Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Линейная теория движения роторов с использованием классических углов Эйлера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под ротором здесь понимается симметричное твердое тело (диск), насаженное на вращающийся в опорах вал. Дифференциальные уравнения движения составляются для ротора (диска), а вал в этом случае рассматривается как вращающаяся безмассовая балка, сохраняющая все свойства упругости. В зависимости от контекста (например, в выражении «ротор с одним диском») под ротором понимается также вся установка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Предварительные замечания
    • 1. 2. Экспериментальные данные о движении ротора
    • 1. 3. Неполнота теории движения роторов и валов
    • 1. 4. Противоречия теории движения роторов. Несоответствие теории экспериментальным данным
    • 1. 5. Другие направления теории движения роторов
  • Выводы и постановка задачи
  • Глава 2. РЕШЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
    • 2. 1. Кинематика вращения роторов и валов
    • 2. 2. Дифференциальные уравнения упругой линии вращающейся балки
    • 2. 3. Коэффициент демпфирования свободных колебаний
    • 2. 4. Решение кубического уравнения
  • Выводы
  • Глава 3. ДВИЖЕНИЕ РОТОРА С ОДНИМ ДИСКОМ
    • 3. 1. Расчетные схемы и параметры ротора
    • 3. 2. Обобщенное дифференциальное уравнение движения ротора
    • 3. 3. Дифференциальные уравнения движения ротора в координатной форме
    • 3. 4. Типы роторов
    • 3. 5. Коэффициенты демпфирования ротора
    • 3. 6. Общие формулы решения обобщенного дифференциального уравнения движения ротора
    • 3. 7. Вращение ротора
    • 3. 8. Свободное движение ротора
    • 3. 9. Общее движение ротора
  • Выводы
  • Глава 4. ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ РОТОРА С ОДНИМ ДИСКОМ
    • 4. 1. Движение ротора в новом представлении
    • 4. 2. Частотное уравнение
    • 4. 3. Промышленные и непромышленные роторы
    • 4. 4. Устойчивость движения ротора
    • 4. 5. Особенности вращения неуравновешенного ротора и их соответствие экспериментальным данным
    • 4. 6. Особенности вращения уравновешенного ротора
    • 4. 7. Особенности вращения некоторых известных симметричных роторов
    • 4. 8. Амплитудно — частотные характеристики ротора
    • 4. 9. Программа расчёта особенностей движения ротора
  • Выводы
  • Глава 5. ДВИЖЕНИЕ ВАЛА
    • 5. 1. Дифференциальное уравнение движения вала
    • 5. 2. Движение вала в двух жестких безмоментных опорах
    • 5. 3. Особенности движения вала
    • 5. 4. Критические скорости многоучасткового вала
  • Выводы

Линейная теория движения роторов с использованием классических углов Эйлера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роторы и валы являются главными элементами всех машин, аппаратов и приборов роторного типа. Например, турбины АЭС, электрические машины, турбореактивные двигатели, сепараторы, центрифуги и т. д. В атомной промышленности роторы используются для разделения изотопов, суспензий, эмульсий и как турбины АЭС.

Под ротором здесь понимается симметричное твердое тело (диск), насаженное на вращающийся в опорах вал. Дифференциальные уравнения движения составляются для ротора (диска), а вал в этом случае рассматривается как вращающаяся безмассовая балка, сохраняющая все свойства упругости. В зависимости от контекста (например, в выражении «ротор с одним диском») под ротором понимается также вся установка (диск, вал, опоры). Под валом понимается вращающаяся в опорах балка с распределенной массой. Движение ротора и вала рассматривается здесь в стационарном режиме вращения.

Свою технологическую функцию роторы и валы выполняют только через вращение (или, в более широком понимании, через движение). Поэтому теория движения роторов и валов является важной частью технологического комплекса атомной промышленности и машиностроения.

В теории движения роторов вращение ротора (как твердого тела) традиционно описывается попеременно как в классических углах Эйлера |/, 0, ф (v|/, ср — углы вращения соответственно вокруг оси опор, угол прецессии, и оси симметрии диска, угол собственного вращения- 0 — угол нутации, малый угол), так и в системе углов, в которой два угла являются малыми (в существующей теории роторов эта система углов обозначается обычно как а, Р, у и названа Иш-линским углами Эйлера-Крылова [46, с. 10]- углы а, Р являются малыми).

В литературе отмечается, что движению ротора «соответствуют, вообще говоря, большие (а не малые) углы \г, <р» [28, с. 102]. Вместе с тем отмечается «неудобство применения классических углов Эйлера» [28. с. 102], т.к. «в этих углах не так легко составить суждение о фактическом движении» оси симметрии ротора [46, с. 10]. В результате в существующей теории роторов используются только углы а, (3, у.

Каждая из систем углов а, р, у и у, 0, ср имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества углов а, (3, у в том, что они позволяют представить уравнения вращения ротора в упрощенном линейном виде, что невозможно в классических углах Эйлера. Поэтому углы а, р, у используются в данной работе при составлении уравнений движения ротора. Но классические углы Эйлера обладают важным свойством. А именно: вращения |/, ф вокруг различных осей (оси опор и оси симметрии ротора) — это и есть незатухающая вибрация, одна из основных особенностей движения ротора, наблюдаемая в эксперименте и практике. Отказ от применения углов Эйлера привел к тому, что исчезла возможность простого линейного описания незатухающей вибрации ротора, т.к. в углах а, Р, у представить аналитически вращения одновременно вокруг оси опор и оси симметрии ротора оказалось невозможно. Поэтому незатухающая вибрация ротора с одним диском и связанные с ней явления оказались не описанными существующей аналитической теорией. Отметим также следующее. Если диск жестко закреплен на валу, то его вращение (углы |/5 ф) передаются валу, вызывая прецессию вала (угол у) и вращение вала вокруг своей изогнутой оси (угол ф). Это должно найти отражение в движении упругой оси вала, что и получено в работе в виде дифференциального уравнения упругой линии вращающейся балки. Кроме того, нужно было для каждой стационарной частоты со вращения ротора найти конкретно частоту прецессии ц/ =п и частоту собственного вращения ф =к ротора. Последнее было получено в результате использования условия вращения ротора для свободных колебаний, позволившего найти частоты п, к. Таковы основные идеи использования классических углов Эйлера в данной работе. Эти идеи в существующей литературе не упоминаются. Их реализация приводит к возможности аналитического решения задачи о собственных и вынужденных колебаниях ротора с одним диском и установления всего спектра условий, при которых осуществляется сложный режим одновременного вращения вокруг оси опор и оси симметрии ротора. В этом состоит актуальность настоящей работы.

Работа выполнена в рамках направления «6. Атомная наука» и соответствует основной задаче «6.9. Общеотраслевые и обеспечивающие работы» Минатома России на 2003;2006 годы (приказ Министра от 22.05.2003 № 238).

Таким образом, цель работы: рассмотреть движение ротора с одним диском с применением классических углов Эйлера. Найденное решение должно описывать основные опытные данные по колебаниям и неустойчивости ротора.

Для достижения цели решаются задачи составления и решения дифференциальных уравнений движения ротора и вала. При решении поставленных задач используются как углы а, (3, у, (как более простые при составлении линейных уравнений движения ротора), так и углы |/, 0, ф (как несущие в себе главную особенность вращения ротора).

Новизна полученных результатов. В результате решения поставленных задач установлено, что основой всех наблюдаемых особенностей движения ротора с одним диском (незатухающая вибрация, самовозбуждение, неустойчивость, критические скорости высших порядков, субгармонические частоты) является одновременное вращение ротора вокруг оси опор (угол |/) и вокруг оси симметрии ротора (угол ф). Все эти особенности получили объяснение с единой точки зрения. В этом новизна полученных результатов.

При постановке задач заранее было неизвестно какие именно параметры могут вызывать те или иные особенности движения ротора. Поэтому, чтобы не оставить какое — либо явление без объяснения, вся задача решалась в самом общем виде с учетом таких параметров ротора как зазоры в опорах, коэффициенты демпфирования и т. д. Такой подход способствовал выявлению дополнительных особенностей движения ротора с одним диском.

Можно отметить следующие экспериментальные данные: ротор с центральным диском самовозбуждается (т.е. возникает одновременное вращение вокруг оси опор и оси симметрии диска) не в момент прохождения первой критической скорости (как это имеет место для роторов с нецентральным диском), а в момент прохождения второй критической скорости. Вопрос о причинах та7 кого необычного поведения ротора с центральным диском в литературе даже не ставится. Но эти экспериментальные данные получили адекватное описание в настоящей работе. Возможность такого описания также возникла благодаря использованию классических углов Эйлера и явному учету одновременного вращения диска вокруг оси опор и оси симметрии ротора.

Теоретическая и практическая значимость. В ходе решения поставленной задачи возникла необходимость решения предварительных и промежуточных задач, имеющих общую теоретическую значимость. Основные из этих задач следующие:

Кинематика вращения ротора.

Дифференциальное уравнение трехмерной (не плоской) упругой линии вращающейся балки.

Определение коэффициентов демпфирования ротора.

Определение частоты собственного вращения ротора.

Решение кубического уравнения.

Полученные результаты позволяют проектировать ротора с заранее заданными свойствами.

В целях упрощения доказательство некоторых вопросов вынесено в Приложения. Ссылки из Приложений в основной текст делается обычным способом, например, формула (3.15) и т. п. Производные типа ^ обозначаются dz dt как U'", t. Рассматриваемые функции непрерывны вместе со своими частными производными. Поэтому производные не зависят от порядка дифференцирования. Например, U'" t, = U'" :t и т. п.

Основные идеи работы были доложены на семинаре в Институте проблем механики (г. Москва, 1983 г.), на семинаре в Уральском государственном университете (Екатеринбург, 1993 г.). Результаты работы докладывались на Восьмом Всероссийском съезде по теоретической и прикладной механике (Пермь, 2001) и на семинарах в Уральском государственном техническом университете (Екатеринбург, 2003 г.).

ВЫВОДЫ.

1. Получено дифференциальное уравнение движения вала постоянного сечения с учетом внутреннего трения и кинематики вала.

2. Рассмотрено движение вала в двух жестких безмоментных опорах. Найдено движение такого вала с учетом начальных и краевых условий движения. Впервые при нахождении движения вала использованы начальные условия движения.

3. Особенности движения вала в двух жестких безмоментных опорах следующие.

1. Собственные колебания вала есть сумма бесконечного числа гармоник, возникающих от внешнего возмущения. Амплитуды гармоник определяются начальными условиями движения и равны нулю, если возмущения отсутствуют.

2. С увеличением частоты вращения вала первые гармоники последовательно становятся неустойчивыми. Число неустойчивых гармоник увеличивается с увеличением частоты вращения вала, но общее их число ограничено параметрами ротора.

3. Частота, при которой возникает первая неустойчивая гармоника, является критической для вала. Эксплуатация вала за критической частотой невозможна вследствие неустойчивости гармоник. Найдена формула критической частоты.

4. При определенных параметрах вал может не иметь критической скорости. В этом случае вал устойчив при любой частоте вращения.

4. Создана эффективная программа расчета критических скоростей многоучасткового вала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Экспериментальные результаты исследования колебаний вращающихся роторов с одним диском в целом ряде случаев не описываются существующими аналитическими теориямиряд режимов, особенно связанных с незатухающей вибрацией и ролью зазоров в опорах, не изучен ни экспериментально, ни теоретически. Одной из причин трудностей соответствующей аналитической теории является недостаточное использование углов Эйлера для описания сложного вращения диска одновременно вокруг оси опор и собственной оси вращения.

В работе предложен метод аналитического описания свободных и вынужденных колебаний вращающегося ротора на безмассовом валу, позволяющий находить частоты прецессии и собственного вращения, когда они оба не равны нулю. В поставленной задаче принимается во внимание упругость и демпфирование в опорах, а также упругость и внутреннее трение в материале вала, зазоры в опорах, несовпадение центра масс диска с осью опор и точкой крепления диска на валу. Отдельно рассмотрена теория колебаний вращающегося вала с распределенной массой. На основе решения выше описанных задач получены следующие результаты и выводы.

1.Для уравновешенных и неуравновешенных роторов с центральным и нецентральным расположением диска найдены амплитудно — частотные характеристики, которые описывают весь комплекс известных соответствующих опытных данных. Все раннее известные расхождения соответствующих опытных и теоретических результатов преодолены.

2. В соответствии с полученными теоретическими результатами предложено все промышленные ротора делить на четыре типа:

Прецессионный (опоры упругие, вал жесткий), нет режима незатухающей вибрации.

Нутационный (опоры и вал жесткие), закритическая область частот характеризуется наличием постоянной незатухающей вибрации.

Субгармонический (первый тип: опоры и вал упругие), в закритической области имеются отдельные частоты, при которых возникают нутационные колебания.

Субгармонический (второй тип: опоры жесткие, вал упругий), в закритической области также имеют место отдельные частоты с нутационными колебаниями.

3. На основе разработанной аналитической теории роторов с одним диском создана программа для персонального компьютера «Особенности движения ротора». Программа позволяет находить все особенности движения ротора (критические частоты, частоты прецессии и частоты собственного вращения, собственные частоты, частоты субгармонических колебаний, амплитуды колебаний, усилия в опорах), соответствующие его параметрам. По результатам расчетов по программе можно проектировать роторы с заранее заданными свойствами.

4. Полученные амплитудно — частотные характеристики содержат ряд особенностей (субгармонические частоты, критические частоты высших порядков, частоты вхождения в неустойчивость, поведение уравновешенных роторов), которые требуют дальнейшей опытной проверки.

5. Найдено движение вала с учетом не только краевых, но и начальных условий движения. Показана неустойчивость некоторых гармоник вала. Создана быстродействующая программа расчета критических скоростей многоучасткового вала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Lees. The wirling of an overhung eccentrically loaded shaft. «Phil. Mag.», 1923, t.45, № 6, c.689/
  2. Newkirk B.L. Shaft Whipping, General Electric Review, 1924, Vol.27, March, p. 169−178.
  3. Kimball A.L. Jnternal Friction Theory of Shaft Whipping. General Electric Review, 1924, Vol. 27, N 4, p. 244.
  4. Newkirk B.L., Taylor H.D. Shaft Whipping due to Oil Action in Journal Bearing. General Electric Review, 1925, Vol. 28, August, p. 559−568.
  5. A.H. Об определении критических скоростей вращающегося вала, М.: АН СССР, 1932.
  6. А.Н., Крутков Ю. А. Общая теория гироскопов и некоторых технических их применений. JL: Изд-во АН СССР. -355с.
  7. А.К. К гидродинамической теории смазки. Гидродинамическая теория смазки. M.-JL: ОНТИ, 1934, с. 361−448.
  8. E.JI. К теории гибкого’вала // Труды Ленинград, индустр. ин— та, N 6, 1937. (Работа находится в собрании трудов Николаи Е. Л. Труды по механике. М.: Гос. изд. техн.-теор. лит., 1955, — с. 419−435.)
  9. П.Л. Устойчивость и переход через критические обороты быстро вращающихся роторов при наличии трения // Журн. техн. физики, IX. Вып.2, 1939.
  10. Hagg А.С. The Influence of Oil-Film Journal Bearing on the Stability of Rotating Machines. JAM. 1946, Vol. 13, No 3, p. A-211−220.
  11. С.И. Демпферные опоры турбомашин Научно — технический бюллетень. Кислород, 1949, № 3, с. 1−11.
  12. Г. С. Колебания упругих систем с учётом рассеяния энергии. Киев: АН УССР, 1955. -216с.
  13. Е.С. Внутреннее и внешнее сопротивление при колебаниях твердых тел. М.: ЦНИИСК, вып. 3, Гостройиздат, 1957. 66с.
  14. Э.Л. Об устойчивости валов за критическими скоростями вращения. М.: Изв. АНСССР, ОТН, 1957, N5-c. 104−107.
  15. Э.А. Влияние сил сопротивления на устойчивость вращающихся валов // Проблемы прочности в машиностроении, вып.1, изд-во АН СССР. 1958.-С.З.
  16. Ф.М. Изгибные колебания вращающихся валов. М.: АН СССР, 1959, -248с.
  17. Расчеты на прочность в машиностроении, т. 3. — М.: Машгиз, 1959.1118с.
  18. С.И. Демпфирование механических колебаний. -М.: Физмат-гиз, 1959, 408с.
  19. Е.С. К теории внутреннего трения при колебаниях упругих тел. М.: Изд-во Акад. Строительства и архитектуры СССР, 1960. 131с.
  20. Den Hartog J.P. Mechanical vibration, New York Toronto London, 1956 (Русский перевод: Дж.П. Ден-Тартог Механические колебания. Пер. с англ.-М.: Гос.изд. физико-мат. лит., 1960. 580 с.
  21. В.В. Неконсервативные задачи теории упругой устойчивости. М.: Физматгиз, 1961.-339с.
  22. А. Теория смазки в инженерном деле. М.: Машгиз, 1962.295с.
  23. М.С. Вибрация валов в подшипниках скольжения высокооборотных машин/ Сб. Развитие гидродинамической теории смазки быстроходных машин. -М.: АНСССР, 1962, с.5−128.
  24. Г. С. Рассеяние энергии при механических колебаниях. Киев: Изд-во АНССР, 1962. -436с.
  25. С.И. Демпфирование колебаний ненагруженных роторов с опорами скольжения. -Изв. АНСССР, ОТН, Механика и машиностроение. 1962,4, с.118−119.
  26. А.Ю. Механика гироскопических систем. М.: Изд.-во АНСССР, 1963.-482с.
  27. А. Танигути О. Об осевых гармонических колебаниях, обусловленных движением шариков в шариковом подшипнике. Механика. (Периодический сборник переводов иностранных статей). -М.: Мир, 1963, 3(79), с.57−68.
  28. А. Танигути О. Об субгармонических колебаниях порядка 1/2, возбуждаемых при движении шариков шарикоподшипника. Механика. -М.: Мир, 1963,3(79), с.43−55.
  29. Новиков JI.3. Статика радиально опорного шарикового подшипника. — Изв. АНСССР, Механика и машиностроение, 1963,№ 5,с.17−28.
  30. Т. О субгармонических и суммарных и разностных гармонических колебаниях вращающегося вала. Сб. переводов, Механика, 1963,№ 4, с.61−73.
  31. М.Я. Автоколебания роторов. -М.: АНСССР, 1963.-168с.
  32. Н.Н., Митропольский Ю. А. Асимптотические методы в теории нелинейных колебаний. -М.: Физматгиз, 1963, -450с.
  33. Tondl A. Some Problems of Rotor Dynamics. Prague, London, 1965, p.434 (Русский перевод: Динамика роторов турбогенераторов. — М.: Энергия, 1971 г).
  34. М.Ф. О применении упругих опор в гибких роторах // Машиноведение, 1967, № 1, с.57−67.
  35. Ф.С., Яковлев В. И. Экспериментальное исследование автоколебаний высокооборотных роторов// Изв. АН СССР, Машиноведение, 1974, № 5, с 21−28.
  36. Ю.А., Самойленко A.M. Асимптотическое исследование слабонелинейных колебательных систем (препринт). Киев, АНУССР, 1976. -54с.
  37. Г. С., Матвеев В. В., Яковлев А. П. Методы определения характеристик демпфирования колебаний упругих тел. Киев: «Наукова думка», 1976. -85с.
  38. Ю.А., Самойленко A.M. Исследование колебательных систем второго порядка (препринт). Киев, АНУССР, 1976. -50с.
  39. Ф. С. Журавлев Ю.Н., Яковлев В. И. Расчет и конструирование роторных машин. Л.: Машиностроение, 1977, — 284с.
  40. Gasch R., Markert R., Pfutzner H. Acceleration of unbalanced flexible rotor through the critical speeds.//J/ of Sound and Vibration. 1979, Vol. 63, № 3. -P. 393−409.
  41. Г. А., Симоновский В. И., Пшик В. Р. Экспериментальное определение коэффициентов гидродинамических сил в лабиринтных уплотне-ниях.//Машиноведение, 1981, 5. с.39−41.
  42. Ф.С., Циманский Ю. П., Яковлев В. И. Динамика роторов в упругих опорах. -М.: Наука, 1982, 279 с.
  43. А.Ю., Борзов В. И., Степаненко Н. П. Лекции по теории гироскопов. Изд-во МГУ, 1983, -243с.
  44. В.А., Рудис М. А. О динамике роторов гидромашин.// Теория механизмов и машин, 1984, вып. 98,99. с. 18−27.
  45. В.И. Устойчивость и нелинейные колебания роторов центробежных машин. -Харьков: Вища шк. Изд-во при Харьк. ун-те, 1986. -120с.
  46. Я.Г., Губанова И. И. Устойчивость и колебания упругих систем. М.: Наука, 1987. -352 с.
  47. В.И. Влияние жесткости опор на динамические свойства гибкого ротора.// Проблемы машиностроения и надежности машин, 1990, 2, с.36−37.
  48. Е.В., Мелентьев С. Н., Проданов М. Е., Чегодаев Д. Е. Оптимизация управляющих роторных систем демпфированием в опорах.//Проблемы машиностроения и надежности машин, 1990, 4, с.27−32.
  49. В.И. О влиянии дисбаланса на устойчивость ротора центробежной машины.//Проблемы машиностроения и надежности машин, 1990, 6, с.35−38.
  50. В.И. О вибрационном гашении автоколебаний рото-ров.//Проблемы машиностроения и надежности машин, 1991, 6, с. 19−22.
  51. А.Ю., Стороженко В. А., Темченко М. Е. Вращение твёрдого тела на струне и смежные задачи. М.: Наука. 1991, — 329с.
  52. Е.А., Митропольский Ю. А. Метод усреднения в исследовании резонансных систем. М.: Наука, 1992, -220с.
  53. А.С., Малинин Л. М., Управление колебаниями роторов. СПб.: Политехника, 1992.-118с.
  54. А.С., Меллер А. С. Рациональные пределы точности баланси-ровки.//Проблемы машиностроения и надежности машин, 1992, 1, с.19−25.
  55. А.С., Исаюк Саевская А.Р. Динамика вертикальной центрифуги.// Проблемы машиностроения и надежности машин, 1993, 5, с.27−34.
  56. Вибрации в технике. Справочник в 6 т. Т. 6 Защита от вибрации и ударов. Под редакцией академика РАН К. Ф. Фролова. М.: Машиностроение, 1995. Часть вторая. Демпфирование колебаний, с. 132−174.
  57. Л.Я. Исследование устойчивости движения слабосвязанных роторных систем.// Проблемы машиностроения и надежности машин, 1998, 1, с.12−15.
  58. Д.К., Балякин В. Б. Динамика ротора газотурбинного двигателя с гидродинамическими демпферами в опорах.//Проблемы машиностроения и надежности машин. 1999, 6, с.28−39.
  59. Ф.М., Корочигов Н. Г., Востоков B.C. и др. О методике испытания модели вертикального ротора с электромагнитными подшипниками и переносе результатов испытаний на натуру.//Проблемы машиностроения и надежности машин, 2001, 2, с.93−97.
  60. А.В. Емельянов И.А Деркач М. И. Основные положения и результаты нелинейной теории бинарных газовых подшипников.// Проблемы машиностроения и надежности машин. «2001, 3, с.41−48.
  61. В.И., Елькин Д. В. Влияние зазоров в опорах скольжения на устойчивость ротора.//Проблемы машиностроения и надежности машин, 2002, 4, — с. 19−26.
  62. А.Ю., Стороженко В. А., Темченко М. Е. Исследование устойчивости сложных механических систем. —М.: Наука, 2002, -399с.
  63. В.Н., Матвеев А. Е. О расчете критических частот вращения роторов авиационных двигателей.// Проблемы машиностроения и надежности машин. 2003, 1, с.19−22.
  64. В.Н., Игумнов И. Н. Исследование эффекта Зоммерфельда на основе механической модели вращающегося ротора.//Проблемы машиностроения и надежности машин, 2003, 3, с. З
  65. Л.Я., Никифоров А. Н. Колебание ротора внутри плавающего уплотнительного кольца.//Проблемы машиностроения и надежности машин, 2003, 5, с. 19−25.
  66. С.П. Введение в теорию колебаний. -М.: Наука, 1964.- 435с.
  67. Н.Н. Основной курс теоретической механики, часть I. -М.: Наука, 1969.-467с.
  68. Н.Н. Основной курс теоретической механики, часть II. -М.: Наука, 1969.-391с.
  69. B.JI. Прикладная теория механических колебаний. М.: «Высшая школа», 1972.-415с.
  70. И.В. Динамика конструкций летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1972. -416 с.
  71. С.П., Янг Д.Х., Уивер У. Колебания в инженерном деле. -М.: «Машиностроение», 1985.-471 с.
  72. Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. -М.: «Наука», 1974. -831с.
  73. А.Г. Курс высшей алгебры. -М.: «Наука», 1975. -431с.
  74. Н.М. Сопротивление материалов. -М.: Наука, 1976.-607с.
  75. Математический энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1988. -846с.
  76. И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике М.: Наука, 1980, -976с.
  77. .П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу. -М.: Наука, 1966. -540с.
  78. Исследование устойчивости движения и демпфирования колебаний валов. Часть 1. Расчет и оптимизация стационарного режима вращения вала. Отчет о НИР. СвердНИИхиммаш,-Инв. N I486.- Свердловск, 1974, с. 1−43.
  79. В.И. О движении твердого тела, закрепленного на опорной оси /СвердНИИхиммаш. Свердловск, 18.02.82, — 14 с. Деп. в МРС «ТТЭ», серия «А», вып. 5, 01.09.82, № Д5 007.
  80. В.И. Проблемы теории движения роторов // Труды Сверд-НИИхиммаша. Серия: оборудование для оснащения радиохимических процессов. Екатеринбург, 1994. — Вып.1 (65), -с. 105−113.
  81. В.И. Движение ротора с учетом демпфирования в опорах и внутреннего трения в материале вала // Труды СвердНИИхиммаша. Серия: оборудование для оснащения радиохимических процессов. Екатеринбург, 1994. -Вып.1 (65),-с. 114−122.
  82. В.И. Динамические условия эксплуатации роторов центробежных машин и аппаратов // Труды СвердНИИхиммаша. Серия: оборудование для оснащения радиохимических процессов. Екатеринбург, 1997. — Вып. З (67), -с. 124−129.
  83. В.И. Движение и критические скорости вращающегося вала // Труды СвердНИИхиммаша. Серия: оборудование для оснащения радиохимических процессов. Екатеринбург, 1997. — Вып. З (67), -с. 130−135.
  84. В.И. Условия вращения ротора // Труды СвердНИИхиммаша. Серия: оборудование для оснащения радиохимических процессов. -Екатеринбург, 1998. Вып.5 (69), -с. 141−147.
  85. В.И. Особенности движения ротора. Тезисы доклада на Восьмом Всероссийском съезде по теоретической и прикладной механике. Пермь, 2001.
  86. Отчет о проверке правильности работы программы «Особенности движения ротора». Екатеринбург. СвердНИИхиммаш. Инв.№ 3146, 2002.
Заполнить форму текущей работой