Статистическое наблюдение за ценами
Моменты регистрации цен различаются по отдельным товарам и услугам и устанавливаются с учетом интенсивности изменения уровня цен в течение месяца. Основной принцип при формировании выборки моментов наблюдения цен состоит в том, чтобы цены регистрировались на данный товар в один и тот же момент времени каждого месяца. Существующая система наблюдения за ценами включает также использование… Читать ещё >
Статистическое наблюдение за ценами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация наблюдения за ценами на товары и услуги осуществляется органами государственной статистики с использованием рекомендаций международных организаций и учетом практического опыта в области статистики цен. Если до конца 1980;х гг. в основе статистического наблюдения лежал строго документированный и сплошной учет цен, то начиная с 1989 г. государственная статистика перешла на выборочную систему регистрации цен на товары и услуги. Наряду с выборочными обследованиями сбор информации о ценах осуществляется и с помощью статистической отчетности в отраслях и секторах экономики. Этот метод несплошного наблюдения за уровнем цен, как показала практика стран с развитой рыночной экономикой, вполне оправдан даже в условиях макроэкономической нестабильности.
Исходя из отраслевой специфики и целевого назначения продукции, органы статистики РФ осуществляют систематическое наблюдение за ценами в следующих направлениях:
- а) на товары и услуги потребительского рынка;
- б) на товары предприятий-производителей по отраслям промышленности;
- в) на материально-технические ресурсы (цены приобретения);
- г) по капитальным вложениям и элементам их технологической структуры;
- д) на продукцию, реализованную сельскохозяйственными товаропроизводителями;
- е) тарифы на грузовые перевозки;
- ж) тарифы на платные услуги;
- з) цены на первичном и вторичном рынках жилья.
Формирование выборочной совокупности товаров (услуг) — представителей осуществляется модифицированным методом основного массива, т. е. посредством отбора наиболее типичных товаров, пользующихся массовым спросом, в сочетании с выборкой периодически повторяющихся моментов наблюдения за ценами.
Формирование выборочной совокупности включает три основных этапа:
- а) отбор базовых предприятий;
- б) отбор товаров-представителей;
- в) выбор моментов регистрации цен и тарифов.
В зависимости от целей сбора ценовой информации (расчет индексов цен на потребительском рынке, цен производителей и др.) каждый этап выборки имеет свои особенности. Вместе с тем для обеспечения репрезентативности выборочного наблюдения за ценами должен соблюдаться единый методологический подход, т. е. нужно регистрировать цены на одних и тех же предприятиях, на одни и те же товары (услуги) одинакового качества, в один и тот же момент времени.
Базовое предприятие — это предприятие торговли, промышленности, строительства и т. д., которое оказалось отобранным в условиях принятого метода отбора. Совокупность базовых предприятий должна быть репрезентативно представленной как в региональном, так и в отраслевом разрезе структуры изучаемых сфер деятельности.
Товар-представитель — конкретный товар (марка, артикул) или малая товарная группа, основой которой является общность потребительского назначения. Товарами-представителями должны быть наиболее типичные товары, пользующиеся массовым спросом. Обычно критерием их отбора является либо доля данного товара в общем объеме реализации, либо возможность регулярного получения сведений о ценах.
Моменты регистрации цен различаются по отдельным товарам и услугам и устанавливаются с учетом интенсивности изменения уровня цен в течение месяца. Основной принцип при формировании выборки моментов наблюдения цен состоит в том, чтобы цены регистрировались на данный товар в один и тот же момент времени каждого месяца. Существующая система наблюдения за ценами включает также использование экспертных оценок, методов малой выборки, обследование контрактов-договоров, использование материалов финансовых и налоговых органов и т. д. Все это позволяет получить достоверную и всестороннюю информацию о ценах на внутреннем рынке страны.