1.
Введение
Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический. Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Речевой этикет, таким образом, есть частный случай этического аспекта культуры речи.
Выбор темы работы определялся для нас тем, что именно сведения о речевом этикете составляют наиболее интересный и важный раздел культуры речи. Анализ социальных ролей в речевом этикете интересен особой значимостью — каждый из нас играет в обществе определенные роли, поэтому речевое сопровождение собственной роли должно быть наиболее действенным. Кроме того, умение правильно «читать» чужие социальные роли в речевом этикете значительно оптимизирует коммуникацию.
Актуальность выбранной темы очевидна: изучение социальных ролей в речевом этикете — важная составляющая учебной деятельности в контексте предмета «Культура речи». Кроме того, от степени усвоения социальных ролей зависит успех в профессиональной и прочей общественной деятельности.
Цели работы состоят в изучении языкового этикета как разновидности речевой деятельности, а также в изучении специфики социальных ролей в речевом этикете.
Данные цели достигаются в решении следующих задач:
1) выяснить специфику речевого этикета как разновидности речевого поведения;
2) охарактеризовать социальные роли внутри этикетного речевого поведения.
В работе представлено несколько разновидностей речевого материала:
1) фрагменты художественных и публицистических произведений, демонстрирующих те или иные теоретические положения;
2) результаты наблюдений над речью окружающих;
3) примеры речевых ошибок из учебников по культуре речи.
Данный речевой материал был проанализирован в соответствии с задачами работы. Источники речевого материала указаны в Приложении к зачетной работе.
Теоретический материал мы излагали, используя следующие издания:
1. Монография известного ученого-лингвиста Н. И. Формановской (Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. — М.: Высшая школа, 1989). Особенно главу «Социальные роли», в которой приводится исчерпывающий материал о социальных ролях речевого этикетного поведения.
2. Статья профессора Л. П. Крысина «Речевое общение и социальные роли говорящих» (Крысин Л. П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М., 1976), в которой раскрывается особенность социальной роли в процессе коммуникации.
3. Монография известного социолингвиста В. И. Карасика (Карасик В. И. Язык социального статуса. — М.: Ин-т языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992). В ней дается определение речевого этикета, идет речь об этикете как разновидности речевого поведения.
4. Учебники: Клюев КВ. Речевая коммуникация: Учеб. пособие. — М., 1998; Культура русской речи / Ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. — М., 1998; Леонтьев АЛ. Психология общения. — М., 1997. Маслова В. А. Лингвокультурология. — М., 2001. Порубов Н. И. Риторика. — Мн., 2002.