Анализ деловой активности и экономической конъюнктуры рынка
Анализ деловой активности основан на рассмотрении показателей деятельности, характеризующих качественные изменения в имущественном и финансовом положении предприятий. Цен на сырье и материалы, а также на реализуемую продукцию с целью получения дополнительной информации об инфляционных ожиданиях предпринимателей; Финансовых средств (собственных, бюджетных, кредитных и заемных), что свидетельствует… Читать ещё >
Анализ деловой активности и экономической конъюнктуры рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ деловой активности основан на рассмотрении показателей деятельности, характеризующих качественные изменения в имущественном и финансовом положении предприятий.
Критериями деловой активности организации являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся ее услугами, степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения), уровень эффективности применения ресурсов организации. Оценка уровня показателей деловой активности предприятия основывается на сопоставлении фактических результатов с «нормальным» уровнем с точки зрения сложившихся условий хозяйствования и ценообразования в обследуемом периоде.
В настоящее время Росстатом на регулярной основе проводятся обследования предприятий и организаций по формам 1-конъюнктура и 1-ДАП-ПМ.
Оценка изменений показателей деловой активности дается самими предприятиями по шкале: увеличение (улучшение), без изменений, уменьшение (ухудшение). Исследуемые показатели являются в основном качественными характеристиками и представляют собой экспертные оценки соответствующих показателей деятельности, определяемые на основе профессионального мнения руководителя предприятия.
Анализ деловой активности проводят на основе уровня и тенденции изменения следующих показателей:
- • численности занятых на предприятии, характеризующей стратегию занятости в обследуемом периоде;
- • спроса на продукцию, производимую предприятием в обследуемом периоде, с точки зрения ее востребованности на внутреннем и внешнем рынках;
- • выпуска предприятием основного вида продукции в натуральном выражении в обследуемом периоде как в целом, так и инновационной продукции;
- • запасов готовой продукции в натуральном выражении за обследуемый период;
- • запасов сырья и материалов в натуральном выражении в обследуемом периоде, характеризующих потенциальные возможности развития производства;
- • процента использования на предприятии производственных мощностей;
- • обеспеченности предприятий в отчетном периоде производственными мощностями относительно ожидаемого спроса на ближайшие шесть месяцев, что характеризует как его перспективы, так и возможности удовлетворения;
- • цен на сырье и материалы, а также на реализуемую продукцию с целью получения дополнительной информации об инфляционных ожиданиях предпринимателей;
- • финансовых средств (собственных, бюджетных, кредитных и заемных), что свидетельствует о возможностях реализации финансовой стратегии предприятия;
- • прибыли предприятия, характеризующей конечный результат производственно-финансовой деятельности;
- • показателя общей экономической ситуация на предприятии и тенденции его изменения в обследуемом периоде с учетом сформировавшегося спроса, масштабов производства, обеспеченности финансовыми ресурсами, прибыльности деятельности, конкурентной позиции;
- • внутренних и внешних факторов, отрицательно влияющих на развитие производственной деятельности предприятия;
- • оценки финансового положения на долгосрочную перспективу с учетом характеристики структуры источников средств, степени зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов, характеристики динамики инвестиций за предыдущие годы и на перспективу с определением их эффективности.
Возможны и альтернативные методики анализа деловой активности и экономической конъюнктуры, в частности одним из таких показателей является индекс деловой активности Ассоциации менеджеров и Издательского дома «Коммерсантъ». При его расчете используют два массива исходной информации — макроэкономические данные, предоставляемые официальными статистическими органами России, и данные, получаемые непосредственно от компаний — участников так называемой экспертной корзины.
Она набирается следующим образом: входящие в нее компании должны адекватно отражать отраслевую и региональную структуру российского ВВП и относиться к типичным представителям соответствующих отраслей и регионов; в дальнейшем она будет расти. Макроэкономические данные группируются по следующим категориям: производство, торговля, финансовый сектор. В общем виде интегральный индекс деловой активности — это сумма шести основных составляющих: пяти взвешенных индексов по различным отраслевым группам экономики и индекса, базирующегося на опросе входящих в экспертную корзину российских компаний. Это позволяет говорить о том, что сводный индекс адекватно отражает состояние экономики страны в целом.