Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы борьбы с преступными сообществами: По материалам Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В стране нет устоявшегося мнения о количестве преступных групп, относимых к организованной преступности. Статистика противоречива, поскольку четкого критерия оценки нет. Отсюда их число колеблется в разных отчетах и публикациях от 5 тыс. до 11, 6 тыс., количество участников составляет 83 тыс. человек.1 Одним из главных признаков организованной преступности в России является наличие преступных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Уголовно-правовые проблемы борьбы с организацией преступного сообщества (преступной организации)
    • 1. Объективные признаки статьи 210 УК РФ
    • 2. Субъективные признаки статьи 210 УК РФ
    • 3. Проблемы применения статьи 210 УК РФ
    • 4. Проблемы квалификации организации преступного сообщества (преступной организации)
  • Глава 2. Криминологический анализ организации преступного сообщества (преступной организации)
    • 1. Состояние, структура, динамика и основные тенденции развития организации преступного сообщества преступной организации)
    • 2. Факторы, детерминирующие организацию преступного сообщества преступной организации)
    • 3. Криминологическая характеристика личности организаторов, руководителей и участников организации преступного сообщества
  • Глава 3. Проблемы специально-криминологической борьбы с преступными сообществами
    • 1. Разработка специального законодательства по борьбе с преступными сообществами
    • 2. Роль специализированных подразделений по борьбе с преступными сообществами
    • 3. Проблемы эффективности и совершенствования мер борьбы с преступными сообществами

Проблемы борьбы с преступными сообществами: По материалам Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Кризисные явления в экономике России, ослабление роли государства в управлении общественно-политическими процессами, правовой нигилизм, разрушение старых моральных ценностей и отсутствие новых, межнациональные конфликты способствовали росту преступности и появлению феномена организованной преступности.

Организованная преступность представляет серьезную опасность для общества и государства. Это масштабное криминальное явление оказывает дестабилизирующее влияние на социально-экономическую сферу, препятствует осуществлению реформ и представляет угрозу национальной безопасности России. Население страны остро переживает свою незащищенность перед преступностью, наиболее опасными ее видами и формами. Страх перед преступностью в 2001 году испытывали практически 60% опрошенных граждан, перед «мафией» — каждый третий. Отмечается, что «относительная стабилизация и даже некоторое улучшение социально-экономической обстановки в России отнюдь не влекут за собой автоматического роста чувства защищенности и безопасности».1.

Среди наиболее опасных преступных деяний, совершаемых организованными преступными формированиями, особо место занимают убийства по найму, похищения человека, незаконный оборот оружия и наркотиков, совершение преступлений террористического характера. В последние годы заканчиваются расследованием до 140 -150 дел об убийствах по найму, хотя, как отмечают специалисты, их совершается значительно больше, до 500−600 ежегодно.2 Жертвами наемных убийц становятся.

1 Десять лет российских реформ глазами россияи// Социологические исследования. 2002. № 10 (222). С. 25.

2 Ванюшкин C.B. Организованная преступность в России и проблемы борьбы с ней // Организованный терроризм и организованная преступность. М. 2002. С. 103. предприниматели, банкиры, государственные и общественные деятели, журналисты и сами представители организованной преступности.

В стране нет устоявшегося мнения о количестве преступных групп, относимых к организованной преступности. Статистика противоречива, поскольку четкого критерия оценки нет. Отсюда их число колеблется в разных отчетах и публикациях от 5 тыс. до 11, 6 тыс., количество участников составляет 83 тыс. человек.1 Одним из главных признаков организованной преступности в России является наличие преступных объединений для систематического занятия преступлениями. Речь идет о так называемом высоком уровне организованной преступности — преступных сообществах или о криминальных организациях с так называемой сетевой структурой. В этих объединениях существует выраженная иерархия, иными словами, соподчиненность участников, жесткая дисциплина на основе устанавливаемых правил поведения и уголовных традиций, характерных для преступного мира России. Преступные сообщества ныне они действуют практически во всех субъектах России. Преступления, совершенные преступными сообществами (преступными организациями), приобрели в нашей стране значительный размах и характеризуются крайне негативными тенденциями.

Деятельность российских преступных сообществ (преступных организаций) получила распространение и за рубежом: Западная Европа, США, страны Азии и Латинской Америки. Имея долговременные устойчивые транснациональные связи и активно действуя за рубежом, российская организованная преступность в соединении с зарубежной организованной преступностью представляет угрозу и мировому сообществу. В одном из документов ООН (девятого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 1990 года) говорится: «Организованная.

1 См.: Организационно-правовые проблемы борьбы с организованной преступностью. Воронеж. 1998. С. 52. преступность создает прямую угрозу национальной, международной безопасности, стабильности и представляет собой фронтальную атаку на политические и законодательные власти, а также создает угрозу самой государственности.".'.

Актуализируются выводы, содержащиеся в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Основные факторы, указанные в Концепции, способствующие росту преступности, особенно ее организованных форм и коррупции, остаются, по сути, незыблемыми. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ, устранить пока не удалось, а их последствия проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми операциями и товаропроводящими сетями. «В связи с этим, -подчеркивается в Концепции, — борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер».2.

Безуспешная борьба с организованной преступностью в России видится не столько в слабости правоохранительных и судебных органов, сколько в недостаточном криминологическом и уголовно-правовом обеспечении данного направления их деятельности. Почти за двадцатилетний период изучения организованной преступности собран достаточно объемный эмпирический материал о данном феномене, проведены анализы и обобщения, сделаны некоторые выводы, которые порой находят свое отражение в законодательстве. Тем не менее, практика работы этих органов выявляет неполноту знаний об организованной преступности, что снижает эффективность борьбы с ней.

1 Цит. По: Лунеев В. В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции // Государство и право. 1996. № 4. С. 97.

2 Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300, в редакции от 10 января 2000 года.

Несмотря на активную законодательную деятельность, касающуюся борьбы с преступностью, в начале XXI века, законы по-прежнему не позволяют эффективно реагировать на наиболее опасные криминальные явления: организованную преступность, организованный терроризм и коррупцию ® До сих пор не принят комплексный Федеральный закон о борьбе с организованной преступностью, не рассмотрено предложение криминологов о введении в УПК РФ главы об особенностях производства по уголовным делам о преступлениях организованных преступных формирований.

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года впервые предусмотрел уголовную ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации). Нормы, предусматривающие такую ответственность, выделены законодателем в самостоятельную статью 210 УК • РФ, определяющую одновременно одну из форм преступного объединения. Эта норма устанавливает уголовную ответственность за собственно создание преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем. Тем не менее, остается нерешенным целый круг вопросов. Не установлены границы проблемы, не разработан понятийный аппарат, включая определение понятия преступного сообщества (преступной организации) и его признаковпока ' отсутствует глубокий юридический анализ данного состава преступления.

Поэтому при реализации данной нормы возникает ряд проблем. Можно говорить об «уязвимой» формулировке диспозиции статьи 210 УК РФ. Как Ф известно, в суд направляются только те дела (единичные), по которым проходили лица, обвиняющиеся одновременно в совершении других преступлений. Это рассматривается в качестве гарантии того, что обвиняемый не будет оправдан. Однако, «примерно до 40% случаев квалификации деяний по ст. 210 УК РФ отвергались судами».1 Имеется и случаи оправдания судами лиц, обвиняемых по статье 210 УК РФ.

1 Преступность в России в начале XXI века и реагирование на нее. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2004. С. 84.

Говоря о борьбе с преступными сообществами, следует иметь в виду, что уровень организации данного направления борьбы с преступностью не высок. Особенно это касается Северокавказского региона. Российские правоохранительные структуры развиваются преимущественно за счет экстенсивного наращивания сил и средств. Работа ведется в основном в основании криминальной пирамиды, с отдельными набегами на ее среднюю часть. Как верно отмечают некоторые авторы (Адашкевич Ю.Н.), тактика (стратегии практически нет) выстраивается преимущественно по старому полицейскому принципу — от факта преступления, а не от субъекта.1 Не дотягивают до современных требований анализ, информационная и агентурная работа.

Вышесказанное обусловливает актуальность, теоретическую и практическую значимость проблемы борьбы с преступными сообществами.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с организацией преступного сообщества (преступной организации), законодательство об ответственности за организацию преступного сообщества или участие в нем, а также практика противодействия преступным сообществам на уровне РФ и РД. —.оосм.

Предметом исследования являются уголовное и 1 аконодательства,^ касающиеся организации и деятельности преступных сообществ, уголовно-правовые, организационно-управленческие и оперативно-розыскные средства, методы и способы, применяемые правоохранительными органами в процессе борьбы с организацией преступного сообщества (преступной организации).

Цель и задачи исследования

.

Целью исследования является обозначение и анализ уголовно-правовых и криминологических проблем борьбы с организацией преступного сообщества.

1 См.: Направления борьбы с организованной преступностью//Организованная преступность-4. Сборник научных трудов. М.: Российская криминологическая ассоциация. 1998. с. 144. преступной организации) и попытка определить новые подходы в предупреждении данного преступления, в повышении эффективности борьбы с ним.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1) проанализировать объективные и субъективные признаки состава преступления в виде организации преступного сообщества (преступной организации), предусмотренного ст. 210 УК РФ;

2) изучить проблемы, связанные с трудностями практического применения статьи 210 УК РФ;

3) исследовать проблемные вопросы квалификации организации преступного сообщества (преступной организации) и отграничения от иных сходных составов преступления;

4) изучить состояние, динамику и основные тенденции развития организации преступных сообществ в России и Республике Дагестан;

5) выявить факторы, способствующие организации преступных сообществ (преступных организаций), отметив специфические особенности, присущие Дагестану;

6) дать характеристику личности организатора и руководителя преступного сообщества (преступной организации), его участников;

7) отразить разработанность специального законодательства по борьбе с преступными сообществами, как в России, так и за рубежом;

8) показать роль и значение специализированных подразделений по борьбе с преступными сообществами;

9) дать рекомендации по повышению эффективности и совершенствованию мер борьбы с преступными сообществами.

Методологическая, нормативная, теоретическая и эмпирическая основы исследования. В процессе работы над диссертацией были использованы и применены ряд научных методов исследования и анализа, в числе которых: сравнительно-правовой, системно-структурный, логико-юридический, документальный, статистический и социологический.

Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации 1993 года, Уголовный кодекс РФ 1996 года, Уголовно-процессуальный кодекс РФ 2001 годаФедеральные законы: «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 года, «О борьбе с терроризмом» 1998 года, «О противодействии экстремисткой деятельности» 2002 года и иные законыУказ Президента РФ «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» 1997 года. В работе использовано также постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» 1997 года. Используются ряд подзаконных и ведомственных актов Республики Дагестан.

Теоретической основой исследования являются современные достижения в области уголовного права, криминологии, оперативно-розыскной деятельности.

Изучены работы таких авторов, как Антоняна Ю. М., Астемирова З. А., Быкова В. М., Булатова P.M., Гаухмана Л. Д., Гришко Е. А. Вашошкина C.B., Волобуева А. Н., Долговой А. И., Кислякова А. В, Лунеева В. В., Максимова C.B., Мухина А. А, Овчинского В., Осипкина В. Н., Томильской Е. В., Тройнова С. П., Шеслера A.B. и т. д.

Эмпирическую базу исследования составили материалы 70 уголовных дел, возбужденных по статье 210 УК РФ, 15 уголовных дел по фактам совершения преступлений по статье 210 УК РФ, рассмотренных Верховным судом Республики Дагестан за период 1997;2004 г. г., статистические данные ИЦ МВД Республики Дагестан, ИЦ МВД Республики Адыгея, Астраханской области, Ставропольского края, Краснодарского края, Волгоградской области за период 1997;2005 г. г., оперативные материалы УБОП МВД РД за период 2001;2005 г. г., справки о состоянии работы правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью, составленные Прокуратурой РД за период 2003;2005 г. г.

Были изучены и использованы статистические данные из ежегодных сборников Российской криминологической ассоциации. В рамках научного ® исследования проводились опросы работников правоохранительных органов. Научная новизна исследования.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в работе впервые комплексно и системно анализируются уголовно-правовые, криминологические, и, в некоторой мере, уголовно-процессуальные меры борьбы с преступными сообществами с учетом региональных особенностей. Основные положения, выносимые на защиту.

1. Законодатель, предлагая критерий — организация должна быть создана • для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, поступил не совсем предусмотрительно. Нельзя однозначно утверждать, что преступные сообщества ставят цель совершения именно тяжких и особо тяжких преступлений. Попутно с данными преступлениями могут совершаться преступления небольшой и средней тяжести. Поэтому полагаем, что целесообразно внести коррективу в ч.1 ст. 210 УК РФ, указав в ней в качестве цели — совершение преступлений, не конкретизируя их по степени тяжести.

2. Практическое применение ст. 210 УК РФ сталкивается с определенными Ф трудностями, связанными с тем, что почти все содержащиеся в диспозиции ст. 210 УК РФ понятия являются оценочными. Анализ разных суждений и мнений, бытующих в науке уголовного права и криминологии, уяснение этимологического значения терминов «преступное сообщество», «преступная организация», позволяют сделать вывод о том, что данные понятия идентичны и их разделение какого-либо значения в уголовно-правовом смысле слова не имеет. Однако в криминологическом значении преступное сообщество и преступная организация представляются отличающимися понятиями. Преступное сообщество — это некий координационный о^ган, имеющий черты «криминального профсоюза» для преступников-профессионалов, и черты партии, когда оно начинает влиять на политические процессы в стране. Преступные сообщества могут преобразоваться в преступные организации или приобрести их отдельные черты. Необходимо внесение соответствующих изменений в текст уголовного закона, либо принятие исходящего от законодателя комментария к соответствующим нормам, которые помогли бы отразить криминальные реалии.

3. Рассмотрены вопросы соотношения и разграничения организации преступного сообщества (преступной организации) от таких составов преступлений, как организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), бандитизм (ст. 209 УК РФ), от террористической организации (указана в ч.1 ст. 205 -1 УК РФ), от организации экстремисткого сообщества (ст. 282−1). Отмечается, что для правоприменителей серьезную трудность представляет правильное разграничение составов «основного» и субсидиарного состава преступления, состоящего в организации преступного сообщества или участия в нем.

Организация преступного сообщества (преступной организации) только по одной статье 210 УК РФ в «чистом виде» квалифицирована быть не может, так как организация преступного сообщества всегда представляет собой совокупность преступлений: по ст. 210 УК РФ и запланированных преступлений.

Рассмотрена проблема квалификации, когда организация преступного сообщества одновременно представляет собой лжепредпринимательство.

4. Анализируя состояние и уровень организации преступного сообщества за последние годы, можно обнаружить устойчивые тенденции роста данного преступления. Сегодня в значительной степени основой деятельности преступных сообществ (преступных организаций) является экономика. Что касается Республики Дагестан, то преступные сообщества имеют специфичные для нашего региона направления деятельности. Это бандитизм, преступления экстремистского характера, терроризм, организация незаконных вооруженных формирований, незаконный оборот оружия и пр. В экономической же сфере наиболее доходными для преступных сообществ остаются топливно-энергетический комплекс, алкогольная промышленность, аграрный комплекс. В блоке причин организации преступного сообщества (преступной организации) применительно к республике Дагестан можно выделить: социально-экономические факторы, новая геополитическая ситуация, этнические и этнопсихологические процессы, религиозно-политический экстремизм. Отмечаются недостатки в работе правоохранительных органов, которые являются порой главными причинами продолжительной антиобщественной деятельности преступных сообществ. В ряду недостатков, прежде всего, следует отметить, что имеет место недооценка общественной опасности организованной преступности в республике и, как следствие, кадровая^ущербность либо неукомплектованность в правоохранительных органах, недостаточное оснащение средствами связи, оргтехникой, обеспечением материально-технической базы специализированных подразделений, ведущих борьбу с преступными сообществами в Дагестане. Серьезной помехой для эффективной работы правоохранительных органов является их постоянная реорганизация. Также при организации предупредительной деятельности не используется весь предоставленный законодательством РФ комплекс оперативно-технических, разведывательно-поисковых возможностей.

6. Дана аргументированная криминологическая оценка личности преступника за организацию преступного сообщества (преступной организации), позволяющая сделать вывод о том, что современный УК РФ не позволяет увидеть в уголовных делах широкую.

• надорганизационную, координирующую и управляющую деятельность иерархов криминального мира в силу того, что она практически не криминализирована. Соответственно необходимо совершенствовать уголовное законодательство.

7. При разработке специального законодательства по борьбе с преступными сообществами, прежде всего, необходимо решить проблему создания эффективного механизма правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, учитывающей специфику ф организованной преступности, особенно такие ее черты, как структурированностьиерархия структурных элементовпланируемость преступной деятельностиналичие в преступных сообществах разведывательных подразделенийконтрразведывательных подразделенийтехнических подразделений. Оценив оперативно-розыскную деятельность дагестанских органов внутренних дел и иных органов, ведущих борьбу с организованными преступными формированиями, можно отметить, что она, к сожалению, отличается «примитивизмом» и наличием определенных проблем.

8. Организованным преступным сообществам успешно может противостоять только система профессионально подготовленных и технически оснащенных подразделений по борьбе с организованной преступностью. Система должна включать 1) специализированные оперативные подразделения по борьбе с организованной преступностью- 2) специализированные следственные подразделения по расследованию организованной преступной деятельности- 3) специализированные подразделения органов прокуратуры по надзору за оперативно-розыскной деятельностью и расследованием и поддержанию государственного обвинения по делам о преступлениях, совершенным преступными сообществами- 4) специализированные суды по рассмотрению уголовных дел о преступлениях, совершенных организованными преступными группами. Только такая система может обеспечить комплексный характер действий правоохранительных органов по борьбе с организованными преступными сообществами, создан эффективный механизм противодействия организованной преступности. Дан обстоятельный анализ работы специализированных подразделений МВД, ФСБ, прокуратуры в направлении борьбы с преступными сообществами в Республике Дагестан.

9. Анализ практики показал, что в ближайшие годы специальные подразделения могли бы активизировать свою деятельность на следующих направлениях: декриминализация преступных группировоких разобщениеподрыв экономической базы преступных сообществ, о лишение их так называемых государственных крыш. V.

10. Необходимо разработать специальную систему исчерпывающих сведений о преступных сообществах. Их надлежит собирать с целью абсолютного владения полного объема информации о противоправной деятельности преступных сообществ. Можно создать рабочую группу при Генеральной прокуратуре РФ, которой следует поручить проанализировать отражение в статистических отчетах информации о преступных сообществах, их участниках и совершаемых ими преступлениях. Целесообразно воссоздать аналитические подразделения в органах прокуратуры.

11. Особое внимание следует уделять подбору кадров правоохранительных органов, когда должны учитываться знания, профессиональные навыки кандидатов в сотрудники, притом, только на независимой и объективной основе. Практические работники нуждаются в различного рода методических разработках, рекомендациях по проведению следственных действий по делам об организации преступных сообществ (преступных организаций).

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость заключается в развитии понятий преступного сообщества (преступной организации) и его признаков, определяется соотношение понятий преступное сообщество и преступная организация. Данное исследование может служить теоретической моделью квалификации организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем. Также в работе отражены проблемы эффективности мер борьбы с преступными сообществами и предложены меры по их совершенствованию.

Практическая значимость исследования определяется тем, что изложенные в нем выводы и предложения могут быть использованы:

— в законотворческой деятельности по совершенствованию уголовного, уголовно-процессуального законодательства;

— в правоприменительной деятельности судебно-следственных органов, осуществляющих привлечение к уголовной ответственности, квалификацию действий организаторов и участников преступных сообществ и назначение им наказания;

— в практической деятельности силовых и правоохранительных структур государства, осуществляющих борьбу с организованной преступностью;

— в научно-исследовательской работе по дальнейшей разработке проблем борьбы с преступными сообществамив учебно-методическом процессе при изучении курсов уголовного права и криминологии в юридических вузах в системе повышения квалификации профессиональных кадров правоохранительных органов, а также при подготовке учебников, лекций, пособий, учебно-методических материалов;

Апробация и внедрение в практику результатов исследования.

Основные положения и дискуссионные вопросы, выводы и результаты, предложения и рекомендации проведенного исследования прошли свою апробацию путем их обсуждения на заседаниях кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Дагестанского государственного университета.

Кроме того, они прошли апробацию в научно-практических конференциях.

Результаты и предложения проведенного исследования обсуждались в правоохранительных органах Республики Дагестан (Прокуратуре РД) и были рекомендованы к внедрению и практическому применению в деятельности силовых и оперативно-следственных подразделений.

Основные положения и выводы, полученные в ходе исследования, нашли отражение в шести опубликованных научных статьях автора.

Структура диссертационного исследования.

Структура диссертации определяется выдвинутыми задачами и подчинена правилам и логике системного исследования. Диссертация выполнена в объеме, отвечающем требованиям ВАК России. Она включает в себя введение, три главы, объединяющие десять параграфов, заключение и список использованной литературы.

В последние годы в России отмечается тенденция разрастания и.

укрепления организованной преступности, в том числе: 1) расширение.

«географии» организованной преступности внутри страны, преимущественно в.

промышленных зонах- 2) укрепление ее позиций в легальном бизнесе путем.

создания предприятий или иных хозяйствующих структур или участия в.

действующих- 3) организация прибыльных преступных отраслей- 4) все более.

активное влияние на экономику страны в целом- 5) настойчивое стремление.

закрепить представителей организованной преступности во властных.

структурах- 6) расширение и укрепление международных, транснациональных.

связей с организованными преступными сообществами иных стран. Оценивая работу правоохранительных органов по борьбе с.

организованной преступностью, опрощенные сотрудники Прокуратуры РД.

откровенно указывают, что эта деятельность пока еще осуществляется не так.

эффективно, как хотелось бы, в основном затрагивает рядовых исполнителей из.

числа преступных сообществ. По данным МВД России, практика борьбы с.

организованной преступностью требует значительного усиления, лидеры.

преступного мира, как правило, остаются на свободе.'.

В этой связи особое внимание следует уделять проблемам борьбы с.

организованными преступными формированиями. Исследовав основные теоретические и практические аспекты проблемы,.

касающейся организации преступных сообществ, мы пришли к следующим.

выводам:

1) уголовно-правовое понятие организации преступного сообщества.

(преступной организации) страдает некоторыми недостатками. К.

таковым относятся: оценочность содержащихся в диспозиции ст. 210.

УК РФ понятийцели, определяемой закоподателем, которую.

' Вапюшкин СВ., Юцкова Е. М. Изменения организованной преступности и деятельность по борьбе с ней. //.

Организованная преступность, мифация, политика. М. 2002. 46. преследует преступное сообщество. Также можно отметить и то, что.

статья 210 УК РФ практически не криминализирует.

надорганизационную, координирующую и управляющую деятельность.

иерархов криминального мир в их общественно опасной деятельности. 2) Преступные сообщества на территории Республики Дагестан.

отличаются некоторыми специфичными криминологическими.

особенностями. Основными направлениями деятельности дагестанских.

преступных сообществ являются: бандитизм, терроризм, организация.

незаконных вооруженных формирований, незаконный оборот оружия и.

пр. В экономической сфере — это топливно-энергетический комплекс,.

алкогольная промышленность, аграрный комплекс. Основными.

факторами, способствующие организации преступного сообщества в.

Дагестане являются социально-экономические факторы, новая.

геополитическая ситуация, этнические и этнопсихологические.

процессы, религиозно-политический экстремизм. 3) Анализ российского законодательства по борьбе с организованной.

преступностью позволяет сделать вывод, что оно несовершенно, носит.

разрозненный характер и уступает законодательству таких зарубежных.

стран, как США и Италия, имеющих большой опыт в борьбе с.

организованной преступностью. Возможности исследования.

результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе.

доказывания по уголовным делам крайне низки вследствие.

неурегулированности этого вопроса в уголовно-процессуальном.

законодательстве России. Данное обстоятельство снижает.

эффективность оперативно-розыскной деятельности в борьбе с.

организованной преступностью. Оценив оперативно-розыскную деятельность дагестанских органов.

внутренних дел и иных органов, ведущих борьбу с организованными.

преступными формированиями, можно отметить, что она, к сожалению,.

отличается «примитивизмом» и наличием определенных проблем. 4) Организованным преступным сообществам может успещно.

противостоять только система профессионально подготовленных и.

технически оснащенных подразделений по борьбе с организованной.

преступностью. Специальные подразделения могли бы активизировать.

свою деятельность на таких направлениях, как декриминализация.

преступных группировоких разобщение, подрыв экономической базы.

преступных сообществ, лишение их государственных «крыш». 5) Необходимо принять соответствующие руководящих разъяснения по.

вопросам, касающимся ст. 210 УК РФ, исходящих от Пленума.

Верховного Суда Российской Федерации. Как известно, ст. 210 УК РФ.

действует с 1 января 1997 года и за период 1997;2005 г. г. уже.

сложилась практика расследования и рассмотрения уголовных дел.

этой категории, хотя и недостаточно полная и исчерпывающая, но все-таки позволяющая сделать определенные выводы, которые были бы.

чрезвычайно полезными для органов предварительного расследования,.

прокуроров и судов. 6) В практике органов, осуществляющих оперативно-розыскную.

деятельность, немало упущений и недостатков, влияющих на состояние.

работы по предотвращению преступлений, совершаемых преступными.

сообществами. Это связано: 1) с отсутствием «комплексного» подхода в.

деле борьбы с оргпреступностью со стороны местных органов.

внутренних дел и безопасности- 2) со стремлением подразделений.

УБОП МВД РД создать видимость эффективной работы- 3) со.

случаями необоснованного прекращения оперативных разработок.

взятых на учет преступных сообществ- 4) с недооценкой общественной.

опасностн лидеров преступных сообществ, криминальных авторитетов;

7) Необходимо разработать специальную систему исчерпывающих.

оперативных сведений о преступпых сообществах. Их надлежит.

собирать с целью абсолютного владения полного объема информации о.

противоправной деятельности преступных сообществ. Соответственно.

необходимо укреплять агентурный аппарат, особенно в органах.

государственной власти и управления, крупнейших коммерческих и.

иных экономических структурах, способных реально влиять на жизнь.

общества. 8) Особое внимание следует уделять подбору кадров правоохранительных.

органов, ведущих борьбу с преступными сообществами, когда должны.

учитываться знания, профессиональные навыки кандидатов в.

сотрудники, притом, только на объективной и независимой основе. При этом следует иметь в виду, что реализация мер специально криминологического характера будет обречена на неудачу без.

соответствующего подкрепления на общесоциальном уровне. Решающее.

значение имеет подрыв экономических корней преступных сообществ,.

разработка и последовательное осуществление комплекса организационно управленческих, финансовых, налоговых и других мер, создающих.

невыносимые условия для преступного бизнеса и направленных на вытеснение.

из сферы производства и распределения криминальных методов регулирования.

экономических отношений, пресечение движения и легализации преступных.

капиталов. Только тщательная организация предупредительного воздействия на.

организованную преступность, ее причинный комплекс, как на стратегическом,.

так и на оперативно-тактическом уровнях, способны задействовать.

соответствующие социально-экономические, политические, идеологические и.

иные предпосылки, превратить имеющиеся возможности в реальность. Первостепенное значение в этом плане имеет оптимальное финансовое,.

материально-техническое, кадровое, научно-методическое и иное ресурсное.

обеспечение предупредительных мер.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные н нные нормативно-нравовые акты, офнцнальные документы
  2. Конституция Российской Федерации 1993 года М.: НОРМА. 1994.
  3. Уголовный кодекс с изменениями и дополнениями. Официальный текст согласно ФЗ № 162 от 8 декабря 2003 года и ФЗ № 169 от 8 декабря 2003 года. М.: ЮРКНИГА. 2005.
  4. Уголовно-нроцессуальный кодекс РФ (новая редакция). По состоянию на 1 января 2005 года. М. :Элит. 2005.
  5. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 года (12 августа 1995 года) № 144-ФЗ //Вопросырасследования преступлений. Справочное пособие. М.: СПАРК. 2001.
  6. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» 1998 года // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31.Ст. 3808.
  7. Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 1998. № 31.
  8. Федеральный закон „Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“ от 17 декабря 1997 года // Сборник федеральныхконституционных законов и федеральных законов. М. 1998. Вып. 3.
  9. Приказ МВД РД № 1166 „О создании Управления по борьбе с экстремизмом и уголовным терроризмом в структуре МВД РД“ от 11сентября 2000 года.
  10. Постановление Пленума Верховного суда РФ 1997 года „О практике применения судами законодательства об ответственности забандитизм“.// Бюллетень верховного Суда РФ. 1997. № 3.
  11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 „О практике применения судами законодательства об ответственности за171бандитизм“ от 17 января 1997 года // Бюллетень Верховного Суда РФ.1997. № 3.
  12. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря1997 года № 1300, в редакции от 10 января 2000 года.
  13. Монографии, сборники научиых трудов и статьи из иих
  14. А.И. Криминология. Курс лекций. М.: Щит- М. 1998.
  15. З.А. Криминология. Махачкала. 2002.
  16. З.А. Региональные проблемы предупреждения преступлений и эффективность уголовной ответственности // Тезисы док. и сообщ. кнаучно-практической конференции. Махачкала. ДГУ. 1985.
  17. М.М., Гаджиев Н. М. Этнополитические процессы в постсоветском Дагестане. Махачкала. 1997
  18. Ю.М. Терроризм: криминологическое и уголовно-правовое исследование. М.: Щ и т — М. 1998.
  19. А.Х. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности за рубежом и использования ее результатов в уголовномпроцессе. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2004.
  20. P.M., Шеслер А. В. Криминологическая характеристика и профилактика организованной преступности. Казань: РИЦ „Школа“.1999.
  21. СВ. Организованная преступность в России и проблемы борьбы с ней. //Организованный терроризм и организованнаяпреступность М.: Российская криминологическая ассоциация. 2002.
  22. СВ., Даниленко Е. М. Изменения организованной преступности и деятелыюсть по борьбе с ней. // Организованная172преступность, миграция, политика. Сборник научных трудов. М.:Российская криминологическая ассоциация. 2002.
  23. Власть: криминологические и правовые проблемы. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2000.И.Водько Н. П. Уголовно-правовая борьба с организованнойпреступностью. Научно-практическое пособие. М., 2000
  24. А.И. Криминология. Учебник. 1997.
  25. А.И., Евланова О. А. Методика анализа организованной преступности. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2005.
  26. В.В. Общественная безопас1юсть и чрезвычайные ситуации. М.:ЬШИ МВД России. 1999.
  27. И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. М.: Юрид. лит-ра. 1973.
  28. В. А. Некоторые проблемы борьбы с организованной преступностью // Преступность: стратегия борьбы. М.: Российскаякриминологическая ассоциация, НИИ укрепления законности иправопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. 1997.
  29. Квалификация и учет преступлений. Методическое пособие. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. 2002.
  30. Г., Кудрявцев В. Н. Принципы советского уголовного права. — М., 1988.
  31. КИСЛЯКОВ А. В. Организованная преступность в тюрьме и ее предупреждение // Реагирование на преступность. М. 2002.173
  32. И.Я., Незнамов З. А., Новоселов Г. П. Уголовное право. Особенная часть. Учебник. М.: Инфра-М-Норма. 1998.
  33. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. СИ. Никулина. М.: Юрайт. 2001.
  34. Комментарий к УК РФ: Расширенный уголовно-нравовой анализ. Под ред Мозякова В. В. — 3-е изд. перераб. и дон. М.: Экзамен. 2004.
  35. Криминология. Учебник под ред. Долговой А. И. М., 1997.
  36. Л.Л. Уголовное право России. Часть особенная. М.: Волтерс Клувер. 2004.
  37. В.Н., Наумов А. В. Российское уголовное нраво. Общая часть. -М.:СПАРК, 1997.
  38. В.Н., Эминов В. Е. Криминология. М.: Юристъ. 1997.
  39. В.Н. Стратегии борьбы с нрестунностью. М.: Юристь. 2003.
  40. П.Ф., Лунеев В. В. Криминология. М.: Волтерс Клувер. 2004.
  41. Е.Б. Личностные особенности и преступное поведение. //Организованная преступность, миграция, политика. — М.: Российскаякриминологическая ассоциация. 2002.
  42. А.И. Шпионская паутина Бонна. Политический шпионаж в ФРГ. М.: Международные отношения. 1967.
  43. В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: Норма. 1997.
  44. МОЗЯКОВ В. В. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М.: Экзамен. 2004.
  45. А.А. Российская организованная преступность и власть. История взаимоотношений. М. 2003.
  46. А.В. Уголовное право. Обшая часть. — М.: БЭК, 1996.
  47. З.А., Новоселов Г. П. Уголовное право. Особенная часть. М.: ИНФРА-М-НОРМА. 1998.17 439.0вчинский В. Стратегия борьбы с мафией. М.: Симе. 1993.
  48. Организованная преетупноеть — 2. // Сборник научных трудов нод ред. Долговой А. И. и Дьякова В. М. 1996.
  49. Организованная преетупноеть — 4. // Сборник научных трудов под ред. Долговой А. И. М.: Роееийекая криминологичеекая аееоциация. 1998.
  50. Организованный терроризм и организованная преетупноеть. М.: Роееийекая криминологичеекая аееоциация. 2002.
  51. Организационно-правовые проблемы борьбы е организованной преетупноетыо. Воронеж. 1998.
  52. В.Н. Организованная преетупноеть. Санкт-Петербург. 1998.
  53. Оеновы борьбы е организованной преетупноетью. Под ред. B.C. Овчинникова, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. М.: ИНФРА-М. 1996.
  54. ПИНО Арлакчи. Создание международных альянеов для борьбы е организованной преетупноетыо. // Организованная преетупноеть, миграция, политика. М.: Роееийекая криминологичеекая аееоциация. М.2002.
  55. П.Г. Комментарий к Федеральному закону „Об ОРД“. М. 1997.
  56. Н.Ч., Закатов А. А. Семинары по криминалиетике. Учебное поеобие. М. 1984.
  57. П.Ч., Закатов А. А. Семинары по криминалиетике. Учебное поеобие. М. 1984.
  58. Преетупноеть в Роееии и проблемы борьбы е ней. Сборник научных трудов. РКА, НИИ проблем укрепления законноети и правопорядка. Подред. Долговой А. И. М. 2001.
  59. Преетупноеть в Роееии начала XXI века и реагирование на нее». М.: Роееийекая криминологичеекая аееоциация. 2004.175
  60. Проблемы борьбы с организованной преступностью, коррупцией и терроризмом. Сборник научных трудов. М. 2000.
  61. В.И., Михлин А. С. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М.: СПАРК.2001.
  62. Т.Б. Проблемы преступности в Республике Дагестан. Махачкала.: Юпитер. 1999.
  63. А.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. По состоянию на 1 февраля 2004 года. М.: Проспект 2004.
  64. А.И. Уголовное право. Особенная часть. Учебник. М.: Триада, ЛТД. 1996.
  65. У.Т. Проблемы организованной преступности в Республике Дагестан. Курс лекций. Махачкала. 2003.
  66. Ю.И., Лебедев В. М. Комментарий к УК РФ. М.: Инфра -М- Порма. 2001.
  67. П.А. Критерии эффективности борьбы с лидерами и авторитетами преступной среды // Новые криминальные реалии иреагирование на них. М.: Российская криминологическая ассоциация.2005.
  68. А.Н., Деркача А.А. Социальная психология. М. 2001.
  69. Е.В. Организованная преступность. СПб.- Юридический центр «Пресс». 1999.
  70. Уголовное право. Особенная часть. Учебник. /Под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова. М.: Новый юрист. 1998.
  71. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник / Под ред. Л. Д. Гаухмана, Л. М. Колодкина, В. Максимова. М.:Юриспруденция. 1999.
  72. .С. Соучастие в преступлении. М.: Изд. НК10 СССР. 1939. 176
  73. Ф., Беляев М. Обвиняется преступное сообщество // Законность. 2002. № 4.
  74. В.М. Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) // Российскийследователь. 2000. № 6.
  75. Десять лет российских реформ глазами россиян // Социологические исследования. 2002.210 (222).
  76. Н. Г. Групповая преступность: содержание и вопросы законодательного регулирования // Государство и право. 1996. Jsr29. 70.
  77. А.В. Организованная преступность в тюрьме и ее предупреждение //Реагирование на преступность. М.: Российскаякриминологическая ассоциация. 2002.
  78. Комсомольская правда. 12 февраля. 2002.
  79. В.К. По части 1 ст. 210 УК — что доказывать и как доказывать…// Российский судья. 2000. J22.
  80. А. Трудности квалификации или дефицит здравого смысла? // РЮ. 2000. К22.
  81. В., Ситковец Н. Применение ст. 210 УК.// Законность. 1999. № 10.
  82. В.В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции // Государство и право. 1996. № 4.
  83. СВ. Организованная преступность в России: состояние и нрогноз развития // Уголовное право. 1998. Nstl.
  84. Е.А., Князьков В. Г. Современная иерархия преступного мира и основные тенденции ее развития. // Следователь. 2002. Ks>4.177
  85. Г. П. Соотношение уголовно-правового и криминологического понятий организованной группы и преступногосообщества //Современное право. 2005. N^l.
  86. Г. П. Особенности влияния организованной преступности государств — участников стран СНГ на состояниепреступности в России.//Российский следователь. 2002. К^З.
  87. В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: Норма. 1997.
  88. Максимов Организованная преступность в России: состояние и прогноз развития.//УП. 1998.^21.
  89. А. Проблемы применения ст. 210 УК РФ. // Законность.
  90. Десять лет российских реформ глазами россиян// Социологические исследования. 2002. № 10 (222).
  91. В.Ю. Понятие устойчивости банды// Следователь. 1997. № 5.
  92. П.В. Устойчивость и сплоченность как признаки организованной группы и преступного сообщества: уголовно-правовойаспект // Следователь. 2000. № 2.
  93. Диссертации и авторефераты
  94. Е.А. Организация преступного сообщества (преступной организации): уголовно-правовой и криминологический аспекты. Автореферат диссертации к.ю.п. М., 2000.
  95. Е.А. Организация преступного сообщества (преступной организации) уголовно-правовой и криминологический аспекты. Диссертация на соискание ученой степени к.ю.н. М. 2000.178
  96. Т. М.-С. Уголовно-правовые и криминологические проблемы незаконных вооруженных формирований (по материалам РеспубликиДагестан). Диссертация на соискание ученой степени к.ю.н. Махачкала.2004,
  97. СП. Уголовно-правовые и криминологические проблемы организации преступного сообщества (преступной организации).Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. Махачкала. 2004.
  98. СП. Уголовно-правовые и криминологические проблемы организации преступного сообщества (преступной организации).Диссертация на соискание ученой степени к.ю.н, Махачкала, 2004,
  99. United Nations, Departament of Public Information, «Drug trafficking and the word economy». Jan. 1990.
  100. Дж., Беннетт Т, Стратегия предупреждения преступности в Европе и Северной Америке. Хельсинки, 1995,6, Handelman Stephen. The Russion Mafia // Foreign Affairs, March — Apr, 1995,179б.Практический материал
  101. Определение Судебной коллегии ВС РФ 050.050.50.040.090. от 03.05.2001 по делу Т. //Бюллетень ВС РФ. № 9. 2002. ц 2. Определение Судебной коллегии ВС РФ по делу Р.180.060.030.180.060.070. // Бюллетень ВС РФ. .№ 11. 1999.
  102. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 3.
  103. Уголовное дело .УЬ2−90/01. Архив Верховного Суда РД за 2001 год.
  104. Уголовное дело № 68 180 Прокуратуры РД. 09.06.2000.
  105. Уголовное дело № 68 233. Прокуратура РД. 04.09.2000.
  106. Уголовное дело № 368 252. Прокуратура РД. 2003 год.
  107. Архив Верховного суда Республики Дагестан за 2002 год. Уголовное дело ^ № 18/2−68 180.Щ
  108. Архив Верховного суда Республики Дагестан за 2003 год. Уголовное дело № 2−99/03.
  109. Архив Верховного суда Республики Дагестан за 2003 год. Уголовное дело № 12−710−03-И.Архив Верховного суда Республики Дагестан. Уголовное дело № 12−595−03.
  110. Справка о состоянии работы правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью, в том числе в сфере незаконного оборотанефти и ее продуктов, а также алкогольной продукции за 12 месяцев 2004 г.
  111. Справка по итогам УБОП МВД РД за 2003 год. 180
  112. Справка по итогам работы УБОП МВД РД за 2004 год.
  113. Справка о результатах проверки законности деятельности органов внутренних дел и федеральной службы безопасности, направленной наборьбу с организованной преступностью (за 10 месяцев 2005 года).Прокуратура РД. 2005 год.
  114. Данные из ИЦ МВД РД, Республики Адыгея, Астраханской области. Ставропольского края, Краснодарского края, Волгофадской области осостоянии и динамике преступлений по ст. 210 УК РФза период 1997—2005 гг. г.
Заполнить форму текущей работой