Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности психологической защиты у слабовидящих и слабослышащих подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в детской психологии и психотерапии проблема психологической защиты является одной из самых актуальных и обсуждаемых. Психологическая защита обеспечивает адаптацию личности за счет подсознательной переработки поступающей информации. Для выполнения своих функций психологическая защита использует специальные механизмы, описанию которых у детей и взрослых посвящены многочисленные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические подходы к проблеме психологической защиты
    • 1. 1. Значение психологической защиты в адаптации
    • 1. 2. Стратегии совладания как сознательные механизмы адаптации
    • 1. 3. Особенности личностного развития лиц с нарушениями зрения и слуха в аспекте генезиса и функционирования механизмов психологической защиты
    • 1. 4. Выводы по результатам анализа теоретических подходов к проблеме психологической защиты
  • Глава II. Исследование особенностей бессознательных защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков с нарушением слуха и зрения
    • 2. 1. Теоретические основы констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Характеристика экспериментальных и контрольной групп
    • 2. 3. Методы исследования
    • 2. 4. Анализ результатов констатирующего эксперимента
    • 2. 5. Выводы по результатам исследования особенностей бессознательных защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков с 83 нарушением слуха и зрения
  • Глава III. Апробация модели по развитию у подростков с нарушенным зрением и слухом эффективных стратегий совладания с трудными ситуациями
    • 3. 1. Теоретические основы формирующего эксперимента
    • 3. 2. Характеристика участников формирующего эксперимента
    • 3. 3. Организация формирующего эксперимента
    • 3. 4. Содержание и методика проведения формирующего эксперимента
    • 3. 5. Анализ результатов формирующего эксперимента
    • 3. 6. Выводы по результатам апробации модели по развитию у подростков с нарушенным зрением и слухом эффективных стратегий 149 совладания с трудными ситуациями
  • Выводы по результатам диссертационного исследования

Особенности психологической защиты у слабовидящих и слабослышащих подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема личностного развития лиц с сенсорными нарушениями в настоящее время чрезвычайно актуальна, так как прямо связана с проблемой комфортности существования, успешностью социальной адаптации и интеграции в общество.

Специальной педагогикой и психологией накоплено немало сведений об особенностях развития личности детей с нарушениями зрения и слуха. Отмечается наличие неадекватной самооценки и притязаний, специфические трудности в общении с людьми: непонятны реакции собеседника, общение часто носит неестественный характер (J1.Пожар, Т. Н. Прилепская, А. И. Суславичус, Л.И.Солнцева). Ряд авторов (Н.В.Мазурова, В.М.Акимушкин) указывает на наличие повышенной тревожности, неврозов, страхов у детей с сенсорными нарушениями.

Двойственность внутриличностной позиции слабовидящих и слабослышащих связана с тем, что, с одной стороны, они могут использовать все органы чувств для восприятия информации, то есть быть «как все», с другой стороныполучаемые таким образом данные являются неполными, неточными.

Механизмы психологической защиты позволяют устранить или свести к минимуму психологический дискомфорт, негативные, травмирующие личность переживания, сопряженные с внутренними или внешними конфликтами.

В настоящее время в детской психологии и психотерапии проблема психологической защиты является одной из самых актуальных и обсуждаемых. Психологическая защита обеспечивает адаптацию личности за счет подсознательной переработки поступающей информации. Для выполнения своих функций психологическая защита использует специальные механизмы, описанию которых у детей и взрослых посвящены многочисленные исследования (Ф.В.Бассин, Ф. Е. Василюк, Р. М. Грановская, Э. И. Киршбаум, И. М. Никольская, Р. Плутчик, Е. С. Романова, H.A.Сирота, В.М.Ялтонский).

Наряду с бессознательными, автоматически работающими механизмами защиты существуют и осознанные формы защитного поведения — копингстратегии. У детей и подростков с нормальным психофизическим развитием психологическая защита становится важным организующим моментом социальной адаптации.

Особенностям развития механизмов защиты у подростков с нарушением слуха и зрения до сих пор не уделялось должного внимания в психологических исследованиях, несмотря на то, что подростковый возраст является, с одной стороны, заключительным этапом формирования защитных механизмов, а с другой, одним из самых сложных и критических периодов развития личности, характеризующимся повышением интенсивности защитных процессов. Выявление особенностей развития и функционирования механизмов защиты и ко-пинг-стратегий у подростков с нарушениями зрения и слуха важно для организации коррекционной работы, помогающей социальной адаптации и интеграции.

Цель исследования: выявить общие и специфические особенности в развитии механизмов психологической защиты и осознанных стратегий совла-дания у слабослышащих и слабовидящих подростков и разработать комплекс психолого-педагогических условий, направленных на развитие осознанных стратегий совладания с трудными для подростков ситуациями.

Объект исследования: бессознательные адаптационные механизмы психологической защиты и копинг-стратегии у подростков.

Предмет исследования: особенности бессознательных адаптационных механизмов психологической защиты и эффективных стратегий совладания у слабослышащих и слабовидящих подростков и пути формирования копинг-стратегий.

Гипотеза исследования: у подростков с нарушениями зрения и слуха существуют общие с нормой и специфические для данной категории детей закономерности функционирования механизмов психологической защиты и осознанных стратегий совладания, а создание комплекса психолого-педагогических условий способствует развитию у подростков с нарушениями зрения и слуха эффективных стратегий совладания.

В соответствии с гипотезой и целью предполагается решить следующие задачи:

1. Проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению феномена психологической защиты и осознанных механизмов совладания.

2. Подобрать и апробировать диагностический комплекс методов, позволяющий выявить систему доминирующих механизмов защиты и стратегий совладания у подростков с нарушением зрения и подростков с нарушением слуха.

3. Изучить и сопоставить особенности защитных механизмов, а так же их влияние на адаптационные процессы у слабослышащих и слабовидящих подростков и их нормально развивающихся сверстников.

4. Разработать подходы к проектированию оптимальных психолого-педагогических условий, способствующих развитию у подростков с нарушениями зрения и слуха эффективных стратегий совладания.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы: организационные методы (сравнительный и комплексный) — эмпирические методы: сбор и анализ анамнестических данныхпсиходиагностические методы (проективные тесты, опросники, анкеты, беседы, наблюдения) — метод количественного и качественного анализа полученных данныхинтерпретатационные методы.

Достоверность и надежность полученных данных обеспечены применением комплексов взаимодополняемых методов, адекватных целям и задачам исследования, обработкой результатов с помощью методов математической статистики.

Методологической основой исследования явились: положение Л. С. Выготского о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенкаидеи поэтапного развития человека на основе возрастных и психолого-педагогических особенностей (Б.Г.Ананьев, В. М. Бехтерев, М. М. Ковалевский, Е. С. Кузьмин, В. Н. Мясищев и др.) — современные представления о природе и функционировании бессознательных механизмов психологической защиты и копинг-стратегий (Ф.В.Бассин, Ф. Е. Василюк, Р. М. Грановская, Э. И. Киршбаум, И. М. Никольская, Р. Плутчик, Е. С. Романова, Н. А. Сирота, В.М.Ялтонский) — структурная модель психологической защиты Р. Плутчика, связывающего образование механизмов психологической защиты с совладанием соответствующими эмоциями и решением универсальных проблем адаптации.

Исследование включало в себя несколько этапов:

Первый этап (1998;2000 гг) — разработка научно-теоретических подходов к проблеме исследования на основе изучения психолого-педагогической литературы, разработка и апробация экспериментального материала.

Второй этап (2000;2002 гг) — проведение экспериментального исследования особенностей психологической защиты у слабослышащих и слабовидящих подростков и апробация модели по развитию у подростков с нарушенным зрением и слухом эффективных стратегий совладания с трудными ситуациями.

Третий этап (2002;2003 гг) — систематизация и теоретическое обобщение результатов экспериментальной работы, завершение литературного оформления диссертации.

Научная новизна. Постановка проблемы социальной адаптации лиц с нарушениями зрения и слуха в контексте функционирования механизмов психологической защиты является новой для специальной психологии. Впервые в отечественной психологии описаны механизмы психологической защиты и копинг-стратегии у слабослышащих и слабовидящих подростков. Получены новые данные о возможностях целенаправленного формирования эффективных стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями у подростков с нарушениями зрения и слуха.

Теоретическая значимость. В работе определены место и роль механизмов психологической защиты в процессе адаптации к социальной среде у подростков с нарушениями зрения и слуха, обоснованы некоторые пути формирования осознанных стратегий совладания. Полученные данные дополняют картину личностных особенностей слабослышащих и слабовидящих подростков, существующую в специальной психологии.

Результаты данной работы могут стать теоретической основой для дальнейших исследований механизмов психологической защиты у взрослых и у детей с двигательными, речевыми, поведенческими нарушениями.

Практическая значимость исследования состоит в том, что для выявления преобладающих механизмов психологической защиты у слабовидящих и слабослышащих подростков апробированы общепринятые методики диагностики, разработаны методические рекомендации практическим психологам, педагогам и родителям по формированию оптимальных психолого-педагогических условий, способствующих развитию у подростков с нарушениями зрения и слуха эффективных стратегий совладания.

Полученные данные могут быть включены в учебные курсы сурдои тифлопсихологии, в программы переподготовки практических психологов, де-фектологов, социальных работников, использоваться в системе родительского всеобуча.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Апробированный диагностический комплекс может быть использован для исследования бессознательных адаптационных механизмов психологической защиты и осознанных стратегий совладания у слабослышащих и слабовидящих подростков.

2. У слабослышащих и слабовидящих подростков преобладают неэффективные механизмы бессознательной психологической защиты, в то время как осознанные стратегии совладания с проблемными ситуациями развиты недостаточно.

3. Снижение напряженности неэффективных защитных механизмов возможно при создании комплекса психолого-педагогических условий, включающих всех субъектов образовательно-воспитательного процесса.

Апробация и внедрение. Результаты исследования докладывались на региональных научно-практических конференциях (февраль 2002, апрель 2003). Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии СГПУ, кафедры специальной психологии МГПУ.

Материалы исследования используются в лекционных курсах для студентов Института коррекционной педагогики СГПУ. Практическое применение результатов исследования осуществлялось на базе школы-интерната для слабослышащих детей № 117, школы-интерната № 17 для слепых и слабовидящих детей г. Самары. Результаты исследования отражены в пяти публикациях.

Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 147 наименований, 6 приложений. Текст диссертации изложен на 166 страницах. Работа содержит 25 таблиц, 15 графиков и 12 рисунков.

Выводы по проделанной работе подтверждают гипотезу экспериментального исследования о том, что у подростков с нарушениями зрения и слуха существуют общие с нормой и специфические для данной категории детей закономерности функционирования механизмов психологической защиты и осознанных стратегий совладания, а создание комплекса психолого-педагогических условий способствует развитию у подростков с нарушениями зрения и слуха эффективных стратегий совладания.

Заключение

.

Механизмы психологической защиты позволяют устранить или свести к минимуму психологический дискомфорт, негативные, травмирующие личность переживания, сопряженные с внутренними или внешними конфликтами. У детей и подростков психологическая защита является важным организующим моментом социальной адаптации. Тем более важно ее адекватное функционирование у подростков с нарушениями зрения и слуха, испытывающих выраженные затруднения в межличностных взаимоотношениях.

Среди методов изучения психологической защиты приоритет принадлежит проективным, основанным на использовании визуальных стимулов, и подразумевающим вербальный отчет испытуемого. Однако для лиц с сенсорными нарушениями такие техники применяться не могут из-за ограниченности зрительного восприятия, либо из-за невозможности вербализовать свои переживания. Подобранные нами и адаптированные методики позволяют вскрыть бессознательные и осознанные переживанияоценить механизмы защиты и копинг-стратегии у подростков.

Исследование бессознательных механизмов психологической защиты и копинг-стратегий позволило выявить общее с нормой и своеобразное в функционировании данных механизмов у слабослышащих и слабовидящих подростков. Более интенсивное использование механизмов защиты слабослышащими и слабовидящими подростками не способствует улучшению адаптации, поскольку способы защиты, используемые слабослышащими и слабовидящими подростками, в отличие от нормально развивающихся, менее разнообразны, малоэффективны и соответствуют более раннему возрасту.

Выявление особенностей развития и функционирования механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у подростков с нарушениями зрения позволило разработать систему соответствующей коррекционной работы, которая охватывает не только подростков с нарушениями зрения и слуха, но и их ближайшее социальное окружение — учителей и родителей. Спроектированые психолого-педагогические условия, способствующие развитию у подростков с нарушениями зрения и слуха эффективных стратегий совладания, основываются на обучении детей способам разрешения трудных жизненных ситуаций, поиску социальной поддержки, приемам оптимизации своего эмоционального состояния, а так же на создании социально-поддерживающей среды с привлечением педагогов и родителей. Описаны содержательные, методические аспекты подобной работы, представлен практический материал, который может использоваться психологом при проведении групповых занятий с детьми, при индивидуальном психологическом консультировании подростков с преобладанием того или иного механизма защиты, а так же методические рекомендации для учителей и родителей, которые могут быть использованы в повседневном взаимодействии с детьми.

Однако утверждая важную роль формирования осознанных стратегий совладания у подростков с нарушениями зрения и слуха, важно понимать, что данный механизм не является единственным и всеобъемлющим, обеспечивающем стопроцентную успешность индивида в освоении социального пространства. Это лишь одно средство специального образования из многих. Изучение всего комплекса средств адаптации в системе их взаимодействия — актуальнейшая задача психологии, педагогики и смежных с ними наук.

Отмечая позитивность полученных в ходе исследования результатов и целесообразность их внедрения в практику специальных учебных заведений, необходимо определить и дальнейшую перспективу исследования, которое может быть продолжено в плане более глубокого изучения:

• механизмов психологической защиты на уровне межгруппового взаимодействия с участием групп лиц с нарушением зрения и слуха;

• хода формирования психологической защиты у детей с нарушениями зрения и слуха в зависимости от времени возникновения нарушения и особенностей социальной ситуации развития;

• возможности раннего воздействия на фомирование психологической защищенности у лиц с нарушениями зрения и слуха.

В целом же необходимо отметить, что дальнейшая разработка обозначенных в исследовании проблем позволит создать более совершенные условия личностного развития учащихся специальных школ, что будет способствовать лучшей их адаптации и интеграции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдиралина В. И, Шумаринова Т. И. Организация свободного времени слепых и слабовидящих детей в выходные дни (из опыта работы) // Дефектология. -1994. -№ 5. -С. 60−61.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии. Пер. с нем. и вступ. ст. А. М. Боковикова. М.: Фонд «За экономич. грамотность», 1995. — 291с.
  3. В.М. Основы тифлологии. Киев: Рад. Школа, 1980. — С. 36−37.
  4. В.М., Моргулис И. С. Психол, — пед. основы социал -труд, адаптации инвалидов по зрению. Киев: Рад. Школа, 1990. — 16 с.
  5. М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г. и др. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.:Речь, 2001. — 216 с.
  6. Р.П. Эмоционально значимые события в жизни слепых и зрячих. / Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика работы сними.-Л., 1990.-С.16.
  7. Р.П. Стрессогенные ситуации и дистрессовые реакции у лиц с приобретенной слепотой: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1988. 16 с.
  8. О.В. Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от деструктивного влияния родителей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2000. 21 с.
  9. Ф.В., Рожнов В. Е. Психоанализ: реальность и миф // Наука и религия. -1975,-№ 5.-С. 21−30.
  10. В.Л. Влияние качеств личности на положение глухих учащихся старших классов в школьном коллективе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М&bdquo- 1974, — 18 с.
  11. Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 224с.
  12. Т.Г., Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников. // Дефектология. 1998. № 3.1. С. 40−44.
  13. Н.С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2001 — 352 с.
  14. Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Пробл. псих, развития детей,-М.: Изд-во МГУ, 1990 -134с.
  15. Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  16. Л.И., Ерышев О. Ф., Клубова Н. Б. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб., 1998. — 48с.
  17. А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. Москва-Рига, 2000. — 184с.
  18. Э.А. Зависимость адекватности перцепции межличностных отношений слабослышаших школьников от сферы и способа восприятия / Психолого-педагогическое изучение аномальных детей и вопросы коррекционной работы. Тарту: Изд-во ТГУ, 1985. — С. 25−26.
  19. Э.А. Особенности личностных оценок слабослышащих школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983. 15 с.
  20. Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников.//Дефектология 1981.-№ 4. С.30−36.
  21. Э.А. Особенности понимания дружеских отношений у слабослышащих школьников. / Исследование личности детей с нарушениями слуха. / Под ред. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М.: НИЦ общей педагогики, 1981. — С. 5−12.
  22. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
  23. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии. -М.: Педагогика, 1983. 369 с.
  24. P.M. Элементы практической психологии. 5. изд., испр. и доп. -СПб.: Речь, 2003.-655 с.
  25. P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб., 1998. — 452 с.
  26. Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. М.: Педагогика, 1983.- 151 с.
  27. Т.Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. — 173 с.
  28. В.П. Интеграция лиц с нарушенным зрением. // Дефектология, — 1993.- № 4. С. 13−16.
  29. В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с понижением зрения. -М.: Моск. психолого-соц. ин-т, Воронеж: МОДЭК, 1999. 276с.
  30. В.П. Социальные и психолого-педагогические основы интеграции лиц с нарушенным зрением: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1995.46 с.
  31. В.З. Формирование неречевых форм общения у детей с нарушенным зрением (методические рекомендации). Верхняя Пышма, 1997. — С. 6−7.
  32. Денискина В. З, Машкова Т. Н. Система работы по формированию неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения. // Дефектология. -2001.-№ 5. с. 87−89.
  33. В.П. Будущее спецшколы. Хрестоматия по истории тифлопедагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Сост В. А. Феоктистова. -2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1987. — С.184−189.
  34. В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 18−23.
  35. М. Коррекция и развитие средств общения у слепых и слабовидящих детей младшего школьного возраста в условиях специальной школы-интерната: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1991. 15 с.
  36. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Серия: Психология ребенка. -СПб.: Издательство «Союз», Лениздат, 2000. 336 с.
  37. Ю. Б. О моделях психологической защиты на уровне межгруппового взаимодействия // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1991. — № 3.1. С.20−25
  38. Р.А. Социальные и биологические аспекты психологической защиты. / Социально-психологические исследования в психоневрологии. / Под ред. Е. Ф. Бажина. Л.: Ленингр. науч.-иссл. психоневрологич. ин-т им. В. М. Бехтерева, 1980. — 158 с.
  39. . В. Опосредование саморегуляции в норме и патологии / Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1981. — № 2. — С. 9−15.
  40. . В. Патопсихология. М.: Изд. Моск. ун-та, 1986. — 256 с.
  41. М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М.: АПН РСФСР, 1956. — 419 с.
  42. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д. Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003. — 144с
  43. К.Е. Эмоции человека. Пер. с англ. / Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. -М.: Изд-во МГУ, 1980. 439 с.
  44. Э.И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М.: Смысл, 2000. -181 с.
  45. Е.Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью и их коррекция: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 1998. 16 с.
  46. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  47. Корнилова И Г. Личностное своеобразие и его роль в процессе социализации подростков с патологией зрения. // Дефектология. 2001. — № 2. — С. 3−12.
  48. Ф., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Элементы психологии/ Перевод A.B. Александровой. Нью-Йорк, 1974. — 345 с.
  49. C.B. Тренинг: Учитель и пробл. дисциплины: Практ. руководство для шк. психолога. М.: Генезис, 1997. — 287 с.
  50. C.B. Навыки жизни: в согласии с собой и миром. М.: Генезис, 2002. — 129 с.
  51. С.Н. Особенности психологической защиты у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, в ситуации общения со сверстниками из семей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993. 17 с.
  52. А. Теория стресса и психофизиологические исследования / Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970. — С. 120−158.
  53. ЛазарусА. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. СПб.: Речь, 2001. -256 с.
  54. В.М., Овчаренко В. И. Антология российского психоанализа: Учеб -метод. лит.: В 2-х т. Т. 2. М.: Акад. пед. и социал. наук. Моск. психол.-социал. ин-т, б.г. — 863 с.
  55. К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. В. М. Лещинская. / Под ред. В. М. Блейхера. 2-е изд., стер. — Киев: Выща школа, 1989. — 374с.
  56. О.И. Общие и специфические особенности развития личности подростков с нарушением зрения: Автореф. дис.. канд психол наук. М., 2001. -24 с.
  57. А.Г. Общие проблемы реабилитации инвалидов по зрению / Проблемы социальной реабилитации слепых. М., 1990. — С. 3−5.
  58. А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. Л., 1972. — 225 с.
  59. А.Г. Тифлопсихология: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 «Дефектология». М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  60. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999.-349 с.
  61. Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -СПб.: Издательство «Речь», 2001. 190 с.
  62. М. Цвет вашего характера. М.: РИПОЛ классик, 1997. — 236 с.
  63. Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухого школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. 16 с.
  64. В.А., Рогушин В. К., Воспитание самосознания необходимый аспект социальной реабилитации и интеграции незрячей молодежи/ Опыт социальной реабилитации незрячей молодежи средствами трудового обучения и профориентации. — М.: ВОС, 1988. — С.4−6.
  65. В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М.: Медицина, 1987. — 183 с.
  66. O.A. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6−12 лет. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 160 с.
  67. И.А. Психотерапия и психопрофилактика некоторых форм неврозов. Труды 4-го Всесоюзн. съезда невропатол. и психиатр М., 1965. — Т. 5. -С. 367−375.
  68. Е.А. Особенности развития эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса: Дис.. канд псих наук. Нижний Новгород, 2002. 176 с.
  69. A.A. Социально психическая адаптация личности: (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. — 263 с.
  70. В.М. Формирование у незрячих и слабовидящих детей навыков общения и накопление опыта межличностных отношений в школьном театре / Эстетическое воспитание лиц с глубокими нарушениями зрения. М., 1989.
  71. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000. — 504 с.
  72. A.A. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, Воронеж: МОДЭК, 2000. — 232 с.
  73. A.A. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений. М.: Сфера, 2000. — 508 с.
  74. В.Ф., Вашвилайте В. Особенности категоризации собственного дефекта у людей с нарушенным зрением / Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1993. -№ 3. — С. 61−65.
  75. В.Г. Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка/ Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьевой, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. -М.: Педагогика, 1971. С. 25−40.
  76. В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей. // Дефектология. 1981,-№ 4. — С. 37−42.
  77. В. Эмоциональное развитие глухих детей: Автореф. дис.. д-ра психолог. наук. М., 1991. 33 с.
  78. Л.И. Социальная адаптация ребенка с нарушением зрения в условиях сенсорного воспитания: дошкол. возраст / Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. М., 1995. — С. 5−28.
  79. Л. Психология аномальных детей и подростков патопсихология. — М., 1996.- 128 с.
  80. Т.Н. Самооценка и уровень притязаний глухих школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1990. 16 с.
  81. A.M. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М. Твор. центр «Сфера», 1999. — 187 с.
  82. А. С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., до-полн. и перераб. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 640 с.
  83. A.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: О-во «Знание» РСФСР, 1991. — 45 с.
  84. A.C., Сиялов A.A. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о дианостике акцентуаций характера детей и педагогической помощи им). М.: Новая шк., 1994.-62 с.
  85. Психология: Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  86. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1998.-743 с.
  87. М.Н. Особенности социализации неслышащей молодежи: Автореф. дис.. канд социол. наук. М., 2000. 20 с.
  88. В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1−11 классов. Ярославль: Академия развития, 2001. — 224 с.
  89. Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001.-416 с.
  90. Е.С., Потемкина С. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.- Дидакт, 1992. — 256 с.
  91. И.Е. Особенности самосознания подростков в условиях зрительной депривации: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб, 2000, -17 с.
  92. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация / Под ред. П. В. Симонова. М.: Наука, 1984. — 193 с.
  93. Ю.С. Проблемы психологических компенсаторных механизмов и их типологии. / Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974.-С. 250−256.
  94. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2003. — 654 с.
  95. H.B. Практический психолог в школе. Лекции. Консультирование. Тренинги. -М.: ИНТОР, 1997.
  96. С.Я. Клинико-психологическое изучение детей с врожденной глухотой: Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб., 1999. 26 с.
  97. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2000. — 349 с.
  98. H.A., Ялтонский В. М., Хажилина И. И., Видермаи Н. С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М.: Генезис, 2001. -216 с.
  99. Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ.- М.: Генезис, 1999.-272 с.
  100. B.C. Подростки с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. -94с.
  101. Л.Н. Методы психологической диагностики. М.: МКЦ, 1990.
  102. Л.Н. МЦВ-метод цветовых выборов. Модифицированный восьми-цветовой тест Люшера: Практ. рук. СПб.: Речь: Perse, 2001. — С. 7−21.
  103. Е.Т. Проективные методы исследования личности: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 174 с.
  104. Л. И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушением зрения в современных условиях // Дефектология. 2000. — № 4.
  105. Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушением зрения // Дефектология. 1998. — № 4. — С.9−11.
  106. Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М.: Просвещение, 1997. — 124 с.
  107. Л.И. Мотивация педагогической деятельности учителей и особенности мотивов учебной деятельности старшеклассников школ для слепых и слабовидящих. М.: ИКП РАО, 1999. — 38 с.
  108. И.М. Некоторые теоретические вопросы психического развития глухих детей. Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. -М.: Педагогика, 1971. С. 13−24.
  109. И.Д. Анализ защитных проявлений личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986. 15 с.
  110. А.И. Влияние социальных условий на формирование социальных установок и установки к себе лиц со зрительными дефектами: Автореф. дис.. канд. психол. наук. JL, 1988. 16 с.
  111. В.А. Психология лечебного процесса. JI.: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1984. — 191 с.
  112. И. М. Введение в клиническую нейропсихологию. Л.: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1973. — 340 с.
  113. Т.В. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2001. 19с.
  114. .К. Учет офтальмогигиенических рекомендаций при организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими зрительный дефект // Дефектология. 1998. — № 5 — С. 58−62.
  115. Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т- ООО «Флинта», 1997. 158 с.
  116. А. Психология «Я» и защитные механизмы. Пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 1993. — 140 с.
  117. А. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. и нем. Е. Биневой и др: В 2-х т. Т. 2. М.: ООО «Апрель», ЗАО «Изд-во ЭКСМО-пресс», 1999. — 398 с.
  118. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск: Беларусь, 1991. — 604 с.
  119. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990.-447 с.
  120. Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
  121. Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: Аст, 2000. -446 с
  122. К. Психоанализ и культура. Избр. тр. К. Хорни и Э.Фромма. / Перевод, сост. и авт. послесл. А. М. Руткевич. М.: Юристь, 1995. — 623 е.,
  123. С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка. // Дефектология. 1991. — № 3. — С. 15−23.
  124. И.В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушениями слуха // Дефектология. 1998. — № 1. — С. 25−29.
  125. Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-роди-тельского взаимодействия: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1998, -22с.
  126. Т.С. Реабилитация слепых от рождения/ Проблемы социальной реабилитации слепых. M.: ВОС, 1990. — С. 22−23.
  127. О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание / Пер. с нем. А.П.Голубева- науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 432 с.
  128. .Д. Введение в психологию развития. (В традиции культ.-ист. теории Л. С. Выготского). М.: Тривола, 1994. — 167 с.
  129. Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. / Общ. ред. и пре-дисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. — 340 с.
  130. Dienelt К. Von Freud zu Frankl. Die Eniwicktung der Tiefenpsychologi und deren Anwederung Padagogik. Wien-Muchen, 1967.
  131. Haan N. Coping and defending: Processes of self-environment organization. -N.Y., Academic Press. 1977.
  132. Heim E. Coping und adaptivited: gibt es geeignetes oder ungeeignetes coping // Psychother., Psvchosom., Med. Psychol. 1988.
  133. Erikson-Mangold M. Adaptation to acquired hearing loss. Goteborg, 1991.
  134. Kirtley D.D. The psychology of blindness. Chicago, 1975.
  135. Lasarus R.S. Patterns of adgustments. N.Y. McGrau-Hill, 1976.
  136. Lasarus R.S. Psychological stress and coping process. N.Y., 1966.
  137. Levine E.S. The Ecology of Early Deafness. New York, 1981.
  138. Plutchik R, Kellerman H., Conte H. R. A structural theory of ego defenses and emotions / In C. E. Izard (Ed.) Emotions in personality and psychopathology. N.Y. Plenum, 1979.
  139. Plutchik R. A general psychoevolutionary theory of emotions/ In R. Plutchik, H. Kellerman (Eds.) / Emotion: Theory, research, and experiense: Vol. 1. N.Y.: Academic Press, 1980.
  140. Rapaport D. Organization and Pathology of Thought. N.Y. 1951
  141. Schein J. The deaf community. Washinton, 1968.
  142. Wallace G., McLoughein J. Learing disabilites. Columbus (O). 1975.
Заполнить форму текущей работой