Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Представление управленческих и нетрадиционных технологий в интеллектуальной информационной системе руководителя медицинского учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многообразие медицинских технологий, научных подходов и научных пкол обуславливает отсутствие единообразной терминологической системы. Лротиворечия в толковании смысла некоторых терминов не только в рамках зсего медицинского учреждения в целом, но даже в отдельных его подразделе-шях сегодня мешают практической и научной работе. Например, в таких технологиях как прикладная кинезиология, мануальная… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ (ПО ОБЗОРУ ЛИТЕРАТУРЫ)
  • 1. Л.Состояние проблемы разработки интеллектуальных АРМ
    • 1. 1. 1. Интеллектуальные АРМ руководителя
    • 1. 1. 2. Интеллектуальные АРМ в медицине
    • 1. 1. 3. Интеллектуальные АРМ руководителя медицинского учреждения
    • 1. 2. Состояние проблемы представления знаний по медико-управленческим и нетрадиционным медицинским технологиям
    • 1. 2. 1. Представление знаний по управленческим технологиям
    • 1. 2. 2. Представление знаний по управленческим технологиям в медицине
    • 1. 2. 3. Представление знаний по нетрадиционным медицинским технологиям
    • 1. 3. Цель и задачи работы
    • 1. 4. Положения, выносимые на защиту
    • 1. 5. Результаты и вывод по главе
  • 2. СИНТЕЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АРМ РУКОВОДИТЕЛЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • 2. Л.Специфика и проблематика 19 2.1.1 .Специфика и проблематика научно-практического медицинского учреждения 19 2.1.2.Специфика и проблематика информационных технологий для медицинского учреждения
    • 2. 1. 3. Предпосылки создания интеллектуального АРМ руководителя научно-практического медицинского учреждения
    • 2. 2. Разработка интеллектуального АРМ руководителя медицинского учреждения
    • 2. 2. 1. Сценарий функционирования ИАРМ-Р
    • 2. 2. 2. Создание трехзвенной системы знаний в ИАРМ-Р
    • 2. 2. 3. Организация диалога с пользователем. Свойства диалога
    • 2. 2. 4. Демонстрационная версия ИАРМ-Р
    • 2. 2. 5. Исследовательская версия ИАРМ-Р
    • 2. 2. 6. Пример достижения целей разработки ИАРМ-Р
    • 2. 3. Испытания интеллектуального АРМ руководителя
    • 2. 4. Результаты и вывод по главе

    З.СИСТЕМА ЗНАНИЙ КАК ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АРМ РУКОВОДИТЕЛЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 46 ЗЛ. Общая концепция системы знаний для интеллектуального АРМ руководителя 46 3.2.0ценка завершенности теории и технологии построения систем знаний

    3.3.Синтез системы знаний для интеллектуального

    АРМ руководителя

    3.3.1.Место системы знаний в схеме синтеза интеллектуального АРМ руководителя

    3.3.2.Структуризация информации и наполнение информационного дуплекса системы знаний

    3.3.3 Алгоритм настройки систем знаний под специфику НПМУ

    3.4.Результаты и вывод по главе

    4.СИСТЕМА ЗНАНИЙ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    4.1.Моделирование медико-управленческих технологий

    4.1.1.Целеполагание

    4.1.2.Структурные модели 76 4.1.3 .Структурно-функциональные модели

    4.2.Моделирование нетрадиционных медицинских технологий 89 4.2.1 .Проблемы формализации знаний по нетрадиционной медицине 89 4.2.2.Алгоритмические модели

    4.3.Результаты и вывод по главе

    5.СИСТЕМА ЗНАНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ РЕИНЖИНИРИНГОМ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    5.1.Структура системы знаний по управлению реинжинирингом научно-практического медицинского учреждения

    5.2.Синтез критериев оценки деятельности медицинского учреждения

    5.2.1.Анализ существующих критериев

    5.2.2.Адаптация критериев для медицинского учреждения

    5.3. Информационный аспект задачи управления медицинским учреждением

    5.3.1 .Составляющие интегрального критерия

    5.3.2.Переменная управляющего воздействия (и)

    5.3.3.Переменная состояния (X) и отклика (У) о состоянии объекта

    5.3.4.Переменная помех (V)

    5.4.Концепция перехода к системно-интеллектуальным технологиям управления медицинским учреждением

    5.5.Итоговое представление моделирования медико-управленческих и нетрадиционных медицинских технологий и управления реинжинирингом НПМУ

    5.5.Результаты и вывод по главе

Представление управленческих и нетрадиционных технологий в интеллектуальной информационной системе руководителя медицинского учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В диссертации рассматриваются вопросы моделирования медико-управленческих и нетрадиционных медицинских технологий и синтеза интеллектуального АРМ руководителя научно-практического медицинского учреждения. Теме взаимодействия системотехников, математиков и когнитологов с медиками посвящены работы Р. Беллмана, С. А. Гайсаряна, С. Л. Гольдштейна, Х. Дона, И. И. Еремина, Б. А. Кобринского, В. Д. Мазурова, И. М. Гельфанда, Б. Н. Розенфельда, М. Б. Славина, М. В. Сапир, В. М. Тавровского, Г. А. Хая, Д. С. Чернавского, М. А. Шифрина и других. В решение проблемы синтеза интеллектуальных систем большой вклад внесли Дж. Вейценбаум, С. О. Кузнецов, В.С.Переверзев-Орлов, Э. В. Попов, Г. С. Поспелов, Д. А. Поспелов, С. А. Редкозубов, Т. Саати, В. К. Финн и многие другие.

На сегодняшний день компьютеризация успешно осуществляется на низовом, технологическом уровне деятельности, в то время как многие функции управления сложными социо-организационными системами, какими являются и медицинские учреждения, по-прежнему реализуются без информационно-компьютерной и системно-интеллектуальной поддержек. Сейчас все больше становится очевидным, что для успешного развития и обеспечения конкурентоспособного уровня управленческих и специфических (нетрадиционных) технологий руководителю необходим интеллектуальный компьютерный помощник. Таким образом, актуальной задачей в рамках перепроектирования деятельности социо-организационных систем является разработка интеллектуальных АРМов руководителя, как компьютерного инструментария поддержки управленческих и технологических решений в рамках корпоративной информационной системы (разработки В. А. Ирикова, В. Н. Буркова, Е. Р. Лазебника, А. А. Крючкова, О. В. Логиновского и др.). Интеллектуальность АРМ обусловлена тем, что перевод любой сферы деятельности в новое качество, основанный на новых информационных стратегиях и методах системного проектирования, неизменно должен включать в себя работу с понятийными моделями, тезаурусами, системами знаний (работы В.С.Переверзева-Орлова, С. Л. Гольдштейна, Л. Д. Мешалкина,.

С.И.Гольдберга и др.). Причиной этого является формирование в последнее время нового подхода к представлению и обработке информации, заключающегося в использовании знаний как самостоятельных структурных элементов информационных систем. Определение знаний в качестве важнейшего информационного ресурса открывает новые пути развития общества, особенно в таких слабоформализуемых предметных областях как медицина. Гипертекстовые системы знаний, как составная часть интеллектуального АРМ руководителя, призваны обеспечить маршрутизацию мышления пользователя в проблемной нечеткой ситуации, в соответствии с его компетенцией и интеллектуальным уровнем. При этом, основная канва деятельности руководителя связана с многокритериальной оценкой качества результатов и процессов в рамках модели управления. Предоставляемая системой знаний четкая структуризация информации о проблемной ситуации, предметных технологиях и системной деятельности — самая надежная основа для поддержки принятия эффективных решений.

Работа выполнялась в соответствии с базовой темой № 3649 кафедры вычислительной техники Уральского государственного технического университета (УГТУ) «База знаний систем моделирования сложных объектов» (в рамках программы Министерства общего и профессионального образования РФ «Технический университет»), научно-исследовательской работой № 3740 кафедры вычислительной техники УГТУ «Моделирование и проектирование информационных интеллектуальных систем" — а также концепцией информатизации здравоохранения России и программой «Информатизация здравоохранения России на 1996;98 годы», утвержденной приказом Минздравмедпрома РФ от 23.04.96 № 158 и концепцией развития информатизации педиатрической службы РФ, утвержденной первым заместителем министра здравоохранения РФ 26.01.98.

Вывод:

Развитые теоретические и технологические предпосылки синтеза систем знаний могут быть базой для интеллектуального АРМ руководителя научно-практического медицинского учреждения.

4.СИСТЕМА ЗНАНИЙ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

В предыдущей главе рассмотрены теория и технология построения сис-м знаний, как основного компонента интеллектуального АРМ руководителя, ажным этапом решения задачи настройки и наполнения системы знаний явля-ся моделирование объектов/технологий, составляющих содержательную тцность ИАРМ-Р. В данной главе эта проблема рассматривается для ИАРМ-Р ПМУ. Исходя из задачи исследования, необходимо осуществить моделирова-ле медико-управленческих технологий и технологий нетрадиционной меди-ины.

4.1.Моделирование медико-управленческих технологий.

Для осуществления моделирования МУТ необходимо реализовать сис-гмный метод целеполагания в интересах НПМУ.

4.1.1.Целеполагание.

Алгоритм системного метода целеполагания в самом общем виде вклю-ает в себя следующие этапы /90/: работа с лозунгамипостроение проблематикиопределение глобальной цели, определение критерия достижения целидекомпозиция глобальной цели на задачи, функции, процессы. 1.1.1.1.Терминология.

Многообразие медицинских технологий, научных подходов и научных пкол обуславливает отсутствие единообразной терминологической системы. Лротиворечия в толковании смысла некоторых терминов не только в рамках зсего медицинского учреждения в целом, но даже в отдельных его подразделе-шях сегодня мешают практической и научной работе. Например, в таких технологиях как прикладная кинезиология, мануальная терапия, в связи с их муль-гидисциплинарной направленностью, остро ощущается потребность в формизвании упорядоченного терминологического ядра, путем создания системного юссария, охватывающего и ряд смежных отраслей. 1.1.2.Лозунги развития.

Шаблон классификации и оценки лозунгов приведен в табл. 4.1. Такой эдход позволяет выявить группы лозунгов, первоочередная реализация кото-лх необходима и возможна.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Эффективное решение этих проблем состоит в разработке систем знаний) нетрадиционным медицинским технологиям (СЗ НМТ) в составе ИАРМ-Р. 3 НМТ могут включать в свой состав на уровне опций набор системных ин-ллектуальных подсказчиков (СИП) /99/.
  2. ТД = <�ИП,Пр,У,Ср,КП-11>, (4.1)е ИП исходный полупродукт (сырье), Пр — процесс,
  3. Рассмотренный пример позволил впервые выделить три системотехниче-:ие проблемы, связанные с выходом на требуемое состояние проектируемой стемы знаний.
  4. С учетом всех трех проблем, можно представить условия рациональности УР) системы знаний для данной предметной области в виде:
  5. УР СЗПО = <ПОБП, ПОПГ, ПОКСГ, ПОГТ, ПСГТ-Я*>, (4.2)де ПОБП правила отбора базовых понятий предметной области в глосса1. ИЙ,
  6. ПОПГ правила оценки минимаксной полноты глоссария, ПОКСГ — правила оценки качества структуризации глоссария, ПОГТ — правила отбора гипертекстов для вершин и дуг структурированного глоссария,
  7. ПСГТ правила оценки качества структуризации гипертекстов, Я* - матрица связи.
  8. Таким образом, СЗ НМТ должна создаваться в соответствии с условием 4.2). Возможность рационального создания СЗ НМТ предоставляет использование алгоритмических моделей деятельности специалистов в данной предметной области.42.2.Алгоритмические модели
  9. На рис. 4.10 приведен пример вызывающего алгоритма для НМТ диаг-остики методами прикладной кинезиологии. Пакет алгоритмов НМТ приведен Приложении 2.
  10. Рис. 4.10. Алгоритм диагностики методами прикладной кинезиологии
  11. Результаты и вывод по главе 4езультаты:
  12. Показано, что существует проблема структурирования исходной информа-щи по функциям в НПМУ- построены структурные модели деятельноститму.
  13. Проведено моделирование нетрадиционных медицинских технологий, а шенно:
  14. Выделены и проанализированы три проблемы формализации знаний и синтеза систем знаний для НМТ.
  15. Получены алгоритмические модели одного из видов НМТ диагностикиметодами прикладной кинезиологии.1. Вывод:
  16. Моделированием МУТ и НМТ созданы теоретические и технологические пред-тосылки наполнения систем знаний гипертекстами в интересах интеллектуаль-*ого АРМ руководителя научно-практического медицинского учреждения.
  17. СИСТЕМА ЗНАНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ РЕИНЖИНИРИНГОМ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  18. Структура системы знаний по управлению реинжинирингом научно-практического медицинского учреждения
  19. На основе /13/ была предложена структура системы знаний по управлению реинжинирингом НПМУ, верхние уровни которой представлены на рис. 5.1.
  20. Рис. 5.1. Структура системы знаний по управлению реинжинирингом НПМУ Спецификация к рис. 5.1.1. О. РЕИНЖИНИРИНГ НПМУ1 .СПЕЦИФИКА НПМУ 1.1 .Специфика статуса
  21. Специфика структуры и функционирования13. Специфика становления14.Специфика развития15. Специфика окружения
  22. ПРОБЛЕМАТИКА РЕИНЖИНИРИНГА НПМУ 2.1 .Терминология 2.2.Лозунги развития23. Проблематика развития24 .Це лепо л агание25. Задачи, функции, процессы
  23. Структурирование исходных сведений
  24. Методы оценки состояний и проблемных ситуаций
  25. Постановка задач на моделирование в интересах медицинского учреждения3. РЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НПМУ31. Варианты структуры деятельности НПМУ
  26. Оценка деятельности по существующим критериям
  27. Существующие средства фиксации реального состояния
  28. Неудовлетворенность реальным состоянием4. ПЛАНИРУЕМОЕ СОСТОЯНИЕ НПМУ 4.1 .Система показателей качества деятельности 4.2.Требования к технологиям
  29. ПЕРЕВОД НПМУ В НОВОЕ (ПЛАНИРУЕМОЕ) КАЧЕСТВО 5.1 .Ресурсы развития52. Модели поведения53.Модели управления54. Модели развития
  30. План внедрения ожидаемых результатов
  31. СРЕДСТВА СИСТЕМНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЗДАНИЯ И МОНИТОРИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НПМУ
  32. Средства фиксации и мониторинга проблемных ситуаций
  33. Средства фиксации знаний о технологиях
  34. Средства фиксации знаний о переводе в новое качество
  35. Средства алгоритмического моделирования деятельности
  36. Средства функционально-структурного моделирования деятельности
  37. Средства информационного моделирования деятельности
  38. Средства динамического моделирования деятельности68. Средства планирования
  39. Интегральные средства системной и информационной поддержки 6.10.Оценка наличия средств системной и информационной поддержки
  40. В предыдущих разделах уже рассмотрены некоторые составляющие реинжиниринга НПМУ, которые являются инфосырьем для наполнения вершин рис. 5.1. (вершины 1, 1.1−1.5, 2, 2.1 -2.8, 3.1, 6).
  41. Синтез критериев оценки деятельности медицинского учреждения
  42. Одной из ключевых задач, которую должен решать ИАРМ-Р, является помощь руководителю в оценке деятельности учреждения.
  43. Для создания механизма анализа существующей системы критериев нами введено понятие модели критериальной системы (МКС):
  44. МКС = <У 00, У С Д, УКИ- R>, (5.1)где УОО уровень однозначности оценки,
  45. В зависимости от свойств критериев предложены формализованные правила оценки вариантов ответов (УКИ=Т00%).
  46. При синтезе требований к интеллектуальным информационным средствам поддержки принятия решений (в том числе ИАРМ-Р) предложено учитывать следующие составляющие:
  47. СТ = СИУ, СКД, СУ, СКК>, (5.2)где СТ составляющие для синтеза требований к ИАРМ-Р-
  48. СИУ специфика информационных процессов с точки зренияуправленца-
  49. СКД специфика качества деятельности учреждения-
  50. СУ специфика информационных процессов в учреждении-
  51. СКК система критериев оценки качества деятельности учреждения.
  52. Только при условии выполнения перечисленных правил появляется возможность получения системно обоснованной оценки деятельности учреждения в области качества.52.2.4.Пример для НПМУ
  53. Предложенная в /87/ критериальная система была адаптирована под НПМУ. Требования из п. 5.2.2.3 были модифицированы в соответствии со спецификой критериальной системы (табл.5.1).
  54. Требования для критериев оценки деятельности НПМУ Таблица 5.11. КРИТЕРИИ ТРЕБОВАНИЯ
  55. Планирование в области качества
  56. Использование потенциала работников
  57. Рациональное использование ресурсов
  58. Управление технологическими процессами
  59. Удовлетворенность потребителей Должны быть предложены варианты ответов для оценки каждой составляющей критериев по шкале, где каждому варианту присваивается вес (в соответствии с экспертной оценкой)
  60. Удовлетворенность персонала работой в организации
  61. Влияние организации на общество
  62. Результаты работы организации Должны оцениваться показатели НПМУ в сравнении с показателями конкурентов / лучших организаций в соответствии со шкалой оценки
  63. Информационный аспект задачи управления медицинским учреждением
  64. СЗ по управлению реинжинирингом НПМУ должна содержать структурированную информацию по стратегическому реформированию и управлению учреждением.
  65. Под информационным аспектом (ИА) задачи управления в соответствии с /12/ будем понимать
  66. ИА = <СНП, ВБД, ВСЗ- Я>, (5.3)где СНП сбор информации и наведение информационного субпорядка-1. ВБД выход на базы данных-
  67. ВСЗ выход на системы знаний-
  68. Я движение информации о процессе управления как матрица связи.
  69. Одним из важных аспектов получения системнообоснованных ВБД и ВСЗ является моделирование и синтез критерия оценки качества управленческих технологий.
  70. Исходя из строгого взгляда на процесс управления социо-организационными системами /16/ для интегрального критерия I (t) оценки качества управления следует ориентироваться на формализм вида (1.1).
  71. Для решения проблемы далее рассмотрены составляющие моделей (5.3) в1.1).53.1.Составляющие интегрального критерия
  72. В этой канве реализован синтез инструментальных средств, обеспечивающих возможность оценок и принятия решений по критерию I и каждой составляющей из (1.1).
  73. Интегральный критерий оценки качества управления может быть синтезирован по предлагаемой ниже схеме (на примере для медицинского учреждения /16/).
  74. Пусть I интегральный критерий оценки качества деятельности. Из (5.4): I = 11+ 12а2+ 13а3 +.+ 18а8+.+ 1нак, (5.5)где 18 показатель качества б-го вида деятельности медицинского учреждения,
  75. N количество видов деятельности- а! + а2 +.+ ам=1.
  76. Рис. 5.3. Пример служебного пространства координат (а) и ситуационной диаграммы (б) для фиксации реального состояния социо-организационной системы.1. КРЗ1. КПК Да)1. КРЗ = Е (КПК, КПЗ), (5.9)где КРЗ пропорционально КПК и КПЗ.
  77. ПК1 предметно-технологическая подготовка- ПК2 — общекультурная подготовка-
  78. ПК3 управленческая подготовка- ПК4 — системная подготовка.
  79. При оценке управленческих кадров /89/ особое внимание следует уделить последним двум составляющим.
  80. КПЗ в (5.7) определяется на стратегическом, тактическом и технологическом уровнях следующим образом:
  81. ТУО требования, которым должен удовлетворять ответ.
  82. АМеханизм управления системой2. Над система21. Механизм управления системой в надсистеме 2.2.Каналы связи между системой и надсистемой3. Среда
  83. Таким образом, рассмотрены все составлющие критерия (1.1) и предложены их структурные модели. Адаптируя их под НПМУ, получили содержательное наполнение СЗ по управлению реинжинирингом НПМУ.
  84. Это дало возможность использовать системно-интеллектуальную поддержку при выборе перспективных направлений развития, технологий и команд управления в НПМУ.
  85. Концепция перехода к системно-интеллектуальным технологиям управления медицинским учреждением
  86. Пакет концепций является основой для разработки плана развития перспективных технологий в медицинском учреждении.
  87. Итоговое представление моделирования медико-управленческих, нетрадиционных медицинских технологий и управления реинжинирингом НПМУ
Заполнить форму текущей работой