Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические свойства личности с разным уровнем внушаемости

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование модифицированного метода самооценки внушаемости позволило определить различия в уровне внушаемости между мужчинами и женщинами. При тестировании в обычном состоянии сознания более внушаемыми оказались женщины. В состоянии гипнотического погружения отмечается увеличение уровня внушаемости, как у мужчин, так и у женщин. Коэффициент гипнотического влияния у мужчин выше, чем у женщин… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы исследования проблемы внушения и 12 внушаемости человека
    • 1. 1. Внушение как процесс психотерапевтического и психологического 12 взаимодействия
    • 1. 2. Внушаемость как индивидуальная характеристика личности
    • 1. 3. Объективное измерение внушаемости и ее проявлений
  • Глава II. Субъективная и объективная оценка уровня внушаемости, 43 типологические, межполушарные и личностные особенности разновнушаемых лиц
    • 2. 1. Методологические принципы и процедура проведения 43 исследований
    • 2. 2. Методы исследований
    • 2. 3. Особенности объективной оценки уровня внушаемости с помощью 56 показателей стабилометрии
    • 2. 4. Особенности субъективной оценки уровня внушаемости
    • 2. 5. Сравнение возможностей стабилометрической и субъективной 80 оценки уровня внушаемости
    • 2. 6. Различия в уровне внушаемости между мужчинами и женщинами
    • 2. 7. Типологические особенности лиц с разным уровнем 88 внушаемости
    • 2. 8. Особенности межполушарных взаимоотношений у 96 разновнушаемых лиц
    • 2. 9. Личностные особенности лиц с разным уровнем внушаемости

Психологические свойства личности с разным уровнем внушаемости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Внушаемость, как общевидовое свойство личности, вместе с другими качествами личности выполняет важные социально-психологические функции: содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в психику сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них. А также способствует или препятствует поступлению значимой информации и использованию людьми потенциальных физиологических и умственных сил в тех или иных видах индивидуальной или общественной деятельности. (В.М. Бехтерев, К. И. Платонов, Б. Ф. Поршнев, В. Н. Куликов, В. Ф. Сафин, В. А. Бакеев, А. Н. Свядощ, И. Е. Шварц, Л. П. Гримак и др.).

Внушение, представляя собой один из способов взаимодействия людей в процессе общения, наряду с убеждением и подражанием, участвует во многих видах проявления человеческой активности. Многие исследователи, в частности: В. М. Бехтерев, Б. Ф. Поршнев, И. Е. Шварц, В. М. Звоников, O.E. Чернов, В. Ф. Пфаф и др. указывали на важнейшую роль внушения не только в узко специальных областях знаний, таких, например, как психотерапия, но и в общей структуре психической регуляции деятельности человека в самых различных сферах, включая профессиональную и социальную.

По мнению большинства исследователей внушения, его эффективность определяется взаимодействием нескольких факторов, ведущую роль среди которых занимают личностные характеристики объекта внушения, предопределяющие его индивидуальную податливость" внушению (В.М. Бехтерев, В. А. Бакеев, К. И. Платонов, В. Е. Рожнов, П. И. Буль, А. Н. Свядощ, А. П. Слободяник, O.E. Чернов, Л. Шерток и др.).

Длительный период времени для исследования внушаемости использовались, да и сейчас используются, разнообразные пробы, позволяющие оценить выраженность внушаемости по изменению поведенческих реакций испытуемых в ответ на стандартное внушение. Применение данных проб показало, что эффективность их использования зависит от массы субъективных факторов, влияющих в итоге на результат тестирования. Именно этим объясняется значительный разброс данных о наличии у испытуемых высокой или низкой внушаемости и выраженности у них тех или иных личностных особенностей (В.А. Бакеев, А. Н. Свядощ, А. П. Слободяник, В. Ф. Пфаф, JI. Шерток, В. М. Кандыба и др.).

Появление Стенфордской шкалы измерения гипнабельности (SHSS), разработанной A.M. Вейтзенхофером и Е. Р. Хилгардом в начале 60-х годов, значительно улучшило ситуацию и позволило стандартизировать процедуру определения уровня внушаемости. Однако использование данного теста предполагает проведение проб в состоянии гипнотического погружения, что, как известно, приводит к повышению внушаемости и в итоге — к искажению результатов тестирования. Кроме того, тест предполагает самооценку выраженности поведенческих реакций и ощущений в ответ на целенаправленное внушение, что также снижает его объективность.

Более приемлемым является использование для оценки уровня внушаемости в состоянии бодрствования стабилометрической пробы. Она позволяет объективно с помощью компьютерной стабилографии фиксировать изменения позы и характеристики психомоторных реакций, испытуемых в ответ на целенаправленное внушение, что позволяет объективизировать изучение качеств внушаемости (В.М. Звоников, А. Б. Стрельченко, В. Ф. Пфафф.

Объект исследования: студенты гуманитарного ВУЗа с разным уровнем внушаемости.

Предмет исследования: личностные особенности лиц с разным уровнем внушаемости.

Цель исследования: установить типологические, межполушарные и личностные характеристики лиц с разным уровнем внушаемости.

Гипотезы исследования:

1. Неосознаваемые, разнонаправленные психомоторные реакции человека в ответ на целенаправленное вербальное внушение могут служить объективной характеристикой при определении уровня внушаемости испытуемых.

2. Измененное состояние сознания в виде гипнотического погружения повышает уровень внушаемости человека.

3. Проявление внушаемости и ее выраженность предопределяются типологическими особенностями личности и специфической латеральной межполушарной активностью головного мозга.

4. Разновнушаемые лица имеют характерные личностные особенности, взаимосвязанные с уровнем внушаемости человека.

Задачи исследования:

1. Провести анализ современных теоретических взглядов на проблему внушаемости, обобщить результаты экспериментальных и эмпирических исследований, посвященных изучению психологических и психофизиологических механизмов внушаемости.

2. Разработать стандартную процедуру внушения в обычном состоянии сознания.

3. Определить стабилометрические показатели, пригодные для оценки изменений позы испытуемых при целенаправленном внушении.

4. Установить характерные изменения позы испытуемых с помощью стабилометрии в ответ на целенаправленное внушение.

5. Определить уровень внушаемости испытуемых в обычном состоянии сознания и при гипнотическом погружении методом субъективной самооценки выраженности внушенных ощущений.

6. Сопоставить результаты субъективной и стабилометрической оценки внушаемости.

7. Выявить различия в уровне внушаемости между мужчинами и женщинами.

8. Определить темпераментальные, межполушарные и характерологические особенности лиц с разным уровнем внушаемости.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы системного подхода, единства сознания и деятельности, психологического детерминизма (Б.Г. Ананьев, C.JI. Рубинштейн, П.К.

Анохин, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, А. Л. Журавлев и др.) — теоретические работы, характеризующие психологические аспекты взаимодействия как процесса (В.М. Бехтерев, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, б.

В.Н. Мясищев, A.JI. Журавлев и др.) — концептуальные положения теории психофизиологических основ индивидуальных различий (Б.М. Теплов, В. Д. Небылицин, П. В. Симонов, В. М. Русалов и др.) — концепция о динамической локализации психических функций (А.Р. Лурия, Е. Д. Хомская, H.H. Брагина, Т.А. Доброхотова) — функциональные работы, рассматривающие внушаемость, как специфическое, динамическое свойство личности (В.М. Бехтерев, И. П. Павлов, К. И. Платонов, Б. Ф. Поршнев, Л. П. Гримак, И. Е. Шварц, А. Н. Свядощ, В. М. Звоников и др.).

Методы исследования. Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотез были использованы:

1. Теоретико-аналитические и обобщающие методы (теоретическое изучение проблемы).

2. Качественные и количественные интерпретационные методы.

3. Методы проведения экспериментального исследования и сбора эмпирических данных.

В целях исследования уровня внушаемости испытуемых использовалась Стэнфордская шкала гипнотической податливости (Weitzenhoffer A.M., Hilgard E.R., 1962) в адаптации (В.М. Звоникова, В. Ф. Пфафа, 2000), и для объективного измерения особенностей вертикальной позы в ответ на целенаправленное внушение применялась стабилометрия, реализованная в аппаратно-программном комплексе «Стабилан», производства ОКБ «Ритм», г. Таганрог.

Психологические особенности личности разновнушаемых лиц с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Кеттела, опросника структуры темперамента В. М. Русалова (ОСТ), опросника Г. Айзенка (EPI) и опросника Леонгарда Шмишека для определения акцентуаций характера.

Практикум по дифференциальной психодиагностике / Под. ред. В. А. Бодрова, 2003).

Особенности сенсорных, моторных, психических и межполушарных функциональных асимметрий у разновнушаемых лиц исследовались с помощью опросника М. Аннет (1972) в модификации H.H. Брагиной, Т. А. Доброхотовой (1981), теста Л. П. Гримака (1987) «Эмоциональная реактивность», пробы Розенбаха для определения ведущего глаза и дихотического прослушивания для определения ведущего уха (H.H. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1981).

Особенности межполушарных асимметрий изучались по данным электроэнцефалограмм (ЭЭГ) испытуемых.

Регистрация ЭЭГ проводилась по общепринятой международной системе «10−20» на энцефалографе «Энцефалан-131−03″ фирмы Медиком ЛТД», г. Таганрог. Анализ межполушарной активности осуществлялся в дельта, тета, альфа, бета-1, бета-2 ритмов. Асимметрия определялась по значениям спектров мощности определенной частоты из одноименных отведений левого и правого полушарий.

Основные научные результаты, полученные лично автором и их научная новизна.

В результате проведенных экспериментальных исследований разработаны критерии для объективной оценки внушаемости с помощью стабилометрии, что позволяет во временной перспективе производить количественный анализ эффекта внушения в состоянии бодрствования и получать индивидуальную оценку уровня внушаемости у любого человека.

Установлено повышение уровня внушаемости в состоянии гипнотического погружения по сравнению с обычным состоянием сознания. Наибольшее повышение внушаемости в измененном состоянии сознания отличается у низковнушаемых, а наименьшее у высоковнушаемых лиц.

Анализ особенностей неосознаваемых психомоторных реакций при прямом вербальном внушении позволил зафиксировать выраженную ответную реакцию у всех обследованных лиц. По особенностям реагирования на внушение было определено три основных типа: первый тип — высоковнушаемые лица (отмечался прямой, соответствующий цели внушения тип реагирования) — второй тип — средневнушаемые лица (колеблющийся тип реагирования) — третий тип — низковнушаемые лица (противоположное цели внушения реагирование).

В результате эмпирических исследований было установлено, что лица с разным уровнем внушаемости имеют достоверно различающиеся темпераментальные качества, особенности латеральной организации межполушарной активности, сенсорных и моторных функциональных асимметрий, а также своеобразные комплексы черт характера. Исследование акцентуаций у разновнушаемых позволяет заключить, что акцентуации характера у них находятся в пределах возрастных нормативных значений, а высоковнушаемые испытуемые, как правило, не имеют преморбидных черт характера.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— расширено научное представление о внушаемости, как о специфическом динамическом свойстве личности, имеющем важное значение в обеспечении разнообразных аспектов жизнедеятельности человека;

— вскрыт ранее малоизученный эффект влияния директивных вербальных воздействий на показатели неосознаваемой двигательной 9 активности, участвующей в поддержании вертикальной позы человека. Установленный эффект позволяет расширить возможности по изучению механизмов внушения, внушаемости и других взаимодействий в системе «человек-человек»;

— уточнена роль латеральной организации межполушарной активности в проявлении внушаемости человека.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в виде объективных количественных критериев оценки внушаемости при проведении психологического консультирования, психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий. Результаты данной работы могут использоваться в деятельности психологических служб, обеспечивающих высокоэффективную работу различных категорий профессионалов и, прежде всего, лиц «опасных» профессий.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов проведенного исследования обеспечена предварительным теоретическим анализом литературных данных по проблемерепрезентативность групп респондентовприменением адекватным задачам исследования психологических и психофизиологических методовсоблюдением требований к валидности и надежности используемых методик исследованияиспользованием современных математико-статистических методов обработки и анализа данныхприменением адекватных критериев оценки достоверности полученных результатоввысокой согласованностью и непротиворечивостью полученных результатов исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Количественные и качественные изменения характеристик психомоторных реакций испытуемых в ответ на целенаправленное внушение являются объективными признаками проявления внушаемости, регистрируемыми с помощью стабилометрической пробы.

2. Состояние гипнотического погружения в сравнении с состоянием активного бодрствования повышает уровень внушаемости испытуемых.

3. В состоянии бодрствования женщины являются более внушаемыми, чем мужчины. Состояние гипнотического погружения оказывает более суггестивное воздействие на мужчин, увеличивая их внушаемость, чем на женщин.

4. Проявление внушаемости и ее выраженность зависят от латеральной организации межполушарной активности головного мозга и типологических особенностей личности.

5. Высоко-, среднеи низковнушаемые лица имеют различающиеся личностные особенности и акцентуации характера.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения, результаты и выводы исследования отражены в 8 публикациях автора, 3 из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации. Материалы работы докладывались на научных конференциях аспирантов и докторантов, заседаниях кафедры общей психологии и истории психологии AHO ВПО «Московский гуманитарный университет» (2010, 2011, 2012 г.) на II международном конгрессе, «Медицина долголетия и качества жизни». Результаты работы используются в практической деятельности специалистов психотерапевтической службы НУЗ «Центральная клиническая больница № 1 ОАО «РЖД».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух.

Выводы:

1. Характерные изменения психомоторных реакций испытуемых в ответ на целенаправленное вербальное внушение в состоянии бодрствования регистрируемые с помощью стабилометрии являются надежными объективными признаками при оценке внушаемости.

2. Стабилометрическая оценка уровня внушаемости позволила установить три основных типа реагирования испытуемых на стандартное внушение: первый тип — прямое реагирование (высоковнушаемые лица) составляют 36,2% от общего тела обследованных и характеризуются выраженным стойким, соответствующим цели внушения эффектом, данная реакция начиналась еще в процессе проведения внушения и сохранялась после его окончания на всем протяжении исследованиявторой типколеблющееся реагирование (средневнушаемые лица) составляют 33,9% и характеризуются невыраженным, часто противоположным, либо соответствующим цели внушения отклонения позы, по окончанию внушения появлялся неярко выраженный заданный эффект, который не сохранялся до конца исследованиятретий тип — противоположное реагирование (низковнушаемые лица) составляют 29,9% и характеризуются выраженным, стойким, противоположным цели внушения эффектом, проявляющимся в отклонении позы вперед, начинающимся с первой фазы внушения и сохраняющимся на всем протяжении исследования.

3. В состоянии бодрствования женщины обладают более высокой внушаемостью чем мужчинысостояние гипнотического погружения сглаживает данные различия за счет более высоких значений коэффициента гипнотического влияния у мужчин по сравнению с женщинами.

4. Разновнушаемые лица имеют достоверные различия в выраженности таких темпераментальных качеств, как: социальная эргичность, социальная пластичность, социальный темп, социальная эмоциональность, предметная пластичность, предметный темп, предметная эмоциональность, экстраверсия-интроверсия и нейротизм. Это позволило установить, что высоковнушаемые лица преимущественно имеют черты сангвиника-флегматика, средневнушаемые лица черты сангвиника и низковнушаемые лица имеют черты меланхоликафлегматика.

5. Латеральная организация межполушарной активности и связанные с ней моторные и сенсорные асимметрии предопределяют выраженность внушаемости человека. Преимущественно правополушарная организация функциональных асимметрий свойственна высоковнушаемым лицам, а левополушарная — низковнушаемым лицам.

6. Испытуемые с разным уровнем внушаемости отличаются друг от друга своеобразным комплексом личностных особенностей. Высоковнушаемые лица характеризуются высокой эмоциональной чувствительностью, впечатлительностью, богатым воображением, ориентацией на свой внутренний мир, проницательностью, осторожностью, хитростью и преимущественно правополушарным типом психической регуляции. Для низковнушаемых лиц характерна высокая эмоциональная устойчивость, развитое вербальное логическое мышление, высокий уровень интеллекта, достаточно высокая тревожностьони ориентированы в своем поведении и действиях на внешнюю реальность и логику, являются практичными и реалистичными людьми, обладают преимущественно левополушарным типом психической регуляции.

7. Исследование акцентуаций характера у лиц с разным уровнем внушаемости свидетельствует, что выраженная внушаемость не вызывает патологизации личности, а установленные акцентуации характера находятся в пределах возрастных нормативных значений.

Заключение

.

Проведенные исследования позволили подтвердить, что внушаемость является динамическим специфическим свойством личности, обеспечивающим процессы взаимодействия между людьми во всех аспектах их многообразия.

Изучение особенностей внушаемости и ее проявлений у человека во многом затруднялось отсутствием адекватных методов, позволяющих объективно измерить ее уровень. Как правило, использовались методы субъективной оценки, самооценки уровня внушаемости, большинство из которых предполагало тестирование на фоне гипнотического погружения (транса), что не позволяло в полной мере использовать полученные данные для решения общепсихологических задач.

Использование для изучения внушаемости объективной стабилометрической пробы, позволяющей регистрировать параметры психомоторных реакций испытуемых в ответ на целенаправленное внушение, позволило с одной стороны более точно и дифференцированно определить уровень внушаемости испытуемых, а с другой — оценить ранее малоизвестные механизмы самой внушаемости человека. Среди которых особого внимания заслуживают следующие факты:

— установлена 100 процентная реакция испытуемых в ответ на целенаправленное внушение, ранее считалось, что у низковнушаемых лиц она практически отсутствует или мало выражена.

— определено, что низковнушаемые лица обладают выраженной «реактивностью» в ответ на целенаправленное внушение, сопоставимой с показателями высоковнушаемых испытуемых, однако, если последние демонстрируют прямую, соответствующую цели внушения реакцию, то низковнушаемые испытуемые реагируют на внушение противоположной, обратной цели и содержанию внушения реакцией. впервые установлены временные параметры влияния однократного внушения на разновнушаемых лиц, так у высокои низковнушаемых лиц, отмечаются практически одинаковые результаты внушения и времени эффективного вербального влияния, которые достоверно превышают показатели средневнушаемых лиц, по общему времени эффекта однократного внушения наибольшие значения имеют высоковнушаемые испытуемые, затем следуют низковнушаемые испытуемые и только потом средневнушаемые лица.

— определены различия между разновнушаемыми лицами по таким стабилометрическим показателям как качество функции равновесия, площадь эллипса, средняя скорость перемещения ЦД, 60% мощности спектра мощности по сагиттали и амплитуде колебаний 3-го пика по сагиттали, данные показатели дополняют и расширяют возможности изучения влияния внушения на психомоторные функции испытуемых.

Применение модификации метода самооценки внушаемости позволило установить различия в уровне внушаемости у испытуемых в обычном и измененном состоянии сознания. Так в состоянии гипнотического погружения у исследуемых лиц отмечалось увеличение уровня внушаемости на 32,8% по сравнению с состоянием бодрствования. Наибольшие изменения уровня внушаемости отмечались среди низковнушаемых лиц, у которых внушаемость в состоянии гипнотического погружения возрастала на 50%, у средневнушаемых отмечался рост внушаемости на 30,8% и у высоковнушаемых он составил только 7,7%.

Использование модифицированного метода самооценки внушаемости позволило определить различия в уровне внушаемости между мужчинами и женщинами. При тестировании в обычном состоянии сознания более внушаемыми оказались женщины. В состоянии гипнотического погружения отмечается увеличение уровня внушаемости, как у мужчин, так и у женщин. Коэффициент гипнотического влияния у мужчин выше, чем у женщин. Полученные результаты отличаются от существующих в литературе данных, свидетельствующих о большей гипнотической податливости женщин, чем мужчин. При объективной стабилометрической оценке уровня внушаемости она также несколько выше у женщин, однако, реактивность влияния на вербальное воздействие, хотя и в обычном состоянии, у мужчин опять выше, чем у женщин.

Исследование типологических особенностей разновнушаемых лиц осуществлялось с помощью опросника В. М. Русалова (ОСТ) и опросника Г. Айзенка (ЕР1). Полученные результаты свидетельствуют о наличии существенных различий между испытуемыми с разным уровнем внушаемости по показателям пластичности, эмоциональности, социальной эргичности, предметной и социальной активности, экстраверсии-интроверсии и нейротизму.

Анализ темпераментальных акцентов по опроснику В. М. Русалова показал, что высоковнушаемые испытуемые имеют среднюю общую активность (40,4±0,9) и низкий уровень общей эмоциональности (6,5±0,5), что приближает их к классическому типу флегматика.

Для средневнушаемых характерна достаточно высокая общая активность (45,0±0,36) и низкая общая эмоциональность (6,6±0,5), что дает возможность утверждать о близости испытуемых данной подгруппы к классическому типу сангвиника.

Низковнушаемые внушаемые лица обладают невысокой общей активностью (36,6±0,97) и средней, ближе к высокой общей эмоциональностью (10,4±0,48), что указывает на наличие у них черт, свойственных меланхолическому типу темперамента.

Исследование с помощью опросника Г. Айзенка показало, что все испытуемые с разным уровнем внушаемости по показателям экстраверсии-интроверсии могут быть отнесены к амбивертам, а по показателям нейротизма — к нормостеникам. Однако, как и в случае обследования испытуемых по методике ОСТ, у каждой из обследуемых подгрупп имеются черты, приближающие их к тому или иному типу темперамента. Так, высоковнушаемые имеют средневыраженные значения экстравесии-интроверсии и низкие значения нейротизма (11,6±0,17 и 7,8±0,5, соответственно), что свидетельствует о наличии флегматических качеств, средневнушамые имеют достаточно выраженную экстраверсию (15,8±0,45) и средний нейротизм (9,6±0,53), что указывает на преимущество сангвинических черт у лиц данной подгруппы. В данных подгруппах результаты полностью совпадают с результатами по опроснику ОСТ. В подгруппе низковнушаемых лиц, имеющих умеренно выраженную интроверсию (10,4±0,52) и средневыраженный нейротизм (9,8±0,39), можно говорить о преимуществе флегматических черт темперамента, в отличие от ОСТ, где за достаточно высокой общей эмоциональностью отмечалось наличие меланхолических черт темперамента.

Анализ профиля функциональных асимметрий, отражающих особенности организации межполушарных взаимоотношений, указывает на преобладание правого полушария у высоковнушаемых испытуемых и левого полушария у низковнушаемых испытуемых лиц. Наиболее значимые различия между разновнушаемыми лицами получены при использовании показателей генои фенотипических проб для определения ведущей руки и проб, определяющих ведущий глаз и ухо.

Роль центральных механизмов регуляции и, прежде всего, межполушарной асимметрии в процессе целенаправленного внушения и в проявлении внушаемости оценивалась по показателям биоэлектрической активности головного мозга при электроэнцефалографическом исследовании.

Сравнительный анализ показателей ЭЭГ в фоновом исследовании позволил установить ряд различий между группами с разным уровнем внушаемости по спектральной мощности ритмов.

Так, низковнушаемые лица характеризуются исходно несколько более высокой мощностью альфа-ритма и меньшей мощностью дельта-ритма по сравнению с высокои средневнушаемыми испытуемыми. Эти различия указывают на наиболее высокий «уровень бодрствования» коры головного мозга у низковнушаемых испытуемых.

В фоновом обследовании обнаружены также диаметрально противоположные характеристики асимметрии у низкои средневнушаемых лиц с одной стороны, и у высоковнушаемых испытуемых — с другой стороны. Так, высоковнушаемые испытуемые характеризуются относительным преобладанием психической активации правого полушария (правая асимметрия дельтаи левая альфа-ритма). В группах низкои средневнушаемых лиц, наоборот, имеют место относительно повышенная психическая активность левого полушария и физиологическая — правого.

Установленное сочетание психической активности правого полушария при сниженной физиологической готовности левого полушария, предопределяет быстрое восприятие содержащегося в формуле внушения образа и обеспечивает устойчивую, выраженную реализацию внушения высоковнушаемыми испытуемыми. В группах среднеи низковнушаемых лиц обнаруженная левополушарная психическая активность, которая отражается либо в обратной реакции на внушение, либо в ее отсроченной неполной реализации.

Полученные исходные различия характеристик биоэлектрической активности головного мозга разновнушаемых лиц могут быть использованы для прогнозирования определенного типа реагирования на целенаправленное внушение в процессе психокоррекции и психотерапии.

В процессе целенаправленного внушения содержание динамики межполушарной асимметрии свидетельствует об относительном смещении на фоне внушения тормозных процессов (дельта-ритмы) в правое (образное) полушарие, а показателей бодрствования и психической активности (альфаи бета-ритмы) — в левое (логическое) полушарие. Изменения асимметрии в группе высоковнушаемых лиц противоположны при статически достоверном уровне отличий.

После окончания внушения на этапе его реализации можно наблюдать изменения асимметрии мощности ритмов, объединяющие уже высокои средневнушаемых испытуемых и отличающие их от группы низковнушаемых лиц. Эти отличия в ряде случаев носят достоверный характер и заключаются в устойчивом повышении уровня бодрствования правого полушария в ответ на целенаправленное внушение.

В целом, полученные данные позволяют утверждать, что, во-первых, существует типологическая обусловленность способа реагирования на внушение со стороны исходных характеристик биоэлектрической активности головного мозга. Причем, эта обусловленность несколько отличается от существующих представлений на этот счет. Например, высокая «прямая» внушаемость определяется не общим сниженным тонусом коры, а своеобразным сочетанием различных показателей активности, в том числе ее асимметрии, не только на корковом, так и на подкорковом уровне.

В существующей литературе достаточно крепко укоренилось мнение, представляющее высоковнушаемых лиц, как личность слабую, склонную к безусловному подчинению, а низковнушаемых, как личность сильную, волевую и самостоятельную.

Современные исследования личности разновнушаемых лиц уже не столь однозначны, но из-за различий в методологических подходах, связанных, прежде всего, с определением уровня внушаемости, весьма противоречивы.

В нашем случае, исследования личностных особенностей лиц с разным уровнем внушаемости, осуществлялись с помощью 16-и факторного личностного опросника Кеттела и опросника ЛеонгардаШмишека.

Результаты обследования испытуемых с помощью 16-ФЛО показал, что по большинству исследованных факторов имеется ряд существенных различий между высокои низковнушаемыми испытуемыми.

У высоковнушаемых испытуемых по сравнению с низковнушаемыми отмечается преобладание значений по фактору Б (5,11±0,13 против 4,49±0,11, при р<0,001), свидетельствующих о достаточно выраженной жизнерадостности, восторженности в общении и эмоциональной значимости социальных контактов для высоковнушаемых лиц.

Высоковнушаемые испытуемые также характеризуются высокими средними значениями по фактору I (7,67±0,17 против 5,48±0,11 у низковнушаемых лиц, при р<0,001). Высокие показатели по данному фактору свидетельствуют, что данные лица обладают высокой эмоциональной чувствительностью, впечатлительностью, имеют склонность к романтизму и художественному восприятию мира.

Для высоковнушаемых испытуемых также характерно богатое воображение, ориентированность на свой внутренний мир, мечтательность и богемность (высокие значения по фактору М). У данных лиц отмечается изысканность, умение вести себя в обществе, проницательность, осторожность и хитрость (высокие значения по фактору Ы). По этим факторам высоковнушаемые также достоверно отличаются от низковнушаемых лиц (при р<0,001).

Высоковнушаемые испытуемые имеют низкие показатели по дополнительному БЗ. Это подтверждает данные, свидетельствующие, что ведущей чертой личности данных лиц является эмоциональная чувствительность.

Результаты обследования испытуемых с помощью 16-ФЛО показал, что по большинству исследованных факторов имеется ряд существенных различий между высокои низковнушаемыми испытуемыми.

У высоковнушаемых испытуемых по сравнению с низковнушаемыми отмечается преобладание значений по фактору Б (5,11 ±0,13 против 4,49±0,11, при р<0,001), свидетельствующих о достаточно выраженной жизнерадостности, восторженности в общении и эмоциональной значимости социальных контактов для высоковнушаемых лиц.

Высоковнушаемые испытуемые также характеризуются высокими средними значениями по фактору I (7,67±0,17 против 5,48±0,11 у низковнушаемых лиц, при р<0,001). Высокие показатели по данному фактору свидетельствуют, что данные лица обладают высокой эмоциональной чувствительностью, впечатлительностью, имеют склонность к романтизму и художественному восприятию мира.

Для высоковнушаемых испытуемых также характерно богатое воображение, ориентированность на свой внутренний мир, мечтательность.

128 и богемность (высокие значения по фактору М). У данных лиц отмечается изысканность, умение вести себя в обществе, проницательность, осторожность и хитрость (высокие значения по фактору М). По этим факторам высоковнушаемые также достоверно отличаются от низковнушаемых лиц (при р<0,001).

Высоковнушаемые испытуемые имеют низкие показатели по дополнительному Р3 Это подтверждает данные, свидетельствующие, что ведущей чертой личности данных лиц является эмоциональная чувствительность.

Необходимо отметить, что выраженная эмоциональная чувствительность высоковнушаемых лиц в структуре личности по Кетеллу достаточно хорошо компенсируется в плане их социально-психологической адаптации за счет среднего уровня тревожности (фактор О) и достаточно высокого уровня самоконтроля (фактор Оц).

Причем показатели данных факторов диаметрально отличаются от показателей низковнушаемых лиц.

По ряду других факторов 16 ФЛО низковнушаемые испытуемые имеют более низкие показатели, чем высоковнушаемые лица, причем большинство из них также ниже средне-нормативных значений. Это касается показателей по таким факторам, как: I, Ь, М, СЬ, и дополнительному фактору Р4.

Низковнушаемые испытуемые обладают недостаточно развитым уровнем самоконтроля (фактор СЬ), что проявляется в невысоких оценках по данному фактору, составляющих 4,47±0,11 стен. Для низковнушаемых также характерна энергетическая расслабленность, спокойствие, внутренняя удовлетворенность своим положением, о чем свидетельствуют низкие значения по фактору С)4, составляющие 3,5±0,1 стен, в отличие от высоковнушаемых лиц имеющих более высокие оценки по данному фактору (5,44± 0,18 стен, различия достоверны при р<0,001).

Низковнушаемые испытуемые в большей степени зависят от поведения группы, чем высоковнушаемые лица. Об этом свидетельствуют среднегрупповые значения по дополнительному фактору Б4> у низковнушаемых, они составляют 4,9±0,23 стен против 6,05±0,15 стен у высоковнушаемых лиц (различия достоверны при р<0,001).

Средневнушаемые испытуемые по большинству факторов 16 ФЛО занимают промежуточное место между высокои средневнушаемыми лицами. Однако по целому ряду факторов группа средневнушаемых лиц отличается, как от высоко-, так и от низковнушаемых испытуемых. Это, прежде всего, такие факторы, как: Е, Р, 14, СЬ, С).1 и дополнительный фактор

Средневнушаемые испытуемые являются открытыми, прямыми, естественными и непосредственными людьми. Они имеют низкие показатели по фактору N (3,58±0,12 стен), достоверно отличающиеся от показателей по данному фактору у высокои низковнушаемых лиц (соответственно 6,11± 0,12 и 5,12± 0,1 стен, при р<0,001).

Для средневнушаемых лиц также характерна независимость, ориентация на собственные решения, предприимчивость, о чем свидетельствуют высокие показатели по фактору С22 (7,17±0,11 стен), а также собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, на что указывают высокие значения по фактору (7,23± 0,11 стен). Высокие баллы по дополнительному фактору Б4 (6,72± 0,12) подтверждают характеристику средневнушаемых лиц, как агрессивных, отважных и независимых людей.

Анализ профиля акцентуаций испытуемых с разным уровнем внушаемости показал, что только в группе средневнушаемых лиц имеются.

130 результаты, превышающие 15 баллов, то есть свидетельствующие о наличии слабовыраженных акцентуаций. У них достаточно выражены гипертимная (19,2±0,43) и эмотивная (18,6±0,11) акцентуации темперамента и демонстративность (15,6±0,36), как акцентуация характера.

В группах высокои низковнушаемых лиц сформированных акцентуаций темперамента и характера не отмечается. Более того, высоковнушаемые в данном случае занимают как бы промежуточную позицию между среднеи низковнушаемыми. В количественном отношении с учетом шкал, по которым отмечается превышения в 12 баллов и выше, у высокои средневнушаемых повышение значений отмечается по шести шкалам, у низковнушаемых только по трем.

Определенный интерес представляют результаты, свидетельствующие об одновременном присутствии в профиле акцентуаций высоковнушаемых лиц, как гипертимных (14,5±0,4), так и дистимных (12,0±6,0) акцентуаций, соотношение между ними составляет 1,21. У средневнушаемых испытуемых гипертимные акцентуации более выражены (19,2±0,43), а дистимные отсутствуют, соотношение между ними -2,13, и, наконец, у низковнушаемых отсутствуют гипертимные акцентуации (10,8±0,39), а дистимные превалируют (12,6±0,1) и соотношение между ними составляет 0,86.

Исследование акцентуаций характера у лиц с разным уровнем внушаемости показало, что выраженная внушаемость не вызывает патологизации личности, а установленные акцентуации характера находятся в пределах возрастных нормативных значений.

Безусловно, установленные, малоизвестные научные факты имеют значение не только для понимания механизмов исследуемого личностного свойства — внушаемости, но и для психологической практики. Прежде всего, это касается процедуры проведения психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, связанных с расширением возможностей вербального воздействия в обычном состоянии сознания и основанных на понимании объективных механизмов суггестивности человека. Кроме того, это касается и возможности использования полученных данных в таких областях науки и практики, как педагогика, военная и спортивная психология, рекламное дело и в целом ряде других областей человекознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Современная психотерапия: курс лекций. — СПб: Академический проект, 1997. — 335с.
  2. A.A. Аутотренинг. 2-ое изд. СПб: Питер, 2011. — 240с.
  3. .Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения // Вопросы психологии. 1963. — № 5. — С.81−98.
  4. .Г. Человек как предмет познания. JI: Изд-во ЛГУ, 1968. -337с.
  5. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. — С.5−61.
  6. В.А. О тревожно-внушаемом типе личности // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1974, № 1 (9), — С.19−21.
  7. В.А. Исследование внушаемости в общей структуре личности // Вопросы внушающего воздействия в педагогике. Пермь, 1972, т. 88, — С.26−46.
  8. В.А. Экспериментальное исследование психологических механизмов внушаемости: Автореф. дис. д-ра психол. Наук. М., 1970, — 35с.
  9. О.П., Ромен A.C., Свядощ A.M. Электрическая активность головного мозга во время аутогенной тренировки // Матер, научн. конф. психиатров республик Средней Азии и Казахстана. Фрунзе, 1961. — С.92−94.
  10. Бассин Ф. В, Рожнов В. Е. О современном подходе к проблемам неосознаваемой психический деятельности. Вопросы философии, 1975, № 5, — С.94−108.
  11. Д.Э., Буль, П.К. Типизуемость гипнабельности у человека. -Генетика, 1981, № 2, С.352−357.
  12. В.М. Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значении / Печ. по изд. 1911 / В кн.: Гипноз. Донецк: Сталкер, 2000. — С.3−124.
  13. В.М. Внушение и его роль в общественной жизни / Печ. по изд. 1908 / В кн.: Гипноз. Донецк: Сталкер, 2000. — С. 125−346.
  14. A.A. Природа кода речи. М.: Изд-во «Ликвидатор безграмотности», 2009. — 384с.
  15. В.А., Доброхотова Т. А., Федорук А. Г. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная эффективность / пилотов// Физиология человека, 1990, № 6. С. 142−148.
  16. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1981. — 288 с.
  17. П.И. Основы психотерапии. Л.: Медицина, 1974. — 310с.
  18. П.И. Гипноз и внушение. Л.: Медицина, 1975. — 88с.
  19. П.И. Психотерапия, гипноз, внушение. Л.: Наука, 1990. — 92с.
  20. И.Е. Психотерапия. Л.: Медицина, 1972. — 232с.
  21. Гаксе П.-М., Вебер Б. Постурология. Регуляция и нарушение равновесия тела человека / П.-М. Гаксе, Б. Вебер и др.: пер. с французского под ред. В. И. Усачева СПб.: Издательский дом СПб МАЛО, 2008. -316с.
  22. Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологи / пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 495с.
  23. Г. А. Гипноз и самогипноз: 100 секретов вашего успеха. -Ростов н/Д.: Феникс, 2011. 254с.
  24. Ф.Д., Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. М.: Медицина, 1975. — 207с.
  25. . A.A. Психология и метафизика образной сферы человека. -М.: Генезис, 2008. 484с.
  26. Л.П., Звоников В. М., Скрыпников А. И. Психическая саморегуляция в деятельности человека-оператора // Психические состояния и эффективность деятельности. М.: Наука, 1983. — С.150−167.
  27. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Красанд, 2010. — 240с.
  28. Л.П., Звоников В. М. Моделирование функциональной асимметрии головного мозга с помощью гипнотического внушения // Аппаратура и методы исследования деятельности оператора. М.: Наука, 1989. -С.47−51.
  29. Л.П. Гипноз культуры и культура этого гипноза // Прикладная психология. 2000. № 2 — С.72−81.
  30. Л.П. Внушение изначальный атрибут слова // Прикладная психология. — 2000. № 6 — С.81−88.
  31. Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. Изд. 2-е, Книжный Дом «Либроком», 2009. -272с.
  32. Л.П., Сорокина Н. Д. Выбор между цветом и формой в диагностике функциональных состояний. // Методика и техника психофизиологического эксперимента. М.: Наука, 1987. — С.83−89.
  33. Л.П. Гипноз и преступность. М.: Республика, 1997. — 304с.
  34. Л.П. Тайны гипноза. Современный взгляд. М.: Либроком, 2010. — 344с.
  35. B.C., Киреева Т. Б. Поддержание вертикальной позы при одновременной вибрации икроножных и передних большеберцовых мышц. // Физиология человека. 1995. Т. 21. № 5. — С. 106−120.136
  36. Е.Т. Когнитивная гипнотерапия. / пер. с англ. СПБ.: Питер, 2003. — 224с.
  37. Т. Гипноз. Эффективные методики внушения / Тэд Джеймс- пер. с англ. Т. Новиковой. М.: ЭКСМО, 2006. — 240с.
  38. Т.А., Федорук А. Г., Брагина H.H. Функциональные асимметрии в деятельности человека // Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси, 1982. — С. 119−120.
  39. Т.А., Брагина H.H. Левши. М.: Изд-во «Книга ЛТД», 1994.-232с.
  40. В.А. и др. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния человека // Вопросы психологии. 1973. — № 6.
  41. П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов на Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1988. -128с.
  42. А.Л., Юревич A.B. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива М.: Изд-во Ин-т психологии РАН, 2007, — 528с.
  43. А. Л, Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство личности. М.: Изд-во Ин-т психологии РАН, 2012. -496.
  44. А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО — Пресс, 2000. — 448с.
  45. В.М. Комплексный метод психической саморегуляции летного состава // Психофизиологическая подготовка летного состава. М. — Д., 1989. — С.46−63.
  46. В.М. Диагностика и целенаправленная психическая регуляция межполушарных взаимоотношений // Современные технологии восстановительной медицины: Труды III Межд. конф. -Сочи, 2000. С.255−257.
  47. В.М., Чернов О. Э. Метод программируемой психической саморегуляции человека-оператора // Психофизиологическое, экспериментальное, методическое и тоническое обеспечение. М.: Наука, 1990. — С.44−49.
  48. В.М., Агапов И. В., Стрельченко А. Б., Поспелов A.A. Качественные и количественные характеристики внушаемости // Труды Института психологии РАН, т.2. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997. — С.205−211.
  49. В.М., Пфаф В. Ф. Психологические и психофизиологические детерминанты внушаемости // Актуальные вопросы клинической железнодорожной медицины: Научные труды сотрудников ЦКБ МПС РФ. М., 2000. — т.9. — С. 13−24.
  50. В.М., Люцкий И. М., Усачев В. И., Слива С. С. Возможности компьютерной стабилографии в оценке функционального состояния человека // Сб. статей по стабилографии, отв. Ред. С. С. Слива, Таганрог: ЗАО ОКБ Ритм, 2005. С.88−89.
  51. В.В. Общепсихологические механизмы внушаемости при различных формах суггестивного воздействия // Вестник гипнологии и психотерапии. 1992. — № 2. — С. 70−72.
  52. В.М. Лечение гипнозом. Основы гипнотерапии. СПб.: Изд-во «Лань, 2003. -544с.
  53. В.М. Фармакологический гипноз. СПб.: Изд-во «Лань, 2000. — 640 с.
  54. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. — 302с.138
  55. A.B. и др. Влияние уровня гипнабельности на характеристики фоновой ЭЭГ // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2011, т.8, № 1. -с. 139−149.
  56. Э.К. К вопросу внушения при интенсификации обучения // I Международный симпозиум по проблемам суггестологии. Основные доклады София, 1971.
  57. И.И., Суслова М. М. К исследованию нервного механизма осуществления сделанного в гипнозе внушения // Доклады академии наук СССР, 1955, т.5,2, С.384−386.
  58. И.И., Суслова М. М. К физиологическому анализу нервных механизмов действия внушений в гипнозе // Вопросы психотерапии. М., 1958, С.57−62.
  59. И.И., Суслова М. М. Сравнительное исследование действия, сделанного в гипнозе и бодрствовании // Журнал высшей нервной деятельности, 1960, № 2, С. 173−179.
  60. М.Д. Субъектность восприятия рекламного сообщения: дис. канд. псих, наук М.: Гос. ун-т высш. шк. Экономики, 2011. 254 с.
  61. В.Н. Вопросы психологии внушения в общественной жизни. // Проблемы общественной психологии. Ред. Колбановского В. Н., Поршнева В. Ф. М., 1965. — С.23−29.
  62. В.Н. Социально-психологические аспекты суггестии: Автореф. дис. канд. наук, JL, 1974. — 30с.
  63. В.Н. Внушение в коллективе и через коллектив. // Материалы III Всесоюзного съезда общества психологов СССР, т. З, вып. 1, М.: Изд-во АН РСФСР, 1968, С.263−265.
  64. В.Н. К вопросу о гипнопедии. // Вопросы психологии, 1964, № 2.
  65. A.A. Психологическая подготовка сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных ситуациях. // Сб. трудов Краснодарского юридического института МВД РФ. Краснодар, 1995, — С.10−12.
  66. Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1980. — 293с.
  67. М.С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина, 1966. 430с.
  68. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 344с.
  69. К. Акцентуирование личности. Пер. с нем. Киев,? школа, 1981.-392с.
  70. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200с.
  71. А.Б., Кузнецова A.C. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл, 2009. — 311с.
  72. С.М., Теплицкая E.H. О внушаемости психотерапевтов // Материалы IV Всесоюзного общества психологов СССР (Тбилиси, 21−24 июня 1971), Тбилиси: Мецриеба, 1971. С. 874.
  73. Линн Стивен Дж., Кирш Ирвинг Основы клинического гипноза: Доказательно-обосновательный подход / Пер. с англ. Г. Бутенко. -М.: Психотерапия, 2011. 352с.
  74. М.Л. Внушение, воображение, убеждение и конформизм // Психотерапия и деонтология в комплексном лечении и реабилитации больных на курорте. Харьков, 1979. — С.22−24.
  75. B.C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка: (Справочное пособие для врачей). Л.: Медицина, 1986. — 280с. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. -444с.
  76. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444с.
  77. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. 296с.
  78. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. 373с.
  79. А.И. Электроэнцефалографическое исследование фаз гипноза у человека // Вопросы электрофизиологии и электроэнцефалографии. М., Л., 1960. С. 172−178.
  80. В.Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1988. -191с.
  81. М. Будущее тела. Исследование дальнейшей эволюции человека / Пер. с англ. РИПОЛ классик: Открытый мир, 2010. -912с.
  82. Н.Б. Формирование суггестивных изменений у будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин / дис. канд. пед. наук. Коломна: 2003. — 178с.
  83. М.П. Электрическая активность мозга на различных стадиях гипноза // Вопросы Вопросы клинической невропатологии и психиатрии Челябинск, 1958. — С.223−234.
  84. И.П. Полное собрание сочинений. М., Л.: 1951, т. З, кн.2. -483с.
  85. С.С. Внушение и внушаемость // Проблемы внушаемости и психопатологии. Научные труды Рязанского мед. Ин-та, т.52. -Рязань, 1975.-С. 12−15.
  86. К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. М.: Медгиз, 1962. — 532с.
  87. К.И. Внушение. БМЭ. — М., 1956, т.5 — С.754−756.
  88. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966.-213с.
  89. .Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М.: Мысль, 1974. — 423с.
  90. Практикум по дифференциальной психодиагностике / Под общей ред. В. А. Бодрова. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 768с.
  91. Психология (словарь). / Ред. Шровского A.B., Ярошевского М. Г. -М.: Изд. Полит, лит., 1990. 494с.
  92. Психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 544с.
  93. B.JI. О возможности улучшения запоминания в гипнозе // Новые исследования в психологии. М., 1976, № 1 (14). — С.15−18.
  94. A.C. Самовнушение и его влияние на организм человека. -Алма-Ата: Изд-во «Казахстан», 1970. 200с.
  95. B.C. Гипноз и образное мышление // Психол. журн. 1985.- т.6, № 2. С. 128−133.
  96. Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. 2-е изд., доп. и перераб. — Ташкент: Медицина, 1979. — 620с.
  97. Свидерская Н. Е, Королькова Т. А. Влияние уровня сознания на пространственную организацию корковой активности при психических процессах // Журн. высш. нервн. деятельности. 1990. 5.- С.934−942.
  98. А.Н. Неврозы и их лечение. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1971. — 456с.
  99. П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. — 267с.
  100. С.С. Проблемы становления отечественной компьютерной стабилографии // V Всероссийская конференция по биомеханике: тез. докладов. Нижний Новгород, 2000. — С.53−55.
  101. А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. Киев: Гос. мед. изд-во УССР, 1963. -349с.
  102. О.Г. Психотерапия: Теория и практика / под общ. Ред. А. О. Бухановского. Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 445с.
  103. .М. Избранное: В 2-х тт. Т.1. М.: Педагогика, 1985. — 328с.
  104. E.H. Взаимосвязь психической ригидности и внушаемости при нервно-психических расстройствах. // Вестник КАСУ № 3, 2008 -online-версия журнала.
  105. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -450с.
  106. Р. Гипноз. Скрытые глубины: История открытия и применения / Пер. с англ. М. Андреевой. М.: ACT Москва: Хранитель, 2006. — 477с.
  107. В.И. Оценка динамической стабилизации центра давления стоп по данным анализа векторов статокинезиграммы /ВН.: Постурология. Регуляция и нарушение равновесия тела человека. -СПб.: Издательский дом СПб МАЛО, 2008. С.291−296.
  108. Учебник гипноза. Как уметь внушать и противостоять внушению / сост. И. А. Монахова. М.: РИПОЛ классик, 2010. — 320с.
  109. Хайгл Эверс А., Хайгл Ф., Ott Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. — СПб.: «Восточно-Европейский Институт Психоанализа» совместно с издательством «Речь», 2002. — 784с.
  110. Е.Д. Нейропсихология. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. -288с.
  111. О.Э., Стрельченко А. Б. Определение индивидуальной предрасположенности к психорегулирующим воздействиям. // Актуальные вопросы авиакосмической медицины. М., 1990. — С.22
  112. О.Э. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности в целях прогнозирования программируемое&trade- поведенческих актов человека // Тезисы докладов XXI Гагаринских научных чтений. М., 1991. — С.66- 67.
  113. И.Е. Внушение в педагогическом процессе. М.: Педагогика, 1973. -426с.
  114. И.Б. Подготовка педагога к суггестопедической практике // Педагогическое воздействие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики. Пермь, 1975. — С. 19−28.
  115. Шерток JL Непознанное в психике человека. М.: Прогресс, 1982. -310с.
  116. JI. Гипноз. М.: Медицина, 1992. — 223с.
  117. М.С. Гипноз: преступники и жертвы. М.: ЭКСМО, 2010. -512с.
  118. Annet М. The distribution of manual asymmetry // Br. J. psychology. 1972. -v.63. P.43−358.
  119. Barber T.X. Physiological effects of hypnosis. Psyhol. Bull., 1961, 58, 5. P.390−419.
  120. Barber T.X. Toward a therapy of hypnotic behavior: The hypnotically induced dream. J. nerv. ment. dis., 1962, 135, 3. — P.206−221.
  121. Barber Т., Calverley D. Multidimensional analysis of hypnotic behavior.// J. Abnorm. Psychol. 1969. — 74,2. — P.209−220.
  122. Barabasz A. Isolation, EEG alpha and hypnotisability in Antarctica // Hypnosis 1979 / Ed. by G.D. Burrows, D.R. Colliston, L. Dennersten. Elsevier. 1979.-P.9−16.
  123. Bowers K.S. Hypnosis for the seriously curious. N.Y.: Norton, 1976.
  124. Braid J. Neuryphology / Ed. J. Churchill. bonders, 1843. — 265p.144
  125. Branman M, Gill M.M. Hypnotherapy. N.Y.: Int. Univers. Press, 1947. -276p.
  126. Dixon M., Laurence J. Two hundred years of hypnosis research: Questions resolved? Questions unanswered! In E. Fromm, M. Nash (Eds) Contemporary hypnosis research. N.Y.: Guilford Press, 1992. P.34−66.
  127. Catell R., Eber H. Manual for forms A and B sixteen personality factor questionnaire. Champ III: Institute for Personality and ability Testing. -1966.-473p.
  128. Cattel R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the Sixteen Personaly Factor Questionnaire. Champaign, 1970.
  129. Ferenzi S. Introjection and Transference / In. First Contributions to Psychoanalysis. Hogat Press Ltd., 1952. P.39−93.
  130. Field P., Palmer R. Factor analysis: hypnosis inventory. // Int. J. Clin. Exp. Hupn.-1969.- 17,1.-P.50−61.
  131. Field P. An Inventory scale of hypnotic depth. // Int. J. Clin. Exp. Hupn. — 1965. — 13,4.-P.238−249.
  132. Foenander G., Burrows G.D. Bilateral EEG alpha activity in hypnosis. // Hypnosis 1979 / Ed. by G.D. Burrows, D.R. Collision, L. Dennersten. -Elsevier. 1979.-P.319−334.
  133. Gill M., Brenman M. Hypnosis and related states. N.Y.: Internat. Univers. Press, 1959. -405p.
  134. Gruenewald D. The psychoanalytic view of hypnosis // Am. J. Clin. Hypnos, 1982, 24. P.185−190.
  135. Gruzelier J., Brow T., Perry A. et al. Hypnotic susceptibility and cerebral asymmetries under hypnosis. // Ibid. 1984. — P.224−229.
  136. Gruzelier J., Brow T., Perry A. et al. Hypnotic susceptibility a lateral predespositon and altered cerebral asymmetry under hypnosis. // Ibid. 1984. -№ 2. P. 134−139.
  137. Hasegawa H., Jamieson G.A. Conceptual issues in hypnosis research: explanations, definitions and the state/non-state debate. // Contemporary Hypnosis, 2002, 19. P. 103−107.
  138. Hilgard E.R. Personality and hypnosis: A stady of imaginative involvement. Chicago: University of Chicago Press, 1970. — 226p.
  139. Hilgard E.R. Imaginative involvement: Some characteristics of the highly hypnotizable and the non- hypnotizable.// Int. J. Clin. Exp. Hupn, 1974. -Vol 22. P.138−156.
  140. Hilgard E.R. Neodissociation theory / In S.T. Lynn and Rhue (eds.) // Dissociation: clinical, theoretical and research perspectives. N.Y.: Guilford Press, 1994, P.32−51.
  141. Kubie L.S., Margolin S. The process of hypnotism and the nature of hypnotic state. Amer. J. Psychiat., march 1944, 100. — P.61L-672.
  142. Levine J., Kurts R., Lauter J. Hypnosis and its effects on left and right hemisphere activity//Biol. Psychiat, 1984. Vol. 19, № 10. — P.1461−1475.
  143. Macalpine I. The development of the transference. Psychoanal. Quart., 1950, 19. P.501−539.
  144. Mac Leod-Morgan C., Lack L. Hemispheric specificity: a psychological concomitant of hypnotizability//Psychophysiology. 1982. vol. 19 № 16. — P.687−692.
  145. Mac Farland W.L., Morris S.J. Are dysphoric individuals more suggestible or less suggestible than nondysphoric individuals? // Journal of Counseling Psychology № 45, 1998. P.225−229.
  146. Morgan C.H. Hypnotic susceptibility, EEG theta and alpha waves end hemispheric activity // Hypnosis 1979 / Ed. by G.D. Burrows, R. Collistor, L. Dennersten. Elsevier. — 1979. — P. 181−188.
  147. Kirenskaya A.V., Novototky-Vlasov V.Y., Chistyakov A.N., Zvonikov V.M. Waking EEG spectral power and coherence differences between high an low hypnotizable subjects // Int. J. Clin and Exp. Hypn., 2011, v. 59, № 4, -P.441−453.
  148. Stewart H.A. Comment on the psychodinamics of the hypnotic state. Int. J. Psycho-anal., 1963. — P.372−374.
  149. Suteliffe J.P., Perry C.V., Sheehan P.V. The Relation of some aspects of imagery and fantasy to hypnotizability // Journal of Abnormal Psychology. 1970. — vol. 76. — P.279−287.
  150. Weitzenhoffer A.M., Hilgard E.R. Stanford Hypnotic Susceptibility Scale, Forms A and B. Palo Alto, Calif.: Consulting Psychologists Press, 1959.
  151. Weitzenhoffer A.M., Hilgard E.R. Stanford Hypnotic Susceptibility Scale, Form W C. Palo Alto, Calif.: Consulting Psychologists Press, 1962.
  152. Weitzenhoffer A.M., Hilgard E.R. Stanford Profile Scales of Hypnotic Susceptibility Scale, Form I and II. Palo Alto, Calif.: Consulting Psychologists Press, 1963.
Заполнить форму текущей работой