. Е.П. Введение в теорию журналистики. М., Издательство Московского университета, 2005.
  86. П. Люди и технологии (когнитивный подход к анализу современных инструментов). М., Институт психологии РАН, 1999.
  87. М.А. Информационная безопасность социального развития. М., 2006.
  88. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов. СПб., Питер, 2004.
  89. Российская идентичность в условиях трансформации. Опыт социологического анализа / отв. редактор М. К. Горшков, Н. Е. Тихонов. М., Наука, 2005.
  90. В.В. Информация и коммуникация в системе государственной службы (социально-информациологический анализ): монография- РАГС при Президенте РФ, кафедра информационной политики. Саратов, 2005.
  91. О.Н. Политический процесс в современной России. М., Велби: Проспект, 2006.
  92. А.В. Информационные потребности и информационный подход к потребителям / Соколов А. В. // Теория и практика формирования и использования информационных ресурсов: Материалы семинара. М., 1989.
  93. А.В. Коммуникационные потребности: Учеб. пособие для бакалавров образования. Краснодар, 1996.
  94. А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2001.
  95. Социологический словарь. Составители Елсуков А. Н., Шульга К. В. Минск, Университетское, 1991.
  96. К. Теория СМИ после падения коммунизма в Европе // Материалы семинаров российско-скандинавского курса NorFA. СПб, 2000.
  97. Е.В. Инструментальная роль СМИ в формировании гражданского общества. Йошкар-Ола, 2002.
  98. . А.П. Информация и человек. М., 1980.
  99. Е.П. Массовая коммуникация в современной России. Сборник научных статей / Под общ. ред. В. Д. Попова. М., РАГС, 2003.
  100. Е.П. Системные основы информационной политики / В сб. Массовые информационные процессы в современной России. М., 2002.
  101. Е.П. Социальная статистика. Учебное пособие. М., РАГС, 2001.
  102. Л.Н. Власть и оппозиция: взаимодействие, взаимоограничение, взаимоконтроль, коммуникация. М., 2004.
  103. Д.Н. Психологические исследования. М., 1969.
  104. Ф. Теории информационного общества. М., Аспект Пресс, 2004.
  105. А.П. Феномен сознания в контексте социального психоанализа. М., 1997.
  106. Т.Е. Теория информационных потребностей и практика их удовлетворения в сфере исследований культуры // Информация и научные исследования культуры: Сб. науч. тр. / АН СССР, НИИ культуры. М., 1988.
  107. Л.Н. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 1993.
  108. И.Д. Журналистика и общественное мнение // Основные понятия теории журналистики. М., 1993.
  109. О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. М., ИНТЕЛЛЕКТ, 1997.
  110. А.В. Информационная устойчивость политической системы. М., 2004.
  111. А.В. Психологические аспекты процессов формирования государственной информационной политики. Ставрополь, 1999.
  112. А.В. Соотношение категории «факт» и «смысл» в социальной информациологии/ Под ред. B.JT. Романова. М., 2004.
  113. М.В. СМИ: системные характеристики. М., 1995.
  114. Г. И. Информация и познавательные потребности. Минск, БГУ, 1983.1. Периодические издания:
  115. В.Г., Урсул А. Д. Социальная информация // Вопросы философии, № 10, 1974.
  116. Э.С. Об информационных потребностях и качественном преобразовании информации // НТИ, № 6, 1967.
  117. Л.И. К изучению исходных понятий теории информационных потребностей / Л. И. Блюменау // НТИ, № 2, 1986.
  118. Р.С., Маркусова В. А., Черный А. И. Научные коммуникации и проблема информационной потребности // НТИ, сер. 1, № 9, 1993.
  119. Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. 1994. № 5.
  120. И.М. Информационное пространство России: политическая метаформа или научное понятие // Право знать, июль-август, 2001.
  121. С.Д. Некоторые вопросы теории информационных потребностей // НТИ, сер. 1, № 2, 1979.
  122. Россия и Европа: информационное сотрудничество в условиях глобализации, Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, № 11(231), 2004.
  123. М.С. Информационные потребности как психологическая проблема // НТИ, сер. 1. Организация и методика информационной работы, № 4,1987.
  124. Ю.Моисеев Н. Н. Информационное общество: возможности и реальность // Политические исследования, № 3, 1993.
  125. И.Науменко Т. В. Функция журналистики и функции CMH//CREDO, № 20,2000.
  126. В.А. К определению понятия «информация». Научно-техническая информация, № 9, 1963.
  127. Д.Е. К вопросу о критерии информационных потребностей // НТИ, сер. 1, № 5, 1968.109
Заполнить форму текущей работой