Особенности психологической защиты у слабовидящих и слабослышащих подростков
Диссертация
В настоящее время в детской психологии и психотерапии проблема психологической защиты является одной из самых актуальных и обсуждаемых. Психологическая защита обеспечивает адаптацию личности за счет подсознательной переработки поступающей информации. Для выполнения своих функций психологическая защита использует специальные механизмы, описанию которых у детей и взрослых посвящены многочисленные… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические подходы к проблеме психологической защиты
- 1. 1. Значение психологической защиты в адаптации
- 1. 2. Стратегии совладания как сознательные механизмы адаптации
- 1. 3. Особенности личностного развития лиц с нарушениями зрения и слуха в аспекте генезиса и функционирования механизмов психологической защиты
- 1. 4. Выводы по результатам анализа теоретических подходов к проблеме психологической защиты
- Глава II. Исследование особенностей бессознательных защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков с нарушением слуха и зрения
- 2. 1. Теоретические основы констатирующего эксперимента
- 2. 2. Характеристика экспериментальных и контрольной групп
- 2. 3. Методы исследования
- 2. 4. Анализ результатов констатирующего эксперимента
- 2. 5. Выводы по результатам исследования особенностей бессознательных защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков с 83 нарушением слуха и зрения
- Глава III. Апробация модели по развитию у подростков с нарушенным зрением и слухом эффективных стратегий совладания с трудными ситуациями
- 3. 1. Теоретические основы формирующего эксперимента
- 3. 2. Характеристика участников формирующего эксперимента
- 3. 3. Организация формирующего эксперимента
- 3. 4. Содержание и методика проведения формирующего эксперимента
- 3. 5. Анализ результатов формирующего эксперимента
- 3. 6. Выводы по результатам апробации модели по развитию у подростков с нарушенным зрением и слухом эффективных стратегий 149 совладания с трудными ситуациями
- Выводы по результатам диссертационного исследования
Список литературы
- Абдиралина В. И, Шумаринова Т. И. Организация свободного времени слепых и слабовидящих детей в выходные дни (из опыта работы) // Дефектология. -1994. -№ 5. -С. 60−61.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Пер. с нем. и вступ. ст. А. М. Боковикова. М.: Фонд «За экономич. грамотность», 1995. — 291с.
- Акимушкин В.М. Основы тифлологии. Киев: Рад. Школа, 1980. — С. 36−37.
- Акимушкин В.М., Моргулис И. С. Психол, — пед. основы социал -труд, адаптации инвалидов по зрению. Киев: Рад. Школа, 1990. — 16 с.
- Алиева М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г. и др. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.:Речь, 2001. — 216 с.
- Бандзявичене Р.П. Эмоционально значимые события в жизни слепых и зрячих. / Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика работы сними.-Л., 1990.-С.16.
- Бандзявичене Р.П. Стрессогенные ситуации и дистрессовые реакции у лиц с приобретенной слепотой: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1988. 16 с.
- Барсукова О.В. Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от деструктивного влияния родителей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2000. 21 с.
- Бассин Ф.В., Рожнов В. Е. Психоанализ: реальность и миф // Наука и религия. -1975,-№ 5.-С. 21−30.
- Белинский В.Л. Влияние качеств личности на положение глухих учащихся старших классов в школьном коллективе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М&bdquo- 1974, — 18 с.
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 224с.
- Богданова Т.Г., Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников. // Дефектология. 1998. № 3.1. С. 40−44.
- Бурлакова Н.С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2001 — 352 с.
- Бурменская Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Пробл. псих, развития детей,-М.: Изд-во МГУ, 1990 -134с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
- Вассерман Л.И., Ерышев О. Ф., Клубова Н. Б. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб., 1998. — 48с.
- Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. Москва-Рига, 2000. — 184с.
- Вийтар Э.А. Зависимость адекватности перцепции межличностных отношений слабослышаших школьников от сферы и способа восприятия / Психолого-педагогическое изучение аномальных детей и вопросы коррекционной работы. Тарту: Изд-во ТГУ, 1985. — С. 25−26.
- Вийтар Э.А. Особенности личностных оценок слабослышащих школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983. 15 с.
- Вийтар Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников.//Дефектология 1981.-№ 4. С.30−36.
- Вийтар Э.А. Особенности понимания дружеских отношений у слабослышащих школьников. / Исследование личности детей с нарушениями слуха. / Под ред. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М.: НИЦ общей педагогики, 1981. — С. 5−12.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии. -М.: Педагогика, 1983. 369 с.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. 5. изд., испр. и доп. -СПб.: Речь, 2003.-655 с.
- Грановская P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб., 1998. — 452 с.
- Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. М.: Педагогика, 1983.- 151 с.
- Григорьева Т.Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. — 173 с.
- Гудонис В.П. Интеграция лиц с нарушенным зрением. // Дефектология, — 1993.- № 4. С. 13−16.
- Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с понижением зрения. -М.: Моск. психолого-соц. ин-т, Воронеж: МОДЭК, 1999. 276с.
- Гудонис В.П. Социальные и психолого-педагогические основы интеграции лиц с нарушенным зрением: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1995.46 с.
- Денискина В.З. Формирование неречевых форм общения у детей с нарушенным зрением (методические рекомендации). Верхняя Пышма, 1997. — С. 6−7.
- Денискина В. З, Машкова Т. Н. Система работы по формированию неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения. // Дефектология. -2001.-№ 5. с. 87−89.
- Ермаков В.П. Будущее спецшколы. Хрестоматия по истории тифлопедагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Сост В. А. Феоктистова. -2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1987. — С.184−189.
- Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 18−23.
- Заорска М. Коррекция и развитие средств общения у слепых и слабовидящих детей младшего школьного возраста в условиях специальной школы-интерната: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1991. 15 с.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Серия: Психология ребенка. -СПб.: Издательство «Союз», Лениздат, 2000. 336 с.
- Захарова Ю. Б. О моделях психологической защиты на уровне межгруппового взаимодействия // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1991. — № 3.1. С.20−25
- Зачепицкий Р.А. Социальные и биологические аспекты психологической защиты. / Социально-психологические исследования в психоневрологии. / Под ред. Е. Ф. Бажина. Л.: Ленингр. науч.-иссл. психоневрологич. ин-т им. В. М. Бехтерева, 1980. — 158 с.
- Зейгарник Б. В. Опосредование саморегуляции в норме и патологии / Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1981. — № 2. — С. 9−15.
- Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Изд. Моск. ун-та, 1986. — 256 с.
- Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М.: АПН РСФСР, 1956. — 419 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д. Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003. — 144с
- Изард К.Е. Эмоции человека. Пер. с англ. / Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. -М.: Изд-во МГУ, 1980. 439 с.
- Киршбаум Э.И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М.: Смысл, 2000. -181 с.
- Ковалева Е.Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью и их коррекция: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 1998. 16 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
- Корнилова И Г. Личностное своеобразие и его роль в процессе социализации подростков с патологией зрения. // Дефектология. 2001. — № 2. — С. 3−12.
- Креч Ф., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Элементы психологии/ Перевод A.B. Александровой. Нью-Йорк, 1974. — 345 с.
- Кривцова C.B. Тренинг: Учитель и пробл. дисциплины: Практ. руководство для шк. психолога. М.: Генезис, 1997. — 287 с.
- Кривцова C.B. Навыки жизни: в согласии с собой и миром. М.: Генезис, 2002. — 129 с.
- Крыгина С.Н. Особенности психологической защиты у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, в ситуации общения со сверстниками из семей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993. 17 с.
- Лазарус А. Теория стресса и психофизиологические исследования / Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970. — С. 120−158.
- ЛазарусА. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. СПб.: Речь, 2001. -256 с.
- Лейбин В.М., Овчаренко В. И. Антология российского психоанализа: Учеб -метод. лит.: В 2-х т. Т. 2. М.: Акад. пед. и социал. наук. Моск. психол.-социал. ин-т, б.г. — 863 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. В. М. Лещинская. / Под ред. В. М. Блейхера. 2-е изд., стер. — Киев: Выща школа, 1989. — 374с.
- Липкова О.И. Общие и специфические особенности развития личности подростков с нарушением зрения: Автореф. дис.. канд психол наук. М., 2001. -24 с.
- Литвак А.Г. Общие проблемы реабилитации инвалидов по зрению / Проблемы социальной реабилитации слепых. М., 1990. — С. 3−5.
- Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. Л., 1972. — 225 с.
- Литвак А.Г. Тифлопсихология: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 «Дефектология». М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999.-349 с.
- Лютова Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -СПб.: Издательство «Речь», 2001. 190 с.
- Люшер М. Цвет вашего характера. М.: РИПОЛ классик, 1997. — 236 с.
- Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухого школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. 16 с.
- Мальков В.А., Рогушин В. К., Воспитание самосознания необходимый аспект социальной реабилитации и интеграции незрячей молодежи/ Опыт социальной реабилитации незрячей молодежи средствами трудового обучения и профориентации. — М.: ВОС, 1988. — С.4−6.
- Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М.: Медицина, 1987. — 183 с.
- Матвеева O.A. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6−12 лет. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 160 с.
- Мирзухин И.А. Психотерапия и психопрофилактика некоторых форм неврозов. Труды 4-го Всесоюзн. съезда невропатол. и психиатр М., 1965. — Т. 5. -С. 367−375.
- Морозова Е.А. Особенности развития эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса: Дис.. канд псих наук. Нижний Новгород, 2002. 176 с.
- Налчаджян A.A. Социально психическая адаптация личности: (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. — 263 с.
- Никитин В.М. Формирование у незрячих и слабовидящих детей навыков общения и накопление опыта межличностных отношений в школьном театре / Эстетическое воспитание лиц с глубокими нарушениями зрения. М., 1989.
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000. — 504 с.
- Осипова A.A. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, Воронеж: МОДЭК, 2000. — 232 с.
- Осипова A.A. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений. М.: Сфера, 2000. — 508 с.
- Петренко В.Ф., Вашвилайте В. Особенности категоризации собственного дефекта у людей с нарушенным зрением / Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1993. -№ 3. — С. 61−65.
- Петрова В.Г. Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка/ Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьевой, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. -М.: Педагогика, 1971. С. 25−40.
- Петшак В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей. // Дефектология. 1981,-№ 4. — С. 37−42.
- Петшак В. Эмоциональное развитие глухих детей: Автореф. дис.. д-ра психолог. наук. М., 1991. 33 с.
- Плаксина Л.И. Социальная адаптация ребенка с нарушением зрения в условиях сенсорного воспитания: дошкол. возраст / Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. М., 1995. — С. 5−28.
- Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков патопсихология. — М., 1996.- 128 с.
- Прилепская Т.Н. Самооценка и уровень притязаний глухих школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1990. 16 с.
- Прихожан A.M. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М. Твор. центр «Сфера», 1999. — 187 с.
- Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., до-полн. и перераб. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 640 с.
- Прутченков A.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: О-во «Знание» РСФСР, 1991. — 45 с.
- Прутченков A.C., Сиялов A.A. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о дианостике акцентуаций характера детей и педагогической помощи им). М.: Новая шк., 1994.-62 с.
- Психология: Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1998.-743 с.
- Реут М.Н. Особенности социализации неслышащей молодежи: Автореф. дис.. канд социол. наук. М., 2000. 20 с.
- Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1−11 классов. Ярославль: Академия развития, 2001. — 224 с.
- Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001.-416 с.
- Романова Е.С., Потемкина С. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.- Дидакт, 1992. — 256 с.
- Ростомашвили И.Е. Особенности самосознания подростков в условиях зрительной депривации: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб, 2000, -17 с.
- Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация / Под ред. П. В. Симонова. М.: Наука, 1984. — 193 с.
- Савенко Ю.С. Проблемы психологических компенсаторных механизмов и их типологии. / Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974.-С. 250−256.
- Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2003. — 654 с.
- Самоукина H.B. Практический психолог в школе. Лекции. Консультирование. Тренинги. -М.: ИНТОР, 1997.
- Сараев С.Я. Клинико-психологическое изучение детей с врожденной глухотой: Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб., 1999. 26 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2000. — 349 с.
- Сирота H.A., Ялтонский В. М., Хажилина И. И., Видермаи Н. С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М.: Генезис, 2001. -216 с.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ.- М.: Генезис, 1999.-272 с.
- Собкин B.C. Подростки с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. -94с.
- Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. М.: МКЦ, 1990.
- Собчик Л.Н. МЦВ-метод цветовых выборов. Модифицированный восьми-цветовой тест Люшера: Практ. рук. СПб.: Речь: Perse, 2001. — С. 7−21.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 174 с.
- Солнцева Л. И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушением зрения в современных условиях // Дефектология. 2000. — № 4.
- Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушением зрения // Дефектология. 1998. — № 4. — С.9−11.
- Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М.: Просвещение, 1997. — 124 с.
- Солнцева Л.И. Мотивация педагогической деятельности учителей и особенности мотивов учебной деятельности старшеклассников школ для слепых и слабовидящих. М.: ИКП РАО, 1999. — 38 с.
- Соловьев И.М. Некоторые теоретические вопросы психического развития глухих детей. Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. -М.: Педагогика, 1971. С. 13−24.
- Стойков И.Д. Анализ защитных проявлений личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1986. 15 с.
- Суславичус А.И. Влияние социальных условий на формирование социальных установок и установки к себе лиц со зрительными дефектами: Автореф. дис.. канд. психол. наук. JL, 1988. 16 с.
- Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. JI.: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1984. — 191 с.
- Тонконогий И. М. Введение в клиническую нейропсихологию. Л.: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1973. — 340 с.
- Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2001. 19с.
- Тупоногов Б.К. Учет офтальмогигиенических рекомендаций при организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими зрительный дефект // Дефектология. 1998. — № 5 — С. 58−62.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т- ООО «Флинта», 1997. 158 с.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. Пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 1993. — 140 с.
- Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. и нем. Е. Биневой и др: В 2-х т. Т. 2. М.: ООО «Апрель», ЗАО «Изд-во ЭКСМО-пресс», 1999. — 398 с.
- Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск: Беларусь, 1991. — 604 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990.-447 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
- Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: Аст, 2000. -446 с
- Хорни К. Психоанализ и культура. Избр. тр. К. Хорни и Э.Фромма. / Перевод, сост. и авт. послесл. А. М. Руткевич. М.: Юристь, 1995. — 623 е.,
- Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка. // Дефектология. 1991. — № 3. — С. 15−23.
- Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушениями слуха // Дефектология. 1998. — № 1. — С. 25−29.
- Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-роди-тельского взаимодействия: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1998, -22с.
- Шапагина Т.С. Реабилитация слепых от рождения/ Проблемы социальной реабилитации слепых. M.: ВОС, 1990. — С. 22−23.
- Шпен О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание / Пер. с нем. А.П.Голубева- науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 432 с.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. (В традиции культ.-ист. теории Л. С. Выготского). М.: Тривола, 1994. — 167 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. / Общ. ред. и пре-дисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. — 340 с.
- Dienelt К. Von Freud zu Frankl. Die Eniwicktung der Tiefenpsychologi und deren Anwederung Padagogik. Wien-Muchen, 1967.
- Haan N. Coping and defending: Processes of self-environment organization. -N.Y., Academic Press. 1977.
- Heim E. Coping und adaptivited: gibt es geeignetes oder ungeeignetes coping // Psychother., Psvchosom., Med. Psychol. 1988.
- Erikson-Mangold M. Adaptation to acquired hearing loss. Goteborg, 1991.
- Kirtley D.D. The psychology of blindness. Chicago, 1975.
- Lasarus R.S. Patterns of adgustments. N.Y. McGrau-Hill, 1976.
- Lasarus R.S. Psychological stress and coping process. N.Y., 1966.
- Levine E.S. The Ecology of Early Deafness. New York, 1981.
- Plutchik R, Kellerman H., Conte H. R. A structural theory of ego defenses and emotions / In C. E. Izard (Ed.) Emotions in personality and psychopathology. N.Y. Plenum, 1979.
- Plutchik R. A general psychoevolutionary theory of emotions/ In R. Plutchik, H. Kellerman (Eds.) / Emotion: Theory, research, and experiense: Vol. 1. N.Y.: Academic Press, 1980.
- Rapaport D. Organization and Pathology of Thought. N.Y. 1951
- Schein J. The deaf community. Washinton, 1968.
- Wallace G., McLoughein J. Learing disabilites. Columbus (O). 1975.