Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модульная система как средство активизации обучения начертательной геометрии студентов технических вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предмет исследования — модульная система обучения, как средство повышения учебно-познавательной активности студентов в период обучения М начертательной геометрии. й Гипотеза исследования состоит в том, что учебно-познавательная активность и качество обучения студентов значительно повышаются при использовании модульной системы. Научно — теоретическая значимость исследования заключается… Читать ещё >

Содержание

Развитие экономики нашей страны предусматривает постоянное ускорение темпов развития промышленности, требует: широкого внедрения средств механизации и автоматизации производственных процессов использования новой техники и технологий- расширения производственной базы и др. Это связано с разработкой новых проектов, конструкторских, производственных вопросов и вопросов управления, требующих широких знаний графических дисциплин.

Выпускаемые в настоящее время вузами инженерные кадры должны обладать хорошими знаниями по графо-геометрическим дисциплинам, уметь с помощью чертежа выразить свои конструкторские и теоретические замыслы и технические идеи для последующей их реализации на практике.

Таким образом, главной целью процесса обучения в высшей школе является постоянное повышение качества подготовки будущих специалистов, а степень подготовленности студента по тому или иному предмету за определённый период времени определяется его оценкой за полученные знания. Проблема успешности обучения в высшей школе в настоящее время изучена недостаточно.

В данном исследовании нами предлагается осуществить модернизированный, улучшающий подход к проведению учебного процесса и его контролю, путем применения модульного метода обучения.

На основе анализа учебного процесса и собранного экспериментального материала с последующей его обработкой методами математической статистики были разработаны рекомендации по организации процесса подготовки к экзаменам и проведении самостоятельной работы студентов при их подготовке к контрольным мероприятиям. Эти рекомендации позволили повысить успеваемость в первом семестре обучения при изучении начертательной геометрии в Красноярском государственном аграрном университете на 0,52 балла или на 13%). Рекомендации успешно используются в КрасГАУ и других вузах Красноярского края. f* В контексте современных тенденций модернизации и гуманизации высшего образования проблема качества подготовки будущих специалистов в технических вузах и стимулирование их творческой деятельности представляется актуальной.

Тенденция постоянного сокращения аудиторного времени на изучение графических дисциплин в технических вузах требует от преподавателя настойчивого поиска методов совершенствования учебного процесса.

Проведённый анализ педагогического опыта показывает, что при традиционном построении учебного процесса не стимулируется активная образовательная деятельность студентов, не обеспечивается включение студентов в процесс формирования обобщённых знаний и способов деятельности и, кроме того, не обеспечивается возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения студентами знаниями, умениями и навыками.

Опыт педагогической работы показывает, что учебный процесс в отношении ^ усвоения знаний и творческого развития студентов будет успешным только тогда, когда он способствует развитию познавательной деятельности.

От совпадения качественных ориентации студентов и преподавателей вузов будет зависеть успешность протекания их совместной деятельности в процессе обучения, направленной, в конечном итоге, на повышение качества учебного процесса — улучшения учебной успеваемости. Таким образом, вопрос активизации учебной деятельности студентов выдвинут самой жизнью и объясняется многими социальными, психологическими и методологическими факторами.

С целью повышения успешности обучения графическим дисциплинам и решения поставленных задач, кафедра инженерной графики Красноярского государственного аграрного университета на протяжении ряда лет занимается исследовательской работой, направленной на решение научно — методических аспектов проблемы активизации познавательной деятельности и самостоятельной работы студентов для повышения уровня успеваемости по графическим дисциплинам. В этих научно-методических исследованиях кафедры по совершенствованию учебного процесса важную роль играет процесс применения выполнения самостоятельной работы студентов. При этом основным звеном управления учебным процессом является контроль качества реальных знаний студентов. И среди разнообразных современных технологий педагогического контроля особое внимание уделяется экзаменационному контролю с внедрением модульной системы.

Применение модульного способа проведения контроля на экзаменах позволяет активизировать работоспособность, мышление, внимание обучаемых. Запланированный модульный контроль знаний, в виду его неотвратимости, является мотивирующим фактором и стимулирует учебно-познавательную активность студентов при изучении графических дисциплин.

В результате проведённого анализа психолого-педагогической литературы по вопросам применения модульной системы обучения нами было выявлено, что в настоящее время мало используется модульная система обучения студентов при изучении начертательной геометрии. Установлено, что недостаточно изучены вопросы теории и методики проведения контроля знаний студентов при модульном способе. Проведённый нами анализ подтвердил, что нет ещё единого мнения о целях, функциях и принципах реализации модульной системы- практически отсутствуют публикации об опыте проведения обучения с широким применением этой системы- недостаточно анализировались и обосновывались пути совершенствования модульной системы при изучении начертательной геометрии в технических вузах- отсутствуют эталоны (стандарты) для оценки уровня знаний, умений и навыков.

Среди множества инженерных графо-геометрических дисциплин объектом наших исследований является самая сложная и самая необходимая дисциплина для студентов первого курса — начертательная геометрия.

Всё перечисленное показывает, что в результате студент не в состоянии провести рефлексию знаний, выполнить коррекцию свойств учения и наметить путь к главной цели — успешному учению и творческому развитию.

Изучение опыта педагогической и психологической работы в вузах при изучении графических дисциплин, анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы позволили нам сформулировать проблему исследования: «Модульная система как средство активизации обучения начертательной геометрии студентов технических вузов».

Модульная система как средство активизации обучения начертательной геометрии студентов технических вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В проведённом нами исследовании предпринята попытка осуществить подход к проведению контрольных мероприятий для превращения их из стрессовых ситуаций в позитивно — активизирующие мероприятия, повышающие интерес к изучаемому предмету в начальный период адаптации студентов к учебному процессу в высшем учебном заведении.

Цель исследования заключается в разработке методической системы эффективного педагогического воздействия на студентов в адаптационный период обучения начертательной геометрии с целью повышения их учебно-познавательной активности.

Объектом исследования является педагогический процесс при изучении начертательной геометрии.

Предмет исследования — модульная система обучения, как средство повышения учебно-познавательной активности студентов в период обучения М начертательной геометрии. й Гипотеза исследования состоит в том, что учебно-познавательная активность и качество обучения студентов значительно повышаются при использовании модульной системы.

При использовании этой системы необходимо:

— использовать не только методы обучения, но и методы воспитания и развития;

— сформировать у студентов интерес к внедрению модульной системы обучения;

— применять её систематически в учебных группах, в которых проводится изучение начертательной геометрии;

— использовать специально разработанное методическое обеспечение, включающее экспериментальные экзаменационные билетысоздать в процессе применения модульной системы условия, ^ способствующие повышению эффективности ее использования.

Основные задачи исследования:

— проанализировать состояния проблемы контроля знаний с применением модульной системы обучения в период адаптации студентов к учебному процессу в техническом вузе;

— провести подготовку студентов к проведению контроля знаний с применением модульной системы, детально ознакомить их с целью и методикой проведения такого контроля;

— выявить психолого-педагогические условия перехода студентов в субъектную позицию в процессе проведения модульной системы обучения студентов начертательной геометрии;

— разработать методическое обеспечение процесса проведения контроля знаний студентов с применением модульной системы обучения, для повышения учебно-познавательной активности студентов;

— провести педагогический эксперимент с целью проверки эффективности предложенной методики.

Методологической и теоретической основой исследования явились: научные труды известных педагогов и психологов: педагогические и методические работы в области теории развивающего обучениятеории организации учебно-познавательной деятельности и теории диагностических методов исследования.

В соответствии с постановленными задачами, в работе использованы следующие основные принципы и методы исследования:

— анализ и синтез философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

— обобщение и систематизация научных положений по теме исследования;

— создание модели процесса обучения, направленного на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов;

— анализ и обобщение собственного опыта педагогической и научной деятельности, опыта коллег, а также обобщение результатов учебно-творческой деятельности студентов по методической системе применения модульной системы обучения студентов при изучении начертательной геометрии.

Прикладные исследования представлены в виде: реального внедрения процесса контроля знаний студентов с применением модульной системырезультатов наблюдения за проведением занятий и экзаменов по начертательной геометрии в адаптационный период обучения студентов — первокурсников.

В процессе исследований определялись и уточнялись задачи, была разработана схема фиксации результатов с их математической обработкой и анализом полученных экспериментальных данных. Проводился анализ методического обеспечения, особенно экзаменационных билетов, с целью их эффективного использования в проведении экспериментов.

Научная новизна заключается в получении следующих результатов:

— выявлена теоретически и экспериментально обоснована эффективность применения модульной системы обучения студентов в системе вузовского образования в период адаптации студентов к учебному процессу в высшей школе при изучении начертательной геометрии;

— показана эффективность проведения ознакомительных и инструктивных мероприятий при внедрении модульной системы при изучении начертательной геометрии;

— разработаны и применены в исследовании три варианта экспериментальных билетов по курсу начертательной геометрии;

— определены психолого-педагогические условия перехода студентов в субъектную позицию в процессе контроля знаний с применением модульной системы.

Научно — теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке путей повышения учебно-познавательной активности студентов и повышения качества их обучения с помощью внедрения разработанной нами методики обучения и контроля знаний студентов с применением модульной системы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследований применимы для использования в учебном процессе при изучении графо-геометрических дисциплинах в технических вузах, а также при совершенствовании учебных программ, методических пособий и внедрении новых информационных технологий:

— даны рекомендации по использованию метода модульной системы контроля знаний по графическим дисциплинам, способствующих повышению учебно-познавательной активности студентов в период адаптации к учебному процессу в технических вузах при изучении графических дисциплин;

— разработана методика проведения экспериментов с применением модульной системы, применяемая для контроля и диагностики знаний студентов, изучающих инженерную графику;

— разработаны три варианта экзаменационных билетов для контроля знаний студентов при применении модульной системы обучения студентов.

На основании выполненного исследования выпущено методическое пособие «Методические указания к применению трехмодульной системы и контроля знаний студентов по инженерной графике». (100 стр., 100 экз.- 2005 год.).

Опытно — экспериментальная работа выполнялась в три этапа в соответствии с поставленными задачами.

На первом этапе (2001;2003 гг) изучалась проблема применения модульной системы обучения студентов при изучении курса начертательной геометрии и методы повышения учебно-познавательной активности. Определялись цели, задачи, рабочая гипотеза исследования, проводился констатирующий эксперимент.

Второй этап (2003;2004 гг) был посвящен организации формирующего эксперимента, обобщению и проверке полученных результатов, разработке методических пособий и рекомендаций.

На третьем этапе (2004;2005 гг) проводилось внедрение результатов исследования в практику работы кафедры инженерной графики, оформление диссертационной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методика проведения контроля качества знаний студентов по начертательной геометрии с применением модульной системы обучения студентов, которая повышает качество успеваемости студентов. При этом три варианта экзаменационных билетов составляются с учётом уровней усвоения знаний, умений и навыков и отражают реальные возможности обучаемых.

2. Методика определения эффективности влияния модульной системы обучения студентов на переход учебно-познавательной активности в субъектную позицию, необходимости самостоятельной работы с информационными источниками, развития делового общения с преподавателем и сокурсниками при подготовке к проведению экспериментов по применению модульной системы обучения.

3. Методика привлечения студентов к участию в подготовке и проведении экспериментальных исследований, необходимость ее применения приобретает объективную значимость, побуждает студентов к самообучению и саморазвитию. При этом оценивается успешность учения самого студента и создаётся возможность для самооценки.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования подтверждается: опорой на теоретические исследования психолого-педагогической литературыиспользованием методов, адекватных целям, задачам, логике исследований, организации опытно-экспериментальной работымногократной и длительной проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций на занятиях в Красноярском государственном аграрном университете.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы исследования проверялись и корректировались в процессе практической работы над диссертацией.

Результаты исследования докладывались и обсуждались на:

— Всероссийской научно-методической конференции, Красноярск, КрасГАУ, апрель 2004 г.

— Международной научно-практической конференции «Внутривузовская система обеспечения качества подготовки специалистов», Красноярск, КГАЦМиЗ,.

20 октября 2004 г.

— на расширенном заседании научно-методического совета по графическим дисциплинам вузов Восточно-Сибирского региона, 26 марта 2005 г. и других семинарах и совещаниях.

Результаты исследований внедрены в учебный процесс на кафедре инженерной графики КрасГАУ, КГТУ и других вузов г. Красноярска.

Структура диссертации: Теоретическое и прикладное решение проблемы определило структуру диссертации, которая состоит из введения, трёх глав, $ выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

3.4. Выводы по третьей главе.

1. Внедрение модульной системы обучения и контроля знаний оказывает влияние на активность работы студентов при изучении курса начертательной геометрии.

2. Максимальный положительный эффект можно получить при трёхмодульном способе. Это даёт возможность активизировать работу студентов и повысить успеваемость студентов на 0,52 балла или на 13%.

3. Реализация предложенного способа в учебном процессе в технических вузах подтверждает выводы, полученные в результате экспериментально внедренческих работ.

Заключение

.

С целью исследования метода контроля знаний студентов с применением модульной системы были проведены экспериментальные работы по применению этого способа в пяти вариантах: один, двух, трёх, четырёх и пятимодульном. Задача следующая: выявить эффективность модульной системы для активизации и улучшения качества учебного процесса, а также определить пределы эффективности этой системы при изучении курса начертательной геометрии.

При проведении экспериментов были получены данные: по исследованию средней успеваемости студентов, использованию допустимых пределов в оценке данной системы, а также по качеству знаний (отличная и хорошая оценки). Проведённые исследования позволили сделать следующие выводы:

1. При изучении графических дисциплин модульная система обучения приводит к повышению качества учебного процесса при разделение курса на 2, 3 и 4 модуля.

2. Самые высокие показатели достигнуты при применении трёхмодульного способа.

3. Для повышения качества учебного процесса следует рекомендовать трёх-модульный способ учебного процесса.

4. Применение трёхмодульного варианта позволяет повысить средний балл успеваемости в группе на 0,52 балла, довести коэффициент использования предельного качества баллов до 0,81%, то есть снизить процент недоиспользования предельного качества баллов до 19%, повысить качество полученных оценок до 68%.

5. Проведённые исследования происходили с вариантами при специальной организации учебного процесса, поэтому следует рекомендовать техническим вузам РФ провести внедрение модульной системы в рекомендуемых пределах, по той же дисциплине.

6. Проведённые исследования и выполненные эксперименты своими итогами подтверждают высказанную нами гипотезу об эффективности применения модульного способа обучения и контроля знаний в учебном процессе при изучении начертательной геометрии. Трехмодульный способ является средством повышения активизации учебного процесса. Он ведет к росту успеваемости студентов при изучении начертательной геометрии и других геометро-графических дисциплин.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1986.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. М., 1995.
  3. А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999.
  4. .Г. Психология педагогической оценки. JI.: Вперед. 1935.146 с.
  5. В.Г. Проблема мотивации и личность// Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  6. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
  7. С.И. Качественно-количественные критерии оценки научно-познавательного процесса. // Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 1989 № 3(7).С. 76.
  8. С.И. Задачи и формы интенсификации учебного процесса. Архангельский С. И., Шамсутдинов И.Г.// Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 1989. № 1(13) С. 21.
  9. Х.Х. Проблемы перестройки преподавания графических дисциплин в инженерно-педагогическом институте.//Вопросы подготовки инженера-педагога./СИПИ. Свердловск, 1988. С. 32.
  10. Ю.Андреева Д. А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям в ВУЗе.//Человек и общество., вып.13. М., 1977. С. 15.
  11. П.Браверман Э. М., Мучник И. Б. Структурные методы обработки эмпирических данных. М., 1983.
  12. С.П. Сущность процесса обучения. М., 1986.
  13. А.С. Ситуация успеха: как её создать. М., 1992.
  14. К.В. Как научить детей учиться. М., 1987.
  15. П.П. Педагогика. М., 1999. Введение в научное исследование попедагогике. М., 1988.
  16. П.П., Печкин А. В. Теория вероятностей. Математическая статистика. -М.: Гардарика, 1988−328с.
  17. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.
  18. В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний.//Сов. педагогика. 1968. № 4. С. 52−69.
  19. А.А. Активизирующая роль модульного принципа в обучении студентов младших курсов начертательной геометрии.//Методы активизации познавательной деятельности студентов. НГТУ. Новочеркасск, 1993. С. 15−17.
  20. .В. Научно-методические основы содержания учебников и учебных пособий по графическим дисциплинам(на примере строительных специальностей):Автореф. дис.канд.пед. наук. М., 1992. С. 70−72.
  21. JI.A. Учёт успеваемости в высшей школе.// Педагогика высшей школы. Л., 1974. № 4. С. 88−89.
  22. Выбор методов обучения./ Под ред. Бабанского Ю. К. М., 1981.
  23. А.А., Деловая игра, как метод активного обучения.// Современ. высш. шк. 1982.№ 3(39).
  24. А. А. Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М., 1986.
  25. Г. Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе решения геометрических задач. Дис. канд. пед. наук. М., 1992. С. 8083.
  26. Л.С. Конкретная психология человека.// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 1. С.52−65
  27. П.Я. О психологических основах программированного обучения.
  28. Новые исследования в педагогических науках, вып. 5. М, Просвещение, 1965. -с.21.
  29. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., 1987.
  30. О.В. Совершенствование методов оценки знаний студентов при изучении графических дисциплин. Материалы международной практической конференции. Красноярск, КГАЦМиЗ 2004.
  31. О.В. Учебно-педагогическая и воспитательная роль сотрудничества в учебном процессе.// Материалы межвузовской научно-методической конференции, Красноярск СибГТУ, 2005.
  32. О.В. Активизация учебного процесса при изучении графических дисциплин.// Материалы всероссийской конференции студентов и аспирантов. Красноярск, СибГТУ, 2005.
  33. О.В. Мотивационные ориентиры и успешность учебной деятельности.// Студенческая наука-взгляд в будущее. Материалы Всероссийской конференции студентов и аспирантов. Красноярск, СибГТУ, 2005.
  34. О.В. Учебная лаборатория системы автоматизированного проектирования для аспирантов и студентов.// Актуальные проблемы современной науки, пути их решения. Материалы VI межвузовской научной конференции аспирантов. Красноярск, КТЭИ, 2004.
  35. О.В. Метод контроля знаний по инженерной графике.// Материалы Всероссийской научно-технической конференции. Красноярск, КрасГАУ, 2004.
  36. Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994.
  37. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1987.
  38. .И. Структура и динамика мотивов деятельности.// Вопросы психологии. 1984 № 4 .
  39. М.Д. О соотношениях успеваемости и динамики интеллектуального развития студентов в процессе обучения в ВУЗе.//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.2. Л., 1974. С. 49−58.
  40. К.Г. Некоторые дидактические вопросы работы с первокурсниками.// Учебно-воспитательная работа со студентами первых курсов. РПИ. Рига, 1970. С. 27−36.
  41. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., 1993.
  42. Игры, обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1994.
  43. К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998.
  44. Е.П. Мотивация поведения. СПб., 2000.
  45. И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  46. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.:Просвещение, 1964. С. 102−105.
  47. В.М., Психология и педагогика. М.: Высшая школа, 2002.
  48. Кан-Калик В. А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
  49. В.П. Педагогическая коррекция. М., 1990.
  50. А.П. Педагогические системы: оценка текущего состояния иуправления. Харьков, 1990.
  51. И.И. Учащимся о самообразовании. Минск, 1976.
  52. А.А. Психология общения. Курск, 1993.
  53. З.И. Обучаемость и принципы построения методов её диагностики. // Проблемы Диагностики умственного развития учащихся. М., 1975. № 7. С. 1038.
  54. JI.B. Развитие творческого геометрического воображения и ложно-математического мышления у учащихся 7−9 классов, осуществляемое на математически подобранных нестандартных задачах. Дис. канд. пед. наук. Гродно. 1968. С. 50−62.
  55. A.M. Некоторые вопросы проверки и оценки качества знаний и учебной работы студентов.// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1973. Вып. 1. С. 12−16.
  56. A.M. Проверочно-оценочная экзаменационная сессия в восприятии студентов.// Проблемы обучения и воспитания студентов в ВУЗе. Л., 1976. № 6. С.46−50.
  57. В.А., Староверов О. В., Гурундаевский В. Б. Теория вероятности и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1991−400с.
  58. Л.К. Построение обратной связи для преподавателей ВУЗов./ Формирование творческого мышления студента. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990 С. 72.
  59. В .Я. Система учебно-исследовательской деятельности студентов./ Кочергин В. Я., Гацукович Т. Н., Шарупич B.C. и др.// Студент и его деятельность. Минск, 1978. № 9 С.22−59.
  60. Ф.В. Учить по-новому. М.: Владос, 2000. С.21−26.
  61. Лукина Н. Е. Совершенствование методики преподавания в ВШ, ККИ, Красноярск, 1994.
  62. А.И. Инженерная графика. Учебник. Издание 4-е. М.: Высшая школа, 2004.
  63. А.И., Анякина О. В. Адаптация студентов к учебному процессу при изучении графических дисциплин. ГАЦМиЗ, 2002.С.64.
  64. А.К., Патис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  65. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1987.
  66. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.
  67. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  68. Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. С.35−41.
  69. Н.И. Влияние мотивов на успеваемость студентов.// Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов: Межвуз. научн.-метод. сб./СПИ. Саратов, 1995. С.29−31.
  70. А.Б. Адаптация студента к учебному процессу./ Технология обучения как фактор развития творческого потенциала личности. КГАЦМиЗ, Красноярск. 1998.С.29−33.
  71. Новое педагогическое мышление./ Под ред. А. В. Петровского. М., 1990.
  72. Р.С. Психология. М., 1994. Кн. 1,2,3.
  73. М.И. Психофизиологические аспекты управления познавательной деятельностью студента.// Управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения в вузе. ИГУ. Иркутск, 1985. С.14−20.
  74. В.Н. Интенсификация учебного процесса на основе развития индивидуальных творческих способностей.//Тез. докл. науч.-метод. конф. / ИЭИ, Иваново, 1990. С.41−47.
  75. Основы педагогического мастерства./ Под ред. И. А. Зазюна. М., 1991.82.0бщая психология./ Под ред. А. В. Петровского. М., 1997.
  76. Ю.М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И. Стимулирование побуждения к учению. М., 1988.84.0сницкий А. К. Психология самостоятельности. М.-Нальчик, 1996.85.0сницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. М., 1986.
  77. Основы педагогики и психологии в высшей школе./ Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
  78. Педагогика./ Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996.
  79. А.В., Ярошевский М. Г. Психология. М., 2000.
  80. Педагогический поиск./Сост. Баженова И. Н. М., 1987.
  81. Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань, 1992.
  82. М.А. Коррекционная педагогика. Ростов на Дону.: Феникс, 2002.
  83. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов: Человек и общество./ Под ред. В. Т. Лисовского, В. А Сухина. Л., изд-во Ленингр. унта, 1983. Вып.20. С. 183.
  84. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
  85. Развитие творческой активности школьников./ Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1991.
  86. А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
  87. C.JI. Основы общей психологии. в 2 т. т. 1 — М: Педагогика, 1989. гл. VIII. Память и восприятие.
  88. М.Е. Как справиться со стрессом. Воронеж, 2000.
  89. Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991. Вып. 2.
  90. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.
  91. Я. Методология и методы педагогических исследований. М., 1989.
  92. В.И. Исследование некоторых методов применения электрифицированных контролирующих устройств в преподавании основ курса «Начертательная геометрия» в высшей школе: дис. канд. пед. наук. М., 1970. С. 142.
  93. В.А. Павлынская средняя школа. М.: Просвещение, 1969. С.163−170.
  94. М.Н. Деловые игры в курсе «Инженерная графика» // Новые методы и формы обучения студентов./КГАУ. Красноярск, 1995. С. 45.
  95. А.Ю. Анализ данных методами многомерного шкалирования. М.,. 1986.
  96. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. С. 112 115.
  97. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.
  98. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.
  99. Е.И. Организация учебной игры в курсе машиностроительного черчения.// Активные методы обучения и их роль в формировании творческого мышления студентов. РИСХМ. Ростов н/Д, 1988. С. 13.
  100. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.:
  101. Педагогика, 1974. T.l. С. 237.
  102. И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2004.
  103. Е. Психологический стресс. М., 1997.
  104. Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
  105. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 200.
  106. В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., Педагогика, 1979.
  107. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1989.
  108. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
  109. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.
  110. И.Ф. Как активизировать учение школьников. Минск, 1975.
  111. X. Мотивация и деятельность. М., 1986.
  112. А.А. Социологическое исследование «Студент о своём преподавателе».// Формирование творческого мышления студента. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. С. 47.
  113. Н.А., Сосновский А. И., Кулиев С. Н. Критерии оценки деятельности учителя. М., 1991.
  114. В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.
  115. В.И., Лагерь А. И., Дерягина О. В. Определение эффективности учебного процесса при изучении графических дисциплин.// Красноярск,
  116. Вестник КрасГАУ, 2005. 125. Якунин В. И., Лагерь А. И. Совершенствование учебного процесса в вузе при изучении графических дисциплин. Красноярск, Вестник КрасГАУ, 2005.
Заполнить форму текущей работой