Модульная система как средство активизации обучения начертательной геометрии студентов технических вузов
![Диссертация: Модульная система как средство активизации обучения начертательной геометрии студентов технических вузов](https://westud.ru/work/3698863/cover.png)
Предмет исследования — модульная система обучения, как средство повышения учебно-познавательной активности студентов в период обучения М начертательной геометрии. й Гипотеза исследования состоит в том, что учебно-познавательная активность и качество обучения студентов значительно повышаются при использовании модульной системы. Научно — теоретическая значимость исследования заключается… Читать ещё >
Содержание
Развитие экономики нашей страны предусматривает постоянное ускорение темпов развития промышленности, требует: широкого внедрения средств механизации и автоматизации производственных процессов использования новой техники и технологий- расширения производственной базы и др. Это связано с разработкой новых проектов, конструкторских, производственных вопросов и вопросов управления, требующих широких знаний графических дисциплин.
Выпускаемые в настоящее время вузами инженерные кадры должны обладать хорошими знаниями по графо-геометрическим дисциплинам, уметь с помощью чертежа выразить свои конструкторские и теоретические замыслы и технические идеи для последующей их реализации на практике.
Таким образом, главной целью процесса обучения в высшей школе является постоянное повышение качества подготовки будущих специалистов, а степень подготовленности студента по тому или иному предмету за определённый период времени определяется его оценкой за полученные знания. Проблема успешности обучения в высшей школе в настоящее время изучена недостаточно.
В данном исследовании нами предлагается осуществить модернизированный, улучшающий подход к проведению учебного процесса и его контролю, путем применения модульного метода обучения.
На основе анализа учебного процесса и собранного экспериментального материала с последующей его обработкой методами математической статистики были разработаны рекомендации по организации процесса подготовки к экзаменам и проведении самостоятельной работы студентов при их подготовке к контрольным мероприятиям. Эти рекомендации позволили повысить успеваемость в первом семестре обучения при изучении начертательной геометрии в Красноярском государственном аграрном университете на 0,52 балла или на 13%). Рекомендации успешно используются в КрасГАУ и других вузах Красноярского края. f* В контексте современных тенденций модернизации и гуманизации высшего образования проблема качества подготовки будущих специалистов в технических вузах и стимулирование их творческой деятельности представляется актуальной.
Тенденция постоянного сокращения аудиторного времени на изучение графических дисциплин в технических вузах требует от преподавателя настойчивого поиска методов совершенствования учебного процесса.
Проведённый анализ педагогического опыта показывает, что при традиционном построении учебного процесса не стимулируется активная образовательная деятельность студентов, не обеспечивается включение студентов в процесс формирования обобщённых знаний и способов деятельности и, кроме того, не обеспечивается возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения студентами знаниями, умениями и навыками.
Опыт педагогической работы показывает, что учебный процесс в отношении ^ усвоения знаний и творческого развития студентов будет успешным только тогда, когда он способствует развитию познавательной деятельности.
От совпадения качественных ориентации студентов и преподавателей вузов будет зависеть успешность протекания их совместной деятельности в процессе обучения, направленной, в конечном итоге, на повышение качества учебного процесса — улучшения учебной успеваемости. Таким образом, вопрос активизации учебной деятельности студентов выдвинут самой жизнью и объясняется многими социальными, психологическими и методологическими факторами.
С целью повышения успешности обучения графическим дисциплинам и решения поставленных задач, кафедра инженерной графики Красноярского государственного аграрного университета на протяжении ряда лет занимается исследовательской работой, направленной на решение научно — методических аспектов проблемы активизации познавательной деятельности и самостоятельной работы студентов для повышения уровня успеваемости по графическим дисциплинам. В этих научно-методических исследованиях кафедры по совершенствованию учебного процесса важную роль играет процесс применения выполнения самостоятельной работы студентов. При этом основным звеном управления учебным процессом является контроль качества реальных знаний студентов. И среди разнообразных современных технологий педагогического контроля особое внимание уделяется экзаменационному контролю с внедрением модульной системы.
Применение модульного способа проведения контроля на экзаменах позволяет активизировать работоспособность, мышление, внимание обучаемых. Запланированный модульный контроль знаний, в виду его неотвратимости, является мотивирующим фактором и стимулирует учебно-познавательную активность студентов при изучении графических дисциплин.
В результате проведённого анализа психолого-педагогической литературы по вопросам применения модульной системы обучения нами было выявлено, что в настоящее время мало используется модульная система обучения студентов при изучении начертательной геометрии. Установлено, что недостаточно изучены вопросы теории и методики проведения контроля знаний студентов при модульном способе. Проведённый нами анализ подтвердил, что нет ещё единого мнения о целях, функциях и принципах реализации модульной системы- практически отсутствуют публикации об опыте проведения обучения с широким применением этой системы- недостаточно анализировались и обосновывались пути совершенствования модульной системы при изучении начертательной геометрии в технических вузах- отсутствуют эталоны (стандарты) для оценки уровня знаний, умений и навыков.
Среди множества инженерных графо-геометрических дисциплин объектом наших исследований является самая сложная и самая необходимая дисциплина для студентов первого курса — начертательная геометрия.
Всё перечисленное показывает, что в результате студент не в состоянии провести рефлексию знаний, выполнить коррекцию свойств учения и наметить путь к главной цели — успешному учению и творческому развитию.
Изучение опыта педагогической и психологической работы в вузах при изучении графических дисциплин, анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы позволили нам сформулировать проблему исследования: «Модульная система как средство активизации обучения начертательной геометрии студентов технических вузов».
Список литературы
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1986.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. М., 1995.
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. JI.: Вперед. 1935.146 с.
- Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность// Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
- Архангельский С.И. Качественно-количественные критерии оценки научно-познавательного процесса. // Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 1989 № 3(7).С. 76.
- Архангельский С.И. Задачи и формы интенсификации учебного процесса. Архангельский С. И., Шамсутдинов И.Г.// Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 1989. № 1(13) С. 21.
- Асанов Х.Х. Проблемы перестройки преподавания графических дисциплин в инженерно-педагогическом институте.//Вопросы подготовки инженера-педагога./СИПИ. Свердловск, 1988. С. 32.
- Ю.Андреева Д. А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям в ВУЗе.//Человек и общество., вып.13. М., 1977. С. 15.
- П.Браверман Э. М., Мучник И. Б. Структурные методы обработки эмпирических данных. М., 1983.
- Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М., 1986.
- Белкин А.С. Ситуация успеха: как её создать. М., 1992.
- Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., 1987.
- Блонский П.П. Педагогика. М., 1999. Введение в научное исследование попедагогике. М., 1988.
- Бочаров П.П., Печкин А. В. Теория вероятностей. Математическая статистика. -М.: Гардарика, 1988−328с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.
- Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний.//Сов. педагогика. 1968. № 4. С. 52−69.
- Болкунов А.А. Активизирующая роль модульного принципа в обучении студентов младших курсов начертательной геометрии.//Методы активизации познавательной деятельности студентов. НГТУ. Новочеркасск, 1993. С. 15−17.
- Будасов Б.В. Научно-методические основы содержания учебников и учебных пособий по графическим дисциплинам(на примере строительных специальностей):Автореф. дис.канд.пед. наук. М., 1992. С. 70−72.
- Быкова JI.A. Учёт успеваемости в высшей школе.// Педагогика высшей школы. Л., 1974. № 4. С. 88−89.
- Выбор методов обучения./ Под ред. Бабанского Ю. К. М., 1981.
- Вербицкий А.А., Деловая игра, как метод активного обучения.// Современ. высш. шк. 1982.№ 3(39).
- Вербицкий А. А. Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М., 1986.
- Васильева Г. Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе решения геометрических задач. Дис. канд. пед. наук. М., 1992. С. 8083.
- Выгодский Л.С. Конкретная психология человека.// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 1. С.52−65
- Гальперин П.Я. О психологических основах программированного обучения.
- Новые исследования в педагогических науках, вып. 5. М, Просвещение, 1965. -с.21.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., 1987.
- Дерягина О.В. Совершенствование методов оценки знаний студентов при изучении графических дисциплин. Материалы международной практической конференции. Красноярск, КГАЦМиЗ 2004.
- Дерягина О.В. Учебно-педагогическая и воспитательная роль сотрудничества в учебном процессе.// Материалы межвузовской научно-методической конференции, Красноярск СибГТУ, 2005.
- Дерягина О.В. Активизация учебного процесса при изучении графических дисциплин.// Материалы всероссийской конференции студентов и аспирантов. Красноярск, СибГТУ, 2005.
- Дерягина О.В. Мотивационные ориентиры и успешность учебной деятельности.// Студенческая наука-взгляд в будущее. Материалы Всероссийской конференции студентов и аспирантов. Красноярск, СибГТУ, 2005.
- Дерягина О.В. Учебная лаборатория системы автоматизированного проектирования для аспирантов и студентов.// Актуальные проблемы современной науки, пути их решения. Материалы VI межвузовской научной конференции аспирантов. Красноярск, КТЭИ, 2004.
- Дерягина О.В. Метод контроля знаний по инженерной графике.// Материалы Всероссийской научно-технической конференции. Красноярск, КрасГАУ, 2004.
- Дэна Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1987.
- Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности.// Вопросы психологии. 1984 № 4 .
- Дворяшина М.Д. О соотношениях успеваемости и динамики интеллектуального развития студентов в процессе обучения в ВУЗе.//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.2. Л., 1974. С. 49−58.
- Деликатный К.Г. Некоторые дидактические вопросы работы с первокурсниками.// Учебно-воспитательная работа со студентами первых курсов. РПИ. Рига, 1970. С. 27−36.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., 1993.
- Игры, обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1994.
- Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998.
- Ильин Е.П. Мотивация поведения. СПб., 2000.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
- Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.:Просвещение, 1964. С. 102−105.
- Кроль В.М., Психология и педагогика. М.: Высшая школа, 2002.
- Кан-Калик В. А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1990.
- Ковалёв А.П. Педагогические системы: оценка текущего состояния иуправления. Харьков, 1990.
- Колбаско И.И. Учащимся о самообразовании. Минск, 1976.
- Криулина А.А. Психология общения. Курск, 1993.
- Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов её диагностики. // Проблемы Диагностики умственного развития учащихся. М., 1975. № 7. С. 1038.
- Кирилюк JI.B. Развитие творческого геометрического воображения и ложно-математического мышления у учащихся 7−9 классов, осуществляемое на математически подобранных нестандартных задачах. Дис. канд. пед. наук. Гродно. 1968. С. 50−62.
- Колесова A.M. Некоторые вопросы проверки и оценки качества знаний и учебной работы студентов.// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1973. Вып. 1. С. 12−16.
- Колесова A.M. Проверочно-оценочная экзаменационная сессия в восприятии студентов.// Проблемы обучения и воспитания студентов в ВУЗе. Л., 1976. № 6. С.46−50.
- Колемаев В.А., Староверов О. В., Гурундаевский В. Б. Теория вероятности и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1991−400с.
- Кораблина Л.К. Построение обратной связи для преподавателей ВУЗов./ Формирование творческого мышления студента. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990 С. 72.
- Кочергин В .Я. Система учебно-исследовательской деятельности студентов./ Кочергин В. Я., Гацукович Т. Н., Шарупич B.C. и др.// Студент и его деятельность. Минск, 1978. № 9 С.22−59.
- Костылёв Ф.В. Учить по-новому. М.: Владос, 2000. С.21−26.
- Лукина Н. Е. Совершенствование методики преподавания в ВШ, ККИ, Красноярск, 1994.
- Лагерь А.И. Инженерная графика. Учебник. Издание 4-е. М.: Высшая школа, 2004.
- Лагерь А.И., Анякина О. В. Адаптация студентов к учебному процессу при изучении графических дисциплин. ГАЦМиЗ, 2002.С.64.
- Маркова А.К., Патис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1987.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
- Мешков Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. С.35−41.
- Мешков Н.И. Влияние мотивов на успеваемость студентов.// Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов: Межвуз. научн.-метод. сб./СПИ. Саратов, 1995. С.29−31.
- Мулоянов А.Б. Адаптация студента к учебному процессу./ Технология обучения как фактор развития творческого потенциала личности. КГАЦМиЗ, Красноярск. 1998.С.29−33.
- Новое педагогическое мышление./ Под ред. А. В. Петровского. М., 1990.
- Немов Р.С. Психология. М., 1994. Кн. 1,2,3.
- Некипелов М.И. Психофизиологические аспекты управления познавательной деятельностью студента.// Управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения в вузе. ИГУ. Иркутск, 1985. С.14−20.
- Нуждин В.Н. Интенсификация учебного процесса на основе развития индивидуальных творческих способностей.//Тез. докл. науч.-метод. конф. / ИЭИ, Иваново, 1990. С.41−47.
- Основы педагогического мастерства./ Под ред. И. А. Зазюна. М., 1991.82.0бщая психология./ Под ред. А. В. Петровского. М., 1997.
- Орлов Ю.М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И. Стимулирование побуждения к учению. М., 1988.84.0сницкий А. К. Психология самостоятельности. М.-Нальчик, 1996.85.0сницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. М., 1986.
- Основы педагогики и психологии в высшей школе./ Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
- Педагогика./ Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология. М., 2000.
- Педагогический поиск./Сост. Баженова И. Н. М., 1987.
- Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань, 1992.
- Петляева М.А. Коррекционная педагогика. Ростов на Дону.: Феникс, 2002.
- Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов: Человек и общество./ Под ред. В. Т. Лисовского, В. А Сухина. Л., изд-во Ленингр. унта, 1983. Вып.20. С. 183.
- Рыбаков М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
- Развитие творческой активности школьников./ Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1991.
- Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. в 2 т. т. 1 — М: Педагогика, 1989. гл. VIII. Память и восприятие.
- Сандомирский М.Е. Как справиться со стрессом. Воронеж, 2000.
- Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991. Вып. 2.
- Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.
- Скалова Я. Методология и методы педагогических исследований. М., 1989.
- Струков В.И. Исследование некоторых методов применения электрифицированных контролирующих устройств в преподавании основ курса «Начертательная геометрия» в высшей школе: дис. канд. пед. наук. М., 1970. С. 142.
- Сухомлинский В.А. Павлынская средняя школа. М.: Просвещение, 1969. С.163−170.
- Суханкина М.Н. Деловые игры в курсе «Инженерная графика» // Новые методы и формы обучения студентов./КГАУ. Красноярск, 1995. С. 45.
- Терехина А.Ю. Анализ данных методами многомерного шкалирования. М.,. 1986.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. С. 112 115.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.
- Троицкая Е.И. Организация учебной игры в курсе машиностроительного черчения.// Активные методы обучения и их роль в формировании творческого мышления студентов. РИСХМ. Ростов н/Д, 1988. С. 13.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.:
- Педагогика, 1974. T.l. С. 237.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2004.
- Черепанова Е. Психологический стресс. М., 1997.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 200.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., Педагогика, 1979.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1989.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.
- Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. Минск, 1975.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986.
- Хаматова А.А. Социологическое исследование «Студент о своём преподавателе».// Формирование творческого мышления студента. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. С. 47.
- Эверт Н.А., Сосновский А. И., Кулиев С. Н. Критерии оценки деятельности учителя. М., 1991.
- Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.
- Якунин В.И., Лагерь А. И., Дерягина О. В. Определение эффективности учебного процесса при изучении графических дисциплин.// Красноярск,
- Вестник КрасГАУ, 2005. 125. Якунин В. И., Лагерь А. И. Совершенствование учебного процесса в вузе при изучении графических дисциплин. Красноярск, Вестник КрасГАУ, 2005.