Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предмет и метод статистики как науки. 
Понятие о статистических взаимосвязях и причинности + 4 задачи

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В большинстве случаев правильным будем представление частной совокупности (однородной группы), состоящей из ядра и окружающих его явлений — слоя. Ядро — концентрированное выражение всех специфических свойств типа (группы), определяющих качественное отличие данного типа от всех иных. Кроме единиц, составляющих ядро, тип включает явления переходного качества («слой»), принадлежность которых… Читать ещё >

Содержание

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  • 1. Предмет и метод статистики как науки
  • 32. Понятие о статистических взаимосвязях и причинности
  • КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
  • Задача
  • Задача
  • Задача
  • Задача
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Предмет и метод статистики как науки. Понятие о статистических взаимосвязях и причинности + 4 задачи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Предмет и метод статистики как науки

Предметом статистического изучения всегда выступает совокупность явлений. Как правило, она включает в себя несколько частных совокупностей, представляющих особые типы явлений, иначе говоря, особые модификации изучаемой закономерности. Единицы разных частных совокупностей в рамках общего качества отличаются кругом признаков и их значений.

В большинстве случаев правильным будем представление частной совокупности (однородной группы), состоящей из ядра и окружающих его явлений — слоя. Ядро — концентрированное выражение всех специфических свойств типа (группы), определяющих качественное отличие данного типа от всех иных. Кроме единиц, составляющих ядро, тип включает явления переходного качества («слой»), принадлежность которых к данному типу может быть установлена с определенной вероятностью. Подобные явления образуют, так сказать, «полосу размыва» между типами.

Среди студентов можно встретить тип «идеальный студент»: прекрасно учится, много читает, хороший товарищ. Есть студенты не такие разносторонние, для которых важны только специальные знания; есть и другие типы. «Качество» одних студентов, их принадлежность к тому или иному типу можно определить практически безошибочно, тогда как других бывает трудно отнести к какому-то типу. Они-то и представляют собой явления переходного качества.

Соотношение между ядром и его окружением в разных типах будет, конечно, различным: это зависит от устойчивости типа, длительности его существования, взаимодействия с другими типами той же совокупности, с другими совокупностями. Однако ядро должно составлять большинство единиц того или иного типа, так как именно ядро определяет «лицо» типа, его характерные свойства.

Социально-экономическая статистика изучает совокупности однокачественных явлений в конкретных условиях места и времени. Таким образом, статистика располагает всегда ограниченным числом данных. Каждое явление возникает как результат множества факторов. В естественных науках можно проследить интересующие взаимосвязи с помощью специально проведенных лабораторных экспериментов, которые называют активными экспериментами, так как исследователь практически полностью контролирует ход эксперимента и может выделить в более или менее чистом виде влияние каждого из выбранных факторов, элиминируя влияние остальных. Иная ситуация в социально-экономических исследованиях. «При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции», — писал К. Маркс. Применяя различные методы анализа, мы проводим «пассивный» эксперимент, причем ни один метод не позволяет определить «чистый» вклад каждого из факторов по отдельности в совокупный результат.

В центре социально-экономических явлений и процессов находится человек со своими субъективными установками, активным воздействием на окружающий мир; это делает достоверность данных важнейшей проблемой статистики.

Обобщая сказанное, можно указать следующие особенности социально-экономических явлений: 1) сложность их материальной природы, многообразие количественных и качественных определений; 2) ограниченность численности; 3) динамичность; 4) многообразие видов и форм, в которых проявляются единые по своей сущности процессы, отсюда — разделение на частные совокупности, на группы особого качества; 5) взаимосвязанность явлений и признаков; невозможность элиминирования действия факторов и раздельной оценки их действия.

Специфика предмета статистики обусловливает специфику статистического метода. Он включает сбор данных (статистическое наблюдение), их обобщение, представление, анализ и интерпретацию.

Статистические данные могут быть взяты из публикаций, а можно собрать новую информацию по каждой единице совокупности (фирме, человеку, виду продукции, товару). Получение исходных данных является одной из наиболее трудных и важных задач, которые встают перед статистикой. Главное — использовать те данные, которым можно доверять.

Обобщение данных наблюдения включает группировку — разграничение общей совокупности на группы однородных единиц и сводку — обобщение значений признаков в сводные статистические показатели для характеристики каждой частной совокупности, группы и совокупности в целом. Часто данные можно получить лишь выборочным методом, а затем по выборке составить суждение о генеральной совокупности, из которой формировалась выборка. Нередко приходится идти путем испытания статистических гипотез, выдвигая предположения о свойствах генеральной совокупности и проверяя их с помощью статистико-математических критериев.

Для того чтобы пользоваться результатами обобщения или непосредственно исходной информацией, данные должны быть представлены в подходящей форме, компактно и наглядно. С этой целью строятся таблицы и графики.

Процесс анализа охватывает все стадии статистического исследования. Каждый следующий этап статистической работы зависит от предыдущего. Этап обобщения данных оказывает влияние на статистическое наблюдение — ведь именно тем, что мы хотим получить в результате исследования, определяются границы объекта наблюдения, программа наблюдения (какие признаки мы будем регистрировать у единиц совокупности).

Выделение типов в результате классификации или группировки данных обеспечивает их однородность. Тем самым создается основа для расчета сводных показателей, анализа вариации и связей. Однородность обобщаемых данных определяет устойчивость всех статистических показателей. Например, очевидно, что устойчивость значения среднего надоя молока будет разной в том случае, если показатель рассчитан в целом по России или по отдельным территориям, скажем, федеральным округам с достаточно однородными природно-климатическими условиями.

При изучении связей статистика помогает установить круг важнейших факторов, измерить хотя бы и условно силу их влияния. В решении этой задачи всегда существует опасность установления ложных связей — принять за причину просто сопутствующие явления. Например, считать черного кота или разбитое зеркало предвестием неудач.

Важным направлением анализа является изучение динамики. Чтобы предсказать развитие в будущем, нужно знать фактическую динамику в прошлом: как изменялись показатели, имелась ли тенденция в их изменении, каков характер колеблемости данных.

Каждый шаг исследования завершается интерпретацией полученных результатов: какое заключение можно сделать исходя из проведенного анализа, что говорят нам цифры — подтверждают ли они исходные предположения или открывают что-то новое? Интерпретация данных ограничена исходным материалом. Если заключения основаны на данных выборки, то она должна быть репрезентативной, чтобы выводы были отнесены к совокупности в целом. Статистика позволяет выяснить все то полезное, что содержится в исходных данных, и определить, что и как можно использовать в принятии решений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.П., Шимко П. Д. Общая теория статистики. Инструментарий менеджера международной фирмы: учеб. пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2002. — 452 с.
  2. Р.П., Басова И. И. Статистика труда: конспект лекций. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 64 с.
  3. Н.В., Нименья И. Н. Статистика. Учеб.-метод. пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2002. — 103 с.
  4. И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: учебник /Под ред. И. И. Елисеевой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 656 с.
  5. Микроэкономическая статистика: Учебник/ Под ред. С. Д. Ильенковой. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 544 с.
  6. Практикум по теории статистики/ Под ред. проф. Р. А. Шмойловой. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 416 с.
  7. Теория статистики/ Под ред. проф. Р. А. Шмойловой. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 576 с.
Заполнить форму текущей работой