Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индексы в социально-экономической статистике

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В статистике под индексом понимается относительная величина (показатель), выражающая изменение сложного экономического явления во времени, в пространстве или по сравнению с планом. В связи с этим различают динамические, территориальные индексы, а также индексы выполнения плана. Полная и достоверная статистическая информация является тем необходимым основанием, на котором базируется процесс… Читать ещё >

Содержание

  • Содержание
  • Введение
  • 1. Понятие индексов
  • Индивидуальные индексы
  • Общие индексы
  • Сводные индексы
  • Проблема выбора весов
  • 2. Индивидуальные индексы
    • 2. 1. Индекс физического объема продукции
    • 2. 2. Индекс цен
    • 2. 3. Индекс себестоимости
    • 2. 4. Индекс производительности труда
    • 2. 5. Индекс стоимости
    • 2. 5. Индекс численности рабочих
  • 3. Общие индексы
    • 3. 1. Агрегатный индекс
      • 3. 1. 1. Индекс цен (Пааше, Лайперса)
      • 3. 1. 2. Индекс физического объема товарной массы
      • 3. 1. 3. Индекс себестоимости
    • 3. 2. Индексы с постоянными и переменными весами
    • 3. 3. Средневзвешенные индексы
      • 3. 3. 1. Среднеарифметический индекс физического объема
      • 3. 3. 2. Среднеарифметический индекс трудоемкости производства
      • 3. 3. 3. Среднеарифметический индекс производительности труда (Струмилина)
      • 3. 3. 3. Среднегармонический индекс
  • 4. Базисные и цепные индексы
  • 5. Индекс инновационной способности экономики (GCI)
  • 6. Использование общих индексов в экономическом анализе
  • Заключение
  • Литература

Индексы в социально-экономической статистике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Полная и достоверная статистическая информация является тем необходимым основанием, на котором базируется процесс управления экономикой. Вся информация, имеющая народнохозяйственную значимость, в конечном счете, обрабатывается и анализируется с помощью статистики.

Именно статистические данные позволяют определить объемы валового внутреннего продукта и национального дохода, выявить основные тенденции развития отраслей экономики, оценить уровень инфляции, проанализировать состояние финансовых и товарных рынков, исследовать уровень жизни населения и другие социально-экономические явления и процессы.

Овладение статистической методологией — одно из условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенденций и прогнозирования, принятия оптимальных решений на всех уровнях деятельности.

Сложной, трудоемкой и ответственной является заключительная, аналитическая стадия исследования. На этой стадии рассчитываются средние показатели и показатели распределения, анализируется структура совокупности, исследуется динамика и взаимосвязь между изучаемыми явлениями и процессами.

На всех стадиях исследования статистика использует различные методы. Методы статистики — это особые приемы и способы изучения массовых общественных явлений. Каждый метод ориентирован на особые представления изучаемого объекта, на его особую модель. Индексный метод предполагает, что связь между признаками является жестко детерминированной, которая проявляется как в каждом отдельном случае (для отдельного товара, вида продукции, предприятия и т. д.), так и в совокупности. Индексы являются незаменимым инструментом исследования в тех случаях, когда необходимо сравнить во времени или в пространстве две совокупности, элементы которых являются несоизмеримыми величинами. И поскольку объекты изучения индексов весьма разнообразны, то они широко применяются в экономической практике.

1. Понятие индексов

В статистике под индексом понимается относительная величина (показатель), выражающая изменение сложного экономического явления во времени, в пространстве или по сравнению с планом. В связи с этим различают динамические, территориальные индексы, а также индексы выполнения плана.

Многие общественные явления состоят из непосредственно несопоставимых явлений, поэтому основной вопрос это вопрос сопоставимости сравниваемых явлений.

К какому бы экономическому явлению ни относились индексы, чтобы рассчитать их, необходимо сравнивать различные уровни, которые относятся либо к различным периодам времени, либо к плановому заданию, либо к различным территориям. В связи с этим различают базисный период (период, к которому относится величина, подвергаемая сравнению) и отчетный период (период, к которому относится сравниваемая величина). При исчислении важно правильно выбрать период, принимаемый за базу сравнения.

Индексы классифицируют по трем признакам: по характеру изучаемых объектов; степени охвата элементов совокупности; методам расчета общих индексов. По содержанию индексируемых величин индексы разделяют на индексы количественных (объемных) и индексы качественных показателей — эти индексы будут рассматриваться нами ниже в полном объеме. Индексы могут относиться либо к отдельным элементам сложного экономического явления, либо ко всему явлению в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Статистика: национальные счета, показатели и методы анализа: Справ, пособие / Под ред. И. Е. Теслюка. — Минск: БГЭУ, 1995. — С.332−338.
  2. Р. Индексы потребительских цен: методологическое руководство // Международная организация труда: Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 1993. — 248 с.
  3. Уотшем Т. Дж, Паррамоу К. Количественные методы в финансах: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ, под ред. М. Р. Ефимовой. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.-С.5−128.
  4. Р.А., Минашкин В. Г., Садовникова Н. А. Практикум по теории статистики. под ред. профессора Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2004 с 300 — 316.
Заполнить форму текущей работой