Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование экологической компетентности студентов в системе дополнительной квалификации «преподаватель»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следствием недостаточной научно-теоретической разработанности проблемы, является ряд противоречий: между потребностью общества в экологически компетентных гражданах, способных к эффективной природоохранной деятельности, и системой образования, не обеспечивающей в полной мере объективные потребностимежду процессом профессиональной подготовки, ориентированной преимущественно на прагматические… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
    • 1. 1. Современное состояние проблемы непрерывного экологического образования и воспитания
    • 1. 2. Сущность, структура понятия «экологическая компетентность» как составной части понятия «профессиональная компетентность педагога»
    • 1. 3. Экологическая подготовка как средство формирования экологической компетентности
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
    • 2. 1. Анализ опыта организации процесса экологической компетентности студентов вуза
    • 2. 2. Технология формирования и развития экологической компетентности будущего педагога
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы

Формирование экологической компетентности студентов в системе дополнительной квалификации «преподаватель» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в культурном авангарде общества сложилось убеждение в приоритетной роли экологического образования в формировании нравственного отношения к природе для предотвращения ее дальнейшей деградации. Деятельность, ориентированная на удовлетворение сиюминутных потребностей, нередко наносит непоправимый вред состоянию биосферы, что ведет к ухудшению здоровья, повышению детской смертности, сокращению продолжительности жизни людей.

Формирование ответственного отношения людей к окружающей среде предполагает соблюдение правовых и морально — этических принципов природопользования, активную экологическою деятельность в своем регионе.

Одна из главных задач образования — воспитание экологической грамотности, а затем — экологической компетентности, культуры личности и общества.

Стратегия реализации данной задачи требует определения перспективной линии развития непрерывного экологического образования личности. Основными его компонентами являются: обогащение положительного научного и практического опыта взаимодействия человека и социальной сферы — формирование ответственного отношения личности, общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностямутверждение приоритета всех форм жизни как условия существования человекаобеспечение развития человека, его склонностей, творческих способностей, благополучия его здоровья в условиях оптимизации системы «природа — человек».

Правовой основой проектирования, организации экологического образования являются: Законы РФ «Об охране окружающей среды», «Об образовании», ряд Постановлений правительства РФ, региональных органов управления.

Уникальное географическое положение Ставропольского края, расположенность в пределах Кавказского перешейка, геологические, рельефные и природно — климатические особенностиразнообразие почв, многообразие животного мира и растительностиприродных ресурсовбогатейшая история, быт и культураналичие особо охраняемого экологического курортного комплекса, археологических и курортных памятников, — служит объективной прочной основой для реализации в образовательном процессе основных установок непрерывного экологического образования, становления самосознания подрастающего поколения.

В этой связи в Ставропольском крае принята краевая программа непрерывного экологического образования, позволяющая увидеть перспективы развития единой эколого — педагогической системы в регионе с учетом особенностей Ставропольского края: природных, этических, социально — экологических, культурных, демографических.

Однако данная программа рассчитана на развитие экологической культуры учащихся и педагогов в системе общего среднего образования. В региональной системе высшего образования такой программы не существует, в результате отсутствуют условия для реализации принципа непрерывного экологического образования. В результате складывается ситуация, когда в средней школе учащиеся овладевают лишь экологической грамотностью, основами экологической культуры, но не экологической компетентностью, культурой, что возможно осуществить лишь в системе высшего образования.

Анализ образовательных программ, программ воспитательной работы в вузах Ставропольского региона показал, что цели и задачи формирования экологической компетентности представлены слабо, недостаточно системно, что является серьезным недостатком в реализации тех задач, которые определены в правовых документах.

Одной из причин имеющихся просчетов в организации экологического воспитания в вузе является недостаточная теоретическая разработанность путей и способов проектирования процесса формирования экологической компетентности студентов, получающих дополнительную квалификацию «преподаватель» на базе специальности.

Формирование экологической культуры личности, ее экологического сознания и поведения возможно при осуществлении непрерывного экологического образования на всех его ступенях. При этом необходимым условием является сочетание теоретической подготовки с активной практической деятельностью в области охраны окружающей среды.

Наиболее полные и глубокие знания об экологических процессах должна дать соответствующая система образования на основе единой программы, предусматривающей ступенчатое усвоение социальных компетенций, усваиваемых подрастающим поколением.

Актуальность модернизации экологического образования и воспитания подтверждается тем обстоятельством, что проблема эта стала объектом внимания ученых самых разных сфер науки: педагогов, философов, социологов. На социально-педагогическом уровне методологического знания указанная проблема нашла отражение в исследованиях Г. С. Батищева, Ю. К. Бабанского, Н. Ф. Виноградовой, Т. В. Кучер, Б. Т. Лихачева и других ученых. Вопросы организации и управления образовательным, процессом в высшей школе рассматриваются в работах Е. В. Бондаревской, В. А. Сластенина, В. В. Серикова, Ю. П. Ветрова, В. Н. Тарасюк, И. Б. Котовой, Г. М. Гогиберидзе и др. Социальные аспекты воспитания в вузе нашли отражение в трудах' А. В. Беляева, В. К. Шаповалова, Е. Н. Шиянова.

Вопросы систематизации целей, задач, принципов экологического образования и воспитания, типологизации комплекса научных подходов к построению системы содержания экологического образования и воспитания как одной из составляющей общего образования, определение условий его реализации и путей развития в практике школы и вуза рассматривается в трудах А. Н. Захлебного, J1.B. Ребровой. Разработка экологического аспекта школьного и вузовского образования, характеристика становления и развития экологической культуры учащихся на всех этапах образования, описание видов экологической деятельности осуществлена В. И. Горовой, И. Д. Зверевым, И. Т. Суравегиной, В. Н. Максимовой, А. Н. Мягковой.

Особенности отражения связей с природой в сознании учащихся, анализ содержания, форм и методов организации экологической деятельности, тенденции развития личности во взаимодействии с природой представлены в трудах В. Д. Иванова, А. П. Сидельковского, И. З. Сковородкиной, Б. П. Шумана.

Методические условия развития системы экологического образования определены в работах И. Т. Суравегиной, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева.

Вопросы подготовки учителя к экологическому воспитанию молодежи рассматриваются в исследованиях С. Н. Глазачева, А. А. Иноземцева, В. Н. Корниловой, В. К. Луканкиной, А. П. Сидельковского, С. С. Соловьева, Е. С. Сластениной и др.

Однако, несмотря на значительное количество публикаций, в педагогической науке остаются еще не изученными сущность, структура понятия «экологическая компетентность», параметрические характеристики экологической деятельности. Научного решения требуют такие стороны проблемы, как механизм развертывания процесса формирования и развития экологической компетентности у специалистов, определение содержания, форм, методов и средств, обеспечивающих эффективное формирование и развитие экологической компетентности у студентов, получающих дополнительную квалификацию преподаватель, в процессе профессиональной подготовки.

Следствием недостаточной научно-теоретической разработанности проблемы, является ряд противоречий: между потребностью общества в экологически компетентных гражданах, способных к эффективной природоохранной деятельности, и системой образования, не обеспечивающей в полной мере объективные потребностимежду процессом профессиональной подготовки, ориентированной преимущественно на прагматические ценности, и процессом воспитания экологически компетентного гражданинамежду ценностным содержанием экологического образования и формами, условиями включения учащихся в практическую деятельность, направленную на реализацию этих ценностеймежду потенциальными возможностями содержания социально-экономических и гуманитарных дисциплин в области экологического воспитания и уровнем готовности преподавателей к оптимальному использованию этих возможностей в процессе профессиональной подготовки преподавателя на базе специальностимежду уровнем развития достижений педагогической науки в области формирования экологической культуры и степенью востребованности этих достижений в практической деятельности профессиональных сообществ.

Недостаточность имеющихся в науке и практике ответов на затруднения, возникающие при разрешении указанных противоречий, позволили определить проблему исследования: каким образом следует оптимизировать процесс профессиональной подготовки преподавателей на базе специальности, что обеспечит высокий уровень овладения ими экологическими компетенциями?

Решение указанной проблемы составило цель исследования.

Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов в системе дополнительной квалификации «преподаватель».

Предмет исследования: содержание и организация процесса формирования экологической компетентности студентов в системе дополнительной квалификации «преподаватель».

Гипотеза исследования. Процесс формирования экологической компетентности выпускников в системе дополнительной квалификаций «преподаватель» будет более успешным, если: отбор содержания и организация этого процесса осуществляются в контексте будущей профессиональной деятельности специалиста с учетом региональных особенностейразработана структурно-функциональная модель экологической подготовки преподавателя на базе специальности, основанная на содержательном и структурном единстве ее составляющихобоснованы критерии и уровни сформированности экологической компетентности выпускников, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель», определены этапы ее формирования, выделен комплекс ведущих средств на каждом из нихвыявлены и обоснованы условия, факторы, определяющие эффективность процесса формирования экологической компетентности специалистов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель».

Задачи исследования.

1. Проанализировать современное состояние проблемы совершенствование экологического образования и воспитания учащихся, систематизировать научные подходы к ее решению.

2. Конкретизировать сущность, структуру содержания понятия «экологическая компетентность».

3. Разработать и обосновать структурно-функциональную модель экологической подготовки студентов, в основу проектирования которой положен принцип соответствия содержания и организационной структуры.

4. Определить критерии сформированности экологической компетентности будущих педагогов на базе специальности и основные этапы ее формирования в процессе профессиональной подготовки в условиях вуза.

5. Определить условия повышения эффективности процесса формирования экологической компетентности выпускников, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель».

Методологическую основу составляют: аксиологический подход, е рамках которого человек рассматривается как высшая ценность и цель общественного развития. Комплекс философских, естественнонаучных, психолого-педагогических концепций взаимодействия общества и природыфилософская трактовка всеобщей связи и взаимообусловленности, а также целостности явлений реального мираположения о социальной, деятельностной и творческой сущности личности и многофакторном характере ее развитияединстве общественного и индивидуального, биологического и социальногопринципы взаимосвязи теории и практики, единства создания и деятельностифундаментальные основы развития образования, концептуальные основы перестройке отечественной образовательной системы.

Теоретической основой исследования явились идеи системного (В.Г. Афанасьев, B.C. Ильин, В. В. Краевский, В. И. Юдин и др.), деятельностного (И.А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. В. Рубинштейн, А. В. Петровский и др.), личностного (B.C. Ильин, В. А. Сластенин и др.), акмеологического (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина и др.), технологического (В.П. Беспалько, В. Ю. Питюков, Л. Ф. Спирин и др.) подходов в обучении и воспитании. В работе также были учтены положения новой образовательной парадигмы (В.Ф. Взятышев, Л. И. Романькова, В. В. Краевский, В. Е. Шукшунов и др.), теория гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, Е. Н. Шиянов и др.), динамическая концепция развития личности в зависимости от собственной активности (А.К. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубенштейн и др.), концепция личностно-ориентированного обучения (Д.А. Белухин и др.), теории организации и управления профессиональной (В.И. Горовая, З. А. Решетова,.

Н.Ф. Талызина и др.), учебной деятельности (П.Я. Гальнерин, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя и др.).

Научные методы исследования: теоретические — анализ философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературынормативно-законодательных документов Российской Федерации об образованиианализ диссертационных исследований, моделированиеанализ продуктов деятельностисистематизацияобобщение опытаэмпирические — обсервационные (прямое и косвенное наблюдение) — диагностические — интервьюирование, анкетирование, тестирование, ранжированиеэкспериментальные — констатирующий и формирующий экспериментстатистические — методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: географический, химико-биологический, филологический факультеты и факультет романо-германских языков Ставропольского государственного университета.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап — поисково-теоретический (1999;2000гг.). Осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе анализа философской, социологической, психолого-педагогической, экологической, методической литературы, научных публикаций и диссертационных исследований последних лет, а также практического изучения специфики проблемы, реализации системы непрерывного экологического образования и инновационных учебных учреждениях, передового педагогического опыта в этой среде. На этом этапе были определены исходные параметры, ее предмет, метод, методология, методы исследования, терминологический аппарат, основные задачи исследования.

Второй этап — экспериментальный (2000;2001гг.). Разрабатывалась методика проведения эксперимента, определились критерии и уровни ее сформированности экологической компетентности, проектировалась модель формирования экологической компетентности будущих специалистов получающих дополнительную квалификацию «преподаватель». В ходе констатирующих и формирующих экспериментов проверялась гипотеза исследования, выявлялись условия, влияющие на эффективность процесса экологической подготовки преподавателей на базе специальности.

Третий этап — обобщающий (2001;2002гг.). Осуществлены анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические положения, корректировались выводы, полученные на первом и втором этапах исследования, систематизированы и обработаны экспериментальные данные, разработаны и внедрены научно-практические рекомендации в опыт работы вуза.

Научная новизна выражается в характеристике и систематизации особенностей реализации принципа преемственности на разных ступенях экологического образованияв разработке модели организации и управления процессом формирования экологической компетентности будущего специалиста, в определении системы критериев в оценке уровней ее сформированности, в обосновании условий повышения эффективности процесса формирования экологической компетентности студентов, получающих дополнительную квалификацию «преподаватель».

Теоретическая значимость заключается в уточнении, конкретизации содержания, структуры понятия «экологическая компетентность», в систематизации функций экологической подготовки, в типологизации способов, средств модульного проектирования содержания экологического образования.

Практическая значимость состоит в разработке методики применения комплексных форм, средств организации процесса формирования экологической компетентности студентов вуза, в проектировании программы курса по выбору, а также в разработке методических рекомендаций для преподавателей вуза по развитию у студентов экологических компетенций.

Достоверность и обоснованность. Она обеспечивалась методологической обоснованностью исходных параметров и применением комплексной методики, адекватной природе изучаемого феномена и соответствующей задачи исследования, достигнутой источниковой базой, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимосвязанностью.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета, Всероссийской научно-практической конференции «Творческая самореализация личности в контексте профессионально-педагогической культуры» (2001г., Белгород), 46-ой научно-методической конференции преподавателей и студентов «Проблемы обеспечения целостности учебно-воспитательного процесса» (2001г., Ставрополь), региональной научно-практической конференции «Эвристическое образование-5» (2002г., Ставрополь), региональной научнопрактической конференции «Эвристическое образование — 6». (2003г., Ставрополь), региональной научно — практической конференции «Эвристическое образование — 7». — (2004г., Ставрополь), региональной научно-практической конференции «Социально-психологические и педагогические проблемы развития личности учащейся молодежи» (2002г, Ставрополь). Отдельные выводы исследования вошли в международный сборник научных трудов «Человек и общество на рубеже тысячелетий» (2002г., Воронеж).

Выводы, рекомендации и обобщения по проблеме формирования и развития экологической компетентности у студентов, получающих дополнительную квалификацию «преподаватель», в процессе профессиональной подготовки использованы при разработке учебного плана специальности, программ элективных курсов, методических указаний для студентов.

Материалы диссертационного исследования вошли в 7 публикаций автора, которые изданы в 2001;2004 годах. Они используются в деятельности различных субъектов учебно-педагогического процесса вуза.

На защиту выносятся:

1. Комплекс научных подходов к организации процесса формирования экологической компетентности студентов, который включает: авторскую интерпретацию сущности, структуры содержания понятия «экологическое воспитание" — систему связей между компонентами процесса формирования экологической компетентностимеханизмы реализации принципа, организации экологического образования и воспитания в контексте будущей профессиональной деятельностикомплекс требований к проектированию содержания и организации процесса формирования экологической компетенции студентов вузаметодика реализации критериальноуровневого подхода к определению уровней ее сформированности;

2. Структурно-функциональная модель организации и управления процессом формирования экологической компетентности студентов, построенная на основе соответствия ее содержания и организационной структуры. Модель включает: концептуальные подходы, систему целей и задач, основные требования, авторскую методику организации и управлением процессом формирования экологической компетенций в аудиторное и внеаудиторное времяусловия и факторы повышения эффективности процесса воспитания.

3. Условия повышения эффективности процесса формирования экологической компетентности: наличие программного обеспечения, спроектированного на основе модульного построения содержания экологического образованияналичие системы критериев, средств диагностики для определения уровней сформированности экологической компетентностиорганизация процесса формирования экологической компетенции в контексте будущей профессиональной деятельностиналичие системы средств мотивации студентов и преподавателей к самостоятельному поиску экологических знанийвключение студентов и преподавателей в совместную экологическую деятельностьинтеграция внутренней (вузовской) и внешней социально-педагогической среды.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 196 страниц. Работа содержит 15 таблиц, 7 рисунков.

Список литературы

включает 229 источников.

158 ВЫВОДЫ.

1. Требования современной социокультурной ситуации таковы, что индивид находится в условиях, при которых он должен уметь успешно функционировать в различных сферах социокультурного пространства. Поэтому одной из главных задач высшей школы является подготовка специалиста широкого профиля, который смог бы гибко применять полученные знания в различных условиях. В связи с этим перед высшими учебными учреждениями, готовящими специалистов в области образования, становится задача вооружить будущих педагогов современными педагогическими технологиями, позволяющими осуществлять профессиональную деятельность в различных обучающих сферах.

2. Совершенствование готовности будущего педагога к экологической деятельности зависит от создания и реализации такой педагогической системы, которая позволяет осуществлять формирование экологической компетентности учителя-предметника как части содержания общей профессионально-педагогической деятельности.

3. Проведенное исследование выявило значительный дефицит экологических знаний как у студентов, так и у выпускников вуза. Одной из основных причин этого является отсутствие достаточного базового и специального экологического образования и воспитания, и возможности приобретения практических навыков продуктивной экологической деятельности в рамках учебных программ.

4. На практике предложенная модель формирования экологической компетентности будущего учителя получила реализацию через разработанную методическую подсистему, которая включила следующие блоки: мотивационно-целевой, интеллектуально-содержательный, организационно-деятельностный, рефлексивно-оценочный, и в виде разработанной нами системы взаимодополняющих друг друга курсов — модульного курса «Экология» и спецкурсов «Эколого-хозяйственная оценка территорий» и «Экология человека», эффективность которых подтверждена в ходе контрольного этапа эксперимента.

5. Анализ результатов исследования показал, что разработанная модель формирования экологической компетентности будущего педагога и использованная совокупность педагогических средств, методов, условий обеспечивают достижение студентами экспериментальных групп высоких и средних уровней активности и самостоятельности в овладении способами и средствами формирования и развития экологической компетентности.

6. Высокий уровень сформированности основ экологической компетентности студентов, устойчивая положительная мотивация к совершенствованию экологических знаний и умений, глубокие теоретические знания, обнаруженные нами на заключительном этапе исследования, позволяют утверждать, что предложенная методическая система формирования и развития основ экологической компетентности студентов достаточно эффективна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенная исследовательская работа в целом подтвердила исходную гипотезу и позволила сделать следующие выводы:

1. Исследование проблемы формирования и развития основ экологической компетентности студентов вуза включало несколько аспектов: изучение особенностей непрерывного экологического образования и воспитания как условия формирования и развития экологической компетентности студентованализ понятийно-категориального аппарата проблемы исследования сущностной характеристики экологической компетентности педагогаопределение структуры, критериев и уровня сформированности экологической компетентности педагогаразработку методической системы формирования и развития основ экологической компетентности студентовизучение опыта практикующего учителя и состояния традиционной практики подготовки студентов вуза к экологической деятельности. Таким образом, мы получили всестороннее представление о предмете подготовки будущего специалиста — учителя-предметника.

2. Проанализировав опыт организации непрерывного экологического образования, определив, что процесс перевода индивида с этапа на этап параллельны процессу формирования личности, развития ее познавательных, культурных, нравственных, профессиональных потребностей, мы сочли необходимым, с одной стороны, предложить такую структурную и содержательную форму образования, которая строится на основе интегрированного знания и дали каждому индивиду возможность выбирать образовательные уровни экологической подготовки в условиях непрерывного образования. С другой стороны, это потребовало создания условий, стимулирующих развитие всех лучших черт личности, ее потребностей, удовлетворение которых соответствует возможностям учебного заведения.

3. Недостатки современных подходов к экологическому образованию проявляются в слабой ориентированности студентов на формирование устойчивой тенденции экологически значимого поведения.

4. Непрерывное экологическое образование предполагает три основных этапа, каждый из которых в свою очередь также состоит из определенных ступеней образования: 1-й этап — дошкольный и школьный, 2-й этап — вузовское образование. Ведущее место в непрерывном образовании мы отводим вузу, так как в настоящее время только вуз имеет соответствующее материально-техническое, кадровое обеспечение, и в его организационной структуре отражается вся система непрерывного интегративного экологического образования.

5. Анализ понятийно-категориального аппарата проблем исследования выявил, что экологическая компетентность — это личностное интегративное образование, основанное на профессиональной направленности и совокупности определенных экологических и психолого-педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять учебно-воспитательный процесс в атмосфере творческого психологически комфортного микроклимата и способствующих мотивационному развития потенциальных возможностей личности. В структуре экологической компетентности будущего педагога мы выделили несколько моделей: личностно-деловые качестваэкологические и психолого-педагогические знанияэкологические и психолого-педагогические умения и навыки.

6. Критериями сформированности экологической компетентности будущего педагога для нас стали: мотивационныйкогнитивныйоперационный. Исходя из выделенных критериев были выделены три уровня экологической компетентности педагогов: низкий, средний, высокий. Кроме того, в результате анализа теории и практики формирования экологической компетентности мы выделили три группы условий, обеспечивающих эффективность этого процесса: научно-методические, организационные, дидактические.

7. Базируясь на системном подходе и используя данные педагогики и психологии, на основе которых построены современные технологии обучения и воспитания, а также учитывая принципы построения педагогических технологий, экспериментальная методика реализовывалась в процессе обучения студентов как элемент их общей профессиональной подготовки и складывалось из следующих этапов: мотивационно-целевого, интеллектуально-содержательного, организационно-деятельностного и рефлексивно-оценочного.

Рассматривая различные подходы к решению проблемы формирования и развития основ экологической компетентности студентов, мы в экспериментальном преподавании осуществляли коррекцию учебного содержания базовых дисциплин и дополнили его инвариантный и вариантный компоненты. В этой связи были разработаны и апробированы: модульный курс «Экология», спецкурсы «Эколого-хозяйственная оценка территории», «Экология человека"'.

8. Овладение студентами экологическими знаниями и умениями осуществлялось в различных формах обучения (коллективной, индивидуальной, индивидуализированной, самостоятельной).

Для этого использовались как традиционные методы обучения (лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и активные (анализ конкретной ситуации, «мозговая атака», метод «круглого стола» и др.).

С целью трансформации учебной деятельности в профессиональную, студенты в период педагогической практики выполняли специальные задания, направленные на устранение разрыва между характеристиками деятельности обучаемого и сложившегося профессионала.

Промежуточная контрольно-оценочная деятельность была организована для своевременной коррекции готовности студентов к экологической деятельности в зависимости от планируемых результатов обучения. Многоаспектность и систематичность контроля позволили осуществить анализ эффективности экспериментального преподавания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-133 с.
  2. О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. — № 3. — С. 165−170.
  3. П. Ключи к экологии. Л.: Гидрометиздат, 1982. — 96 с.
  4. Ю.П. Теоретические проблемы мастерства воспитателя современной образовательной школы: Автореферат дис.. д-ра пед. наук. -М., 1973.-42 с.
  5. С.В. Формирование системы экологических знаний на разных этапах непрерывного образования // В сб.: Экология и культура. Тез. докл. научно-практич. конф. Красноярск: АО РСФСР, 1991. — С. 42−44.
  6. С.В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла. Л.: ЛГИУД, 1994. — 100 с.
  7. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 1998. -№ 5.-С. 71−77.
  8. Е.В. Экологическое воспитание ребенка //Образование в современной школе. 2002. -№ 5, — С.53−59.
  9. .Г. К психологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. М.: Наука. — 1974. -235 с.
  10. Арканов В. Н Место экологического воспитания в современном образовательном пространстве //Образование в современной школе 2003.-№ 7.- С.21−29.
  11. П.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 367 с.
  12. Ф.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое мышление. М.: Педагогика, 1989. — С. 200−220.
  13. З.Афонин А. В. Подготовка будущих учителей к экологическому воспитанию школьников: Автор, дисс.. канд. пед. йаук. -М., 1986. 16с.
  14. В.Г. Общество: системность, познания и управление. -М.: Просвещение, 1981. 181 с.
  15. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 51−57.
  16. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  17. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
  18. И.В. Профессиональная подготовка учителя к формированию благоприятного социально-психологического климата в группе школьников: Автор, дисс.. канд. пед. наук. Смоленск, 1997. — 18 с.
  19. Р.К. Природа, личность, культура. Экологическая альтернатива. М.: Прогресс, 1990. — С. 42.
  20. О., Лепихов А. Зачем ее беречь.-М., 1975. 48 с.
  21. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Дону: Феникс, 1999.- 413с.
  22. Л.А. Педагогическая диагностика как условие совершенствования профессионального мастерства учителя: Автор, дисс.. канд. пед. наук. — СПб, 1996. 22 с.
  23. B.C. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. 94 с.
  24. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. -334 с.
  25. Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы // Педагогика. 1992. — № 1,2. — С. 61−65.
  26. В.П. Слагаемые педагогические технологии. М.: Педагогика, 1989. — 191 с.
  27. Д.Б. Пути к творчеству. М.: — Знание, 1981. — 96 с.
  28. Г. В. Воспитание экологической культуры в системе туристско-краеведческой деятельности //Педагогика. 2002.- № 5. — С. 48−51.
  29. Е.В. Концепция общепедагогической подготовки учителя в условиях многоуровневого образования в педагогическом вузе: Наука. Методическая разработка. — Ростов н/Дону: РГПИ, 1992. — 20 с.
  30. Е.В. Гуманизации воспитания старшеклассников // Сов. Педагогика. 1990. — № 12. — С. 19.
  31. Н.М. Психолого-педагогические основы развития творческой индивидуальности будущего специалиста-педагога: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ставрополь, 1998. — 26 с.
  32. А.Ю. Воспитание личностной позиции старшеклассников в отношении к проблемам окружающей среды. (В условиях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. -25 с.
  33. А.К. Краткий курс общей экологии. СПб.: Госуниверситет, 1992. — 162 с.
  34. В.А. Технология работы учителя мастера. — Рига: Пед.' центр «Эксперимент», 1995. — 169 с.
  35. Е.Ю. Модель учителя XXI века // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международ, науч-практ. конференции. -М., 1994.-С. 11−12.
  36. В. Педагогическая подготовка преподавателей вузов // Современная высшая школа. 1987. — № 4. — С. 159−166.
  37. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  38. А.А. Авторская концепция организации и развития непрерывного экологического образования. М.: Мин. природы России, 1993.-13 с.
  39. С.Г., Лесохина Л. Н. О подходах к исследованию структуры профессионально-педагогической деятельности. Л.: НИИ ООВ, 1977.-203 с.
  40. С.Г. Психолого-педагогические проблемы молодого учителя. Л., 1983. — 32 с.
  41. Вопросы географии и геоэкологии: Материалы 46 научно-методической конференции «21 век век образования» /В.С.Белозеров- М-во образования РФ СГУ. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. — 194 с.
  42. А.П. Организация учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе как средство формирования профессиональной готовности студента к педагогической деятельности: Дисс. канд. пед. наук. -Ленинабад, 1979. 187 с.
  43. М.И. Профессионально-педагогические умения в системе подготовки воспитателя // Советская педагогика. 1985. — № 5. — С. 86−89.
  44. Вопросы изучения учителя / Под ред. Н. Д. Левитова, Г. С. Прозорова, М. П. Соколова, Г. К. Чугуева. М.: Учпедгиз, 1935. — С. 108.
  45. М., Френсис А. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя практика. — М.: Дело, 1991. — 320 с.
  46. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991:
  47. Высшее образование в Европе // Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО: европейский центр по высшему образованию. 1995. — Т. 20. — № 1−2.-С. 12.
  48. Э. Чудеса жизни. Общедоступные очерки биологической философии (Доп. текст к кн.: Мировые загадки). Спб, 1908. — 220 с.
  49. Э. Естественная история миротворения. Общая история происхождения видов. (Филогения и антропогения). СПб, 1909. — Т. 2. -384 с.
  50. В.И. Основы теоретической педагогики. Санкт-Петербург: С-ПГУ, 1992. — 149 с. 51 .Глобальная экологическая перспектива 3: Перевод с анг./Ред. рус. Изд. Г. Н.Голубев- ЮНЕП/ГЕО. -М, 2002.- 504 с.
  51. Э.В. Необходимость формирования системы «общество -природа» в период НТР 7/ Современная экологическая ситуация и высшая школа. М., 1983. — С. 20−31.
  52. С.Н. Социальная экология. М.: «Горизонт», 1993. — С. 41.
  53. С.Н. Социально-экологическая функция учителя: развитие экологической воспитании школьника как составляющей экологической культуры.- М.: ТЭКО ЦЕНТР, 1990. 41 с.
  54. С.Н. Экологическое образование учителя: цели, средства, условия // В сб.: Экология и география: проблемы подготовки учителя. Тез. докл. региональной конференции педвузов. М.: МО РФ, 1995. — С. 45−54.
  55. С.Н., Навороцкий Б. А. Роль экологического воспитания t формировании мировоззрения социально активной личности // Социальная активность личности. Волгоград. — 1978. — Вып. 2. — С. 143−152.
  56. Ф.Н. Черты педагогического мастерства // Народное образование. 1959. — № 9. — С. 47−51.
  57. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Ставропольского края в 2000 году / Под общей ред. Н.С. Панасенко- М-во природных ресурсов по Ставропольскому краю. Ставрополь, 2002. -120с.
  58. В.И. Педагогическое мастерство и персональной деятельности педагога высшей школы // Непрерывное педагогическое образование. Вып. VI. — Ставрополь, 1994. — С. 44−49.
  59. А. Экология образовательной среды //Воспитание школьников. 2001. — № 2. — С.2−5.
  60. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимумусодержания и уровню подготовки выпускника по специальности 11 600 -Биология. Квалификация Учитель Биологии. — М., 1995. — 30 с.
  61. Д.М. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир, 1973. — 98 с.
  62. Гуманизация образования педагогов: проблемы, поиски, решения, опыт. М.: АПН СССР, 1991. — 70 с.
  63. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / Под ред. М. И. Бодуэна де Куртене / в 4-х т. Т. 2. — М.: Цитадель, 1998. — 102 с.
  64. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -476 с.
  65. Диагностика успешности учителя // Сб. методич. материалов для руководителей школ. — М.: Образовательный центр „Педагогический поиск“, 1997.-94 с.
  66. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1989. — 218 с.
  67. Т.С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеурочной работе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Ярославль, 1972. 18 с.
  68. С.Б. К проблеме профессионального становления будущего учителя // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1993. — С. 34−38.
  69. В.П. Проблема формирования индивидуально-психологических качеств компетентного работника в современной педагогике США: Автореф.дисс.. канд. пед. наук.-М., 1992.-17 с.
  70. А.И. Мировоззренческий аспект экологической проблемы: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. -М., 1983. 16 с.
  71. Е.Н. Успешность деятельности учителя в зависимости от педагогических и специальных способностей. Л., 1983. — 256 с.
  72. И.Д., Суравегина И. Т. Отношение школьников к природе. -М.: Педагогика, 1988. 183 с. 77.3верев И. Д. Формирование ответственного отношения к природе // Советская педагогика. 1983. — № 12. — С. 12−19.
  73. И.Д., Суравегина И. Т. Концепция общего среднего экологического образования // Зеленый мир. 1994. — № 13.-21 с. 79.3верев И.Д., Суравегина И. Т. Экологическое образование // Зеленый мир. 1994. -№ 13.-21 с.
  74. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981. 159 с.
  75. И.А. Педагогическая психология. — Ростов-наДону: Феникс, 1997.-476 с.
  76. JI.А. Теория и практика экологического воспитания в школах России 80−90-х годов XX столетия: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1993.- 18 с.
  77. В.Д. Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования их экологической культуры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1992. — 19 с.
  78. Изучение личности школьника учителем / Под ред. Васильевой З. И. -М.: Педагогика, 1991.-С. 16−19.
  79. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Педагогика, 1972. — 71 с.
  80. Т.А. К вопросу о профессиональной ориентации и профессиональном отборе педагогических учебного учреждения // Советская педагогика.-1978.- № 12. С. 87−92.
  81. .Г. Экологическое образование и воспитание: содержание, проблемы, методы // Материалы Всесоюз. Среды. Иваново, 1989. — С. 72−76.
  82. Д.К. Об экологическом образовании // Специалист. 1992. -№ 1.-С. 7.
  83. Х.С. экологический мониторинг: проблемы и перспективы //Аспирант и соискатель. 2001. — № 5. — С. 182−187.
  84. В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. Москва — Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. 248 с.
  85. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. Т. 3. — М., 1982. — С. 606.
  86. A.M. Модель управления' профессионализаций // Советская педагогика. 1990. — № 3. С. 37.
  87. К вопросу о многоуровневой структуре профессионально-педагогического образования / Горовая В. И., Присный А. В., Мисенжиков В. В. и др. // Многоуровневое высшее педагогическое образование. Вып. 3. -М.: Омск- Санкт-Петербург, 1993. — С. 32−36.
  88. Е.А. Психология профессионала. М., 1996. — 324 с.
  89. В.Н. Психологическая компетенция учителя контексте взаимоотношений учителя и учащихся // Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях. М., 1989. — 86 с.
  90. И.А. О феномене педагогического мастерства // Интегративные основы педагогического мастерства: Сб. материалов межвуз. и научн.-практ. конф. СПб, 1996. — 87 с.
  91. А.Е. Педагогика в картинах реальной жизни. -Смоленск, 1993. 448 с.
  92. Концепция и программа деятельности общеобразовательной школы по экологическому образованию / Сост. И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Т. В. Кучер, Т. М. Сенкевич. М.: АПН СССР, 1991. — 50 с.
  93. А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования. Новосибирск: Наука, 1987. — 224 с.
  94. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М., 1976.-326 с.
  95. Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL: Изд-во ЛГУ, 1967.- 182 с.
  96. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. — 160 с.
  97. Н. Модернизация высшего экологического образования в обществе риска //Alma пШег. Вестник высшей школы. 2003. -№ 6.-С. 55−57
  98. Ю.Н. Психологическое знание и учитель // Вопросы психологии. 1983. — № 3. — С. 35−40.
  99. К.И. Целевая индивидуальная подготовка специалиста в вузах. М.: ВНИИ „Информэлектро“, 1992. — 154 с.
  100. Т.В. Экологическое образование учащихся в изучении географии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
  101. Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  102. К.М. Личность педагога: становление и развитие. -Саратов, 1990. С. 3.
  103. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1967. — С. 248.
  104. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. — С. 135.
  105. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1985.-96 с.
  106. B.C. Человек, природа, воспитание. М.: Изд-во МГУ. 1977.-56 с.
  107. .Т. Философия воспитания. М.: „Прометей“, 1995.246 с.
  108. А.Ф. Экологическая культура как фактор гармонизации взаимодействия общества и природы: Автореф. дисс.. канд. философ, наук. Минск, 1988. — 20 с.
  109. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент: ФАН, 1986. — 95 с. А
  110. О.Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 22 с.
  111. В.А. Взаимоотношения общества и природы. М.: Знание, 1989.-50 с.
  112. М.И. Развитие психолого-педагогической, компетентности учителя: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 198 с.
  113. И.Д. Педагогические основы профессионально-личностного развития учителя на послевузовском этапе: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. — М., 1993. 32 с.
  114. Ф. Воспитание сверхзадача человечества. Обращение к глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию // Наука и жизнь. — 1990. -№ 4. -С. И.
  115. А.С. Методика организации воспитательного процесса // Собр. соч., т. 5. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — С. 389.
  116. М.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование: проблемы базовых знаний // Биология в школе. 1998. — № 1. — 21 с.
  117. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-191 с.
  118. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности // Советская педагогика-1990. № 2.-С.82−88.
  119. Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1994. — 19 с.
  120. О.П. Профессионализм учителя // Высшее образование» в России. 1994. — № 4. — С. 40−43.
  121. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Просвещение, 1994. — 325 с.
  122. Т.Г. Качество подготовки специалистов как проблема // Современная высшая школа. 1990. — № 2. — С. 147.
  123. А.И. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие. Новосибирск, 1991. — 148 с.
  124. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: ЛГУ, 1984. -176 с.
  125. А.А. Деятельность, поведение, творчество // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — 366 с.
  126. М.С. Духовность экологии как мироспасительная сита //Школа духовности. 2002. — № 1. — С. 17−25.
  127. Д.М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 3−8.
  128. Е.И. Компетентность образования: социальный аспект. -СПб.: РАОИО, 1995. 10 с.
  129. С.И. Словарь русского языка М., 1988. — 749 с.
  130. Ю.П., Никонорова Е. В. Проблемы формирования у молодежи экологической культуры.-М., 1990. 122 с.
  131. Ю.П. Экодеятельность: условия эффективности. — М. —293 с.
  132. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России-1994. № 9. — С. 45−50.
  133. А.А. Формирование педагогического мышления будущего учителя // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя. Тула, 1989. — С. 4−13.
  134. А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С. 16−21.
  135. Ю.А. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  136. Основные направления перестройки высшего, и среднего специального образования в стране. М.: Высшая школа, 1987. — 77 с.
  137. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. -Киев: Высшая школа, 1987. 302 с.
  138. Е.М. Профессиональное становление будущего учителя // Советская педагогика. — 1990. № 11. — С. 64−69.
  139. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-518 с.
  140. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995. — С. 219.
  141. Педагогическая компетентность, мобильность, творчество педагогов / материалы научно-практической конференции. СПб, 1994. — 125 с.
  142. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии // В 2-х томах. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-414 с.
  143. К.К. Способности и характер. Теоретические проблемы психологии личности.-М.: Наука, 1974. 190 с.
  144. Подготовка специалиста в области образования: структура и содержание / Под ред. Г. А. Бордовского. Санкт-Петербург: Образование, 1994.-209 с.
  145. С.Д. Психопедагогика воспитателя. М.: Новая школа, 1996.-160 с.
  146. Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя, как условие повышения педагогической культуры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996. — 17 с.
  147. Я.А. Психология творчества в педагогике. М., 1967 — 168 с.
  148. Психология / Под ред. Крылова А. А. М.: Проспект. 1998. — 584с.
  149. Психология одаренности детей и подростков. М.: Akademia, 1996.-406 с.
  150. Психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 494 с.
  151. Н.А. Формирование социально-экологической ответственности старшеклассников: Афтореф. дисс. .канд. пед. наук. М.,-1994.-22с.
  152. Пути повышения педагогического мастерства преподавателя высшей школы. Белгород: Б111И, 1990. — 121 с.
  153. В.А. Экология. Минск. — 1983. — 320с.
  154. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985. — 204с.
  155. Н.Ф. Начало экологических знаний. Учеб. пособие. М.: издательство МНЭРУ, 1993. — 262с.
  156. .В. Педагогические условия самореализации личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореферат, дек. канд. пед. наук. Ставрополь, 1999. — 22с.
  157. JI.B., Романенко Н. М. Организация экспериментальной работы по экологическому образованию. Волгоград: ВГПИ, 1992.- 22с.
  158. Е.И. Личность учителя: пространство и факторы профессионального развития //Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза. Саратов, 1991.- С. 36−39.
  159. Российская экология на рубежеХХ1 века /В.И. Булатов. -Новосибирск: ЦЭРИС, 200. 267с.
  160. Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. т.1. — С.274.
  161. С.А. Принципы творческой самодеятельности /г Учебные записки высшей школы. Одесса. — 1992. — С.152.
  162. Н.В. Педагогика. М., 1978. — С. 124.
  163. В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода. М.: Политиздат, 1990. — С. 70.
  164. С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления. -Ростов-на-Дону: Фенист, 1997. 512с.
  165. С.С. Интенсификация подготовки учителя в педагогические вузы на основе сближения учебной и будущей профессиональной деятельности: Дис. .канд. пед. наук. Казань, 1991. -187 с.
  166. А.П. Человек и природа. Формирование отношений. Ставрополь, 1985. — С. 24−48.
  167. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавания. М.: МПИ, 1995. — 114 с.
  168. В.А. Интегративные тенденции в системе психолого-педагогической подготовки учителя //Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. — С. 69.
  169. В.А. К вопросу о профессиограмме учителя // Советская педагогика. 1973.- № 5. С. 78−80.
  170. В.А. Формирование личности в советской школе в процессе профессиональной подготовки. М.: просвещение, 1976. — 160 с.
  171. В.А., Мищенко А. И. Профессиональная подготовка современного учителя //Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 79−84.
  172. В.А. Теория и практика высшего педагогического образования / Отв. ред. В. А. Сластенин. М. — 1984. — 171с.
  173. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: вопросы теории и практики. -М.: Педагогика, 1984. 104с.
  174. Словарь иностранных слов. СПБ: Дуэт, 1994. 752 с.
  175. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест. 1998. — 800с.
  176. Словарь педагогических терминов: методические материалы для студентов по изучению курса педагогика / Под ред. В. В. Макеева. -Пятигорск: ПГЛУ, 1996. 51 с.
  177. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. JI., 1977. — 97с.
  178. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е издание. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — 1600с.
  179. Современное экологическое образование / Под. ред. Н. Ф. Виноградовой. Нижний Новгород, 1994. — 175с.
  180. С.С. Тенденции развития экологического воспитания школьников в процессе внеурочной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1987.- 194с.
  181. Ю.В. Формирование и развитие основ психолого-педагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного общего образования школьников: Дис.. канд. пед. наук. -Ставрополь. 2000. — 185 с.
  182. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Дону: Феникс, 1994.-736с.
  183. И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе в процессе обучения биологии: Автореферат. Дис. доктор пед. наук. М., 1986. — 32 с.
  184. И.Т. Междисциплинарный характер экологических знаний // Советская педагогика. 1984. — № 2. — 26с.
  185. И.Т. Методическая система экологического образования // Сов педагогика. 1988.- № 9. — С. 31−35.
  186. JI.JI. Новый подход к проведению сравнительных исследований в области образования // Материалы науч.-практич. конф. -Карачаевск, 1999.-С. 149.
  187. Н.Ф. Теоретические основы разработки моделей специалиста. М.: МГУ, 1986. — С. 4−34.
  188. Тюмасеева 3. Почему экологическое образование не выполняет свою основную функцию //народное образование. 2003. — № 2. — С. 50−58.
  189. Учителю о педагогической технике / Под ред. Рувинского Л. И. -М., 1987.- 160с.
  190. Д., Тайхер У. Обучение в системе высшего образования и его результат // Высшее образование в Европе. Т. XVI. — № 3. — С. 11−12.
  191. К.Д. Человек как предмет воспитания // Собрание сочинений в 11 томах. т. 8. — М., 1950. — 405с.
  192. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1989. — 169с.
  193. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987. — 181с.
  194. Формы экологического образования в школе и вузе / Под ред. В. А. Сковородникова, И. З. Сковородкиной. Архангельск: ПМГТУ им. М. В. Ломоносова, 1994.- 189с.
  195. И.Ф. Педагогика. М., 1990. — С. 194.
  196. В. Философия и экология. М.: Наука, 1993. — 205 с.
  197. X. Мотивация деятельности / Пер. с нем.- Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 46с.
  198. Н.Н. Экологическая культура общества и личности. -Горький, 1984.- 14с.
  199. Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: Автореферат дис. доктора педагогических наук. Киев, 1986. -46с.
  200. Шадриков В. Д, Проблема профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. — т. 3−5. — С. 17−20.
  201. А.Г. Социальная экология и экологическое воспитание: методологические основы. Учебное пособие. Екатеринбург. — Уральский государственный педагогический институт, 1992. — 96с.
  202. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995.-554с.
  203. Л.П. Воспитание экологической культуры через творчество. Троицк: Изд-во Новое сознание и дети. — 1994.- 15с.
  204. Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Педагогика. 1991. — № 9. — С. 80−89.
  205. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Инновационное образование // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 13−28.
  206. А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя и воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе // Проблемы совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя. Л.: ЛГРИ им. А. И. Герцена, 1980. — С. 3−46.
  207. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., 1967. — 268с.
  208. Экологическое образование: концепции и технологии: Собрание научных трудов / Под ред. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена. — 1996. -282с.
  209. Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. -М.: Просвещение, 1983.
  210. Экологическое сознание: Учебное пособие для вузов /В.И. Медведев- А. А. Алдашева. М.:Логос, 2002. — 376с.
  211. Экологическое образование: проблемы и решения / Составители: А. Н. Захлебный, Л. В. Реброва. М.: Центр «Экология и образование». -1992.-76с.
  212. В.И. Развитие профессиональной компетентности учителя в процессе усвоения вариативных педагогических технологий: Автореферат дис. канд. пед. наук. СПБ, 1996. — 22с.
  213. Ялышева J1.B. Природа и экология //Школа духовности. 2001. -№ 1. — С.58−62.
  214. Г. А. Некоторые рекомендации по созданию системы непрерывного экологического образования // В сб. «Экология и география: проблемы подготовки учителя» Тез. докл. регион, конр. Педвузов. Москва: МО РФ, 1995.-45с.
  215. В. А. Современные методы обучения в высшей школе. -Л.: ЛГУ, 1991.-114с.
  216. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинт, 1997. — 258с.182
Заполнить форму текущей работой