Задачи статистики государственных финансов и налогообложения
Вывод. Анализ данных табл. 11 показывает, что распределение частот групп произошло вдоль диагонали, идущей из левого верхнего угла в правый нижний угол таблицы. Это свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между доходами бюджета и расходами бюджета. Используя разработочную таблицу 3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х Доходы… Читать ещё >
Содержание
- I. Раздел
- Введение
- 1. Понятие государственного бюджета
- 2. Задачи статистики государственных финансов и налогообложения
- 3. Определения и показатели статистики государственного бюджета
- Раздел II.
- Задание
- Задание
- Задание
- Задание
- Ш Аналитическая часть
- 1. Анализ состояния федерального бюджета РФ в текущем году
- 2. Анализ доходов
- 3. Анализ расходов
- Заключение
- Список литературы
I Раздел
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1]. Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т. д.
Целью данной работы является ознакомление с материалами, овладение теоретическими знаниями и применение их на практике.
Задача: во первых, — раскрыть основные задачи соответствующего раздела статистики, дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во вторых, — описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей; в третьих, — решить задачи в соответствии с номером варианта.
Актуальность темы нужна для более эффективного изучения развития социальной статистики.
Работа состоит из 3 разделов теоретического, расчетного и аналитического. Первый раздел имеет 3 главы. В первой главе рассмотрено понятие государственного бюджета, во второй — задачи статистики государственных финансов и налогообложения, в третьей — определения и показатели статистик государственного бюджета.
1. Понятие государственного бюджета
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения. 1, c.54]
Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этм же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т. п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и её бюджетном устройстве.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» [1, ст.6]. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.
Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.
Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:
первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень — местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). [2, c.102]
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований
Консолидированный бюджет РФ это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
2. Задачи статистики государственных финансов и налогообложения
Государственные финансы — важная сфера финансовой системы страны. Под государственными финансами понимаются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на нужды обороны и управления, социально-культурные потребности членов общества, производственно-экономические и научно-технические программы. Согласно отечественным традициям государственные финансы включают бюджеты различных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.
Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи на федеральном, территориальном и местном уровне. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода. Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды различают по функциональному назначению (имеющие экономический, социальный или природоохранный характер) и по уровням управления (общегосударственный, территориальный и региональный). Тенденции развития статистики государственных финансов таковы, что показатели собственно бюджета и показатели внебюджетных фондов могут отражаться в едином блоке статистике государственного бюджета. Так как в условиях рыночной экономики преобладающая часть доходной части бюджета — это налоговые поступления, то имеет смысл рассмотреть статистику государственных финансов под углом зрения бюджета.
Государственный бюджет — важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика основных его параметров, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно эта задача состоит в том, чтобы определить: общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
структуру доходов государственного бюджета;
структуру расходов государственного бюджета;
источники финансирования бюджетного дефицита;
размеры государственного внутреннего долга;
размеры и структуру налогообложения, эффективность проведения государством фискальной политики;
влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни;
эффективность проведения государством фискальной политики. 3, c.89]
Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности органов государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности органов государственного управления отражаются в отечественной статистике.
3. Определения и показатели статистики государственного бюджета
Одной из важнейших категорий, применяемых в статистике государственного бюджета, является «сектор государственного управления». Важность этой категории состоит в том, что определение сектора позволяет установить тот круг институционных единиц — государственных организаций и учреждений, доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В этот сектор входят единицы, деятельность которых связана с выполнением государством функции управления. Эта функция заключается в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства.
Характер системы статистических показателей государственного бюджета определяют категории, которые отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам экономики. Это такие категории, как: поступления или платежи;
поступления (платежи) невозвратные или возвратные;
поступления (платежи) возмездные или невозмездные;
текущие или капитальные поступления (платежи);
приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
приобретение финансовых активов в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.
Определение этих категорий важно для правильного отражения экономических операций, имеющих различную экономическую природу, например распределительных операций и операций, имеющих перераспределительный характер, или для поступления ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступления ресурсов, не увеличивающего доходную часть бюджета, а финансирующего бюджетный дефицит, — с другой.
Список литературы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. — 2-е изд., доп. М.: Издательство НОРМА, 2000.
- Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999.
- ФЗ № 186-ФЗ от 23 декабря 2003 года «О Федеральном Бюджете на 2004 год».
- Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.
- Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
- Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
- Экономик/ Под ред. А. С. Булатова. М.: Юристъ, 1999.
- Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л. Г. Баранова, О. В. Врублевская и др. М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 1998.
- Финансы, денежное обращение и кредит. А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. М.: ЮНИТИ, 2000.
- Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В. М. Радионовой. М.: Финансы и статистика, 2002.